Эпоха застоя в ссср. Ссср в «годы застоя» (1964—1985)

(первый, а с 1966 г. генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г. , задуманная еще при Н.С. Хрущеве . Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. Вместе с тем предприятия получили некоторую независимость в хозяйственной деятельности (хозрасчет).

В сельском хозяйстве были частично сняты ограничения по ведению личного подсобного хозяйства, увеличены ассигнования. Наметились увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, повышение роли сельскохозяйственной науки, увеличение закупочных цен. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Окончательно консервативные тенденции одержали верх после ХХV съезда КПСС в марте 1976 г. С этого времени в СССР наступила «эпоха развитого социализма», тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.

Необходимо отметить основные черты этого периода, который позже назвали «эпохой застоя». Главными приоритетами в экономике оставались тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс , а также освоение новых месторождений нефти и газа . Продажа сырья и энергоносителей развитым странам давала валютные средства, которые использовались для латания дыр в экономике. Страна не смогла эффективно решить проблемы модернизации хозяйства.

В мире происходила новая технологическая революция, ускорившая переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на использовании кибернетики , микроэлектроники , информационных технологий. В новых условиях мирового развития огромное значение приобретали компьютеризация, рост наукоемких производств, ресурсо- и энергосберегающие технологии. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Но основной причиной отставания был кризис всей социалистической системы .

Характерной чертой этого периода считают усиление административной централизации экономики и рост бюрократического аппарата . Кризисные явления в народном хозяйстве особенно остро обозначились с конца 70-х годов. Несмотря на рост капиталовложений в сельское хозяйство, расширение прав колхозов, введение зарплаты колхозников и расширение приусадебных участков, принцип коллективного ведения хозяйства и несколько неурожайных лет привели к резкому снижению сельскохозяйственного производства.


Советский Союз стал регулярно закупать зерно и другие продукты за границей. Принятая в 1982 г. «Продовольственная программа» не дала практических результатов. Истощение сырьевой базы, неблагоприятная демографическая ситуация, физический износ оборудования, рост военных расходов, неразбериха в организации труда, отсутствие материальной заинтересованности привели к падению темпов производства, снижению отдачи от капиталовложений и уровня потребления.

Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости и увеличение смертности привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов. Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение . Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.

Внешняя политика брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами - устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран - участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х - первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

Отношения СССР со странами Запада в 70-е годы принято называть периодом «разрядки» . Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений с Францией, с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание руководителями европейских стран, США и Канады в Хельсинки 1 августа 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На этом совещании был принят акт о правах человека, также подписанный советской делегацией. Однако нарушение прав человека в СССР, экспансия «социализма» в страны Африки и Азии, особенно введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) окончательно свернули процесс разрядки.

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов , который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие проявления коррупции в «семейных кругах» партийного аппарата. Андропов также предпринял попытки укрепить трудовую дисциплину на производстве. Были ужесточены санкции к нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 1983 г. все осталось по-прежнему.

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. В ноябре 1983 г.года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 1985 г.

После того как на заседании Пленума ЦК КПСС большинством голосов Н.С. Хрущев был отправлен в отставку, к власти в Советском Союзе пришел Л.И. Брежнев. Вначале его не воспринимали как долгосрочную политическую фигуру, но впоследствии оказалось, что Первый, а потом Генеральный секретарь ЦК КПСС удержал власть в своих руках надолго. При Л.И. Брежневе была принята новая Конституция СССР 1977 г., в которой объявлялись новые права и свободы советских граждан, а также подтверждалось право на выход из СССР союзных республик. Апогеем правления Брежнева считается Московская Олимпиада 1980 г., на которой советская сборная одержала решающую победу. В последние годы Л.И. Брежнев был очень слаб физически из-за своего преклонного возраста и болезней. После его смерти у руководства Советским Союзом побывало несколько человек и СССР постепенно приближался к своему распаду.

Последние годы правления Н.С. Хрущева (рис. 2) ознаменовались серьезными, но не всегда продуманными изменениями во внутренней и внешней политике Советского Союза. Все это привело к тому, что чиновничий аппарат начал выражать некоторую оппозиционность по отношению к главе государства. Это обстоятельство, а также стремление к власти многих тогдашних лидеров ЦК КПСС привели к отстранению Хрущева от власти. Во время его отдыха в Сочи был созван Пленум ЦК КПСС, на котором руководство решило отстранить его от управления государством. В октябре 1964 г. большинство членов ЦК высказалось за то, чтобы Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. А.Н. Косыгин (рис. 3), сподвижник Брежнева, стал председателем Правительства.

