Признаки глагола у причастия презентация. Презентация на тему "Признаки прилагательного у причастий

«Урок Причастие» - Правописание суффиксов. Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов. Дмитриева Алла Дмитриевна, учитель русского языка и литературы I кв. категории. Причастие. В каком из предложений есть причастный оборот: 4 урок. Тренировочные упражнения на правописание причастий. 7 урок.

«Полные и краткие причастия» - Индивидуальная программа развития учащихся по русскому языку. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 12. 6. Спишите. Незаконченное, а начатое собрание. ПРОГРАММА ПОМОЩИ психическому развитию учащихся. 2. Солнце, освещающее поляну - поляна, страд. освещаемая солнцем. Склонение причастий.

«Причастие урок» - Проговорите правила о правописании причастий. Например: Сорванный цветок увял. – Цветок был сорван. Действительные и страдательные причастия. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - теоретический материал. Урок второй. Добавить суффикс причастия. Что такое причастный оборот? Понятие о причастии.

«Причастие и глагол» - Зимняя дорога Зимующие птицы Замерзшая река Раскрытая книга. 3. Наблюдение за фактами языка. Как вы думаете, все ли мы теперь знаем о глаголе? Выдели суффиксы в причастиях: Работающий человек Люди, обсуждающие документ. Конечно. Синий Синеет Синеющий Синеватый Синея. Причастие 7 класс. - Появился другой суффикс, и сразу изменилось что-то в значении.

«Краткое причастие» - Сравните: Задание. Слепая схема. Вставить буквы. Узнайте причастие. Видимый Клеящий Заваленный Дышащий. Выборочный диктант. Ая.

«Предложения с причастиями» - 1 – 2 2 – 1 3 – 2 4 – 2 5 – 1, 1 6 – 1 7 – 1. Действительные и страдательные причастия. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом. И. И. Левитан «Золотая осень». Образование причастий. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. Опред. План работы: Выполняем предложенные задания.


Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях. Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число. Образец: Сверкающий снег – снег, который сверкает


Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий. 1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. А. Пушкин


Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом


Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. 1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля {огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами. 2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, (перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню. Р. Стивенсон


Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами. Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами. 2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, перегнувшимися к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек, пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихся к завтрашнему дню. Р. Стивенсон


Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: Детские народные приметы и суеверия Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши. Незавязанные шнурки - предвестники разбитого носа. Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели. Отлупивший девочку - дурак. Заглянувшему в школу откроется бездна знаний. Наказанного - простят. Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит. Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, - к мелким неприятностям. Г. Остер

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"

Готовые презентации по русскому языку будут незаменимым помощником для учителей, учащихся и их родителей.Использование презентации по русскому языку помогает в изучении грамматики, правил и исключений, времен и спряжений, падежей и склонений. Яркие иллюстрации и красивые слайды снимут напряжение в классе и втянут каждого школьника в образовательный процесс. В разделе "Русский язык" собраны качественные уникальные презентации по русскому языку для 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класса, а также презентации для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.

От определения В.И.Даля через работу по таблице и групповое исследование учащиеся раскроют для себя

ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯ ,

самостоятельно проверят полученные знания и под великолепную музыку научатся видеть красоту природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

(с использованием ИКТ и элементов здоровьесберегающих технологий обучения)

Тема: Признаки прилагательного у причастия

Цель: углубить знания учащихся о признаках причастия

Задачи: закрепить с учащимися признаки прилагательного у причастия, научить различать прилагательное и причастие,

формировать навыки: сравнение, обобщение, самоконтроль, работа в группе,

воспитывать творческую инициативу, любовь к природе

Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютер, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, презентация «Признаки прилагательного у причастия».

Музыкальное оформление: «Звуки осени»

Ход урока:

I.Оргмомент

II. Целеполагание (слайд № 1-2)

Работа с определением причастия по В.И.Далю (слайд № 3)

Как вы понимаете слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»?

III. Формирование новых знаний

  1. Работа по таблице «Причастие» (слайд № 4) см. «ЭТА УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ». Части речи в таблицах.
  2. Групповое исследование (слайд № 5)

Задания для групп.

1 группа: записать словосочетания с прилагательным и причастием, подчеркнуть причастие.

З..л..ноглазая з..мля; з..л..той листопад; огонь р..бины кра..ной; д..ревья, как г..рящие свечи; с..ребристое со..нце; ч..рующая осень; покрытое дымкой небо; п..жаром пылающая ч..ща.

2 группа: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Объяснить отличие прилагательного от причастия.

Тёмная (туча), синий (горизонт), красная (рябина).

3 группа: просклонять словосочетание распустившийся осенний цветок. Сравнить падежные окончания прилагательного и причастия.

IV. Применение новых знаний

  1. Презентация выполненных заданий группами

Физминутка. Упражнение для глаз

  1. Творческая работа. Под запись «Звуки осени» написать мини-рассказ (с использованием опорных словосочетаний) (слайд №6).

Проверка выполненной работы

  1. Выполнение тестовых заданий (слайд № 7-8)
  1. Найти словосочетание по схеме « прич.+ сущ.»

А) белый снег

В) чёрная ночь

С) тёплый дождь

D) спелый крыжовник

Е) чернеющая пропасть

  1. Найти словосочетание по схеме «прилаг.+ сущ.»

