Царственные распутницы: десятка самых порочных женщин истории. Царственные распутницы: десятка самых порочных женщин истории Средние века рассказы разврат в королевских дворах


Кадр из фильма «Всемирная история» Мела Брукса.

В эпоху великих монархий королевские семьи были для подданных образцом достоинства и благонравия. Но на самом деле реалии весьма отличались от того идеального образа, который был создан народными массами. Порой за монархами водились весьма странные, чтобы не сказать мерзкие, грешки, совсем не соответствовавшие их статусу.

1. «Туалетный грум»

Королевская мерзость: «подтиратель монаршей задницы».

Генрих VIII
Помимо своих многочисленных реформ, английский король Генрих VIII ввел интересную должность при дворе - «туалетный грум». Мальчик, которого выбирали среди сыновей самых доверенных дворян, получал работу непосредственно при короле. Он повсюду ходил за монархом с портативным туалетом и, когда Генриху хотелось справить нужду, помогал королю разоблачиться, а затем подтирал монарший зад. Это было на самом деле весьма уважаемой работой, ведь туалетный грум получал невиданный среди других людей доступ к королю. Просуществовала подобная должность в течение почти 400 лет.

2. Публичное самоудовлетворение

Королевская мерзость: публично заниматься онанизмом.

Кристиан VII
В XVIII веке король Дании Кристиан VII очень любил удовлетворять себя... рукой. Он тратил на это так много времени на это, что правительство Дании организовало неоднократные встречи, на которых обсуждало, как избавиться от подобной привычки короля. Врачи, которые наблюдали за королем, были убеждены в том, что причиной всех проблем Кристиана является хронический онанизм.Также Кристиан VII был психически болен и страдал порфирией (в действительности, именно психическое заболевание, вероятно, и было причиной его проблем с безудержной мастурбацией). Его личный врач Струэнзе написал целую книгу о «мастурбационном безумии Кристиана». Когда Струэнзе не мог заставить короля натянуть штаны и заняться управлением страной, он сам принимал большую часть решений вместо Кристиана VII.

3. Любовь после смерти

Королевская мерзость: жить с трупом мужа.

Хуана I Безумная
Хуана I, мать испанского короля Карла V, провела лучшие годы своей жизни в браке с человеком, известным как Филипп Красивый. По-видимому, Филипп не зря заслужил свое прозвище, поскольку Хуана отказалась позволить похоронить его, когда он умер. Вместо этого Хуана держали труп мужа в своей спальне. В течение 12 месяцев, в то время как тело Филиппа медленно разлагалось, Хуана продолжала вести себя так, будто он живой. Всякий раз, когда кто-то спрашивал ее о Филиппе, Хуана настаивала на том, что муж спит и проснется в ближайшее время. Она спала с мертвым телом ночью и заставляла прислугу относиться к трупу с королевскими почестями.

4. Парик из лобковых волос любовниц

Королевская мерзость: сделать парик из лобковых волос любовниц.

Карл II
У 1651 году у короля Карл II появилось новое хобби. Каждый раз, когда он спал с женщиной, он вырывал у нее несколько волос с лобка. Затем он соединял эти волосы вместе, постепенно создавая из них парик, который в конце-концов превратился в огромную густую гриву. Когда парик стал достаточно большой, чтобы полностью покрыть голову человека, Карл II подарил его шотландскому питейному клубу под названием Beggar’s Benison. Парик настолько приглянулся членам клуба, что они начали носить его во время своих церемоний.

5. Сердце мужа

Мария Элеонора Бранденбургская - королева, которая спала с сердцем мужа.

Мария Элеонора Бранденбургская
Королева Мария Элеонора любила своего мужа, короля Густава Адольфа не из-за его власти или его денег. Ее покорило сердце Густава Адольфа. Когда король умер, она вырвала у него сердце из груди, чтобы иметь возможность спать с ним. Мария Элеонора держала сердце своего мертвого мужа в золотой коробке, которую она ставила возле своей постели каждую ночь. В течение нескольких ночей она даже заставляла свою дочь спать с ней в постели, чтобы она могла быть поближе к сердцу своего отца. Это привело к тому, что у дочери осталась психологическая травма на всю жизнь.

6. Владелец самой большой в мире коллекцией порно

Королевская мерзость: обладать самой большой в мире коллекцией порно.

Фарук
Легенда гласит, что египетский король Фарук владел самой большой коллекцией порнографии в мире. Он хвастался, что у него были «склады, заполненные клубничкой» по всему миру: от Рима и Монако до Каира. Писатель и бывший сутенер Скотт Бауэрс утверждает, что он убедил Фарука отправить несколько ящиков порно знаменитому сексологу Кинси. По словам Бауэрса, в этих ящиках почти исключительно содержались изображения арабских мужчин с маленькими мальчиками. Когда империя Фарука пала, его коллекция порно была разграблена.

7. Смертельное обжорство

Королевская мерзость: объесться до смерти.

Адольф Фредрик
Шведский король Адольф Фредрик имел привычку есть десерт под названием семла, который представляет собой сладкий рулет с кремом. А однажды он съел так много этого десерта, что умер. В 1771 году шведский король плотно отобедал омарами, икрой и другими деликатесами. После обеда он попросил подать ему семлы и съел их... целых 14 штук. Неудивительно, что у него разболелся желудок, а вскоре король скончался. Также в историю вошел английский король Генрих I, который умер от того, что съел слишком сного угрей.

