Хадисы пророка мухаммада мир ему. Хадисы о семье и браке

Сунна является неотъемлемой частью исламского вероучения. Она объединяет предания о словах, действиях Пророка ﷺ. Хадис – предание о словах, делах пророка Мухаммеда ﷺ, молчаливом одобрении или его качествах. Каждый хадис включает в себя иснад и матн.

Под иснадом подразумевается цепочка людей, передавших хадис. Матн – собственно содержание хадиса. При изучении сунны уделяется большое влияние достоверности хадисов. Оценка степени достоверности хадисов происходит посредством глубокого анализа передатчиков определенного хадиса. По степени достоверности хадисы делятся на достоверные, хорошие и слабые.

Наука исследования хадисов

Сподвижники Пророка ﷺ начали запись хадисов еще при жизни посланника. В середине 7 столетия появились первые сборники хадисов. Из-за существования огромного количества хадисов, которые сохранились только в памяти отдельных людей, важное значение при изучении хадисов уделяется оценке их достоверности.

Поэтому среди многих мусульманских наук появилась наука исследования хадисов и суждении о степени их достоверности посредством проверки каждого из участников иснада, способов восприятия и передачи хадисов. Для этого мухаддисами составляются списки передатчиков с их полными именами, точным временем проживания, а также факты биографии, которые доказывают, что они имели высокие нравственные качества и способность правильно передать знания.

Также анализируется возможность встречи всех передатчиков каждого хадиса и на основании всех этих данных выносится решение о степени доверия отдельному передатчику и соответственно переданным им хадисам.

Позже появилась отдельная наука, которая изучает основы и правила, позволяющие сделать заключение о приемлемости или неприемлемости цепочки передатчиков и содержания хадиса. Эта наука называется ‘ильм аль-мусталях. С помощью такого точного изучения хадисов становится возможным отличить достоверные хадисы от других.

Для более простого понимания степени достоверности простыми верующими ученые разделили все хадисы на три основные группы:

  • достоверные (аль хадис ас сахих)
  • хорошие (аль хадис аль хасан)
  • слабые (аль хадис аль даиф).

Хадисы-кудси

Отдельное место в сунне Пророка ﷺ занимают хадисы-кудси. Их насчитывается около сотни. Это такие хадисы, которые несут в себе слова Всемогущего Аллаха и передаваемые посланником любыми словами. Знания, которые содержат в себе хадисы-кудси, посланник ﷺ получал через Джибриля или в виде откровения. И в этом они подобны аятам Священного Корана, но никоим образом к нему не относятся. Поэтому хадисы-кудси нельзя читать в молитве.

Достоверные сборники хадисов

  • 1. «Аль-джами-ас-Сахих» имама Аль-Бухари
  • 2. «Ас-Сахих» имама Муслима
  • 3. «Ас-Сунан» Абу Дауда
  • 4. «Ас-Сунан» Ат-Тирмизи
  • 5. «Ас-Сунан» Ан-Насаи
  • 6. «Ас-Сунан» Ибн Маджи

Все авторы этих трудов проделали колоссальную работу по сбору, отбору и классификации многих тысяч хадисов. В поисках достоверного материала они объездили весь мир и выслушали тысячи мухаддисов. И в результате многолетней работы подарили мусульманской умме эти сборники. В наше время существуют переводы многих сборников сунны Пророка ﷺ на различные языки мира. И сейчас по запросу в интернет любой мусульманин может скачать сборник Аль Бухари или "40 хадисов" Ан-Навави.

Имам Аль Бухари

Самым почитаемым сборником является "Ас-Сахих" имама Аль Бухари. Он родился в Бухаре в конце 2 века по хиджре и потерял отца в детстве. В юношестве Аль Бухари решил посвятить свою жизнь сбору хадисов. Он обладал удивительной способностью к запоминанию и был очень скромным человеком. Вместе с матерью и братом Аль-Бухари объездил много городов в поисках хадисов. После 16 лет кропотливого труда имам составил свой сборник “Аль-джами- ас-сахих”.В него он включил только достоверные хадисы, что отличает этот труд от других работ современников имама.

Его свод хадисов содержит более 7 тысяч сообщений о Пророке ﷺ. До конца своей жизни величайший исламский ученый жил в скромности и проводил много времени в поклонении Всевышнему.

Достояние Ислама

Хадисы Пророка ﷺ являются уникальным наследием Ислама и активно используются каждым мусульманином в повседневной жизни. В сунне можно найти хадис про основы фикха, толкование аятов Священного Корана, правила исполнения исламских обрядов и поведения во время важных событий в жизни человека.

Сунна Пророка ﷺ уникальна тем, что подробно рассказывает о мужчинах и о женщинах, о верующих и о неверующих, о природных явлениях и об исторических событиях. Кроме того, изучение хадисов дает нам возможность узнать больше про пророка Мухаммада ﷺ, о сокровенных особенностях его жизни, почувствовать уважение и любовь к нему.

Современные технологии позволяют нам пользоваться электронными библиотеками хадисов, находясь в любом месте на планете. Для этого только нужно иметь компьютер с доступом в интернет. И зайдя на нужный сайт, мы можем прикоснуться к наследию нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ и начать читать нужные хорошие хадисы, слушать их или скачать себе на компьютер или смартфон.

Ислам — одна из самых таинственных религий на нашей планете. Она состоит из целого ряда писаных и неписаных законов, которых каждый мусульманин придерживается с завидной точностью и верностью. Среди них есть известные каждому хадисы пророка Мухаммеда — краткие повести о его жизненном пути. Они могут быть приукрашены, где-то видоизменены, однако весьма достоверны. О том, что же в них такого интересного, и как они влияют на жизнь мусульман, читайте ниже.

