Храм святителя чудотворца николая на водах - чудотворная икона божьей матери "панагия ятрисса". Богоматерь Великая Панагия (Оранта) Богоматерь панагия

Пресвятая Богородица Целительница Иерусалимская.

Икона Целительницы Иерусалимской в Греции в г.Лутраки

История явления этой иконы окутана тайной. По свидетельствам старожилов г. Лутраки, что возле Афин (Греция), одна женщина по имени Мария, акушер по профессии, приезжала каждое лето к своей подруге Марии Сиоку. Обе подруги были глубоковерующими и набожными людьми. Следуя примеру древних христиан, Мария (акушер ) возымела желание посетить святые места Палестины. Во время своего подвига она вспомнила о любимой подруге и, зная ее благочестивое устроение души, решила приобрести для нее подарок. А что может быть лучшим подарком для христианина, как не икона?

Чудное, святое и дивное место Иерусалим. Всех своих посетителей, приходящих с верою и благоговением, Святая Земля не оставляет без утешения и вознаграждения за паломнические труды. Так сталось и с Марией. Обойдя многие лавки и магазинчики, изобилующие огромным количеством икон, кадильниц, крестиков, Мария остановила свой взгляд на небольшой иконе. Теплом и радостью наполнилось сердце паломницы, время остановило свое течение, Божия Матерь с Младенцем на руках смотрела в глаза удивленной женщины.
При покупке иконы произошло странное, загадочное событие: дивный продавец сообщил Марии, что икона чудотворная и должна быть подарена верующим людям или в храм для всеобщего поклонения в течение 20 дней, иначе покупательницу постигнет смерть. Но по прибытии домой паломница выпустила из головы предостережение продавца и забыла отдать икону своей благочестивой подруге. Через некоторое время Марию постигла смерть.

В 1928 году, по желанию усопшей, икона все же прибыла в дом Марии Сиоку. Эта история привлекла к иконе множество людей, которые стали замечать, что после того как человек приходил и целовал икону с верою, тяжкие и неизлечимые болезни отступали. По благословению митрополита Коринфского Дамаскина была построена небольшая церковь и названа в честь иконы, которую люди стали называть «Целительница».

Быстро распространилась добрая весть о том, что в Лутраки появилась исцеляющая многие болезни чудотворная икона Божией Матери. И сегодня в этот греческий город приезжают паломники из многих стран Европы и мира, дабы приложиться к «Целительнице» и излечиться от своих болезней

Когда врачи безпомощны, остаётся одна надежда - на Бога. Да и врачи без Бога ничего сделать не могут. О том, что подобных исцелений происходит множество, говорит тот факт, что вся икона и близлежащие колонны храма увешаны ювелирными украшениями, золотыми цепочками с изделиями из золота, изображающими руку, ногу, сердце, голову - ту часть тела, которая была исцелена у страждущих в результате молитвы у чудотворной иконы и заступничества Богородицы. По вере вашей да будет вам!

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Целительница”

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Тропарь, глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющим ти ся Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая

РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ!


Храм в честь Пресвятой Богородицы Целительницы Иерусалимской в г. Лутраки, Греция

Канон Богородице от видиных и невидимых врагов

Канон Молебный Пресвятой Богородице, глас 2

Егоже и от оклеветания, в печалех и напастех сущии да поют

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда, фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яже всем удобь послушная в скорби и в печали помогающая, Богородице Благая, благодать подаждь пети Тя дерзающим, Владычице, скорбящих радосте.

Многобогатную благодать стяжавши, Владычице, дерзновенною Твоею молитвою, преславно изми мя от напастей, убогаго раба Твоего, скорбящих радосте.

Слава: От враг видимых и невидимых избави, молимся, к Тебе прибегающих Богородице, и разори всяк совет борющих нас.

И ныне: Отыми поношение человеческое и клеветы наветник от мене, Богородице, молю Тя: да усердно славлю Господа, Егоже питала еси.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвей грех, и страх Твой всади в сердца нас поющих Тя.

Врагов наветы разори суетныя, Всепетая Богородице: не оскудей молитвами Твоими, снабдящи нас, восхваляющих Тя.

