Космонавт жолобов биография. Известные личности херсонщины

Герой космоса

(по материалам издательства ВПА)

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ро­дился 18 июня 1937 г. в селе Збурьевка Голопристанского района Херсонской области. Рус­ский. Член КПСС с 1966 г. Окончил Азербайд­жанский индустриальный институт. С 1959 г. в Советской Армии. В 1963 г. зачислен в отряд космонавтов. Заочно окончил Военно-политиче­скую академию имени В. И. Ленина в 1974 г. Летчик-космонавт полковник Жолобов успешно осуществил 6.07.76-24.08.76 полет на орбиталь­ной научной станции «Салют-5» и транспортном корабле «Союз-21». После полета командир группы слушателей-космонавтов, инструктор- космонавт Центра подготовки космонавтов име­ни Ю. Гагарина. С 1981 г. - в запасе. Живет в Киеве. Герой Советского Союза. Награжден ор­деном Ленина, медалями.

В рыбацком селе Збурьевка, раскинувшемся на берегу лимана километрах в тридцати от Херсона, почти все жили морским промыслом. В роду Жолобовых многие тоже были моряками. Деда Гаврилу, капитана парусника, за веселый нрав и неунывающий характер любила вся деревня. Навер­ное, Виталию от деда достались веселый характер и умение быстро сходиться с людьми. Отец Виталия Михайловича плавал уже на теплоходах. В Херсоне окончил морской техникум, получил направление на Каспий. Здесь и прора­ботал всю жизнь капитаном Каспийского пароходства, во­дил танкеры.

Вырос Виталий в Баку. Настоящим праздником для не­го было, когда отец брал его с собой в море. Случалось да­же, попадал в жестокий шторм. Наверное, в эти годы и за­родилась любовь к дальним странствиям.

После школы собрался поступать в военно-морское учи­лище. Отец отговаривал, но Виталий все-таки пошел в воен­комат проситься. Могучий капитан 2 ранга поднялся из-за стола, оглядел щуплого энтузиаста и придумал какой-то убедительный довод, чтобы не обижать парнишку. Так вот и «не вышел фигурой» в военные моряки.

Решил Виталий поступать на геологоразведочный фа­культет Азербайджанского индустриального института. Ду­мал: тоже все-таки бродячая жизнь, романтическая профес­сия. На третьем курсе появилась новая специальность - «автоматика и телемеханика». Всю их группу перевели на это отделение. Здесь и началась дорога, которая привела его в конце концов в космос.

Бродячей жизни не получилось. Сразу после института призвали его в армию. Служил инженером-испытателем в авиационных частях: специалисты по телемеханике нужны были не только в геологии.

12 апреля 1961 года кто-то из друзей позвонил на поле­вую площадку: «Жолобов, слышишь? Человек в космосе! Наш, советский!» У него даже мороз тогда по коже пошел. И где-то в уголке души робко шевельнулась шальная мысль: «А может и мне попробовать?» И тут же разочаро­ванно подумал: «Говорили ведь, только летчиков берут».

После полета Юрия Гагарина и Германа Титова в печа­ти появились описания корабля «Восток». На стол Виталия Жолобова стопкой легли книги о космосе. В дальнейшем выяснилось, что в отряд космонавтов брали не только лет­чиков, но и инженеров. Жолобов был в части среди первых, подавших рапорт. Верил в свою звезду. И не ошибся. Ме­дики дали «добро».

Отряд подготовки космонавтов закрутил, как центрифуга. Тренировки принимал всерьез, работал всегда в полную силу. На первых порах приходилось туго. Слишком многое пришлось преодолевать впервые. Новая техника, новые системы, полеты.

После тренировочных полетов понял: летчики не зря свой шоколад едят. Быстро соображать надо, а обстановка меняется еще быстрее - на приборной доске надо уметь одним взглядом все оценить. У инженеров на испытаниях приборов тоже сложно было. Но там есть возможность проанализировать, а здесь самолет несется, ревет.