Итак, хадисы пророка Мухаммеда — это записанные на бумаге важные события из жизни этого религиозного деятеля, основателя ислама. Каждый мусульманин обязан знать их, почитать и принимать за основу для становления своего мировоззрения и мировоззрения своих потомков. Считается, что Мухаммед составлял эти записи специально для того, чтобы в дальнейшем его народ мог основываться на приобретенном им жизненном опыте. Сегодня по степени важности данные исторические сводки стоят на втором месте после Корана — книги, которая считается самой священной в религии ислам. Хадисы пророка Мухаммеда также считаются автобиографией. Особое внимание им уделялось на заре появления самого ислама, а ныне они часто пересказываются в семьях и мечетях как легенды. Считается также, что, изучая эти тексты, можно постичь все таинства этой восточной религии.

Природа зарождения слова

Рассматривая вопрос с точки зрения этимологии, становится сразу понятно, что хадисы пророка Мухаммеда — это в прямом смысле рассказы о том, что случилось. Люди, знающие арабский язык, легко проведут аналогию между «хадис» и «хадса», что звучит на русском как «рассказывать что-либо», «ведать», «передавать». Таким образом, получается, что каждая из повестей, которая относится к данному разряду, является не основным законом религии, а традицией. Ранее эта традиция передавалась из уст в уста, однако позже стала записываться на бумаге. Заметим, что все эти обычаи исламского народа, которые так сформировались, приобрели свой совершенный внешний вид не сразу. В течение трех столетий после смерти Великого Пророка в восточном обществе была масса дискуссий на этот счет, и все записи формировались как бы скачками.

География традиции

Религиозная судьба всех тех народов, которые ныне являются мусульманскими, была определена еще задолго до официального зарождения присущей им сегодня религии. Ближний Восток, некоторые государства Средней Азии и Северная Африка с незапамятованных времен считались одним целым культурным регионом, где чтились идентичные боги, возводились практически одинаковые культы и устанавливались схожие традиции. В 632 г. н.э. (дата кончины Мухаммеда) религия лишь приобрела официальный статус и письменное подтверждение. Также в седьмом веке по всем вышеупомянутым регионам стало распространяться влияние Корана, который лично в руки, от Аллаха, получил пророк. Следом за Священной книгой сперва в устной, а потом и в письменной форме до народа доходят хадисы пророка Мухаммеда, которые становятся подкреплением обычаев и веры. Тут стоит отметить, что каждый отдельный народ по-своему трактовал данные строки. Также для различных держав большую или меньшую ценность имеют далеко не одни и те же хадисы из всех существующих.

Классификация

Исследователи, сопоставляя общепринятые исторические сводки и данные письменные документы, сумели разделить последние на три основные категории. Таким образом, мы имеем достоверные хадисы пророка Мухаммеда, хорошие и слабые. Данные статусы имеют большое значение, если они используются в юрисдикции, в истории или в других учениях. Если же упомянуть хадис требуется для проведения моральной беседы или для установки определенной моральной ценности в обществе, то подобная щепетильность становится излишней.

О жизни в браке

Сегодня все мы привыкли к тому, что в мусульманском мире отношение к женскому полу крайне унизительно. На самом же деле философия Востока куда более тонкая, чем нам, европейским людям, это может показаться. Ярким примером тому служат хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые он составил в течение своей жизни. Вот некоторые из них: «Когда сам трапезничаешь, раздели трапезу с супругою своею, когда покупаешь одежды и прочие вещи для себя — то же самое сделай и для нее! Не бей её по лицу, не сквернословь в ее сторону, и когда поссоритесь — не оставляй ее наедине с собою»; «Когда жена у мужа праведная, ее сравнить можно с золотой короной, что красуется на голове у царя, искрится и сияет на сотни метров. Если же жена у праведного мужа характерна грешностью, она сравнима лишь с тяжелой ношей, что висит за спиной у старого человека». Данные слова дают нам возможность понять, что отношение к женам у мусульман в корне иное, однако это вовсе не означает, что оно хуже.

О главной родительнице

Как и многие другие народы, несмотря на свой патриархальный социальный устав, исламисты в большом почете держат матерей. Подтверждением тому являются хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые стали или готовятся стать матерями. Такие строки, как «Все женщины, которые вынашивают ребенка, рожают его и благосклонно относятся ко всем детям, своим и чужим, обязательно пападут в Рай» или же «Коли ищите Рай для себя — ищите его под материнскими ногами» являются основной всей философии ислама. К своим родительницам с почетом относятся на протяжении всей жизни. Традиции, составленные Мухаммедом, гласят о том, что о матерях нужно постоянно заботиться, уважать их и никогда не забывать.

Вечный двигатель веры

Одной из основ ислама является пятикратный намаз, которого строго придерживается каждый мусульманин. Проявляется он в виде молитвы, которую необходимо повторять в каждый из пяти дней для того, чтобы слиться воедино с Всевышним, достичь состояния духовного счастья. Эта сакральная философия, конечно же, нашла свое отражение в традициях восточных народов. В течение 7 века были составлены хадисы пророка Мухаммеда о намазе, и сегодня они учат нас почитать Аллаха и приносить ему в жертву свое самое дорогое сокровище — время и разум. Вот, что сулит Всевышний тому, кто будет верен ему: «Каждый, кто тщательно совершает омовения, после чего отправляется на прочтение обязательного намаза и совершает его по имаму, получает прощение одного своего греха».

