Некоторые чудеса любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дарованные ему Всевышним Аллахом. Пророк мухаммед, да благословит его аллах и приветствует

Вопрос: Не могли бы Вы немного рассказать о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?

Ответ: Хвала Аллаху.

Сыны Израилевы разошлись во мнениях. Они изменили и заменили свои убеждения, религиозные каноны. Истина скрылась, распространились несправедливость и нечестие. Община нуждалась в религии, которая бы осветила истину и удалила ложь, которая бы вывела бы людей к прямому пути. Поэтому Аллах направил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует (здесь и далее перевод смысла): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура 16 «Пчелы», аят 64).

Аллах направлял всех посланников и пророков для призыва к поклонению Единому Господу, для выведения людей из тьмы к свету прямого пути. Первым посланником был Нух, а последним - Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах: «Мы отправили к каждой общине посланника: „Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!“» (сура 16 «Пчелы», аят 36).

Последним пророком и посланником был Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. После него пророков и посланников не будет, так как Аллах сказал: «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков)» (сура 33 «Союзники», аят 40).

Каждый пророк направлялся только к своему народу, но Всевышний Аллах направил посланника Своего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, для всех людей: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (сура 34 «Саба», аят 28).

Всевышний Аллах ниспослал Своему посланнику Коран, чтобы он призывал людей посредством него и выводил их, по велению Господа, из тьмы к свету. Сказал Всевышний Аллах: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (сура 14 «Ибрахим», аят 1).

Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб аль-Хашими аль-Кураши родился в Мекке в год Слона. Годом Слона называется год, когда люди со слоном пришли разрушить Каабу, однако Аллах уничтожил их. Отец Мухаммада умер еще тогда, когда будущий пророк был в чреве матери. Кормилицей Мухаммада была Халима ас-Са‘дийа. Мухаммад отправился со своей матерью Аминой бинт Уахб в Медину, чтобы навестить своих родственников со стороны матери. Однако по дороге возвращения в Мекку, в местечке аль-Абъуа, его мать умерла. Тогда ему было 6 лет. В этом возрасте его дед ‘Абд аль-Мутталиб взял Мухаммада к себе на попечение. Когда Мухаммаду было 8 лет, дед умер, и тогда о нем стал заботиться его дядя Абу Талиб. Он заботился о нем и защищал от многих напастей более сорока лет. Абу Талиб умер, так и не уверовав в религию Мухаммада из-за боязни, что курейшиты станут упрекать его за оставление религии отцов.

В малом возрасте Мухаммад пас овец для мекканцев. После он ради торговли для Хадиджи бинт Хувейлид поехал в Шам (Левант). Торговля его удалась, а Хадидже понравился его нрав, честность и верность. Он женился на ней, когда ему исполнилось 25 лет, а Хадидже - 40. У него не было других жен до самой смерти Хадиджи.

Всевышний Аллах взрастил Мухаммада достойным образом, и он стал известен как человек лучшего нрава, лучшей внешности, как самый благородный, самый кротким, честный, верный человек из соплеменников. Его соплеменники даже называли его аль-Амин (ар. верный).

У Мухаммада появилась любовь к уединению. Он днями и ночами уединялся в пещере Хира, где совершал поклонение и обращался к Своему Господу. Он питал ненависть к идолам, спиртному и порокам. Пророк никогда не предавался им.

Когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось 35 лет, он участвовал с курейшитами в строительстве Каабы, так как её смыли селевые потоки. Когда представители племени Курейш стали разногласить о том, кому положить на место Черный Камень, они обратились за решением к Мухаммаду. Он же велел принести одежду, положить на неё Камень и сказал старейшинам племен взяться за края одежды. Таким образом они вместе подняли Камень, а Мухаммад, взяв его в свои руки, установил его на место. Курейшиты остались довольны его решением, а спор прекратился.

В доисламские времена арабы обладали прекрасными нравственными качествами: щедростью, верностью, отвагой. Среди них еще были остатки религии Ибрахима: они возвеличивали Каабу, обходили вокруг неё, совершали к ней большое и малое паломничество, приносили в жертву животных возле неё. Наряду с этим среди них были распространены и порицаемые качества и обычаи, такие как прелюбодеяние, распитие спиртного, занятие ростовщичеством, убийство новорожденных девочек, несправедливость и поклонение идолам.

Первым человеком, который изменил религию Ибрахима и призвал поклоняться идолам, был ‘Амру ибн Лухай аль-Хуза‘и. Он привез в Каабу и в другие селения идолов. Он прибыл с идолами Уадд, Сува‘, Йагус, Йа‘ук и Наср и призвал людей поклоняться им.

После этого арабы стали поклоняться и другим идолам и истуканам: Манат в местечке Кадид, Лят в Таифе, аль-‘Узза в местечке Уади Нахль, Хубаль внутри Каабы. У них были идолы и вокруг Каабы, и в домах. Люди стали обращаться за судом к прорицателям, колдунам и гадалкам.

Когда многобожие и нечестие распространилось так сильно, Всевышний Аллах дал пророчество Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда ему было 40 лет. Он наказал ему призвать людей поклоняться Одному Аллаху и оставить поклонение идолам. Однако курейшиты отвергли это и сказали: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» (сура 38 «Сад», аят 5).

Они продолжали вместо поклонения Одному лишь Аллаху возвеличивать и поклоняться идолам, пока Всевышний Аллах не отправил посланника Своего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который вместе со своими сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, разрушил идолы, сделал ясной истину и удалил заблуждение: «И скажи: „Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!“» (сура 17 «Ночной перенос», аят 81).

Первое Откровение Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, получил в пещере Хира, в которой он уединялся для поклонения. К нему пришел Джибриль и велел читать, однако Посланник ответил, что он не умеет. Джибриль трижды повторил свои слова и трижды Пророк ему ответил. А после ангел передал ему: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный» (сура 96 «Сгусток», аят 1-3).

Посланник вернулся домой, сердце его трепетало. Он вошел к своей жене Хадидже, рассказал ей о том, что произошло, и сказал: «Я испугался за себя». Она успокоила его и сказала: «Нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, ты правдив, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!» После этого она отправилась к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю, который принял христианство. Когда Мухаммад рассказал ему о том, что произошло, он сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе» и посоветовал быть терпеливым, если его народ станет обижать и изгонять его.

После этого Откровение на некоторое время задержалось. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, печалился по этому поводу. Как-то раз, когда он шел по дороге, он снова увидел ангела. Ангел находился между небом и землей. Пророк вернулся в свой дом и завернулся (во что-то). А Аллах ниспослал ему: «О завернувшийся! Встань и увещевай» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 1-2). После этого Откровение стало приходить постоянно.

