Проблема веры в людей аргументы. Проблема веры в счастливое будущее по тексту В

Вариант 12. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст




Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня был в жизни самый счастливый день? Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Но наша учительница говорит, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу. А какая польза людям от того, что я была в кино, а потом поехала к бабушке?
Я заглянула в тетрадь своей соседки Ленки Коноваловой. Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Ее самый счастливый день был тот, когда ее принимали в пионеры. Я стала вспоминать, как нас принимали в пионеры в Музее погранвойск и мне не хватило пионерского значка. Шефы и вожатые забегали, но значка так и не нашли. Я сказала: "Да ладно, ничего..." Однако настроение испортилось. Я продолжала размышлять. Однажды мы с мамой отвели домой старика. Он потерял ботинок и сидел в одном носке. Мама сказала: нельзя бросать его на улице, может у него несчастье. Мы спросили, где он живет, и отвели по адресу. От этого поступка, наверняка, большая польза, потому что человек дома и семья не волновалась. Но самым счастливым днем это не назовешь: ну отвели и отвели...
Я перегнулась вправо и заглянула в тетрадь Машки Гвоздевой. Я там ничего не разобрала, но Машка, наверняка, пишет, что самый счастливый день был тот, когда у них взорвался синхрофазотрон и им дали новый. Эта Машка просто помешана на схемах и формулах. Ленка Коновалова перевернула страницу - исписала уже половину тетради. А я все сижу и шарю в памяти своей самый счастливый день.
Вообще, если честно, мои самые счастливые дни- это когда я возвращаюсь из школы и никого нет дома. Тогда я радуюсь возможности жить как хочу: ничего не разогреваю, ем прямо из сковородки, потом включаю проигрыватель на полную громкость, зову Ленку Коновалову, и мы начинаем мерить мамины платья и танцевать. Потом Ленка уходит, а я сажусь в кресло, закутываюсь в плед и читаю. Сейчас я читаю рассказы Кортасара. У него в рассказе "Конец игры" есть слова "невыразимо прекрасно". Они так действуют на меня, что я поднимаю глаза и думаю: иногда мне кажется, что жизнь невыразимо прекрасна, а иногда становится все отвратительным.

Я посмотрела на часы. Осталось шестнадцать минут. Я решила написать, как мы сажали вокруг школы деревья. Где-то я прочитала: каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребенка и написать книгу о времени, в котором жил. Я вспомнила, как в тот день тащила ведро чернозема, поругалась с Женькой, но, как бы там ни было, дерево прижилось и останется будущим поколениям. Значит, содержание учительнице понравится, она поставит мне пятерку.
Я снова посмотрела на часы. Осталось одиннадцать минут. Я взяла ручку и стала писать о том, как мы с папой пошли утром в кино, а потом поехали к бабушке. И пусть учительница ставит мне что хочет. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь ее в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу.
И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.
"Самый счастливый день"


В.С. Токарева


Примерный круг проблем:


1. Проблема определения понятия счастья в подростковом возрасте. (При каких обстоятельствах подростки чувствуют себя счастливыми?)

Авторская позиция: К счастливым подросток может отнести разные дни своей жизни, но по-настоящему ребенок счастлив, когда он в кругу семьи, его все любят и он любит всех.

2. Проблема нравственного выбора между лицемерием и искренностью.(Как поступить: написать то, что понравится учительнице, или то, что хочется тебе, ответить искренне или нет?)

Авторская позиция: Сделать такой выбор в подростковом возрасте нелегко. Но, сделав правильный выбор, ты воспитываешь в себе с юных лет качества высоконравственного, честного человека. И от этого чувствуешь себя счастливым.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.С. Пушкин-стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим пере­ложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод.
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Когда волнуется жел­теющая нива». Пейзаж в этом стихотворении - несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Лири­ческий герой наблюдает, «как волнуется желтеющая нива», свежий лес задумчиво шумит, «студеный ключ играет по ов­рагу». И эта красота и гармония окружающего мира усмиря­ют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все его мысли и чувства. Душа его устрем­ляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной ска­зывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! (Висковатов)
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той ми­нуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта - «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения - ос­тается лишь мир, покой, надежда.
  • Ф.М. Достоевский - роман «Преступление и наказание».