Жизненные наставления

Особой ценностью в мусульманском мире считаются хадисы пророка Мухаммеда о жизни. Пересказывать их тексты мы не будем, так как это может занять несчетное количество времени. В целом можно сказать, что данные легенды и рассказы таят в себе максимальное количество тех догм, на которых основался сам ислам. Они учат справедливости, праведности, мудрости. Многие из них являются точными описаниями определенных ситуаций, которые происходили в жизни пророка. Принято полагать, что, основываясь на его жизненном опыте, каждый мусульманин должен проводить аналогии в свою жизнь, поступая идентично всеобщему наставнику. Самое главное в каждом тексте то, что человек должен любить и почитать Аллаха. И если на Земле мусульмане будут верны его законам, то после смерти попадут в райское место.

О загробных мирах

Аналогичными всем предыдущим в исламе являются хадисы пророка Мухаммеда о смерти. Читая и изучая их, невозможно не заметить некоторых сходств с нашим православием, однако разница между ними также велика. Во-первых, стоит сказать, что хадисы проповедуют ценить и почитать Аллаха потому, что он каждому, кто был ему верен, дарует вечную и красивую жизнь после смерти. Рассказы утверждают, что земной путь человека — лишь временное пристанище, потому цепляться за различные блага материального мира нет смысла. Также подобно православию, в исламе есть только один Бог — Аллах, и только ему может поклоняться мусульманин. Характерной чертой хадисов, которые ведают нам о смерти и о ее приходе, также является неразрывность рассказа. Догмы, которые выносятся на первый план, находятся на фоне событий, которые рассказывают опять-таки об определенных событиях жизненного пути пророка Мухаммеда.

Заключение

Исламский мир, в отличие от нашего привычного православного или же католического, характеризуется куда более строгими правилами соблюдения не только официальных законов, но и традиций, религиозных учений. Неотъемлемой частью тут являются и хадисы, которые учат каждого человека, ставшего мусульманином, добросовестно и в соответствии со всеми догмами придерживаться своей веры. Эти исторические тексты в полной мере раскрывают нам суть ислама, дают возможность понять, как появилась на свет эта религия, как люди, находящиеся в ее рамках, ее воспринимают, и как стоит относиться ко всем этим правилам человеку постороннему.

Стр. 1 из 41

Религии мира


От составителя


В начале VII века в Мекке жил скромный человек по имени Мухаммед ибн Абдалла, принадлежавший к языческому племени курайшей. У него было тяжелое детство: мальчик никогда не видел своего отца, умершего в возрасте двадцати пяти лет незадолго до рождения сына, и ему не исполнилось и шести лет, когда умерла его мать. Воспитателем маленького Мухаммеда стал его дед, Абд аль-Мутталиб, но через два года умер и он, и ребенок оказался в семье своего дяди по отцу, Абу Талиба.

С малых лет Мухаммед был приучен к труду и пас овец, принадлежавших жителям Мекки. Взрослея, он стал помогать дяде в торговых делах, но его мало привлекала мирская суета. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он женился на достойной женщине, которую звали Хадиджа, и она стала ему верной и любящей женой. Хадиджа была богатой вдовой, и многие сватались к ней, но она вышла за Мухаммеда по собственному предпочтению.

Чем старше становился Мухаммед, тем чаще он задумывался о жизни. У него появилась склонность к уединению, и как только ему предоставлялась такая возможность, он любил подниматься на гору Хира, что в окрестностях Мекки, и проводить время в найденной там пещере, размышляя о себе и о мире. Как правило, он оставался в пещере в течение нескольких дней, но иногда ему приходилось отрываться от дум, чтобы спуститься вниз за едой и питьем, после чего он еще на несколько дней и ночей уединялся в своем излюбленном месте.

От долгого одиночества и постоянных размышлений его часто посещали видения, к которым он уже успел привыкнуть, но однажды ему почудилось, что в пещере находится еще кто-то, кроме него. Мухаммед ибн Абдалла был не робкого десятка, но на сей раз его пробила дрожь, когда таинственный и невидимый незнакомец сказал:

Охваченный странным трепетом, Мухаммед ибн Абдалла распростерся на полу пещеры. Видение исчезло, но он еще долго не смел пошевелиться, а потом, продолжая дрожать, как в лихорадке, с великим трудом добрался до дома к перепуганной его видом Хадидже. Он попросил жену накрыть его плотным покрывалом и просидел под ним до тех пор, пока не оправился от испуга.



Продолжение легенды гласит, что вскоре Мухаммед опять пожелал взойти на Хиру, но, поднявшись в пещеру, вновь почувствовал присутствие в ней таинственного незнакомца, который вторично обратился к нему с прежними словами:

– О Мухаммед, ты – посланник Аллаха.

На этот раз сказанное повергло Мухаммеда ибн Абдаллу в такой ужас, что он был готов броситься вниз с высокой скалы, над которой располагалась пещера.

И лишь тогда, когда невидимый незнакомец посетил его в третий раз, Мухаммед узнал, что в его пещере появляется архангел Джабраил, посылаемый к нему самим Аллахом.

В четвертый раз архангел явился Мухаммеду во сне. Накрыв его парчовым покрывалом, на котором были какие-то письмена, архангел приказал Мухаммеду:

– Не могу! – в отчаянии воскликнул Мухаммед.

И тогда Джабраил еще плотнее окутал его парчовым покрывалом, так что бедняга почти не мог дышать, и вновь строгим голосом приказал:

– Но я не могу! – задыхаясь, прохрипел Мухаммед, но архангел был неумолим и еще плотнее окутал его покрывалом, а потом повторил приказ в третий раз: – Читай!

– Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка!

Так Мухаммеду ибн Абдалле впервые были явлены стихи Корана. Случилось это в 610 году, в месяц Рамадан, и он продолжал получать откровения свыше на протяжении двадцати с лишним лет, став великим пророком ислама.