Пророк оставался в Мекке на протяжении 13 лет. Он призывал поклоняться Одному Аллаху вначале тайно, а после и открыто, так как Аллах велел открыть истину. Он призывал людей мягко, не прибегая к сражениям, призвал своих ближайших родственников, после свой народ, после племена, жившие по соседству, после всех арабов, а после и остальных людей. Сказал Всевышний Аллах: «Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (сура 15 «Хиджр», аят 94).

Среди уверовавших вместе с Посланником было небольшое количество богатых и знатных, бедных и слабых, а также рабов и рабынь. Все они испытывали страдания за свою веру и религию: некоторых истязали, а некоторые были убиты. Некоторые верующие из-за страданий, который наносили им курейшиты, переселились к правителю Эфиопии. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наряду с ними испытывал муки, но он терпел, пока Аллах не дал победу Своей религии.

Когда Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось 50 лет, и прошло 10 лет от начала его пророчества, умер его дядя Абу Талиб. Дядя защищал его от нападок курейшитов. Спустя какое-то время умерла и его жена Хадиджа, которая была спутницей его жизни и вместе с ним претерпевала все невзгоды. Нападки курейшитов усилились, они принесли ему множество мучений. Но он проявлял терпение и надеялся на награду Аллаха. Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада.

Когда оскорбления и нападки многократно усилились, а курейшиты совсем осмелели, он вышел в путь к Таифу. Он призвал жителей Таифа к исламу, но на его призыв не только никто не ответил, но его даже стали забрасывать камнями, и стали кровоточить его ноги. Он вернулся в Мекку и продолжал призывать людей к исламу во время паломничества и в другие дни.

Через некоторое время Аллах на бураке перенес Своего Посланника из Заповедной Мечети в Мечеть аль-Акса. Его сопровождал Джибриль. Он перенесся и совершил молитву вместе с пророками, после этого он был вознесен на первое небо и увидел там Адама, справа от которого находились счастливые души, а слева - несчастные. После его вознесли на второе небо, на котором он увидел ‘Ису и Йахъю, потом - на третье. На третьем он увидел пророка Йусуфа, на четвертом - пророка Идриса, на пятом - Харуна, на шестом - Мусу, а на седьмом - Ибрахима. После этого он был вознесен к Лотосу Крайнего предела. С ним говорил Господь, Он оказал ему почет и обязал его и его общину совершать 50 молитв в течение суток. Потом Он уменьшил количество молитв до пяти, однако награда, которую совершающий эти пять молитв, станет получать будет равна награде за совершение 50 молитв. Облегчение молитвы является милостью Аллаха для общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Так была установлена пятикратная молитва, которая совершается в течение дня и ночи.

После этого, до наступления утра, Пророк вернулся в Мекку и рассказал о том, что произошло. Верующие поверили ему, а неверующие - нет: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (сура 17 «Ночной перенос», аят 1).

В сезон паломничества Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с группой из Медины, людьми из племени Хазрадж. Аллах дал Мухаммаду, мир ему, людей, которые стали его поддерживать. Группа хазраджитов, увидевшись с Пророком, приняла ислам и вернулась в Медину. Там они распространили учение Ислама, и на следующий год приехало уже более десяти хазраджитов. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с ними, и когда они отправились в путь, он отправил с ними Мус‘аба ибн ‘Умейра, который бы обучил их Корану. Он обучал их исламу, и через него в ислам вошло очень много людей, среди которых предводители племен Аус Са‘д ибн Му‘аз и Усейд ибн Худайр.

На следующий год в сезон паломничества прибыло уже около семидесяти мужчин из племен Аус и Хазрадж. Они позвали Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, к себе в Медину, ведь жители Мекки наносили ему обиды и отвергли его. Посланник договорился встретиться с ними в одну из ночей ташрик (11, 12 и 13 дни месяца зу-ль-хиджа - прим. пер.) возле аль-‘Акабы. После того, как прошла треть ночи, они вышли к месту встречи и обнаружили там Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его дядю ‘Аббаса. ‘Аббас еще не принял ислам в то время, но желал присутствовать при решении дел своего племянника. Посланник Аллаха, ‘Аббас и другие присутствующие обменялись благими речами, после которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, принял у них присягу. Присяга состояла в том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обещал переселиться к ним в Медину, а они станут его защищать и поддерживать, за что получат Рай. Каждый в порядке очереди присягнули в этом Пророку, мир ему и благословение. После этого они разошлись. Однако об этой встрече узнали курейшиты и вышли, желая нагнать их. Однако Аллах защитил их от курейшитов, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, некоторое время оставался в Мекке: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура 22 «Паломничество», аят 40).

Посланник Аллаха велел своим сподвижникам переселяться в Медину. Сподвижники поодиночке, кроме тех, кого задержали многобожники, переселились. В Мекке остались только Посланник Аллаха, Абу Бакр и ‘Али. Когда многобожники поняли, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселились в Медину, они испугались, что и он присоединится к ним, и дело усложнится. Собрав совет, они пришли к решению убить Пророка. Джибриль сообщил об этом Посланнику Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел на своей постели вместо себя ночевать ‘Али и вернул все вещи, которые были отданы ему на хранение. Многобожники поджидали его у дверей его дома, они собирались его убить, когда он выйдет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которого Аллах спас от хитрости курейшитов, прошел мимо них и направился к Абу Бакру. Всевышний Аллах ниспослал: «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» (сура 8 «Трофеи», аят 30).

После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил переселиться в Медину. Он вместе с Абу Бакром вышли к пещере Саур и пробыли в ней три дня. В качестве проводника они наняли ‘Абдуллаха ибн Аби Урайкыта, который был многобожником. Он привел им их верблюдов. Курейшиты испугались того, что произошло и стали повсюду искать беглецов. Однако Аллах уберег Своего Пророка. После того, как их поиски остановились, Пророк и Абу Бакр направились в Медину.

Когда курейшиты отчаялись схватить его, они пообещали двести верблюдов любому, кто приведет обоих или одного из них. Люди стали тщательнее искать и прочесывать дорогу в Медину. Пророка и его спутника узнал Сурака ибн Малик, который в то время был многобожником. Он решил схватить их, но Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, произнес мольбу, и передние копыта коня Сураки увязли в земле. Так он понял, что до него ему не добраться, и тогда он попросил Пророка обратиться с мольбой к Аллаху за него и не вредить ему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это. Сурака вернулся и возвратил людей, отправившихся на их поиски, обратно. После Открытия Мекки он принял ислам.

Увидев, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, все мусульмане стали возвеличивать Аллаха и радоваться его прибытию. Его, выражая свою огромную радость, встретили мужчины, женщины и дети. Он остановился в местечке Куба и вместе с мусульманами построил там мечеть. Там он пребывал более десяти дней, в пятницу он сел на верховое животное и отправился к племени Бану Салим ибн ‘Ауф, где совершил пятничную молитву. После этого он сел на свою верблюдицу и въехал в Медину, где его окружили люди и стали хватать за повод верблюдицы, чтобы Посланник остановился у них. Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Оставьте её, воистину, ей уже велено». Верблюдица шла до тех пор, пока не опустилась в том месте, где сегодня расположена мечеть Пророка.

