Анализ экзамена по обществознанию в форме егэ. Анализ экзамена по обществознанию в форме егэ Результаты пробный егэ по обществознанию
Южная ул., д. 29а, ЗАТО Комаровский, Оренбургская обл., 462781
E-mail: *****@***ru
20.02.2017. № 33
Аналитическая справка
о результатах пробного ЕГЭ по обществознанию в 11 классе
2016-2017 учебный год
3. Проанализировать типичные ошибки и на этой основе запланировать коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по обществознанию.
4. Обеспечить систематическое повторение пройденного материала в целях прочного овладения выпускниками 11 –ого класса основных элементов содержания курса обществознания для повышения среднего балла.
Срок: второе полугодие 2016-2017 учебного года.
5. Провести коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся по темам, в которых были допущены ошибки.
5.Довести до сведения родителей под роспись информацию о результатах экзамена.
6.Педагогам, работающим в выпускных классах обратить особое внимание на задания работы с текстом и написание исторического сочинения, работу с текстом.
Срок: второе полугодие 2017 года.
Главный специалист ООК
На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по обществознанию был в 2017 году .
Скачать документ.
Таблица 1
Средний балл ЕГЭ 2017 по обществознанию
Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2017 г. – 317 883 человека, что, как и в предыдущие годы, составило более половины (55%) от общего числа участников ЕГЭ.
Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на различные специальности связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к получению минимального балла).
Особенностью контингента участников ЕГЭ по обществознанию является его крайняя неоднородность: определенная доля участников обладает высоким уровнем обществоведческой подготовки и целенаправленно готовится к поступлению на гуманитарные специальности ведущих вузов, но велика и доля участников с плохой подготовкой, не способных в то же время сдать экзамены по естественным и точным наукам или рассматривающих ЕГЭ по обществознанию в качестве резервного варианта.
Средний тестовый балл в 2017 г. составил 55,44, что на 2,3 балла выше, чем в 2016 г. (53,14).
Повышение среднего тестового балла может быть обусловлено эффективностью комплекса мер по повышению качества проверки заданий с развернутым ответом (методические материалы для экспертов предметных комиссий, вебинары, введение дополнительного условия назначения работ участников ЕГЭ на третью проверку), а также практически полным исключением из числа участников основного периода экзамена выпускников прошлых лет, которые показывали самые низкие результаты. Процент участия выпускников текущего года – 98,98.
Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2017 г. сократилась в сравнении с 2016 г. и составила 13,8% (в 2016 г. – 17,6%). К перечисленным выше обстоятельствам, повлиявшим на повышение среднего балла ЕГЭ, в данном случае следует добавить акцентирование методической работы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ на дифференцированной подготовке выпускников с разным потенциалом, помощь обучающимся из группы «рискующих не получить минимальный балл». Число стобалльников в 2017 г. повысилось в сравнении с 2016 г.: 142 против 59, их доля от общего числа участников увеличилась вдвое (соответственно 0,04% и 0,02%).
В 2017 г. доля высокобалльников в сравнении с 2016 г. увеличилась до 4,46% (с 3,11% в 2016 г.), что вполне объяснимо с учетом тенденции повышения среднего тестового балла и повышения качества работы предметных комиссий, а также сформированностью методических походов к организации предэкзаменационной подготовки участников ЕГЭ.
По данным Рособрнадзора, в основной период сдачи ЕГЭ обществознание сдавали около 318 тыс. участников, физику – более 155 тыс., литературу – более 41 тыс. Отмечается, что средние баллы по всем трем предметам в текущем году сопоставимы с результатами прошлого года.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов пояснил, что это говорит о стабильности экзамена и объективности оценивания, а также о грамотной работе с результатами ЕГЭ, когда они анализируются и используются в работе институтов повышения квалификации педагогов.
Вместе с тем, ведомство сообщает о сокращении числа участников ЕГЭ, которым не удалось преодолеть установленный минимальный порог по предметам:
- по обществознанию с 17,5% в прошлом году до 13,8% в текущем;
- по физике – с 6,1% до 3,8%;
- по литературе – с 4,4% до 2,9%.
Что вправе сделать обучающийся, если вуз, с которым у него заключен договор платных образовательных услуг, лишится лицензии? – Ответ в материале "Лицензирование деятельности" в
"Энциклопедии решений. Корпоративное право"
интернет-версии си
стемы ГАРАНТ. Получите
на 3 дня бесплатно!
