Народный вокал. Русский-народный вокал

"Поем, играя!" (распевание в игровой форме).


Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых функций, о которых мы поговорим позднее. Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
Цель разработки : описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
Задачи игрового распевания:
1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Собираем внимание.

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной , они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.



«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.



«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.



«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.



Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!

Ансамбль "Задоринки" распевается перед конкурсом.

Вокальные упражнения и распевки

В работе с коллективом народного пения

для руководителей коллективов народного пения

г. Ростов-на-Дону

Введение ……………………….………..…..…………..…….….…… 4

1. Распевание и упражнение ……………...………….…………… 5

2. Распевка на уроке вокала …………………..….….…...….…..…. 6

3. Вокальные упражнения ……………………………..………….. 22

4. Подбор вокальных упражнений для коллектива …………..…. 22

5. Особенности работы с коллективом народного пения..……… 24

6. Вокально-хоровые упражнения для коллектива народного

пения ….………..…..…………..…….….……..…….….………..… 29

Заключение ……………………………………………….…………… 45

Список использованной литературы.…………….…..…….…..…… 46

Введение

Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, развить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса.

Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс включает в себя:

1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное;

2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах;

3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистоту интонации.

Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.

Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной манере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному.

Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения можно найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного.

В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

Распевание и упражнение

Занятия вокалом немыслимы без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и количество исполняемых раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются для развития голоса, вокальные. Есть и другие: дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет её не задумываясь, автоматически верно. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата.

Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведёт к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению негативных навыков.

Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за её выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

Распевка на уроке вокала

Важным звеном в работе с коллективом народного пения является распевание. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не попасть с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

Первые распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать упражнения-распевки на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).

Распевки в движении – соединение пения и движения – это очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Распевка занимает большую часть урока вокала. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание – это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников вокального коллектива.

Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам (женская, мужская), по партиям. Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, они совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой вокальной партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Подготовленные упражнения для распевания должны не только разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, но и привить определённые навыки народного вокально-хорового исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определённую цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъёмных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать не длинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять их к каждому занятию.

Общераспространённое название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы.

Это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения исполнителю хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идёт. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста, коллектива) упражнения.

Любой вокалист имеет в своём распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» – не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определённых усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные. Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Ниже приводится учебный материал, который включает ряд распевок для коллектива народного пения и рекомендации по их использованию. Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

1. «Андрей-воробей»

Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

4. «Рыл колодец»

Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

5. «Уж как шла лиса»

6. «Пойду, пойду, да я молоденька»

Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

7. «Ах, ты, совушка-сова»

Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

8. «Пошёл кот»

9. «У меня квашня»

Петь сердито, с напором.

10. «На мели»

Следить за тем, чтобы «И » приблизилось «Е ». Чисто интонировать терцовый звук.

11. «Трава зелена»

Петь кварту, не «выталкивая» звук.

12. «Зайка на речке»

13. «Лебедин»

14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

16. «Соловей»

Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1Вариант 2

17. «Вылетала лебедь белая»

Следить за тем, чтобы «А » формировалась по принципу предыдущей «Е ». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

18. «Лебедь серая»

Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

19. «Ясен то ли сокол»

20. «Не полынно»

Упражнение решает проблему переходных звуков.

Не пол-ын-но ты, мо- ё по-лю- шко…

Распевки для хора




4

9

Вокальные упражнения

Наиболее простой вид музыкального искусства, с которым приходится сталкиваться вокалистам, особенно начинающим учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцам на протяжении всей их творческой жизни. Каждому певцу необходимо ежедневно уделять хоть небольшое количество времени упражнениям. Необходимо, чтобы вокальные упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции, избегать громкого «форсированного» пения.

Подбор вокальных упражнений для коллектива

Руководитель вокального коллектива должен уметь подобрать для конкретного состава и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно является частью очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость вокалистов отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить вокалистов и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации работы с вокальным коллективом. Невозможно пересчитать все вокальные упражнения, придуманные вокальными педагогами. Их слишком много. В своей практике каждый преподаватель вокала использует ограниченный набор, поскольку нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных, эффективных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений.

Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из секвенций. Что касается вокального упражнения, то секвенции, как правило, отличаются друг от друга на полтона.