Аллах предопределил Посланнику Своему остановиться у родных по матери, недалеко от мечети. Он жил в жилище Абу Айуба аль-Ансари. После он отправил людей, чтобы в Медину перевезли его семью и дочерей, а также семью Абу Бакра. Все они прибыли в Медину.

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники преступили к строительству мечети в том месте, где на колени опустилась верблюдица. Направлением в молитве была выбрана сторона, в которой находилась мечеть в Иерусалиме (Бейт аль-Макдис). Столбами для мечети служили пальмовые стволы, а крышей - пальмовые ветви. По происшествие тринадцати-семнадцати месяцев от прибытия в Медину направление молитвы изменилось, и мусульмане стали молиться в сторону Каабы.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел братание между переселенцами /мухаджирами/ и жителями Медины /ансарами/. Также Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, подписал с иудеями договор о мире и совместной защите Медины. Ислам принял один из ученых мужей иудеев — ‘Абдуллах ибн Салям, однако остальная часть иудеев отказалась сделать это. В этом же году Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, женился на ‘Аише, да будет доволен её Аллах.

Во втором году после переселения Пророка, после Хиджры, Аллах узаконил призыв на молитву /азан/, изменил направление молитвы - молиться начали в сторону Каабы и обязал мусульман поститься в месяц Рамадан.

Когда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, основался в Медине, когда при помощи Аллаха вокруг него сплотились мухаджиры и ансары, многобожники, иудеи и лицемеры, действуя заодно, стали наносить ему обиды, выдумывать против него ложь и проявлять свою враждебность. Однако Аллах велел ему проявлять терпение и прощать. Но когда зло, наносимое ими, перешло все пределы, Аллах разрешил мусульманам сражаться. Сказал Всевышний Аллах: «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (сура 22 «Паломничество», аят 39).

Аллах обязал мусульман сражаться против того, кто сражается с ними: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура 2 «Корова», аят 190).

А после Он велел ему убивать многобожников: «Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе)» (сура 9 «Покаяние», аят 36).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники стали призывать к Аллаху, борьбе на пути Его, ответу врагам, строящим козни и защите невиновных от несправедливости. Аллах же поддерживал его и оказывал помощь, пока вся религия не стала принадлежать Аллаху. Он сражался с многобожниками в битве при Бадре, в месяц рамадан, во втором году от паломничества. Аллах даровал ему победу над ними и разбил их объединенный союз.

В третьем году от Хиджры иудеи из племени Бану Кайнука‘ вероломно нарушили договор и убили одного из мусульман. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, изгнал их из Медины в Левант. После этого курейшиты пожелали отомстить за свое поражение и подготовились к войне, разбив военный лагерь вокруг Ухуда, в месяц шавваль в третьем году от Хиджры. Произошло сражение, однако лучники, ослушались Пророка, и мусульмане не смогли одержать победу. Но многобожники вернулись в Мекку и не вошли в Медину.

Через некоторое время свой договор нарушили и иудеи из Бану ан-Надыр. Они задумали убить Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, бросив в него камень. Однако Аллах уберег его. Пророк окружил племя иудеев, и уже в четвертом году изгнал их в Хайбар.

В пятом году по Хиджре Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечая на враждебность, сразился с племенем Бану Мусталик. Он одержал победу, получил в трофеи их имущество и захватил пленников. После этого предводители иудеев стали подстрекать союзные племена против мусульман, чтобы покончить с ними в их же доме. Медину окружили многобожники, эфиопы, иудеи и племя Гатафан. Однако Аллах расстроил их заговор и дал победу Своему Пророку и верующим: «Аллах вернул неверующих в ярости (или по причине их ярости), и они не обрели добра. Аллах избавил верующих от сражения. Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура 33 «Союзники», аят 25).

После этого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, за предательство племени Бану Курайза осадил их. Он одержал победу: были убиты мужчины, дети и женщины были взяты в плен, а имущество досталось мусульманам в качестве трофеев.

В шестом году от Хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил посетить Каабу и совершить обход вокруг неё. Однако многобожники отказались предоставить ему такую возможность. Тогда он заключил с ними в Худейбийи договор о прекращении сражений на десять лет. По договоренности все люди имели право выбирать ту религию, которую желают. После этого в Ислам люди стали входить толпами.

В седьмом году Хиджры Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в военный поход в Хайбар, чтобы устранить старейшин иудеев, которые были причастны к причинению страданий мусульманам. Он осадил их, а после получил трофеем их имущество и землю. В этом же году Пророк отправил свои послания правителям и призывал их к Исламу.

В восьмом году после переселения Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отправил войско под предводительством Зейда ибн Харисы, чтобы усмирить агрессоров. Но римляне собрали большое войско и побили предводителей мусульман. Аллах спас малые остатки мусульманского войска и уберег их от вреда.

После этого неверующие Мекки нарушили договор. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, направился к ним с большим войском и завоевал Мекку. Он очистил Каабу от идолов и власти неверующих над нею.

Потом в месяце шаууаль восьмого года по Хиджре произошло сражение Хунейн. Оно стало ответом на враждебность племен Сакыф и Хауазин. Аллах разбил их, и мусульмане получили многочисленные трофеи. После этого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, направился с войском в Таиф и осадил его. Но Аллах не дозволил его завоевывать, и тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху за них и ушел. Через некоторое время они приняли Ислам. Он вернулся и распределил трофеи, а после вместе со своими сподвижниками совершил малое паломничество. Потом они направились в Медину.

В девятом году по Хиджре произошло сражение Табук. В те дни стоял сильный зной, а пропитания было очень мало. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ради ответа на хитрость римлян направился в Табук и поставил в нем свой лагерь. Однако сражения не произошло, а Пророк заключил мир с некоторыми племенами. Он получил трофеи и вернулся в Медину. Это была последнее сражение, в котором принимал участие Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. В этом же году от племен стали прибывать делегации, которые заявляли о желании принять Ислам. Среди этих племен было племя Тамим, делегация от племени Тай, делегация от племени ‘Абд аль-Кайс и от племени Бани Ханифа. Все они приняли Ислам, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, велел Абу Бакру совершить с людьми паломничество в этом году. С ним он отправил ‘Али, да будет доволен им Аллах, и велел ему читать людям суру «Покаяние», чтобы показать свою непричастность к многобожникам. Он также велел ему в день принесения в жертву животного обратиться к людям со словами: «О люди, неверующий не войдет в рай! На следующий год многобожник не станет совершать паломничество, человек без одежды не станет совершать обход вокруг Дома! И если кто-либо заключил договор с Посланником Аллаха, то его договор действителен до его окончания».