Помимо этого, сообщается, что благодаря использованию технологии сканирования работ участников в пунктах проведения экзаменов итоги единых госэкзаменов по обществознанию, литературе и физике были обработаны раньше сроков, установленных графиком выдачи результатов. Таким образом, выпускники узнают свои результаты по указанным предметам на день раньше.
Анализ экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ
Количество учащихся: 3
Количество писавших работу: 3
Учитель: Залевская Н.И.
ФИ ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания 2 группы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
человек и общество, включая познание и духовную культуру | экономика | социальные отношения | политика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
первичный | вторичный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
% выполнения |
Абсолютная успеваемость: 100%
ФИ ученика | Часть 1 (35 баллов) | Часть 2 (27 баллов) | Всего баллов | % выполнения |
||
первичных | вторичных |
|||||
Анализ экзамена в форме ЕГЭ показал следующее:
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом, задания двух уровней сложности: 10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Максимальный первичный балл - 35
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
Задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;
Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;
Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания 1-3 нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.
Задания 4-19 включают в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4-6); экономика (задания 7- 10), социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13-15); право (задания 16-19).
Задание 20 направлено на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в нейфакты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешниесвязи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальныхобъектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальнойсистемы, социальных качеств человека.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (23-29). Максимальный первичный балл - 27.
Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте.
Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания.
Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять
обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем.
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23-28 - по 3 балла; задания 29 - 5 баллов.
Итого - 29 заданий (62 балла).
Анализ показал, что учащиеся лучше выполнили задания 1 части по сравнению с пробным экзаменом, проведенным в апреле 2017 г. (рис. 1)
Рисунок 1.
Сравнительный анализ выполнения заданий 1 части
Анализ показал, что учащиеся лучше выполнили задания 2 части по сравнению с пробным экзаменом, проведенным в апреле 2017 г. (рис. 2)
Рисунок 2.
Сравнительный анализ выполнения заданий 2 части
Анализ показал, что учащиеся улучшили свои показатели выполнения заданий на базовом, повышенном и высоком уровнях (таб. 1).
Таблица 1.
Сравнительный анализ выполнения заданий (по уровням сложности)
ФИ ученика | Базовый уровень (19 б.) | Повышенный уровень (20 б.) | Высокий уровень (23 б.) |
|||||
7 баллов\37% | 12 баллов\63% | 12 баллов\60% | 11 баллов\55% | 9 баллов\39% |
||||
6 баллов\32% | 14 баллов\74% | 11 баллов\55% | 14 баллов\70% | 3 балла\13% | ||||
14 баллов\74% | 15 баллов\79% | 8 баллов\40% | 16 баллов\80% | 0 баллов\0% | 8 баллов\35% |
Средний балл по классу - 57,7 (на пробном экзамене - 44,6 ).
Анализ выполнения задания показал, что учащиеся выполнили:
- 56 % заданий 1 группы (пробный - 44% );
- 89 % заданий из раздела "Человек и общество, включая познание и духовную культуру" (пробный - 44 %);
- 76 % заданий из раздела «Экономика» (пробный - 45,5 %);
- 78 % заданий из раздела «Социальные отношения» (пробный - 41,5 %);
- 50 % заданий из раздела «Политика» (пробный - 50 %);
- 58 % заданий из раздела «Право» (пробный - 62 %);
- 100 % задания №20 (пробный - 66 %);
- 35 % заданий 2 части (пробный - 11 %).
Затруднения вызвало задания 3, 17 (базовый уровень); 15, 18 (повышенный уровень); 24-29 (высокий уровень).
Единый государственный экзамен – обязательное испытание при получении общего среднего образования и продолжения образования в средних и высших учебных организациях. Различаются обязательные предметы и дисциплины по выбору. В числе вторых уже не первый год в лидеры выходит обществознание. В этом году его напишут около 400 тыс. школьников .
Порядок проведения, выставления баллов и объявление результатов ЕГЭ регламентированы в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».
Рассмотрим, когда будут известны результаты ЕГЭ по обществознанию 2017 и какие существуют способы их узнать.
Когда будут результаты экзамена?
Расписание ЕГЭ по обществознанию 2017 года определило день сдачи дисциплины на 5 июня , понедельник. В качестве резервной даты выделено 21 июня, а также 1 июля – день, когда можно успеть сдать любой предмет.
