Псалом 39 на русском языке читать. Чтение православных псалмов на всякую потребу

Псалом 39

Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (2-9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (10-11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей - (12-18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (13). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в 7 ст., а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений.


1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

2-4. "Твердо уповал я на Господа" , я, говорит Давид, много вытерпел, но эти страдания не ослабили моей веры в Него, я много перестрадал, но оставался преданным Господу и Господь услышал мой "вопль" о помощи: Он освободил меня от бедствий. "Страшный ров" - ров страдания, глубокие, сильные бедствия; "тинистое болото" - т. е., неустойчивая, колеблющаяся почва, встречающаяся в болотах, означает беспокойную и полную опасностей жизнь Давида. Господь вывел его из этого рва и тины, дал ему твердое и безопасное существование. Сообразно изменившемуся положению и песни Давида изменились: вместо прежних, молитвенно-просительных он стал слагать новые - благодарственно-хвалебные. Под этими бедствиями Давид разумеет гонения от Саула. Чудесная помощь, часто оказываемая Богом Давиду в это время, и его необыкновенная судьба, возведшая его на престол, настолько поразительны, что должны были во всех людях, знающих историю его жизни, вызвать благоговение пред Богом и веру только в Него, а не в свои силы.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

5. Поэтому блажен тот, для кого Господь - единственное упование и кто своего внимания не обращает "к гордым и к уклоняющимся ко лжи" . Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

6. Господь свои милости проявляет над людьми во множестве чудесных дел. Он творит и творил их, как в жизни Давида, так и среди евреев в таком количестве, что их невозможно и пересчитать. Дела Божии человеческим разумом необъяснимы, они выше его ограниченного понимания, и никто из людей не в состоянии своей мыслью, своим разумом представить ту степень любви и количество милости, какую Он изливает на человека.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

7-9. Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого "открыл мне уши" . Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У 70-ти: "уготовал мне тело" (swma), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом - мыслями, чувствами и поступками. Слово swma означает человека с душой и телом. Оба выражения - еврейское и греческое, - означают таким образом одно и тоже.

Таким временем, когда Бог не вменял во грех Давиду непринесения им жертв, было время бегства его от Саула в Секелаг (ср. Пс XV). На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид отозвался с радостным чувством: "тогда я сказал: вот я иду". Об этом послушании "писано в свитке книжном", в свитке книги закона, которым эта послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для Давида же это послушание являлось не только внешним требованием закона, но и внутренним влечением его духа, ("я желаю исполнять волю Твою"); в своей деятельности и жизни он всегда руководится этим послушанием - "закон Твой у меня в сердце", он составляет неотъемлемое внутреннее достояние, которое не может оставаться не выраженным во вне.

Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала, что для Бога ценны не самые предметы приношения, а для человека благотворен не самый процесс совершения обряда, но то возвышенное, внутреннее настроение приносящего, которое должно вызываться пониманием смысла идейной стороны внешнего действия.

Этим фактом невменения Давиду во грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замены последней другим видом служения Богу уже предуказывалось, что самый закон имеет не непреложное, вечное значение, но временное, которое должно быть заменено высшим, чем обряды, видом Богослужения. С пришествием Мессии это и совершилось: закон Моисеев потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу "духом и истиною" (Ин IV:23). Как указание на отмену ветхозаветного закона это место выясняется и в посл. Ап. Павла к Евр (X:5-10).

В самом содержании псалма есть ясное указание на его мессианский смысл. В 8 ст. Давид говорит, что "в свитке книжном написано о мне" . Если разуметь здесь только Давида, то ни в одном месте свящ. книг о нем нет такого пророчества. Между тем, еще в кн. Быт говорилось о Семени жены, настолько сильном и чистом, что Оно сотрет главу змия, уничтожит его власть над миром.

В последующих откровениях это Семя жены было обрисовано еще полнее: Он - пророк, подобный Моисею, великий Потомок Давида, Богочеловек. И только к последнему с буквальной точностью могут быть приложены слова, что он всегда носил закон "в сердце", всегда был верен Богу.