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь идёт о приобретении мышцами соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе в голосе будет фальшь, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется малой секундой. Естественно, малая секунда является для вокалиста минимальной порцией увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре: в октаву, даже в полторы. Нужно обратить внимание, что секвенция – это небольшой «кусочек» некой мелодии, которую нельзя рвать на части.

Если данная мелодия трудна для исполнения вокалисту, это говорит о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса.

Таким образом, начиная работать над новым упражнением, необходимо очень хорошо выучить одну секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая быстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всём доступном им диапазоне, не запомнив хорошо его мелодии. Такая работа не приносит пользы.

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение это тоже вокальное произведение) следует в небыстром темпе. Необходимо запомнить все нюансы мелодии, набор определённых гласных, точки перехода от одной гласной к другой.

Большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своём составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это связано с тем, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное. Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу несколько навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в разное время, можно обращать особое внимание на разные аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. с нарушениями речи включает серии специальных лингвистических упражнений, которые различаются для больных с разными психическими расстройствами

  • Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

    Программа нацелена:

    - – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

    - – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

    - – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комитет образования г. Курска

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    « Дворец пионеров и школьников г. Курска»

    Дополнительная общеобразовательная программа

    «ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

    Направленность программы – художественная

    Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6 -18 лет

    Срок реализации программы – 7 лет

    Составитель программы – НЕБОГАТЫХ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

    Педагог дополнительного образования

    Курск 2016 год

    Пояснительная записка

    Направленность программы – художественная

    Актуальность программы. Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

    Педагогическая целесообразность

    Подлинно традиционные народные песни изучаются и исполняются в современной аранжировке. Новое звучание старинной песни определило направление «фолк-модерн». Для детей это интересно, и сегодня востребовано. Русская песня в таком звучании становится более доступной, близкой и понятной современным детям. В мастерской сольного народного пения прививается любовь к народной песне, народной музыке, народному исполнительству. Ребята учатся исполнять как подлинно-традиционные народные песни, так и их обработку, а также авторские произведения, написанные для народного голоса. Прививается навык пения a"cappella, в сопровождении ансамбля народных инструментов, под фонограмму.

    - формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

    Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

    Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    Профессиональную ориентацию учащихся;

    Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    Формирование общей культуры учащихся.

    Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

    Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

    Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

    При разработке программы учитывались материалы известных педагогов, музыкантов. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород; Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород (ноты).

    Отличительные особенности программы

    На базе детской фолк-модерн студии «Макоша» была создана мастерская сольного народного пения. Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ национального и патриотического воспитания. При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.

    Программа нацелена на сохранение национальных традиций – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

    - на поликультурное воспитание детей – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

    - профессиональное самоопределение обучающихся – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни, участниками областного фестиваля «Студенческая весна соловьиного края».

    Принципы, лежащие в основе программы:

    Природосообразности; воспитывающего обучения; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности; наглядности; сознательности и активности; прочности.

    Цель программы: приобщение детей к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности, популяризация русской народной песни.

    Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач

    Образовательные задачи:

    Изучить и освоить жанры народной музыки;

    Развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;

    Обучить элементам народной бытовой хореографии;

    Обучить навыкам инструментального музицирования;

    Приобщить обучающихся к занятиям прикладным творчеством;

    Сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

    Научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;

    Обучить сценическому мастерству;

    Воспитывающие задачи:

    Воспитывать личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

    Воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;

    Воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

    Воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

    Развивающие задачи:

    Формировать качества творческой личности;

    Развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

    Развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

    Раскрывать индивидуальные способности у детей;

    Развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

    Научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

    Адресат программы.

    Программа реализуется для обучающихся 6-18 лет. Выполнение программы рассчитано на 7 лет. Принимаются в фолк-студию дети от 6 до 11 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует дифференциации при формировании учебных групп, что предопределяет вариативность в содержании учебных планов и методики их реализации.

    Особенности организации образовательного процесса

    Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием на наличие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Основанием перевода обучающихся на следующий год обучения служит успешное выполнение учебного плана. Насколько ребенок усвоил материал, показывает итоговое занятие в конце каждого года. Отчетные концерты по итогам года. Итоговые занятия проводятся в конце каждого года.