В десятом году от переселения Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, решил совершить паломничество. Он призвал людей последовать ему в этом. С ним в паломничество отправились люди из Медины и из других мест. В состоянии ихрама он вошел в местечке Зу-ль-Хуляйфа. Мекки он достиг в месяц зу-ль-хиджа. Он совершил обход вокруг Каабы, обряд са‘и и обучал людей обрядам. На горе ‘Арафат он произнес знаменитую проповедь, в которой воедино собраны справедливые религиозные каноны ислама. Он сказал: «О люди! Внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я через год вас снова. Воистину, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь должны быть для вас столь же священны, сколь священен этот день, этот месяц и этот город (Мекка).

Воистину, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период. И первая кровная месть, которую я отменяю, — это месть за кровь Ибн Раби‘ бин аль-Хариса. Его отдали кормилице из Бану Са‘д, и племя Хузейль убило его.

Все ростовщические сделки, заключавшиеся во время невежества (до Ислама), отменяются. И первые проценты с долгов, которые я отменяю, — это все проценты с долгов, причитавшихся моему дяде ‘Аббасу ибн Абдуль Мутталибу. Воистину, все они отменены.

Страшитесь гнева Аллаха и соблюдайте права женщин! Воистину, вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак. Воистину, вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (не испросив вашего согласия). Если же они будут так поступать, то вы вправе ударить их, не проявляя жестокости. Права же их в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их едой и одеждой согласно общепринятым нормам.

И я оставил для вас то, руководствуясь чем, вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Книга Аллаха (Коран)!

Воистину, вы будете спрошены обо мне, так что же вы скажете?»

Сподвижники ответили: «Мы свидетельствуем, что ты довел, хорошо выполнил свою миссию и оставил нам наставления и советы». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывая указательным пальцем в небо, а после в сторону людей, сказал: «О Аллах, засвидетельствуй, о Аллах, засвидетельствуй, о Аллах, засвидетельствуй».

Когда Аллах завершил эту религию, когда были установлены все её основы, Пророку, находившемуся на ‘Арафате, был ниспослан аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура 5 «Трапеза», аят 3).

Это паломничество называют Прощальным, так как во время него Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, попрощался с людьми и не совершил паломничества после. По его окончании Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину.

В 11 году от Хиджры в месяц сафар Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постигла болезнь. Когда она усилилась, Пророк велел Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, возглавлять молитву вместо него. Произошло это 1 числа месяца раби‘у-ль-аууаль. Болезнь все усиливалась. В утро понедельника 12 числа месяца раби‘у-ль-аууаль в 11 году от Хиджры душа покинула тело Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане очень горевали по этому поводу. Во вторник тело Пророка обмыли, и мусульмане совершали погребальную молитву в течение вторника и ночи среды. После его похоронили в доме ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Посланник Аллаха умер, но религия его осталась до Судного Дня.

Потом мусульмане избрали халифа, преемника. Они выбрали Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который был его спутником в пещере и сопровождал его во время переселения. После него халифом стал ‘Умар, после — ‘Усман, а после — ‘Али. Все они являются четырьмя праведными халифами, да будет доволен Аллах ими.

Аллах одарил Своего Посланника Мухаммада великими благами и заповедовал быть благонравным. Сказал Всевышний Аллах: «Он нашел тебя бедным и обогатил. Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (сура 93 «Утро», аят 6-11).

Аллах наделил его высокими нравственными качествами, которыми не обладал никто, кроме него. Всевышний Аллах упомянул это и в Своих словах: «Воистину, твой нрав превосходен» (сура 68 «Письменная трость», аят 4).

Обладая этими благонравием, он, с дозволения Аллаха, смог сплотить людей и объединить их сердца: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159).

Всевышний Аллах направил Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, всем людям, Он ниспослал ему Коран и велел призывать к Нему. Сказал Всевышний Аллах: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (сура 33 «Союзники», аяты 45-46).

Аллах выделил Посланника Своего Мухаммада среди других шестью отличиями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было дано шесть преимуществ перед другими пророками: лаконичность в словах, и вместе с тем наличие в них широкого смысла; победа (над врагом) благодаря (вселяемому в их сердца) страху; мне были дозволены военные трофеи; вся земля была сделана для меня чистой и очищающей, а также местом для поклонения (масджид); и я послан ко всем творениям без исключения и являюсь последним из всех пророков» (Муслим № 523).

Уверовать в него, следовать его Закону, чтобы войти в Рай, даруемый Господом, должны все люди: «Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние» (сура 4 «Женщины», аят 13).

Аллах восхвалял тех людей Писания, кто уверует в Посланника, и Он обрадовал их двойной наградой. Сказал Всевышний: «Те, кому Мы прежде даровали Писание, уверовали в него (Коран). Когда им читают его, они говорят: „Мы уверовали в него! Это — истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами“. Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы. Они отвращают зло добром и расходуют из того, чем Мы наделили их» (сура 28 «Рассказ», аяты 52-54).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Трое получат награду дважды. Человек из людей Писания, который уверовал в своего пророка и, застав Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал в него, последовал ему и поверил. Такому будет двойная награда…».

Тот, кто не верит в Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, является неверующим. Наказание его - Огонь. Сказал Всевышний: «Если кто не уверует в Аллаха и Его Посланника, то ведь Мы приготовили неверующим Пламя» (сура 48 «Фатх», аят 13).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, если услышит обо мне кто-нибудь из этой уммы (общины) будь он христианин или иудей и не уверует в то, с чем я послан, то он будет из обитателей Огня!» (Муслим № 154).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, был человеком и обладал только теми знаниями, которые ему открыл Аллах. У Посланника не было знаний о сокровенном, он не распоряжался ни своей душой, ни душой другого человека, не мог причинить вред и не мог принести пользу. Сказал Всевышний Господь: «Скажи: „Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я — всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей“» (сура 7 «Преграды», аят 188).

Аллах направил его с исламом, чтобы превознести его над остальными религиями: «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (сура 48 «Фатх», аят 28).

Миссия Посланника состояла лишь в доведении и донесении его послания, а прямой путь - от Аллаха: «Если же они отвернутся, то ведь Мы не посылали тебя их хранителем. На тебя возложена только передача откровения» (сура 42 «Совет», аят 48)

За ту большую роль, которую Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, имел для человечества - за призыв к этой религии и вывод из мрака к свету - Всевышний Аллах простил ему прошлые и будущие грехи и велел нам во многих ситуациях произносит благословления ему: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура 33 «Союзники», аят 56).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими сподвижниками прилагал все усилия для распространения этой религии. И нам велено следовать ему и его Сунне. Сказал Всевышний Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Ислам - это религия естества, религия справедливости, религия, которую Аллах избрал для всех людей. Ислам включает в себя основные и второстепенные заповеди, нравственность и этикет, обряды поклонения и взаимоотношения. Община не будет счастлива, пока не последует ему и не станет претворять его в жизнь. Аллах не примет от людей никакой другой религии, кроме Ислама: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 85).

