Как избирается мэр города. Выборы мэра (главы города)

Все города в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являются муниципальными образованиями. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения и являются субъектами Федерации. Глава (мэр) города – глава муниципального образования.

Мэр или глава города?

В России должность мэра была введена в 1991 году в ряде крупных городов - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Пскове, Саратове, Томске, Хабаровске и некоторых других городах. В 1996 году должность мэра Санкт-Петербурга была переименована в губернатора.

Глава (мэр) города – высшее должностное лицо муниципального образования. В разных регионах России должность главы муниципальных образований называется по-разному: «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления» и т.д. Это определяется уставом муниципального образования.

Деятельность главы муниципального образования регулируется Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Сити-менеджер

1 января 2006 года вступила в действие новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где была изменена структура управления городом.

Было введено два термина – « глава муниципального образования (глава/мэр города и/или сельского поселения)» и «глава местной администрации (сити-менеджер)».

Теперь существуют две модели:

  • главой местной администрации, как и раньше, является глава муниципального образования – глава (мэр) города
  • у местной администрации будет две главы – избранный прямыми или косвенными выборами глава (мэр) города и сити-менеджер, принимаемый на работу по контракту.

Муниципальное образование вправе выбрать ту или иную модель управления городом.

При выборе второй модели функции главы муниципального образования распределяются между двумя должностями.

Представительным органом муниципального образования объявляется конкурс на замещение должности главы местной администрации (сити-менеджер). Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования. По результатам конкурса назначается сити-менеджер. С сити-менеджером заключается контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования, но не менее чем на два года.

Наемный сити-менеджер – исполнитель, отвечающий за энергетику, ЖКХ, транспорт и остальные аспекты городского хозяйства. Также в обязанности сити-менеджера входят вопросы управления и контроля за бюджетом и вопросы управления муниципальной собственностью.

Глава (мэр) города – политик, осуществляющий общее руководство городом, работающий с Городским Советом депутатов, Городской думой.

Должность сити-менеджера на данный момент введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске.

Выборы главы (мэра) города

Выборы главы (мэра) города регулируются уставом муниципального образования. Городским советом утверждается форма выборов – прямое тайное голосование или косвенные выборы.

На данный момент в большинстве городов глава (мэр) города избирается депутатами представительных органов из своего состава. Политологи видят в этом прямую связь с отменой в 2004 году прямых выборов глав субъектов РФ. Когда в 2012 году прямые выборы глав субъектов РФ были возвращены, политологи заговорили о необходимости обязательного прямого избрания главы (мэра) города.

7 мая 2012 года Президент Владимир Путин издал указ разработать законопроект об обязательной выборности главы муниципального образования. Такой проект был разработан и внесен правительством в Госдуму 31 августа 2012 года. Но никаких слушаний по нему проведено не было.

На запрос журналистов «Газеты.Ru» в апреле 2013 года, Госдума ответила, что законопроект не будет рассматриваться, так как «инициатива признана нецелесообразной». http://www.gazeta.ru/politics/2013/04/29_a_5286317.shtml

Выборы главы (мэра) города в единый день голосования в 2013 году

В ходе прямых выборов будут избраны:

  • глава Петрозаводского городского округа (Республика Карелия)
  • глава города Абакана (Республика Хакасия)
  • глава города Владивостока (Приморский край)
  • мэр города Хабаровска (Хабаровский край)
  • глава города Вологды (Вологодская область)
  • глава городского округа город Воронежа (Воронежская область)
  • мэр города Великий Новгород (Новгородская область)
  • глава города Екатеринбурга – председатель Екатеринбургской городской думы (Свердловская область)

В Москве, в сентябре 2018 года пройдут очередные выборы на пост главы города. Это событие часто вызывает общественный резонанс – предыдущие выборы мэра, происходившие в 2013 году, сопровождались длительными митингами и протестами граждан. Эксперты утверждают, что выборы мэра Москвы 2018 по значимости чуть ли не точно такие же, как и выборы президента РФ. Ведь именно в столице решаются все наиболее значимые и актуальные проблемы.

Понятно, что вопрос выборов интересует каждого москвича, ведь от городского управленца зависит целесообразность и эффективность распределения городского бюджета, а также, благосостояние города, его экономическое развитие и удобство. Давайте разберемся, когда пройдут выборы мэра в Москве, кто представит свою кандидатуру и какова статистика по претендентам на данный момент.