Первый прыжок с парашютом запомнился на всю жизнь. Инструктор сказал: «Сами не прыгнете, вытолкну». Потом все ребята сознались, что эта угроза оказалась самой дей­ственной. Жолобов быстрее всех в группе научился хорошо прыгать. Уже на третьем или четвертом прыжке, когда ле­тел спиной к земле и кружился, как сухой лист, вспомнил, как инструктор говорил: «Центр тяжести должен быть в пупке, прогнись». Он вытянулся и сразу почувствовал, что летит нормально - лицом вниз. Потом уже ходил сам. про­ситься на дополнительные прыжки.

В 1974 году Виталий Жолобов был дублером Юрия Ар­тюхина, участника экспедиции на корабле «Салют-3». Уже тогда он зарекомендовал себя как трудолюбивый, увлечен­ный инженер. Летом этого же года без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов заочно окончил Военно-по­литическую академию имени В. И. Ленина.

Все у него шло хорошо. И не думал, что подготовка к полету протянется четырнадцать лет. Наверное» самое труд­ное в профессии космонавта - ожидание. Но вот и его звездный день наступил. Лететь им вместе с Борисом Волы- новым.

6 июля 1976 года. Космодром Байконур. Проведена последняя проверка работы всех систем космического;ко­рабля «Союз-21».

«Экипаж к полету готов», - четко докладывает коман­дир корабля полковник Б. В. Волынов! Видно, что. и он, и его товарищ подполковник В. М. Жолобов сильно.волнуют­ся в ожидании заветного, самого главного в их жизни ре­шения.

Вот уже вспыхивает под стартовым «столом» щетка пла­менных струй, ракета отталкивает ставшие ей ненужными опорные устройства и, набирая скорость, поднимается в под­небесье.

После стыковки космического транспортного корабля «Союз-21» и научной орбитальной станции «Салют-5» Борис Волыпов и Виталий Жолобов длительное время проводили сложнейшие испытания на борту станции.

После завершения операции по полной расконсервации станции был проведен эксперимент с ручным спектрогра­фом - прибором, позволяющим спектрографировать такие разные по своей яркости объекты, как участок поверхности Солнца и водная гладь Земли. Таким образом была по­лучена ценнейшая для народного хозяйства информация.

В. Жолобов провел съемку различных типов природных образований, встретившихся космонавтам по трассе полета. Он произвел съемку Солнца сквозь земную атмосферу на различных его высотах относительно горизонта. Подобные съемки очень важны для исследования состояния атмо­сферы.

Видное место в программе полета «Салют-5» занимали биологические эксперименты. Один из них - с аквариум­ными рыбками. Известно, что рыбы определяют свое поло­жение в пространстве главным образом при помощи вестибулярного аппарата и плавательного пузыря. В невесомости оба эти анализатора бесполезны. Каким же образом будут ориентироваться рыбы в космосе?

Космонавты постоянно проводили киносъемку поведения рыб, их движений. Определили, какую реакцию у рыб вызы­вает появление светового ориентира - луча фонарика.

На орбитальной станции «Салют-5» проведено зна­чительное количество экспериментов по технологии. В специальном чемоданчике были размещены приборы под общим названием «Физика». Были оборудованы пульт для выполнения всех технологических экспериментов, спасатель­ные контейнеры для возвращения па Землю полученных в космосе образцов.

Целью одного из экспериментов ставилось исследование процессов плавления и затвердевания металла в невесомо­сти. Проводился он следующим образом: В. Жолобов вклю­чал в работу прибор «Сфера». Заготовка из легкоплавко­го сплава размером с кончик карандаша из «магазина» за­сыпалась в керамическую трубку. Здесь она нагревалась, плавилась, а затем выталкивалась в лавсановый мешок. Ско­рость выталкивания и размеры мешка таковы, что к мо­менту соприкасания со стенкой мешка образовавшийся ша­рик успевает затвердеть.

