Начальная неизменяемая форма глагола. Что такое неопределенная форма глагола? Глаголы-инфинитивы в русском языке
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ NO 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а за
тем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разбор
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. .
Некоторые считают, что поскольку мышление сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших
технических возможностей и нашего понимания. Такой ар гумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления оста ются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, спо собных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мыш лению. Мышление участвует в решении задач и формиро вании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) отно
сится к умению выяснять свойства, присущие некоторому
классу объектов или идей. Понятие можно определить как
совокупность определенных существенных признаков и
правил, связывающих эти признаки. Признаки означают
некоторые характеристики объектов, относящихся и к дру
гим объектам. Подвижность, например, это признак авто мобиля, но подвижностью обладают и другие объекты -
поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количест венной, так и на качественной основе. Так, подвижность -
это качественная черта, которую можно измерить количе
ственно. К примеру, автомобиль данной марки обладает
этим признаком в большей степени, чем автомобили других
Формирование понятий - одв:а из самых важных по знавательных функций человека. В большинстве наук в пе
риод их становления формирование понятий играет ре
шающую роль в оргав:изации данных. Расположение
элементов в химии, разработка филогенетической класси фикации в биологии, классификация видов памяти в био логии - все это примеры формирования понятий, способ
ствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то
задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется от
носительно легко. Вполне может быть, что постижение мира
возможно только через развитие познавательных структур,
которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и собы
тия в единое понятие. Таким образом, изучение формирова ния понятий не изолировано от основного потока повседнев ной жизни, но находится прямо в центре ее.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий
процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два чело
века могут думать об одном и том же, но их выводы, полу
ченные посредством мышления, могут отличаться; одно бу
дет <с логичным , другое - «нелогичным».
(Р. Солсо)
ния понятий в науке и других способах постижения
мира? Приведите два положения, раскрывающих эту
22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмот
рения· или одной темы могут отличаться у разных лю
купность существенных признаков. Опираясь на обще ствоведческие знания, укажите один существенный
признак любых трех понятий, относящихся к различ
ным сферам общества.
24. Существует точка зрения, согласно которой абстракт
ные умозаключения не способны приводить к пра вильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два ар
гумента в поддержку этой позиции и один аргумент -
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная ролы? Привлекая знания обществоведче
ского курса, составьте два предложения: одно предло-
26. В рыночной экономике с определенной периодично
стью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин
циклического развития экономики в условиях рынка.
Конкретизируйте любую из этих причин.
27. Коммерческое предприятие ((Сигма» занимается разра боткой и распространением программного обеспечения
для компьютеров. Получаемая от реализации продук
ции прибыль распределяется в соответствии с разме
ром вносимого каждым членом коллектива пая и до
лей его трудового участия. Какова организационно
правовая форма этого предприятия? Укажите два при знака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно
правовой формы, не указанный в условии задачи.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме
Политическое сознание». Составьте план, в соответст
вии с которым Вы будете освещать эту тему. План
два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой це лью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,
раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозна чив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой
проблемы (обозначенной темы), при аргументации
своей точки зрения используйте знания, полученные
при изучении курса обществознания, соответствую
щие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактиче
ской аргументации приведите не менее двух примеров
из различных источников.)
Философия |
~поиск истины важнее, чем облада- |
|
ние ею» (А. Эйнштейн). |
||
Экономика |
«Бережливость - важнейший источ- |
|
ник благосостояния» (Цицерон). |
||
Социология, |
«Есть много способов сделать карьеру, |
|
социальная |
но самый верный из них - родиться |
|
психология |
в нужной семье» (Д. Трампт). |
|
Политология |
«Большая политика - это всего лишь |
|
здравый смысл, применимый к боль- |
||
шим делам» (Наполеон). |
29.5 Правоведе- «Наряду с законами государственны-
няющие упущения в законодательст-
ве» (Г. Филдинг).
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИSI ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант 1
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание
считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению за
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оце нивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 бал ла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми
верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (от
сутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное
выполнение задания (при указании двух или более оши
бочных цифр) - |
О баллов. |
||||
No задания |
No задания |
||||
нормативная |
|||||
Критерии оценивания заданий с развернутым
21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание
формы государства.
не искажающие его смысла)
В ответе указываются факторы:
- уровень экономического развития;
не искажающие его смысла)
- соотношение между политическими силами;
- географическое положение страны;
Исторические традиции. |
|||
Элементы ответа могут быть приведены в иных, |
|||
близких по смыслу формулировках |
|||
Указаны четыре фактора |
|||
Указаны два-три фактора |
|||
Указан один фактор. |
|||
ИЛИ Ответ неправильный |
|||
Мак:симальпый балл |
22. Приведите указанные автором два признака монархии.
Используя обществоведческие знания, назовите еще
один признак.
не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие эле-
1) приведены два признака монархии, указанные
- во главе государства стоит монарх,
- его правление не ограничено каким-либо сроком;
2) назван еще один признак, например: власть пе-
редается по наследству. |
||
Может быть назван другой признак |
||
Приведены два признака, назван еще один |
||
Приведены два признака. |
||
ИЛИ Приведен один признак, назван еще один |
||
Приведен один признак. |
||
ИЛИ Назван еще один признак. |
||
ИЛИ Ответ неправильный |
||
Мак:симальпый балл |
||
23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Соотнесите эти характеристики российского государ
ственного строя с тремя, указанными в тексте, эле
ментами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
не искажающие его смысла) |
|||
в ответе должны быть указаны три элемента фор- |
|||
мы, каждая из которых должна быть соотнесена с |
|||
характеристиками российского государственного |
|||
1) форма правления: республика; |
|||
2) форма территориально-государственного устрой- |
|||
ства: федерация; |
|||
3) политический режим: демократия. |
|||
"Указаны три элемента формы, каждый соотнесен с |
|||
соответствующей характеристикой российской го- |
|||
сударственности |
|||
"Указаны и соотнесены два элемента формы |
|||
"Указан и соотнесен один элемент формы |
|||
Ответ неправильный |
|||
Максимальный балл |
24. Сторонники монархий утверждают, что такие государ ства более устойчивы и лучше обеспечивают преемст венность власти. Опираясь на обществоведческие зна
ния, используя текст, приведите три аргумента в
пользу республиканского строя.