Призри, Чистая, милостивным Твоим оком, и избави мя всякаго навета видимых и невидимых врагов, ослепивши зеницы очес их.

Слава: Злое нападение врагов, яко огнь палящее, ищущих всегда погубити нас, Дево, росою молитв Твоих угаси.

И ныне: Неугасимая лампадо, заря присносиятельная, нощию мя скорбей одержима, просвети молитвами Твоими, рождшая Солнце славы, Христа.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси, глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила.

Спасения Тя мост, молитву неусыпну, заступление твердо молим: умилосердися и виждь нашу нестерпимую печаль, болезни, скорби, страсти, и благопременно посети, Мати Божия, радость скорую подающи.

Не непричастни есмы, Владычице, Твоего заступления в скорбех: темже и ныне нам помози вскоре, люте обуреваемым руку простирающи, Чистая: буди милостива болезнем нашим, Мати Божия, радость скорую подающи.

Слава: Не уповаша, Владычице, на Тя беззаконнующии, но уповаша на язык велеречив, на язык человечь, присно завистно излиявшийся, неправедно пролияти кровь искренняго, рыкающе: Ты же, Чистая, челюсти их сокруши.

И ныне: Смири, Владычице, врагов вознесенную выю велеречующих, советы и злонравия, и сердца поучающаяся злым на мя по вся дни: крепость же и победу подаждь призывающим Тя, Мати Божия, радость скорую подающи.

Песнь 5

Ирмос: Угль Исаии проявлейся, Солнце из девственныя утробы возсия, во тьме заблуждшим, Богоразумия просвещение даруя.

Молитвеннице неложная, упование христиан, обрадованная, приими мольбы от нас, прилежно призывающих и молящихся Тебе.

Источник Тя жизни сущи, Чистая, безсмертия источающий воды, земнороднии познавше, ублажаем.

Слава: Вооружися на ны лукавно враг, языком, якоже мечем, погубити хотя: но Твоею, Богородительнице, крепостию предвари.

И ныне: Пучину, Чистая, заступлению кто изочтет силы Твоея? Темже нас сущих в нужде скоро предвари.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Целомудрия сущи ходатаица, призывающим Тя ныне явися и от всяких избави напастей и бед, Богоневесто.

Злодейства вражия разори и клеветы неправедныя устави, благословенная Пречистая, избавляющи неповинныя от скорби.

Слава: Лютыми грехи окружени и напастными бедами потопляеми, под божественный покров Твой прибегаем, Мати Христа Бога.

И ныне: Неискусомужно рождши Господа, явися по Рождестве паки девствующи: О преславнаго чудесе, в Тебе соделаннаго, Богоневесто!

Таже: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне
Седален, глас 2:

Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, Едина вскоре предстательствующая.

Песнь 7

Ирмос: Да преславное Рождество Твое, Христе, еже от Девы, прообразиши яве, неопалимы в пещи отроки сохранил еси, песньми поющия Тебе: отцев Боже, благословен еси.

От благоутробия Твоего, Дево Чистая! решиши бо безмерныя печали и напасти призывающим в нужде и обстоянии: темже и ныне помози, Благословенная, Тя восхваляющим.

Покажи скорое Твое заступление, покажи, яко можеши, яко Мати Богу, призываем Тя от сердца, со слезами припадающе, скорбь укроти и болезнь рабов Твоих вскоре.

Слава: Уста человеком яко львом лютым, гроба тяжчайше отверзошася, горько поглотити мя: но Ты, Богородице, явися надежда ненадеющимся и низложи крепость их, Благословенная.

И ныне: Да узрят врази и постыдятся, да разумеют и видят Твою, еже по нам сопротив борющую силу, и в пропасть преисподнюю низложи их, Благословенная, надеждо ненадеющихся.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Прибежище наше и миру радование, Богородительнице, умилосердитися потщися, и спешно благодать Твою подаждь нам оскорбленным, и заступи, Благая, Твоя рабы.

Совет суетен совещаша люте на ны безбожных сонмища, якоже прежде Ахитофел. Но вопием: Твоими молитвами сей разори, низложши сих крепость, Богородице.

