Всероссийская перепись населения: искажение этнической реальности. Состояние в браке, рождаемость

При Всероссийской переписи населения 2002 года, как и в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения пе реписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Переписчики в период переписи обходили все помещения своего счетного участка, где проживало или могло жить население (включая учреждения, предприятия и организации). Вопросы задавались населению в той формулировке, которая дана в переписных листах и в «Руководстве для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов». Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

При Всероссийской переписи населения 2010 года (перечень вопросов, включенных в переписные листы, для получения сведений о населении, собираемых в ходе переписи) содержала вопросы для постоянного населения, а также сокращенный перечень вопросов для лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации.

Постоянному населению задавались вопросы в отношении состава домохозяйств, демографической и национальной характеристик, гражданства, состояния в браке, образования, владения языками и родного языка, источников средств к существованию, наличия работы на предшествующей переписи неделе, статуса занятого населения, поиска работы для лиц, не имевших работы, миграции и рождаемости (форма Л), (См. Приложение) а также жилищных условий (форма П). (См. Приложение)

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом, были переписаны по краткой программе (форма В). (см. Приложение)

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По предварительным данным всего при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года учтено 142905,2 тыс. человек, постоянно проживающих в Российской Федерации. Кроме того, было переписано 90,2 тыс. граждан России, находившихся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов власти Российской Федерации (включая проживающих с ними членов их семей), и 487,3 тыс. лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. В численность лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации, вошли: прибывшие в Российскую Федерацию (независимо от их гражданства) на учебу или работу на срок до 1 года; прибывшие независимо от срока на отдых, лечение, в гости к родственникам или знакомым; транзитные мигранты. Порядок учета всех указанных категорий населения при переписи соответствует российскому законодательству и международным рекомендациям.

Российская Федерация занимает восьмое место в мире по численности постоянного населения после Китая (1325 млн. человек), Индии (1150 млн. человек), США (304 млн. человек), Индонезии (229 млн. человек), Бразилии (190 млн. человек), Пакистана (162 млн. человек) и Бангладеш (145 млн. человек). По данным Всероссийской переписи населения 2002 года Российская Федерация занимала седьмое место.

Население Российской Федерации сократилось с 145166,7 тыс. человек в 2002 г. до 142905,2 тыс. человек в 2010 г., или на 2261,5 тыс. человек (1,6%). Среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом возросли в два раза и составили 0,2% против 0,1% в 1989-2002 гг.

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.

По сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность населения:

  • - сократилась в 63 субъектах Российской Федерации. Наиболее значительное уменьшение численности жителей произошло в Магаданской области (14%), Псковской области и Республике Коми (по 11,5%), Мурманской, Кировской и Курганской областях (по 11%), где в межпереписной период наблюдались естественная убыль и отток населения.
  • - возросла в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост отмечается в Республике Дагестан - 15,6%, Чеченской Республике - 15%, г. Москве - 11%, Карачаево-Черкесской Республике - 8,9%, Московской области - 7,2%, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 6,9 процентов.

Среди федеральных округов по-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61% населения страны.

Увеличение численности населения Центрального федерального округа на 1,2% обеспечивалось ростом числа жителей г. Москвы, Московской и Белгородской областей, население которых увеличилось за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, численность населения увеличилась в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Произошел рост численности населения и в Ненецком автономном округе за счет естественного и миграционного приростов. Но сокращение численности населения в других субъектах, особенно в Республике Коми, Псковской и Мурманской областях (за счет естественной убыли и миграционного оттока), привели к уменьшению числа жителей округа на 2,8 процента.

Численность населения Южного федерального округа уменьшилась на 0,8% при незначительном повышении численности населения в Краснодарском крае и Астраханской области, где отмечалось превышение миграционного прироста над естественной убылью.

В Северо-Кавказском федеральном округе численность населения увеличилась на 6,3 процента. При этом рост численности населения произошел во всех входящих в его состав субъектах Российской Федерации, за исключением Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия.

В Кабардино-Балкарской Республике зафиксировано уменьшение численности населения за счет превышения миграционного оттока над естественным приростом.