Рис. 2. Н.С. Хрущев - смещенный с должности Первого секретаря ЦК КПСС СССР в 1964 г. ()

Рис. 3. А.Н. Косыгин - Председатель Правительства при Л.И. Брежневе ()

Н.С. Хрущев был первым советским лидером, которого отправили в отставку. Он искренне недоумевал, как Л.И. Брежнев смог обойти его и стать руководителем государства. На самом деле еще до 1964 г. Брежнев был реальным главой советского государства. В 1960 г. он занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, а именно этот орган в Советском Союзе считался обладающим верховной государственной властью. Но решающую роль в СССР играли партийные органы, поэтому роль Хрущева была первой.

Об отставке Н.С. Хрущева советские граждане формально узнали из газет. Никаких противоречий в них вынесено не было, а сказано было, что Хрущев отстранен от должности Первого секретаря ЦК КПСС и управления государством по состоянию здоровья. Но в газете «Правда» вышла статья, инициатором которой в какой-то степени был Л.И. Брежнев, говорившая о чуждых партии волюнтаризме и прожектерстве, которые должны были быть преодолены в ближайшее время. Между строк советские граждане усмотрели, что это относится к Хрущеву.

В 1964 г. Л.И. Брежнев не воспринимался как долгосрочная политическая фигура в СССР. Но он быстро сделал военную и политическую карьеру. Брежнев стал маршалом, а к концу жизни Генеральный секретарь ЦК КПСС получил уже 5 орденов Героя (1 раз Герой социалистического труда и четырежды Герой Советского Союза). Подобных людей в истории СССР больше не было.

Л.И. Брежнев прославился своей любовью к медалям и орденам: к концу жизни у него было более сотни советских и иностранных знаков отличия. Даже после того как Брежнев умер, эти ордена никто не отозвал обратно, кроме Ордена Победы и высшей польской государственной награды.

В 1977 г. Л.И. Брежнев вернул себе должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, тем самым став единоличным главой государства - всего Советского Союза.

Несмотря на то что коммунизм построить в Советском Союзе не удалось, в стране к 1980-м гг. были определенные достижения в экономической, а также в социальной жизни.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, получившая название «Конституции развитого социализма» (рис. 4). В тексте Конституции СССР 1977 г. появились новые права и свободы человека, которых не было в предыдущих Конституциях. К политическим правам были добавлены право обсуждения государственных вопросов и вопросов местного значения, а к социальным - право на охрану здоровья, жилище, выбор профессии и свободу творчества. Для 1970-х гг. такие права выглядели очень актуально. Кроме того, Конституция 1977 г., сохраняя принципы федеративного устройства Советского Союза, подтверждала право каждой союзной республики на выход из СССР. Именно факт возможности выхода союзных республик из СССР позволил дать политическое обоснование процессу парада суверенитетов 1990-1991 гг. Республики мотивировали свой выход именно текстом Конституции СССР 1977 г.

Рис. 4. Конституция СССР 1977 г. ()

Апогеем брежневской эпохи считается 1980 г., так как в это время прошла московская Олимпиада (рис. 5) - Летние Олимпийские Игры, проводившиеся с 19 июля по 3 августа 1980 г. Это была первая Олимпиада, которая проводилась в Восточной Европе, а также в социалистической стране. Московская Олимпиада 1980 г. оказалась очень удачной для Советского Союза - советская сборная одержала на ней полную победу. Однако команд на данной Олимпиаде было не очень много, так как 50 стран бойкотировали ее из-за введения СССР войск в Афганистан в 1979 г. Тем не менее именно Олимпиада 1980 г. считается моментом наибольшего расцвета Советского Союза.

Рис. 5. Открытие Московской Олимпиады 1980 г. ()

Постепенно к 1980-м гг. здоровье Л.И. Брежнева начало постепенно ухудшаться - он перенес несколько инсультов. Речь Генерального секретаря стала невнятной, а свои тексты он практически все читал по бумажке. Любопытно, что по бумажке свои речи начали читать вслед за Брежневым его приближенные, а потом и начальники всех уровней.

Начиная с 1979 г. Л.И. Брежнев хотел уйти в отставку по собственному желанию, но ему не дали этого сделать члены Политбюро. Как бы то ни было, физическая слабость Брежнева становилась все более заметной. Именно в это время он стал персонажем многочисленных анекдотов. Власть оказалась для главы государства непосильным бременем в конце жизни. Ему приходилось напрягать все свои силы для исполнения государственных обязанностей.

7 ноября 1982 г. Л.И. Брежнев последний раз появился на публике - принимал парад и демонстрацию трудящихся в честь Великой Октябрьской Революции. Он простоял несколько часов на холодном пронизывающем ветру, в то время как у Брежнева было сильнейшее воспаление легких. Организм 75-летнего человека не выдержал таких перегрузок. 9 ноября 1982 г. Л.И. Брежнев умер (рис. 6). Первым о смерти Генерального секретаря узнал председатель КГБ, а уже потом родственники Брежнева и граждане Советского Союза.