8. Странная гигиена

Королевская мерзость: мыть только кончики пальцев.

Яков I
В соответствии с записями сэра Энтони Уэлдона, король Яков I был не самым гигиеничным человеком. Легенда гласит, что король никогда не купался, а если верить Уэлдону, то у Якова I был «язык, слишком большой для его рта». Всякий раз, когда король пил, жидкость капала на одну сторону подбородка короля. Более того, Яков никогда не мыл руки, а лишь слегка протирал кончики пальцев краем влажной салфетки. Это был, по-видимому, единственный тип гигиены, который король когда-либо практиковал.

9. Королевские странности

Королевская мерзость: не переодеваться в течение пяти месяцев.

Карл VI
Французский король Карл VI был психически болен. У него регулярно случались приступы, во время которых он дико метался по дому. В другие дни королю казалось, что он сделан из стекла и не может пошевелить ни одной мышцей. А однажды в течение пяти долгих месяцев он ни разу не купался и не менял свою одежду. В течение почти полугода король просто старался избегать контакта с людьми, пока у него не наступил момент просветления.

10. Трон-туалет

Королевская мерзость: справлять нужду на троне.

Людовик XIV
Из всех людей в истории, французский король Людовик XIV, скорее всего, был самым дурно пахнущим. Он использовал свой трон в качестве туалета, причем даже во время проведения придворных заседаний. Нетрудно представить себе, какой запах стоял в помещении. Причем, исходил он не только от трона - король купался всего три раза за всю свою жизнь. Вонь он пытался замаскировать, заполнив свои комнаты цветами и обливая себя духами.

Гелиогабал – римский император, которого природа щедро наделила красивыми внешними данными, но, очевидно, компенсировала это недостатком ума и воспитания. Даже язык не поворачивается назвать его любвеобильным, поскольку он - самый развратный император среди всех развратников и извращенцев. Это гомосексуалист, который был неоднократно женат…

Наверное, при тех нравах, которые царили в то время и при том окружении, в котором рос мальчик, трудно было ожидать, что он станет высокообразованным праведником. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что и в то погрязшее в разврате время было много людей порядочных, с нормальными моральными принципами и сексуальными предпочтениями.

Но Гелиогабал в отличие от многих других имел положение и власть, что при его гнилой душонке, садистских наклонностях и безграничной любви к представителям сильного пола стало адской смесью.

Гелиогабал родился в 204 году нашей эры в семье, имеющей кровные узы с тогдашним императором. Возможно, подобное родство сыграло бы свою положительную роль и дало бы ребенку максимальные возможности для личностного роста и развития, если бы его окружали нормальные люди. Но его бабка Юлия Меса и мать Юлия Соэмия были неразборчивы в связях, алчны и жаждали власти. Поэтому Гелиогабал стал в их руках орудием для достижения этих целей. Надо начать с того, что его мамаша не знала, кто отец ребенка. А может быть, ей было выгодно это говорить. Хотя она родила в законном браке, но всем говорила, что отцом мальчика является Каракалла – тогдашний консул и будущий император Рима. Зная об моральном облике предполагаемого папаши, вполне можно поверить, что это правда. Поэтому мальчику, нареченному при рождении сирийским именем Авита Вария Бассианом, сменили его на Марка Аврелия Антонина.

Шли годы, и Каракалла стал императором - глупым, порочным и беспринципным. Его убили спустя девять лет его бездарного правления. Гелиогабалу в то время было тринадцать, он уже успел впитать все прелести натур матери, бабки и возможного отца, а также вкусить развратной жизни. В это время парень уже осознал свою природную красоту, но не стремился ее сделать более мужественной. Напротив, он хотел, чтобы ему поклонялись все мужчины и восторгались его данными. Он мечтал стать прекрасным, как самая лучшая из женщин!

Гелиогабал пользовался женской косметикой – румянил гладкие щечки, красил губы, а также носил женские украшения – кольца, браслеты и ожерелья.

Мать и бабка сделали все возможное и невозможное, чтобы их отпрыск стал императором. Это случилось, когда мальчику исполнилось 14 лет. Гелиогабал вошел в историю как император Цезарь Марк Аврелий Антонин Август.

Представьте себе, к чему это привело, когда к его порочной самовлюбленной натуре добавились безграничные возможности. Гелиогабал стал называть себя Элагабал, то есть Бог солнца. Он одевался в шелковые изысканные одежды, которые никогда не одевал дважды, а ездил на золотых колесницах.

Когда ребенок-император входил в Рим, впереди шествия несли его портрет, где Гелиогабал был во всей своей красе: в роскошных одеждах, с изнеженным щедро раскрашенным личиком, весь увешанный драгоценностями.

Он построил в храм, который были обязаны посещать все знатные люди Рима. Там он самолично проводил богослужения, одетый в роскошные одежды и с ярким макияжем на лице. Кульминацией «богослужения» становился танец Гелиогабала под пение множества девушек, совершавших при этом недвусмысленные эротические телодвижения.

Он ввел игру в лотерею, когда на пир во дворец приглашались очень бедные люди и им раздавались ложки с написанными на них номерами. Во время застолья Гелиогабал называл номера и говорил, какой приз достается его обладателю. Конечно, были и неприятные призы (например, дохлая кошка), но в основном бедняки получали либо золото, либо верблюдов, либо еще какие-то блага. Поэтому неудивительно, что народ был рад такому императору.