Дата проведения выборов мэра Москвы назначена на 9 сентября 2018 года , в единый день голосования. В этот день будут также проводиться губернаторские и парламентские выборы во многих регионах России. Примерно в этот же день 8 сентября 2013 года проводились предыдущие выборы мэра столицы. Мэра москвичи выбирают на 5 лет.

Список кандидатов на пост мэра Москвы

Ниже представлен окончательный список кандидатов на предстоящих выборах:

Сергей Собянин - действующий мэр Москвы, баллотируется от самовыдвиженцем. Основной кандидат на пост мэра, на прошлых выборах получил 51,37% голосов.
Илья Свиридов – молодой политик, глава Таганского района Москвы, кандидат от партии Справедливая Россия. В своей программе Свиридов делает упор на решение социальных проблем.
Вадим Кумин — предприниматель, банкир, в прошлом депутат московской думы, а затем и госдумы. Член КПРФ, выдвигается от партии.
Михаил Дегтярев — депутат Госдумы 6 и 7 созыва, глава комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи. В 2006 участвовал в выборах мэра Самары, а в 2013 Москвы. Кандидат от ЛДПР.
Михаил Балакин — предприниматель, бывший депутат Госдумы, депутат Мосгордумы VI созыва, представляет партию «Союз горожан», хоть и является членом ЛДПР. Ранее несколько голосов депутатов были отозваны, из-за чего Балакина убрали из списка кандидатов, но он смог отстоять свое право участвовать в выборах в суде.

Как видно, в списке почти все «свои»: кандидаты от парламентских партий, без оппозиции.

Несостоявшиеся кандидаты

Ранее в списке были следующие люди:

Андрей Клычков — экс-депутат Мосгордумы. Изначально выдвигался от КПРФ, однако был назначен врио губернатора Орловской области, из-за чего отказался от борьбы за пост главы столицы в октябре 2017 года.
Евгений Будник — экс-депутат Басманного муниципального округа Москвы. Одним из первых заявил об участии, однако сообщил об отказе участвовать на своей странице в Facebook в ноябре 2017 года.
Илья Варламов - журналист и предприниматель, самый популярный блогер Живого Журнала. В своем блоге активно освещает проблемы российских городов и рассказывает, как надо с ними бороться. Продвигает идеи «Радикального урбанизма». В середине апреля объявил об участии в выборах, но уже 18 мая отказался от этой затеи в пользу поддержки независимых кандидатов.
Илья Яшин - политик и муниципальный деятель, глава муниципального округа Красносельский. Критикует политику мэра Собянина, коррупцию среди московских чиновников и «коммунальную мафию» в Москве. Идет на выборы как независимый кандидат от демократических сил, имеет поддержку в лице ряда муниципальных депутатов, Алексея Навального и движения «Солидарность». 24 июня заявил, что не смог пройти муниципальный фильтр, и снялся с выборов.
Антон Красовский — журналист, общественный деятель, глава благотворительного фонда «СПИД.Центр». В 2012 году руководил штабом кандидата в президенты Михаила Прохорова, а в 2018 работал в штабе Ксении Собчак. Заявил, что выдвигается «как некая альтернатива вообще всему этому, что сейчас происходит в этой стране», «за ценности, а не против Собянина». Не смог собрать подписи избирателей.
Дмитрий Гудков - оппозиционный политик, бывший депутат Государственной думы (2011-2016), кандидат от Партии Перемен (партия на базе «Гражданской инициативы», создана Гудковым и Собчак). Отказался от участия, так как не смог пройти муниципальный фильтр.
Сергей Митрохин - бывший председатель партии «Яблоко» (2008-2015), нынешний председатель московского отделения партии. Также был депутатом Московской городской думы с2005 по 2009 год. Естественно, выдвигается от партии Яблоко.
Максим Сурайкин - председатель ЦК партии Коммунисты России, участвовал в выборах Президента в 2018 году и занял седьмое место из восьми кандидатов.
Сергей Ревин -космонавт-испытатель, имеет звание Героя Российской Федерации. Выдвинут от партии Зелёных, членом которой является.
Георгий Федоров - бывший член Общественной палаты РФ, выступает против градостроительной политики Московской мэрии и программы реновации. Независимый кандидат.
Наталья Донцова - журналист, член партии ЛДПР, но выдвигается независимо.
Игорь Суздальцев — предприниматель, гендиректор «ИКТ Менеджмент». Выдвигается как независимый кандидат. Основная идея программы — создание в Москве благоприятных условий для высокотехнологичных компаний.
Герман Стерлигов — предприниматель. Выдвигается независимо. В 2003 году уже участвовал в выборах мэра Москвы и набрал 3,65%, в 2004 пытался баллотироваться на пост президента страны, но так и не был зарегистрирован. Озвучил довольно необычную программу — расселить Москву, уменьшить её до пределов Садового кольца.
Александр Закондырин — председатель партии «Альянс Зеленых». В своей программе больше всего внимания уделяет экологическим проблемам Москвы.
Руслан Халиуллин — директор Фонда поддержки детей и молодежи, самовыдвиженец.
Денис Ганич — сопредседатель партии «Национальный Курс», главред одноименной газеты, активист Национально-освободительного движения.
Станислав Полищук — кандидат от политической партии «Партия социальных реформ», её председатель.
Сергей Троицкий — самовыдвиженец, лидер музыкальной группы «Коррозия металла», известен по прозвищу Паук, например. Ранее участвовал в выборах в Госдуму, на пост мэра в городах Химки и Жуковский, также пытался баллотироваться на выборах мэра Москвы в 2013 году.
Ильдар Резяпов — председатель Партии Ветеранов России, выдвигается от неё же. Ведет активную политическую деятельность в Крыму после 2014 года.