    Режим занятий

    Для 1-2 года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа за год. Для 3-го и последующих годов обучения групповые занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа, для более успешного усвоения учебного материала используется индивидуальная форма занятий и занятия по подгруппам в количестве 2-3 человека (2 занятия в неделю по 1 часу), всего 216 часов в год. Количество обучающихся в группе – от 8 человек (в зависимости от года обучения, в соответствии с САНПиН).

    Продолжительность одного часа занятий – 45 мин. (групповое), 30 мин. (индивидуальное).

    Планируемые результаты для ансамблевого исполнительства.

    1-й год обучения:

    Знание жанров музыкального фольклора (игры, считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки);

    Знание народных игр;

    Исполнить выученные песни.

    2-й год обучения:

    Знание жанров музыкального фольклора (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные песни и приговорки);

    Овладение народной манерой пения и чистого интонирования;

    Знание элементов народной хореографии (с пением);

    Исполнить программу 2-го года обучения.

    3-й год обучения:

    Знание "Народного музыкального календаря";

    Исполнить выученные песни;

    Показать народные игры, выученные в этом году.

    В конце второго полугодия:

    Знание жанра сказка;

    Знание традиционных народных танцев;

    Показать программу за год.

    4-й год обучения:

    Знание жанра былины;

    Знание жанров: историческая песня, солдатская песня;

    Продемонстрировать игру на народном инструменте;

    Знание песен южнорусских и северных;

    Знание традиционных народных танцев и игр.

    6-й год обучения:

    Знание жанра лирическая песня;

    7-й год обучения:

    Знание свадебного обряда;

    Исполнение свадебных песен.

    Ожидаемые результаты для сольного исполнительства

    Итоговые занятия в конце каждого года.

    3-й год обучения.

    (a "cappella

    4-й год обучения.

    Исполнить два произведения, освоенные за год (a "cappella и с инструментальным сопровождением).

    5-й год обучения.

    Исполнить три произведения:

    A "cappella (протяжная),

    A "cappella

    6-й год обучения.

    Исполнить три произведения:

    A "cappella (протяжная),

    A "cappella (со сложным ритмическим рисунком),

    С инструментальным сопровождением в умеренном темпе.

    7-й год обучения.

    Показать программу, освоенную за год:

    A "cappella (в скором темпе),

    A "cappella (протяжная),

    Шуточная (частушки или страдания) с инструментальным сопровождением,

    Обработка с инструментальным сопровождением.

    Конкурсная и концертная деятельность на протяжении всего периода обучения.

    Предметные результаты :

    Изучение и освоение жанров народной музыки;

    Развитие вокального слуха и певческого голоса, умение петь в народной манере;

    Уметь выполнять элементы народной бытовой хореографии;

    Иметь навыки инструментального музицирования;

    Должны быть сформированы вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

    Владение сценическим мастерством;

    Личностные результаты:

    Иметь воспитанные личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

    Активно относиться обучающимся к народной музыке;

    Уважительно относиться к культуре своего народа;

    Понимать и уважать мировую культуру в разных национальных формах ее воплощения

    Метапредметные результаты:

    - сформированные качества творческой личности;

    Развитый музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

    Развитый эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

    Раскрытые индивидуальные способности у детей;

    Развитые навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

    Умение анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

    Критерии и нормы оценки знаний учащихся

    Основными критериями оценивания учащихся является их участие в отчетных концертах, открытых занятиях, конкурсах различного уровня. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития учащихся на каждом году обучения: овладение основными компетенциями развитие музыкальных способностей, владение психофизическим аппаратом, креативность, отношение к миру и к себе, развитие коммуникативных способностей.

    Для изучения уровня развития исполнительской культуры как части музыкальной культуры учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляется педагогический мониторинг с использованием входящей, промежуточной и итоговой диагностики. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой диагностируется психологическое состояние учащегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы. Успешное освоение учебного плана образовательной программы и контроль качества полученных знаний в конце каждого полугодия гарантирует переход на следующую ступень обучения. В случае возникновения рисков оперативно вносятся коррективы для обеспечения качества реализации образовательного процесса. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    1 год обучения

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. Игры.