Но на этих пирах уже можно было рассмотреть некую ненормальность правителя, которая проявлялась в весьма необычных кулинарных пристрастиях. Его любимыми блюдами были мозги соловьев, гребешки живых петухов, рис с белым жемчугом и фасоль с янтарем.

Было у юного императора и другое развлечение. Во дворец приводили нищих калек, поили их, а потом заводили в комнату с дрессированными хищниками. Понятно, что люди безумно пугались, а Гелиогабал с фаворитами наблюдали это сквозь специальные потайные окна и наслаждались.

Надо сказать, вначале в большинстве своем люди были за такого правителя, поскольку успели нахлебаться от его жестоких предшественников. Но их надежды не оправдались. В годы правления этого «распущенного мальчика» широкое распространение приобрело жертвоприношение. По всей стране убивали самых красивых мальчиков из знатных семей, чтобы угодить странному божеству, которому поклонялся император.

Он был женат, причем дважды. И, как утверждают историки, скрепя сердцем выполнял супружеский долг. Любовниц у него было множество, но, в отличие от мужчин, более одного раза отношения ни с кем не повторялись.

Еще одна его забава была такая. Гелиогабал раздевался донага, садился в золотую колесницу, в которую запрягал столь же мало одетых девиц, которые катали его по всему дворцу.

Гелиогабал был не только натуралом, но и гомосексуалистом - любовью всей его жизни были мужчины. Он хвалился, что у него было столько любовников, сколько не было у самой развратной шлюхи. Гелиогабал выбирал их среди актеров, циркачей, рабов и т.д. Основным мерилом при выборе партнеров служил их большой фаллос. У императора были специальные люди, который искали молодых людей с соответствующей внешностью, раздевали их, оценивали размер половых органов и лучших, по их мнению, приводили к императору для его личного «тестирования». Всех, кто ублажит его в постели, Гелиогабал селил во дворце и давал им высокие государственные должности.

Среди его фаворитов был один мужчина, который очень покорил сердце императора – это раб Гиерокл. Он был колесничим, которому, в прямом смысле слова, повезло во время одной гонки упасть перед тем местом, где сидел Гелиогабал. Шлем слетел с головы юноши, и взору императора предстало красивое лицо молодого человека, обрамленное роскошными белыми кудрями. А если к этой картинке добавить мощное тело, которое было у никому доселе неизвестного раба, становится понятно, почему Гиерокл сразу же засел в сердце Гелиогабала занозой. После этого случая правитель велел привести раба в свои покои и сделал его своим любовником.

Он настолько был увлечен новым фаворитом, что поселил во дворце его мать (тоже рабыню) и дал ей статус консула. Гиерокл настолько сумел ублажить в постели своего хозяина, что тот публично целовал ему половой орган, говоря при этом, что отдает тому дань.

Еще один интересный факт о Гелиогабале, хотя доподлинно не известно, было ли это на самом деле. Некоторые историки древности писали, что он любил умерщвлять своих врагов очень изысканным и вычурным способом. Гелиогабал приглашал их в гости на роскошный обед, сажал на определенные места (самые удобные, как он говорил гостям), и когда все сидели за столом и спокойно пировали, сверху на гостей-недругов начинали сыпаться розовые лепестки в таком количестве, что людей засыпало с головами, и они задыхались. Только непонятно, почему они не вскакивали со своих мест и не спасались бегством. Возможно, понимали, что за такое непочтение к императору их все равно ждет смерть.

На эту тему даже есть картина художника Лоуренса Альма-Тадемы - «Розы Гелиогабала».

В душе Гелиогабал, скорее всего, понимал, что век его недолгий. Но он считал, что достоин умереть красиво и от своей руки. Поэтому повсюду во дворце разложил веревки из золотых нитей, флаконы с ядом и золотые кинжалы, дабы убить себя, если возникнет необходимость. Также он выстроил высокую башню, землю под которой вымостил золотыми слитками. Для чего? Чтобы, если он выберет такой вид смерти и захочет броситься с ее вершины, его благородные мозги и кровь растеклись по золоту, а не по грязной земле.

Шло время, и жизнь Гелиогабала все больше и больше возмущала римлян. В один прекрасный момент чаша терпения была переполнена, и солдаты устроили бунт, в ходе которого Гелиогабал и вся его семейка были убиты. Трупы их насалили на крючья, протащили по всем городским улицам, а потом выбросили в реку. Сенат запретил отныне и навечно давать имя Антонин детям.

Гелиогабал прожил всего 18 лет, но за это время успел оставить о себе такой след в истории, что до сих пор его имя – синоним пошлости и разврата. И никто не может сказать о нем ничего хорошего.

Так называемый "галантный век" поистине являлся не только веком абсолютизма, но и веком полной половой распущенности и разврата, охватившего все слои общества и прежде всего французскую аристократию. Причем чем более был знатен тот или иной дворянский круг, тем более он был распутен. Как отмечает Эдуард Фукс в своей книге "Иллюстрированная история нравов: Галантный век": "Чем выше мы поднимаемся, тем больше накапливается грязи, при дворах она достигает размеров настоящей горы".


Хронологически здесь на первом месте стоит двор Людовика XIII . Однако пример всеобщего разврата подавал не сам король, отличающийся гомосексуальными наклонностями, а первый сановник государства кардинал Ришелье и королева Анна Австрийская .