Другой технологический эксперимент - «Поток» пред­усматривал в данном полете изучение поведения жидкости в невесомости. В прозрачном ящике соседствуют две шаро­видные емкости, которые соединены между собой капилляр­ными каналами. В первую емкость налита подкрашенная жидкость. Предполагается, что капиллярный канал станет всасывать жидкость и, словно насос, перегонять ее во вто­рую емкость. Рассчитано время, за которое произойдет про­текание. Если все будет так, как подсказывает теория, зна­чит в космическом пространстве возможно широко приме­нять капиллярные наносы, не имеющие вращающихся ча­стей, не требующие каких-либо затрат электроэнергии.

В одном из многочисленных интервью после полета Во­льтов сказал, что каждый из проведенных в ходе полета экспериментов и исследований является новой крупицей в копилке знаний человечества о космосе.

Во время одного из телевизионных сеансов полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов предоставили нам возможность вдоволь полюбоваться панорамой нашей стра­ны, открывающейся с борта орбитальной научной станции. Мы увидели характерные очертания Крымского полуостро­ва, словно собирающегося отплыть в Черное море, квадраты полей Украины, изгибы могучей Волги, горные массивы Урала, глубоководный Байкал, паутину железных и шоссей­ных дорог, города, поселки.

Космические «пейзажи» - не только красивое зрелище. Это - предмет исследований. В настоящее время уже раз­работаны методики, которые позволяют с помощью автома­тизированных технических систем, электронно-вычислитель­ных машин быстро превращать космические снимки в кар­ты, интересующие специалистов. Таким образом, полет Бо­риса Волынова и Виталия Жолобова, как и многие другие полеты советских космонавтов, оказал огромную помощь специалистам картографии, что позволит со временем в корне изменить методы составления карт.

Солнце - самая важная для человечества звезда. От нее зависит вся жизнь на нашей планете. И тем не менее земная наука, несмотря на многовековые наблюдения, по­ка не может похвастать, что хорошо изучила «нрав» нашего светила: до сих пор многое в поведении Солнца остается загадкой для ученых. Только космонавтика может снять покров таинственности с некоторых солнечных явлений.

На борту станции «Салют-5» Борис Волынов и Виталий Жолобов исследовали за пределами атмосферы инфракрас­ное излучение Солнца, которое до поверхности нашей пла­неты добирается в сильно «урезанном» и искаженном виде.

Во время эксперимента, когда Солнце для станции на­ходилось в зените, бортинженер Виталий Жолобов, наблюдая за Солнцем в визирное устройство, управлял телескопом так, чтобы он осматривал не только светило, но и захваты­вал околосолнечное пространство. Визуальная картина, наблюдаемая космонавтом во время эксперимента, фикси­ровалась на кинопленку. Это дало возможность ученым Фи­зического института Академии наук СССР, которые задума­ли этот эксперимент, «привязать» принимаемое инфракрас­ное излучение к той области светила, где оно рождается. По мере сканирования телескоп принимал инфракрасное излучение, приходящее от чисто космического пространства, потом от верхних разряженных слоев солнечной атмосферы, что помогло в изучении переходной области от солнечной по­верхности к разряженной короне.

Кроме того, проведенные в космосе экипажем научной орбитальной станции «Салют-5» исследования инфракрасно­го излучения Солнца имели большое значение для про­яснения проблемы солнечно-земпых связей.

Проведенные космонавтами многочисленные научно-тех­нические, технологические и медико-биологические экспери­менты и исследования позволяют более глубоко понять, ка­ким уровнем профессиональных знаний должен обладать экипаж космического корабля для проведения эффективной работы. И, видимо, не случайно срок подготовки бортинже­нера Жолобова был столь продолжительным.

Семь недель пробыли в космосе полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов, настала пора расставаться с на­учной станцией «Салют-5». Транспортный корабль «Союз 21», доставивший космонавтов на работу в орбитальную лабораторию, теперь, после завершения трудовой вахты, должен был вернуть их на Землю.

Когда разжались захваты, стягивающие станцию и транспортный корабль, включились маленькие двигатели отвода и после легкой встряски «Союз-21» начал медленно отходить от «космического причала». В визирное устройст­во и на телеэкране было видно, как постепенно уменьшается в размерах и прощально сверкает на солнце крыльями сол­нечных батарей их красавица станция.