Слава: Призывающих Тя, Богородице, от души неложно, во всякой скорби и в болезнех различных, и бедах лютых, спешно услыши, Владычице, сих избавляющи присно молитвами Твоими.

И ныне: Да имя Твое, Богородице, на земли славословится, Иже из Тебе возсияв, грешником державную надежду и стену Тя дарова: Тобою бо всякое дыхание к Богу притекает.

Песнь 9

Ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице: обаче Благая сущи, веру приими, яко любовь веси божественную нашу, Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Да заградится всяк язык, лукавым поучаяйся: да молчат устна льстивая и уста неправедно глаголющая на праведнаго беззаконие, гордынею и завистию враждебною вкупе, Богородицы молитвою, и святых Христовых.

Иже в молитвах бодрую, Чистую Богородицу призываем вси болезнию и скорбию одержими, взывающе: Владычице Чистая, скоро избави от одержащих болезней рабы Твоя присно, яко по Бозе заступницы иныя не имамы.

Слава: Отчаявшихся велие прибежище, обуреваемых тихое пристанище Ты еси, Богородице. Темже и мы притекаем, взывающе: да не постыдимся, Мати истиннаго Живота, но да благодаряще усердно Тя величаем.

И ныне: Приими, Отроковице Пречистая, божественную песнь, воздавающи благодать на Тя надеющимся, и мир испроси Церквам присно послати, да христианский всяк язык Тя величает.

Спасо-Преображенского монастыря . Икона также известна под названиями «Знамение Божьей матери», «Великая Панагия», однако больше всего - под названием «Ярославская Оранта».

История иконы

Не существует единого мнения относительно времени создания иконы. По различным оценкам, она могла быть написана как в начале XII, так и в 20-х гг. XIII века . Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием , монахом киевского Печерского монастыря .

Точная история иконы не известна до 1919 года , когда икона была обнаружена реставраторами. Известно лишь, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости между 1811 и 1818 годами поступила в монастырскую ризницу (об этом сообщает В.Г. Брюсова опираясь на сведения описей ярославского архиерейского дома) . Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:

В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII - XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта - Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского

.

Иконография и датировка.

Напишите отзыв о статье "Ярославская Оранта"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ярославская Оранта

– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.

: «Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся», или «Оранта» (греч.). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе верхней части алтаря . Божья Матерь, изображенная в полный рост, с Бого-младенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Рис. 1. Икона Божией Матери – Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы. XIII в. Размер — 193.2 × 120.5 см — Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия . (Обычно никто из искусствоведов не отмечает то, что отношение высоты иконы к ее ширине составляет величину (193,2/120,5) = 1,60332, что в пределах ошибки измерения размеров доски иконы практически равно числу золотого сечения Ф=1,6180339887…. (Прим. ред.)). «Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном ковре. Руки подняты вверх с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом , широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Стиль живописи Великой Панагии – монументальный образ. Как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра — все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле — крупнейших центрах этой школы — не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством…».

На рисунке 2 в увеличенном виде показан образ Еммануила в золотом круге.


Рис. 2.
Образ Спаса Еммануила в золотом круге. Над ним справа и слева видны на одежде Богоматери «звезды». «Иммануи́л , (Иммануэль, Эммануэль, Эмануил, Мануил, Мануэль ) — мужское теофорное имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. עִמָּנוּאֵל‎, «с нами бог»). В форме фр. Emmanuelle (Эммануэль) — французское женское имя. По упоминанию в пророчестве Исайи и в Евангелии от Матфея это имя ассоциируется с мессией. В христианстве оно является другим именем Иисуса Христа . Теофорные имена (от греч. θεός, «бог» и φορός, «несущий») — личные имена людей, включающие в себя имя бога (богов) или божественный эпитет . Например, Теодор, Фёдор — греч. θεός, «бог» и δῶρον, «дар» — дар божий; Гавриил — ивр. גבריאל‎‎, Гавриэль, в буквальном переводе ивр. גבורה‎ — мужество/мощь, אל — Бог, то есть божественная мощь».

Справа вверху в круге показан Архангел Гавриил. На рисунке 3 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде. Слева вверху в круге показан Архангел Михаил. На рисунке 4 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде.


