Хореография для детей основные позиции. Термины классического танца

Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время.

Обращаясь к специальной литературе, студенты испытывали трудности, сталкиваясь с незнакомыми терминами, такими, как: «Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием техники выполнения элементов классического танца, «Корпус» в гимнастике неприемлемый термин, его заменяет «Осанка», «Баллон» – умение зафиксировать позу в прыжке, «Форс» – необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов, «Апломб» – устойчивое положение занимающегося, «Элевация» – способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке, «Припорасьон» – подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента, «Крестом» – выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Хореографическая терминология характеризует движение детальнее гимнастической. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Терминология всегда строится в соответствии с правилами словообразования. Основное преимущество термина – в краткости. Это дает возможность сократить время для объяснения заданий, сохранить плотность урока.

Но не всегда студентам удается запомнить хореографическую терминологию, поэтому возникла идея написания элементов хореографии с помощью гимнастической терминологии, для более доступного восприятия студентами изучаемого материала.

Опыт показывает, что именно у студентов, не имеющих хореографической подготовки, возникают трудности в запоминании названий движений. Как правило, это батутисты и прыгуны на акробатической дорожке. Но и спортсмены, выполнившие нормативы КМС и МС, не всегда владеют знанием терминов и правильной техникой выполнения даже простейших элементов. Создание такого рода таблицы, большое количество иллюстраций к элементам дают возможность упорядочить знания студентов в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и при необходимости пользоваться специальной литературой по хореографии.

ПОЗИЦИИ РУК И НОГ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ПОЗИЦИИ РУК

подготовительная

Руки вниз, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вверх. Большой палец внутри ладони

I – первая

Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах

II – вторая

Руки вперед в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь

III – третья

Руки вперед кверху, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями внутрь

ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции

Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз

Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции

Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции

Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции

ПОЗИЦИИ НОГ

I – первая

Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе

II – вторая

Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами

III – третья

Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)

IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)

V – пятая

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног)

VI – шестая

Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты)

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКЗЕРСИСА

Экзерсис – хореографические упражнения в установленной последовательности у опоры или на середине.










ПОВОРОТЫ НА 90°, 180°, 360°, 540°, 720°, 1080°.





МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЭКЗЕРСИСА

ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)

Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

Полуприсед (деми плие)

Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.

Присед (гранд плие)

Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы. Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.

Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине) из подготовительной позиции переводятся из подготовительной позиции через первую позицию во вторую. Затем с началом сгибания ног рука (или обе руки) опускается из второй позиции в подготовительную, а с началом разгибания ног рука снова переводится через первую позицию во вторую.

БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)

(положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)

Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.

Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.

Батман тандю (правая в сторону на носок)

Батман тандю вперед (правая вперед на носок)

Банман тандю назад (правая назад на носок)

Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.

Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность». В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.

При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП. При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.

4/4 , темп медленный. Позднее выполняется движение из затакта. Музыкальный размер -2/4, темп средний.

БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)

Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.

Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через батман тандю.

Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.

Батман тандю жете в сторону

(взмах правой в сторону – книзу)

Батман тандю жете вперед

(взмах правой вперед книзу)

Батман тандю жете назад

(взмах правой назад книзу)

Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок нога не задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.

В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.

Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4 или 2/4, темп медленный. По мере усвоения упражнения взмах ноги выполняется из затакта, темп средний.

ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)

В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.

Положение ноги вперед

Положение ноги в сторону

Положение ноги назад

Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшем выше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности» и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорную ногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным. При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.

Музыкальный размер – 4/4. В начале разучивания темп медленный. По мере усвоения взмах ноги выполняется из-за такта, темп средний, и увеличивается высота взмаха по трем направлениям: кверху, а затем вверх.

При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, как в гранд батман кверху и вверх.


РОНД ДЕ ЖАМБ ПАРТЕР (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НОСКОМ ПО ПОЛУ)

Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.

Движение выполняется вперед – ан деор и назад – ан де дан.

Ан деор (наружу)

Из первой позиции скользящее движение вперёд на носок (батман тандю), сохраняя предельную «выворотность» и натянутость ног, переводится скольжением во вторую позицию до положения правая в сторону на носок, затем, сохраняя «выворотность» и натянутость, проводится назад на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Ан дедан (внутрь)

При выполнении упражнения назад (ан дедан) нога из первой позиции скольжением отводится назад на носок, затем переводится скольжением в сторону на носок (до второй позиции), из второй позиции скольжением в положение правая вперед на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы.

Музыкальный размер 3/4, 4/4, темп средний.


ПОР ДЕ БРА (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА И РУК)

Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мягкость рук и координацию движений.

Здесь дана одна из форм пор де бра, заключающаяся в сгибании туловища вперед и разгибании его, наклоне туловища назад и возвращении в исходное положение.

Упражнение выполняется у опоры и на середине зала из пятой позиции в положении лицом (ан фас) или в полповорота (круазе, эфасе). Перед началом упражнения руки переводятся из подготовительной позиции через первую во вторую.

Пятая позиция ног, вторая позиция рук

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.

Пятая позиция ног, третья позиция рук

Пор де бра вперед, руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах).

Пятая позиция ног, первая позиция рук

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучеза-пястном суставах ладонями внутрь.

Пор де бра назад, третья позиция рук

Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).

Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотом головы. Музыкальный размер-3/4, 4/4, темп медленный.

СЮР ЛЕ КУ АЕ ПЬЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГНУТОЙ НОГИ НА ЩИКОЛОТКЕ)

Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фраппе, батман фондю, пти батман, ботю. Правая, согнутая слегка разогнутой стопой, находится над щиколоткой другой ноги, прикасаясь к ней наружной частью стопы. Пальцы отведены назад.

Положение сюр ле ку де пье выполняется впереди и сзади. В том и другом случае колено согнутой ноги должно быть «выворотно» и направлено точно в сторону по линии плеча.

Сюр ле ку де пье

(основное положение ноги на щиколотке впереди)

Сюр ле ку де пье

(основное положение ноги на щиколотке сзади)

Батман фраппе состоит из сгибания работающей ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибания ее на носок на начальном этапе обучения, а по мере усвоения в положении книзу в группах УТГ-2,3, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ – на полупальцах с опусканием в различные позы в положение на носок или книзу.