    Игры словесные.

    Анализ работы детей

    Игры подвижные.

    Анализ работы детей

    Игры хороводные.

    Наблюдение

    Игры-драматизации.

    Наблюдение

    2. Жанры музыкального фольклора.

    Считалки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Скороговорки.

    Анализ работы детей

    Музыкальные загадки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Шуточные приговорки.

    Анализ работы детей

    Попевки.

    Анализ работы детей

    Певческая установка (положение корпуса, головы, мимика, мышечная работа при пении).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Навыки правильного, оптимального для каждого исполнителя, певческого дыхания.

    Анализ работы детей

    Основные принципы народного звукообразования (разговорный посыл звука, преобладание грудных резонаторов).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    2-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. Жанры музыкального фольклора.

    Песенки-дразнилки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Колыбельные.

    Анализ работы детей

    Потешки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Плясовые.

    Анализ работы детей

    Шуточные песни.

    Анализ работы детей

    2. Элементы бытовой народной хореографии.

    Курский шаг.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Дробь.

    Анализ работы детей

    Белгородский «пересек».

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Ручеек.

    Анализ работы детей

    Танок (змейка).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    "Опора" звука (взаимодействие диафрагмы, воздушной струи и голосовых связок при пении).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Правильная артикуляция и дикция.

    Анализ работы детей

    Навыки чистого интонирования мелодий.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    3-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. «Народный музыкальный календарь».

    Песенки-дразнилки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Осенние песни.

    Анализ работы детей

    Песни «Зимних Святок».

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Весенние песни.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Песни «Зеленых Святок».

    Анализ работы детей

    2. Сказка.

    О животных.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Кумулятивные.

    Анализ работы детей

    Волшебные.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Пение в высокой позиции (правильное резонирование, благодаря которому голос приобретает звонкость и полетность).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    mf, legato, умеренный темп, первичные навыки пения a’cappella.

    Анализ работы детей

    Характерные приемы народного

    исполнительства.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    4-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией (Поморы, Семейские Забайкалья).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    2.Жанр былина.

    Новгородские былины.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Былины Киевские.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    «Округление» звука (более высокое, чем при разговорной речи, положение мягкого неба).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Правильное вокальное интонирование восходящих и нисходящих скачков.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Специфика дыхания в сольном пении.

    Анализ работы детей

    Исполнение произведений в подвижных темпах, элементы нюансировки и фразировки.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    5-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией.

    Историческая песня.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Солдатская песня.

    Анализ работы детей

    Северный хоровод.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    1. Народные музыкальные инструменты.

    Кугиклы и рожок.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Ложки, трещотки, коробочка.

    Анализ работы детей

    Балалайка.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Скрипка (гудок).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    1. Постановка голоса

    Чистое интонирование в широкообъемных ладах народн. музыки(миксолидийский, дорийский), в натуральном мажоре и миноре.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Пение с головным резонированием.(северная манера).

    Анализ работы детей

    Исполнение сложных ритмических рисунков, освоение пения вставных

    гласных (огласовки).

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Специфическая крытая манера пения (казачья), освоение других традиций.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    6-й год обучения.

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Лирическая песня.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Страдания.

    Анализ работы детей

    Частушка.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Духовный стих.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Кант.

    Анализ работы детей

    Медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Элементы сценическ. движения.

    Анализ работы детей

    Зычная манера пения. Расширение грудного диапазона.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Пение с применением грудных и головных резонаторов.

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Свадебный обряд.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Величальные.

    Анализ работы детей

    Плачи.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Плясовые.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Расширение диапазона путем сглаживания регистров.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    mf, p; различные нюансировка и

    фразировка.

    Анализ работы детей

    Особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Исполнение произведений с

    инструментальным сопровождением.

    Наблюдение,

    анализ ответов

    Итого часов

    1-й год обучения.

    I раздел: Игры (словесные, подвижные, хороводные, драматизации), теория и практика.

    II раздел: Детский музыкальный фольклор (считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    2-й год обучения.

    I раздел: Детский музыкальный фольклор (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные), теория и практика.

    II раздел: Элементы бытовой народной хореографии (Курский шаг, дробь, Белгородский «пересек», ручеек, танок), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    3-й год обучения.