Личность Давида в данном случае была прообразовательной: его искреннее влечение к Богу, жажда посвящения себя на полное Ему служение и постоянное стремление к неуклонному следованию Его закону, все это нашло полное и точное осуществление в служении Мессии - Христа, семени Давида по плоти.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

10-11. Под "правдой, милостью и истиной" здесь можно разуметь как прославление Давидом в самых песнях, имевших церковно-общественное употребление, Господа, за оказанные ему милости при несправедливых преследованиях врагов, так и то обетование, какое он получил от Бога о происхождении от него обетованного Потомка, т. е., Мессии.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!"
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

12-18. Все остальное содержание псалма представляет молитву Давида о спасении его от опасностей, которые он переживал во время гонений от Авессалома. - "Милость Твоя и Истина Твоя да охраняют меня непрестанно" . Как мы указывали выше, преследования Авессалома и сочувствие ему народа питались клеветой на Давида его врагов, а потому были им незаслуженны, они были, не "истинны". Бог - как носитель и защитник истины, является единственным защитником, к которому Давид смело может обращаться с молитвой, чтобы Он не допустил врагам топтать истину, торжествовать. - "Постигли меня беззакония... нежели волос на голове моей" . - Давид здесь разумеет не количество разнообразных преступлений, совершенных им, так как тогда он не мог бы быть божественным избранником, притом, таких преступлений не знают и не указывают за ним исторические книги, но степень сознания им тяжести своего греха с Вирсавией (см. Пс XXXVII). Чем сильнее были бедствия Давида, безвыходнее казалось его положение, тем большее ликование вызывалось у его врагов (16 ст.). Поэтому Давид и молит Бога защитить его и не дать неправде врагов восторжествовать над правдой, и этой защитой наполнить радостью праведников, которые, как и Давид, увидят, что единственным источником спасения, "помощником и защитником" является Господь.

По ст. 7-9 этот псалом прообразовательно-мессианского характера.


39 Псалом - Мессианский

1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!"
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
(Пс.39:1-18)

В конец, псалом Давиду, 39.

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Сегодня мы рассмотрим 39-й псалом. Мы с вами не раз говорили, что Псалтирь не просто буквальна, не просто дает нам некие переживания и духовные советы, но она еще и христологична, в ней очень много пророчеств о Христе Спасителе, о новозаветной Церкви. И это не случайно, потому что псалмопевца Давида мы называем не только царем, но еще и пророком: он очень много пророчествует о Христе Спасителе. 39-й псалом как раз наполнен христологичными предсказаниями, потому что псалмопевец Давид предвидел пришествие Христово. И когда пришел Христос, Он, конечно, открыл эту тайну для тех, кто искал ответа на вопрос: Он это или не Он? И когда люди читали Псалтирь, вдумываясь в каждое слово, они стали узнавать Христа Спасителя.

Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою . В этих словах присутствует и буквальный смысл, и христология. Конечно, нужно потерпеть Господа. Не раз псалмопевец Давид говорит, что потерпеть -значит исполнить волю Божию. И Господь, испытывая нас в нашем терпении, конечно, все равно слышит нас. Он слышит нашу молитву, прошения и дает нам все потребное не только к этой жизни, но и ко спасению. Однако же в этих словах есть и ожидание народом пришествия Христа Спасителя, ведь это терпение всегда было в ожидании, люди не просто терпели - они молились. О чем молилась ветхозаветная Церковь?О пришествии Христа Спасителя, о том, что придет семя жены и сотрет главу змия . И наконец-то все это произошло. Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою, то есть Господь услышал молитву ветхозаветной Церкви, пришел на землю, воплотился и принес спасение для всего рода человеческого.

И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на каменинозе мои, и исправи стопы моя . Откуда Господь вывел человека, когда пришел на эту землю? Давайте вспомним всю языческую огромную Церковь, которая находилась во рве страстей и в брении тины, то есть в грехах.Грех руководил человеком, иступлял его, страсти управляли человеком, помрачали его разум. Но Господь постави на каменинозе мои , то есть нозе Церкви Своей. На камне созижду Я Церковь Мою и врата адова не одолеют ее , - говорит Господь уже в Новом Завете. И исправи стопы моя, то есть стал человек исправлять стопы свои. Мы видим, как исторически люди стали изменяться, как с приходом Христа Спасителя на землю стало преображаться человеческое общество. И в то же время мы дожили до того времени, когда видим совершенно иное: человек уходит от Господа, уходит от Христа, и происходит такая же деградация: человек вновь начинает опускаться в ров страстей и брение тины, то есть в грех, страсти этой человеческой жизни.