Сначала упражнение разучивается с разгибанием ноги в сторону, затем вперед и позднее назад лицом к опоре в медленном темпе. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Когда сгибание и разгибание ноги по всем трем направлениям будет освоено, то сгибание ноги будет выполняться из затакта с акцентом на разгибание ноги.

Музыкальный размер – 2/4, темп средний.

Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди и сзади. Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к опоре. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге.

По мере усвоения положения ноги на щиколотке впереди и сзади разучивается смена положения впереди и сзади в медленном темпе, а по мере усвоения – в быстром темпе. Для разучивания дубль фраппе в группах УТГ-3, УТГ-4 на полупальцах и в сочетании с деми плие в позы.

Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фондю. Данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений.

Сюр ле ку де пье

впереди (условное положение ноги на щиколотке впереди)

Сюр ле ку де пье

сзади (условное положение ноги на щиколотке сзади)

Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди, затем сзади. После этого разучивается полуприсед на опорной ноге и разгибание работающей ноги сначала в сторону, затем вперед и назад лицом к опоре

Музыкальный размер – 2/4, темп медленный. Движение выполняется очень плавно.

Необходимо следить за «выворотностью» ног и за распределением центра тяжести туловища на опорной ноге. Когда движение хорошо усвоено, могут быть введены различные положения рук, особенно при выполнении упражнений на середине зала. В группе УТГ-3 разучивается дубль батман фондю, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ упражнение выполняется на полупальцах.


ПАССЕ (ПЕРЕВОДЫ – «ВЫВОРОТНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТОЙ НОГИ ВПЕРЕДИ, В СТОРОНУ И СЗАДИ, НОСОК У КОЛЕНА).


ДЕВЕЛОПЕ (СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ НОГИ НА 90° И ВЫШЕ)

Упражнение развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и является подводящим упражнением для выполнения девелопе.

Пассе для выполнения девелопе вперед

Стойка на левой, правая согнута у колена носок впереди.

Пассе для выполнения девелопе назад

Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена сзади.

Пассе для выполнения девелопе в сторону

Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена в сторону.

Если нога будет разгибаться вперед, то из исходной позиции она переводится из положения сюр ле ку де пье впереди. Если же нога разгибается назад, – из положения сюр ле ку де пье сзади.

Затем работающая нога скользит по опорной ноге вверх (но не касаясь ее) и раскрывается в требуемом направлении. Если нога разгибается в сторону, то, немного не доводя носок до колена опорной ноги, ее нужно перевести на внутреннюю часть опорной ноги и затем разогнуть.

При выполнении необходимо следить за «выворотностью» бедра, натянутостью подъема и пальцев.

Когда пассе будет хорошо усвоено, вводится вторая часть движения – разгибание ноги в одном из трех направлений вперед, в сторону, назад. Сначала девелопе разучивается в сторону, затем вперед и позднее назад. В сторону и назад разгибание ноги разучивается лицом к станку. Движение выполняется плавно. Необходимо следить за «выворотностью» ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение. Музыкальный размер -3/4, 4/4, темп медленный. При выполнении на середине могут быть даны различные повороты туловища и положения рук. Положение пассе может быть применено и при переводе ноги из одной позы в другую.

Девелопе выполняется из пятой позиции в группах УТГ-3, УТГ-4, СС, ВСМ в положении кверху, а по мере усвоения вверх в трех направлениях и на полупальцах, в позы, в сочетании с элементами избранного вида спорта.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Анатомические основы хореографии».

Составила:

педагог дополнительного

образования, хореограф

Матерова Елена Геннадьевна.

г. Радужный. 2016 г

Введение.

Художественная самодеятельность играет значительную роль в общей системе воспитания. Одним из традиционных и наиболее распространенных жанров является хореография.

Заниматься танцем может каждый человек, имеющий желание, проявляющий трудолюбие и настойчивость. Однако методика обучения в самодеятельном коллективе должна быть специальной, отличной от приемов и методов хореографических училищ, готовящих профессиональные кадры хореографов. В настоящее время таких методик нет. Каждый руководитель интуитивно ищет свои пути обучения и порой находит их. Однако можно и, видимо, нужно унифицировать обучение любителей танца в клубных учреждениях. При разработке единой методики необходимо руководствоваться знаниями анатомии, физиологии человека, а также биомеханики хореографических упражнений.

Анатомические основы хореографии.

Теоретическую платформу рассмотрения анатомических основ хореографии составляют работы видных ученых в области анатомии, физиологии человека, а также биомеханики движений. Литература по анатомии (М.Ф. Иваницкий, М.С. Миловзорова) дает представление о строении и функциях костей, суставов; в работах по физиологии (Н.В. Зимкин, Я.М. Коц) изучаются функции жизнедеятельности различных органов и всего организма в целом. Значительный интерес представляет учебник по анатомии М.Ф. Иваницкого для институтов физической культуры, в котором рассматриваются анатомические основы различных движений.

Интересным представляется учебник по спортивной физиологии (под ред. Я.М. Коца), в котором рассматриваются вопросы физиологии мышечной деятельности человека, особенности тренировки детей школьного возраста и женщин, связанные с их физиологией. Значительную роль в познании анатомо-физиологических основ активной деятельности, в частности в процессе занятий хореографией, играет книга М.С. Миловзоровой «Анатомия и физиология человека». Она обращает внимание на то, что сочетание выполнения движений с пониманием анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в их основе, делает более виртуозной технику движений, помогает развивать и сохранять высокую работоспособность и здоровье, определяет значение анализаторов для двигательной деятельности.

К научным исследованиям в области биомеханики относятся работы Д.Д.Донского, Д.А.Семенова, М.Ф.Иваницкого, Е.К.Жукова и других. Биомеханика занимается анализом движений человека. Большой вклад в теорию движения внес крупный советский ученый Н.А.Бернштейн, который развил и усовершенствовал методы исследования движения человека, разработал теорию управления движениями.

Биомеханика хореографических движений нашла отражение в работах А.Я.Вагановой совместно с работами Е.А.Котиковой, М.Ф.Иваницкого, М.М.Миргаринова, Н.В.Зимкина. Большое исследование основных упражнений классического экзерсиса было проведено Е.Г.Котольниковой, которая раскрыла анатомо-биомеханическую сущность основных движений классического экзерсиса.

Исходя из того, что танец представляет собой вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела, руководителю хореографического коллектива необходимо в первую очередь знать структуру аппарата движения.