    I раздел: «Народный музыкальный календарь» (песни и обряды осенних, зимних, весенних и летних праздников), теория и практика.

    II раздел: Сказка (о животных, кумулятивные, волшебные), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    4-й год обучения.

    I раздел: Северно-русская традиция, теория и практика.

    II раздел: Жанр былина (былины Киевские, Новгородские), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    5-й год обучения.

    I раздел: Северно-русская традиция (историческая песня, солдатская песня, северный хоровод), теория и практика.

    II раздел: Русские народные музыкальные инструменты (кугиклы, рожок, ложки, трещотки, коробочка, скрипка, балалайка), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    6-й год обучения.

    I раздел: Жанр лирическая песня. Теория и практика.

    II раздел: Страдания. Теория и практика.

    III раздел: Частушки. Теория и практика.

    IV раздел: Духовный стих. Теория и практика.

    V раздел: Канты. Теория и практика. Форма занятий – групповая.

    VI раздел: Постановка голоса (медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности, расширение грудного диапазона, пение с применением грудных и головных резонаторов), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

    7-й год обучения.

    I раздел: Свадебный обряд (величальные и плясовые песни, плачи), теория и практика. Форма занятий – групповая.

    II раздел: Постановка голоса (расширение диапазона путем сглаживания регистров, особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен, исполнение произведений с инструментальным сопровождением), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

    Методическое обеспечение программы

    Методическое обеспечение программы включает: методику проведения групповых занятий, методику индивидуальных занятий, способы подготовки к конкурсной и концертной деятельности (подбор и освоение репертуара, запись фонограмм для выбранных песен, создание и пошив народных костюмов, работа над сценическими образами), методика научно-исследовательской деятельности обучающихся в фольклорных экспедициях (методика сбора информации, методика обработки информации).

    Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете для занятий вокалом, в концертном зале, студии звукозаписи – с использованием фортепиано, баяна, звукоусиливающей аппаратуры, микрофонов, компьютера и компьютерного обеспечения.

    На занятиях фольклорного ансамбля и сольного народного пения используются сборники песен для народного голоса, сборники сценариев праздников, методические пособия.

    Методы обучения , применяемые в учебном процессе: объяснение, показ, демонстрация, беседа, упражнения, тренинг, наблюдение.

    Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия, репетиции, класс-концерт, сценическое воплощение фольклора, занятия в студии звукозаписи, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах.

    Список литературы для педагогов

    1. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., 2005

    2. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора, М., 2003

    3. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, М., 2008(методическое пособие).

    4. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе, Белгород 2004

    5. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород 2003

    6.Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород 2005 (ноты).

    Список литературы для обучающихся

    1. Детство. Репертуарно-методический сборник, М., 2004
    2. Кашаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники, М., 2005.
    3. Краснопевцева Е.А. Поют дети, М., 2009 (ноты).
    4. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки, М., 2004.
    5. Науменко Г. "Березовая карусель", М.,2008 (игры-хороводы).
    6. Науменко Г. "Родничок" М.,2008 (ноты).
    7. Науменко Г. "Жаворонушки" вып. 1-4, М., 1977-1986 (ноты).

    Приложение

    Фонохрестоматия.

    1. "Спокойной ночи, малыши" (Русские народные сказки с напевами Галины Егоровой). Фирма "Мелодия" 1990.

    2. Антология. Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья. "Мелодия" Запись 1981.

    3. Инструменты русского народного оркестра. "Мелодия" 1989.

    4. Молодежные фольклорные ансамбли. "Мелодия" 1990.

    5. Народный календарь - 1. Фирма "Мелодия" 1989.

    6. Народный календарь - 2. Фирма "Мелодия" 1989.

    7. Пасхальные звоны Москвы. МП "Русский диск" 1992.

    8. Песни и обряды Черноморских казаков. "Мелодия" 1990.

    Аудиозаписи.

    1. Былины Печеры. Вып. I, П.

    2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Звуковое приложение.

    3. Казаки - некрасовцы на чужбине и в России.

    4. Поют казаки Дона (ч. 1).

    5. Русская народная музыка Севера и Сибири.

    6. Фольклорный ансамбль "Казачий круг".