[свернуть]

Прогнозы и вероятный исход выборов

Пока до следующих выборов мэра Москвы остается уже немного. Учитывая хорошую репутацию Собянина у граждан и начальства, его активную деятельность, можно предположить, что победа останется за ним. Оценив результаты работы мэра с 2013 по 2017 год, можно заметить, насколько увеличилось к нему доверие граждан. Люди отзываются об изменениях положительно, ведь за неполные 4 года правления была улучшена транспортная система Москвы и пешеходная инфраструктура, открыты новые станции метро, проведены работы по улучшению парковых и лесных зон, а также введен единый проездной билет на все виды транспорта.

По мнению политологов, среди кандидатов на выборах мэра Москвы 2018 действительно сильных конкурентов для Собянина нет. На последних выборах мэра Москвы конкуренцию ему составил Алексей Навальный, но даже при серьезной поддержке и мощной предвыборной кампании, Навальный набрал лишь 27 процентов голосов против 51 у Собянина. А учитывая, что для участия в предстоящих выборах нет оппозиционного кандидата, шансов на смещение Собянина мало.

Последний опрос ВЦИОМ:

Муниципальные фильтры

С популярностью Собянина все понятно, но у потенциальных кандидатов было препятствие куда по-серьезнее — так называемый муниципальный фильтр. Дело в том, что для участия в выборах кандидату необходимо собрать минимум 110 подписей депутатов из 110 разных муниципальных районов столицы.

Единственная партия, присутствующая в 110 муниципальных образованиях — это Единая Россия, партия, в которой состоит Собянин, и которая ему импонирует. Даже объединившись, все остальные партии и самовыдвиженцы не имеют нужного количества представителей. Таким образом, соперников действующему мэру подбирала Единая Россия.

Единственная надежда оппозиционных сил пройти на выборы — это представить единого кандидата, а для этого нужно суметь договориться друг с другом. К сожалению, единый оппозиционный кандидат так и не был выбран, поэтому на этих выборах оппозиции не будет.

Будет ли досрочное голосование?

Основная причина — непрозрачность процедуры. Досрочное голосование дает простор для нежелательных манипуляций с его результатами, а лишних скандалов мэрии Москвы сейчас не нужно. Вторая причина низкий спрос на процедуру ввиду отсутствия трудно доступных областей (еще бы, Москва — город).

Участки для голосования за пределами города

Начало сентября — еще то время, когда большое количество москвичей находятся по выходным дням за городом на своих дачных участках. Именно для них за пределами Москвы будет работать 209 временных участков. Для того, чтобы проголосовать на них, нужно будет c 29 августа до 5 сентября подать соответствующее заявление через Госуслуги либо лично в МФЦ или в территориальную избирательную комиссию Москвы.