Суставы.

Двигательные возможности человека обусловлены строением его скелета и устройством суставов.

Соединения костей друг с другом зависят от функции костей скелета. В местах большой подвижности кости соединяются с помощью суставов, которые представляют собой прерывное соединение двух или нескольких костей, между которыми имеется щелевидное пространство.

Степень подвижности в том или ином суставе зависит от особенностей его строения и прежде всего от формы суставных поверхностей костей.

Человеческое тело имеет три измерения: продольное, поперечное, переднезаднее.

Соответственно через тело можно провести три взаимно перпендикулярные плоскости и рассматривать три оси движений звеньев и суставов. Ось, проходящая через центр сустава спереди назад, называется сагиттальной, вокруг нее происходит движение, называемое отведением и приведением. Ось, проведенная параллельно – полуфронтальная; движение, происходящее вокруг нее – сгибание и разгибание. Ось, проходящая вдоль звена, называется продольной, вокруг нее осуществляется внутрь и наружу. Движение вокруг оси называют степенью свободы. Количество степеней свобод движений звена зависит от формы и строения сустава.

Суставы классифицируются по форме.

    Шаровидные – наиболее подвижные. Они имеют бесконечное количество осей вращения, проходящих через центр головки кости. Среди них выделяются три взаимноперпендикулярные: фронтальная, сагиттальная, продольная. Суставы, имеющие сферическую форму, обладают тремя степенями свободы; в них возможны: отведение и приведение, Сгибание и разгибание, поворот внутрь и наружу (пронация и супинация). Кроме того, в шаровидных суставах возможно круговое движение.

К суставам с множеством осей вращения принадлежит чашеобразный или ореховидный, в котором головка кости погружена глубоко в суставную впадину. Движения в нем совершаются, как и в шаровидном суставе, однако амплитуда значительно меньше.

    Эллипсовидные суставы имеют две оси вращения – поперечную и переднезаднюю. В них возможны сгибание и разгибание, приведение и отведение, а также круговое движение; поворот внутрь и наружу невозможен.

    Блоковидные и цилиндрические суставы относятся к одноосным. В них одна фронтальная ось вращения, вокруг которой возможны сгибание и разгибание.

Скелет туловища.

Скелет – это пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Он участвует в движениях тела и его частей, а также служит опорой в любых позах.

В скелет туловища входят позвоночный столб, грудная клетка. К нему примыкают пояса верхних и нижних конечностей.

Позвоночник является опорой тела. Он имеет 4 физиологических изгиба: лордоз (вперед) - шейный и поясничный; кифоз (внутрь) - грудной и крестцовый.

Изгибы позвоночного столба становятся отчетливо заметными к 5-6 годам и окончательно формируются к 18-20. Они увеличивают его рессорные свойства. Необходимо также иметь ввиду, что в это время могут происходить патологические изменения позвоночника – изгибы вправо и влево (сколиозы). Они обычно образуются в первые школьные годы и связаны с ассиметричным напряжением мышц и их переутомлением при длительном неподвижном сидении. Благотворное влияние на развитие позвоночного столба оказывают физические упражнения.

Движения позвоночного столба могут происходить вокруг трех осей вращения: поперечный – сгибание и разгибание, переднезадней – наклоны вправо и влево, вертикальной – скручивание в ту или иную сторону. Кроме того, можно выполнить круговое движение, представляющее собой результат движений вокруг различных осей вращения. Наиболее подвижными являются шейный и поясничный отделы, менее подвижны – верхний и нижний участки грудного отдела. Подвижность позвоночника зависит от межпозвоночных дисков. Они упруги, пластичны и могут деформироваться при движении позвонков.

Грудная клетка.

Грудную клетку образует грудной отдел позвоночного столба и 12 пар ребер, замыкаемых спереди грудиной. Основными формами грудной клетки является цилиндрическая, коническая и плоская. На форму и подвижность грудной клетки большое влияние оказывают физические упражнения.

Скелет верхних конечностей.

Он подразделяется на две части: скелет пояса верхних конечностей и сами верхние конечности. Пояс соединяет верхнюю конечность с туловищем. Он включает в себя лопатку, ключицу, грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы. Свободная верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти. Здесь выделяются суставы: плечевой, лучелоктевой и лучезапястный.

Плечевой сустав – простой, шаровидной формы. Имеет три взаимноперпендикулярные оси вращения: поперечную, вокруг которой возможны движения вперед (сгибание) и назад (разгибание); переднезаднюю – отведение и приведение; вертикальную – проницания (повороты внутрь) и супинация (повороты наружу). Кроме того, в плечевом суставе возможно круговое движение. Движения в плечевом суставе обычно сочетаются с движениями пояса верхних конечностей. Объем движений в плечевом суставе составляет: сгибание - 90°, разгибание - 45°, отведение - 90°, приведение - 30°, супинация - 85°, пронация - 85°.

Локтевой сустав состоит из трех суставов: плечелоктевого, плечелучевого, лучелоктевого.

Плечелоктевой сустав имеет блоковидную форму и одну ось вращения, вокруг которой возможно сгибание и разгибание.

Плечелучевой имеет шаровидную форму и три оси вращения. Вокруг поперечной оси возможны сгибание и разгибание предплечья, вокруг вертикальной – пронация и супинация. Сагиттальная ось не используется в движении, т.к. между костям предплечья натянута костная перепонка.

Лучелоктевой сустав имеет цилиндрическую форму и одну вертикальную ось, вокруг которой возможны проницания и супинация.

Таким образом, в локтевом суставе возможны сгибание и разгибание вокруг поперечной оси, пронация и супинация – вокруг вертикальной. Величина подвижности вокруг поперечной оси, т.е. сгибание и разгибание предплечья составляет 140°, размах движения при пронации и супинации также составляет 140°.

Лучезапястный сустав имеет эллипсовидную форму. В нем возможны сгибание и разгибание, приведение и отведение вокруг сагиттальной оси. Пронация и супинация кисти вокруг вертикальной оси происходит вместе с одноименными движениями предплечья.

Запястно-пястные суставы малоподвижны.

Пястно-фланговые суставы имеют шаровидную форму и три оси вращения. Вокруг этих очей происходит сгибание и разгибание, отведение и приведение, а также круговые движения. Пронация и супинация возможны только пассивные, если одной рукой захватить один из пальцев другой. Сгибание и разгибание возможны на 90°-100°, отведение и приведение – на 45°-50°.