Рис. 6. Похороны Л.И. Брежнева ()

Похороны Л.И. Брежнева приобрели определенное символическое звучание. Дело в том, что с ноября 1982 г. начался очень быстрый закат Советского Союза. После Брежнева на посту главы государства перебывало несколько человек за 4 года - стабильности и процветанию СССР это не способствовало.

2. Волкогонов Д.А. Семь вождей. - В 2-х книгах. - Кн. 2. - М.: АО «Издательство «Новости», 1996.

3. Измозик В.С., Рудник С.Н. История России. 11 класс. - М., «Вентана-Граф», 2013.

4. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. 11 класс. Базовый уровень. - М., «Дрофа», 2012.

5. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. - М., 1991.

6. Семанов С.Н. Брежнев. Правитель «Золотого века». - М., изд-во «Вече», 2002.

1. Интернет портал «Герои Страны» ()

2. Интернет портал «Леонид Ильич Брежнев» ()

3. Интернет портал «СтудопедиЯ» ()

Домашнее задание

1. Расскажите, как проходила отставка Н.С. Хрущева.

2. Каким образом Л.И. Брежнев пришел к власти? Что отличало его от прежнего главы государства?

3. Что было нового в Конституции СССР 1977 г.?

4. Охарактеризуйте Московскую Олимпиаду 1980 г. как международное событие. Как она проходила и какие последствия имела?

5. Расскажите о последних годах жизни Л.И. Брежнева. Почему он правил государством до самой смерти, хотя был уже очень стар и слаб?

Политический режим . Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политичес­кий режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты.

После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группи­ровки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Ко­сыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шеленин, Суслов) предлагала вернуть­ся к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений.

В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андро­пова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступ­кам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС.

В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра оборо­ны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочи­нений.

В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консерватив­ный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено раз­витое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталин­ского периода.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреп-лена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось пол­ностью возродить сталинские порядки.

Конец 70-х гг.- нача­ло 80-х гг. стали апофеозом разложения тоталитарного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личности. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погря­зло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на всесоюзном уровне, воровали и облас­тные, и городские и районные князьки.



Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли извест­ные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституцион­ные права советских граждан: писали письма советским руководите­лям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение дис­сидентов.

Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предло­жений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была из­мениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предпри­ятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования ра­ботников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод пред­приятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть минис­терств.

В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились тем­пы экономического роста и зарплата работников, стала расши­ряться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 60-х гг. реформа была свернута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята.



После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки рефо­рмирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали созда­ваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышлен­ные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую эконо­мику.

Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в се­льское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низ­ких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработ­ке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР.

Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. некоторые экономисты ста­ли понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема.

Внешняя политика . К середине 60-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третье­го мира не дала ожидаемых результатов.

В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разряд­ку международной напряженности . Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерно­го оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового унич­тожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключи­тельного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обяза­лись уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопро­сы мирным путем.

К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную побе­ду и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути.

Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалисти­ческом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод" "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономи­ческой инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах.

На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехосло­вакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить нако­пившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов.

Брежневское руководство в начале 70-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Ки­тай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния.

В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил поль­скому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистичес­кий лагерь разваливался...

Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 60-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама.

В начале 70-х гг. в стра­нах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 70-хгг. Запад вышел из энергетичес­кого кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения.

В период брежневского руководства СССР увеличил материальную по­мощь странам третьего мира . Миллиарды нефтедолларов шли на поддерж­ку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других стра­нах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уни­чтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены со­ветские войска по просьбе нового президента Б.Кармадя, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы.

Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие вне­шнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содру­жестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».

46. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований.

Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализ­ма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление совет­ской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство.

Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей.

В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг.

Первый этап реформ . В апреле 1985г. был при­нят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советско­го общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машинострое­ние и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину тру­да и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов.

Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и полити­ческие преобразования. Они проходили под лозунгом: "Больше соци­ализма!" В этот период предпринимались усилия по активизации деятель­ности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических обществен­ных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получиои тюремное наказание.

В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказа­зались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потреби­тельский рынок.

Но даже эти робкие попытки реформ вызва­ли сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из пар­тийных и государственных орга-нов.

В выс­шем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что "без политической реформы невозмож­на экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обнов­ленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева.

В январе 1987г. начался второй этап реформ . Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убий­стве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962г., о кор­рупции в брежневские времена. В ходе осуществления политики глас­ности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о реп­рессиях.

