Интеллектуальные игры для детей начальной школы. Детские интеллектуальные игры

Цель: способствовать формированию нравственных качеств.

Задачи:

    создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки;

    учить различать добрые и злые чувства и поступки;

    развивать у детей через игру внимание, память, наблюдательность, смекалку, воображение, гибкость мышления; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников;

    способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей; закреплять способы саморегуляции поведения; развивать коммуникативные способности.

Условия игры:

1.Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

2.В игре принимают участие все обучающиеся класса.

3.Игра проходит в четыре тура, после каждого тура выбывают участники, набравшие наименьшее количество звёзд.

4. Участник, который первый поднимет карточку с числом, соответствующим правильному ответу, получает звезду и передвигается по игровому полю на 1 шаг вперёд. (Можно поставить в ряд стульчики, карточки располагаются на них, а участники стоят сзади за своими стульчиками)

5. В финал выходят два человека, победитель остаётся один.

Оборудование: таблички с числами 1, 2, 3, для каждого участника; карточки двух цветов, красного и зелёного; звёзды; ростовая кукла Емеля на печке.

Ход игры:

Вступительное слово.

1 тур "Всезнайка" (10 вопросов)

2 тур "Сказочный" (10 вопросов)

3 тур "Веришь -не веришь" (10 вопросов)

Музыкальная пауза

4 тур "Финал"

Рефлексия игры, заключительная часть.

Вступительное слово.

Ведущий: Часто, в обыденной жизни, мы встречаем выражение "звёздный час", особенно когда это касается людей, которые добились определённых успехов. О художниках, актёрах, учёных, писателях говорят, что какой-то момент их жизни был "звёздным часом". Это момент, когда человек смог наиболее полно реализовать свои возможности, т.е. применить свои таланты, знания и умения. "Звёздный час" – это момент наивысшего признания в жизни человека.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре, в ходе которой каждый из вас, если очень постарается, тоже сможет показать свои знания и умения и приблизит свой "звёздный час".

Игра состоит из 4 туров. В каждом туре 10 вопросов. За каждый верный ответ и самый быстрый, участник получает звезду. Четвёртый тур -финальный, где останутся только 2 человека, самых быстрых, внимательных и сообразительных. Итак, начинаем!

1 тур "Всезнайка"

1.Как называется первый месяц весны?

- март

Апрель

Май

2. Какое по цвету молоко будет у коровы, если сама она чёрная?

Чёрное

- белое

Вкусное

3. Какой продукт вреден для зубов, если его употреблять в большом количестве?

Хлеб

Колбаса

-сахар

4.Как называется очень запутанная дорога?

- лабиринт

Путаница

Чехарда

5. Как называется наша Родина?

Франция

- Россия

Германия

6. Как называются звуки, которые тянутся голосом?

- гласные

Согласные

Твёрдые

7. Какое дерево из перечисленных относится к хвойным?

Берёза

Осина

- сосна

8. Назовите слово, которое обозначает предмет, относящийся к живой природе

Камень

- белка

Пенал

9. Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края?

Улётные

Залётные

- перелётные

10. Как называются произведения, в которых зло борется с добром, но добро всегда побеждает?

Рассказ

Быль

- сказка

Ведущий:

Подведём итоги первого тура, подсчитаем звезды. К сожалению, несколько ребят покидают наше игровое поле. (Но им предложено подарить свои звёзды(у кого они есть) своим друзьям, оставшимся в игре.)

2 тур " Сказочный"

1. Какие поступки чаще всего совершает Баба Яга?

Добрые

- злые

Поучительные

2. Кем являлся Крокодил Гена для маленького Чебурашки?

Соседом

Дядей

- другом

3. Кто выручил в беде Заюшку, у которого хитрая Лиса заняла избушку?

-петух

Кот

Медведь

4.Какая была старуха в сказке о "Золотой рыбке"

Весёлая

- жадная

Добрая

5. Назовите отрицательного сказочного героя

- Старуха Шапокляк

Карлсон

Дюймовочка

6. Кого мечтал завести в друзья Малыш?

Котёнка

-щенка

Хомячка

7.Кто спас Дюймовочку от замужества с Кротом?

Майский жук

Полевая мышь

- ласточка

8 . Какая была в начале сказки бабушка Федора, от которой убежала посуда?

- ленивая

Трудолюбивая

Заботливая

9. Кто помогал в трудной ситуации Крошечке - Хаврошечке?