Лишь немногие в Мекке поверили Мухаммеду и признали его настоящим посланником Господним, несущем весть о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что он, Мухаммед, – пророк Его. Остальные же глумились над посланником Аллаха и всячески притесняли его. Дело дошло до того, что в 622 году пророку пришлось бежать из Мекки в благословенную Медину, где большинство населения с радостью приняло ислам. За ним последовали и другие мекканские мусульмане. От этого переселения, или хиджры, ведется летоисчисление по мусульманскому календарю.

За десять последующих лет ислам распространился по всей территории Аравийского полуострова и начал выходить за его пределы. Стихи Корана, откровения, ниспосланные пророку Мухаммеду Всемогущим Аллахом, передавались из уст в уста, и последователи пророка благоговейно внимали его речам и старались подражать ему во всем, веря, что его слова и деяния вдохновлены единым и всемогущим Богом, которому нет равных и который является истинным властелином вселенной и вершителем судеб всего сущего.

Личность пророка Мухаммеда не может не вызывать восхищения. Иначе как чудом нельзя назвать то, что неграмотный сирота из языческого племени курайшей стал основоположником одной из мировых монотеистических религий, объединил под знаменем ислама множество прежде враждебных племен и создал первое мусульманское государство, проявив себя как выдающийся законодатель и полководец. Он сказал свое веское слово практически в каждой области человеческой жизни, на века определив законы, по которым живет мусульманский мир. Рассказы о поступках и высказываниях любимого пророка, хадисы, стали одной из главных культурных ценностей исламского мира. Хадисы – не просто предания о пророке и близких ему людях. То, о чем в них говорится, представляет собой иллюстрации содержащихся в Коране предписаний. Однако между Кораном и хадисами существует принципиальное отличие: священный Коран и по форме, и по смыслу восходит к Аллаху, передавая Его слова, а хадисы, восходя к речениям Аллаха в смысловом отношении, по форме восходят к пророку, фиксируя сказанное и сделанное им.

Хадисы начали создаваться и распространяться еще при жизни пророка. Более ста лет они существовали в устной традиции, затем из них начали составлять сборники. Их изучали и продолжают изучать богословы, а знание хадисов и умение рассказывать их неизменно вызывает глубокое уважение в мусульманском мире.

Структура классического хадиса распадается на две части. В первой, именуемой иснадом, приводится цепочка рассказчиков, благодаря которым хадис бытовал в устной форме, прежде чем был записан. Изучение этой цепочки имен позволяет определить, насколько достоверным является данный хадис. Во второй части либо излагается речение, либо кратко описывается деяние посланника Аллаха, которое воспринимается как совершенно достоверное благодаря ссылке на авторитеты известных личностей, упоминаемых в иснаде. Обязательным элементом стиля хадисов является употребление формульных ритуальных фраз после имен Аллаха, пророка и праведников из числа его последователей. Сборников хадисов много, и значительная часть их переходит из одного в другой, а некоторые истории повторяются в одном и том же собрании, отличаясь друг от друга иснадами или незначительными деталями повествования. Наиболее достоверными собраниями хадисов считаются своды, составленные имамами Мухаммедом ибн Исмаилом аль-Джуфи аль-Бухари (810–870), Муслимом (ум. 875), ат-Тирмизи (ум. 892), Абу Даудом (ум. 888), ан-Насаи (ум. 915) и ибн Маджи (ум. 887). Однако в них вошли далеко не все известные хадисы. Например, аль-Бухари обработал около 600 тысяч хадисов, из которых признал достоверными лишь 7300, они и вошли в его собрание, а имам Ахмад ибн Ханбал изучил около миллиона хадисов, включив в свой кодекс только двадцать пятую часть исследованных им текстов.

Человечество во все времена размышляло о сути мироздания, полагая, что Вселенная извечна и не имеет конца. Подобное понимание составляло основу материалистической философии. Однако сегодня наука неоспоримо доказала, что жизнь на земле имела точный момент начала и наша Вселенная конечна, также как смертны и все люди и живые существа.Рано или поздно настанет Конец Света и нет каких-либо сомнений в истинности этого повеления, ниспосланного Всевышним Аллахом в Коране еще 1400 лет тому назад.

Людей всегда волновал вопрос, когда же наступит неизбежный конец, но только Аллаху ведомо время Судного Часа, от людей сокрыты знания о моменте его начала.

Пророк Мухаммед (С) передал нам сокровенные знания о знамениях приближения Судного дня , а также описания периода, предшествующего ему. Время, когда свершатся и станут видны знамения дня Конца Света, в исламских источниках именуются "Последним Временем". После Пророка Мухаммеда ряд великих богословов Ислама также глубоко занимались изучением этой проблемы и давали свои комментарии и все они указывают, что приближение Последнего Времени будет знаменоваться рядом событий, которые будут свершаться одно за другим в предсказанной последовательности.

"Знамения Конца Света будут свершаться одно за другим, словно бусины, рассыпающиеся с ожерелья."

Первый период Последнего времени станет ареной воинствующего господства безбожных идеологий и философский учений, человечество окажется на грани нравственной деградации. Люди забудут о цели своего сотворения, души их окутает великая духовная пустота и нравственное падение. Человечество, переживающее череду великих, тяжелейших катаклизмов, войн и потрясений, будет искать ответ на единственный вопрос: "Где же спасение?"

Именно в этот период полной безысходности и отчаяния в душах людей Всевышний Господь возложит на избранную Им благословенную личность миссию призыва людей к истинному пути: Появится "Махди".

" Приблизится Конец Света, когда будут строить высотные дома..."
" Час не наступит, пока не сбудутся эти хадисы... Люди будут соревноваться друг с другом в строительстве высотных зданий."

Не настанет Конец Света, пока не свершаться эти события... Сократится время и сократяться пространства.