О Аллах, благослови Мухаммада и его семью, как благословил Ты Ибрахим и семью его! Воистину, Ты - Достойный похвалы и Славный!

Из книги ш. Мухаммада ибн Ибрахима ат-Тувиджири «Усулу-д-дин аль-ислями».


Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фетва № 1157 http://www.sawab.info/muhammad/

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, облачившему богобоязненных в облачение богобоязненности и взявшему на Себя защиту их одеяний, утешающему познавших Его отрадой наслаждения и общением с Утешителем, ибо мягок Он к терпеливым. О, украшение их собраний! Отправил Ты Мухаммада столь красноречивым, что самый витийственный пред ним онемел. Спорил с ним и Мусайлима, достигнув в споре этом лишь презрения, и строили они козни против Мухаммада немыслимые и Абу Джахль был из них самым презренным. Стреляли в него противники веры, но обернулись против них же стрелы их луков. Были сброшены вниз головой их главари в колодец, а ведь знали они его корни и родословную и то, что он был равным им и одним из них. Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих, тем, что отправил к ним посланника из их числа, да благословит его Аллах. Да благословит Аллах и сподвижника его Абу Бакра, который в послушании был самым покорным из всех, Умара, победившего персидских императоров, несмотря на их гордыню и жестокосердие, Усмана - самого мягкосердечного и благонравного из них, и Али - любимца приверженцев сунны и их духовного наставника, и других сподвижников. Приветствуй же их благословенно.

Сказал Всевышний Аллах в ясном аяте Своего Великого Писания: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих тем, что отправил к ним посланника из их числа. Читает он им аяты Его, очищает их, и обучает их Писанию и мудрости, а ведь были они прежде в явном заблуждении ». Сура «Семейство Имрана», 164 аят.

Мы говорим, что помощь в следовании истине только от Всевышнего Аллаха, ибо муфассиры сказали: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих , …», то есть, оказал милость и одарил тем, что отправил в этот мир своего посланца. В аяте Всевышний Аллах упомянул именно верующих, ибо именно они пользуются больше других милостью его послания, хотя на самом деле Мухаммад, мир ему, милость для всех миров.

«…посланника из их числа , …» … из их рода, или нации, такого же араба как они, такого же человека, не ангела и не джинна. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был обычным человеком, как и все люди, но в тоже время он происходил из самого почётного рода и племени, и в этом должен быть убеждён каждый уверовавший человек».

Пророк Мухаммад, мир ему, является таким же человеком, как и все люди. Аллах не послал нам посланника из ангелов или джиннов, так как они имеют совсем иную природу, невозможно сопоставить возможности человека, его потребности с возможностями и потребностями ангелов и джиннов. К нам пришел пророк из людей, чтобы верующие могли брать пример с него, следовать за ним, стремиться быть таким же как он, это было бы невозможным если бы пророком выступало иное создание Аллаха.

Мы веруем в Мухаммада, мир ему, как в посланца Всевышнего не наделяя его божественными качествами. Мы утверждаем, что он посланник Бога и его раб. В своих молитвах мы обращаемся лишь к Господу Всемилосердному и не обращаемся к рабу Его Мухаммаду (да будет мир над ним). Мы просим у Всевышнего благословения и приветствия пророку Его, ибо он достоин того, так как он является предводителем верующих, последним посланцем Бога, заступником за верующих в День Суда. Мы признаем посланническую и пророческую миссию всех посланников и пророков Аллаха, упомянутых в Священном Коране и в благородной Сунне достохвального пророка Мухаммада, мир ему. Мы веруем и подтверждаем то, что до последнего пророка к каждому народу приходил свой посланник от Аллаха. Некоторых люди принимали, некоторых отвергали. Мы исповедуем свою религию – религию строго единобожества в том виде, в котором она была предоставлена нам Посланником Аллаха, мы ничего не добавляем и ничего не отнимаем из учения его. Мы соблюдаем традиции наших предков, которые не противоречат учению посланника Всевышнего. Мы уважаем и не враждуем с теми, кто не враждует и уважает нас и нашу религию.

Милосердие к женщинам

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был добр и терпелив по отношению к своим женам. Он призывал к снисходительности и благородству в отношении женщин и своих последователей. Так, в одном из хадисов говорится: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине., женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть (язык), если ты попытаешься выпрямить ребро (или изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо».

Однажды он увидел, как погонщик слишком быстро гнал верблюдов, везших женщин. Понимая нежность и хрупкость женщин и зная, что такая езда может причинить им неудобства, он обратился к нему со словами: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее».

Милосердие к врагам

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многого натерпелся от своих земляков в Мекке. Они преследовали его с целью убить, преследовали его последователей, убивали его соратников и близких, оскорбления и клевета были самым малым злом, которое они совершали в его адрес. В конце концов, он был изгнан, ему пришлось переселиться в другой город. Спустя время он возвращается победителем в свой родной город, с войском в десять тысяч воинов, способным уничтожить все и всех на их пути. Но что сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Он не кичась своим положением, спросил их: «О община курайшитов! О жители Мекки! Что вы думаете, как я с вами поступлю?» Курайшиты, надеясь на его снисхождение, ответили: «Ты щедрый, почтенный, благочестивый наш брат, и сын нашего благочестивого брата». И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Идите, вы все свободны». Тогда Абу Суфьян, который возглавлял враждебное противостояние Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, бывший ярым врагом Ислама, сказал: «Я жертвую своими родителями за тебя, о Посланник Аллаха! О, каково же твоё милосердие, твоя кротость, твоя мудрость! О, какова же твоя почтительность!»

Милосердие к обидчикам

Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф для призыва его жителей к Исламу. В ответ на его призыв его не только обсмеяли, подвергли оскорблениям и поношению, но и изгнали, бросая вслед камни, которыми он был ранен. Со слов Аиши, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день (битвы при) Ухуде?» В ответ на это он сказал: «Мне пришлось (претерпеть от) твоих соплеменников (многое), но самым тяжким из всех был день Акабы, когда я предложил Ибн Абд Йаляйлю бин Абд Кулялю (последовать за мной), но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Карн ас-Саъалиб. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел в нём Джибрила, мир ему. Он обратился (ко мне) и сказал: «Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: «О Мухаммад, (приказывай,) что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!» Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвёл от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!». (Бухари)

Милосердие к иноверцам

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нарушать права иноверцев, живших на территории халифата. Он позволял мусульманам поддерживать отношения с их родственниками, исповедовавшими другие религии. Он показывал другим образец человеколюбия и милосердия. Рассказывают, что однажды мимо него проходила похоронная процессия, и он увидев это встал. Люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, ведь это хоронят иудея». На что он ответил: «А разве он – не человек!» Если к нему иноверцы обращались за защитой, он защищал их. Если их права нарушались, он их восстанавливал.