Клубок ниток

- коровушка Бурёнушка

Петушок Золотой Гребешок

10. Назовите героиню сказки, которая, благодаря своему трудолюбию, терпению и доброму сердцу, прошла много испытаний судьбы, превратилась в принцессу и вышла замуж за принца

Алёнушка

- Золушка

Машенька

Подведение итогов 2 тура.

3 тур "Веришь - не веришь"

Для ответов применяются цветные карточки: красный - нет (не верю)

зелёный - да (верю) (можно сделать небольшое отступление на правила дорожного движения, на сигналы светофора: красный - нет, идти нельзя! зелёный - да, путь открыт.)

Ведущий: Верите ли вы, что...

1. Чебурашку нашли в апельсинах. (да)

2.У старухи Шапокляк в сумочке жила мышка (нет)

3.Если ты на уроке очень устал, то можешь поспать (нет)

4.Улыбаться надо чаще. (да)

5. Сейчас придумали такие правила, когда можно не уступать место старшему (нет)

6.Сказка - это ложь. (да)

7. Перед едой можно руки и не мыть. (нет)

8. Помогать нужно только друзьям. (нет)

9.О кошках и собаках заботиться не обязательно. (нет)

10. Колобок был глупым и доверчивым. (да)

Подводятся итоги 3 тура.

Для перерыва и отдыха предлагается игра "Музыкальная звезда"

На полу разбросаны звездочки, на одну меньше, чем количество детей(в игру пригашаются снова все участники). Дети под весёлую музыку танцуют, когда музыка прекращается, они стараются быстрее взять одну звёздочку, кому не досталось звезды, тот выходит. Затем игра продолжается, каждый раз вместе с участником убирается одна звезда с игрового поля. А тот, кто возьмет последнюю, у того она остаётся. А если это уже выбывший участник основной игры, то он может подарить свою "звёздную добычу" другу.

4 тур Финал

В финале остаются 2 человека, у которых насчитывается наибольшее количество звёзд. Парное количество звезд убирается. Шанс выиграть возрастает у того участника, у кого остались звёзды. Немаловажная роль отводится тому моменту, что, если ты - человек добрый, у тебя много друзей, а если есть друзья, то они свои звёзды подарят именно тебе.

Всем ребятам предлагается собрать из "рассыпавшихся" букв слово:

Н Б С О Е А Ж Л Е К =БЕЛОСНЕЖКА

Затем финалистам по времени предлагается, наоборот, используя только эти буквы, составить как можно больше других слов, отвечающих на вопрос что? И снова выручает дружба! Финалист может пригласить себе в помощники своего друга (одна голова - хорошо, а две - лучше).

Побеждает тот, у кого слов будет больше!

При подведении итогов финала помогают звёзды. Их можно использовать вместо слова (если составленные слова у игрока уже закончились).

Ведущий: Вот и наступил твой звёздный час! Это произошло благодаря твоим знаниям, твоим стараниям и стремлению к этой победе. Твои верные друзья были рядом и поддержали тебя в трудную минуту. Поздравляем тебя и желаем, чтобы в жизни твоей всегда были рядом надёжные и верные друзья, а этот звёздный час был лишь только ступенькой к большим победам и достижениям!

(Предоставляется слово победителю. Он может сказать, всё, о чём мечтает, чего хочет. Может сказать о том, что ему не нравится и он хочет это изменить.)

Ведущий: А вот есть такой сказочный герой, которому очень повезло. Был он ленивый, сам ничего не хотел делать, даже с печки слезть, и то было лень. Но нашлась в сказке волшебная щука, которая исполняла все его желания. Отгадайте, кто это? ЕМЕЛЯ.

Вот и к нам сегодня "приехал" Емеля, да не с пустыми руками! Хоть и ленив он, да душа у него добрая! (Появляется Емеля на печке, из печки достаём угощения, пьём чай и делимся впечатлениями)

Интеллектуальная игра для младших школьников. «Своя игра» учитель начальных классов:Комова Л.М.

Разделы: Внеклассная работа

Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

    Создать условия для самопознания и самореализации.

    Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.

    Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.

    Развивать творческую активность детей.

Участники игры:

В игре участвуют 4 команды. Участников каждой команды объединяет дата рождения. В первой команде ребята, которые родились осенью, во второй – зимой, в третьей – весной, в четвёртой – летом.

Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

Оборудование:

    Мультимедийное оборудование.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийная презентация.

    Сигнальные карточки.

    Оценочный лист.

    Секундомер.

    Грамоты и призы

    «Шапочка Мудрейшего»

Описание игры

Данная игра является командной игрой и рассчитана на учащихся 3 класса. В игре 4 тура.