Если знаменитый Ришелье имел бесконечный ряд самых грязных связей, то королева до преклонных лет была весьма доступна ухаживаниям преданных ей придворных. Вероятнее всего, не Людовик XIII, а один из придворных, граф Ривьер, и был настоящим отцом Людовика XIV.

В лице же Людовика XIV , как утверждалось выше, не только абсолютизм, но и неотделимый от него разврат достиг своего наибольшего блеска, если это слово уместно в данном случае.

И дело вовсе не в том, что на протяжении всей своей жизни Людовик XIV был окружен фаваритками. За 60 лет любовных приключений у этого короля было всего шесть фавориток, поэтому по сравнению с основателем французской династии Бурбонов - Генрихом IV, имевшим более 60 метресс, "Король-Солнце" вполне может быть назван "добродетельным".

Более важным для оценки нравов, господствовавших при дворе Людовика XIV, имеет то обстоятельство, что всякая появлявшаяся там дама становилась предметом султанских вожделений короля, что все его родственники и сановники должны были делиться с ним своими женами, разумеется, если последние представляли для короля интерес. Впрочем, для этого не требовалось многого, так как Людовик XIV был явным эротоманом, который видел в женщине только сексуальный объект и которому поэтому нравилась любая женщина. Как свидетельствовала герцогиня Елизавета Шарлотта, "королю нравилась всякая, лишь бы на ней была надета юбка".

Людовик XIV


Такова была схема любовной жизни всего французского высшего света, где то, что теперь называется "свингерством", было совершенно рядовым явлением. Мужчины обыкновенно имели любовницами несколько дам, а большинство дам были в течение нескольких лет любовницами очень многих мужчин. Так, например, обе супружеские четы: герцог и герцогиня Люксембургские и г-н и г-жа де Буффле - жили тихо и мирно в четырехсторонней связи.
Обычным явлением была связь одновременно с матерью и дочерью, с отцом и сыном. Современники считают наиболее характерной чертой эпохи, что не только мужчины всецело отдавались служению дамам, но и никогда им так не везло в этом отношении, так как женщины прямо бегали за ними. В письмах герцогини Орлеанской можно найти десятки убедительных примеров. Так, она пишет о маркизе Ришелье: "Маркиза однажды легла в постель к дофину, хотя он вовсе и не просил ее об этом" . Другой такой случай она сообщает о даме, которая так поступила с ее сыном.
Своего высшего развития разврат достиг в аристократическом кружке, группировавшимся вокруг герцога Орлеанского Филиппа II , премянника короля Людовика XIV и будущего регента. Этот представитель придворного разврата получил должную оценку в эпитафии, предназначавшейся общественным мнением для могилы его матери: "Здесь покоится мать всех пороков" . Под эгидой герцога Орлеанского недавняя вакханалия превращалась во всеобщую оргию.



Эта оргия началась с назначения регентства, то есть в 1715 году, быстро стала обычным состоянием аристократии, а участие в ней доставляло славу и удовлетворяло честолюбие. Отныне заниматься любовью стало модным публично. Разнузданность достигла необычайных границ. А в центре этого высокопоставленного вертепа стоял регент Франции, за 8 лет своего регентства издавший всего один закон, который гласил: "Будем развлекаться!"

Под этим развлечением подразумевались самые скотские способы. Все стало идти ускоренным темпом: утром люди видятся в первый раз, а вечером уже начинается беспорядочный секс.

Мать герцога однажды заметила сыну, что он относится к женщинам так, как будто хочет сходить на горшок.

Для дамы этого времени не существовало высшего комплимента, чем обращенные прямо к ней слова: "Я хочу с вами спать" .




Предлагая однажды вечером, в присутствии многих свидетелей, свою карету одной даме, некий виконт Полиньяк обращается к ней: "Я хотел бы, чтобы моя карета была постелью и я мог бы лечь в нее вместе с вами" . А дама отвечает: "Я приняла бы ваше предложение только в том случае, если бы вы мне обещали не засыпать ни на одну минуту, пока я с вами в постели".


Главным центром оргий был Королевский дворец (Palais Royal), выстроенный герцогом Орлеанским посреди Парижа. Но и в других местах умели развлекаться. В частных салонах в Сен-Клу часто проводились так называемые "праздники Адама", в которых дамы "из лучших фамилий" участвовали в костюме Евы.

Кульминационной точкой этих праздников был обыкновенно всеобщий обмен дамами для группового секса.


Подобные оргии продолжались и при Людовике XV , и при Людовике XVI . При этом в моду входят самые извращенные способы сексуального удовлетворения: изнасилование девочек, инцест, педерастия, развлечения в духе патологических бредней маркиза де Сада.
К числу наиболее распространенных и наиболее пикантных удовольствий относилось наблюдение, иногда тайное, а часто явное, над тем как любовница или жена удовлетворяют любые самые дикие прихоти друга или приятеля, приглашенного специально с этой целью.



Интересно и то, что этот всеобщий разврат совершенно не являлся ни для кого секретом и открыто обсуждался во всех слоях французского общества, причем даже среди детей, что не могло не привести к культу ранней половой зрелости, когда первые сексуальные опыты начинались еще в детском возрасте. Многочисленная мемуарная литература тех времен явно об этом свидетельствует.