Прошлые выборы

В прошлый раз, в 2013 году, было зафиксировано рекордно большое количество претендентов на пост мэра. Мосгорозбирком принял более 40 заявок от депутатов различных политических партий, бизнесменов и социально-общественных деятелей. В том числе, свои кандидатуры предлагали действующие педагоги и даже пенсионеры. Но в финал, для основной борьбы, прошли 6 кандидатов: Сергей Собянин (51,37 %), Алексей Навальный(27,24 %), Иван Мельников(10,69 %), Сергей Митрохин(3,51 %), Михаил Дегтярев(2,86 %) и Николай Левичев(2,79 %). Явка на выборах составила всего 32% избирателей.

Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.

Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.

Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.

В этой статье:

Правовой статус мэра

Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.

Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.

В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.

Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.

Порядок формирования должности мэра

Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

  • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
  • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
  • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

Права и обязанности мэра

В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

  • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
  • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
  • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
  • может созывать внеочередное собрание депутатов;
  • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
  • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.

Статья 38.1. Устава Череповца. Мэр города

1. Мэр города назначается городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности мэра города на срок полномочий городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность мэра города (до дня начала работы городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.

2. Решение городской Думы о назначении лица на должность мэра города принимается тайным голосованием. Назначенным на должность мэра города считается кандидат, получивший большинство голосов от установленной численности депутатов городской Думы.

3. Условия контракта для мэра города утверждаются городской Думой в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Вологодской области — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.

Контракт с мэром города заключается Главой города.

4. Мэр города:

1) подконтролен и подотчетен городской Думе;

2) представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности мэрии города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;

3) обеспечивает осуществление мэрией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области;

4) от имени города Череповца приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности;

5) представляет на утверждение городской Думы положения об органах мэрии города, наделенных правами юридического лица;

6) от имени города Череповца вправе выступать в суде без доверенности;

7) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы структуру мэрии города;

8) представляет в городскую Думу проекты городского бюджета, Стратегии социально-экономического развития города Череповца;

8.1) представляет в городскую Думу сводный отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития города Череповца;

9) ежегодно представляет в городскую Думу отчеты об исполнении городского бюджета;

10) ежеквартально представляет в городскую Думу сведения об исполнении городского бюджета;

11) информирует городскую Думу об исполнении ее решений;

12) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, а также дает заключения на такие проекты решений городской Думы;

13) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя мэрии города как юридического лица;

14) является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих мэрии города;

15) назначает на должности и увольняет с занимаемых должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений, определяет размер и условия оплаты труда руководителей муниципальных предприятий;

16) вносит в городскую Думу предложения об изменении Устава города Череповца;

17) заключает от имени мэрии города договоры и соглашения;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городской Думы.

5. Мэр города не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мэр города не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Мэр города должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

6. Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования и упразднения городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

12) увеличения численности избирателей городского округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ городского округа или объединения поселения с городским округом;

13) вступления в должность Главы города, исполняющего полномочия мэра города.

7. Контракт с мэром города может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) городской Думы или Главы города — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) Губернатора Вологодской области — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) мэра города — в связи с нарушениями условий контракта органами городского самоуправления городского округа и (или) органами государственной власти Вологодской области.

8. Мэр города имеет заместителей. Распределение обязанностей между ними устанавливается постановлением мэрии города.

9. Мэр города может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным подпунктами 1 — 12, 15, 16 пункта 4 настоящей статьи, заместителям мэра города.

10. В случае досрочного прекращения полномочий мэра города либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель мэра города.

В случае временного отсутствия мэра города его обязанности исполняет один из заместителей, определяемых мэром города.

11. Должностное лицо, исполняющее обязанности мэра города в случаях его временного отсутствия, не вправе разрабатывать и представлять в городскую Думу для утверждения структуры мэрии города.

По итогам состоявшихся 9 сентября выборов мэра Москвы действующий градоначальник Сергей Собянин одержал убедительную победу, набрав более 70% голосов. Выступая перед членами своего предвыборного штаба, Собянин заявил, что это его последний срок, поскольку согласно законодательству он больше не имеет права избираться на этот пост.

Выигравший накануне выборы мэра Москвы Сергей Собянин заявил, что предстоящий пятилетний срок станет для него последним на посту столичного градоначальника. «Я иду на последний срок. Больше права избираться мэром Москвы я не имею», - сказал Собянин, выступая перед собравшимися в его предвыборном штабе. Он также отметил, что в последний срок «придется пахать больше, чем за предыдущие пять лет».