"Пророк Мухаммед, сас, сказал: "Не наступит Конец Света, пока не ускорится время. Ускорится оно так, что год станет быстрым как месяц, месяц как неделя, неделя как день, а день как один час, час же будет проходить так быстро, словно вспышка лучины."

Совершенно очевидно послание в заключительной части вышеприведенного хадиса. Сообщается, что в Последнее Время длинные расстояния сократятся благодаря новым средствам сообщения и транспорта. В наше время, благодаря сверхзвуковым самолетам, поездам и другим передовым транспортным средствам, путешествия, которые в прежние времена могли длиться месяцами, теперь выполняются за несколько часов и к тому же в несравнимо более безопасной, уютной и комфортной обстановке. Таким образом, исполнилось знамение, сообщенное нам в хадисе Пророка Мухаммеда(С).

К примеру, если много веков назад сообщение и связь между материками занимала недели, а то и месяцы, то сейчас посредством интернета и средств связи связаться с другим континентом возможно лишь за несколько секунд. Товары, которые в прошлом можно было получить только после многомесячного ожидания возвращения каравана, в наши дни можно доставить мгновенно. Еще не так давно, всего несколько столетий назад, написание одной книги занимало промежуток времени, за который сегодня можно напечатать миллионы книг. Такие повседневные дела как уборка, приготовление пищи, уход за детьми уже практически не отнимают времени благодаря приборам "чуда техники".

Можно привести еще множество таких примеров. Но главное, на что здесь следует обратить особое внимание - это точное осуществление в наши дни знамений Судного Дня, сообщенных Пророком еще в 7 веке.

Не настанет Час, пока с человеком не будет говорить конец камчи (хлыста).

Если внимательно изучить этот хадис, становится понятна истина, сокрытая в нём. Как известно, камча (плеть) - это средство, широко применяемое в древние времена в основном для вождения верховых животных, лошадей, верблюдов, но зададим нашим современникам такой вопрос: Что из нашего обихода можно уподобить камче и что это за говорящий предмет?

Телефоны, беспроводные мобильные телефоны и подобные средства связи являются самым логичным ответом на этот вопрос.
Если учесть, что беспроводные средства связи, такие как мобильный или спутниковый телефон, появились совсем еще недавно, становится понятным, сколько знаменательным было описание Пророка Мухаммеда (С), сделанное им 1400 лет назад

Не настанет Конец Света, пока не заговорит с человеком (его) собственный голос.

Совершенно очевидно послание в хадисе: отмечается, что если человек слышит свой голос - это одно из знамений Последнего Времени. Несомненно, для того, чтобы человек мог услышать свой голос, необходимо сначала записать голос, а затем услышать его. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая технологии являются изобретением ХХ столетия; это событие стало поворотным пунктом в науке, послужило зарождению сектора информации и масс-медиа. Звукозапись достигла совершенства с последними усовершенствованиями компьютерной и лазерной технологии.
Таким образом, электронные приборы наших дней, микрофоны и репродукторы, позволяют записывать и слушать звук любого голоса и доказывают нам очевидность сообщения, приведенного в хадисе.

Знамение того Дня: С небес протянется рука, и люди будут смотреть на нее и видеть.

Знамением того Дня является рука, протянутая в небесах и люди, смотрящие на нее.

Очевидно, что слово "рука", сказанное в хадисе, имеет образное значение. Слово "рука" (ар. "йед"), употребленное в хадисе, в арабском языке имеет еще и иное значение - "мощь, сила, энергия, средство".

Объект, на который смотрят люди, не имел какого-либо смыслового значения для прошлых времен. Однако такие приборы как телевизор, камера и компьютер, являющиеся неотъемлемой частью современного мира, полностью раскрывают событие, описанное в хадисе. Слово "рука" в хадисе приведено в значении "мощь, сила". Становится очевидным, что изображение, ниспосланное с небес в виде эфирных волн, указывает на телевидение.

" Когда люди будут сеять одну меру пшеницы, а получать урожай в 700 мер зерна... Человек будет бросать в землю несколько горстей зерна, а получать 700 горстей урожая... Дождей будет много, но ни одна капля дождя не будет уходить впустую."

Пророк Мухаммед (С) сообщил во многих хадисах о технологических достижениях, которые будут отмечаться в Последнее Время. В хадисах указывается на развитии технологий земледелия, новых техниках обработки земли, плотинах и системах орошения земель, генной инженерии и улучшении качеств зерна, прочих достижениях земледелия. Сегодня технологии развиваются чрезвычайно стремительно, мы можем наблюдать колоссальный количественный и качественный рост урожая. Большой прогресс отмечен в сфере генетики, которая осуществила революцию в технологиях земледелия и сельского хозяйства.

Удлинится жизнь в его период.

Прошло четырнадцать столетий после этого сообщения Пророка нашего Мухаммеда (С). Исторические летописи и документы свидетельствуют, что в наше время продолжительность жизни значительно дольше по сравнению со всеми другими периодами истории. Большая разница в продолжительности жизни существует даже между началом и концом ХХ столетия. Например, предполагается, что ребенок, родившийся в 1995 году, будет жить в среднем на 35 лет больше, чем кто-либо, родившийся в 1900 году. Другим наглядным примером, подтверждающим этот аят, является то, что если в прошлом довольно редко встречались люди, живущие более 100 лет, то в наши дни их число значительно увеличилось.

Если бы знамения, о которых мы говорили, совершались по отдельности и в разные периоды времени, то, возможно, они и показались бы обычными явлениями, не имеющими какого-либо продолжения. Однако события, описанные много веков тому назад, свершились в точности и в той последовательности, как они описывались Пророком Мухаммедом (С), что укрепляет нас в вере в скорое пришествие Махди, сообщает www.muhammad-sas.ru .