Скелет нижней конечности.

Он делится на скелет пояса нижней конечности, включающий в себя тазовую кость, крестцово-подвздошный сустав и соединения таза.

Пояс нижней конечности соединяет ее с туловищем. Свободная нижняя конечность делится на бедро, голень, стопу. К ее скелету относится тазобедренный, коленный, межберцовый, голеностопный суставы, кости и соединения стопы. Таз представляет собой замкнутое костное кольцо, образованное правой и левой тазовыми костями, крестцом и копчиком. Он связан с позвоночником, поэтому от его положения зависят изгибы позвоночника. Чем больше таз наклонен вперед, тем глубже поясничный лордоз. Обычно таз наклонен слегка вперед, а для правильной постановки корпуса и осанки исполнителю необходимо держать таз не слишком наклоненным ни вперед, ни назад – в среднем положении. Сильный наклон его назад выправляет все изгибы позвоночника. Поэтому спина становится плоской, уменьшается гибкость позвоночника, особенно в поясном отделе, ухудшаются его рессорные свойства. Мышцы спины в этом случае быстро утомляются, а поддержание равновесия тела требует огромной затраты сил.

Сильный наклон таза вперед, увеличивая поясничный лордоз, увеличивает и кривизну остальных изгибов позвоночника. Поэтому грудная клетка выпирает вперед и вверх. Увеличивается нагрузка на крестно-подвздошные соединения. Неправильное положение таза приводит к нарушению положения корпуса. Но чтобы обеспечить такое правильное положение звеньев тела необходимо преодолеть ряд сопротивлений. Самая большая трудность – обеспечить правильную постановку таза. Мощная подвздошнобедренная связка тянет таз вниз, чем увеличивает его уклон наклона. Увеличение угла наклона таза является препятствием для поворота бедра наружу (выворотное положение). Преодоление данной трудности зависит от природной эластичности. При большой эластичности связок преодоление этого сопротивления осуществляется быстро и успешно. В исключительных случаях это препятствие непреодолимо.

Тазобедренный сустав образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. Тазобедренный сустав прост по форме (ореховидный), имеет три оси вращения, вокруг которых происходят сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация. Кроме того, в тазобедренном суставе, возможно, производить бедром круговое движение. Подвижность бедра в тазобедренном суставе меньше, чем подвижность плеча в плечевом суставе, в связи с тем, что: 1) площади сочленяющихся поверхностей костей более соответствуют одна другой; 2) связочный аппарат тазобедренного сустава развит гораздо сильнее; 3) тазобедренный сустав окружают значительно более мощные мышцы.

Величина подвижности бедра в тазобедренном суставе составляет 120°, из них приблизительно 106° приходится на сгибание и 15° на разгибание. Величина пассивного сгибания может быть до 150°-160°. Степень сгибания увеличивается при сочетании этого движения с небольшим отведением, а также со сгибанием в коленном суставе. Так при согнутой в коленном суставе голени сгибание в тазобедренном суставе возможно на 118° у женщин и 121° у мужчин, при разогнутой голени – только на 84° и 87° (соответственно). Такое ограничение подвижности связано с двумя моментами: во-первых, с тем, что при разогнутом положении голени центр тяжести бедра смещается дистально, увеличивая момент силы тяжести (при одинаковой мышечной силе произвести сгибание уже труднее); во-вторых, с пассивной недостаточностью мышц задней поверхности бедра.

Подвижность в тазобедренном суставе вокруг его поперечной оси увеличивается путем систематический тренировки. Например, при выполнении движения шпагат (переднезадний) тренируются на растягивание подвздошно-бедренной связки «задней» ноги и мышцы задней поверхности тазобедренного и коленного суставов «передней» ноги. При сильном растягивании связочного аппарата роль мышц в укреплении тазобедренного сустава возрастает. Отведение бедра в тазобедренном суставе возможно лишь на 40°-60°, а приведение на 15°-30°. При согнутой в коленном суставе конечности величина отведения и приведения увеличивается до 74°-80°. Степень отведения бедра зависит от его положения. В положении супинации (выворотном положении) степень отведения значительно больше, чем в невыворотном. При супинированном бедре большой вертел не препятствует отведению бедра, т.к. не упирается в верхний край вертлужной впадины. Супинация и пронация составляют 15-40, при согнутой в коленном суставе голени объем этих движений увеличивается почти вдвое.

Под влиянием систематической тренировки подвижность бедра вокруг вертикальной оси тазобедренного сустава увеличивается. Так, выворотное положение стоп 1 поз. определяется в основном положением бедренных костей в тазобедренных суставах. Его сравнительно легко принять, когда обе ноги опираются о пол. Если же одна нога подняла, то удержать равновесие человеку, не занимающемуся хореографией, невозможно. У детей 10 лет, не занимающихся хореографией, активная выворотностиьдостигается только сокращением мышц, в среднем составляет 130° - у девочек, 121° - у мальчиков. У детей этого же возраста, систематически обучающихся хореографии, активная выворотность достигает 140° - у девочек и 134° - у мальчиков. А к 16-18 годам соответственно - 152° - девочки, 145° - мальчики. Эти цифры показывают суммарную подвижность в правом и левом тазобедренном суставах. В каждом отдельно – примерно половинная величина, но подвижность в суставах не является симметричной.

Коленный сустав – сустав сложный, по форме блоковидношаровидный. Из разогнутого положения он функционирует как блоковидный. По мере же сгибания, благодаря уменьшению радиуса кривизны суставной поверхности мыщелков бедренной кости, могут происходить пронация и супинаций.

Общая подвижность при сгибании колена может достигать 170°: 130°-активное сгибание; 30° - пассивное дополнительно и переразгибание из среднего положения 10°-12°.

По мере сгибания в коленном суставе его связки расслабляются, и тогда становятся возможными вращательное и круговое движения.

Голеностопный сустав – сложный, имеет блоковидную форму. В нем возможны сгибание и разгибание. По мере сгибания стопы становится возможным некоторое приведение и отведение вокруг вертикальной оси. В исходном положении стоя разгибание стопы возможно в пределах 15°-25°, сгибание 45°-50°, отведение и приведение – по 12°, пронация и супинация – в пределах 13°.