Очень важной является тема веры в романе Ф.М. Достоевско­го. Раскольников своим преступлением хотел разрешить себе «кровь по совести». Однако затем стал мучаться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. И только вера, искреннее покаяние, любовь, к чему его исподволь подводит Соня, могут спасти его заблудшую душу.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики) . В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий чело­век не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для стра­ны и народа.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Сонечка Мармеладова).

Проблема преданности, верности в любви.

Тезисы

Любовь делает человека счастливым.

Хранить верность – это достоинство, познать верность - это честь.

Верность проверяется только временем.

Цитаты

- «Если ты меня любишь, значит, ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах» (В. В. Маяковский).

- «Его верность - все равно что фасон его шляп: меняется с каждой новой болванкой» (У. Шекспир).

Сказать - задумалась о чем?

В дождь - под одним плащом,

В ночь - под одним плащом, потом

В гроб - под одним плащом.

(М. Цветаева).

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна…

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

(А. Сурков «В землянке»).

- «Любовь должна быть трагедией» (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

- «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» – рассказ о человеке, «одержимом» высоким чувством любви, способном подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовом отдать все, не требуя ничего взамен. Устами генерала Аносова автор говорит, что любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире - именно такой была безответная любовь Желткова к молодой светской даме Вере Николаевне. Письма дают Желткову силы переносить страдания испепеляющей любви. Героя не страшит смерть, ведь любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое».

И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» . «Тёмные аллеи» - книга, состоящая из 38 новелл о любви. Тридцать восемь раз Бунин пишет «об одном и том же», всякий раз подводя читателя к выводу: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеалом женщины является Маргарита, она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Героиня бросает мужа, вступает в сговор с Сатаной, но она делает это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь, и потому она нравственно неуязвима.

Проблема веры (безверия).

Тезисы

Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.

Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.

Религии – это разные двери в жизнь.

Цитаты

- «Худшее из преступлений - вероломство» (Б. Акунин).

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать -
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

(С. Есенин).

- «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).

- «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А.С Грибоедов).

- «Неверие в человеке - есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).

- «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин).

Литературные аргументы

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.

В пьесеМ. Горького «На дне» к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки - «во что веришь, то и есть» - можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

В рассказеЛ.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я - верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.

Проблема счастья.

Тезисы

Счастье – это цель конечная, совершенство – бесконечная.

Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.

Счастлив тот, кто не умеет сожалеть о невозможном.

Цитаты

- «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано» (Иван Бунин).

- « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» (А.П. Чехов).

- «Понял я, что человек несчастен, потому что счастье ищет он» (Е. Евтушенко).

- «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).

- «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев).

Литературные аргументы

В романе Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.

Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем, как семеро крестьян отправляются на поиски счастливого человека и в результате встречаются с Гришей Добросклоновым, счастье которого – в верности долгу и чистой совести. По-своему счастливы и такие герои поэмы, как Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна. Всё зависит от того, какую «формулу счастья» применять. Счастливый человек на Руси, по мнению Некрасова, - тот, кто твёрдо знает, что надо «жить для счастья убого и тёмного родного уголка».

Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский . Земной рай представлялся автору в виде хрустального дворца, в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая маса, всегда счастливая, довольная жизнью.

Одной из основных в романе Е. Замятина «Мы» является проблема поиска человеческого счастья. В чём же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают себя счастливыми? Герои Замятина утверждают: «Счастье – в несвободе». В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у Д-503 ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода. Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, преступлением. Таким образом, «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы, а всеобщее счастье - подавлением личности.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Молодая женщина счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она - ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.

