Консультация для воспитателей «инновационная методика тико-моделирования в реализации фгос в доу. Конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей

Ирина Иванова
Инновационная образовательная технология «Тико - моделирование» в развитии детей дошкольного возраста

«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание

собственного интеллекта»

Жан Жак Пиаже

(Швейцарский психолог и философ)

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству .

Задача современного педагога : научить дошкольников основам технического творчества : конструирования, легоконструирования, техно- моделирования , робототехники , используя современные виды конструкторов.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.

В конце прошлого учебного года в нашей группе появился первый ТИКО –конструктор . Что такое ТИКО ?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС» , автор технологии ТИКО - моделирования Логинова Ирина Викторовна.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников .

Актуальность работы с ТИКО :

обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;

развитие мелкой моторики ;

развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;

обеспечение развития детского технического творчества .

Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как :

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие );

позволяют педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;

формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна : формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором ТИКО , дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида) .

Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.

Как известно, развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития . Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО .

ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях :

1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО -конструктора детали декораций и персонажи для сказок;

2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО -деталей ;

3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель , транспорт ит. д. ;

4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;ит. д.

Таким образом , созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками , инструкциями, чертежами,

развивается логическое мышление , коммуникативные навыки.

Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста . Увлеченные в процесс моделирования и конструирования , дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи .

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника . Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов , решая проблемы по созданию развивающей среды ; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей , а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками .

Значительное место в программе «ТИКО-мастера» занимает геометрический материал . Традиционные программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами. Программа «ТИКО-мастера» предлагает строить геометрический курс для дошкольников на основе пространственной геометрии, осуществляя знакомство детей с объёмными геометрическими телами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности , подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективой подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Данный дидактический материал предоставляет возможность моделирования любых пространственных геометрических тел - от обыкновенного куба до сложных многогранников (ромбокубооктаэдр, икосододекаэдр и т. д.).

Современные учёные – психологи и нейропсихологии – отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребёнка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Представленные материалы – не конспекты занятий, они лишь намечают основные этапы работы с детьми и их последовательность. В данном методическом пособии предложены примерные темы и содержание деятельности детей. Конспект занятия всегда рассчитан на конкретных детей с учётом их индивидуальных особенностей. В данном случае педагог должен самостоятельно продумать содержание деятельности детей на конкретном занятии, выбрать подходящий момент для динамической паузы, разнообразить деятельность детей дидактическими играми и логическими заданиями. Тематику занятий рекомендуем подбирать в зависимости от темы проекта, изучаемого детьми в группе. Тематика, предлагаемая для моделирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После каждого проекта рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.

Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретённые знания ребёнка. Превратить скучные занятия по геометрии в занимательное путешествие по Геометрическому лесу вам поможет Зайчонок ТИКО. Путешествуя вместе с Зайчонком ТИКО по Геометрическому лесу, вы познакомитесь с его друзьями – лесными животными, с гостями Геометрического леса – экзотическими животными. Узнаете о повседневных заботах лесных животных и о забавных приключениях, которые всё время происходят с ними. Например, осенью Ёжик с Бельчонком готовятся к зиме – надо помогать собирать им яблоки, орехи, грибы, а весной у Скворца всё время возникает проблема с жилплощадью из-за его длительного отсутствия зимой – приходится конструировать из ТИКО скворечники.

I занятие (модуль «Плоскостное моделирование»)

II занятие (модуль «Объёмное моделирование»).

для детей 4 – 6 лет

I занятие :

1. Приветствие с Зайчонком ТИКО (2 – 3 мин).

Дети рассказывают Зайчонку свои новости.

2. Логическое задание (3 – 5 мин).

Рекомендация: логическое задание предлагается в сюжетно-игровой форме. Например, помогаем Зайчонку ТИКО морковку на огороде сажать, отыскивая фигуры треугольной формы или друзей угощать печеньем четырёхугольной формы красного цвета (см. Приложения № 4, 5, 7, 8).

4. Работа с карточкой (5 – 15 мин).