Затем события начали разворачиваться со стремительной скоростью. При подготовке к спуску космонавтам пришлось много поработать, проверить все системы, прежде чем вы­дать команду на приземление.

…Где-то в небе над Африкой включилась тормозная си­стема, и корабль устремился к земле, туда, где уже ждали многочисленные авиационные и сухопутные отряды службы поиска.

Все дни полета Земля помогала своим посланцам, не­отступно следила за их самочувствием, состоянием всех систем станций, транспортного корабля. В различных ре­жимах работы станции командно-измерительные приборы провели свыше шести тысяч сеансов связи. Из космоса бы­ло принято и обработано более десяти миллиардов значе^- ний измерительных параметров. И вот теперь - последний аккорд.

Первыми засекают огненный след приземлившегося ап­парата радиолокационные станции, за ними экипажи само­летов, барражировавших на заданных высотах в районе посадки, последними услышали космонавтов наземные стан­ции.

Я - «Байкал», - передает командир корабля пол­ковник Б. Волынов. - Все нормально. Парашютная система сработала хорошо.

Порядковый номер 78 - (35)

Количество полетов - 1

Продолжительность полета - 49 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды.

Статус - летчик-космонавт СССР, 2-й набор ВВС

Дата и место рождения:
Родился 18 июня 1937 года в селе Старая Збурьевка Голопристанского района Херсонской области, УССР.

Образование и научные звания:
В 1954 году окончил 10 классов средней школы №164 города Баку.
В 1959 году окончил механический факультет отделения «Автоматика и телемеханика» Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени института нефти и химии им.Азизбекова. Получил диплом по специальности «Автоматические, телемеханические и электроизмерительные приборы и устройства» и квалификацию «инженер-электрик».
29 июля 1974 года окончил заочное отделении Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменной академии им.В.И.Ленина по специальности «Военно-политическая авиация». Получил квалификацию «офицер с высшим военно-политическим образованием».

Профессиональная деятельность:
С 1 апреля 1983 по февраль 1987 года работал помощником генерального директора НПО «Маяк» в Киеве по гражданской обороне, начальник штаба гражданской обороны НИИ электромеханических приборов. В 1986 году в течение двух месяцев занимался эвакуацией людей и оборудования из города Припяти. Ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС).
В феврале 1987 года перевелся в Ноябрьский комплексный научно-исследовательский отдел на должность заведующего лабораторией наклонного бурения комплексного научно-исследовательского отдела для обеспечения работ в объединении «Ноябрьскнефтегаз» в городе Ноябрьск Тюменской области, а 21 февраля 1987 года был переведен в Управление «Запсибнефтегеофизика». 21 августа 1987 года был назначен начальником организованной им Ноябрьской аэрокосмогеологической партии по поиску полезных ископаемых.
С 1990 по январь 1991 года работал заведующим кафедрой аэрокосмогеологии и геодезии, а со 2 января 1991 - заведующим кафедрой геодезии и картографии аэрокосмогеологических исследований филиала Института повышения квалификации (ИПК) Мингеологии СССР в Киеве. 1 января 1992 года филиал ИПК был преобразован в Институт менеджмента, бизнеса и переподготовки кадров Госкомитета Украины по геологии и использованию недр. 31 декабря 1992 года был уволен по собственному желанию.
Со 2 января по 1 ноября 1993 года работал председателем спорткомитета в инновационном объединении «Мираж».
12 июня 1996 по 4 февраля 1997 года работал заместителем Генерального директора Национального космического агентства Украины (НКАУ).
1 августа 1997 по 31 июля 1998 года работал заместителем директора ООО «Таврия-Импэкс ЛТД».
С 1 ноября 1998 года работал заместителем генерального директора ТОО «Калита».
С 11 апреля 2002 года является президентом Аэрокосмического товарищества Украины.