В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группи­ровками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что поли­тика гласности - шельмование "славной советской истории". Воспо-льзо­вавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным ви­зитом, Лигачев опубликовал "письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: "письмо" Н.Андреевой было осужде­но, как антиперестроечное.

Во второй период перестройки осуществлялись и экономические рефор­мы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обост­рился дефицит основных товаров.

Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гу­манный демократический социализм и переход к рыночной экономике.

Третий этап перестройки . На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реаби­литированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти рефор­мы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где за­креплялась руководящая роль КПСС).

М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную соб­ственность.

Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г.

47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.: направление развития в политике и экономике, достижения и просчеты.

«Шоковая терапия ». В 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным госу-дарством после распада СССР, стал неизбежным переход к рыночной эко-номике. Повседневным явлением стали пустые прилав­ки магазинов. Соци-альная напряженность нарастала.

Идеологом и основным проводником политики реформ стал Е.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве. Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи госу­дарства создаст оптимальную стру-ктуру экономического развития. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов – Междунаро-дно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение государственных программ: резко упало государственное финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха многие предприятия, до крайне низкого уровня упали социальные расходы.

В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринима-телей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий. В ходе привати­зации власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который стал бы опорой нового политического режима. Поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Но новые хозяева не при-влекали необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики.

Спад производства и технологическое отставание приняли опасные разме-ры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % нацио-нального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населе-ния страны извлекли выгоду от приватизации. Ведущее место среди них за-няли представители бюрократического аппара­та, проводившие приватиза-цию. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны представители «тене-вой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к тому, что ежегодная убыль населения России составляла около 1 млн. человек.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику.

17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократ-ное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способ-ствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть на мировом рынке.

Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг . Эконо­мическая по-литика правительства привела к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы.

Непримиримую позицию по отношению к оппозиции занял пре­зидент Ель-цин. 21 сентября 1993 г. Ельцин незаконно приостановил деятельность Съез­да народных депутатов и Верховного Совета России. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействите-льным, как противо­речащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокиро­ван войсками.

4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Со­вета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Осенью 1993 г. был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, ко-торая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, распускать органы законодатель-ной власти в оговоренных слу­чаях и издавать указы по ключевым политичес-ким вопросам. Зако­нодательным органом власти стал двухпалатный парла-мент - Федеральное собрание.

Общественно-политическое развитие в 1994 – 2000 гг . В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. С трудом в Государственную Думу прошел проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром. На всеобщих выборах в 1995 г. этот блок не смог попасть в парла-мент.

Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Пер-вый тур выборов не определил победителя. По итогам второго тура было объявлено, что победу одержал Ельцин.

Для периода 1995-1999 гг . была характерна частая смена пра­вительств. В эти годы большого размаха достигло забастовочное движение. Во многих республиках усиливался сепаратизм. Попытка восстановить правопорядок в Чечне привела к войне в 1995 - 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин назначил на пост пре-мьер-министра Е. М. Примакова, который опирался на думское большинство. Новому пра­вительству удалось добиться роста промышленности, пре­краще-ния массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ель-цина в мае 1999 г, привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Боевые действия на Северном Кавказе были успешными для российской армии.

Осенью 1999 г. произошли террористические акты - взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских терро-ристов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основ-ные силы сепара­тистов.

31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей прези-дента. Ис­полняющим обязанности президента стал премьер-министр В.В. Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал президентом России.

Всеобщая история. Краткий курс. Основные вопросы

1. Источники сведений о прошлом человечества.

2. Предыстория человеческого общества.

3.Первобытная история.

4. От первобытности к цивилизации.

История Отечества. Время правления Н. С. Хрущёва.

В период с 1954 по 1964 годы СССР продолжал серийно выпускать не только новые модели самолётов и вертолётов гражданской и военной авиации, но и новые модели грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов, дорожной и другой техники. Все они не уступали, а во многих случаях превосходили зарубежные образцы. Даже легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-21 «Волга» не уступал автомобилям такого же класса производства США, которые традиционно лидировали в области легкового автомобилестроения.

По всей стране строились заводы, фабрики, новые города, электростанции, домны. Захватывает дух от мысли, что бы мы могли сделать, если бы к власти пришёл не Н. С. Хрущёв, а любящий Россию человек с масштабным государственным мышлением.

4 октября 1957 года был запущен в космос первый в мире искусственный спутник земли, 2 января 1959 года была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-1», 12 сентября – «Луна-2», доставившая на луну вымпелы СССР, 4 октября – «Луна-3», совершившая облёт луны и передавшая на землю фотографии обратной стороны луны. В 1960 году на орбиты было выведено несколько космических кораблей с собаками на борту.