Милосердие к животным

Абдулла ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, рассказал: «В одном из походов мы были вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. В пути он по нужде отошел в сторонку. Тут мы заметили птицу с двумя птенцами. Мы забрали птенцов, а птица стала тревожно летать вверх и вниз. Вернувшись, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Кто это так мучает птицу, забрав у нее птенца? Быстро верните ей птенца!» (Абу Дауд) Известны истории, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время похода встретив на пути собаку с ее щенками, приказал войску обогнуть ее, чтобы не напугать и на причинить ей неудобств. В другом хадисе говорится, что он, да благословит его Аллах и приветствует, «вступился» за верблюда, чей хозяин плохо кормил ее и нагружал работой.

Размышление над тем, как далеко простиралось милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не зная ни расовых, ни религиозных, ни культурных преград, приводит к убежденности в его избранности, непохожести на других. Ведь только особенный человек, человек, наделенный Всевышним каким-то даром и важной миссией, может оставаться таким щедрым, мягким и в то же время сильным, как бы тяжки ни были испытания, ложившиеся на его сердце. А их, как мы знаем, в его жизни было предостаточно. Нам же наверно остается лишь воздать ему хвалу (салават) и постараться взять из его примера хотя бы какую-то долю.

Главными источниками знаний в Исламе являются Священный Коран и Сунна – путь Посланника Аллаха (мир ему). Пророк Мухаммад – это величайший пример для каждого верующего мусульманина во всех сферах жизни, в том числе и в семейных отношениях.

Семья Пророка (мир ему) – это образец мусульманской семьи, построенной на предписаниях Всевышнего Аллаха. Поэтому знание о доме Посланника Аллаха (мир ему) – является важнейшим знанием. У Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всего было 12 жен, но после себя он оставил 9. Его жены: Хадиджа бинти Хувайлид, Савда бинти Зама, Аиша бинти Абу Бакр, Хавса бинти Умар, Зайнаб бинти Хузейма, Умму Саляма Хинд бинти Хузейфа, Зайнаб бинти Джахша, Джуварийя бинти Харис, Умму Хабиба Рамла бинти Абу Суфйан, Сафйа бинти Хувей, Маймуна бинти Харис, Мария Копская.

Пророк Мухаммад в первый раз женился в возрасте 25 лет на очень уважаемой женщине племени Курайш Хадидже бинт Хувайлид (пусть будет доволен ею Аллах). Она была старше него его на 15 лет. Курайшиты называли ее «Тахира», то есть «Чистая» за ее незапятнанную репутацию и добрый нрав. Хадиджа сама предложила Мухаммаду (мир ему) женится на ней, так как увидела в нем исключительные моральные качества. Хадиджа стала первой мусульманкой, она первая уверовала в пророчество ее мужа, именно ей первой Мухаммад рассказал о призыве Всевышнего Аллаха к нему. До смерти Хадиджи Пророк (мир ему) не брал в жены никакую другую женщину. И только от нее у Пророка были дети, за исключением египтянки Марии, которая родила Мухаммаду сына Ибрахима.

Хадиджа ушла в иной мир, когда Мухаммаду исполнилось 50 лет. Он очень тяжело переживал ее уход. Этот год он назвал годом скорби, так как преследования Пророка и первых мусульман курайшитами активизировались, и Мухаммаду не хватало поддержки его любимой Хадиджи. Всю жизнь и после смерти первой жены Мухаммад (мир ему) высоко ценил Хадиджу и часто вспоминал ее. Айша (пусть будет доволен ею Аллах) ревновала мужа к Хадидже. Он говорила: «Я не ревновала ни к одной из жен Пророка так, как ревновала к Хадидже, хотя она умерла за 3 года до того, как он взял меня в жены, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал зарезать одну овцу и делить ее между людьми как милостыню в память о Хадидже». Сам Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Из всех женщин самые лучшие – Марьям, дочь Имрана; Хадиджа, дочь Хувайлида; Фатима, дочь Мухаммада; и жена Фараона Асия».

Через два года после кончины своей первой жены Пророк Мухаммад (мир ему) женился на Сауде, а еще через год – на Аише. С 52 до 60 лет Посланник Аллаха (мир ему) по велению Всевышнего женился на 11 женщинах. После того, как Пророку (мир ему) исполнилось 60 лет, он больше не брал новых жен из-за следующего ниспосланного аята Корана: «Тебе (о, Пророк) после этого не дозволяется больше жен или разводиться с ними, чтобы заменять их другими женами».

В чем заключена мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 лет – Пророк (мир ему) женился на всех этих женщинах? Ведь многоженство Посланника Аллаха (мир ему) часто используется недругами как критика Ислама. Жены Пророка (мир ему) называются Матери правоверных. Всевышний так назвал их в Священном Коране:

«Пророк ближе к верующим, чем они сами (друг к другу), а его жены – их матери…»

(сура «Аль-Ахзаб»;6)

За короткое время Матери правоверных сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов, т.е. решений по тем или иным вопросам. Множество хадисов передали Айша и Хавса (пусть будет доволен ими Аллах). Умар (пусть будет доволен им Аллах) сказал о женах Пророка (мир ему): «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду» . И в этом – одна из мудрости многоженства Пророка (мир ему).

На примере отношения к своим женам Пророк (мир ему) разъяснял многие законы шариата в отношении женщин. Посланник Аллаха (мир ему) женился на всех этих женщинах еще и потому, что необходимо было устанавливать крепкие связи в умме, чтобы после его смерти она была единой. Поэтому он взял в жены дочь Абу Бакра Аишу и дочь УмараХафсу. Пророк выдал свою дочь Фатиму за Али. А Умар женился на дочери Али и Фатимы Умм Кульсум (пусть будет доволен Аллах ими).

Пророк (мир ему) заботился о вдовах, чьи мужья погибли на пути Аллаха. Женщины оставались одни, без средств к существованию и без защиты в условиях противостояния с многобожниками. И Пророк женился на них, несмотря на то, что они были старше его, не обращая внимания на людские разговоры.

Своим браками Пророк (мир ему) устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Так, Мухаммад взял в жены египтянку Марию из племени Мусталак, чтобы люди этого племени пришли в Ислам, так как они были очень сильны в военном деле. Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женился по причинам получения удовольствия, то он бы брал в жены молодых и красивых женщин. Но Пророк (мир ему) женился, как правило, на женщинах старше себя, бывших уже замужем, вдовах или разведенных, так как причины его браков были иными. Они были продиктованы Волей Всевышнего и интересами распространения религии Ислам. Многочисленные хадисы, оставленные нам его женами и сподвижниками, передают поведение Посланника Аллаха (мир ему) в семье, в отношении с женами. Его основными принципами в отношении с женами были принципы, выраженные в следующих хадисах: «Более совершенная вера у тех верующих, которые имеют более добрый нрав и более добры к своим семьям» «Лучше из вас те, кто добрее к своим женам» .