Воинская служба:
1 июля 1959 года был призван на действительную воинскую службу и зачислен в распоряжение начальника в/ч 15644 (на полигоне Капустин Яр).
С 15 августа 1959 года служил начальником машины отделения РУД инженерно-испытательной команды в/ч 31935 (на полигоне Капустин Яр)
С 11 января 1960 года служил инженером-испытателем 3-го отдела в/ч 15646 (на полигоне Капустин Яр)
7 января 1981 года приказом Главкома ВВС был уволен из Вооруженных Сил по состоянию здоровья.

Воинское звание:
Инженер-лейтенант (05.05.1959).
Старший инженер-лейтенант (14.06.1962).
Инженер-капитан (15.09.1964).
Инженер-майор (11.04.1967).
Инженер-подполковник (01.12.1969), с 03.12.1971 - подполковник-инженер.
Полковник-инженер (29.08.1976), с 07.01.1981 - полковник запаса.

Служба в отряде космонавтов и ЦПК:
23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы).
30 апреля 1969 года был назначен космонавтом 2-го отдела 1-го управления 1-го НИИ ЦПК.
30 марта 1976 года был назначен космонавтом группы КЛА специального назначения.
25 января 1978 года был назначен инструктором-космонавтом, командиром группы слушателей-космонавтов.
7 января 1981 года приказом Главкома ВВС был уволен из Вооруженных Сил и отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья. Исключен из списков части 31 января 1981 года.

Космическая подготовка:
В 1962 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в ноябре получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК). 8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-космонавта.
С января 1963 по январь 1965 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП). 13 января 1965 года после сдачи экзаменов по ОКП получил квалификацию «космонавт ВВС». 23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы).

С сентября 1966 по 1971 года проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов.

С ноября 1971 по апрель 1972 года проходил подготовку в условном экипаже вместе с Виктором Горбатко .

С 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку к полету на ОПС-101 «Алмаз» («Салют-2») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с Борисом Волыновым . Полет был отменен из-за разгерметизации ОПС «Алмаз» на орбите в апреле 1973 года.

С 13 августа 1973 по июнь 1974 года проходил подготовку к полету ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа 1-й экспедиции, вместе с Борисом Волыновым . Во время старта КК «Союз-14» 3 июля 1974 года был дублером бортинженера корабля.

С января 1975 по июнь 1976 года проходил подготовку к полету на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») в качестве бортинженера основного экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с Борисом Волыновым .
Первый полет

С 6 июля по 24 августа 1976 года в качестве бортинженера корабля «Союз-21» и 1-й основной экспедиции (ЭО-1) на ОПС «Алмаз» («Салют-5»), вместе с Б.Волыновым .

Из-за возникших на станции проблем полет был прекращен досрочно.

Позывной: «Байкал-2».

Продолжительность полета составила 49 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды.

Общественно-политическая деятельность:
В 1993 году был инициатором создания и стал председателем Херсонского фонда «Космонавт Гагарин» по социальной защите инвалидов, малообеспеченных, воинов-афганцев и пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Со 12 июля 1994 по 7 июня 1996 года работал головой (руководителем) Херсонской областной Рады народных депутатов.
С 11 июля 1995 года был головой Херсонской областной государственной администрации.
Является президентом Всеукраинского Объединения «Слава», созданного под патронажем Государственного комитета связи и информации (объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы и членов их семей).

Академические степени:
С 22 апреля 1994 года является академиком Транспортной академии Украины.

Почетные звания:
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года).
Летчик-космонавт СССР (01.09.1976).
Заслуженный мастер спорта СССР (17.09.1976).
Государственный деятель 1-го ранга (Украина, 05.10.1994).

Классность:
Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) (18.01.1966).
Космонавт 3-го класса (31.08.1976).

Награды:
Награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (01.09.1976), медалью «За освоение целинных земель» (1976), медалью «За отличие в охране государственной границы» (1977) и 8-ю юбилейными медалями.
Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Награжден Орденом «За заслуги» III ст. (Указ Президента Украины №322/2008 от 11 апреля 2008 года).