12 апреля 1961 года советский офицер, старший лейтенант военно-воздушных сил СССР, русский человек Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом Земли. В августе в космос полетел Г. С. Титов. В 1962 году в космос летали А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский и первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.

В 1963-1964 годах полёт наших космонавтов вокруг земли и выход в открытый космос стали обычными явлениями. Автоматические станции летали даже к Марсу.

Проектирование космических кораблей осуществлялось под руководством Главного конструктора и руководителя проекта С. П. Королёва. Вместе с ним руководителями проекта по системам корабля являлись В. П. Глушко, Н. А. Пилюгин, В. И. Кузнецов, М. С. Рязанский, В. П. Бармин.

В СССР в 1957 году был создан самый мощный в мире синхрофазотрон и спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Кстати, первая в мире атомная электростанция тоже была сооружена в СССР 1953-1954 гг. в г. Обнинске Московской области. В 1957 году было открыто в г. Новосибирске Сибирское отделение Академии наук СССР.

Началось активное жилищное строительство. Стремились строить как можно больше в ущерб внешней красоте зданий и внутреннему облику квартир. Так как низкие потолки и маленькие кухни позволяли ввести в эксплуатацию при тех же затратах больше квадратных метров жилья Н. С. Хрущёв поддержал проекты с низкими потолками и маленькими кухнями. Только со временем эти недостатки были устранены.

За 1951 (Сталин умер в 1953 году) – 1960 годы было построено и введено в действие 714,6 млн. квадратных метров жилья. Строительство часто велось блочным способом. СССР в таком строительстве достиг значительных успехов. В настоящее время такой способ строительства и достигнутый позднее способ строительства домов из «кубиков» готовых квартир, вылитых на заводах железобетонных изделий, в основном утрачен, большинство заводов во всех регионах страны уничтожены или существуют, серийно изготавливая только плиты перекрытия потолков, проёмов дверей и окон.

За десятилетия с момента разрушения СССР сведена на самый низкий уровень одна из самых крупных в мире отечественная строительная индустрия, которая являлась одной из самых крупных в мире. Мы по своим проектам, своей техникой строили корпуса заводов и фабрик, мосты и шахты для межконтинентальных баллистических ракет, дома и общегородские здания в соответствии с последними научно-техническими достижениями в этой области и строили в массовых количествах, о которых большинство стран не смели даже мечтать.

Жильё предоставлялось совершенно бесплатно в порядке определённом законодательством СССР и союзных республик. И снова надо отметить, что у Сталина во все периоды его правления не было средств для массового жилищного строительства. Конечно, он мог начать такое строительство в довоенное время, но тогда мы проиграли бы войну и погибли. Могли бы мы после войны направить деньги на строительство жилья, но тогда мы не создали бы ядерного оружия и нас бы уничтожили. И только при правлении Н. С. Хрущёва впервые появилась возможность начать массовое строительство жилья.

В период до 1961 года сохранялись высочайшие темпы роста не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Надо отметить, что все достижения 1950-х годов в военной и гражданской областях народного хозяйства, строительстве, повышении благосостояния народа были заложены при жизни И. В. Сталина, а при правлении Н. С. Хрущёва начали давать отдачу.

Поступательное движение страны, не смотря ни на что, продолжалось всё время существования советской власти. Но реформы Хрущёва не могли отрицательно не сказаться на темпах развития производства. В 1961 году темпы развития впервые за всю историю СССР понизились.

В 1963 году к негативным последствиям реформ добавились неблагоприятные для выращивания зерновых погодные условия. Правительство Хрущёва, чтобы не допустить голода, было вынуждено использовать часть стратегических запасов зерна и закупить зерно за границей. Ранее СССР за границей зерно не закупал. Закупка зерна за границей вызвала и вызывает сегодня критику работы наших колхозов, в то время как западные страны в том или ином количестве все закупают продовольствие, и никто не критикует за это своих фермеров. Но в целом сельское хозяйство ежегодно увеличивало производство сельхозпродукции.

Военно-промышленный комплекс работал исключительно хорошо. Были возведены при Сталине и продолжали возводиться красивейшие закрытые города.

Один из таких городов Арзамас-16 стал рядом с православным духовным центром – Саровской обителью. Город являлся центром по созданию ядерного оружия. Такое соседство не случайно. Саровская обитель защищала Россию от духовного порабощения, а Арзамас-16 (Кремлёв) – от физического истребления.

Защищал нас от истребления и ядерный центр – город с красивым названием Снежинск (Челябинск-70) и многие другие города с промышленными предприятиями ВПК СССР. Закрытые города, с заводами по производству ядерного оружия, как и весь ВПК страны – это русское чудо.