И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа . Песнь новая - это новое направление, новое мышление, новое стремление. Такой песней мы можем называть Священное Писание, Евангелия, все Новозаветные Писания, которые научают человека мыслить уже по-другому и возводят его на более высокую ступень служения. В Церкви мы воспеваем уже новые гимны, новые песни пришедшему в этот мир Христу, Богу Отцу, давшему такое послушание Своему Сыну, Животворящему Святому Духу и, конечно, Пресвятой Богородице, послужившей делу воплощения, и тем подвижникам благочестия, которые тоже ведут нас истинным духовным путем, показывая пример служения Богу, и через свое подобие уподобляют человека Небу и Самому Господу.

Блажен муж, eмуже есть имя Господне упование eго, и не призре в суеты и неистовления ложная . Конечно, счастлив тот человек, который уповает на Бога и не живет попечениями и ложью этого мира. Ложью чаще всего называли язычество, волхвование, которые есть неправда, человеческий обман. Первые люди, которые приняли Христа, уходили от этого обмана, лжи, неправды и становились совершенно счастливыми людьми, живущими в мире, покое. В наше время возвращаются и волхвование, и астрология, и магия; и человек буквально начинает теряться в этой жизни, потому что обманут и идет за ложью. Если человек идет за Христом, значит, он идет за правдой, а здесь он идет за ложью, которая досаждает ему и приносит немало вреда.

Особенно распространены в наше время гороскопы. Хотелось бы, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям, потому что, к сожалению, даже православные, которые трудятся в храмах, иногда спрашивают меня: «Кто Вы, Любовь Сергеевна, по гороскопу?» Я обычно отвечаю: «Я по гороскопу - православная».

Правильно отвечаете. Слишком много всего перемешано в этой жизни, и человеку, который даже и не хочет этого, навязывается. Открывая любую страницу Интернета, обязательно встречаешь гороскоп, где начинают предсказывать и вещать. И конечно, человек слабенький хочет узнать: «Что меня сегодня ждет, не побьет ли меня жена сегодня скалкой? И обязательно нужно прочитать, не поругает ли меня начальник!» Это маловерие и малодушие.То, что будет на самом деле, -это все в руках Божиих. Мы должны четко понимать: не твори греха-и не узришь неправду жизни этой.

Интересно, что,как определили ученые, в нашей Солнечной системе существует тринадцатая планета. Теоретически это уже доказано. Как теперь быть тем, кто занимается астрологией: перестраиваться? Потому что теперь оказывается, что есть еще и тринадцатый знак зодиака.

Придумают, поделят какой-то месяц, скажут, что он более богатый…Глупое дело нехитрое.

Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа . Действительно, Господь, пришедший на землю, сотворил много чудес. Здесь мы говорим не только о ветхозаветных чудесах, потому что всякие ветхозаветные чудеса в свете Христа и Его служения - это лишь некое подобие, и они, конечно, померкли. Великие чудеса сотворил Господь, когда утверждал истинную веру на земле. Изменилось само мышление человека, поменялся разум человеческий. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Конечно, проповедь Божия дала огромнейший результат - преображение и изменение самого человека.

Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси . Жертвы и приношения не восхотел еси - это пророчество о том, что Господу не нужны человеческие жертвы, жертвы животных, которые приносили. Но какую жертву и от кого Господь захотел принять? Тело же свершил ми еси . Тело: явился Сам Господь от Духа Святого и Марии Девы и Себя принес в жертву за грехи всего человечества. Он и является нашей Бескровной Жертвой, которая приносится ради грех человеческих, чтобы человек имел прощение, оправдание и жизнь вечную.

Тогда рех: се прииду, в главизнекнижне писано есть о мне . Книга - это, конечно, Священное Писание, главизна - это свитки, в которых было все написано и рассказано о Божественном Спасителе.

Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего . Конечно же, Господь пришел не Сам по Себе.«Я творю волю не Мою, но волю пославшего Меня Отца», - не раз говорил Господь. И самое главное, закон Твой посреде чрева моего, то есть выходил из сердца. Господь исполнил, наполнил и обогатил закони делал это не просто по послушанию, но, как нужно и человеку,влагая в каждое слово и в каждое дело Свое сердце. То есть это было истинное, искреннее служение, направленное на спасение всего рода человеческого.

Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси . Церковь великая -та Церковь, которая была основана: огромнаяязыческая Церковь, которая поверила Христу и пошла за Ним и в которой звучит проповедь Священного Писания и Самого Господа. Этой проповедью жили святые апостолы, через них как учеников Господа, через учениковсамих апостолов, равноапостольных служителей Церкви, священнослужителей, через массовое распространение Евангелия -слово Божие распространяется по всему миру даже до сегодняшнего дня.

Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя . Прекрасные слова!Те великие благодеяния, которые Господь в целом излил на весь род человеческий, являются и нашим богатством. Поэтому мы должны просить Бога, чтобы Он не отнял от нас эту истину, но особенно явил ее в последние дни жизни нашей, а паче всего на Страшном Суде, потому что без милости Божией мы, конечно, не оправдаемся.

Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми,вонми . Здесь вновь говорится о том, что Господь пришел в этот мир спасти грешных, невзирая на то, что мы творим много зла, которому нет числа.Человек слаб и по слабости своей совершает грехи: не потому, что он хочет их совершать, но потому, что порой совершенный грех рождает многие другие грехи. И мы не можем сами справиться с этим,не можем сами оправдаться. Наши грехи порой умножаются паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Но мы просим, чтобы Господь не оставил нас, но был с нами и избавил от всего этого. Господи, во еже помощи ми, вонми - мы просим, чтобы Господь обязательно помог, потому что без Него нам невозможно справиться со всеми беззакониями. Поэтому Господь и оставил Свои великие дарования, благодать Святого Духа, Тело и Кровь, чтобы через них мы обновлялись, изменялись и приобщались к вечности.

Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъятию, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимутабиестуд свой глаголющии ми: благоже, благоже . Действительно, если мы всегда живем с Господом, уповая на Него и на Его милосердие, то, конечно,всегда должны жить надеждой на то, что Господь никогда не оставит нас. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою , то есть Господь не даст до конца испытать невозвратных потрясений в жизни тем, кто уповает на Него, и не попустит ищущим душу, чтобы ее изъяли, то есть лишили человека жизни. Да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая, то есть те, кто хотят злого, будут посрамлены, и Господь не позволит им сказать: благоже, благоже , то есть: «Как нам приятно, как нам здорово, что у этого человека столько бед, скорбей и переживаний».

Да возрадуются и возвеселятся о Тебе всиищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое . Господь никогда не оставит Свою Церковь, не оставит Своих людей и даст им испытать радость. Господь возвеличит любящих Его. Вот такую дает надежду, такую радость открывает нам псалмопевец Давид.

Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни . То есть «не остави меня, Господи, я уповаю только на Тебя, сам я нищий и убогий, я ничего не имею». Действительно, всякий верующий человек не только не стремится к земному богатству и не ищет его,но старается быть беднее лишь для того, чтобы у него было меньше соблазнов, искушений, меньше грехов. Чтобы не отдавать свое время всему земному, а больше посвящать его служению Богу, служению Церкви Христовой, приобретению богатств духовных. Мы знаем, что блаженны нищие духом , то есть те, кто ничего не имеет за спиной. Аз же нищ есмь и убог , то есть и в духовном отношении мы нищие и убогие, мы не те великие подвижники, которые могут сказать, что имеют большое духовное богатство или большие духовные дарования. Мы простые и поэтому просим, чтобы Господь был нашим Помощником, нашим Заступником и не замедлил в этом, потому что иначе мы потерпим поражение в этой жизни.