    Видеозаписи.

    1. Авсень-Таюсень (Рязань).

    2. Зеленые святки (Курск).

    3. Зимние песни Белгородских степей.

    4. Казачья старина (Волгоград).

    5. Костромские узоры (Зимние святки).

    6. Программа "Мировая деревня".

    7. Программа "У околицы".

    8. Русская карусель (Альманах).

    9. Сказка о дудочках (Курск).



    * * *

    Что ты, белая берёза,
    Ветра нет, а ты шумишь?
    Что, ретивое сердечко,
    Горя нет, а ты болишь?
    * * *

    В поле белая берёза
    От дождя качается;
    Скажи, миленький, тихонько:
    Ты об чём печалишься?
    * * *

    Пойду на ручей текучий,
    Где проточная вода:
    Не поит ли мой зазнобушка
    Воронова коня?
    * * *

    Лучше нету того цвету,
    Когда яблоня цветёт.
    Лучше нету той минуты,
    Когда миленький придёт.
    * * *

    Сколько в доме украшенья,
    Когда солнышко взойдёт.
    Сколько сердцу утешенья,
    Когда миленький придёт.
    * * *

    Вышивала я платок,
    Золотые коймы,
    Вышивала, говорила:
    -Люби, милый, помни!
    * * *

    Моё сердце взволновалось,
    Как на Волхове вода.
    Вода на время устоится -
    Моё сердце никогда.
    * * *

    Проводила я забаву
    За литой чугунный мост.
    От росы ли тропка смокла,
    От моих ли горьких слёз?!
    * * *

    Карие глазёночки
    Стояли у сосёночки,
    Стояли, улыбалися,
    Кого-то дожидалися.
    * * *

    Я вечор, вечор, вечор
    Простояла у ветел.
    Я ветелочки рвала -
    Сказали: милого ждала.
    * * *

    Меня милый провожал,
    У крылечка постоял,
    Сколько звёздочек на небе,
    Столько раз поцеловал.
    * * *

    Но ругай, мама, за дролю:
    Скоро дроля будет зять:
    Через два года на третий
    Обещался замуж взять.
    * * *

    У нас улочки прямые,
    Заулки косоватые,
    Нельзя по улочке пройти:
    Соседки зубоватые.
    * * *

    Ох, у воротнего столба
    Нету счастья никогда:
    Когда - ветер, когда - дождь,
    Когда - милку долго ждёшь.
    * * *

    Говорят, что мне измена,
    А я стою у ручейка;
    Не четыре года гуляно -
    Четыре вечерка.
    * * *

    Ничего нет на уме -
    Только про Иванушка:
    Что-то больно долго нет -
    Дома неуправушка.
    * * *

    В поле, чёрная черёмушка,
    Чернеешь или нет?
    Скажи, милёночек, но совести,
    Жалеешь или нет?
    * * *

    Ягодиночка, тебе
    Чего наговорили-то?
    Когда хаяли меня,
    Кого тебе хвалили-то?
    * * *

    Кабы ты, моя хорошая,
    Была не по душе,
    Не ходил бы ночи тёмные,
    Не спал бы в шалаше.
    * * *

    Ты гармонь, гармошенька,
    Развей тоску малешенько,
    Развей ты горюшко-тоску
    По дорожке, по песку.
    * * *

    Скоро, скоро снег растает,
    Вся земля согреется.
    Скажи верное словечко;
    Можно ли надеяться?
    * * *

    Мы с милёночком стояли,
    Снег растаял до земли;
    Где навеки распрощались
    Ручеёчки протекли.
    * * *

    Ах, поверьте, сердцу тошно.
    Если влюбишься в кого.
    В один час влюбиться можно,
    А потом-то каково?
    * * *

    Закатилось красно солнышко
    До самой до земли;
    Мой милой ушёл на Волгу
    До самой до зимы.
    * * *

    Мой мил далеко,
    На заимке пашет,
    Я поскотиной иду,
    Он рукою машет.
    * * *

    Побежишь, милый, топиться,
    Ты зайди ко мне проститься:
    Я до речки провожу,
    Глубже место укажу,
    * * *

    Ты, родима матушка,
    Родила бы камушком,
    Опустила б в морюшко -
    Не знала б дочка горюшка,
    * * *