Как сообщает Мосгоризбирком, на утро 10 сентября по результатам обработки 99% протоколов участковых избирательных комиссий самовыдвиженец Собянин набирает 70,02% голосов избирателей, за него проголосовали более 1,5 млн горожан. Второй результат на выборах показал выдвиженец КПРФ Вадим Кумин - 11,44%, на третьем месте представитель «Справедливой России» Илья Свиридов - 7,06%.

Напомним, Собянин руководит столицей с октября 2010г., когда был наделен полномочиями мэра по представлению президента РФ. В сентябре 2013г. он победил на выборах мэра с результатом 51,37%, опередив оппозиционера Алексея Навального (27,24%).

Версия для печати

Главное

Глава Карелии Парфенчиков не смог отправить в отставку главу Сортавалы
Суд отклонил иск главы Карелии Артура Парфенчикова о досрочном прекращении полномочий главы Сортавалы Сергея Крупина. Парфенчиков требовал отставки Крупина в связи с тем, что он предоставил недостоверные сведения о доходах. По мнению политобозревателя Натальи Захарчук, решение суда несет репутационные потери для Парфенчикова. Политолог Олег Реут не исключает, что власти Карелии использовали судебный процесс для давления на мэра перед выборами в горсовет Сортавалы. «Была договоренность о том, что Крупин не помогает кандидатам от «Справедливой России» на выборах в горсовет Сортавалы, а за это Крупина не лишают должности главы города», - сказал Реут. Эксперты также отметили, что в Карелии регулярно возникают конфликты между региональными и муниципальными властями.
Губернатор Камчатки Илюхин добился выделения средств на субсидируемые авиабилеты
Правительство РФ выделило недостающие 3,2 млрд руб. на субсидируемые авиабилеты для Дальнего Востока. С просьбой выделить дополнительное финансирование на эту программу в федеральный центр неоднократно обращался губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Эксперты отметили важность участия главы региона в решении проблем с доступностью авиабилетов. «Внимание губернатора в большой мере помогает решать эти проблемы, потому что губернатор имеет возможность напрямую работать с министрами правительства РФ», - сказала депутат Госдумы Валентина Рудченко. Спикер заксобрания Камчатского края Валерий Раенко отметил, что «доступность авиабилетов - это в прямом смысле показатель качества жизни».
Депутаты Ставропольского края внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий продажу снюсов. Ранее по инициативе губернатора Владимирова аналогичный закон был принят на региональном уровне. Параллельно с этим глава региона начал масштабную информационную пропаганду новой антитабачной меры. Так, на своей странице в «Инстаграме» губернатор запустил конкурс на лучший тематический видеоролик, и авторы лучших работ получат денежные призы. По мнению экспертов центра «Юг», использование новых медиа для решения общероссийской проблемы - это не просто современная, но и эффективная стратегия.
Максим Шевченко: кто сказал Путину, что русских надо особо выделять в Конституции?
Формулировка, которая определяет русский народ как «государствообразующий» в поправках к Конституции, вызвала возмущение председателя Духовного управления мусульман Татарстана Камиля Самигуллина. Публицист Максим Шевченко солидарен с муфтием: «Я вообще не понимаю, зачем этот вопрос надо было трогать? Все было нормально, но кто подсказал Путину, что надо особо выделять русских?» Политолог Раис Сулейманов считает, что муфтий выразил мнение национально ориентированной татарской интеллигенции, «которая болезненно воспринимает инициативы, касающиеся национальных вопросов». Вместе с тем он уточнил, что это не значит, что такой же точки зрения придерживается вся республиканская элита. С критикой темпов строительства жилья для пострадавших от паводка в Иркутской области выступил экс-губернатор Сергей Левченко. «За два с половиной месяца с момента моей отставки строительные работы на обеих площадках существенно не продвинулись», - отметил Левченко. По мнению политолога Евгения Минченко, команде Кобзева не удалось договориться с коммунистами, и они могут войти в губернаторскую кампанию «под лозунгами критики врио губернатора». Политконсультант Роза Абдулина считает, что Левченко ведет себя так, как будто «федеральный центр и лидер КПРФ Геннадий Зюганов для него в данном случае не указ. Амбиции совершить камбэк у Левченко не пропали. Но его сигналы доносятся только до интернет-сообщества. А электорат его не слышит и не видит».