1) для работы с карточками дети пересаживаются за столы;

2) детали, необходимые для создания конструкции, педагог заранее раскладывает на столы;

3) карточки необходимо предлагать с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5.

II занятие :

1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки (3 – 5 мин).

1) для конструирования выбирается фигура, соответствующая тематике I занятия по плоскостному моделированию;

2) занятие проводится на ковре, дети располагаются полукругом перед педагогом.

2. Конструирование ТИКО-поделки (10 – 20 мин).

1) детали, необходимые для создания конструкции, педагог заранее раскладывает в индивидуальные контейнеры для детей;

2) во время объёмного моделирования необходимо придерживаться общих правил и схем конструирования (см. Приложение);

3) в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей рекомендуется комбинировать различные варианты конструирования (по схеме, по образцу, с помощью словесной инструкции, самостоятельно).

3. Игровое общение (3 – 5 мин).

1) полезно обсудить с детьми результаты конструкторской деятельности, достигнутые в процессе занятия и варианты применения ТИКО-конструкции в игре, в быту;

2) формы игрового общения – театральная инсценировка, сюжетно-ролевая игра, свободная деятельность.

Занятие «Откуда появляются бабочки?» (старшая группа)

Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Задачи:

2. Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

3. Познакомиться со стадиями развития бабочки.

4. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

5. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Материалы:

ТИКО-поделки:

Плоскостные (гусеница, бабочка, цветок);

Объёмные («куколка»).

План занятий :

I занятие :

2. Логическое задание (3 мин).

3. Беседа по теме (5 мин).

Примерные вопросы и ответы:

Откуда появляются бабочки? (гусеница превращается в бабочку)

Как происходит процесс превращения гусеницы в бабочку? (сначала гусеница превращается в «куколку», потом «куколка» превращается в бабочку)

Что представляет собой промежуточная стадия между гусеницей и бабочкой, которая называется «куколка»? (продолговатый кокон)

Как бабочка появляется из кокона? (бабочка находится в коконе со сложенными крыльями; выбравшись из кокона, бабочка цепляется лапками за стебелек или листочек, расправляет крылья и подсушивает их на солнышке; когда крылья бабочки подсохнут и приобретут достаточную жёсткость, бабочка готова к полёту)

Откуда появляются гусеницы? (бабочка откладывает яички, из которых появляются маленькие гусеницы)

4. Работа с карточкой (10 мин).

Задание: сконструируйте фигуры по контурным схемам, расчертите и раскрасьте схемы.

Игра «Полёт бабочки».

Дети встают, в руках у них бабочки, они имитируют полёт бабочки в направлении, заданном педагогом. Педагог диктует: бабочка летит вверх, вниз, вправо, влево, в верхний правый угол и т. д.

5. Игровое общениемин).

Дети с помощью созданных конструкций имитируют полёт бабочки и движения гусеницы.


II занятие :

1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки.

Конструирование по словесной инструкции предполагает отсутствие образца ТИКО-поделки и его предварительного исследования.

2. Конструирование ТИКО-поделки по словесной инструкции (15 мин).

Словесная инструкция «Кокон»

ü Найдите маленький равносторонний треугольник.

ü К сторонам треугольника прикрепите по квадрату.

ü Квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.

ü К квадратам и треугольникам прикрепите по одному прямоугольнику и соедините прямоугольники друг с другом.

ü Сконструируйте вторую часть кокона также как первую: к сторонам маленького равностороннего треугольника прикрепите по квадрату, квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.

ü Соедините конструкции друг с другом и не забудьте сделать дверцу в коконе, чтобы гусеница и бабочка могли там поместиться.

ü Сконструируйте для бабочки цветок (дети самостоятельно выбирают форму цветка и подбирают детали для конструи рования).

3. Игровое общение (5 мин).

Дети рассказывают и показывают друг другу - как гусеница превращается в бабочку.

Жила-была гусеница – большая и прожорливая.

2 Гусеница съела много вкусных листочков и

превратилась в «куколку», закутавшись в кокон.

3 В коконе гусеница превратилась в бабочку.

4 Бабочка выбралась из кокона и полетала.

5 Позавтракать бабочка решила на цветках ромашки.