Россия по сравнению с Америкой бедная страна. Но нашу бедную страну богатая Америка уже более ста лет пытается одолеть и не может, не смотря на все старания. В 1904 году на царскую Россию напала вооружённая США Япония, в 1914 г. – Германия, в 1918 г. на Советскую Россию напали интервенты США, Англии, Франции, Канады и Японии, а затем вооружённые ими Белые армии, в 1938-1939 гг. – Япония, в 1939 г. – Финляндия, в 1941 году Германия со всей объединённой Гитлером Европой. Но мы выстояли. То, что и в 1950-х годах богатейшая страна мира США при фанатичной ненависти к нам не смогла нас одолеть тоже чудо.

И оба названные чуда неразрывно связаны между собой. Именно уровень нашего ВПК сохранял нашу русскую цивилизацию. Наши военные заводы стоили того, чтобы о них писать книги, слагать песни. Среди них были прямо-таки сказочные предприятия.

Например, в 1958 году в закрытом городе Красноярск-26 (Железногорск) вошёл в строй крупнейший в мире завод по выработке оружейного плутония. Реактор и основные цеха завода были расположены внутри гранитной скалы на глубине 200-250 метров.

Чудеса, о которых написано выше создавали люди, наши советские люди. И надеется, что кто-то придёт к нам, подаст руку и поднимет с колен наивно. Только мы сами, не в одиночку, а все вместе напряжённым трудом сможем преодолеть отсталость и гарантировать своей стране, своим детям и внукам историческое будущее.

Конечно, экономика социалистического СССР ни в какое сравнение не идёт с экономикой сегодняшней отсталой России. Не смотря на антигосударственные реформы Н. С. Хрущёва, экономика СССР оставалась плановой и государственной, а поэтому сохраняла высокие темпы развития, превышающие темпы развития богатых западных стран.

Прозападные экономисты всё толкали нас к гибким ценам и хозрасчёту, что противоречило самой цели производства товаров при социализме. Хозрасчёта они, в конце концов, добьются, а свободные цены так и останутся только на колхозных рынках, что позволит СССР не погибнуть в 1950-х годах, а в достатке прожить до 1985 года и продержаться до 1991 года.

Либералы главным вопросом жизни страны считают вопрос свободного выезда за границу. Надо заметить, что основную часть населения СССР меньше всего интересовал указанный вопрос. Он интересовал незначительную часть населения, причисляющего себя к гражданам мира.

Но поскольку он часто неправдиво освещается в прессе, должен сказать, что, например, в 1957 году только в качестве туристов выехало за границу 700 тыс. советских людей, в том числе из них 20% в капиталистические страны Западной Европы и США.

Число туристов из года в год возрастало, но, на мой взгляд, никому эти поездки не приносили пользы. Как и в настоящее время поездки за границу граждан такой небогатой страны как Россия отрицательно влияют на её развитие. Вывоз денег за рубеж наносил ущерб нашему государству, особенно нуждающемуся в сокращении, а не увеличении неоправданных валютных расходов после разорительной войны.

Кроме того, в то время в западных странах почти ни один советский человек не оставался без внимания, то есть без попытки его завербовать западными спецслужбами. В ход шли хорошо отработанные методы запугивания, подкупа и агитации. То есть, чем большее количество советских людей ездило за границу, тем более пополнялись ряды пятой колонны в Советском Союзе.

Уж если мы коснулись вопроса контактов с заграницей, то уместно вспомнить о фестивале. По-моему, Запад отблагодарил Н. С. Хрущёва за доклад на ХХ съезде и принял решение о проведении в Москве в июле-августе 1957 года Всемирного фестиваля молодёжи. Решение о проведении фестиваля в Москве поднимало авторитет Хрущёва.

Конечно, наши чистые ухоженные города, живущие в достатке, прилично одетые, всесторонне развитые жители СССР, отсутствие нищих и живущих в трущобах бомжей совершенно не соответствовало сочинённым о нас на Западе небылицам. В связи с этим, конечно, Запад не был заинтересован в фестивале.

Но даже очевидные факты можно было поставить под сомнение, сравнив заработную плату советского человека и человека из любой страны Запада. На западе она была в десятки раз больше, и такой обмен информацией сразу вызывал зависть у советских людей и разочарование социализмом у представителей западных стран.

И невдомёк всем было, что если сравнить реальную заработную плату, то есть заработную плату с учётом стоимости товаров и услуг, в том числе стоимости жилья, коммунальных услуг, обучения, медицинского обслуживания, проезда на транспорте, размера налогов и т. д., то получится, что реальная заработная плата советского гражданина была не меньше заработной платы гражданина западного государства. Но этих тонкостей, конечно, не понимали простые иностранные юноши и девушки. Поэтому Запад не видел для себя опасности в сфере обмена информацией.