Посланник Аллаха (мир ему) не был труден в общении, не рассматривал домашнюю работу как только женское дело. Аиша (пусть будет доволен ею Аллах) рассказывала о его жизни в семье так: «Он обычно работал для семьи, обслуживал ее, когда же приходило время молитвы, он шел молиться». Другой хадис рассказывает, что Пророк (мир ему) сам чинил свою одежду, был не привередлив к еде. Он не стеснялся, что больше, чем других людей, любит своих жен. Кто-то спросил Пророка, кто более всех им любим, на что он ответил: «Аиша». Несмотря на свою степень Пророка, Мухаммад не держал себя в стороне от своих жен, обучал их, играл, занимался спортом с ними. В одном из хадисов Пророк так говорит о своих занятиях с женами: «Нет развлечений, которые достойны похвалы, кроме трех: выездка лошади, занятия спортом с женами и стрельба из лука». Жены или одна из них всегда сопровождали Пророка (мир ему) в его военных походах. Его жены не были заперты и могли свободно общаться с другими людьми. Они одевали скромную одежду, выходили из дома и виделись с кем им было нужно, к примеру, в ухаживании за раненными в битвах. Защищая свою жену Сауду, которую критиковал Умар за то, что она выходит из дома, Пророк (мир ему) поддержал ее, сказав: «Женщина имеет право выходить, если ей это необходимо». Также Посланник Аллаха (мир ему) позволял женам и другим женщинам заходить в мечеть для молитв. Он советовал другим мужчинам: «Не препятствуйте рабыням Аллаха приходить в Дома Аллаха».

Пророк Мухаммад (мир ему) позволял своим женам высказывать свое мнение, спорить с ним, позволял делать то, что называется «возвращать ответ обратно». Умм Салама так говорила об этом своему отцу Умару: «Клянусь всем прекрасным, мы говорим ему свое мнение, и если он позволял нам поступать так, это его дело, если он запрещал нам, то находил нас более покорными, чем мы покорны тебе». Пророк высоко ценил ум и критические способности своих жен, особенно Аишы.

Несмотря на любовь к своим женам, Пророк (мир ему) никогда не потворствовал их излишним капризам и мягко воспитывал их. Передается один случай, когда его жены однажды стали очень требовательными к комфорту этого мира. После битвы при Хайбаре Пророк смог подарить женам богатые подарки и угощения. Но им показалось этого мало и они стали требовать больше. Тогда Пророк (мир ему) прервал связь с ними на месяц, а после вызвал их и спросил, что они выбирают. Это отражено в Священном Коране, где сказано:

«О, Пророк, скажи твоим женам: «Если вы желаете ближней жизни и ее прикрас, то приходите: я дам вам насладиться и отпущу вас прекрасным способом. Но если вы хотите Аллаха и Его Посланника, и последнего жилища, то Аллах уготовал добродеющим из вас великую награду».

(сура «Аль-Ахзаб»; 28-29)

Все жены ответили, что они хотят Аллаха и Его Посланника. Здесь мы видим мужа, который, не смотря на любовь к женам, не пошел на несправедливость между ними и не поставил себя в трудное положение, пытаясь удовлетворить все их прихоти. Семейная жизнь Пророка (мир ему), его отношение к женам – это яркий пример как для мужчин, так и для женщин. Ислам предписал мужчине вести себя как мужчина, а женщине, как женщина. У каждого свои права и обязанности.

Семейные отношения – это одни из важнейших отношений между людьми, их надо беречь, сохранять и выстраивать по примеру нашего Пророка Мухаммада (мир ему), ведь его нравственность – это Коран и его законы, предписанные Всевышним Аллахом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ибн Аббасу (пусть будет доволен им Аллах): «Не сообщить ли тебе о наилучшем из того, что может приберечь для себя мужчина? Это праведная жена. Если он посмотрит на нее, это принесет ему радость, если велит ей что-нибудь, она подчинится ему, а если покинет ее на время, она сбережет его честь и имущество».

147389: Ругал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, кого-либо?

Мне сложно понять эти два хадиса.
Первый хадис из книги аль-Бухари (глава о достоинствах). Му"аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы вышли с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на сражение при Табуке. Он соединял молитвы: полуденную молитву он совершил вместе с послеполуденной, а вечернюю – с ночной. На другой день он отложил полуденную молитву, потом он вышел (к людям) и совершил её вместе с послеполуденной. После он вошел (к себе в палатку), а после вновь вышел и совершил вечернюю и ночную молитвы. После этого он сказал: „Если пожелает Аллах, завтра вы будете у источника Табук, однако достигнете вы его не раньше того времени, когда будет уже светло. Так пусть же тот, кто подойдет к этому источнику, не прикасается к воде, пока туда не подойду я!" Когда мы подошли к этому источнику, оказалось, что там уже находились два человека, а из источника текло мало воды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: „Прикасались ли вы к этой воде?" Они сказали: „Да". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отругал их и сказал им то, что было угодно Аллаху. После сподвижники стали черпать руками из этого источника воду, пока не собрали её в посуду. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, омыл этой водой лицо и руки, а потом вылил эту воду обратно в источник. После этого вода из него стала поступать в изобилии, и люди смогли напиться. Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О Му"аз, если проживешь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов"».
Второй хадис также приводится в «Сахих аль-Бухари», в главе о проявлении почтительности, поддержании родственных связей и благовоспитанности.
Передается от "Аиши, да будет доволен её Аллах, что к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошли двое мужчин, поговорили с ним о чём-то, о чём она не знала, и разгневали его. А он стал проклинать и бранить их. Когда они ушли, "Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, эти двое не относятся к числу тех, кому досталось благо». Пророк спросил: «Почему же?» Она сказала: «Ты ведь проклял и бранил их». Тогда он сказал: «Разве ты не знаешь ты то, о чём я попросил своего Господа? Я сказал: „О Аллах, я только человек, и, если я прокляну или выбраню какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и наградой"».
Вопрос мой таков.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас воздержанности в речи, Коран наполнен аятами о благости в словах. Также в жизнеописании Пророка упоминается много случаев, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял мягкость в речи, даже когда иудеи дерзко говорили с ним, и когда он разгневался на мать правоверных "Аишу, да будет доволен её Аллах.
Как предыдущие два хадиса соотносятся с остальными достоверными текстами из Корана и Сунны, зная, что предыдущие хадис также достоверны?

Хвала Аллаху.

Кротость, выдержка и воздержанность в речи являются одними из самых великих черт Пророка нашего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Восхваление этих его качеств упоминается и в текстах Писаний предыдущих пророков. Сказал Всевышний Аллах:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство "Имрана», аят 159).

Передается от "Абдуллаха ибн "Амру ибн аль-"Аса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Клянусь Аллахом, он описан в Торе с теми же чертами, с которыми он упомянут в Коране <...> Он не груб, не жесток, не криклив на рынках, не отвечает злом на зло, но прощает и милует» (аль-Бухари № 2125).