Вот такой удивительный и замечательный псалом дает нам почувствовать псалмопевец Давид. Псалом пророческий, христологичный, он говорит о роли Церкви, о том изменении, которое произойдет в человеке, и что Господь никогда не идет против того доброго, что может созидать человек. И в то же время Бог никогда не оставляет Своего человека, который крещен, освящен: такого человека Он будет покрывать постоянно. И самое главное, о чем здесь говорится, - никогда не должно быть так, что будут препятствовать крещению, то есть рождению новых членов Церкви. Мы неслучайно говорим сегодня об этом, потому что слышали, как на прошлой неделе Европейский суд принял закон, запрещающий крестить младенцев. Теперь в Европе запрещено крестить младенцев, правда, не знаю, как этот закон будет трактоваться и исполняться.

- То есть человек только сам, в зрелом возрасте сможет принять такое решение?

Да. На самом деле это очень страшно, потому что отсутствие христианского воспитания и крещения будет уводить человека, достигающего зрелого возраста, от Церкви и спасения.

- А что же католики Италии, Испании, Португалии?

К сожалению, у католиков нет детского крещения, основное полное крещение происходит у них в двенадцать лет. Протестанты тоже крестятся в зрелом возрасте. Закон как раз направлен больше на православных. Я думаю, что православие, конечно, удержится…

- То есть Греция, Болгария, Черногория…

Да, вот эти православные страны, конечно, должны бить в набат. Если человек не будет крещен в детстве, он не получит духовное направление и, значит, когда вырастет, будет потерян, он не будет зрелым, так как будет воспитываться вне благодати Божией, вне жизни Церкви, которая животворит даже младенцев.

Говорят, что Евросоюз сейчас делает попытки выступать и против Афона, заявляя, что Афон не может быть так называемой монашеской республикой, что это...

- «…противоречит конституции Евросоюза, демократическим нормам, ущемляет права женщин». Но мы знаем пророчество, что Афон будет стоять до конца, и только когда его покинет образ Иверской иконы Божией Матери, будет повеление всем монахам оставить Афон, потому что он уйдет под воду. Каким образом это произойдет - неизвестно, но таких пророчеств, что на его него ступит женская нога, все-таки нет. Я думаю, что у Афона будет возможность отстоять свои позиции. Ну а когда образ Царицы Небесной покинет эту землю, тогда и наступит тот конец, о котором мы только что с вами сказали.

С другой стороны, относительно крещения это тоже нарушение прав человека: каждый человек волен выбирать, крестить своего ребенка или нет. Как и монахи Афона вольны принимать женщин или нет, у них есть устав монастыря. Кстати, при Пафнутии Боровском тоже не пускали женщин в монастырь.Мы знаем Аносинженский монастырь, в который не допускались никакие прихожане (ни мужчины,ни женщины), но для них была выстроена специальная церковь.

Есть некие нормы в этом мире, которые принимаются и облекаются в закон, а закон является первой инстанцией и неким действием к исполнению. Сейчас не считаются ни с чем: ни с историей, ни с традицией, которая сложилась. Вырабатываются совсем новые понятия, новая идеология, совершенно чуждая христианской. Чтобы привести человека к концу и погубить его, враг рода человеческого и создает эту систему, и создает ее в первую очередь через человека. Если мы будем читать Псалтирь и назидаться ее словами, то поймем, что уходим от Священного Писания, от тех норм, той благодати и того спасения, которые Господь уготовал людям. Если человек будет отходить от этих священных книг, этих прекрасных замечательных свитков, открывающих нам волю Бога, тогда мы все погибнем, потому что воля Божия открыта человеку в Священном Писании и через него приобщаемся к Богу. А когда человек все откидывает и уповает только на свое горделивое «я», на свое мнение, тогда рождаются совершенно иные законы и понятия, новая идеология, новое мышление. Даже в нашей православной стране мы такое встречаем очень часто. Был случай, когда ко мне подошла женщина без платка. Я ей говорю: «Чтобы войти в храм, нужно надеть платочек, это традиция». - «А где это написано?» Я открыл Священное Писание, показал ей апостольское послание, она говорит: «А Вы неправильно его понимаете». Такому человеку невозможно ничего доказать: для него нет авторитета. Для него авторитет - он сам, его собственное понимание и собственное желание. Поэтому с каждым годом всем нам будет приходиться все тяжелее, но будем молиться, призывать Господа.