Рис.3.
Фрагмент иконы – Архангел Гавриил.


Рис.4.
Фрагмент иконы – Архангел Михаил.

КОММЕНТАРИЙ 1:

Вначале рассмотрим основные элементы иконографии Божьей Матери. Они показаны на рисунке 5.

Рис. 5. Основные элементы иконографии Божьей Матери — 1 — нимб , 2- мафорий , 3 — звезды , 4 — поручи , 5 — именование — вверху — Матерь Бога , внизу — Господь Иисус Христос . Настоящий рисунок сделан на базе рисунка из работы .

На иконе Оранта Панагия на мафории также изображены звезды . Это существенный канонический элемент иконы, сакральное значение которого мы увидим ниже. Для лучшей видимости этих и других деталей иконы на рисунке 6 отдельно показаны эти элементы.

Рис. 6. Икона Божьей Матери — Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы — XIII век. Слева показано изображение Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия», которое графически отредактировано для лучшей видимости основных деталей иконы без изменения ее внешних размеров. Справа на фрагменте иконы Толгской Богоматери показано положение канонического элемента — «звезды». Слева на иконе «Оранта» дуговыми стрелками показаны те же «звезды». Внизу, в увеличенном масштабе показан орнамент рисунка в нижней части иконы. Этот орнамент (ковра), на котором стоит Богоматерь сродни виду матрицы Мироздания.

Совместим икону Оранта Панагия с матрицей Мироздания. Результат совмещения иконы с матрицей показан на рисунке 7. Икона располагается в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы.


Рис. 7.
На рисунке показан результат совмещения Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия» с «энергетической матрицей мироздания». Верхний обрез иконы расположился на половине расстояния между 6-ым и 5-ым уровнем Верхнего мира Матрицы, а нижний обрез иконы совместился с 6-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Боковые стороны доски иконы пересекают крайние позиции на 5-ом уровне Верхнего и Нижнего мира матрицы. Угол разворота поднятых рук Богоматери фактически точно соответствует углу наклона боковых сторон пирамиды Верхнего мира, а пальцы рук указывают на крайние позиции матрицы 4-го уровня Верхнего мира матрицы. «Звезды » на лбу Богоматери совместились соответственно со средней позицией 5-го уровня, а звезды на плечах с двумя позициями 4-го уровня Верхнего мира матрицы. Таким образом, нам становится понятным, что канонический элемент «звезда» на христианской иконе – это «ключ» для совмещения иконы с матрицей Мироздания! В этом сакральный смысл элемента иконописи — «звезда» . Голова Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилась с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы. Круги с изображениями Архангелов (Ангелов) оказались вписанными в квадраты матрицы, как показано слева кругом — А . Стрелками — В — показаны кресты перед ангелами, которые совмещаются в пределах точности деталей рисунка с вертикальными и горизонтальными линиями матрицы на 5-ом уровне Верхнего мира.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо . И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы — это символ величайшего чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. И этим иконография «Знамение» перекликается с иконами Божией Матери «Умиление».

Слово «Знамение» также родственно славянскому глаголу «знаменаю» — созываю , призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери как символ молитвы. Младенец Христос в круге как символ Евхвристии — «(греч. — Благодарение, благодарственная молитва). В позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва. С 1-го века в христианской религии причащение, одно из христианских таинств с обрядом и элементами причащения (хлеб, вино)». Поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю».

На рисунке 8 аналогичном с рисунком 7 сверху иконы нарисованы два Священных символа — Тетрактисы верхний (вершина пирамиды Верхнего мира матрицы) и нижний (вершина пирамиды Нижнего мира матрицы), и «звезда Давида».


Рис. 8.
На рисунке аналогичном с рисунком 7 поверх иконы «Великая Панагия» нарисованы два Священных символа — Тетрактисы и «звезда Давида». Эти священные символы, как мы видели по результатам наших исследований, характеризуют место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы мироздания. В данном случае икона «Великая Панагия» располагается также в месте перехода между Верхним и Нижним миром «энергетической матрицы мироздания» поэтому мы вправе поверх иконы нарисовать эти два священных символа. Остальные детали хорошо видны на рисунке.