Семейное положение
Отец - Жолобов Михаил Гаврилович, (1905 - 25.08.1993), капитан пароходства «КАСПАР» в Баку.
Мать - Жолобова Анастасия Васильевна, (1908 - 10.09.1998), домохозяйка.
Брат - Жолобов Валентин Михайлович, 1935 г.р., инженер завода «СК» в Сумгаите, на пенсии.
Жена (бывшая) - Жолобова (Тучкова) Лилия Ивановна, 1936 г.р., работала инженером в ЦНИИ-30.
Дочь - Жолобова Елена Витальевна, 1962 г.р., была замужем за космонавтом Тимоти Мейсом (Великобритания).
Жена - Жолобова (Андриец) Татьяна Ильинична, род. 28.03.1952, работала социологом нефтегазодобывающего управления «Холмогорнефть» в городе Ноябрьск Тюменской области.
Дочь - Жолобова Анастасия Витальевна, род. 13.05.1982.

Увлечения
Рыбалка, охота, музыка, книги, автомобиль, авиаспорт.

21.04.2012 07:30

5 октября 2011 года в Киеве презентована автобиографическая книга летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Виталия ЖОЛОБОВА «Звезда по имени судьба».




Это событие приурочено к ежегодной Всемирной неделе космоса, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН, и Дню открытия космической эры на Земле. Книга повествует о полете в космос, который состоялся летом 1976 года и длился 49 суток. Автор вспоминает о встречах с легендарными космонавтами - Гагариным, Леоновым, Поповичем, - о событиях, впечатлениях - с раннего детства и до наших дней.

Виталий Жолобов - наш земляк, живет и работает в Киеве. Активный общественный деятель - действующий президент Аэрокосмического общества Украины и председатель Всеукраинского объединения «Слава», которое объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев Украины. В прошлом - глава Херсонской областной государственной администрации, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, долгое время работал на Севере.

Над книгой Виталий Жолобов трудился более года. Воспоминания, описанные в очерках и новеллах, которые по аналогии с кинематографом названы стоп-кадрами, позволяют прочувствовать дух эпохи начала и развития освоения космоса. Это воспоминания о детстве и юности в украинском селе и в азербайджанской столице. Захватывающие дух приключения в экзотических странах. Размышления о наших днях, которые заставляют читателя задуматься.

«Мои друзья сетуют, что маленькую книгу написал. В беседах я им больше рассказывал, - признался автор. - Я никогда не вел дневников, поскольку, скажу откровенно, суеверен. Возможно, если бы были системные записи, книга получилась бы другой. А так - что вспомнилось, о том и поведал. Эта книга - о людях, с которыми мне посчастливилось встретиться, о жизни, о том, как она менялась, и, конечно, о космосе».

Презентация автобиографической книги космонавта собрала в теплой обстановке друзей и коллег автора, ветеранов и нынешних работников космической отрасли. Среди них - представители Государственного космического агентства Украины, Национальной академии наук Украины, Аэрокосмического общества Украины, Конструкторского бюро «Южное» имени Михаила Янгеля, Национального авиационного университета, Национального технического университета «КПИ», Житомирского музея космонавтики имени Сергея Королева и многие другие.

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров и в ближайшее время появится на полках книжных магазинов.

Часть тиража передана во все научно-технические и центральные областные библиотеки Украины, а также библиотеки вузов, которые готовят специалистов аэрокосмических, инженерных, исторических специальностей.

Отзывы о книге
ГУСТАВ ВОДИЧКА, писатель:
«Космонавт видел Землю издалека, и ступает по ней аккуратно. Он чувствует жизнь тоньше, потому что знает ей цену. Судьба космонавта - это праведная жертва для всех, кто живет на Земле. Эта книга - маленький памятник большому нравственному подвигу».

ЭДУАРД КУЗНЕЦОВ , почетный работник и ветеран космической отрасли Украины, советник Государственного космического агентства Украины:
«Читал книгу с большим интересом. Не только потому, что сам многие годы связан с космонавтикой и знаком с автором лично. Повествование «Звезда по имени судьба» - волнующее. Постоянно хотелось узнать, что будет дальше. И было жаль, когда книга закончилась.