(допускаются иные формулировки ответа, |
|
не искажающие его смысла) |
|
в ответе могут быть приведены следующие ~ |
|
1) республиканская форма с системой постоянных |
|
выборов органов власти обеспеЧивает участие на- |
|
селения в политических процессах; |
|
2) в республиках устанавливается более тесная |
|
связь власти с народом благодаря ответственности |
|
лидеров перед своими избирателями; |
|
3) сменяемость власти при республиканском строе |
|
создает условия для обновления элит. |
|
Могут быть приведены другие аргументы |
|
Показаны два преимущества и один недостаток |
|
Показано одно преимущество и один недостаток. |
|
ИЛИ Показаны два преимущества |
|
Показано одно преимущество. |
25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «по
требитель ? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения: одно предложение,
не искажающие его смысла)
элементы:
1) смысл понятия, например: потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказы
вает услуги для личных целей.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)
2) одно предложение с информацией о целях по требителя, например: «Целью потребителя являет
ся извлечение максимальной полезности от ис
пользования товаров и услуг . |
|
3) одно предложение, содержащее информацию об |
|
источниках дохода, получаемого потребителем, |
|
например: «Одним из источников дохода потреби |
|
теля является заработная плата . |
|
(Могут быть составлены любые другие предложения, |
|
Предложения должны быть сформулированы кор |
|
ректно, не содержать элементов, искажающих |
|
смысл понятия и/или его аспектов. |
|
Предложения, содержащие сущностные ошибки, |
|
не засчитываются при оценивании |
|
Правильно названы и проиллюстрированы приме- |
|
рами три функции |
|
Правильно названы две-три функции, две из кото- |
|
рых проиллюстрированы примерами. |
|
ИЛИ Правильно названы две функции, приведены |
|
ИЛИ Приведены только три примера |
|
Правильно приведены только один-два примера. |
|
ИЛИ Названы только одна-две функции. |
|
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, |
|
не соответствующие требованию задания. |
|
ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальпый балл |
|
26. Назовите любые три вида социальных норм и про
иллюстрируйте каждую из них примером.
не искажающие его смысла)
В ответе должны содержаться следующие элемен
1) названы три вида социальных норм, например:
Нормы морали;
Нормы права;
- традиции и обычаи;
2) каждая из норм проиллюстрирована примером,
допустим:
- уважение к старшим, забота о младших, чест
ность в отношениях с окружающими как проявле
ния моральных норм;
Примеры нормативно-правовых актов: Конститу ция РФ, федеральное законодательство (закон Об образовании в РФ , закон:ь~ субъектов РФ, указы Президента РФ);
- примеры традиций и обычаев: праздник по
27. В лаборатории химического института проводится
сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные
наблюдения за происходящими изменениями. Полу
ченные данные обрабатываются и анал:изируются по установленным критериям. Назовите три метода науч
ного исследования, упомянутые в условии задания.
Опираясь на обществоведческие знания, укажите и
кратко охарактеризуйте еще один метод, используе
мый в науке.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
1) названы методы научного исследования:
Наблюдение;
Эксперимент;
- системный анализ;
2) указан еще один метод, например: моделирование;
3) указанный метод кратко охарактеризован, на
пример: разработка некоторых схематических |
|
представлений, аналогичных реальным процессам |
|
и явлениям, для выделения и изучения наиболее |
|
существенных свойств и связей. |
|
Может быть указан другой метод и дана иная ха |
|
рактеристика. |
|
зап и охарактеризован еще один метод |
|
Названы три метода научного исследования, ука- |
|
зан еще один метод. |
|
ИЛИ названы два метода научного исследования, |
|
указан и охарактеризован еще один |
|
Названы три метода научного исследования. |
ИЛИ Названы два метода исследования~ указан
еще один.
ИЛИ Назван один метод исследования, указан и
охарактеризован еще один
Морфология русского языка многоаспектна и интересна. Она изучает особенности частей речи, их постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно рассматриваются глаголы-инфинитивы.
Инфинитив
Не каждому известно, что такое инфинитив. в начальной форме. Он представляет глагол в словарях. К примеру, в толковом словаре нет глагола встречаешься , так как это личная форма, словарная статья посвящена этому же глаголу, но в начальной форме - встречаться . Поставить глагол в данную форму можно, задав вопрос что делать? либо что сделать?: встречаешься - что делать? встречаться, рисую - что делать? рисовать, перезвонит - что сделать? перезвонить . Отличается инфинитив от других глагольных форм не только вопросом. Суффиксы инфинитивов (глагола в начальной форме) особенные: -ть, -ти, -чь. Следовательно, анализируемое слово является инфинитивом, если в глаголе есть такие морфемы.
Глагол и его неопределенная форма
Особенно увлеченных изучением русского языка учеников и студентов волнует вопрос, почему инфинитив называют неопределенной формой глагола. Во-первых, само слово "инфинитив" восходит к латинскому слову, которое переводится как "неопределенный". Во-вторых, по инфинитиву не определяется форма глагола, точнее, его личная форма, форма времени, наклонения, рода, числа и так далее. По инфинитиву определяются постоянные признаки глагола, такие как вид, спряжение, возвратность и переходность. О них речь пойдет ниже.
Неизменяемые признаки глагола
При выполнении требуется обозначить его признаки. Постоянные признаки указываются по неопределенной форме глагола.
Вид - частеречная категория, отображающая отношение действия к своему внутреннему пределу: совершилось/происходит. Глаголы-инфинитивы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют совершенный вид: сказать, приготовить, уехать . Глаголы в начальной форме, отвечающие на вопрос что делать? имеют несовершенный вид: говорить, готовить, ехать . Выделяют видовые пары, то есть слова с тождественным значением, но разного вида: решить - решать, сказать - говорить, зашить - зашивать, испечь - печь.
Традиционно определяется по начальной форме. К 2 спряжению относятся те, что заканчиваются на -ить (исключение брить, стелить, зиждиться ), и глаголы держать, гнать, видеть, смотреть, слышать, дышать, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть ; к первому - все остальные глаголы. Спряжение не всех глаголов можно определить по инфинитиву. Выделяется класс которые при изменении совмещают окончания 1 и 2 спряжений. Это слова дать, есть, бежать, хотеть .
Переходность - следующий постоянный признак. Глаголы-инфинитивы, которые способны управлять существительным в винительном падеже, называются переходными, а те, что не могут, - непереходными. Например, пришить (что?) пуговицу, записать (что?) фильм, нарисовать (кого?) ребенка - переходные; удивляться, звонить, стрелять не употребляются с винительным падежом, то есть непереходные.
Возвратными называются те глаголы, которые имеют постфикс -ся: строиться, умываться, оговориться. Невозвратными - те, у которых данный аффикс отсутствует.
Вопрос о морфеме -ть
Показатели начальной формы глагола - морфемы -ть, -ти, -чь - вызывают дискуссии языковедов. Многие определяют их как окончания, ссылаясь на их возможность меняться: сказать - сказал, указать - указал . Однако инфинитив считается неизменяемой формой, поэтому окончаний у него быть не должно. Все более распространенной является версия о том, что морфемы, обозначающие инфинитив, - это словоизменительные суффиксы.