I тур

I тур содержит в себе вопросы 4 - х категории знаний, которые оцениваются от 1 до 4 баллов:

МАТЕМАТИКА

ЛИТЕРАТУРА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

На обсуждение вопроса командам даётся 15 секунд. За временем выполнения задания следит арбитр.

Первой отвечает та команда, которая быстрее всех подняла сигнальную карточку. Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к команде, которая следующей подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает то, количество баллов, которое соответствует вопросу в таблице. За каждый неправильный ответ у команды вычитается соответствующее количество баллов. Право выбора следующего вопроса получает, та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос.

Подсчёт очков ведет счётная комиссия в составе 4 человек. Каждый член комиссии следит за одной командой и ведёт подсчёт количества баллов, набранных данной командой.

Эти же правила используются при проведении II тура игры.

II тур

СПОРТЛАНДИЯ

РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА…

РАЗНЫЕ СТРАНЫ

ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ

Несколько вопросов I и II тура относится к категории «Кот в мешке» и к категории «Вопрос-аукцион». Участники игры не знают заранее, в каком поле находятся данные вопросы.

Если в ходе игры команде достаётся вопрос из категории «Кот в мешке», то право ответа на этот вопрос команда отдает соперникам по интеллектуальной игре.

Если в ходе игры команде достаётся «Вопрос – аукцион», топраво ответа получает та команда, которая предложит большую «цену». «Торговаться» могут только те команды, на счету которых положительное количество баллов.

III тур

В III туре у частники решают кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

В финал проходят только команды с положительным количеством баллов.

Финал

Перед началом финала каждая команда делает ставки , т. е. записывают на карточках количество баллов, которое выставляют в качестве ставки и сдают в счётную комиссию.

В финале команды должны составить новые слова из букв слова СНЕГУРОЧКА. Время выполнения задания – 1 минута. Выигрывает команда, которая составила наибольшее количество слов. На счёт этой команды поступает то, количество баллов, которое команда заявила в ставке. У остальных команд со счёта снимаются баллы, заявленные в ставке.

Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов.

По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры, выявляется лучший игрок, которому вручается «Шапочка Мудрейшего»

ХОД ИГРЫ

I. Оргмомент:

1 ученик:

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 ученик:

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

II. Уважаемые участники команд, сейчас Вы должны придумать название своей команде и выбрать капитана.

(игроки придумывают название команды)

I тур

(Приложение 1 , I тур)

МАТЕМАТИКА

ЛИТЕРАТУРА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

МАТЕМАТИКА:

1 балл – Как называется результат умножения? (произведение)

2 балла – Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)

3 балла – Как называется чертёжный инструмент, который помогает начертить окружность? (циркуль)

4 балла – Двое учеников прошли от школы до дома 100 метров. Сколько метров прошёл каждый ученик? (100 метров)

ЛИТЕРАТУРА:

1 балл –
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2 балла –
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

3 балла –
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым
Его и богатым. (Конёк -горбунок)

4 балла –
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеб пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла,
Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)

РУССКИЙ ЯЗЫК:

1 балл – Гусь, гусыня, гусеница – родственные слова? (нет)

2 балла – Быстрый, медленный, стремительно, скоростной. Какое слово лишнее? (стремительно)

3 балла – Много – люди, один – …? (человек)

4 балла – Звуки видят или слышат? (слышат)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

1 балл – Инструмент для рисования? (кисточка)

2 балла - Как называются краски на водной основе? (акварель)

3 балла – Как называют картину, на которой изображена природа?(пейзаж)

4 балла – Назовите цвета радуги.

II тур

(Приложение 1, II тур)

СПОРТЛАНДИЯ

РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА…

РАЗНЫЕ СТРАНЫ

ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ

СПОРТЛАНДИЯ:

10 баллов – Спортивный инвентарь для катания на льду. (коньки)

20 баллов – Родина Олимпийских игр - … (Греция)

30 баллов – Инструмент спортивного судьи (Свисток)

40 баллов – Какой слон не имеет хобота? (шахматный)

РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА…:

10 баллов – Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино.(почта)

20 баллов – Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хатабыч)

30 баллов – Кличка собаки из сказки « Репка».

40 баллов – Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью.(Колобок)

РАЗНЫЕ СТРАНЫ:

10 баллов – Столица Калмыкии? (Элиста.)

20 баллов – В каком городе есть: Зимний дворец, Эрмитаж, Кремль,Красная площадь? (Москва)

30 баллов – Страна законодательница моды? (Франция)

40 баллов – Как мы называем итальянский пирог? (пицца)

ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ:

10 баллов – Всех кормит, а сама не ест. Что это? (ложка)

20 баллов – Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 14? (на часах)

30 баллов – Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

40 баллов – Что нужно сделать, если видишь зелёного человечка?(перейти на другую сторону)

III тур

(Приложение 1)

Кроссворд

IV тур

Составьте новые слова из букв слова: СНЕГУРОЧКА

Подведение итогов:

счетная комиссия подсчитывает количество баллов.