Космические исследования, как проходили эксперименты и наблюдения в космосе, Виталий Михайлович отобразил логично и доступно для широкого круга читателей. Я надеюсь, что эта книга найдет своего вдумчивого читателя».

Максим Луцкий, первый проректор Национального авиационного университета, профессор:
«Это уникальное издание о судьбе космонавта, покорении человечеством безграничного космического пространства. Жизнь и учеба каждого из десятков тысяч студентов и преподавателей Национального авиационного университета связана с авиацией и космосом. Я буду рекомендовать им прочитать эту книгу. Это своеобразное введение в специальность. Книга приоткрывает таинственный занавес, за которым реальная, полная загадок, интересная жизнь космонавта».

Биографическая справка
Жолобов Виталий Михайлович

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Голопристанского района Херсонской области. Окончил среднюю школу №164 г. Баку (1954), Азербайджанский институт нефти и химии (1959), заочно Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1974).

Совершил космический полет в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и военной орбитальной станции «Алмаз» («Салют-5») по программе первой экспедиции (6 июля - 24 августа 1976 года).

После полета в Центре подготовки космонавтов командовал группой слушателей-космонавтов, в составе которой был будущий первый космонавт Украины Леонид Каденюк.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной электростанции (1986). В 1987 году избирался депутатом городского совета народных депутатов г. Киева.

3 июля 1994 года по июнь 1996 года возглавлял Херсонский областной совет народных депутатов, с июля 1995 года по июнь 1996 года руководил Херсонской областной государственной администрацией.

Заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины (1996-1997). Председатель Всеукраинской общественной организации «Слава» (с 1999). Президент Аэрокосмического общества Украины (с 2002).

Почетный гражданин поселка Голая Пристань и городов Херсона, Тернополя, Калуги, Гагарина, Байконура, Прокопьевска.



Ж олобов Виталий Михайлович – бортинженер космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5», лётчик-космонавт СССР, полковник-инженер.

Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка ныне Голопристанского района Херсонской области (Украина) в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1966 года. В 1954 году окончил среднюю школу №164 в городе Баку (Азербайджан), в 1959 году – Азербайджанский институт нефти и химии имени Мешади Азизбекова (ныне – Азербайджанская государственная нефтяная академия) по специальности «Автоматические, телемеханические и электроизмерительные приборы и устройства».

В Советскую армию был призван в июле 1959 года. Проходил службу в в/ч 15644 (на полигоне Капустин Яр): начальник машины отделения РУД инженерно-испытательной команды (с августа 1959 года), инженер-испытатель 3-го отдела (с января 1960 года).

В 1962 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в ноябре получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК) для зачисления в отряд космонавтов. 8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-космонавта.

С января 1963 по январь 1965 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП). 13 января 1965 года после сдачи экзаменов по ОКП получил квалификацию «космонавт ВВС». В январе 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы). С сентября 1966 по 1971 года проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. 30 апреля 1969 года был назначен космонавтом 2-го отдела 1-го управления 1-го НИИ ЦПК. С ноября 1971 по апрель 1972 года проходил подготовку в условном экипаже вместе с .

С 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку к полету на ОПС-101 «Алмаз» («Салют-2») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с . Полет был отменен из-за разгерметизации ОПС «Алмаз» на орбите в апреле 1973 года.

С 13 августа 1973 по июнь 1974 года проходил подготовку к полету ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа 1-й экспедиции, вместе с . Во время старта КК «Союз-14» 3 июля 1974 года был дублером бортинженера корабля.

В июле 1974 года без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов заочно окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.

С января 1975 по июнь 1976 года проходил подготовку к полету на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») в качестве бортинженера основного экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с . 30 марта 1976 года был назначен космонавтом группы КЛА специального назначения.

6 июля – 24 августа 1976 года совершил космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5» продолжительностью 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды (совместно с полковником ). За время этого космического полёта была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта.

З а успешное осуществление орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года лётчику-космонавту СССР полковнику-инженеру Жолобову Виталию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11262).