Неличная форма глагола
Инфинитивы относятся к неличным формам глагола. Это связано с тем, что это неизменяемая форма, у которой лицо, род, число не определяются. Инфинитивы не имеют при себе имен существительных в именительном падеже, в отличие от личных форм. Они только называют действие без его отношения к лицу. Не связан инфинитив и с категорией времени, которая определяется у личных форм. Наклонение у них также не определимо. То есть инфинитив ирреален, он вне времени, он только называет действие. Некоторыми обучающимися задается вопрос о том, в чем зависимость инфинитива от глагола. Инфинитив - это, по-другому, глагол в начальной форме.
В русской грамматике выделяют и другие неличные формы - это причастие и деепричастие. Они, как и инфинитив, не изменяются по лицам. Деепричастие - такая неизменяемая форма глагола, что совмещает признаки наречия и глагола и отвечает на вопрос что сделав? что делая? : прочитав, издав, указывая, припевая . Причастие является такой формой глагола, что обозначает признак по действию, совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола, отвечает на вопросы имен прилагательных: какой? окруженный, действующий, смотрящий, забытый .
Роль инфинитива в предложении
Особенность неопределенной формы глагола заключается в том, что она может выполнять в предложении роль любого члена. Довольно часто является подлежащим Примеры: Во всем искать истину было ее самоцелью. Ценить труд окружающих - это достойно. Разговаривать с ним бесполезно . Обозначая действие, инфинитив выполняет роль сказуемого: Не видать вам отдыха! Его не понять. Ее не узнать . Часто он входит в следуя за вспомогательным глаголом: Семья хотела остаться здесь на месяц. Лена начала работать сразу после назначения на должность. Он перестал шутить после полученного замечания .
Второстепенные члены предложения также могут быть выражены неопределенной формой глагола. Так, инфинитив выполняет роль дополнения в предложениях: Капитан приказал наступать. Они договорились встретиться. Она быстро привыкла работать. Определение может быть выражено инфинитивом: У нее было стремление изменить мир к лучшему. Он воспользовался возможностью удалиться. Надежда выехать к утру успокаивала их. Обстоятельство, представленное начальной формой глагола: Вера собиралась поехать к морю. Волонтеры остановились у озера покормить птиц. К ней приходят заниматься дети со всего города.
Инфинитивы в фольклоре и художественной литературе
Инфинитивы давно используются народом в устном народном творчестве, точнее в пословицах. Неопределенная форма глагола в них необходима для создания обобщения содержания: Меньше обещать, меньше согрешить. Вору потакать - самому воровать. Не трудно выполнить, да трудно придумать . В художественной литературе широко употребляются глаголы-инфинитивы. Примеры: "Пеньком дремучим - это я сумею прожить", "Я для того и позвал вас - выяснить", "Ты дай сперва приехать", "и никому до его забот не было дела, а так - лишь бы поговорить" (Шукшин В.М. "Печки-лавочки"); "Никому не хочется менять... равновесия", "привычка усмехаться т аким образом... слегка стянула в сторону нижнюю часть его... лица", "можно было попросить не посыпать его толчёным арахисом" (Искандер Ф.А. "Летним днем").
Все глагольные формы подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые. К спрягаемым относятся формы, обладающие грамматическими категориями наклонения, времени, лица (или рода у глаголов прошедшего времени). Это формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формы повелительного и сослагательного наклонений. Например: читаю, читаешь, читает, читай, читал, читала, читал бы, буду читать. Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого (простого глагольного), иначе говоря, предиката, поэтому они называются еще предикативными формами.
Спрягаемые формы обозначают процесс в отношении к действующему лицу или предмету и обладают категорией лица, следовательно, они являются личными формами: Наши нивы цветут,- мы отстояли весну. Наши силы растут,- мир победит войну. (Долм.)
К неспрягаемым относятся формы глагола, не обладающие категорией наклонения, времени и лица. Это инфинитив (неопределенная форма), причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие - неизменяемые формы; причастие - изменяемая неспрягаемая форма: причастия склоняются, подобно прилагательным. В причастиях частично отражается категория времени: они имеют формы настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастий нет).
Инфинитив
Инфинитив, или неопределенная форма,- это исходная, начальная форма глагола, в которой заключено наиболее общее его лексическое значение. Этим инфинитив уподобляется форме именительного падежа имени существительного, ср.: бегать - бег, читать - чтение, спать - сон.
Между именем существительным со значением действия или состояния и инфинитивом есть существенное различие. Данные существительные, как и все остальные имена существительные, имеют значение предметности. Например, существительные рисование, плавание, езда, бег выражают 176
действие как предмет, а неопределенная форма глаголов рисовать, плавать, ездить, бегать выражает действие как процесс, т. е. действие в развитии.
Инфинитив характеризуется категориями вида (читать - прочитать), переходности и непереходности (читать книгу, работать), залога (вспахивать поля - действительный залог, вспахиваться - страдательный залог). Как и другие неспрягаемые формы, инфинитив не имеет самостоятельных грамматических категорий наклонения, времени и лица, хотя в контексте может употребляться в значении различных наклонений и времен: И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами... (П.) - в значении изъявительного наклонения прошедшего времени; Не стрелять! - в значении повелительного наклонения; Посадить бы за деревней хороший колхозный сад! - в значении сослагательного наклонения. Отношение действия, выраженного инфинитивом, к действующему лицу и времени устанавливается посредством спрягаемых форм других глаголов: я могу петь, ты можешь петь, он может петь.
Образуется инфинитив при помощи суффиксов -ть, -ти или имеет специфический, своеобразный показатель - конечный -чь ". Наиболее распространенным в современном русском языке является суффикс -ть, он образует формы инфинитива от основ на гласную: работа-ть, стреля-ть, сиде-ть, строи-ть, двину-ть, коло-ть, крыть и реже - на согласную: прочесть, упасть. Суффикс -ть возник в результате фонетического изменения древнего суффикса -ти, а именно в результате редукции конечного неударного и: читати - читать, писати - писать.
Суффикс -ти сохраняет наиболее древний вид суффикса инфинитива. Он употребляется после основ на согласную з, с, д, т, б и обычно является ударным: вез-тй, полз-тй, нес-тй, пас-тй, ид-тй.
Приставка вы-, прибавляемая к инфинитиву с суффик- сом-шы, перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести, выгрести.