Так, магистр Лаукхарт сообщает, что его практическое посвящение в мистерии любви последовало, когда ему было 13 лет, причем его в них посвятила опытная в вопросах любви служанка. Ретиф де ла Бретон рассказывает в своих мемуарах, что его первый сексуальный опыт состоялся, когда ему не было и 11 лет, а к 15 годам он уже сделал солидную карьеру соблазнителя. Мадемуазель Бранвилье потеряла свою невинность, когда ей было 10 лет, балерина Корчечелли становится 10-летней любовницей Казановы, вступавшего потом неоднократно в более или менее продолжительные связи с девочками от 10 до 12 лет.
Сами девушки, еще совсем дети, с нетерпением ждут, когда же они, наконец, расстанутся с невинностью. Это становится даже темой народный песен и стихотворений. Так, в "Девичей песне" Даниэля Штоппа (1728 г.) девушка жалуется, что ей идет уже двенадцатый год и все приходится ждать - не расставить ли ей самой сеть?

И мы еще что-то говорим о современной сексуальной эмансипации нашей молодежи!

Конечно такая сексуальная развращенность не была исключительно французским явлением эпохи "галантного века". Подобное можно было в то время наблюдать практически при всех европейских королевских дворах. Напимер, в "Интимных письмах господина фон Кёльна" так говорится о домах высшего общества Берлина: "В известнейших публичных домах вы найдете настоящих весталок по сравнению со многими знатными берлинскими домами, задающими тон в обществе".


Но все же, Франция в этом, несомненно, лидировала. А когда "галантный век" закончился Французской революцией 1789 года, и французские аристократы массово побежали в эмиграцию, спасаясь от ножа гильотины, они в значительной степени поспособствовали нравственному разложению тех мест, которые стали центрами их эмиграции.



Так в западногерманском городе Кобленце (Рейнальд-Пфальц), ставшим в конце XVIII века одним из таких центров при пособничестве французских эмигрантов разврат достиг вполне французского уровня. В автобиографии магистра Лаукхарта всречается следующее место: "Сделался я и свидетелем той ужасающей порчи нравов, причиной которой были эмигранты. "Здесь в Кобленце, - заметил мне один честный старый триестский унтер-офицер, - вы не найдете невинной девушки старше двенадцати лет. Проклятые французы хозяйничали здесь так, что просто позор". И это именно так: все девушки и женщины, не исключая и старых ханжей, так и набрасывались на мужчин. Как раз напротив монастыря, где я жил, был винный погребок, и три хозяйские дочки привлекали французов массами. Однажды я также вошел с одним эмигрантом. Три нимфы сидели у французов на коленях и с величайшим удовольствием выслушивали их скабрезности. Вскоре явилось еще несколько девиц и началось нечто такое, что превосходит даже нравы знаменитых берлинских домов терпимости. Парочки уходили и вновь возвращались, как будто ни в чем не бывало".
Может возникнуть вопрос: а куда же смотрела христианская католическая церковь , которая казалось бы должна была грудью встать на защиту нравственности?
Но, увы, церковь смотрела в том же направлении, что и развратная аристократия. Монастыри, в особенности женские, превратились в настоящие дома разврата. Суровые орденские уставы часто были только маской, за которой скрывался все тот же "галантный век". Монахини не только участвовали в оргиях, но и часто сами устраивали их, причем нередко прямо в стенах монастырской обители.

При этом аббатиссы не только не препятствовали разгульной жизни в своих монастырях, но и сами подавали пример разврата. Так, пфальцгерцогиня Луиза Олландина, возглавлявшая монастырь в Монбюйссоне, произвела на свет 14 детей, что особенно интересно, от разных отцов, чего ничуть не стыдилась, а открыто гордилась своей плодовитостью.

Вот такой в нравственном отношении была эпоха, которую принято называть "галантным веком", а ее конец - "эпохой Просвещения".

При подготовке поста была использована книга немецкого историка Эдуарда Фукса 1913 года "Иллюстрированная история нравов: Галантный век" (М., 1994) и иллюстрации французского художника Эдуара Анри Авриля (1849 - 1928), более известного как Поль Авриль , Поля Эмиля Бека , а также других авторов.

В качестве приложения еще несколько эротических иллюстраций Поля Авриля, посвященных античной эпохе, но, как я думаю, навеянных нравами прошлого для него "галантного века".

Мы публикуем перевод увлекательной статьи канадского блогера, писателя и преподавателя Дэвида Мортона о различных аспектах сексуальности в эпоху европейского Средневековья…

Ёмкое слово «блуд»

Если бы не было христианской Церкви средневековья, Зигмунд Фрейд, пожалуй, остался бы без работы: многие основные представления о сексе и морали мы переняли из тех тёмных времён, когда подавляющее большинство видов секса характеризовалось коротким, но ёмким словом «блуд».

Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви и прочими анафемами. При этом Церковь нередко потворствовала проституции, понимая, что это зло, но в условиях жизни людей в такой жёсткой моральной системе — необходимое зло…

При этом, как это обычно и бывает, наиболее любопытными к интимной стороне жизни оказывались сами судьи и каратели — священники, монахи и богословы. Хотя в начале средних веков церковнослужители получили право жениться и заводить детей, тем из них, кто жил в монастырях, от этого легче не стало.

Подзуживаемые любопытством и имеющие возможность наблюдать за светской жизнью со стороны, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем неплохое представление о том, каким секс был в средневековье.

Куртуазная любовь: можешь посмотреть, но не смей трогать

Церковь запрещала открыто демонстрировать сексуальную заинтересованность, но допускала, что любовь и восхищение могут иметь с сексом что-то общее.