Развитие умственных способностей ребенка является одним из показателей подготовленности ребенка к школе. Такие качества как ум, память, умственная активность, воображение, мышление и внимание относятся к интеллектуальным способностям. Развивать у ребенка эти качества необходимо с раннего возраста. Существуют различные игровые приемы для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Чтобы ребенок умел объяснять и понимать происходящие события и явления, а также рассуждал и делал логичные умозаключения, для этого необходимо развивать логическое мышление. Интеллектуальные игры для младших школьников способствуют формированию мыслительных процессов. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, анализировать и синтезировать различные операции. Вот примеры интеллектуальных игр для детей 7 лет.

Интеллектуальные игры для младших школьников

Игра «Правда-неправда»

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет. Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение. Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Игра «Одно слово»

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.

Примеры некоторых слов:

  • Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)
  • Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)
  • Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)
  • Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)
  • Ромашка, гвоздика, незабудка (цветы)

Эту игру можно и усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее. На слух это дается тяжело, но зато эффективно.

Интеллектуальная игра на ассоциации

Данная игра формирует ассоциативные представления о мире. Вы говорите любое слово, например «дом», и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом. Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.

Для развития памяти и внимания можно использовать следующие игры:

Игра «Отгадай и вспомни»

Игра заключается в том, что ребенку дают какой-нибудь предмет, он его рассматривает в течение нескольких секунд, а затем воспроизводит по памяти то, что запомнил (цвет, форма, отличительные особенности и т.д.). Очень полезно проводить такие игры на свежем воздухе, когда мама с ребенком на прогулке. На улице встречается множество различных предметов живой и неживой природы. Ребенок не только узнает много нового и интересного, но и расширит кругозор.

Игра «Чемодан»

Лучше проводить эту развивающую игру для нескольких младших школьников. Взрослый начинает предложение «Я собираюсь в путешествие и укладываю в чемодан…»Суть игры состоит в том, что детям необходимо придумать любую вещь, которую они хотят взять с собой в путешествие по очереди. Каждое новое слово, сказанное школьниками, нужно запоминать и воспроизводить потом сначала. Детям будет очень интересно и весело. Количество слов использовать около 15-20.

Можно также и использовать и специальные компьютерные программы для детей, направленные на развитие логики, мышления, воображения и памяти.

Существует множество интеллектуальных игр для детей: по предложенным картинкам придумать рассказ, раскрасить по образцу, дорисовать рисунок, найти выход из лабиринта и др. Всё это в дальнейшем пригодится малышу, не только при решении домашних задач и упражнений, но и в некоторых жизненных ситуациях.

Игры для ребенка это не только развлечение, но и особый вид деятельности, без которого малыш не может нормально расти и развиваться. Благодаря играм развивающего характера формируется трудолюбие, наблюдательность, настойчивость и смекалка. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого младшего школьника. Главное, чтобы игры воздействовали на малыша эмоционально и познавательно.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №18

623950, Свердловская область, г. Тавда

Интеллектуальная игра

для младших школьников «Эрудит»

Атеполихина Татьяна Игоревна,

учитель начальных классов

Таблица (можно оформить в программе Power Point)

Арифметический понедельник

Номер вопроса соответствует баллу, который присуждается за правильный ответ.

Вопросы

Арифметический понедельник.

1.Забежал щенок в курятник разогнал всех петухов. Три взлетели на насест, а один в кадушку влез. Два в раскрытое окно.

Сколько было их всего? (Шесть)

2.Назовите сказки, в названии которых есть цифры и числа?

(3 поросенка, Волк и 7 козлят, О мертвой царевне и 7 богатырях,7 Семенов - 7 Симеонов, Али - баба и 40 разбойников, Белоснежка и 7 гномов, Цветик 7 - цветик и др.)

3. Что надо сделать, чтоб четыре парня остались в одном сапоге?

(Снять с каждого по одному сапогу)

4.Сколько гласных букв в русском алфавите?

(10)

5.Какой месяц короче других?

(Май, всего три буквы)

6.Сколько килограммов весит один пуд?

(16кг.)

7.Портной имеет кусок сукна в 16 метров от которого он ежедневно отрезает по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?

(По истечении 7дней)

8. Врач прописал больному три укола по одному через каждые полчаса. Через сколько времени будут сделаны все уколы?