Стадии превращения гусеницы в бабочку


Занятие «Зачем нужны ракеты и звездолёты?» (старшая группа)

Цель: развивать умения анализировать фигуру, выбранную для конструирования, и собирать конструкцию по образцу.

Задачи:

1. Научиться определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

2. Познакомиться с различными видами космического транспорта и его назначением.

3. Научиться определять форму и количество геометрических фигур, необходимых для создания конструкции.

4. Развивать навыки пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали.

Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».

ТИКО-поделки:

Плоскостные (искусственный спутник);

Объёмные (звездолёт).

План занятий :

I занятие :

1.Приветствие с Зайчонком ТИКОмин).

2. Логическое задание (3 мин).

Игра на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек»: дети выбирают в мешочке фигуру наощупь и называют её.

3. Беседа по теме (7 мин).

Примерные вопросы и ответы:

Как называется техника, которая используется для перевозки людей и грузов? (транспорт)

Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный, подземный)

Какой вид транспорта перевозит людей и грузы в безвоздушном космическом пространстве? (ракета, искусственный спутник, звездолёт)

Как называется данный вид транспорта? (космический транспорт)

Какие функции выполняет космический транспорт? Для чего нам нужны ракеты и искусственные спутники?

Ответ: Главные задачи подобных аппаратов – исследование поверхности различных планет, отслеживание метеоусловий, поддержание коммуникаций через спутники (для работы телевидения, мобильных телефонов и другой техники), а также появившийся относительно недавно космический туризм. Интересно, что некоторые космические суда перевозят грузы без помощи космонавтов – кораблём управляют роботы или автоматизированная система управления.

4. Работа с карточкой (10 мин).

Задание: Сконструируй спутник, расчерти схему и раскрась схему.

5. Игровое общение (3 мин).

Физкультминутка «Запуск спутника».

Спутники на старте! Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1. После отсчёта спутники взлетают с космодрома и совершают полёт до тех пор, пока не начнётся отсчёт в прямом порядке от 1 до 10. На счёт 10 все спутники должны вернуться на космодром.

II занятие :

1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки (10 мин).

Рассмотрите внимательно звездолёт.

Какова форма звездолёта? (округлая)

Из каких частей состоит звездолёт? (корпус, вход. иллюминаторы)

Какие фигуры и в каком количестве нужны для конструирования звездолёта? (пятиугольник маленький – 2, квадрат маленький – 5, квадрат маленький с круглым отверстием – 5, треугольник равносторонний маленький - 10).

Каким способом вы предлагаете конструировать звездолёт?

1 вариант – сконструировать две части корпуса звездолёта отдельно и соединить их друг с другом, открыв входное отверстие.

2 вариант – сконструировать одну часть корпуса звездолёта, потом с помощью квадратов и треугольников достроить звездолёт, прикрепить пятиугольник к входному отверстию.

2. Конструирование ТИКО-поделки (15 мин)

Выберите один из способов и сконструируйте звездолёт по образцу.

3. Игровое общение(5 мин).

Игра «Полёт звездолёта». Педагог диктует, дети выполняют задания: звездолёт летит вправо, влево, в правый нижний угол и т. д. Дети, которые правильно выполняют задания, выходят из игры.

План проведений занятий по ТИКО-моделированию

для детей 6 - 7 лет

I занятие :

2. Беседа по теме (10 мин).

4.

1) Способы конструирования многогранников –

По образцу;

С помощью развёртки;

По представлению.

2) Развёрткой многогранника называется перенос всех его граней на плоскость. Варианты работы с развёрткой –

Конструирование многогранника из развёртки;

Разложение многогранника на развёртку.

3) Последовательность исследования многогранника –

Наличие у многогранника оснований, их количество;

Определение количества вершин и название основания;

Определение числа вершин, граней и рёбер многогранника способом пересчёта;

Установление соотношения между количеством вершин, рёбер и граней.

4) После исследования многогранника дети переходят к фантазированию – им необходимо трансформировать многогранник в любой предмет окружающего мира.

5. Игровое общение (2 – 3 мин).

II занятие :

a.