Куртуазную любовь принято понимать как взаимоотношения между рыцарем и прекрасной дамой, причём рыцарю очень желательно быть отважным, а объекту его поклонения — недоступным и/или невинным.

Допускалось быть замужем за кем-то другим и блюсти верность, главное — ни в коем случае не показывать ответных чувств к своему рыцарю.

Эта идея позволяла сублимировать эротические побуждения, превращая суровых воинов в трепетных юношей, в передышках между славными походами пишущими стихи и песни о любви к своей Прекрасной Даме. А сражаясь, непременно следовало посвящать Даме подвиги и завоевания. Ни о каком сексе речи не шло, но… кто же о нём не думал?

Супружеская измена: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр

Для тех, кто серьёзно относился к велениям христианской морали, секса вообще не существовало. Половые контакты были допустимы исключительно в браке. Добрачные же или внебрачные связи карались очень жестоко, вплоть до смертной казни, причём в качестве суда и палача также часто выступала Церковь.

Но дело было не только в христианских законах. Супружеская верность являлась единственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения быть уверенными в том, что их дети — действительно их.

Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерей в связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь, а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казнены жестокой публичной казнью.

В деревнях ситуация не стояла так остро: сексуальная распущенность присутствовала повсюду. Церковь боролась с этим, пытаясь заставлять грешников вступать в законные браки, и в случае, если люди так и поступали, даровала прощение.

Сексуальные позиции: никакого разнообразия

Церковь диктовала также как именно люди должны заниматься сексом. Все позы кроме «миссионерской» считались грехом и были запрещены.

Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация — эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью. Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций.

Однако некоторые теологи того времени предлагали оценивать половые контакты более мягко, например, расположить допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): 1) миссионерская, 2) на боку, 3) сидя, 4) стоя, 5) сзади.

Богоугодной признавалась только первая позиция, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не грешными. По всей видимости, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, нередко страдающие ожирением, были не в состоянии заниматься сексом в самой безгрешной позиции, и Церковь не могла не пойти страдальцам навстречу.

Гомосексуализм: Только смертная казнь

Позиция Церкви в отношении гомосексуализма была твёрдой: ни под каким предлогом! Содомия характеризовалась как «противоестественное» и «богопротивное» занятие и каралась только одним способом: смертной казнью.

В определении гомосексуализма Пётр Дамиан в своём труде «Гоморра» перечислял следующие способы заниматься сексом: одиночная мастурбация, взаимная мастурбация, совокупление между бёдрами и анальный секс (последнее, кстати, считалось настолько неприемлемым, что многие авторы старались даже не упоминать его в своих книгах).

Святой Фома Аквинский расширил список так, что в него попадали любые формы и виды секса за исключением вагинального. Он также причислял к содомии лесбиянство.

В 12-13-м веках содомитов было принято жечь на кострах, вешать, морить голодом до смерти и пытать, разумеется, чтобы «изгнать демона» и «искупить грех». Однако существуют свидетельства того, что некоторые представители высшего общества всё же практиковали гомосексуализм.

Например, об английском короле Ричарде I, прозванном «Львиное сердце» за исключительную храбрость и воинское мастерство, поговаривали, что на момент встречи со своей будущей женой он состоял в сексуальной связи со своим братом.

Также король был уличён в том, что во время визитов во Францию «ел с одной тарелки» с французским королём Филиппом II, а ночью «спал в одной постели и имел с ним страстную любовь».

Обвинения в гомосексуализме фигурировали и в одном из самых громких процессов Средневековой Европы. Речь идет, разумеется, о знаменитом суде над тамплиерами. Могущественный орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в всего за несколько лет 1307-1314.

К процессу подключился и Папский престол. Среди прочего, храмовников обвинили и в мужеложестве, которое якобы имело место во время их тайных обрядов. Обряды тамплиеров действительно были тайными, и что там происходило, мы не знаем и, скорее всего, не узнаем никогда.

Исключать того, что среди тамплиеров, вопреки многочисленным обетам, были и гомосексуалистами нельзя. Хотя бы потому, что законы, как известно, существуют для того, чтобы их нарушать. И сильные мира сего нередко игнорируют собственные указы, не говоря уже об их близких родственниках.

Достаточно сказать, что Эдуард II, сын того самого Эдуарда I, который запретил в Англии гомосексуализм, мужеложеством не брезговал, что было известно отнюдь не только его приближенным.

Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?

Одним из самых популярных мужских модных аксессуаров в Средние века был гульфик — лоскут или мешочек, который крепился к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, сделав акцент на половые органы.

Гульфик обычно был набит опилками или тканью и застёгивался на пуговицы или завязывался тесьмой. В результате область промежности мужчины выглядела весьма внушительно.

Моднейшей обувью считались сапоги с длинными и острыми носами, которые также должны были намекать на кое-что не менее длинное в штанах их владельца.

Эти предметы одежды нередко можно видеть в картинах голландских художников того времени. Существует портрет Генриха VIII, одного из главных модников своей эпохи, изображённого одетым и в гульфик, и в сапоги.

Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась препятствовать её распространению. Однако на короля страны и его ближайших придворных её власть не распространялась.

Фаллоимитаторы: размер, соответствующий греховности желания

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

«Вы сделали что то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!»