Показатель инфинитива -чь, который не следует рассматривать ни как суффикс, ни как окончание, имеют глаголы с основой настоящего (будущего) времени на заднеязычные г, к: беречь - берег-ут, стеречь - стерегут, лечь - ляг-ут, испечь - испек-ут, течь - тек-ут.
В возвратных глаголах за показателем инфинитива следует постфикс -ся: умываться, встречаться, нестись, беречься.
В предложении инфинитив может выполнять функции главных и второстепенных членов, ср.: Просыпаться на заре - приятно (подлежащее). Не узнать наши края. Мы стали собираться в дорогу (сказуемое). Брат просил купить ему футбольный мяч (дополнение). Желание путешествовать не покидало меня (несогласованное определение). Отец ушел удить рыбу (обстоятельство цели). Таким образом, инфинитив по существу выполняет те же синтаксические функции, что и имя существительное.
Различаются субъектный и объектный инфинитивы. Субъектный инфинитив обозначает действие субъекта предложения, который чаще всего является подлежащим: Он решил уехать в Крым. Объектный инфинитив обозначает действие не субъекта, а другого лица: Врач посоветовал больному уехать в Крым.
25. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.
Все глагольные формы, спрягаемые и неспрягаемые, образуются от двух глагольных основ: от основы инфинитива и от основы настоящего (будущего простого, если глагол совершенного вида) вре м е н и.
Чтобы получить основу инфинитива, нужно отнять его показатель - формообразующий суффикс -ть, -ти: ска- за-ть, стоя-ть, смотре-ть, строи-ть, верну-ть, везти, нес-ти.
Для выделения образующей основы настоящего (будущего) времени нужно брать форму 3-го лица множественного числа (в других личных формах может происходить чередование согласных в конце основы). В этой форме отбрасывается фонемное личное окончание -ут или -ат: стерег-ут (ср. стереж-ет ), ляг-ут (ср. ляж-ешь), решают - решай-ут; леж-ат, сидят (просидят) - сид’-ат (просид’-ат), стоят - стой-ат.
Основы инфинитива и настоящего (будущего) времени в одних случаях совпадают, в других не совпадают. Как правило, совпадают, если основа инфинитива (современная или древняя у глаголов на -чь, -сти, -сть) оканчивается на согласный звук, и не совпадают, если основа инфинитива оканчивается на гласный. Ср.: вез-ти - вез-ут, нес-ти - нес-ут, помочь - *помог-ти - помог-ут, вес-ти - *вед~ти - вед-ут; покор и-ть - покор’-ат, реша-тъ - решай-ут, закрыва-тъ - закрывай-ут, дава-ть - дай- ут, писа-ть - пиш-ут, бежа-ть - бег-ут.
От основы инфинитива образуются:
1.спрягаемые формы глагола прошедшего времени изъявительного наклонения (с помощью суффикса -л и родовых окончаний): проходи-ть - проходи-л-(), -а, -о, -и; рассказа-ть - рассказа-л~(), -а, -о, -и; вез-ти - вез- 0-(), вез-л-а, -о, -и; беречь - *берег-ти - берег- 0 -(), берег-л-а, -о, -и;
2.формы сослагательного наклонения: прочитал бы, сберег ры, привез бы, отвел бы;
3.формы причастий прошедшего времени, действительных и страдательных (с помощью суффиксов -вш-, -ш-; -нн~, -енн-, -т- и родовых окончаний): рассказа-ть - рассказа-вш-ий, -ая, -ее, -ие, рассказа-нн-ый; сберечь - *сберег-ти - сберег-ш-ий, сбереж-енн-ый; привести - *привед-ти - привед-ш-ий, привед-енн-ый; раскрыть - раскры-вш-ий, раскры-т-ый;
4.формы деепричастий совершенного вида (с помощью суффиксов -в, -вши, -ши ): переда-ть - переда-в, умы- ть-ся - умы-вши-сь, отнес-ти - отнес-ши.
От основы настоящего времени образуются:
1.личные формы настоящего времени глагола (с помощью личных окончаний): читай-у, читай-эшь, читай- эт, читай-эм, читай-эте, читай-ут;
2.формы повелительного наклонения от глаголов несовершенного вида (с помощью нулевого окончания или окончания -и- в форме единственного числа и постфикса -те в форме множественного числа): читай-ут - читай(), читайте; сид-ат - сиди, сидите. Формы повелительного наклонения совершенного вида образуются от основы будупрочитали, рисуешь, растет, зазеленеют, будем петь (изъявительное наклонение), прекратился бы, поняла б, возвратились бы (сослагательное наклонение), рисуй, говорите, пусть пишут, давайте прочитаем, встать! (повелительное наклонение).
3.Формы причастий настоящего времени: несут-несущий;
4.формы деепричасний несовершенного вида (с помощью суффикса –а):лежат-лежа.
Категория вида указывает на отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к достижению своего внутреннего предела. Иначе говоря, глагольный вид обозначает, как протекает действие, его длительность, протяженность вне своего предела или законченность, результативность, достижение своего внутреннего предела. И в зависимости от способа развития действия, его длительности или завершенности различаются два вида глагола - совершенный и несовершенный.
Категория вида свойственна всем глаголам и проявляется в любой глагольной форме - спрягаемой и неспрягаемой. Ср.: делать, делал, делавший, делаю, делающий, делая - несовершенный вид; сделать, сделал, сделавший, сделав, сделаю - совершенный вид. У спрягаемых форм глаголов категория вида тесно связана с категорией времени.
Совершенный вид указывает на законченность, результативность, достижение внутреннего предела действия в прошлом или будущем: прочитать - прочитал, прочитаю; написать - написал, напишу; доехать - доехал, доеду; рассказать - рассказал, расскажу.
Наряду с глаголами, обозначающими завершенность действия, в системе совершенного вида можно выделить глаголы, характеризующиеся специфическим лексическим значением, в частности глаголы, которые обозначают:
1) начало действия; для них характерны приставки за-, по-, вз-: заговорить, запеть, закричать, забегать, заплясать, пойти, побежать, поплыть, взлететь, взволноваться;
2) ограниченность действия во времени (глаголы с приставками по- и про-)", поработать, погулять, подышать, побегать, посмеяться (недолго, немного), пробегать, просидеть.
3) мгновенное, однократное (одноактное) действие; это значение вносит суффикс -ну-: двинуть, стукнуть, толкнуть, махнуть, прыгнуть, крикнуть, свистнуть;
Несовершенный вид глагола характеризует длительное, протяженное, незавершенное действие или состояние, без указания на достижение им внутреннего предела в прошлом, настоящем или будущем: читать - читал, читаю, буду читать; писать - писал, пишу, буду писать; ехать - ехал, еду, буду ехать; рассказывать - рассказывал, рассказываю, буду рассказывать.