А наши советские пропагандисты никогда не утруждали себя подсчётами, куда уходит очень высокая заработная плата, например, японца, которому оставшейся от всех выплат суммы не хватает даже на полноценное питание. Выходит зря платили зарплату советским пропагандистам и идеологам.

Но кроме поднятия авторитета Хрущёва Запад был заинтересован в фестивале, во-первых, возможностью за короткий срок значительно расширить сеть своей агентуры, во-вторых, собрать обширную информацию о советских людях, их образе мышления, желаниях, мировоззрении, в-третьих, представить советским людям капитализм в самом привлекательном виде и начать нас развращать чужой «культурой».

На основании полученных во время фестиваля знаний можно было разрабатывать новые методы ведения холодной войны против СССР, русского коммунизма, русской нации.

В духовной, идеологической деятельности Н. С. Хрущёва явно просматривается антирусская направленность. Многие не могли пережить массированного наступления «хрущёвцев» на русскую культуру.

М. П. Лобанов пишет о хорошем поэте, обаятельном, внимательном к людям человеке В. Л. Кулемине следующее: «В журнале «Москва», где он работал заместителем главного редактора, была опубликована статья в защиту исторических, культурных памятников, сносимых беспощадно тогда при Хрущёве, и началась травля Кулемина, кончившаяся инфарктом и смертью патриота в сорок лет».

На мой взгляд, после ХХ съезда последующие ХХI и ХХII съезды партии стремились вырвать из людей саму идею «русского коммунизма». Идеи русского коммунизма заполнились примитивным троцкизмом и мещанской философией.

ХХII съезд 1961 года принял третью Программу КПСС – программу построения коммунизма. И на этом съезде Хрущёв продолжал критиковать Сталина. В ночь с 30-го на 31-е октября 1961 года гроб с телом И. В. Сталина был вынесен из Мавзолея и захоронен у Кремлёвской стены.

Программа партии, которая видела коммунизм, как общество, в котором каждому дают по потребности еды, одежды и жилья хоронила великую идею коммунизма. И такая программа появилась тоже благодаря старанию «невиновных жертв» и их последователей.

После ХХ съезда «были собраны, идейно вооружены и легитимированы все «дезертиры» и «диссиденты», которые стали внутренними союзниками противника России в столетней «войне цивилизаций» (в то время она имела форму холодной войны)», - пишет С. Г. Кара-Мурза.

Но при Сталине наши славные предки заложили в СССР такой запас прочности, что и при хрущёвском погроме наша страна продолжала выпускать новые образцы лучшего в мире оружия.

Н. С. Хрущёв разрушил многие достижения советской власти, вольно или невольно сдерживал развитие страны, но даже он понимал, что всех граждан Советского Союза ждёт гибель без производства в массовых количествах новых видов вооружения.

В 1958 году был запущен в производство танк «Т-55» со 100 мм пушкой. Всего танков «Т-54» и «Т-55» было выпущено 100 тысяч штук. Это наиболее многочисленный танк в истории мирового танкостроения. Вот такой великой страной был СССР.

А выпустили танков этого типа много, потому что он обладал высочайшими для своего класса танков боевыми качествами, а заводы по его выпуску - до сих пор никем не превзойдённой технологией производства.

В 1957 году была создана и запущена в производство ракета – «Р-7» – высшее достижение мирового ракетостроения. Именно эта ракета выводила на орбиту наши спутники и пилотируемые космические корабли.

В 1959 году - зенитный ракетный комплекс (СЗРК) «С-75», разработанный под руководством П. Грушина. Именно этот комплекс 1 мая 1960 года под Свердловском уничтожил американский высотный самолёт-разведчик «U-2».

В период с 1954 по 1964 годы были также созданы и запущены в серийное производство новые образцы подводных лодок, включая создание в 1958 году первой советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» проекта 627, ракетных крейсеров, снайперских винтовок, ручных пулемётов, артиллерийских орудий, зенитной артиллерии, в частности «ЗСУ-23-4» Шилка, полевых реактивных систем, противотанковых ракетных комплексов и другой военной техники.

Кроме новых образцов оружия СССР имел массу другого первоклассного оружия во множестве находящегося в вооружённых силах страны. Очевидно, что мы могли постоять за свои жизни, свою Родину. Поэтому Н. С. Хрущёв во внешней политике вёл себя довольно смело.

Запад нас ненавидит. Люто ненавидит уже тысячу лет. Запад ненавидел княжескую Русь, царскую Российскую империю, Советский Союз, ненавидит и сегодняшнюю Россию. Ненавидит, но не может нас одолеть.