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих удлинённую форму. В частности, слово «дилдо» происходит из названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

Девственность и целомудрие: просто покайтесь

Средневековье высоко ценило девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девы Марии. В идеале девушке следовало беречь свою невинность как главное богатство, но на практике это редко кому удавалось: мораль была невысока, а мужчины — грубы и настойчивы (особенно, в низшем сословии).

Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и отпуск грехов не только для недевственных девушек, но даже и для родивших детей.

Тициан (Тициано Вечелио) - Кающаяся Мария Магдалина

Женщинам, выбравшим такой путь «очищения» следовало раскаяться в грехах, а затем искупить их, примкнув в культу Богородицы-то есть, посвятив остаток своих дней жизни и служению монастырю.

Кстати, многие считают, что в те времена девушки носили так называемые «пояса верности», но на самом деле эти жуткие устройства изобрели (и пытались применять) только в 19-м веке.

Проституция: процветание

Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проститутки предлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковь молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталась ей препятствовать.

Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивались как способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то есть как то, без чего невозможно обойтись.

Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество».

Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее — предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях нередко было по одной проститутке на всё селение, и её имя было хорошо известно жителям. Однако там к проституткам относились с презрением, их можно было избить, изуродовать или вовсе бросить в тюрьму, обвинив в бродяжничестве и разврате.

Контрацепция: делайте что хотите

Церковь никогда не одобряла контрацепцию, так как она препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе предохранения люди были предоставлены сами себе. Контрацепция рассматривалась скорее как незначительный моральный проступок, чем серьёзное прегрешение.

Кроме наиболее распространённого способа предохранения путём прерывания полового акта, люди также пользовались презервативами из кишечников или мочевых и желчных пузырей животных. Такие презервативы использовались по много раз.

По всей видимости, их функция состояла не столько в защите от нежелательной беременности, сколько в профилактике венерических заболеваний, в частности, широко распространённого в Европе сифилиса.

Также женщины готовили отвары и настои из трав, которые затем помещались во влагалище и с разной степенью эффективности играли роль спермицидов.

Сексуальные дисфункции

Если мужчина по неизвестной причине не мог заниматься сексом, Церковь отправляла к нему «частных детективов» — умудрённых опытом деревенских женщин, которые осматривали его «хозяйство» и оценивали общее состояние здоровья, пытаясь выявить причину полового бессилия.

Если пенис был деформирован или имелись другие заметные невооружённым глазом патологии, Церковь давала разрешение на развод в силу неспособности мужа к продолжению рода.

Многие средневековые европейские врачи были поклонниками исламской медицины. Мусульманские врачи и фармацевты первыми обратили внимание на такую проблему, как эректильная дисфункция, и разработали лекарства, терапию и даже специальную диету для таких пациентов.

Два героя трилогии Дюма о мушкетерах: Людовик XIII и Людовик XIV, два французских короля, выросших при гривуазном французском дворе, где романы, измены, зачастую откровенный разврат были обыденностью. На практике их сексуальное просвещение было схожим, а выросли они такими разными: один вошел в историю как «стыдливый», второй прославился как неутомимый любовник, способный на глубокие чувства.

Сейчас много спорят о сексуальном просвещении детей и подростков. Приводят аргументы за и против. Страсти кипят так, что порой доходит до рукопашной. Вплоть до середины ХХ века о пользе секспросвета не задумывались, но на практике дети узнавали секреты плотской любви раньше, чем их сверстники, имеющие доступ к Интернету. А уж при французском королевском дворе о сексе и любви узнавали так много и так рано, что некоторым современникам и не снилось. Все, кто читал Дюма, об этом знают. Однако раннее сексуальное просвещение, причем вполне практическое, воздействует на разных людей по-разному. Доказательство тому – судьбы двух королей Франции.

Поцеловать «хлястик»

Французских принцев и королей баловали и одновременно воспитывали в строгости. Людовик XIII не был исключением. Долгожданный наследник – он родился, когда отцу было уже 54 года, а в прошлом был бездетный брак, куча любовниц и множество внебрачных детей. Мать короля тоже была немолода. 26 лет по меркам XVII века – это уже почти старость, больно долго мать Людовика ждала своего короля, на герцогов не соглашалась. Однако у сластолюбивого старика папы и властолюбивой мамы все получилось очень удачно. Первенец родился через год после свадьбы, чуть раньше, чем другой очередной внебрачный сынок короля (счастливый отец полагал, что новый брак не препятствие для поиска утех на стороне).

Наследник, как пишут французские историки, вырос фактически в борделе, на коленях любовниц короля, в окружении единокровных братьев и сестричек. Рассказы очевидцев о том, как его нянчили кормилица или очередная любовница папы, шокировали тогда, шокируют и сейчас. Добрая молочная мама укладывала мальца в одну с собой постель, где тискала и запускала руки ему под платье. Давала играть со своей грудью. Точно так же его тискала очередная фаворитка.

Трехлетний мальчонка поиграл с обнаженной грудью папиной любовницы, а потом поднес свои пальчики к губам и чмокнул.

Придворный доктор с удивлением описывает, как трехлетний мальчонка поиграл с обнаженной грудью папиной любовницы, а потом поднес свои пальчики к губам и чмокнул.