    Чёрный ворон, чёрный ворон,
    Чёрный воронёночек,
    Чернобровый, черноглазый
    У меня милёночек.
    * * *

    Уточки, гагарочки
    Все плывут по парочке,
    А я, бедна сирота,
    Брожу по полюшку одна.
    * * *

    Надоела в девках воля,
    Пойду замуж терпеть горе,
    Передамся, бабы, вам
    Ко горючиим слезам.
    * * *

    Ночи, тёмные, осенние,
    Частые дожди льют;
    Глазки серые, веселые
    Спокою не дают.
    * * *

    На горушке стоит ёлка,
    В ёлке червоточинка;
    Без тебя, мой дорогой,
    Хожу, как черна ноченька.
    * * *

    Дайте острую пилу -
    Пойду рябинушку спилю:
    Не шумела бы она -
    Не болело б сердце у меня.
    * * *

    Я кошу - валится на косу
    Зелёная трава;
    Я люблю, а ты не любишь,
    Ягодиночка моя.
    * * *

    Ты зачем же завлекала,
    Когда я тебе не мил?
    Ты бы с осени сказала,
    Я бы зиму не ходил.
    * * *

    Наша реченька глубока,
    На ней тоненький ледок,
    Целовал меня милёнок,
    Губы сладки как медок.
    * * *

    В нашей маленькой деревне
    Два колодца рядом;
    Отчего все девки рябы?
    Их побило градом.
    * * *

    Я сударку свою знаю -
    На прогоне живет с краю,
    На прогоне, на углу -
    Третий год её люблю.
    * * *

    Хотел я уточку убить -
    Серая закрякала,
    Хотел я девушку забыть -
    Бедная заплакала.
    * * *

    Я стояла за крыльцом,
    А сказали: с молодцом.
    Я платочек вынимала,
    А сказали: целовала.
    * * *

    Милая, горячая,
    Тебя любить не для чева:
    Сердце камень у тебя -
    Сидишь, не взглянешь на меня.
    * * *

    Открой, маменька, окошечко,
    Головушка болит.
    -Не обманывай-ко, дитятко;
    Тальяночка манит.
    * * *

    Миленький, не стукайся,
    Хорошенький, не брякайся,
    Под середнее окно
    Тихонько поцарапайся.
    * * *

    Милый мой, милый мой,
    Милый, наречённый,
    Поиграй, милый, в гармонь
    На заре вечерней.
    * * *

    Шила милому кисет,
    Пока мамы дома нет;
    Маменька за скобочку,
    Кисетик я - в коробочку.
    * * *

    Девушки-беляночки,
    Где вы набелилися?
    -Мы вчера коров доили.
    Молочком помылися.
    * * *

    Ничего, что я мала -
    С неба звёздочку сняла.
    Один вечер посидела,
    Паренька с ума свела.
    * * *

    Не кокуй, кукушка сера,
    Не на ту берёзу села,
    Пересядь на ёлочку -
    Снеси поклон милёночку.
    * * *

    Мамочка не родная,
    Похлёбочка холодная,
    Кабы родная была,
    Щей горячих налила.
    * * *

    Ягодиночка, у синего
    У моря постоим -
    Ягодиночка, про тайную
    Любовь поговорим.
    * * *

    Через быструю речонку
    Ходил, буду я ходить.
    Чернобровую девчонку
    Любил, буду я любить.
    * * *

    Много звёздочек на небе -
    Полуночной звезды нет.
    Много девушек на свете -
    Да одной милее нет.
    * * *

    Я на пожинку ходила,
    По прокосью грабила,
    Золотую слезоньку
    На пожинке оставила.
    * * *

    Заплету я в косу ленту,
    Посмотри: алеет ли?
    Кума, спроси у сероглазого,
    Меня жалеет ли.
    * * *

    Шила милому кисет,
    А вышла рукавица.
    Пришёл милый, похвалил:
    -Какая мастерица!
    * * *

    Ветер дует, ветер дует -
    Ветерочка не унять;
    -Говори, милый, пореже
    Мне словечка не понять.
    * * *

    Не ругай меня, мамаша,
    Не ругай, родна:
    Сама была молода,
    Приходила поздно.
    * * *