1) для организации объёмного моделирования необходимо использовать технологические карты сборки объёмных конструкций (см. Приложение);

2) детали, необходимые для создания конструкции, дети подбирают самостоятельно;

b. Игровое общениемин).

Занятие «Что едят ёжики?», подготовительная группа

(Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе ромбокубооктаэдра)

Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе ромбокубооктаэдра.

Задачи:

1. Развивать умение конструировать многогранники из развёртки.

2. Учиться декодировать схематическую информацию и конструировать с помощью технологической карты.

3. Выявлять взаимосвязи между растительным и животным миром.

4. Развивать внимание и сосредоточенность.

Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».

ТИКО-поделки:

Плоскостные (грибы: лисичка, подосиновик, сыроежки);

Объёмные (корзина).

План занятий :

I занятие :

1. Приветствие с Зайчонком ТИКО (3- 5 мин).

2. Беседа по теме (10 мин).

Примерные вопросы и ответы:

Чем питаются ежи? (ежи – насекомоядные животные, питаются насекомыми: жуки, личинки, улитки, дождевые черви, жужелицы, многоножки)

Что из растительных кормов предпочитает ёжик? (жёлуди, грибы, ягоды и фрукты)

В домашних условиях ёжей можно содержать? (ежи – дикие животные, они лучше чувствуют себя на воле, их обычная среда обитания - лес)

Если вы держите ёжика дома, какими продуктами следует его кормить? (мясо, яйцо, хлеб, молочными продуктами ежей кормить не следует – они для них вредны)

4. Конструирование и исследование многогранников – работа с карточкой (15 мин).

Карточка

ü Сконструируйте развертку ромбокубооктаэдра по чертежу:

- 2 шт

ü Сконструируйте ромбокубооктаэдр из развертки.

ü Исследуйте ромбокубооктаэдр и заполните таблицу:

Название фигуры

Количество вершин

Количество ребер

Количество граней

Ромбокубооктаэдр

квадрат - 18

треугольник - 8

ü Пофантазируйте, и превратите ромбокубооктаэдр в любой предмет окружающего мира.

5. Игровое общение (2 – 3 мин).

II занятие :

5. Конструирование ТИКО-поделки на основе изученного многогранника мин).

Мы с вами уже знаем, что грибы не составляют основу питания ежей. Но самого интересное то, что грибы используются ежами, как и другими животными, не только для питания, но и для лечения от различных болезней.

Сегодня для Зайчонка ТИКО мы с вами сконструируем корзину с грибами.

Словесная инструкция:

ü Найдите два прямоугольных треугольника красного цвета.

ü Сконструируйте из них большой треугольник.

ü Прикрепите треугольник длинной стороной к маленькому белому квадрату так, чтобы квадрат был посередине. Что для этого нужно сделать? (перевернуть квадрат изнаночной стороной)

ü Опишите внешний вид гриба и скажите его название (белая нажка и красная шляпка – это подосиновик).

ü Вспомните, как выглядит гриб «лисичка» и сконструируйте его.

ü Можете собрать ещё несколько сыроежек для Зайчонка ТИКО. Какого цвета шляпки у сыроежек? (у сыроежек шляпки грибов могут быть любого цвета)

Замечательные грибочки у вас получились! Сконструируйте для них корзинку, используя для этого технологическую карту.

Технологическая карта «Корзина»

Детали : квадрат маленький – 19, треугольник равносторонний маленький - 4.

Последовательность соединения :

1. Сконструируй развёртку ромбокубооктаэдра по схеме:

2. Соедини фигуры между собой до образования полукруглой формы.

3. Сконструируй ручку для корзинки, соединив шесть квадратов в одну линию.

4. Прикрепи ручку к корзинке.

6. Игровое общениемин).

Дети угощают Зайчонка ТИКО грибами, рассказывают какими грибами надо лечиться. Зайчонок их благодарит, играет с ними.

Веснина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дом детского творчества г. Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"
Дата публикации: 13.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Тема: «Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для

развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста»

Веснина Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МАУ ДО «Дом детского творчества г.Тобольска»

Формирование мотивации развития и обучения младших школьников, а также

творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня

перед педагогом в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов,

концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие

компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных

сферах дальнейшей жизни. Активность ребенка признается главной основой его развития

– знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной

деятельности,

организуемой

педагогом.