Счастье каждый понимает по-разному. Например, герой рассказа, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Проблема совести .

Тезисы

Совесть – самый страшный суд.

Чистая совесть бесстрашна.

Чистая совесть - лучшее снотворное.

Совесть – твой закон.

Цитаты

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).

- «Совесть - лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).

- «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л.Н. Толстой).

- «Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам» (И.С. Тургенев).

- «Совесть... От нее никогда и никому не уйти» (Г. Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо»).

- «Совесть есть светило внутреннее» (А.В. Суворов).

- «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).

Литературные аргументы

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» . Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», - говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» . Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов, Мармеладов).

В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов.

Вступление

"Во что сейчас верить? И нужна ли она?" - многие сейчас задают себе это вопрос. Возможно вера вовсе не нужна и человечество способно на многое, исключив понятие "веры" из жизни?! Подобные вопросы дали пищу для размышления публицисту Виктору Захарову, который отразил это в своих статьях. Ведь проблема веры и ее отсутствия встала перед человеком издревле.

В. Захаров, рассказывая о первой редакции "Мастера и Маргариты", отметил, что сам автор М. Булгаков в своем романе выделил поступки, которые совершаются при отсутствии веры. И совсем не затронул тему атеизма.

Проанализировав данное произведение, публицист с болью от осознания сделал заключение, что не имея веры, человек - опасен.

При отсутствии веры, каждый человек может совершить настолько страшные поступки, даже не отдавая себе в этом отчет. И, даже спустя время, ощутив раскаяние, будет слишком поздно. Прошлое не вернуть и придет время ответа за поступки.

Ваша позиция по проблеме

Сложно не согласиться с позицией автора. Поскольку, не имея веры, человек, словно слепец во мраке, что-то делает, с чем-то борется. И встает вопрос: "А ради чего все это сделано? Что является его конечной целью?". Такой человек никогда не увидит последствий своих "творений".

А. С. Пушкин очень точно отразил в своем стихотворении "Бес" картину-метафору, в которой человек потерял дорогу в чистом поле. Повсюду ему мерещатся бесы, так и норовящие сбить его с пути. Главной мыслью поэта было: "Если человек лишится святого - веры, то бесы заполнят его душу".

Аргументы из литературы

В истории можно наблюдать множество фактов, подтверждающих поглощение целых народов бесами от безверия. К одним из таких фактов относится нацизм. Убежденные в своем великолепии, охваченные бесовской верой, они натворили столько зла, что помнит человечество по сей день.

А как в СССР расправлялись с теми, кто не разделял коммунистических взглядов о светлом будущем, наверняка помнит старшее поколение. Ведь многие были сосланы или казнены. И все это явило отсутствие веры.

Так страшен не тот, кто живет в безверии, подобно Раскольникову. А количество таких раскольниковых, их тысячи.

Толстой «Война и мир». Наталью одолевала нравственная болезнь, после того как она хотела сбежать с Курагиным. Девушку не мог излечить ни один врач. Она считала себя падшей женщиной и думала, что никто никогда не возьмет ее в жены. Пьер навещал Ростову, уверял, что все у нее в жизни сложится и что, если бы он не был человеком женатым, то он бы женился на Наталье. Безухов верил в Наташу и тем самым помог ей поправиться.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Убив старуху-процентщицу, Раскольникова мучила совесть, поэтому он решил во всем признаться Соне, так как считал ее тоже преступницей. Девушка смогла объяснить Родиону, что он не имеет право убивать человека, даже если считает его «вошью». Соня пожалела не убитых, а убийцу! Она посоветовала Раскольникову выйти на перекресток и попросить у людей прощение. Соня верила, что Родион откажется от своей теории, что и случилось на каторге.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что автор никоим образом не ставит целью всех приобщить к церкви и заставить поверить в бога. Он пытается донести до людей, что вера должна быть нравственным ориентиром в жизни и присутствовать в каждом человеке.