КОММЕНТАРИЙ 2:

Выше на рисунке 7 и 8 мы видели, что на иконе положение головы Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилось с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это, как мы говорили, символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы.

Аналогичное положение головы в матрице Мироздания встречается в древней египетской традиции изображения родившегося Гора (Хора) младенца .

На рисунке 9 из работы де Любича показано — египетское изображение мальчика Гора (Хора) младшего родившегося от Исиды (Ast) и Осириса (Asar), которого греки называли именем Гарпократ.


Рис. 9.
«Справа налево: (предположительно ) певец Амона Ра , Хер-Убен , и бабуин (бога мудрости ) Тота перед изображением глаза Утчат . Надпись, под ним гласит: «Поклонение Ра; новый год Ра; в небесной ладье Ра». Между двумя львами — Акерами (Это Шу и Тефнут ) они олицетворяют «Вчера » и «Завтра ». Над Головой Антилопы изображен на горизонте (на что указывает знак горизонта) сидит, прижав к губам палец, Гор (младший ) Гарпократ — мальчик с атрибутами коронованного наследника престола. «Солнечный диск», внутри которого сидит Гор, обвивает по кругу змея, кусающая собственный хвост (символ вечности). Змею обнимают две руки, спускающиеся с небес». Так описывается этот символический рисунок в работе де Любича.

На рисунке 10. показан результат совмещения рисунка Гора — Гарпократа с матрицей Мироздания.


Рис. 10.
На рисунке показан результат совмещения египетского символического рисунка Гора (Хора) Хорпакхарта (Гарпократа) с «энергетической матрицей мироздания » в месте перехода между пирамидами «Верхнего » и «Нижнего » Египта. Из рисунка хорошо видно, что он точно вписывается в пределы верхнего и нижнего Тетрактисов. Позиции матрицы хорошо связаны с основными узловыми деталями рисунка. Это дает основание с большой убедительностью сделать вывод о том, что аналогичная «матрица » была исходной основой для создания этого рисунка в древнем Египте. «Матрица» и ее следы были убраны египетскими жрецами, а рисунок «понес в будущее » тайное знание, как о собственно символах, изображенных на нем, так и о своей принадлежности миру «» или «Миру Невидимого Света». Только при совмещении этих двух ключей — «матрицы» и символов, изображенных на рисунке, возникает возможность правильной интерпретации и символов и статусов «матрицы» .

На рисунке 11 справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта.


Рис. 11.
На рисунке справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта. Из рисунка видно, что верхний иероглиф Хор в «Имени» Гора начинается с 14-го уровня в «Верхнем» мире (в верхнем Египте) в матрице Мироздания. Это означает, что «энергетический статус» или Власть божественного мальчика Гора (Хора) достигает 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Этот факт удивительным образом соответствует тому, что мы увидим дальше при исследовании сакрального смысла иконы «Оранта Панагия».

В древних египетских иероглифических записях «Имен» царей или богов была скрыта сила соответствующая тому уровню «энергетической матрицы мироздания », с которого начиналась запись в матрице этого «Имени». Эту тайну знали жрецы, нарекавшие то или иное «Имя» родившемуся малышу. Внешне, окружающим их людям казалось, что имена детей просто перекликались с именами богов.

Существенно отметить, что иероглифическая запись Имени Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта начинается с именно с 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Сакральное Значение этого уровня для душ, идущих к небесам, мы обсуждали в статье на сайте в разделе «Авторские статьи» — «Во сне Иаков видел лестницу, ведущую в небеса, в матрице Мироздания! », при исследовании иконы «Духовная лестница» из монастыря Святой Катерины на Синайском полуострове.

«Оранта» - Богородица, молящаяся о людях

Данная иконографическая схема, также известная как «Знамение» (в честь защиты Новгорода от полков Андрея Боголюбского) или «Панагия» - «Всесвятая», принадлежит к наиболее ранним.

Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...


В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.


Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах. Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики - например, так украшен собор Софии Киевской XI ст.

Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны.

Смысл данного образа - заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия.

Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»?

Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.