По предварительным данным при переписи населения 2010 г. было зафиксировано на территории Республики Ингушетия 413,0 тыс. человек. В 2002 г. численность населения Республики, по данным переписи, составила 467,3 тыс. человек, включая лиц, вынужденно покинувших Чеченскую Республику. Эти люди не были зарегистрированы в Республике Ингушетия, но перепись 2002 г. прошли на ее территории по месту фактического проживания на тот момент. К 2010 г. они выехали из Республики Ингушетия и прошли перепись в других субъектах Российской Федерации.

В Приволжском федеральном округе население сократилось во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Татарстан, где численность населения увеличилась на 0,2% за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Численность округа уменьшилась на 4,0 процента.

Численность населения Уральского федерального округа уменьшилась на 2,4% при росте населения в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе за счет естественного и миграционного приростов.

В Сибирском федеральном округе численность населения сократилась на 4,0 процента. Рост населения отмечается только в республиках Алтай и Тыва. Численность населения Республики Алтай выросла за счет естественного и миграционного прироста, а численность населения Республики Тыва за счет превышения естественного прироста над миграционном оттоком.

Численность жителей Дальневосточного федерального округа уменьшилась на 6,0 процентов. Только в Республике Саха (Якутия) произошло увеличение численности населения за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.

Предварительная численность населения близка к текущей оценке в 74 субъектах Российской Федерации, где отклонения в сторону увеличения или сокращения населения не превышают 5 процентов.

По данным переписи населения от 2010 года общая численность населения России -- 142 млн 905 тыс. 200 человек.

Плотность населения России по субъектам. Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения -- треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни.

В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города - Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск и на территории Кузнецкого угольного бассейна.

По состоянию на 1 января 2010 года в России имеется 11 городов с численностью населения более 1 млн. человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.

28 марта Росстат представил в "Российской газете" предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года, об общей численности переписанного населения, о числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население. Впервые итоги переписи по численности населения и возрастно-половом составе будут получены по всем муниципальным образованиям.

По предварительным данным, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).

Сокращение происходило из-заестественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.

По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.

Россия остается высоко урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.

По данным переписи 2010 года, сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тысяч человек против 9956 тысяч человек в 2002 году. Переписью учтено 66 205 тысяч мужчин и 76 700,2 тысячи женщин, или 46,3 процента и 53,7 процента (в 2002 году — 46,6 процента и 53,4 процента). Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин.

На основе предварительных итогов будет осуществлен расчет оценки численности населения страны и регионов по состоянию на 1 января 2011 года, который будет использован при формировании межбюджетных отношений.

В настоящее время территориальные органы Росстата осуществляют сканирование переписных листов, а также формальный и логический контроль, автоматизированное кодирование записей. После этого будет сформирована база данных для получения окончательных итогов всероссийского опроса населения.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.

Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников.

Всероссийская перепись населения была проведена во исполнение Федерального закона от 25 января 2002 года "О Всероссийской переписи населения". В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги ранее срока, намеченного правительством России.

Начала свою деятельность рабочая группа по официальному опубликованию итогов Всероссийской переписи населения 2010 года под председательством министра экономического развития Э.С. Набиуллиной. В состав рабочей группы входят основные пользователи информации переписи — представители администрации президента РФ, Совета Федерации, аппарата правительства, Общественной палаты, министерств, экспертного сообщества, СМИ. Окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011-2013 годов по мере их подведения в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года":

до 30 июня 2012 года — в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;

до 31 декабря 2012 года — в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.

Кроме 11 томов официальных публикаций итоги будут представлены в популярных брошюрах и атласах, размещены в открытом доступе на сайте Росстата. Впервые на сайте будет размещена база обезличенных микроданных с применением средств защиты конфиденциальной информации.

"Российская газета": Александр Евгеньевич, судя по количеству вопросов, всем интересно, что же про нас посчитали? Но все же у общественности было много сомнений по поводу опубликованных цифр. Много говорилось о том, что студентов принуждали приписывать данные в переписных листах. Насколько можно верить переписи?