Аллах скрыл точное время наступления Конца света. Люди, предсказывающие его на определенную дату, попросту лгут. Мудрость сокрытия Всевышним этого времени заключается в постоянной готовности людей к нему. Многие народы спрашивали своих пророков о наступлении этого Дня. В Коране об этом сказано так: "Тебя спрашивают, но истинное время знаю только Я, а ты должен постоянно напоминать об этом людям".

Малые признаки

Малые признаки возникают постоянно, но люди не обращают на них внимания. Они случаются в течение определенного периода времени, тогда как большие проявляются в одночасье и влекут за собой значительные события. К малым признакам относятся:

ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК - рождение Пророка Мухаммеда (С ). Каждый из предыдущих пророков утверждал, что Конец света не наступит, пока не появится последний Пророк (С).

Сам Пророк Мухаммед (С) говорил, что "между ним и Концом света расстояние, подобное разнице длины указательного и среднего пальцев". Это означает, что после него не будет других пророков.

ВТОРОЙ ПРИЗНАК - это война (столкновение) между двумя великими исламскими державами .

ТРЕТИЙ ПРИЗНАК - "рабыня родит себе госпожу" . Мусульманские ученые растолковали это так, будто господин женится на рабыне. Но, может быть, здесь заложен другой смысл: дети, как это происходит сейчас, не будут подчиняться своим родителям, а будут командовать ими. Есть и такое толкование: бывший бедняк, который не мог купить себе обувь, будет возводить высокие дома, т.е. бедные быстро разбогатеют.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИЗНАК - люди начнут совершать большие грехи: прелюбодеяние, распитие спиртного в массовом порядке и т.д., что вызовет гнев Всевышнего. Когда Умм Саляма спросила Пророка (С): "Настигнет ли всех гнев Аллаха, если среди них есть и хорошие люди?" - "Да", - ответил он.

ПЯТЫЙ ПРИЗНАК - исчезновение знаний и ученых, распространение невежества . Обществом будут руководить необразованные люди. Многие начнут считать себя учеными и давать советы другим, самолично выносить шариатские решения. Люди, в основном, будут следовать за этими лжеучеными, в обществе исчезнут надежность и преданность. Когда один человек спросил Пророка (С): "Когда наступит Конец света?", тот ответил: "Когда исчезнут надежда и вера в людей". - "Когда это будет?" - "Когда будут руководить невежественные люди, а в обществе будут царить предательство и подлость".

ШЕСТОЙ ПРИЗНАК - увеличение числа женщин по отношению к мужчинам . В некоторых странах это соотношение будет составлять 7 к 3, 7 к 1 и даже 50 к 1.

СЕДЬМОЙ ПРИЗНАК - появление лжепророков , которых, согласно хадису, будет около 30.

ВОСЬМОЙ ПРИЗНАК - увеличится число землетрясений и природных катаклизмов.

ДЕВЯТЫЙ ПРИЗНАК - ускорится время . Это произойдет потому, что исчезнет благость времени. Тогда люди будут удивляться, как возможно за один день успеть совершить какое-то дело или постичь науку за год. Другое толкование: с появлением скоростных видов транспорта люди будут быстро перемещаться в пространстве.

ДЕСЯТЫЙ ПРИЗНАК - возрастет число убийств .

ОДИННАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК - будет много богатых, так что при желании некому будет отдать закят . У людей, особенно верующих, пропадет желание жить из-за того, что вокруг будет много греха. Даже один поклон Богу для них будет важнее всего богатства, потому что все будет в изобилии, решатся все проблемы, и люди захотят приблизиться к Аллаху.

ДВЕННАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК - завершится пророчество . Сначала будет халифат, потом королевство, а после - империя. Появятся различные идеологи, они будут словно стоять у ворот Ада и зазывать в него. Появятся также праведники, которые будут призывать людей на путь ислама.

Появление таких людей разделяется на периоды:

Первый период - жизнь Пророка (С).

Второй период - арабский халифат: Абу Бакр, Умар, Али, Усман, Хасан, Хуссейн, Муавия.

Третий период - власть в государствах будет передаваться по наследству.

Четвертый период - руководители будут совещаться со своими парламентами.

Пятый период - диктатура, т.е. правители будут все решать единолично. Появятся люди - идеологи, ведущие людей своими призывами в Ад (Маркс, Энгельс, Ленин).

Затем возродится халифат и начнется расцвет ислама.

Все это малые признаки. Они могут появляться как одновременно, так и последовательно.

Большие признаки

Большие признаки могут появляться и наряду с малыми. Это может происходить внезапно и сопровождаться катаклизмами. К ним относятся:

ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК - появление Махди - справедливого руководителя мусульман.

ВТОРОЙ ПРИЗНАК - восход солнца и его заход после обеда на Западе . После этого знамения Аллах не примет раскаяния ни неверующих, ни отступивших мусульман. В этот день многие захотят принять ислам, многие будут отрицать это знамение, объясняя его физическим явлением. Но в истории этот день станет знаменательным и будет отмечаться. Этим признаком Аллах показывает Свое всемогущество. Про восход и заход солнца знает каждый от мала до велика, поэтому, Аллах именно это избрал для утверждения Своего всевластия.

ТРЕТИЙ ПРИЗНАК - появление говорящего животного , которое будет обращаться к людям, разделяя их: ты - мусульманин, ты - неверующий. Оно появится в тот же день, когда произойдет знамение с солнцем, и также появится на западе.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИЗНАК - большой дым, который накроет всех людей земли . Он будет способствовать их мучениям. Великий Аллах говорит в Коране, что все люди будут обращаться к Нему с просьбой освободить их от этих мучений, на что Он ответит: "Я освобожу вас, но вас ожидают еще большие мучения".