С глаголами несовершенного вида могут сочетаться так называемые фазовые глаголы, которые указывают на различные стадии (фазы) развития действия (его начало, продолжение, окончание): начал (начинал) писать; принялся (принимался) рисовать; продолжал петь; кончил (кончал) работать; перестал (переставал) разговаривать; прекратил (прекращал) играть. Сочетание фазовых глаголов с глаголами совершенного вида невозможно.
Среди глаголов несовершенного вида выделяется особая группа парных глаголов движения: идти - ходить, бежать - бегать, лететь - летать, плыть - плавать, ехать - ездить, брести - бродить, ползти - ползать, лезть - лазить, нестись - носиться, нести - носить, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, катить - катать, тащить - таскать. Эти парные глаголы движения выражают различия в оттенках значения. Левые члены пар обозначают не расчлененное на отдельные акты, непрерывное движение, направленное в одну сторону, и называются глаголами однонаправленного, или определенного, движения (подругой терминологии, моторно-некратными): идти, бежать, лететь, плыть и т. д. Глаголы в парах справа (ходить, бегать, летать и т\ п.) обозначают или непрерывное разнонаправленное движение (ходил туда-сюда), или повторяющееся во времени движение (хожу на работу через парк; часто ходит в театр) и называются глаголами разнонаправленного, или неопределенного, движения (моторно-кратными).
Иногда глаголы типа ходить, летать, плавать и т. п. могут обозначать свойство предмета (лица или животного): человек ходит, птицы летают, рыбы плавают, пресмыкающиеся ползают и т. п.
Способы образования видов.
Непроизводные глаголы и глаголы, образованные от других частей речи (не от глаголов), чаще всего относятся к несовершенному виду: жить, пить, сидеть, идти, брать, писать, краснеть, белеть, охать, плотничать и т. п. И только небольшая группа непроизводных глаголов относится к совершенному виду, например: бросить, дать, стать, сесть, лечь, пустить, решить и др.
Большинство глаголов современного русского языка образуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писать - написать, решить - - перевернуть, исчезать - исчезнуть.
1. Наиболее часто глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок, т. е. префиксальным способом: делать - сделат ь, писать - написат ь, строить - построить, слабеть - ослабеть.
Присоединение приставки к глаголу несовершенного вида переводит глагол в совершенный вид. Однако приставочные глаголы совершенного вида не всегда образуют видовую пару с соответствующим бесприставочным глаголом несовершенного вида, так как глагольные приставки в русском языке могут выполнять и грамматическую, и лексическую функцию, т. е. изменять вид глагола и одновременно вносить в основу глагола новое лексическое значение. В таком случае бесприставочный и приставочный глаголы не образуют видовой пары, не являются соотносительными по виду. Например, глаголы писать - написать имеют одинаковое лексическое значение, приставка на- выполняет чисто грамматическую функцию, поэтому эти глаголы соотносительны по виду и образуют видовую пару. Но сравним лексическое значение глаголов, присоединивших к глаголу писать другие приставки: писать - вписать, выписать, дописать, записать. Здесь каждая приставка вносит оттенок нового лексического значения, поэтому приставочные глаголы совершенного вида не образуют видовой пары с бесприставочным глаголом несовершенного вида.
В качестве формообразующих приставок, т. е. приставок, образующих формы совершенного вида, вступающие в видовую пару с бесприставочными глаголами несовершенного вида, чаще всего выступают приставки с-: варить - сварить, петь - спеть, прятать - спрятать. Реже чисто грамматическую функцию выполняют приставки на-: писать - написать; за-: гримировать - загримировать; у-: топить - утопить, красть - украсть; очень редко - приставки из- (ис-): печь - испечь, пугать - испугать, портить - испортить; при-: готовить - приготовить, сниться - присниться; вз-, воз-: волноваться - взволноваться, мужать - возмужать.
2. В образовании видовых пар глаголов широко используется суффиксальный способ.
От бесприставочных и, реже, приставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -и- образуется несовершенный вид глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), т. е. в
видовой паре происходит мена, чередование суффиксов –и-а-(-я-). При этом может происходить также чередование согласных в основе: решить - решать, бросить - бросать, кончить - кончать, получить - получать, встретить - встречать. Этот способ образования видовых пар малопродуктивен.
От приставочных глаголов совершенного вида образуются приставочные глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ева-, -ва~. Этот способ наиболее продуктивен: разыскать - разыскивать, выплатить - выплачивать, расстрелять - расстреливать; переписать - переписывать, прочитать - прочитывать, разглядеть - разглядывать; затмить - затмевать, продлить - продлевать;
Процесс образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида называется имперфект и- в а ц и е й.
Суффиксы -ва-, -ева- ударные. В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ива (-ыва) ударение всегда падает на слог, предшествующий данному суффиксу (кроме отдельных глаголов с неподвижным ударением): вытянуть - вытягивать.
3.В редких случаях образование видовых пар осуществляется посредством перемещения ударения: засыпать - засыпать, вырезать - вырезать, выносить - выносить, а также в результате чередования гласных и согласных звуков в корне: взять - взимать, поднять - поднимать.
4.Некоторые глаголы совершенного и несовершенного вида, образующие видовые пары, имеют супплетивные, т. с. инозвучные, основы: брать - взять, говорить - сказать, искать - найти, ловить - поймать, класть - положить, лечь - ложиться, сесть - садиться, стать - становиться.
27. Двувидовые и одновидовые глаголы. Видовая пара.
В современном русском языке имеется группа глаголов, которые, не изменяя своей основы, могут употребляться в значении как несовершенного, так и совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: использовать, организовать (Что делать? и что сделать?), использую, организую (что делаю? и что сделаю?).
Небольшую группу двувидовых глаголов (около 70) составляют глаголы славянского происхождения, например: бежать, велеть, воздействовать, женить (-ся), использовать, исследовать, казнить, обещать, оборудовать, образовать (~ся), приветствовать, ранить, родить (~ся), содействовать и др. Эта группа двувидовых глаголов непродуктивна, не пополняется новыми образованиями.
Очень продуктивны двувидовые глаголы, образованные на базе заимствованных иноязычных структурных частей слова - основы или суффикса или одновременно основы и суффикса: адресовать, арестовать, организовать, атаковать, конфисковать, мобилизовать, рапортовать, рекомендовать, стартовать, гарантировать, механизировать, материализовать, эвакуировать, электрифицировать и др.