Александр Суринов: Когда мы проводим перепись в нашей стране, мы все свои действия совершаем в соответствии с законом. И по закону мы переписывать население можем следующим образом: или непосредственно опрашиваем человека, которого переписываем, или записываем информацию об этом человеке со слов того, кто с ним проживает. Кто-то из людей был в командировке, кто-то — в отпуске во время всего периода проведения переписи. Таких людей мы переписывали там, где они зарегистрированы — это ЖЭКи, ДЭЗы. И в этом случае мы не заполняли полностью переписной лист на этого человека, а записывали только пол и возраст. Все это позволяет делать закон. Таких людей у нас 3,6 миллиона людей. Это много. Количество этих людей по территории страны очень неравномерно распределено. Как правило, такие "отказники", которых сложно найти, проживают в крупных городах, и, прежде всего, в столице. Чем меньше населенный пункт, тем меньше таких людей. Поэтому, когда говорят, что "меня не переписали", тут надо разбираться — человека непосредственно не переписали, но могли рассказать про него жена, муж или ЖЭК.

Есть еще вариант, когда люди категорически отказываются принимать участие в переписи, они могут это делать, скажем так, заявляя устно. Можно письменно заявить. Таких у нас было более миллиона человек. Мы знали, что они точно отказываются от участия в переписи. Больше миллиона человек. Это много.

Кроме всего прочего, люди могут отказаться от переписи, не открывая двери, или делая вид, что их там нет.

Что касается принуждения студентов, то такие случаи мы зафиксировали именно в Москве. У нас в Северном Тушино один из переписных участков "прогремел". Мы проводили проверки и, по сути дела, "вычищали" ту информацию, если мы были уверены, что она создана с нарушением, что записана в переписные листы неправильно. Это на этапе подготовки к автоматической обработке переписных листов. Затем еще раз "чистим" — по специальным технологиям проверки данных, т.е. ампутации данных, которые используются всеми национальными статистическими службами.

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

2. Размещение населения по территории Российской Федерации

Численность населения по федеральным округам изменилась следующим образом:

3. Возрастно-половой состав

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период.

4. Состояние в браке, рождаемость

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными:

Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек - в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек и 2,2 тыс. человек).

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в частных домохозяйствах, характеризуется следующими данными:

Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).

Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

5. Число и состав домохозяйств

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств 3 , в которых проживало 141,0 млн. человек, или 99% всего населения России. По размеру частные домохозяйства (далее - домохозяйства) распределяются следующим образом:

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился и составил 2,6 человека (в 2002 г. - 2,7 человека). Невысокий средний размер домохозяйства в целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих из одного и двух человек, такие домохозяйства составляют более половины всех частных домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной период увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

В составе домохозяйств как в городе, так и в селе по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

В коллективных домохозяйствах (это лица, проживающие в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, казармах, местах лишения свободы, монастырях и тому подобных специализированных учреждениях) учтено 1,8 млн. человек, а в 2002 г. - 2,3 млн. человек. При переписи 2010 г. было зафиксировано 34 тыс. домохозяйств бездомных (в 2002 г. - 68 тыс.), в которые входят почти 64 тыс. человек (в 2002 г. - 143 тыс. человек).

6. Национальный состав, владение языками, гражданство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными4:

Из общего числа частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, 84% домохозяйств являются мононациональными, где все члены домохозяйства принадлежат к одной национальности.

В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

Изменение гражданства населения России за межпереписной период видно из следующих данных:

7. Уровень образования населения

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

8. Источники средств к существованию

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Виды источников средств к существованию и численность населения, назвавшего их и основной источник, характеризуются следующими данными:

9. Экономическая активность населения

Изменение экономической активности населения в возрасте 15-64 лет , проживающего в частных домохозяйствах, в межпереписной период характеризуется следующими данными:

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ.. 2

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 4

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 7

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ.. 10

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?. 12

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, – миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись – это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета , которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований . Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.

Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы – проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы , что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.

И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.

По мнению демографов, перепись – это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».

Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году – Армения и Украина; в 2012 году – Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.

Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности . Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом – однокомнатной квартирой .

Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Перепись населения, проживающего на отдаленных и труднодоступных территориях, связь с которыми в этот период, будет затруднена, состоится с 10 апреля по 20 декабря 2010 года. Организация переписи в труднодоступных районах требует серьёзных финансовых средств, хотя в 2002 году численность проживающих в них составила всего 430 тыс. человек. К таким территориям относятся населенные пункты районов Крайнего Севера, высокогорные аулы, удаленные урочища, острова, стоянки оленеводов, морские маяки.

Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи – опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).

Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях . Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.

Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.

Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, – домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т. е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

n отражать современные информационные потребности общества

n сохранять преемственность с предыдущими переписями

n соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям

n быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов

Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.

Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию – работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы – продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).

В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.

Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

n возрасте

n месте рождения

n состоянии в браке

n образовании

n гражданстве

n национальной принадлежности и владении языками

n занятости и положении в занятии

n о поиске работы.

n местонахождении работы

n о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства

n о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.

В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.

Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.

Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.

В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.

Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

о жилище в целом –

n тип жилища;

n период его постройки;

n материал наружных стен;

n благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

о жилом помещении (квартире) –

n число жилых комнат;

n наличие телекоммуникаций;

об условиях проживания каждого домохозяйства –

n число занимаемых комнат;

n наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.

Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.

Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:

- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей , составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);

- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2гг. – по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);

- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).

Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.

Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

n численности и размещении населения

n возрастно-половом составе населения и состоянии в браке

n образовании

n национальном составе населения, владении языками, гражданстве

n источниках средств к существованию

n числе и составе домохозяйств

n об экономически активном и экономически неактивном населении

n продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства

n жилищных условиях населения

n рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.

Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.

Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.

Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.

Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

ЦЕЛИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 г.

Зачем нужна перепись?

Цель переписи, как это записано в Федеральном законе «О Всероссийской переписи населения» – «… сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации». Согласно закону перепись «проводится на всей территории Российской федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений .

Перепись – это как бы "фотография" всего населения страны в определенный момент времени. Такой "моментальный снимок" делается периодически. Во многих странах, как и в России, приблизительно один раз в десять лет. Иногда чаще (например, в Канаде - один раз в пять лет).

Перепись, во-первых, позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о его составе и об условиях его жизни.

Во-вторых, она дает возможность оценить изменение численности, состава и условий жизни людей: как всего народа, так и каждой категории населения - за время, прошедшее с момента предыдущей переписи.

В-третьих, информация о таких изменениях служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.

Такие сведения необходимы для экономического прогнозирования, определения политики в области занятости, создания других социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества. Очень важны точные данные о численности и возрастной структуре населения регионов. От этого зависит размер субсидий региону из федерального бюджета .

Наконец, перепись - это летопись России, ее история. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

Каково экономическое значение переписи?

Принимать правильные решения в экономике невозможно, не имея точных статистических данных о населении. Если у руководства страны будут достоверные данные о возрастной и половой структуре населения, они смогут спрогнозировать, в чем наши граждане будут нуждаться через несколько лет: например, планировать открытие салонов для новобрачных или магазинов для ветеранов .

Информация о том, куда и откуда люди переезжают в поисках работы или по иным причинам, об их занятиях (профессиях) позволит планировать развитие производства и сферы услуг как по всей стране в целом, так и в каждой области, республике, крае в отдельности.

Сведения, которые можно получить из переписных листов о представителях нового для нашей страны класса – работодателей, позволят точно прогнозировать и стимулировать развитие частного предпринимательства.

Каково социальное значение переписи?

Данные о занятости населения, полученные в ходе переписи населения в сочетании с наличием рабочих мест в том или ином регионе необходимы для создания продуманных программ по борьбе с безработицей .

Сведения о жилищных условиях, уровне образования, условиях жизни детей позволят внести уточнения в соответствующие социальные программы, сделать их более реалистичными и справедливыми.

Достоверная информация о демографических изменениях, национальном составе населения, миграции позволит выстроить более эффективную социальную (в том числе национальную) политику, направленную на улучшение общественных отношений.

Повлияла ли Всероссийская перепись населения 2002 г. на социально-экономическую политику?

Да, результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. помогли скорректировать социально-экономическую политику государства по многим направлениям. Ее итоги использовались при разработке практически всех основных экономических документов последних лет.

В регионах по результатам переписи 2002 года проведена серьезная работа по разработке собственных целевых программ , направленных на организацию деятельности по улучшению социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия. Приняты законы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов. Увеличены размеры ежемесячного пособия на ребенка. Проанализированы социальные и экономические условия жизни многодетных семей для разработки предложений по улучшению их положения.