Одной из характерных возрастных особенностей голеностопного сустава является то, что у взрослых он имеет большую подвижность в сторону подошвенной поверхности стоны, а у детей – в сторону тыльной части стопы.

Кости стопы соединяются большим количеством суставов, особенностью которых является их совместное функционирование при выполнении свойственных стопе движений.

Стопа выполняет опорные и рессорные функции. Рессорная функция ее связана с наличием в ней сводов. Различают два основных свода: продольный и поперечный.

Принято различать стопу сводчатую, нормальную и плоскую.

В соответствии с этим необходимо различать плоскостопие анатомическое и функциональное.

Первый вид характеризуется тем, что стопа продолжает сохранять хорошую подвижность. Даже при полном плоскостопии в единичных случаях наблюдается великолепная прыгучесть.

Второй вид плоскостопия характеризуется крайним ограничением подвижности в суставах стопы. Это так называемое истинное плоскостопие. Очень часто плоская стопа (особенно у детей) обычно сочетается с чрезмерно выраженным поясничным лордозом.

Классическая хореография - это основа, на которой держится все танцевальное искусство. Познав все его тонкости, вы сможете овладеть любым жанром, который вам по душе.

Как появилась классическая хореография?

Танец - это одно из древнейших искусств. С незапамятных времен посредством движений тела люди выражали свои эмоции, переживания и даже общались с высшими силами.

Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.

Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.

Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры , которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода "танцевальный этикет"), которыми мы руководствуемся и сегодня.

Классическая хореография включает:

  • работу у станка,
  • физическую подготовку мышц,
  • растяжку,
  • упражнения на координацию движений
  • выносливость.

Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.

Классическая хореография - это кропотливая работа, направленная на совершенствование ловкости, гибкости, силы и выносливости.

Основные понятия

Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.

Первым и самым главным условием является хорошая выворотность .

Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.

Поза - это статичная фигура, которая определяется положением корпуса, конечностей и головы танцора. В зависимости от положения относительно зрительного зала, позы могут быть открытыми или закрытыми.

К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).

Позиции - это основные положения конечностей. Если речь идет о стопах, то они, непременно, должны находиться на полу. Именно позиции определяют правильное положение тела, дарят ему грацию, а танцу - выразительность.

Позиции ног

Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.

Их выделяют шесть:

Первая позиция - ступни соприкасаются пятками и развернуты наружу, образуя на полу прямую линию (или угол 180 градусов);
вторая позиция является производной от первой (ноги образуют все ту же прямую линию, но между ними образуется расстояние, равное размеру одной ступни);
третья позиция - пятка одной ступни прижата к середине другой (при этом. ноги, по прежнему, образуют угол 180 градусов);
четвертая позиция - выворотные ноги расположены параллельно друг другу на расстоянии равном длине одной ступни;
пятая позиция - ступни плотно прижаты друг к другу, при этом носки и пятки закрывают друг друга.
шестая позиция - ступни расположены параллельно друг другу и перпендикулярно положению тела.

Позиции рук

Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:

  • подготовительная позиция - руки опущены вниз, локти и кисти округлены;
  • первая позиция - из подготовительной следует поднять руки, зафиксировав их перед собой на уровне диафрагмы;
  • вторая позиция - из первой позиции следует развести руки в стороны (при этом, локоть и кисти не должны провисать, а должно оставаться легкое округление);
  • третья позиция - из первой руки поднимают над головой.

Основные группы движений

Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.

Так, выделяют следующие основные группы движений;

  • плие (plier) - сгибание ног в коленях;
  • этандр (etendre) - вытягивание корпуса и конечностей;
  • релеве (relever) - подъем на полупальцы;
  • глиссе (glisser) - плавное скольжение стопы по полу;
  • соте (sauter) - прыжки;
  • элансе (elancer) - бросок ноги;
  • турне (tourner) - поворот вокруг себя.

Экзерсис у станка

Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.

Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.

Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:

Plie (плие) - плавное приседание во всех известных позициях ног (может быть половинным и глубоким), направленное на разогрев мышц и связок.
Battement tendu (батман тандю) - скольжение носка по полу с напряжением всей ноги и вытягиванием подъема (разрабатывает ахилл и способствует общему развитию мышц).
Battement jete (батман жете) - невысокий бросок носка, сопровождающийся резким разрывом ног и напряжением в паховой области (развитие тазобедренного сустава и голеностопа).
Rond de jambe par terre (рон де жамб партер) - рабочая нога описывает круг по полу (данное упражнение способствует развитию выворотности, а также разогревает тазобедренный сустав).
о en dehors - движения направлены вперед по отношению к опорной ноге; о en dedans - носок "рисует" круг в обратную сторону;
Battement fondu (батман фондю) - плавно и пластично опорная нога опускается в положение "деми плие", а рабочая в это время сгибается в колене, прикасаясь носком к щиколотке (на подъеме колено опорной ноги вытягивается, а рабочая выпрямляется под углом 45 градусов).
Battement frappe (батман фроппе) - резкое, энергичное движение, в ходе которого рабочая нога "обнимает" стопой щиколотку опорной.
Battement pique (батман пике) - представляет собой резкий и невысокий отрыв ноги от пола (как будто, танцующий прикасается к горячей поверхности или же колючей иголке).
Battement releve lent (батман релеве лян) - это медленный подъем ноги на высоту не менее чем 90 градусов (положение стоит на несколько секунд зафиксировать, после чего вернуться в исходное).
Grand battement jete (гранд батман жете) - это упражнение можно считать усложненным вариантом батман жете, в ходе которого происходит резкий большой разрыв между ногами (при этом, рабочая должна подняться, как минимум, на 90 градусов).

Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.

При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.

Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:

  • выработка правильной осанки, а также ее коррекция;
  • формирование мышечного корсета, который призван предохранять позвоночник от искривления;
  • развитие гибкости и физической выносливости:
  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • снижение массы тела и поддержание оптимального веса;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата.

Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).

Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.

Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.

Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.

Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.

Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.

Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.

Классическая хореография - это основа, на которой держится все танцевальное искусство. Познав все его тонкости, вы сможете овладеть любым жанром, который вам по душе.

Как появилась классическая хореография?

Танец - это одно из древнейших искусств. С незапамятных времен посредством движений тела люди выражали свои эмоции, переживания и даже общались с высшими силами. Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями. Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.