ПЯТЫЙ ПРИЗНАК - появление ад-Даджала , который будет заявлять, что он Бог. Но это - лжец. О нем упоминали все пророки. Пророк Мухаммад (С), кроме того, подробно описал его: "Он будет смотреть одним глазом, другой же будет покрыт двумя веками и плохо видеть. Он будет говорить: "Я - бог". Но Бог не может быть полузрячим. Волосы его будут жесткими, перекрученными и запутанными. Между глаз будет написано "кяфир". Каждый мусульманин сможет прочесть это и определить, что перед ним неверующий. Он будет приходить к людям и призывать их поверить в него, обещая богатый урожай и т.д. Его обещания будут сбываться, и одни пойдут за ним. Другие же не последуют, однако, скот их, которому он прикажет, последует за ним. По его приказу золото и драгоценности будут выходить из земли. Он разрубит человека на две части так, что между половинками его тела будет расстояние. А затем по его приказу тот оживет и, смеясь, подойдет к нему. Ад-Даджал будет обладать двумя реками. Одна - огненная, а другая - белая. Вы идите к той реке, где огонь, и, закрыв глаза, пейте из нее воду, она будет холодной. А в белой реке, наоборот, огонь. Это - магия". Сподвижники спросили Пророка (С): "Как он будет перемещаться?" - "Подобно ветру. И люди не смогут понять, кто он. Он появится между Шамом (Сирией) и Ираком. Собрав войско, он отправится в Мекку и Медину. При его приближении задрожит земля. К нему придет правоверный из Медины и скажет: "Ты - ад-Даджал, о котором говорил Пророк (С)". Ад-Даджал разрубит его пополам, а затем оживит. Оживший снова скажет, что перед ним ад-Даджал. Во второй раз ад-Даджал не сможет убить его, поскольку вся сила его иссякнет. После он устремится в сторону Иерусалима, где будет убит пророком Исой (мир ему)".

Этот хадис считается более чем достоверным. Каждый мусульманин обязан знать качества ал-Даджала и все, что с ним связано.

Пророк (С) сказал, что ад-Даджал будет на земле в течение 40 дней, когда 1-ый день будет равен году, 2-й - месяцу, 3-й - неделе, остальные - как обычные дни. Сподвижники спросили Пророка (С): "А как в такие дни совершать намаз?" - "Разделите этот день на обычные дни и совершайте намаз через обычные интервалы времени".

Зло ад-Даджала настолько велико, что наш Пророк (С) просил Аллаха смилостивиться в этот день.

ШЕСТОЙ ПРИЗНАК - воскрешение Исы (мир ему) . Пророк Мухаммад (С) сказал, что он спустится с небес в Дамаск, уперевшись на крылья ангела. Он предстанет в арабской одежде. Сначала он победит ад-Даджала, затем разобьет крест и убьет свинью. Пророк Иса (мир ему) будет распространять ислам и проживет на земле 40 лет. После смерти его похоронят как мусульманина.

Это будет золотой век ислама, и не останется ни одного инаковерующего. Все люди при Исе (мир ему) примут мусульманскую религию.

СЕДЬМОЙ ПРИЗНАК - появление народности Яджудж и Маджудж . Это будут люди, крепкие по телосложению, сеющие разврат и все плохое. Между Сирией и Палестиной находится озеро, проходя мимо которого, этот народ выпьет из него всю воду. И когда пройдет последний, он скажет, что здесь когда-то было озеро. Это свидетельствует об их могуществе и силе.

Об их нахождении не сообщено нигде. Некоторые мусульманские ученые считают, что они возле Дербентской стены, другие - около Китайской, истина же известна только Аллаху.

Великий Аллах уничтожит этот могущественный народ ничтожной вещью. Он создаст таких червей, которые, проникнув в их организм, убьют их.

ВОСЬМОЙ ПРИЗНАК - три крупных землетрясения: 1-е - на Западе, 2-е - на Востоке, 3-е на - Арабском полуострове.

ДЕВЯТЫЙ ПРИЗНАК - поднятие Корана , т.е. Аллах заберет все Священные Писания, когда на земле не останется ни одного верующего человека.

ДЕСЯТЫЙ ПРИЗНАК - не останется верующих людей .

ОДИННАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК - подует легкий, приятный ветерок, посредством которого Аллах умертвит всех верующих . Исчезнет Кааба. Исламские ученые говорят, что в Мекку ворвутся люди из Эфиопии и надругаются над Каабой. Аллах заберет ее в тот момент, когда эфиопы начнут разрушать ее.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК - возникновение большого огня в Йемене в районе города Адена . Все люди земли будут убегать от него и в конце концов соберутся в одном месте, а огонь будет распространяться повсеместно и окружать людей.

Описание Конца света

Наступление Конца света будет таким же неожиданным, как и проявление его признаков. Пророк (С) сказал: "Наступление его будет таким внезапным, что вы не успеете съесть кусок хлеба, совершить торг, сделку или выпить подоенное верблюжье молоко".

Конец света настолько страшен, что Аллах к тому времени заберет к Себе всех верующих, и они не увидят его.

О Конце света много говорится в сурах Корана и в хадисах Пророка (С). Например, Пророк (С) сказал: "Великий Аллах в Судный день разрушит Вселенную, подобно тому, как разрушается минарет...", "Земля начнет трястись со всем, что на ней", "Будет такая высокая температура, и все, даже вода, будет гореть, Солнце приблизится к Земле", "Все во Вселенной перемешается, включая планеты", "По велению Аллаха Исрафил начнет трубить в рог, и все живое умрет, кроме Единого Бога".