От двувидовых глаголов образуются все формы времени. Употребляясь в значении несовершенного вида, двувидовые глаголы образуют форму настоящего и сложную форму будущего времени. Употребляясь в значении совершенного вида, образуют простую форму будущего времени, структурно совпадающую с формой настоящего времени. Ср., например: 1. На уроках русского языка я уже использую метод изучения
нового материала крупными блоками, (...уже использую - что делаю? - несов. в., наст. вр.). Ср.: ...я буду использовать метод... - несов. в., буд. вр. 2. Лучшие методы обучения, рекомендованные учителями-новаторами, я тщательно изучу и обязательно использую в своей работе, (...использую - что сделаю? - сов. в., буд. вр.).
Большинство двувидовых глаголов способно выражать значение обоих видов во всех своих формах - спрягаемых и неспрягаемых. К таким глаголам можно отнести, например, автоматизировать, атаковать, использовать, командировать, констатировать, ликвидировать, мобилизовать, модернизировать, электрифицировать и т. п. Однако нужно помнить, что действительные и страдательные причастия настоящего времени и деепричастия с суффиксом -а, образованные от двувидовых глаголов, всегда имеют значение только несовершенного вида, а страдательные причастия прошедшего времени и деепричастия с суффиксами -в, -вши- всегда имеют значение совершенного вида. Ср.: мобилизующий, мобилизуемый, мобилизуя; организующий, организуемый, организуя; образующийся, образуясь - несов. вид; мобилизованный, мобилизовав; организованный, организовав; образовавшись - сов. вид.
ОДНОВИДОВЫЕ Глаголы
Наряду с глаголами, образующими видовые пары (писать - написать, рассказать - рассказывать), и двувидовыми глаголами в русском языке широко распространены также глаголы, не имеющие видовых пар, относящиеся или только к совершенному, или только к несовершенному виду. Такие глаголы называются несоотносительными по виду или одновидовыми. Одновидовые глаголы разнообразны по своим лексико-семантическим разрядам и часто характеризуются специфическими особенностями морфемной структуры.
К одновидовым глаголам совершенного вида относятся, например, глаголы следующих лексико-семантических разрядов: 1) глаголы с приставками за-, по-, обозначающие начало действия: засмеяться, заработать, запрыгать, покатиться, полететь, понестись; 2) глаголы с приставками по- и про-, обозначающие ограниченность действия во времени: поиграть, почитать, поговорить, пробегать, проплавать, прослоняться, просидеть; 3) глаголы мгновенного, однократного действия с суффиксом -ну-; крикнуть, прыгнуть, стукнуть; 4) глаголы с приставкой на- и постфиксом -ся, выражающие полное насыщение субъекта действием: наработаться, нагуляться, напрыгаться, наесться, насмеяться, натанцеваться и т. п.
К одновидовым глаголам несовершенного вида относятся глаголы тоже разнообразных лексико-семантических разрядов, в частности: 1) глаголы, обозначающие различные состояния человека, животного или неживых предметов: стоять, сидеть, лежать, спать, голодать, болеть, веселиться, радоваться, смеяться, бояться, грустить, мерзнуть, мокнуть, киснуть; 2) глаголы со значением существования, бытия предмета: быть, иметься, находиться, существовать; 3) глаголы, выражающие различные явления, воспринимаемые органами зрения, слуха, обоняния: смотреть, видеть, слышать, слушать, нюхать, блестеть, греметь, шуметь, шептать; 4) глаголы, обозначающие многократное, равномерно повторяющееся действие (при образовании совершенного вида к таким глаголам присоединяется суффикс -ну- со значением мгновенности, однократности действия): брызгать, кидать, махать, нырять, толкать, шагать; 5) парные глаголы движения (однонаправленного и разнонаправленного или повторяющегося): бежать - бегать, идти - ходить, лететь - летать, плыть - плавать и т. п.; 6) глаголы с приставками по-, на- и суффиксами -ива-, -ыва-, обозначающие слабую степень проявления действия или состояния: поблескивать, повизгивать, подергивать, покачивать, посвистывать, постукивать; наигрывать, напевать, накрапывать и некоторые другие.
Большинство глаголов современного русского языка образуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писать - написать, решить - решать, рассказать - рассказывать, переворачивать - перевернуть, исчезать - исчезнуть.
Видовые пары образуются несколькими грамматическими способами: посредством префиксов. при помощи суффиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивными (инозвучными) основами. (Смотреть вопрос №26).
28. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
Категория переходности-непереходности глаголов определяет отношение действия, выраженного глаголом, к объекту. Глагольное действие может быть направленным и не направленным на объект. В зависимости от этого различаются переходные и непереходные глаголы. Переходными могут быть только невозвратные глаголы. К непереходным глаголам относится часть невозвратных и все возвратные глаголы.
Переходные глаголы обозначают действие, непосредственно направленное, прямо переходящее на какой-либо предмет, грамматически представляющий собой прямой объект действия. Формы выражения прямого объекта, на который непосредственно переходит глагольное действие, синтаксически называются прямым д о п о л н ен и е м. Например: Замела седая вьюга поле снежным полотном. (Е.)
Переходным глаголам свойственны специфические синтаксические и морфолого-словообразовательные признаки: 1) способность управлять прямым дополнением; 2) от переходных глаголов образуются: а) страдательные причастия: читать - читаемый, прочитать - прочитанный; б) возвратная спрягаемая форма страдательного залога: Дом строится плотниками в) возвратные глаголы с типизированными смысловыми значениями: умывать - умываться, возвратить - возвратиться, беспокоить - беспокоиться.
Непереходными называются глаголы, которые обозначают действие или состояние, протекающее в сфере самого производителя действия (субъекта) или как бессубъектное, прямо не направленное на объект. Они не способны управлять прямым дополнением, но могут управлять другими падежными формами без предлогов и с предлогами (т. е. косвенным дополнением), а также могут употребляться без управляемого слова. Например: Шум умножался. Били в набат. (П.) При непереходных глаголах может быть винительный беспредложный со значением времени или пространства: ехали два часа поездом, шли пешком пять километров.
Из группы непереходных глаголов иногда выделяют глаголы с косвенной переходностью. К о с в е н н о-п ерех о д н ы е глаголы выражают действие, которое не замыкается в сфере самого субъекта, а косвенно направляется на другой предмет (объект), который непосредственно не испытывает действия субъекта, но находится с ним в определенных отношениях. Например: руководить партией, управлять колхозом, командовать-взводом, желать успехов, ждать товарища, помогать друзьям, заботиться о матери, тосковать по родине и т. п. От некоторых косвенно-переходных глаголов, как и от прямо-переходных, образуются страдательные причастия: руководимый.
Если к переходным глаголам прибавляется постфикс -ся, они преобразуются в непереходные (новые лексемы): возвратить - возвратиться, переписывать - переписываться .