Согласно правилам проведения единого экзамена, сроки проверки выполненных заданий и оглашения результатов имеют определенные временные рамки:
- Бланки КИМов (контрольно-измерительных материалов) сканируются в местах проведениях экзамена и в электронном виде отправляются в региональные центры обработки информации. Этот этап занимает до 4 дней;
- Из региональных центров сканы работ переходят в федеральный центр, где повторно обрабатываются. Это самый длительный период, который может длиться до недели;
- Выданные на федеральном уровне результаты передаются обратно в регионы (1 день);
- На местах государственные экзаменационные комиссии на заседаниях подтверждают результаты федеральной проверки (1 день);
- На опубликование результатов также отводится 1 день.
Итого на проверку результатов ЕГЭ уходит не более 14 дней. Учитывая, что в этот срок попадает праздничный день 12 июня, то официальный день публикации результатов ЕГЭ по обществознанию назначен на 22 июня .
Заметим, что 22 июня – это максимально поздний срок объявления результатов. Статистика говорит о том, что в среднем количество набранных баллов становится известно на 2-3 дня раньше установленного срока.
Где узнать результаты ЕГЭ по обществознанию
Публикация результатов ЕГЭ проходит на ряде информационных порталов:
- Официальный портал Единого госэкзамена www.ege.edu.ru;
- Сайты региональных комитетов, управлений образования.
Кроме того узнать результаты сданного экзамена можно на:
- Информационных стендах в школах или иных местах сдачи экзамена;
- По горячим телефонным линиям, открытым в ряде регионов управлениями образования.
Чтобы проверить результат потребуется:
- ФИО экзаменуемого;
- Номер паспорта;
- Идентификационный номер, выданный участнику ЕГЭ.
Информация предоставляется лицам, которые сдавали экзамен, а также их родителям на безвозмездной основе.
Где посмотреть свою работу?
Ознакомиться со своей работой можно после сдачи экзамена и публикации результатов. Все отсканированные работы попадают в личный кабинет участника ЕГЭ на официальном сайте Единого госэкзамена. По сканам можно понять, как оценивается работа, и какие ошибки были допущены.
Нередко опубликованные работы и результаты вызывают вопросы и несогласие с итоговыми баллами. В данном случае необходимо в срок до 2-х дней после оглашения результатов ЕГЭ подать в экзаменационную комиссию апелляцию .
Комиссия повторно рассмотрит работу и вынесет вердикт:
- Об изменении оценки;
- Об отказе в ее изменении.
Также Комиссия уполномочена принимать заявления о нарушениях при проведении ЕГЭ. Подобные апелляции подаются в день сдачи экзамена. Причиной могут быть:
- Нарушения правил проведения со стороны организаторов;
- Не предоставление оговоренного времени 4 часа (если это не произошло по вине участника экзамена).
Школьникам важно следовать порядку проведения Единого экзамена:
- Приходить в пункты сдачи заранее для заполнения документов;
- Не брать с собой запрещенные предметы (мобильные устройства, книги, шпаргалки);
- Следовать правилам поведения во время сдачи экзамена, исключающих возможность «списать» или посоветоваться с товарищем.
Единый госэкзамен – это серьезное мероприятие государственного уровня, при проведении которого участники должны строго следовать всем регламентам.
Оценка Единого экзамена ведется в двух балльных системах :
- Первичная;
- Тестовая.
Первоначально сданные работы оцениваются в первичных баллах . Далее по специальной шкале, которая каждый год претерпевает изменения и зависит от общего уровня подготовки школьников, первичные баллы переводятся в тестовые . Именно количество тестовых баллов является итоговым результатом ЕГЭ.
Важно обратить внимание, что публикация результатов ведется в первичных баллах!
В 2017 году для сдачи обществознания необходимо набрать минимально 19 первичных или 42 тестовых балла .
Досрочный ЕГЭ по обществознанию
Ежегодно весной проводится досрочный этап сдачи госэкзамена. В нем участвуют школьники, которые не смогут принять участие в основном этапе. В качестве причин принимаются:
- Лечение, отдых в санаториях;
- Участие в олимпиадах, конкурсах.
Досрочный ЕГЭ по обществознанию 2017 года прошел 7 апреля и в резервный день 12 апреля . Его написали 17,5 тысяч школьников. Результаты были обнародованы в срок, 18 апреля.
Дата пересдачи ЕГЭ по обществознанию в 2017 году
Обществознание является в системе ЕГЭ дисциплиной по выбору. Согласно правилам его пересдача возможно только в следующем году.
Выбирая этот предмет в качестве экзаменационного эксперты рекомендуют трезво оценивать свои силы и тщательно готовиться к сдаче. Около 20% школьников, выбрав обществознание в качестве дополнительного предмета, не сдают ЕГЭ.
Провал на экзамене по данному предмету не грозит отсутствием аттестата, но часто требуется для поступления в ВУЗы.