    Вспомни, милый, дорогой,
    Как стояли мы с тобой,
    Шумела белая черемуха
    Над нашей головой.
    * * *

    До чего ты довела -
    Стал я тоньше ковыля!
    -Что ты шутишь, что ты шутишь,
    Ковылиночка моя!
    * * *

    Хорошо иметь бы туфельки
    На лёгоньком ходу,
    Чтобы маменька не слышала,
    Когда домой иду.
    * * *

    Неужели лесу мало -
    Я берёзоньку рублю.
    Неужель ребяток мало
    Я женатого люблю.
    * * *

    За высокие хоромы,
    Папенька, не отдавай:
    Человек дороже дома -
    Человека выбирай.
    * * *

    Занавесили окошки
    Тонким белым полотном.
    Знать, просватали подружку,
    Сидит, плачет под окном.
    * * *

    Ну, какая это стать,
    Вёдра на гору таскать?
    Я пойду замуж туда,
    Где под окошечком вода.
    * * *

    Приезжали меня сватать
    С позолоченной дугой.
    Пока пудрилась, румянилась,
    Уехали к другой.
    * * *

    Зазвенели колокольчики,
    Затопал вороной:
    Ты готова ли, сударушка,
    Приехал за тобой.
    * * *

    Дорогой по осени
    Сказал словечко тайное?
    -Припасай, сударушка,
    Колечко обручальное.
    * * *

    Поедешь, миленький, венчаться,
    Заезжай ко мне прощаться,
    Возьми думушку мою,
    Положь под гривушку коню,
    * * *

    Завлекательные глазки
    Завлекли умеючи;
    Завлекли - оставили,
    Горюй-ка я теперечи.
    * * *

    О-ё-ё, какая скука!
    К скуке надо привыкать.
    Что поделаешь: разлука -
    Надо дролю забывать.
    * * *

    Тaтинька и маменька,
    Не отдавайте рано-то;
    Я пойду запричитаю -
    Погуляла мало-то.
    * * *

    Меня тятенька просватал,
    Пошёл по мосту, заплакал:
    -Одинешенька моя,
    Да жаль тошнехонько тебя!
    * * *

    Милый, счастье потеряешь -
    Меня замуж не возьмёшь.
    Я один денек поплачу,
    Ты навеки пропадёшь.
    * * *

    Кабы знала, кабы знала,
    Где мне замужем бывать -
    Помогла бы я свекровке
    Да капустку поливать.
    * * *

    Скоро я хозяйкой стану
    У милого во дому:
    Будут ужинать садиться
    По приказу моему.
    * * *

    На чужой сторонушке
    Солнышко не греет.
    Без родимой матушки
    Никто не жалеет.
    * * *

    Чуждальняя сторонушка
    Не мёдом полита,
    Она не сахаром посыпана -
    Слезами залита.
    * * *

    Хорошо хорошей быть -
    Хорошие любят.
    Сиротинушку меня
    Никто не приголубит.
    * * *

    Встань-ка, маменька, пораньше
    Да послушай по заре:
    Не твоя ли дочка плачет
    На чужой на стороне?
    * * *

    Попою да попою
    Маме на поминочек:
    Пускай она попоминает
    В поле у осиночек.
    * * *

    Встань-ка, маменька, пораньше,
    Вымой горенку песком,
    Пойдёт дролечка венчаться -
    Я заплачу голоском.
    * * *

    Прощай, горы, прощай, лес,
    Прощай, звёздочки с небес,
    Прощай, синие моря,
    Прощай, милая моя.
    * * *

    Меня зарей не нарумянить
    И росой не набелить -
    Красно солнышко не греет,
    Светлый день не веселит.
    * * *

    Пойду выйду в чисто поле,
    Погляжу, какая даль.
    Ветры буйные сказали:
    -Не придёт, не ожидай.
    * * *

    Пароход идёт по морю,
    Занавески алые;
    Вышел милый из каюты,
    Волоса курчавые.
    * * *

    Милый мой, моя утеха,
    Я любила, ты уехал,
    Ты уехал воевать,
    Меня оставил горевать.
    * * *

    В Петербурге зазвонили
    Звон раздался по Неве:
    В это времечко убили
    Дорогого на войне.