Возвратные глаголы по их образованию подразделяются на три группы: 1) возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов: умывать - умываться, обнимать - обниматься; 2) возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов: чернеть - чернеться; 3) возвратные глаголы, не соотносимые по образованию с невозвратными глаголами, т. е. без -ся не употребляющиеся: бояться, гордиться, надеяться, нравиться.
С точки зрения категории залога наибольший интерес представляет группа возвратных глаголов, образованных от невозвратных переходных глаголов, которым постфикс -ся придает разнообразные типизированные смысловые значения. Назовем основные из них.
1.Собственно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, которое производится субъектом и направляется на самого деятеля: умываться, бриться. Значение постфикса -ся в данных глаголах синонимично значению возвратного местоимения себя: брить себя - бриться, одевать себя - одеваться.
2.Взаимно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, исходящее от двух или более субъектов, взаимно направляемое и возвращающееся к исходному субъекту
встречаться, обниматься, целоваться, браниться, объясняться, переписываться.
3.Общевозвратное значение. Глаголы обозначают или перемещение субъекта в пространстве, изменение его положения: возвращаться, направляться, подниматься, прислоняться, или изменение внутреннего состояния субъекта: обрадоваться, веселиться, печалиться.
4.Косвенно-возвратное значение. Глаголы выражают действие, которое совершается субъектом для самого субъекта, в его интересах: собираться в дорогу (т. е. собирать для себя вещи в дорогу), укладываться, строиться (строить что-либо для себя).
5.Активно-безобъектное значение. Глаголы выражают активное, но безобъектное действие, которое является характерной чертой, постоянным свойством субъекта: собака кусается, лошадь лягается, корова бодается, крапива жжется.
6.Пассивно-качественное значение. Глаголы выражают способность предмета подвергаться какому-то действию (что особенно ярко проявляется в формах настоящего времени), но сам предмет не может осуществлять действия: форточка открывается, железо куется.
В соответствии с бинарной классификацией залогов, категория залога - это грамматическая категория, которая выражает отношение глагольного действия к грамматическому субъекту, т. е. подлежащему.
Глагольные формы, которые обозначают действие, не направленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к действительному залогу . Глагольные формы действительного залога характеризуют подлежащее как субъект действия, как лицо или предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоянии: Ученик решает задачу. Вошел учитель. Товарищи встретились. Лодка качается на волнах. Дерево растет у дороги. Девочка сидит, смотрит в окно и улыбается нам. При отсутствии в предложении грамматического субъекта (в безличных предложениях) действие или состояние представляется бессубъектным. Ср.: Я не сплю и Мне не спится. Земля подмерзла .В неопределенно-личных и обобщенно-личных предложениях типа Вам звонят, Принесли книгу, Хорошее не забудешь, Цыплят по осени считают в одной и той же глагольной словоформе действительного залога представлены и глагольное действие, и его производитель - неопределенное или обобщенное лицо. Значение действительного залога раскрывается во всех глагольных формах - спрягаемых и неспрягаемых: нужно читать, читал, читаю, буду читать, читай, читающий, читая.
Глагольные формы, выражающие действие, направленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к страдательному залогу . Глагольные формы страдательного залога характеризуют подлежащее как объект, подвергающийся действию, испытывающий действие со стороны другого предмета, выраженного формой творительного падежа со значением производителя действия: Дом строится рабочими. Урожай убирается колхозниками. Враг побежден нами.
Значение страдательного залога выражается в двух формах: в возвратной спрягаемой форме переходных глаголов обычно несовершенного вида (дом строится, поле вспахивается, письма разносятся) и в страдательно-причастных формах переходных глаголов совершенного вида (дом построен, поле вспахано, письма разнесены, не сказано ни слова).
Возвратная форма страдательного залога образуется от переходных глаголов с помощью постфикса -ся и может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени преимущественно в 3-м лице единственного и множественно-го числа (дом строится, строился, будет строиться рабочими). Страдательно-причастные формы переходных глаголов совершенного вида употребляются в прошедшем времени и будущем со вспомогательной связкой быть (план выполнен, был выполнен, будет выполнен заводом). Реже значение страдательного залога у отдельных переходных глаголов несовершенного вида выражается краткой формой страдательного причастия настоящего времени, например: Нами ты была любима и для милого хранима. Такие формы всегда имеют стилистическую окраску книжности и нерегулярны. Соотносительные формы действительного и страдательного залога переходных глаголов различаются лишь грамматически (залоговым значением), лексическое же значение у них одинаково, и, следовательно, они представляют одну лексему. Например, строят (дом) и строится (дом) представляют собой формы действительного и страдательного залога глагола-лексемы строить, а прочитал и прочитан, будет прочитан .
Глагол.
Глагол - часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и)?. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин).
Признаки глагола.
Все формы глагола
имеют морфологические признаки вида
(бывают совершенного или несовершенного
вида) и переходности (бывают переходными
или непереходными). Среди глагольных
форм различаются спрягаемые (изменяются
по наклонениям, временам, лицам или родам,
а также числам) и неспрягаемые (начальная
форма глагола, причастия и деепричастия).
Вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.
Совершенный вид
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть - глаголы с суффиксом -ну).
Несовершенный вид
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).
Переходные и непереходные глаголы.
Различаются глаголы
переходные и непереходные.
Переходные глаголы
обозначают действие, которое
прямо направлено на предмет. Они могут
иметь при себе прямое дополнение в винительном
падеже без предлога, отвечающее на вопрос
кого?"/что?", писать статью, вязать свитер,
петь песню.
Вместо винительного
падежа дополнение при переходном глаголе
может стоять и в родительном
падеже без предлога:
1) если есть
отрицательная частица не перед
переходным глаголом: понял задачу
- не понял задачи; читал роман - не читал
романа; терять время - не терять времени;
2) если действие
переходит не на весь предмет,
а только на его часть: выпил
воду (всю воду, о которой идёт
речь) - выпил воды (часть), принести
дрова - принести дров.
При определении
переходности/непереходности глаголов
необходимо учитывать и значение
существительного в форме винительного
падежа - оно должно называть объект
действия. Ср.: простоять час (в очереди)
или жить неделю (на море), где глаголы
не являются переходными, хотя после них
и стоят существительные в винительном
падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением
времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный)
овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью
(А. Фет).
Глаголы, которые
не могут иметь при себе прямого дополнения,
являются непереходными: заниматься (чем?)
спортом, разбираться (в чём?) в музыке,
отказаться (от чего?) от помощи.
Возвратные глаголы.
К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать - различаться, радовать - радоваться, одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться, чернеть - чернеться). От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся). Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных (учился - училась); в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся - различающиеся.
Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого?/что? - одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет - белеется.
Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю - Мне не спится, Я хочу - Мне хочется.
Среди глаголов с суффиксом
-ся
есть и такие, которые не имеют параллельных
форм без этого суффикса: смеяться,
надеяться, кланяться,
бороться
и др.
Спряжение глагола.
Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)
В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат.
| спряжение | II спряжение | ||
-У (-ю) | -ем | -у(-ю) | -им |
-ешь | -сте | -ишь | -ите |
-ет | -ут (-ют | -ит | -ат(-ят) |
Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .
Исключения: Брить, стелить. Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
Держать, слышать, дышать, гнать. Все эти глаголы относятся ко II спряжению.
Наклонение
глагола
Глаголы
изменяются по наклонениям.
Форма наклонения
показывает, как действие
относится к действительности:
является ли действие
реальным (имеющим место
в действительности),
или нереальным (желаемым,
требуемым, возможным
при определённых условиях).
В русском языке
у глаголов есть формы трёх наклонений:
изъявительного, условного (сослагательного)
и повелительного.
Глаголы
в изъявительном
наклонении обозначают
реальное действие,
которое происходит,
происходило или
будет происходить
на самом деле в
определённом времени (настоящем,
прошедшем или
будущем). Глаголы
в изъявительном
наклонении изменяются
по временам: занимаюсь (настоящее
время), занимался (прошедшее
время), буду заниматься (будущее
время).
Глаголы
в условном наклонении
обозначают не реальные
действия, а желаемые,
возможные. Формы
условного наклонения
образуются от основы
инфинитива (или основы
прошедшего времени)
с помощью суффикса -л- (за
которым следует окончание
со значением числа
и в единственном числе
- рода) и частицы бы (б) (которая
может стоять перед
глаголом, после него,
а может быть оторвана
от него). Например: Если
б я была поэтом, я жила
бы как щеглёнок и не
в клетке бы свистела,
а на ветке на заре (Ю.
Мо-риц).
В
условном наклонении
глаголы изменяются
по числам и родам (в
этом наклонении нет
времени и лица):
прошёл бы, прошла бы,
прошло бы, прошли бы.
Глаголы
в повелительном
наклонении обозначают
побуждение к действию (просьбу,
приказ), то есть обозначают
не реальное действие,
а требуемое. В повелительном
наклонении глаголы
изменяются по числам
и лицам (времени в этом
наклонении также нет).
Время
глагола
В изъявительном
наклонении глаголы изменяются по временам.
Формы времени выражают отношение действия
к моменту речи. В русском языке существуют
формы трёх времён: настоящего, прошедшего
и будущего. Количество форм времени и
способ их образования зависит от вида
глагола. Глаголы несовершенного вида
имеют три формы времени, причём форма
будущего у них сложная. Глаголы совершенного
вида имеют только две формы времени (у
них нет настоящего времени), форма будущего
простая.
Форма
настоящего времени
показывает, что
действие совпадает с моментом речи или
осуществляется постоянно, регулярно
повторяется: На всех парах несётся поезд,
колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак);
О, как убийственно мы любим, как в буйной
слепоте страстей мы то всего вернее губим,
что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев).
Формы настоящего времени
есть только у глаголов несовершенного
вида. Они образуются с помощью окончаний,
которые присоединяются к основе настоящего
времени и указывают одновременно не только
на время, но и на лицо и число. Набор окончаний
зависит от спряжения.
Форма
прошедшего времени
показывает, что
действие предшествует моменту речи: Мы
все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...
(А. Пушкин).
Формы прошедшего времени
образуются от основы инфинитива с
помощью суффикса -л-, за которым
следует окончание со значением
числа и в ед. числе - рода: пел, пела, пело,
пели.
У некоторых глаголов
суффикс -л- в форме мужского рода
отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер
и др.
Прошедшее время
глагола идти образуется от другой
основы, отличной от основы неопределённой
формы: идти - шёл, шла, шло, шли.
Форма
будущего времени
указывает на то, что
действие произойдёт после момента речи:
Настанут холода, осыпятся листы - и будет
льдом - вода (Г. Иванов).
Формы будущего времени
есть и у глаголов несовершенного
вида, и у глаголов совершенного
вида, но образуются они по-разному.
Лицо,
число и род
глагола
Формы лица глагола
выражают отношение действия, обозначенного
глаголом, к говорящему лицу.
Различаются три
лица глаголов: первое, второе и третье.
Форма первого лица
единственного числа обозначает действие
говорящего: пою, зайду.
Форма первого лица
множественного числа обозначает действие
группы лиц, в которую входит и
говорящий: поём, зайдём.
Форма второго лица
единственного числа обозначает
действие собеседника: поёшь, зайдёшь.
Форма второго лица
множественного числа обозначает действие
группы лиц, в которую входит и
собеседник: поёте, зайдёте.
Формы третьего лица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.
Категорию лица и
числа глаголы имеют только в
настоящем и будущем времени
изъявительного наклонения и в повелительном
наклонении. Глаголы в прошедшем
времени и в условном наклонении
не имеют категории лица, но изменяются
по числам и родам: (я, ты, он) вёл\ \ - мужской
род, (я, ты, она) вел\а\ - женский род, (я,
ты, оно) вел-\о\ - средний род, (мы, вы, они)
вел-\и\ - множественное число.
Неопределённая форма глагола.
Начальной (словарной)
формой глагола является неопределённая
форма глагола, или инфинитив (от лат. infiniti-vus
- «неопределённый»). Инфинитив обозначает
действие безотносительно к наклонению,
времени, лицу, числу, то есть вне связи
его с деятелем (субъектом).
Инфинитив - неизменяемая
форма глагола, которой присущи только
постоянные морфологические признаки
глагола: вид, переходность/непереходность,
возвратность/ невозвратность, тип спряжения.
(Если в спрягаемых глагольных формах
окончание безударно, то тип спряжения
определяется по инфинитиву.)
Формальными показателями
инфинитива являются суффиксы -ть, -ти.
Суффикс -ть стоит после гласных
(следить, думать, петь), а -ти - после
согласных (нести, везти, плести). Некоторые
глаголы оканчиваются в инфинитиве
на -чъ: печь, беречь, течь, мочь и др.; исторически
в -чь слились инфинитивный показатель
-ти и конечный корневой звук [г] или [к]:
формы типа «пекти», «берегти» в результате
фонетических изменений преобразовались
в «печь», «беречь» и т. п.
В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Любить иных - тяжёлый крест... (Б. Пастернак); 2) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов); 3) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть^ и слышать вас ежедневно (А. Пушкин); 4) Самые чистые рубахи велит капитан надеть!_ (Б. Окуджава).