4 января какой праздник церковный. Православные церковные праздники января

-> Мобильная версия

Православные церковные праздники января

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января. Предпразднство Рождества Христова.

* Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).
Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304); Зоила. Священномучеников Димитрия (Киранова) и Феодора (Поройкова) протоиерев (1938).

День памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.
В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на те же милосердные цели.
После того как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Когда стало известно, что Анастасия - христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу...» Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам.
Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру Евтихиан.
Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304 г. святая Анастасия Узорешительница.
Тело святой осталось невредимым, - похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

4 января – это день памяти и почитания в Православной церкви святой и великомученицы Анастасии Узорешительности (Фармаколитрии). В сложном имени соединились значения нескольких древнегреческих слов. Переводятся они так: Анастасия – «воскресшая» («возвращение к жизни»); Узорешительница – «освобождающая, избавляющая»; Фармаколитрия – «лечащая, исцеляющая». Этими именами чествуют святую, которая отдала жизнь делам милосердия и служению Господу.

История празднования Настасьего дня

Среди народа Анастасия прославилась тем, что способна была смягчать страдания и муки мученические невольников-христиан. Утешительные слова и попечения святой великомученицы Анастасии помогали забыть о болях и пытках, освободиться от горьких уз уныния и горести.

История жизни великомученицы Настасьи

Анастасия родилась в 3-м веке. Ее малой родиной стал город Сирмий (Римская империя). Отец оставался идолопоклонником. Мать, тайная христианка, скрытно воспитывала дочь в почитании к Иисусу Христу.

Анастасию принудили выйти замуж за язычника. Произошло это событие после смерти матери. Анастасии удалось избежать брачного ложа, сберечь чистоту. Украдкой посещала христианских заключенных. Промывала их раны, делала перевязки. Кормила, утешала заключенных долготерпением.

Узнав о тайных посещениях преследуемых христиан, муж жестоко избил жену. Ее заперли, установили сторожей. Внезапно изуверского мужа настигла смерть.

Анастасия начала странствовать и везде помогать заключенным в темницах. На вспомоществование страждущим девушка израсходовала все состояние. Она насыщала голодающих, облачала сирых и убогих, заботилась о душах тех, кто терпел преследования и унижения. Анастасии дарован был свыше талант врачевания.

Правитель Диоклетиан, прославившийся гонениями на христиан, приказал арестовать Анастасию. Ее принуждали принести жертвы идолопоклонническим богам, угрожая подвергнуть истязаниям. Анастасия осталась преданной христианской вере. А палач ее вскоре ослеп и умер.

Анастасия оказалась на свободе, продолжила служение гонимым христианам. Ей помогала Феодотия. Вскоре эту сестру по вере вместе с тремя ее сыновьями предали смерти.

Анастасию повторно схватили, поместили под стражу. 60 дней она сносила истязания гладом. Анастасии еженощно являлась святая Феодотия. Сестра по вере крепила надежду и упование на Бога. Духовными силами голод был побежден.

Но Анастасию вместе с иными гонимыми поместили на корабль. Далеко в море воины продырявили судно, чтобы утопить узников. Но заключенным предстала Феодотия. Святая правила кораблем, устремляла его к спасительному брегу.

Это диво узрели 120 людей. Они поверили в Христа, крестились. Наместник Иллирии приказал казнить всех, принявших крещение. Тело мученицы крестообразно распялили над костром. В 304 г. великомученица Анастасия приняла погибель в городе Сирмий. После кончины останки оказались неповрежденными и нетленными.

Возникновения праздника

Невредимые останки Анастасии предала захоронению христианка Аполлинария. При ее содействии над гробом святой возвели церковь.

Почитание Анастасии распространяется в 4-м веке. В ее честь строят церковь в Риме. Святилище сохранилось до сего времени. В день католического Рождества в этой церкви папа правит «рассветную мессу».


В 5-м столетии святые мощи Анастасии переместили из Сирмия в Константинополь. Позже частички мощей передавались во многие храмы Европы. Святая Анастасия включается в молитву (литанию) ко всем святым.

Традиции празднования

Церковный канон почитания Анастасии соединился с народными традициями. Настасьин день связывали с представлениями о беременности. Женщинам в положении не разрешали заниматься сучением, вязать узлы.

Также в праздник готовили кашу. Ею питали беременных для придания сил, укрепления здоровья, предотвращения от выкидыша. Для оберега при родах вышивали полотенца.

4-го января приготовлялись к встрече Рождества. Запасали мясные яства к окончанию Рождественского поста. Славили матерей, семейных предков. Праздник служит укреплению родовых связей, символизации плодородия.

Приметы 4 января

С Настасьиным днем связываются многие суеверия, приметы, учения. Говорят, что беременным нельзя мотать веревки, в одежде рожающей женщины не должно быть узлов.

В день праздника следили за погодой. Плывущие против ветра облака сулили скорый снегопад. Обилие сосулек толковали как предсказание урожайного года. Падение воды связывали с летней засухой и низким ловом рыбы.