Несмотря на все вышесказанное, это искусство является молодым. Возраст классической хореографии (в ее нынешней форме) не более 400 лет. Ее появлением человечество обязано итальянской знати. В эпоху Возрождения в северных регионах страны ни один прием не обходился без танцев. Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода "танцевальный этикет"), которыми мы руководствуемся и сегодня.

Как появилась терминология классического танца?

К XVI веку классическая хореография получила распространение во всей Европе. Но эпицентром развития данного искусства стала Франция. С момента основания в Париже Королевской Танцевальной Академии, хореография стала не просто придворным развлечением, а самостоятельным направлением искусства. Еще через 100 лет Рауль Фейе создал систему элементов классического танца. Каждому из них он дал французское название. Теперь все танцоры мира используют их в своем профессиональном лексиконе.

Основные понятия

Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.

Первым и самым главным условием является хорошая выворотность. Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.

Поза - это статичная фигура, которая определяется положением корпуса, конечностей и головы танцора. В зависимости от положения относительно зрительного зала, позы могут быть открытыми или закрытыми. К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и

Позиции - это основные положения конечностей. Если речь идет о стопах, то они, непременно, должны находиться на полу. Именно позиции определяют правильное положение тела, дарят ему грацию, а танцу - выразительность.

Позиции ног

Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции. Их выделяют шесть:

  • первая позиция - ступни соприкасаются пятками и развернуты наружу, образуя на полу прямую линию (или угол 180 градусов);
  • вторая позиция является производной от первой (ноги образуют все ту же прямую линию, но между ними образуется расстояние, равное размеру одной ступни);
  • третья позиция - пятка одной ступни прижата к середине другой (при этом, ноги, по прежнему, образуют угол 180 градусов);
  • четвертая позиция - выворотные ноги расположены параллельно друг другу на расстоянии, равном длине одной ступни;
  • пятая позиция - ступни плотно прижаты друг к другу, при этом носки и пятки закрывают друг друга;
  • шестая позиция - ступни расположены параллельно друг другу и перпендикулярно положению тела.

Позиции рук

Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность. Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:

  • подготовительная позиция - руки опущены вниз, локти и кисти округлены;
  • первая позиция - из подготовительной следует поднять руки, зафиксировав их перед собой на уровне диафрагмы;
  • вторая позиция - из первой позиции следует развести руки в стороны (при этом, локоть и кисти не должны провисать, а должно оставаться легкое округление);
  • третья позиция - из первой руки поднимают над головой.

Основные группы движений

Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний. Так, выделяют следующие основные группы движений;

  • плие (plier) - сгибание ног в коленях;
  • этандр (etendre) - вытягивание корпуса и конечностей;
  • релеве (relever) - подъем на полупальцы;
  • глиссе (glisser) - плавное скольжение стопы по полу;
  • соте (sauter) - прыжки;
  • элансе (elancer) - бросок ноги;
  • турне (tourner) - поворот вокруг себя.

Это основа хореографии, но далеко неполный список ее позиций. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.

Экзерсис у станка

Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата. Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор. Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:

  • - плавное приседание во всех известных позициях ног (может быть половинным и глубоким), направленное на разогрев мышц и связок.
  • Battement tendu (батман тандю) - скольжение носка по полу с напряжением всей ноги и вытягиванием подъема (разрабатывает ахилл и способствует общему развитию мышц).
  • Battement jete (батман жете) - невысокий бросок носка, сопровождающийся резким разрывом ног и напряжением в паховой области (развитие тазобедренного сустава и голеностопа).
  • Rond de jambe par terre (рон де жамб партер) - рабочая нога описывает круг по полу (данное упражнение способствует развитию выворотности, а также разогревает тазобедренный сустав).
    • en dehors - движения направлены вперед по отношению к опорной ноге;
    • en dedans - носок "рисует" круг в обратную сторону;
  • Battement fondu (батман фондю) - плавно и пластично опорная нога опускается в положение "деми плие", а рабочая в это время сгибается в колене, прикасаясь носком к щиколотке (на подъеме колено опорной ноги вытягивается, а рабочая выпрямляется под углом 45 градусов).
  • Battement frappe (батман фроппе) - резкое, энергичное движение, в ходе которого рабочая нога "обнимает" стопой щиколотку опорной.
  • Battement pique (батман пике) - представляет собой резкий и невысокий отрыв ноги от пола (как будто, танцующий прикасается к горячей поверхности или же колючей иголке).
  • Battement releve lent (батман релеве лян) - это медленный подъем ноги на высоту не менее чем 90 градусов (положение стоит на несколько секунд зафиксировать, после чего вернуться в исходное).
  • Grand battement jete (гранд батман жете) - это упражнение можно считать усложненным вариантом батман жете, в ходе которого происходит резкий большой разрыв между ногами (при этом, рабочая должна подняться, как минимум, на 90 градусов).

Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад. При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.

Классическая хореография для детей

Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:

  • выработка правильной осанки, а также ее коррекция;
  • формирование мышечного корсета, который призван предохранять позвоночник от искривления;
  • развитие гибкости и физической выносливости;
  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • снижение массы тела и поддержание оптимального веса;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата.

Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать естественную грацию и, конечно же, гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков). Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.

С чего начинается обучение танцу?

Как ни странно, занятия классической хореографией начинаются с постановки танцевального шага. Именно он является основой любой композийции. Шаг должен быть четким, выворотным и пластичным. В ходе обучения может быть выявлено недостаточное развитие ахилла, коленного или бедренного сустава, что корректируется путем регулярных занятий.

Еще одним важным моментом является стойка. Позвоночник должен быть вытянут строго вертикально, ягодицы и живот подтянуты, лопатки сведены назад, а плечи опущены вниз. Если тело будет находиться в расслабленном положении, будет потеряна устойчивость, а также равновесие, а потому никакие движения не получатся. Конечно, первое время, достаточно тяжело следить за осанкой, но уже через несколько месяцев регулярных занятий такое положение тела становится естественным.

Вывод

Современная классическая хореография - это результат многовековой работы практиков и теоретиков, которые создали уникальную систему движений и позиций, а также язык танца, который понимают во всем мире. За сравнительно короткое время (в исторических масштабах 400 лет - это не так уж и много) танец превратился из примитивного выражения эмоций и элемента мистических ритуалов в настоящее искусство, которым не устает восхищаться человечество.