Текст из ЕГЭ

(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…

(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…

(14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…

(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

Вступление

Счастье – относительное понятие, ставшее главной целью существования человечества. Насколько бы различны между собой ни были люди, к счастью стремится каждый: и бедняк, и богач, и простой рабочий, и высокообразованный профессор. Старые и молодые, больные и здоровые, умные и глупые… И счастье для каждого свое.

Проблема текста

Что же такое абсолютное счастье? Каково оно? Является ли счастье смыслом человеческой жизни? Об этом размышляет А. Алексин в своем тексте.

Комментарий

Автор говорит о том, что писатели и поэты через свои произведения делятся с читателем мыслями и сомнениями, душевными переживаниями. Люди часто интересуются у творческих личностей, что же такое счастье, видимо, надеясь на их жизненный опыт и умение видеть внутренний мир.

Алексин уверен, что абсолютно счастливым быть невозможно, что никогда не может быть все хорошо. Даже если предположить, что абсолютное безграничное счастье наступило, то как можно чувствовать себя беспечно при условии страдания и мучений окружающих?

Классики русской и мировой литературы имели свое представление о счастье – для большинства это покой и свобода. Хотя немногим, точнее сказать, никому из них не пришлось испытать счастья в реальной жизни. Пушкин, Лермонтов, Блок – все они страдали, и из их страданий рождались великолепные стихи, наполненные глубочайшим смыслом.

Авторская позиция

По мнению А. Алексина, основной целью для художника, творческого человека становится не только обретение счастья, но и помощь читателям в наилучшем осмыслении своего места в жизни. В этом и состоит смысл нелегкой жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников.

Своя позиция

Я думаю, что нести свет и лучшее понимание жизни удел не только творческих личностей, но и каждого из нас. Осознание положительного результата своих действий, стараний, трудов и есть счастье. Возможно, в этом и заключается смысл нашей недолгой жизни – дать рождение другому человеку и помочь людям ощутить ценность своего существования. Другими словами, истинное счастье – в самореализации, в борьбе за благополучие окружающего мира.

Аргумент №1

О счастье написано множество произведений. Одним из самых известных стала поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы, семеро мужиков из окрестных деревень, отправляются на поиски счастливого человека в России.

На пути им встречаются различные герои: поп, помещик, зажиточные русские мужики, живущие по чести и справедливости. Ни один из них не нашел счастья в жизни, у каждого свои трудности.

Нет счастья и у русских крестьянских женщин. Матрена Тимофеевна считается народом удачливой, хотя она работает за семерых, а в юности потеряла сына-первенца.

К сожалению, Некрасов не закончил произведение. Из его черновых записей становится понятно, что главным «счастливцем» поэмы становится именно Гриша Добросклонов – человек, живущий во благо своего народа.

Аргумент №2

Другое понимание счастья представляет Л.Н. Толстой в эпилоге к роману «Война и мир». Всю жизнь Андрей Болконский и Пьер Безухов находились в поиске ответов на вечные вопросы: ради чего мы живем? как нужно жить? есть ли счастье? в чем оно состоит?

Нравственные искания одного закончились смертью – князь Андрей погиб во время войны 1812 года. А другой обрел простое человеческое счастье – Пьер женился на Наташе Ростовой, они родили троих детей, образовали крепкую семью, ради которой строили дальнейшую жизнь, не боясь проблем и трудностей.

Наташа Ростова, в юности ветренная девушка, оказалась верной женой и замечательной матерью, положила свои личные амбиции на алтарь потребностей жизни мужа.

Семья – вот истинное наслаждение человека, его смысл жизни, его счастье.

Заключение

Каждый счастлив по-своему, у каждого свои представления о счастье. Оно достигается нелегко, ради счастья нужно жертвовать многим, тогда жизнь человека станет наполненной смысла.