Никто не знает в чём сила России. Почему она безалаберная и, казалось бы, безразличная к своей судьбе вдруг становится собранной, умной и необыкновенно сильной? Наверное, нация не может жить в постоянном напряжении в ожидании нападения врага и между войнами расслабляется. Трудно понять Россию и русского человека. Ф. И. Тютчев писал:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить.

Вероятно, он много думал, переживал за свою Родину, прежде чем прийти к такому выводу. О ненависти Запада к России писал ещё А. С. Пушкин в своём стихотворении «Клеветникам России».

Особенно Запад ненавидел Россию советскую, во-первых, потому что при советской власти Россия стала сверхдержавой, не смотря на все усилия Запада по уничтожению СССР, а во-вторых, потому что советское социалистическое традиционное общество было прямой альтернативой, историческим вызовом западному либеральному обществу. Русский коммунизм, как реализация заповедей православия в самом устройстве советского общества был ненавистен Западу и представлял угрозу в стремлении Запада к власти над миром.

1964-1982

Данный период истории относится ко времени, при которой во главе СССР стоял Л.И.Брежнев. Эпоха получило фигуральное название "застой", так как характеризовалась снижением темпов экономического роста по сравнению с предыдущими периодами, экстенсивными методами развития сельского хозяйства и промышленности.

Одним из событий, произошедших за этот отрезок российской истории, было проведение экономической реформы А.Н.Косыгина 1965 года. Реформа характеризовалась масштабными преобразованиями в промышленной и сельскохозяйственной сфере: сокращение плановых показателей, введение системы экономического стимулирования, частичная децентрализация планирования, переход на хозрасчёт. Реформа А.Н.Косыгина стала значительным событием в истории СССР, так как позволила увеличить темпы экономического роста, повысила размер налоговых отчислений в пользу государства и уровень жизни граждан, заинтересованных в результате своего труда, поэтому выпускавших продукцию сверх плана и, как следствие, получавших дополнительный заработок.

Другим событием данного периода было принятие Конституции СССР в октябре 1977. Основными положениями этого документа были утверждение о том, что в СССР построен "развитой социализм", о необходимости достижения однородности многонационального советского общества, о "руководящей и направляющей" роли КПСС в жизни страны (статья 6), о наделении граждан демократическим правами. Принятие Конституции в 1977 году стало важным событием в истории государства, так как она отражала реалии того периода, отличавшиеся от положения советского общества в 1930е (до этого основным законом СССР была Конституция 1936 года); в Конституцию СССР 1977 года были впервые внесены международные обязательства СССР (положения Заключительного акта ЗБСЕ 1975 года).

Оба этих события обусловлены необходимостью реформирования экономической и политической сферы в советском обществе в 1960-70е годы 20 века в связи с неудачами реформаторской деятельности при Н.С.Хрущеве, когда созданием совнархозов и внедрением территориального способа управления экономика СССР потерпела дезорганизацию и спад темпов экономического роста. Реформа А.Н.Косыгина была призвана стабилизировать экономическую обстановку в СССР, вывести экономику государства на мировой уровень, поднять сельское хозяйство и увеличить темпы роста промышленности. Конституция СССР 1977 года как основной закон государства затрагивала все стороны жизни в СССР, закрепляла права и обязанности граждан и государства. К сожалению, реализация экономической реформы носила половинчатый характер, так как большинство её положений требовали коренных изменений в экономической системе СССР вплоть до отказа от централизованной хозяйственной системы. Принятие Конституции 1977 года не повлекло за собой существенных преобразований в жизни общества, так как многие демократические права (к примеру, свобода слова) нарушались, а статья 6 фактически закрепляла за КПСС право вмешательства во все сферы жизни.

Основными деятелями, принимавшими непосредственное участие в указанных событиях, были Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин. Л.И.Брежнев, занимавший в 1966-1982 пост генерального секретаря КПСС и в 1977-1982 пост Председателя Президиума ВС СССР, как глава государства приводил в действие экономическую реформу 1965 и Конституцию СССР 1977. А.Н.Косыгин, будучи на посту Председателя Совета министров в 1964-1976, был одним из инициаторов и исполнителей экономической реформы 1965. Действия этих двух политических фигур были направлены на реформирование политической и экономической жизни СССР в 1960-е – 1970-е годы, способствовали экономическому росту и стабилизации политической обстановки в СССР в данный период.

Такую точку зрения отстаивал в работе

Я согласна с мнением историка и думаю, что период 1964-1982 годов очень значим в истории нашей страны как эпоха, в которую правительство предпринимало попытки реформирования командно-административной системы хозяйствования и расширения демократических свобод граждан СССР. Такие исторические личности как Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин внесли большой вклад в развитие государства и способствовали проведению экономической реформы 1965 года и утверждению Конституции 1977 года.