По этим чертам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был узнаваем среди своих сподвижников, и его жизнеописание распространилось по всему миру.

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оскорблял, не говорил ничего непристойного, не проклинал (людей) и не поносил (их). А если он хотел выразить кому-нибудь из нас свое порицание, то обычно говорил: „Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!"» (аль-Бухари № 6031).

Его сострадание распространялось не только на мусульман, но и на многих многобожников и лицемеров.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды (некто) сказал: «О Посланник Аллаха, обратись к Аллаху против многобожников!» Он сказал: «Я не был послан в качестве проклятия, но – в качестве милости»(Муслим № 2599).

И если бы мы стали перечислять все примеры из достоверной Сунны, которые являются следствием его, да благословит его Аллах и приветствует, слов: «Воистину, я был послан только в качестве милости», то, как бы много не написали, в любом случае смогли бы охватить лишь малый объем преданий из Сунны.

В то же время мы скажем, что присущие ему, да благословит его Аллах и приветствует, в большинстве случаев милость и сострадание, не означает, что в некоторых случаях, когда это было необходимо, Пророк, мир ему и благословение, не проявлял редкое исключение. Ведь он был человеком. Во всем это есть большая мудрость.

1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был правителем мусульман. И правитель в некоторых ситуациях для исправления положения людей и для улучшения дел обязан проявлять некоторую строгость, чтобы кротость и снисходительность правителя не обольщала их. Разве Вы не знаете того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел забить камнями прелюбодея? Он проявил строгость и некоторую суровость в наказании, но исправление общества невозможно без проявления справедливости и применении Закона Аллаха. В ином случае кротость и скоромность лишь испортила бы жизнь людей, и общество было бы разрушено и уничтожено.

К этому выводу пришел аль-Кады "Ийад, да помилует его Аллах, прочитав хадис от Му"аза, который упоминается в вопросе. Он сказал: «В хадисе упоминается о воспитании, которое правитель проявляет посредством слов и ругания человека, не унижая его» (Икмялу-ль-му"лим. Т. 7. С. 242).

2. Возможно, великой мудростью является и установление всей полноты силы, которой наделил Великий и Всемогущий Аллах этого благородного Посланника. Сказал Всевышний Аллах:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Строгость и суровость, которые были проявлены в верных ситуациях, есть необходимость, к которым прибегают судьи и предводители мусульманской общины. Примером им в этом является Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Исправление невозможно без объединения двух методов – прельщения и устрашения, страха и надежды.

Поэтому в жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно обнаружить некоторые ситуации, когда он был суровым. И это были такие случаи, когда положение требовало проявления строгости и суровости.

Передается от "Аиши, да будет доволен её Аллах: «Когда бы ни предоставлялся Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбор одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только оно не являлось греховным. И если было в нем нечто греховное, то он держался от него дальше, чем кто-либо из людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» (аль-Бухари № 3560, Муслим № 2327).

Слова "Аиши, да будет доволен её Аллах: «...но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» являются доказательством наших слов.

Также к подобным примерам можно и отнести два упомянутых в вопросе хадиса. Причина, из-за которой потребовалась суровость в словах со стороны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла в следующем, как это упоминали толкователи и комментаторы. Двое мужчин, которые испортили для мусульман родниковый источник Табук, были лицемерами, и сделали они это намеренно, чтобы навредить мусульманам и лишить их питья. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наказал их минимальным видом наказания, которое мог бы вынести судья, - он вынес им осуждение и был суров с ними при разговоре.

Аль-Уакыди, да помилует его Аллах, сказал:

«Среди того, что было рассказано мне, следующее. К нему (источнику с водой) устремились четыре лицемера: Му"таб ибн Кашир, аль-Харис ибн Йазид ат-Таи, Уади"а ибн Сабит и Зейд ибн Лясыт» (ар-Рауду-ль-унуф. Т. 7. С. 384). Смотрите также: Ибн Исхак «Магази» (С. 605-606).

Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал:

«Они заслужили ругание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как нарушили приказ своего Пророка о воде» (аль-Ихкям фи усуль-ль-ахкям. Т. 3. С. 282).

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был защищен от ошибок в речи или от моментов, когда язык опережал мысль. Иногда он думал, что определенный человек заслуживает проклятия и порицания, и поэтому, опираясь на внешнюю половину дела, он ругал человека. И если человек не заслужил этого сильного порицания или проклятия, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Милостивому и Милосердному Аллаху, чтобы эти проклятия были помещены в чашу с добрыми деяниями этого человека, или стали для него очищением и прощением греха. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, я только человек, и, если я прокляну, выбраню или велю наказать ударами плетью какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и милостью» (Муслим № 4706).

В другой версии от него сказано: «О Аллах,воистину, Мухаммад только человек. Гневается, как гневаются остальные люди. У меня есть Твой договор, который Ты не станешь нарушать. Какого бы верующего я не обидел, не выбранил или не велел наказать плетьми, то сделай (это наказание) очищением для него и приближением к Тебе в День Суда» (Муслим № 4708).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Эти два хадиса наглядно дают понять насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жалел свою общину, заботился об её интересах, и желал для её членов всё, что приносит им пользу. Предание, которое было приведено последним, разъясняет смысл всех остальных преданий. (Оно разъясняет), что мольба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на самом деле будет милостью и очищением для тех мусульман, кто не заслуживал брани, проклятия и прочего. Наряду с этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой против неверующих и лицемеров, и это не было для них милостью.

Если же кто-то спросит о том, как он может обращаться с мольбой против человека, ругать его или проклинать, хотя этого человек не заслуживает? Вкратце, ответ, который дали ученые, таков.

Причина первая. Под словами „заслуживают этого" не подразумеваются люди, которые заслуживают этого перед Аллахом, по сути дела, но имеются в виду люди, которые внешне это заслужили. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на основании Шариата видится, что человек заслужил этого, хотя на самом деле это не так. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязан опираться на внешнее, а то, что скрыто, подвластно лишь Аллаху.

Вторая состоит в том, что ругание, мольба против кого-либо и прочее не были намеренными, но произошло это из-за обычаев арабов прибавлять некоторые выражения без намерения (желать именно это). К подобным словам относится выражение: „Да покроется пылью твоя правая рука" <...> и пр. Произнося это, арабы не подразумевают мольбу против человека, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что Аллах ответит на подобные слова, поэтому попросил Господа Всевышнего сделать их милостью и очищением, приближением и наградой. Подобные выражения он произносил очень редко. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сквернословил, не оскорблял, не проклинал и не мстил за себя. Ранее в хадисе было сказано, что к нему обратились с просьбой „Обратись к Аллаху против (племени) Даус", но он сказал: „О Аллах, выведи Даус на прямой путь!", также он сказал: „О Аллах, прости моему народу, воистину, они не ведают!"» (ан-Навави. Шарх Сахих Муслим).

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»

http://islamqa.info/ar/147389

Нет похожих записей.