А) стоящий мальчик

В) собранные грибы

С) засеянное поле

D) летящая птица

Е) светлое небо

  1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) великий мастер

В) заученная фраза

С) заслуженная слава

D) практический опыт

Е) продуманная ученым

4) Причастие изменяется по

А) лицам

В) родам

С) числам

D) падежам

Е) временам

5) Причастие обладает грамматическими признаками прилагательного

А) зависит от существительного

В) может иметь полную форму

С) является определением

D) совершенный вид

Е) будущее время


Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 7 классе (с использованием ИКТ и элементов здоровьесберегающих технологий обучения) «Признаки прилагательного у причастия » Урок разработала: учитель русского языка и литературы Бачурина Н.Г.

ЦЕЛЬ УРОКА: углубить знания учащихся о признаках причастия Задачи: закрепить с учащимися признаки прилагательного у причастия, научить различать прилагательное и причастие, формировать навыки: сравнение, обобщение, самоконтроль, работа в группе, воспитывать творческую инициативу, любовь к природе

Как вы понимаете слова В.И.Даля: « Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»?

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой в разных формах Признаки глагола 1. Вид (сов., несов.) 2 . Время (наст., прош.) 3 . Возвратность 4 . Переходность Признаки прилагательного 1. Зависит от существительного 2 . Может иметь полную и краткую форму 3 . Изменяется по родам, числам, падежам 4 . Синтаксическая роль: определение, сказуемое

Групповое исследование Задания для групп. 1 группа: записать словосочетания с прилагательным и причастием, подчеркнуть причастие. З..л.. ноглазая з..мля; з..л..той листопад; огонь р.. бины кра..ной; д.. ревья, как г.. рящие свечи; с..ребристое со.. нце; ч.. рующая осень; покрытое дымкой небо; п..жаром пылающая ч.. ща; ж.. лтолистая река; ув..дающая природа. 2 группа: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Объяснить отличие прилагательного от причастия. Тёмная (туча), синий (горизонт), красная (рябина). 3 группа: просклонять словосочетание распустившийся осенний цветок. Сравнить падежные окончания прилагательного и причастия.

Под запись «Звуки осени» написать мини-рассказ (с использованием опорных словосочетаний) Золочённые осенью листья, дремлют притихшие сады, блестят в голубой лазури, увядание природы, желтолистая река; багряный, багровый, бордовый, лиловый цвета; освещённые солнцем; краснеющие гроздья рябины; предзимняя прохлада; ветреный день; облетают последние листья.

Выполнение тестовых заданий 1. Найти словосочетание по схеме « прич.+ сущ.» А) белый снег В) чёрная ночь С) тёплый дождь D) спелый крыжовник Е) чернеющая пропасть × 2. Найти словосочетание по схеме « прилаг.+ сущ.» А) стоящий мальчик В) собранные грибы С) засеянное поле D) летящая птица Е) светлое небо

× 3. Найти словосочетание « прич. + сущ.» А) великий мастер В) заученная фраза С) заслуженная слава D) практический опыт Е) продуманная ученым 4. Причастие изменяется по А) лицам В) родам С) числам D) падежам Е) временам 5. Причастие обладает грамматическими признаками прилагательного А) зависит от существительного В) может иметь полную форму С) является определением D) совершенный вид Е) будущее время

Ответы к тестовым заданиям 1. Е 2. Е 3. Е 4. В, С, D 5. A , В, С

Домашнее задание 1. Подобрать эпиграф и иллюстрацию к своему рассказу. 2. Выучить теоретический материал

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №122 Центрального района Санкт-Петербурга Кикачеишвили Марина Михайловна Причастие как часть речи

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного В.и. Даль

Сравним: Зеленый (лес) Зеленеет (лес) Зеленеющий (лес)

Зеленеет – обозначает действие предмета. (что делает?) Зеленый о бозначает признак предмета (какой?) З Зеленеющий – о бозначает признак предмета по действи ю (какой?) глагол прилагательное причастие

Причастие Можно заменить сочетанием существительное + который + глагол Зеленеющий лес – лес, который зеленеет Включенный телевизор – телевизор, который включили

Обозначает признак предмета Изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным В предложении бывает определением и сказуемым Признаки прилагательного у причастия

Признаки глагола у причастия Переходность и непереходность действия Совершенный и несовершенный вид Настоящее и прошедшее время

Действительные и страдательные причастия Действительные причастия Причастие может обозначать признак предмета, который сам производит действие: Работающий компьютер (тот, который работает) Улыбающийся ребенок (тот, который улыбается) Страдательные причастия Причастие может обозначать признак предмета, над которым производится действие: Придуманная история (та, которую кто-то придумал) Решаемая задача (та, которую кто-то решает)

Солнце, нагревающее земл ю 1 2 д ейств. прич.

Земля, нагреваемая солнцем 1 2 с трад. п рич.

Упражнени е: Распределить словосочетания в два столбика, в левый – с прилагательными, в правый – с причастиями: Кипящая вода, распаханное поле, утренний ветерок, цветущая земляника, высушенные листья, цветущий луг, цветные карандаши, летучие семена, летящий камень, раскаленные угли, вкусный обед, опавшие листья, синий шарф, синеющее море, ласковое солнце, ласкающий взгляд, застекленная веранда, стеклянный шар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...