Православным надо четко держаться своей линии, и женщинам, считающим себя православными, соблюдать те правила и традиции, которые есть в Церкви, и подавать пример: надевать юбку, платок, в котором женщина может смотреться очень красиво. Мужчинам тоже надо вести себя подобающе: летом не надевать шорты в храм. И тогда все будут следовать нашему примеру. Как Вы полагаете?

Полагаю, да. Есть определенная форма одежды, и мы должны ее придерживаться, для того чтобы нам было комфортно находиться в том или ином месте.

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка:Нина Кирсанова

Пс. 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2-11) и мольба о новой помощи – в новых бедствиях (стихи 12-18).

А. Посвящение себя Богу (39:2-11)

Пс. 39:2-5 . Псалом начинается радостно – торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий – в ответ на вопль его и упование на Господа.

После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как «страшный ров», как «тинистое (засасывающее) болото»; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь – хвалу Богу (стих 4; сравните Пс. 32:3; 95:1; 97:1) – в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, – да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).

Пс. 39:6 Чудные дела и планы («помышления») Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.

Пс. 39:7-9 . Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно «уходить» от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.

Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам – «проколол») мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу – иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх. 21:6).

Здесь это «проколол – открыл» означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь «открыл ему уши», чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как «(Ты) уготовал тело Мне»; переводчик воспользовался тут так называемой «синедохой» – литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е «ухо», как здесь, выражает понятие «тела»). При этом мысль, выраженная в псалме, – о служении Давида Богу всем существом его («всем телом») была передана вполне адекватно.

В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8-9).

Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр. 10:5-7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр. 10:5-7). В новозаветном контексте Пс. 39:7-9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.

Так, Давид говорит, что «в свитке книжном» сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) – о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова «Ты… уготовал тело Мне» применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана – как об этом «написано… в свитке книжном». Итак, Давид выступает в Пс. 39 как прообраз Христа.

Пс. 39:10-11 . Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он «не удерживал уст своих» – не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.

Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12-18)

Пс. 39:12-13 . Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые белы постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что «беззаконий», совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал – в столь эмоциональной форме – свои переживания.

Пс. 39:14-16 . Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: «хорошо! хорошо!»

Пс. 39:17-18 . Псалом завершается молитвой о торжестве «всех ищущих Господа и любящих спасение Его» – да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 – Давид признает свои «бедность и нищету» перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 39

Пс. 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2-11) и мольба о новой помощи - в новых бедствиях (стихи 12-18).

А. Посвящение себя Богу (39:2-11)

Пс. 39:2-5 . Псалом начинается радостно - торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий - в ответ на вопль его и упование на Господа.

После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как "страшный ров", как "тинистое (засасывающее) болото"; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь - хвалу Богу (стих 4; сравните Пс. 32:3; 95:1; 97:1) - в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, - да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).

Пс. 39:6 Чудные дела и планы ("помышления") Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.

Пс. 39:7-9 . Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно "уходить" от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.

Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам - "проколол") мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу - иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх. 21:6).

Здесь это "проколол - открыл" означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь "открыл ему уши", чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как "(Ты) уготовал тело Мне"; переводчик воспользовался тут так называемой "синедохой" - литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е "ухо", как здесь, выражает понятие "тела"). При этом мысль, выраженная в псалме, - о служении Давида Богу всем существом его ("всем телом") была передана вполне адекватно.

В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8-9).

Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр. 10:5-7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр. 10:5-7). В новозаветном контексте Пс. 39:7-9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.

Так, Давид говорит, что "в свитке книжном" сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) - о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова "Ты… уготовал тело Мне" применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана - как об этом "написано… в свитке книжном". Итак, Давид выступает в Пс. 39 как прообраз Христа.

Пс. 39:10-11 . Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он "не удерживал уст своих" - не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.

Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12-18)

Пс. 39:12-13 . Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые белы постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что "беззаконий", совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал - в столь эмоциональной форме - свои переживания.

Пс. 39:14-16 . Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: "хорошо! хорошо!"

Пс. 39:17-18 . Псалом завершается молитвой о торжестве "всех ищущих Господа и любящих спасение Его" - да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 - Давид признает свои "бедность и нищету" перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.