После космического полёта В.М.Жолобов продолжал службу в ЦПК имени Гагарина. С января 1978 года – командир группы слушателей-космонавтов и инструкторов-космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1981 года полковник-инженер В.М.Жолобов – в запасе.

С апреля 1983 по февраль 1987 года работал помощником генерального директора научно-производственного объединения «Маяк» по гражданской обороне (Киев), начальником штаба гражданской обороны научно-исследовательского института электромеханических приборов, избирался депутатом Киевского горсовета народных депутатов. В 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, занимался эвакуацией людей и оборудования из города Припять.

В феврале 1987 года перевелся на должность заведующего лабораторией наклонного бурения Ноябрьского комплексного научно-исследовательского отдела для обеспечения работ в объединении «Ноябрьскнефтегаз» в городе Ноябрьск Тюменской области; 21 февраля 1987 года был переведен в Управление «Запсибнефтегеофизика». В августе 1987 года был назначен начальником организованной им Ноябрьской аэрокосмогеологической партии по поиску полезных ископаемых. С 1990 по январь 1991 года работал заведующим кафедрой аэрокосмогеологии и геодезии, с января 1991 по декабрь 1992 года – заведующим кафедрой геодезии и картографии аэрокосмогеологических исследований филиала Института повышения квалификации (ИПК) Мингеологии СССР (с января 1992 года – Институт менеджмента, бизнеса и переподготовки кадров Госкомитета Украины по геологии и использованию недр) в Киеве. С января по ноября 1993 года работал председателем спорткомитета в инновационном объединении «Мираж».

С июля 1994 по июнь 1996 года – председатель Херсонского областного совета народных депутатов, с июля 1995 по июнь 1996 года – глава Херсонской областной государственной администрации. С июня 1996 по февраль 1997 года – заместитель Генерального директора Национального космического агентства Украины. С августа 1997 по июль 1998 года – заместитель директора ООО «Таврия-Импэкс ЛТД». С ноября 1998 года работал заместителем генерального директора ТОО «Калита». С апреля 2002 года – президент Аэрокосмического товарищества Украины.

Активно занимается общественной деятельностью. Являлся заместителем председателя оргкомитета акции «Колокола Чернобыля». Организовывал ряд значительных международных акций по социальной защите пострадавших от аварии на ЧАЭС. В 1993 году стал инициатором создания и возглавил Херсонский фонд «Космонавт Гагарин» по социальной защите инвалидов, малообеспеченных, воинов-афганцев и пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Является президентом Всеукраинского Объединения «Слава», созданного под патронажем Государственного комитета связи и информации, которое объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы и членов их семей.

Живет в Киеве (Украина).

Полковник-инженер (29.08.1976). Награждён советским орденом Ленина (1.09.1976), медалями, в том числе «За освоение целинных земель» (1976) и «За отличие в охране государственной границы» (1977), украинским орденом «За заслуги» 3-й степени (11.04.2008), российской медалью «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Летчик-космонавт СССР (1.09.1976). Заслуженный мастер спорта СССР (17.09.1976). Государственный служащий 1-го ранга (Украина, 5.10.1994). Академик транспортной академии Украины (1994).

Почётный гражданин городов Гагарин (Смоленская область), Калуга (8.09.1976), Ленинск (ныне Байконур, Казахстан), Прокопьевск (Кемеровская область), Тернополь (Украина), Херсон (Украина; 16.12.1976), Целиноград (ныне Астана, Казахстан), посёлка Голая Пристань (Херсонская область, Украина).

, Голопристанский район , Херсонская область , Украинская ССР , СССР

Награды:

Вита́лий Миха́йлович Жо́лобов (укр. Віталій Михайлович Жолобов ; род. 18 июня ) - советский космонавт и украинский политик, Герой Советского Союза .

Член Международной ассоциации космических полетов, Международной авиационной федерации, Международной ассоциации полицейских.

Биография

Космические полёты

  • .
  • . Видеоэнциклопедия «Космонавты». Телестудия Роскосмоса .