Сколько после этого пройдет времени, ведает только Аллах. Затем по Его приказу оживший ангел Исрафил протрубит в рог вторично, и каждое тело обретет свою душу. По приказу Аллаха земля исторгнет все, что в ней захоронено. В первую очередь, неверующих, которые, будучи нагими, начнут плакать и кричать: "Кто нас разбудил, кто оживил?" Верующие ответят: "Аллах". Так же первым оживет наш Пророк (С). Об этом он рассказал Айше. Она спросила его: "Неужели люди будут голыми?" - "Да, только никому до этого не будет дела и никто не заметит этого от великого горя". Многие философы спрашивают: "Каким образом души обретут именно те тела, в которых они находились, ведь эти тела уже потеряли свой вид?" Аллах отвечает в Коране: "Аллах лучше знает, что есть в земле, и все это записано". Каждое тело обретет свое, даже если при жизни оно было лишено какого-либо органа. Возможно, имеется в виду, что даже сожженные или разрубленные на части тела будут собраны в первоначальном виде.

В Судный день ангелы соберут всех в Долине аль-Махшар, это будет местом сбора всех людей. Об этом сказано в Коране. Затем ангелы дадут верующим одежду. Первым ее получит пророк Ибрагим (мир ему). Кто при жизни помог одеждой нуждающемуся, тому Аллах в этот День даст одежду. Пот с людей будет литься так, что некоторые грешники будут тонуть в нем. Люди будут пребывать в таких мучениях, что будут желать смерти, плакать, кричать, убегать и т.д. Но при этом будут люди, которые будут находиться под сенью Небесного Престола. Пророк (С) разделил их на 7 категорий: справедливый руководитель; имам, верующий с детства и до смерти; человек, постоянно поклоняющийся в мечети; двое людей, любящих друг друга ради Аллаха; человек, раздающий милостыню так, что левая рука не знает, что дает правая; человек, которого соблазняет красивая женщина, но он отказывется от нее ради Аллаха; человек, находящийся в уединении и от страха перед Аллахом проливающий слезы. Есть хадис: "Не увидят огня Ада люди, ограждавшие мусульман от врагов".

Люди, пребывающие в мучениях, будут молить Аллаха освободить их от них, но Аллах не внемлет им. Тогда они обратятся к пророкам, но те будут отсылать их друг к другу. Затем они обратятся к родителям, близким и т.д. В итоге они обратятся к нашему Пророку (С) и тот скажет: "Я помогу". Упав ниц, он обратится к Аллаху, и Тот, приняв его просьбу, даст указание начать Суд. И начнется Великий допрос. Помощь нашего Пророка (С) есть ни что иное, как заступничество за всех.

Затем ангелы явятся со свитками, в которых учтены все наши деяния. Правоверные возьмут их правой рукой, а лицемеры и неверующие сзади левой. Затем по велению Аллаха каждый прочтет свои записи. В Коране сказано: "Читай свою книгу, и ты узнаешь, куда ты попадешь". Не будет ни одного раба, с которым не побеседует Аллах. Среди верующих будут люди, которые в своих свитках прочтут только хорошее. Аллах обрадуется им и скажет: "Вы скрывали ваши плохие деяния, просили прощения, и Я скрыл ваши грехи на этом свете". Этот разговор будет происходить только между ними. Из числа верующих будет 70 тысяч человек, которые попадут в Рай без допроса, так сказал Пророк (С).

Верующих, у которых число плохих дел будет больше, Аллах будет допрашивать жестко, и те получат наказание.

В этот День верующие, пострадавшие на этом свете (если их обокрали, унизили и т.д.), получат за свои обиды благое с обидчиков, воров, убийц и т.д. Это будет жесткий допрос, поэтому, Пророк (С) говорил: "На этом свете необходимо разрешить свои взаимные обиды и просить прощения друг у друга".

Некоторые из грешников будут отрицать свои плохие деяния, но ангелы, земля, верующие и даже собственные органы будут свидетельствовать против них. Человек спросит у своих органов: "Почему вы свидетельствуете против меня, ведь я хочу спасти вас от мучений?" Но они ответят, что их заставил Аллах. Каждое место, где мы молились, будет свидетельствовать в нашу пользу.

После того, как завершится допрос, Аллах повелит взвесить все наши благие и плохие деяния, и каждое из них обретет вес. Об этом сказано в Коране: "Весы в этот День истинны, и не будут взвешиваться деяния пророков, ангелов и правоверных". Например, шахидов, остальным прощается все, кроме долгов другим людям.

Ученого Аллах спросит, каким образом он использовал свои знания, и тот ответит: "Я обучал других". - "Нет, - скажет Аллах, - ты учил лишь для того, чтобы прославиться". Поэтому в Судный день каждый будет искать свои благие деяния. "Они все будут убегать друг от друга, - сказано в Коране, - чтобы решить свои проблемы".

Хадис Пророка (С) гласит: "И в Судный день справа ты увидишь все свои хорошие деяния, слева - все плохие, а спереди - огонь Ада".

В Судный день даже самое малое деяние может оказаться огромным. Поэтому не упускайте возможности, предоставленной Всевышним на этом свете.

Когда наши деяния будут взвешиваться на весах и Аллах станет расспрашивать о грехах, верующие будут стесняться этого. Например, Аллах спросит: "Почему не вернул долг?" Раб начнет объяснять, что не успел, умер и т.д. Тогда Аллах скажет, что лучшим возмещающим является Он, и что Он возместит его долг. Потом Аллах спросит: "Почему ты не посетил Меня, когда Я болел, когда Я был голоден?" Тот ответит: "Ты же Властелин всех миров, все блага от Тебя". "Когда кто-то лежал больной или был голоден, или нуждался в чем-то, ты на его месте нашел бы Меня, Мою благодать, Мое вознаграждение", - скажет Аллах. И человек будет сожалеть об упущенных возможностях.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о детях

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

Абу-д-Дарда", да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда") сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие - что молочная, но правильно первое.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости - не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)