Каких сцен Людовик насмотрелся и где именно, можно только гадать, но в записях того же врача неоднократно описываются вопиюще непристойные эпизоды: «задрал рубашонку и кричал, что все должны целовать его «хлястик», «предложил придворному поцеловать его «хлястик», «задрав рубаху, втягивал живот, чтобы лучше рассмотреть свой член». Доктор – не француз – был шокирован. Остальные воспринимали все как должное. Интенсивное сексуальное воспитание приостановилось после трагической гибели отца. Людовик XIII стал королем в девять лет. Мать его воспитывала в строгости, и дворцовые нравы стали поскромнее, однако малолетний король не мог не знать о том, что у матери есть любовник, который и заправляет всем при дворе.

Странные сексуальные игры раннего детства, отрочество, проведенное в поисках мужской опеки, завершились ранним браком. Людовика женили в четырнадцать лет на красотке Анне. Угрюмый мальчик очень переживал, что его женят на незнакомой девице, которую он должен будет класть в свою постель, целовать и любить всю жизнь. Переживания поутихли, когда он увидел красавицу-невесту. Свадьба прошла вполне благополучно, два четырнадцатилетних подростка нашли общий язык и после утомительных церемоний разошлись по опочивальням. Возможно, брак был бы счастливым, но властолюбивая мамаша решила, что совершить супружеский акт следует немедленно.

Она со свитой привела юного Людовика в спальню новоиспеченной жены, уложила в кровать и объяснила просто и внятно, что именно они должны делать. Потом свита удалилась, остались лишь врач и камеристки, которые должны были проследить, что все идет как надо, и отчитаться перед королевой-матерью.

Первый сексуальный опыт Людовик XIII получил на публике. Наутро, как описывает придворный летописец, подростки прятали друг от друга глаза, и еще четыре года король не приближался к спальне жены.

Первый сексуальный опыт Людовик XIII получил на публике. Наутро, как описывает придворный летописец, подростки прятали друг от друга глаза, и еще четыре года король вовсе не приближался к спальне жены.

Все другие его влюбленности, а они случались, тоже были платоническими, так что Людовик XIII вошел в историю Франции под прозвищем Стыдливый, что было совсем не типично для французских королей.

Стать «первой» у короля


Рождения Людовика XIV родители ждали 22 года. 22 долгих года у Людовика Стыдливого и Анны Австрийской не было детей. Были ссоры, выкидыши, романы на стороне, как считается, вполне невинные. Детей не было. Ложе королевы Людовик посещал крайне редко. И вдруг, когда уже не оставалось никакой надежды – чудо: родителям по 36 лет и сын. Не удивительно, что мальчика прозвали Дьедонне – Богоданный.

Мальчик стал сиротой еще раньше, чем его отец. Изнуренный туберкулезом Людовик XIII умер, когда старшему сыну исполнилось лишь пять лет.

Анна Австрийская страстно любила позднего сына и хотела воспитать достойного короля. Королева была дамой весьма набожной и старалась ввести при дворе нравы вполне ханжеские, хотя сама была не без греха и даже тайным браком закрепила свою любовную связь с кардиналом-мирянином Мазарини, которого мы тоже хорошо знаем по романам Дюма.

Тайный роман королевы не способствовал очищению нравов, и король ребенком мог наблюдать тайные свидания, лобзания и объятия придворных, чьи романы не останавливала даже гражданская война, известная в истории Франции как Фронда. В конце концов, какая разница, где крутить любовь – в Париже или в нетопленных комнатах замка Сен-Жермен?

Юный Людовик стал засматриваться на представительниц противоположного пола лет с двенадцати. Особо его увлекала бывшая платоническая пассия отца. Он любил укладывать ее в постель, обнимать и целовать ее волосы. Королева, обеспокоенная здоровьем и нравственностью сына, велела камердинерам никогда не оставлять короля наедине с дамами. Все тщетно. Вскоре его застукали за ширмами, где он предавался жарким ласкам со знатной фрейлиной. Фрейлину выслали. Но разве мало фрейлин при дворе? И каждая хотела стать первой женщиной короля, ведь это так волнующе и выгодно. Так что строили глазки, наряжались в сильно декольтированные платья, случайно обнажали грудь или толкали короля ножкой под столом.

Соблазнить пятнадцатилетнего короля удалось камеристке королевы. Опытная дама не стала играть в кокетство, а просто перехватила Людовика возле ванны, затащила к себе в комнату и задрала юбки. Все получилось сразу и без проблем. Королю понравилось.

Соблазнить пятнадцатилетнего юношу удалось камеристке королевы. Опытная дама не стала играть в кокетство, а просто перехватила Людовика возле ванны, затащила к себе в комнату и задрала юбки. Все получилось сразу и без проблем. Королю понравилось. С той поры он не только продолжал посещать свою первую любовницу, но и искал плотских утех у других дам, юных и не очень, опытных и не слишком. Завел роман даже с дочкой садовника, которая стала матерью его первого бастарда.

Любовные похождения короля приняли такой размах, что во дворце навесили решетки на все окна, в которые мог пробраться мужчина. Не помогло. Страстный Людовик вызывал каменщиков и прорубал тайные проходы в комнаты любовниц. Его похотливые похождения остановила только первая любовь, которая настигла его в двадцать лет.

Два короля. Примерно одинаковое и очень практическое сексуальное образование , полученное ими при гривуазном дворе французских королей. Один отчего-то стал стыдливым пуританином, который полагал секс чем-то грязным . Другой превратился в мужчину с сильной половой конституцией, в гиганта секса , способного при этом на сильные чувства. За свою долгую жизнь Людовик XIV пережил четыре серьезных длительных романа.

Так что спорить, каким должно быть правильное сексуальное воспитание, можно до бесконечности.