К сожалению, многие до сих пор считают хореографию несерьезным занятием. Тем не менее, это целая наука. И даже если танец не станет вашей профессией или увлечением всей жизни, занятия не пройдут бесследно. Регулярные тренировки помогут вам сформировать красивую фигуру и осанку, выработать плавную походку, придадут вашим движениям грацию. Кроме того, вы будете застрахованы от многих заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία - танец, хоровод и γράφω - пишу) - танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

В соответствии с общеевропейским пониманием хореография рассматривается как совокупность двух областей - искусства балета и искусства танца.

Балет и виды сценического танца

Балет - высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета - система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. - народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство.

В основе выразительных средств балета лежит сценический танец - один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. В разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. - народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.

Классический танец (Classical dance) - вид сценического танца, главное выразительное средство балетного искусства; система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В к. т. эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде (Л. Д. Блок). Основным средством достижения данного качества танца является выворотность. К.т. является основой подготовки артистов балета и интегрирует комплекс дисциплин, включающий: дуэтно-классический т., характерный т., исторический т., современный т. и актерское мастерство. В 1930-х гг. сложилась методика обучения к.т., автором которой является А. Я. Вагановой.

Дуэтно-классический тане ц (др. наим. - поддержка)(Pas de deux) - вид сценического танца, построенный на основе классического т. и предполагающий танец двоих с использованием поддержек. В системе подготовки артистов балета сложилась методика обучения д.-к.т., обобщившая опыт нескольких поколений педагогов Ленинградского балетной школы. Автором книги по технике д.к.т. является Н. Н. Серебренников.

Характерный танец др. наим. - народно-характерный, народно-сценический (Character dance) - вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов танцев различных народностей на основе классического танца. В результате этого народный элемент в х.т. обретает формальную абстрактность классического танца, его условность. Х. т. создается балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета с 1930-х гг. сложилась методика обучения х.т. на основе классического экзерсиса, авторами которой являются А. В. Ширяев, А. В. Лопухов, А. И. Бочаров.

Исторический танец (др. наим. - историко-бытовой, салонный бальный) (Historical dance) - вид сценических танцев, представляющих собой переработку бальных, бытовых танцев различных эпох на основе классического танца. В результате этого бальная, бытовая сущность этих танцев обретает сценический, условный характер. И. т. создаются балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета в 1940-х гг.

Актерское мастерство (Actor’s skill)- принцип перевоплощения, когда актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени. Техника а. м. в хореографии отличается спецификой, прежде всего, связанной с ограниченным набором инструментов танцовщика (тело; танцевальная техника; музыкальность; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т. д.), исключающего использование голоса. Основой а.м. в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец. Однако техники а.м. в хореографии, существующие на основе этого общего принципа, могут значительно отличаться друг от друга. Основой этого отличия является степень нарративности воплощаемой в танце идеи или сюжета. В системе подготовки артистов балета дисциплина а.м. сформировалась в 1930-х гг. на основе системы К. С. Станиславского, однако до сих пор не существует закрепленной методики ее преподавания. сложилась методика обучения и.-б.т., авторами которой являются Н. П. Ивановский и М. В. Васильева-Рождественская.

Танец и виды танцевального искусства

Танец - форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Современный танец (Contemporary Dance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

Свободный пластический танец - новый вид танца рождается на рубеже XIX-XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремиться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей - отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов - музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

Танец Модерн (Modern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.

Танец Постмодерн (Postmodern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.

Основные техники современного танца

1. Техника Грэм (Graham Technique) - техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894-1991);

2. Техника Хамфри-Вейдман (Humphrey-Weidman Technique) - техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920-1930-е гг.;

3. Техника Лимон (Jose Limon Technique) - техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908-1972) в I половине XX века;

4. Техника Хортон (Lester Horton Technique) - техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906-1953);

5. Техника Хоукинс (Hawkins Technique) - техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909-1994);

6. Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) - техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).

7. Техника релиз (Release based Technique) - техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике par terre (работы с полом), технике падения и смещения баланса.

8. Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) - техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т. п.

Основные техники направления Соматик

Направление Соматик (Somatic) - совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей, и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа. В то время как существуют различные мнения на то, какие методики следует относить к Соматик, большинство теоретиков разделяют спектр соматических дисциплин на две категории: соматическая психология и структурно-функциональные методики. В 1988 году с целью объединения усилий и создания единой программы, этических норм и теоретической базы была создана Международная Ассоциация Соматической Терапии и Образования (ISMETA), в которую вошли все наиболее признанные представители направления. В настоящее время в неё входят более 20-ти крупных организаций, имеющих отношение к различным школам. Соматические техники и методы часто используются в качестве вспомогательных в современном танце. Виды соматических техник:

1. Техника Александера (Alexander Technique) - метод, созданный между 1890 и 1900 гг. австралийским актёром Фредериком Маттиасом Александером (1869-1955), обучающий правильному движению и расслаблению, что позволяет танцовщику улучшить координацию и научиться владеть своим телом. Основное преимущество метода - свободное владение опорно-двигательным аппаратом как основным инструментом танцовщика.

2. Основы Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals) - - система упражнений, созданная и развитая на основе LMA ученицей Лабана, танцовщицей Ирмгард Бартеньефф в 1960-70-х гг., гармонизирующая движение и обучающая правильному и экономичному использованию тела в движении.

3. Анализ Лабана (Laban Movement Analysis) - Рудольф фон Лабан (1879-1958), теоретик, вдохновитель танцевального экспрессионизма, «свободного танца». Посвятил многие годы созданию системы анализа и записи танца, предложил универсальную теорию движения, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, Время, Сила (энергия) - три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения, создав две концепции - хореотику и евкинетику. LMA - «Laban Movement Analysis» является одной из наиболее действенных методик для обучения хореографа.

4. Техника Фельденкрайс (Feldenkreis Technique) - терапевтический метод, базирующийся на работах теоретика движения Моше Пинхаса Фельденкрайса (1904-1984), в основе которого лежит способ осознания тела через движение путём наблюдения за колебательными движениями в суставах, что даёт возможность восстанавливать и улучшать координацию движений, сблансированно развивать и воспитывать устойчивость и гибкость как позвоночного столба, так и всего тела; помогает лучше понять свое тело: избавиться от боли в суставах, расслабить зажимы, привычные образцы движения меняются, освобождаясь от ненужного усилия, и приобретают легкость, эффективность и комфорт.

5. Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique) - система кинестетического тренинга (тренинга мышечного чувства), которая концентрируется на восприятии и представлении о движении. Техника разработана в 1960-х гг. американской танцовщицей и хореографом Джоан Скиннер (1923-2006).

6. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering) - постоянно развивающаяся система исследования, тренировки, оздоровления и интеграции тела и сознания, основоположником которой является американский преподаватель и терапевт Бонни Бэнбридж Коэн, создавшая свою школу этого направления в США.

7. Метод Пилатес (Pilates)- система упражнений, направленная на интеграцию сознания и тела, и создание более стройной фигуры. Система была создана более 90 лет назад Джозефом Пилатесом, направленная на растяжку, укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости и чувства равновесия. Пилатес назвал свой метод «искусство контрологии» или «мышечный контроль», тем самым, подчеркнув, что сознание тоже участвует в работе мышц. Метод Пилатеса вобрал в себя элементы различных спортивных направлений и стилей от Китайской гимнастики до йоги, но при этом имеются основополагающие принципы, которые сводят эти элементы в единую систему Пилатеса.

Иные виды танцевального искусства

1. Степ - степ, или чечетка, или теп-дэнс - танец, который еще называют «музыка ног». Во время танца мы отражаем мелодию, танцуя степ, мы создаем музыку. В Америке - Фред Астер, Братья Николос. В России - братья Гусаковы, семья Зерновых и многие другие великолепные артисты открыли для нас этот жанр. Сейчас этот танец снова в моде, и испытывает свое второе рождение. Tap drums- новое направление в стэпе, то есть соединение элементов традиционного стэпа (traditional tap) и хуфер (hoofer) на специальной деревянной подставке подобно page star dancing под собственный аккомпанемент на цифровом баяне.

2. Бальный танец - вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении и др.). Исторический бальный танец - любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия танцевальный спорт термин бальные танцы стал сводиться к достаточно узкому понятию спортивный бальный танец.

3.Спортивный бальный танец - танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.

4. Народный (фольклорный) танец - вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.

5. Социальный танец («Social dance») - танцы массовые, общедоступные, бытовые, к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк и т. п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизационность.

6.Эстрадный танец (Variety dance) - хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для Э. Т. характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность По форме э.т. - танцевальная миниатюра, обычно с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность.

7.Джазовый танец (Jazz Dance) - направление танца, зародившееся в США в конце 19 в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур Основные черты джаз танца - это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются - полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи.

8.Этнохореография - синкретический вид хореографического творчества, базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, слова.

Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Библиографическое описание: Юнусова Е. Б. Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Б. Юнусова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Уфа: Лето, 2011. - С. 62-64.

В современном педагогическом процессе наметились тенденции, свидетельствующие об его обновлении в вопросах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения различных составляющих процесса воспитания и формирования личности ребенка. Социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколенияXXI века реализуется в рамках гуманистической концепции образования, предусматривающей максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности.

Дошкольное образование, а позже и школьное, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство, как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и предусматривает художественно – практическую и творческую деятельность детей в этой области. Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография.

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение в воспитании национального самосознания. Таким образом, хореография, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Особую значимость становление хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).

Становление хореографических умений у детей возраста 5-7 лет становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как именно в данном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Решение такой проблемы, как становление хореографических умений у детей 5-7 летнего возраста, может осуществляться на основе соединения полихудожественного, типологического и партисипативного подходов, в соответствии с принципами положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообразоности, гендерности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуационности, толерантности, обеспечивающие её методическую многоуровневость и иерархический характер за счет структурной взаимосвязи и концептаульного единства. Интеграция данных подходов обладает значительным теоретико - методическим потенциалом для становления хореографических умений у детей дошкольного возраста и способствует обновленного его форм, методов и содержательных аспектов.

Основными взаимосвязанными функциями методики становления хореографических умений дошкольников являются:

1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией, которое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру.

В основе воспитания устойчивого интереса к хореографии, как одному из направлений искусства, необходимо отстаивать полихудожественный подход, который позволяет ребенку постичь природу танца в комплексном взаимодействии с другими видами искусств. Каждый ребенок изначально полихудожественнен, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства. Он воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии и воображении. Каждый способен творить в любом виде искусства.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы представлений и знаний о многообразии танцевального искусства и связи с другими видами (изобразительным, музыкальным, театральным и др.), формированию навыков исполнения танцевальных композиций различной направленности с учетом вида (детские, народные, бальные, историко-бытовые, современные), жанры (бытовые, сказочные, комедийные, фантастические, лирические), формы (массовые, групповые, парные, индивидуальные) и содержания.

2. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе занятий хореографией.

Базовыми основами организации педагогического процесса в рамках реализации данной функции являются:

· предоставление каждому ребенку оптимальной эмоциональной, познавательной и двигательной активности;

· доверительное общение, позиция сотрудничества по отношению к детям;

· предоставление каждому ребенку права на позитивную свободу в поведении и деятельности;

· принцип обеспечения успеха детям в организуемой познавательной и творческой деятельности;

· принцип учета возрастных и гендерных особенностей и возможностей детей при выборе методов работы с ними.

2. Комплексное воспитание дошкольников и младших школьников в процессе занятий хореографией.

Основой хореографической деятельности является танец, специальную особенность которого составляют два компонента: духовно-культурный (эстетический) и телесный (физический). «Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие» . Многофункциональные возможности танца позволяют приобщать к хореографической деятельности всех детей с целью их всестороннего и гармоничного развития. Однако в современной системе дошкольного образования значение хореографии недооценивается.

Такая ситуация обусловлена недостатком научных разработок в области детской хореографии. Исследованы лишь отдельные аспекты проблемы: музыкально-ритмическое развитие детей, приобщение их к творчеству в танцевальной деятельности, использование национальных музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожественный подход к освоению детьми образной природы хореографии, либо хореография рассматривается как одно из вспомогательных средств физического, умственного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексная технология массового приобщения детей к танцевальной деятельности отсутствует. Вместе с тем, на наш взгляд, именно технология комплексного хореографического воспитания позволит максимально эффективно решить проблему становления хореографических умений у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии, - С-П; Союз, 1997.-224с.

2. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.

3. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текс]: / Б.П. Юсов. – М. : Компания Спутник +, 2004. – 252с.