Образовательная

заключается

организации

провоцирующих

действие.

огромное

значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится

конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы,

деятельности,

способствующий

развитию

исследовательской

деятельности,

творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый

ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков

исследовательской,

творческой

деятельности,

технического

творчества,

развития

конструктивного мышления.

Введение и реализация ФГОС требует от педагогов организации инновационной

развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом

конструктивно-модельная

деятельность

является

идеальной

которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре,

посредством

образовательных

конструкторов

значительно

разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие

конструкторско-модельной

деятельности

школьников,

позволил

познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО

(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) педагогов г. Великий Новгород.

Логинова

программы

внеурочной

деятельности

Геометрика»,

руководитель

городского

«ТИКО-мастера»

детского

(юношеского)

творчества

Голикова

В.Новгород,

аспирант

Санкт-Петербургской

академии

постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов В. Новгорода и

С-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода

этот конструктор обрел статус эффективного педагогического

инструмента в глазах

педагогов дошкольных учреждений и школ.

Образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО - это

развивающий

материал,

позволяющий разнообразить процесс обучения,

замечательный

инструмент

научно-технического

моделирования

(конструирования).

В основе нашего инновационного проекта: идея внедрить технологию ТИКО-

моделирования

образовательный

учреждения

дополнительного

образования,

ТИКО-конструкторами

целенаправленным

процессом,

внедрения

конструкторов

поколения,

привлечь

родителей

совместному техническому творчеству.

Цель проекта: создание современной образовательной среды, способствующей

развитию творческих способностей, конструктивного мышления у младших школьников,

применение

технологии

ТИКО-моделирования

интеграции

образовательных

областей.

Задачи проекта:

Разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы

конструктором

ориентированной

мотивационно-деятельностный

характер

взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и

деятельности;

психолого-педагогические

способствующие

интеграции

образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса,

направленного

развитие

творческих

способностей,

конструктивного

мышления

воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования;

Разработать и апробировать на практике дополнительную образовательную программу

конструкторско-модельной направленности «ТИКО-моделирование»

с использованием

конструкторов ТИКО для детей начиная со старшего дошкольного возраста;

разработать

диагностический

инструментарий,

позволяющий

определить

сформированности

конструктивного

мышления

младшего

школьного

возраста;

повысить

родителей

ТИКО-конструированию

организацию

активных

форм работы с родителями и детьми.

Актуальность технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, т.к.

является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников,

обеспечивающих

интеграцию

образовательных

областей;

познавательное

развитие:

техническое

конструирование,

воплощение

ТИКО-конструктора;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из

ТИКО-конструктора;

физическое

развитие:

координация

движения,

моторика рук; социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка

взрослыми,

становление

самостоятельности,

целенаправленности

саморегуляции

собственных действий; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), т.к. процесс конструирования

часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом

многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-

активной

личности,

формирует

сотворчества;

объединяет

исследовательской

экспериментальной

деятельностью,

предоставляют

возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34
«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»
Консультация
на тему:
«ТИКО – моделирование в детском саду»
Подготовила:
Т.А. Комарова воспитатель
старшей группы
г.Никольское
2017 г.
ТИКО – моделирование
в детском саду
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
Создание развивающей среды;
Организация развивающих занятий;
Реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.
Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.


Приложенные файлы

ТИКО-моделирование

в детском саду

подготовила:

заведующий МБДОУ д/с №28

Кочина О.Н.

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

    создание развивающей среды;

    организация развивающих занятий;

    реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:

    в театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;

    в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

    кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;

    в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;

    в уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

    уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» - дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

    дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;

    в строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.

В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.

Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

На диске представлен различный материал для работы для с конструктором ТИКО в детском саду как в свободной деятельности, так и в непосредственно-образовательной деятельности.

Если у Вас появилось желание включиться в увлекательную деятельность с конструктором ТИКО, ждем Ваших замечаний, предложений, вопросов.