Плохие сны под Настасьин день имеют свойства сбываться и пророчить беду. Лучше, чтобы ничего не снилось.

В Настасьин день на свет появляются крепкие и здоровые дети. Родившиеся приносят славу своему роду.

4 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 4 ноября

Казанская осенняя

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

Праздник установлен в 1649 году в знак благодарности чудотворному образу Пресвятой Богородицы за избавление Москвы и всей России от нашествия польских войск в 1612 году.

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…».

А главное событие – это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы с трудом можем представить, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования.

Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из Смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки, пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, что заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь, очевидно, есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо, слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись).

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской . Там

Она говорила: «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба».

И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца

Церковь празднует память святого Аверкия родом из г. Иераполя (Фригия). Обладал даром чудотворений. За великие труды его именовали равноапостольным.

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иерапольв те времена населяли в основном язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников.

Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей.

Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову.

Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.

Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь.

По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха».

Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.

Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.

Ответ от ~*~Len@ Pechterev@~*~[гуру]
Светлое Христово Воскресение (Пасха) - 5 мая 2013 года
Двунадесятые непереходящие праздники
7 января - Рождество Христово
19 января - Крещение Господне (Богоявление)
15 февраля - Сретение Господне
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа - Преображение Господне
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы
Двунадесятые переходящие праздники
28 апреля - Вход Господень в Иерусалим
13 июня - Вознесение Господне
23 июня - День Святой Троицы. Пятидесятница.
Великие праздники
14 января - Обрезание Господне
7 июля - Рождество Иоанна Предтечи
12 июля - Святых апостолов Петра и Павла
14 октября - Покров Пресвятой Богородицы
Церковные многодневные посты
18 марта - 4 мая - Великий пост
1 июля - 11 июля - Петров пост
14 - 27 августа - Успенский пост
28 ноября 2013 года - 6 января 2014 года - Рождественский пост
Церковные однодневные посты
среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
18 января - Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)
11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи
27 сентября - Воздвижение Креста Господня
Дни особого поминовения усопших
9 марта - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
30 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста
6 апреля - Суббота 3-й седмицы Великого поста
13 апреля- Суббота 4-й седмицы Великого поста
14 мая - Радоница
9 мая - Поминовение усопших воинов
26 июня - Суббота Троицкая
2 ноября - Суббота Димитриевска
---------
Великомученицы Анастасии Узорешительницы - Анастасия, Анастасия Узорешительница. Свое прозвище в народе Узорешительница Анастасия получила за то, что молитва, обращенная к ней, помогала счастливо разрешиться беременным женщинам. В день святой Анастасии русские крестьяне почитали женщин-матерей и славили материнство. Доставали из сундука родовое вышитое полотенце, чье белое полотно символизировало плодородную пашню, дающую хлеб (так роженица дает начало новой жизни) . На таком полотенце обычно вышивали узоры, символизирующие плодородие. Интересно происхождение слова «узор» , которое в современном языке обозначает живописный орнамент, использующийся для украшения предметов и одежды. На самом деле слово «узор» имело один корень со словами «заря» и «зарница» и тем самым связывалось с небесным огнем – могучей силой солнца. В этот день издревле к знахарям шли матери и жены людей, находившихся в тюрьме или на поселении. Они приходили до рассвета, чтобы знахарь по их просьбе прочитал по горемыкам заговор – оберег от гибели в темницах.
В этот день читают заговор, оберегающий от всех бед. Рано утром стукните по двери своей комнаты левой рукой и скажите: "Дай Бог, чтобы мой порог Сам Бог берег. До тех пор, пока в эту дверь стучать будут, до той поры Бог и святые меня не забудут. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
Ко дню Анастасии необходимо завершить все основные работы по дому. Начинается заготовка сырья для рождественского стола. Именно на Анастасию кололи свинью, т. е. проводили свежину. Сало и колбасы на рождественском столе это неприменный атрибут. Как говорится в народной пословице: "Рождество без колбас, что Пасха без крашенок".
Народные приметы на Анастасию, 4 января: Какова Анастасия, таков и октябрь. Закат солнца чистый - к вёдру на следующий день. Солома сбивается в комья при горении в печи - к похолоданию. Снегирь производит шум крыльями ясно - к ненастью. Поясница болит у пожилых людей - к снегу.
В этот день нельзя: Бить животное, иначе человек рискует сломать себе ногу. Прокалывать уши – долго заживать будут. Ходить босиком, иначе познаете нищету. Вязать варежки, муфты, перчатки, чтобы в семье не было осужденных (рук не повя

Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января. Предпразднство Рождества Христова. * Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).
Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304); Зоила. Священномучеников Димитрия (Киранова) и Феодора (Поройкова) протоиерев (1938).

День памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.
В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на те же милосердные цели.
После того как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Когда стало известно, что Анастасия - христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу...» Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам.
Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру Евтихиан.
Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304 г. святая Анастасия Узорешительница.
Тело святой осталось невредимым, - похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.