(Через час)

Исторический вторник

1.В какой праздник показывали кукольный спектакль в Вифлеемском ящике?

(В Рождество Христово)

2.На какой праздник обмениваются крашенными яйцами?

(На Пасху)

3.Народный праздник в который выпекали жаворонков?

(Гуканье весны еще его называли Сороки или Жаворонушки)

4.Крестьянскую обувь лапти плели из лыка, а из чего добывали лыко?

(Из древесины липы)

5.Кто был первым космонавтом в мире и когда отмечается день космонавтики?

6.Когда у нас в стране отмечают праздник народного единства?

Окружающая среда.

1.Почему бабочку назвали крапивницей?

(Ее гусеницы живут на крапиве)

2.Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги.

(подорожник)

3.Что ест жаба зимой?

(Она спит)

4.Как называется растение на котором цветки разного цвета; розовые, голубые, синие и фиолетовые?

(Медуница)

5.Куда записывают названия исчезающих растений и животных?

(В Красную книгу природы)

6.Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую над самой землей?

(У насекомых намокают крылья и они не могут взлетать высоко.)

7.Какое животное летом ест траву, а зимой кору и ветки деревьев?

(Лось)

Литературный четверг.

1.Название книги, в которой собраны сказы Бажова П.П.

(Малахитовая шкатулка)

2.Как звали знаменитого мастера, выточившего чащу из малахита?

(Данила - мастер)

3.Откуда Илья зачерпывал воду ковшом?

(Из Синюшкина колодца)

4.Хранительница подземных кладов Уральских гор?

(Хозяйка Медной горы)

5.Что необычного было у дочери Великого Полоза и как ее звали?

(Ее звали Золотой волос,у нее коса из золота)

6.»Сам большой да бородатый, а ора махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, а кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» Из какого сказа эти персонажи и как их зовут?

(Серебряное копытце. Дед Кокованя, Даренка и Муренка)

Культурная пятница.

1.Торжественная песня принятая как символ государства?

(Гимн)

2.Как называется картина, на которой изображены виды природы?

(Пейзаж)

3.Руководитель хора, оркестра?

(Дирижер)

4.Тянется, а не резина, с клапанами, а не машина, песни поет, а не радио?

(Баян)

5.Помещение, где собраны произведения искусства?

(Музей)

6.Группа музыкантов, совместно исполняющих музыку на различных инструментах?

(Оркестр)

Домашняя суббота

1.Под одной крышей четыре брата стоят?

(Стол)

2.Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная?

(Телевизор)

3.Всем кто придет и всем кто уйдет она ручку подает?

(Дверь)

4.Золотая птичка вечером в дом влетает, весь дом освещает?

(Электрическая лампочка)

5.Дом из жести, а жильцы в нем вести?

(Почтовый ящик)

6.Лето придет не глядят на нее, а зима настанет обнимают ее?

(Печь)

7.Место для хранения домашних заготовок в своем доме, а не в квартире?

(Погребок)

Веселое воскресенье (хитрые вопросы)

1. Кто со всеми говорит, а его не видно?

(Эхо)

2.Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?

(Когда дверь открыта)

3.Какого камня в воде нет?

(Сухого)

4.Где вода столбом стоит?

(В колодце)

5.Без чего дом не построишь?

(Без углов)

6.Что с земли не поднимешь?

(Тень)

7.Какой колокольчик не звенит?

(Цветок)

8.Сколько горошин могут войти в пустой стакан?

(Ни одной у них ног нет)

9.Летела стая совсем не большая. Сколько в ней птиц и какие?

(Было 7 сов)

По окончании игры жюри подводит итоги.

Литературный

Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.

Направленность интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:

  • Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
  • Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
  • Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
  • Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
  • Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.

Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.

Принципы применения интеллектуальных игр

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игра «Обезьянка»


Обезьянничать не всегда плохо!

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

«Какой предмет убрали?»

Что развивает: внимание, память, логику

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

«Хронологическая последовательность»

Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику

Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.

«Рассказ по картинкам»


Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

«Расположи в правильной последовательности»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:

Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…

«Рамка из шариков»

Что развивает: внимание, мышление

Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.

«Разгадай код и дополни»

Что развивает: память, внимание, мышление, логику

Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.

Например, последовательность:


Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:


Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»

«Геометрический шифр»

Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь

Ребенку предлагается следующая схема:

И условия:


Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:

Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»

«Переверни чашки»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.

«Викторина»

Что развивает: внимание, память, мышление, речь

Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).

Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.

«Загадки с подвохом»


Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь

Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:

  • Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
  • Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
  • Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
  • Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
  • В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)

Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.