Именно результаты прошлой переписи показали всю остроту демографической ситуации в нашей стране и создали базу для государственных программ по ее улучшению. Среди таких программ можно назвать «материнский капитал», программы улучшения жилищных условий для молодых семей и другие меры по стимулированию рождаемости.

Что получит от переписи каждый из переписанных в отдельности?

Участвуя в переписи, каждый сообщает информацию о себе, а значит – участвует в разработке перспективных программ, касающихся той группы людей, к которой принадлежит. Так, например, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать когда и сколько людей будет выходить на пенсию, чтобы государство смогло учесть вас и зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так – во всех сферах жизни.


Что может сделать страна для пожилых людей по результатам переписи?

В России происходит старение населения. С каждым годом на одного работающего приходится все больше пенсионеров. Поэтому государству нужно очень точно рассчитать размеры страховых взносов , социального налога; а для этого нужна информация об источниках доходов населения . Крайне необходимо собрать достоверные сведения о возрастной структуре населения, количестве занятых, количестве пенсионеров и лиц, которые будут выходить на пенсию в перспективе. Без этих данных невозможно провести расчеты будущих пенсий, невозможно дальнейшее проведение пенсионной реформы.

Зачем нужна перепись людям, которые полностью обеспечивают себя сами, например, предпринимателям?

Предприниматель по сути своей не может быть оптимистом или пессимистом. Успешный предприниматель - реалист, и лучшим подспорьем для него является осмысленная государственная экономическая политика , базирующаяся на конкретных цифрах и фактах. Поэтому перепись для предпринимателей – это не просто лозунг; речь идет о вполне конкретных потребностях бизнес-сообщества. Можно назвать некоторые из них.

    Дотации регионам из федерального бюджета напрямую зависят от численности населения региона. Понятно, что эти средства используются для реализации различных программ развития области, в которых участвует и частный бизнес. Это наглядный пример совпадения интересов федеральных, региональных властей и предпринимателей в вопросе успешного проведения Всероссийской переписи населения 2010 года. Перепись даст важную информацию для корректировки программ поддержки малого бизнеса. Текущий учет не всегда правильно отражает реальную численность малых предприятий в данном регионе (предприятия-однодневки; предприятия, существующие только на бумаге; предприятия, которые зарегистрированы в соседних регионах, но действуют также на территории нашего региона). Перепись населения позволит исправить эти неточности, увидеть реальное число людей, чьим источником дохода является частное предпринимательство. Полученная в ходе переписи информация - основа краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития их рынков сбыта, эволюции потребительского поведения.

Может быть, местная администрация и так все знает о своем районе? Не проще ли получить необходимую информацию у нее?

Некоторые сведения о населении России (данные о владении языками, национальном составе и образовательном уровне) можно получить только при помощи переписи. ЗАГСы и различные административные органы ведут текущий учет населения и сообщают эти данные статистикам, но не всегда эта методика дает точные цифры.

Так, по результатам предыдущей переписи, которая проходила в 2002 г., в России оказалось населения на 1 миллион 800 тысяч человек больше, чем показывали приблизительные расчеты. Это еще раз доказало, что сочетание данных о численности, структуре и распределении населения по территории с его социально-экономическими характеристиками также может быть получено только в результате переписи. Такую информацию невозможно почерпнуть из баз данных , имеющихся в распоряжении местных администраций, органов жилищно-коммунального хозяйства , внутренних дел, образования и здравоохранения.

Почему перепись важна для муниципальных образований ?

Получение результатов переписи по каждому муниципальному образованию особенно важно в свете того, что финансирование муниципального образования зависит от численности его населения. Начиная с переписи 2010 года, планируется проводить оценку численности населения по всем населенным пунктам, включая сельские. Это имеет большое значение, т. к. до сих пор статистики по муниципальным образованиям не было, – оценка численности производилась не ниже уровня городов и сельского населения районов. Данные же по менее крупным населенным пунктам можно было получить исключительно из точечных опросов, которые, в конечном счете, не могли дать цельную социально-экономическую картину даже отдельно взятого района.

Благодаря новой системе, при подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. будут опубликованы статистические данные по 24 136 населенным пунктам, которые ранее не фигурировали в качестве самостоятельных территориальных или административно-территориальных единиц.