Обращение. §31

1. Чётко прочитай слова парами:

Что изменилось в написании 2-го слова каждой пары? А кроме написания?

Какая часть слова приняла участие в изменении значения слова?

Выдели эту часть во всех словах значком . В трёхсложных словах выдели ударный слог.


2. Предъявляется плакат с изображением круга. Внутри круга слова: дыра, забор, лимон, рука, сапог, лапа, голос, нос, тетрадь, бутылка, одеяло, лоб. За кругом суффиксы: -к-, -чк~, -очк-, -ищ~, -чик-. Чётко прочитай слова внутри круга.

Измени данные слова, добавляя соответствующие буквы или сочетания букв (суффиксы), находящиеся за кругом. Что происходит со словами?

Какие суффиксы придают слову значение маленького предмета? Назови их.

Какой суффикс придаёт слову значение огромного предмета? Назови его.

Запиши с каждым суффиксом, которые ты дополнял, по одному слову. Выдели значком эту часть слова.

3. Чётко прочитай слова:

Подумай, какие слова можно изменить только при помощи буквы -к- (суффикса), а какие - как с помощью -к-, так и сочетания букв -ушк- (т.е. обоих суффиксов).

Запиши те слова, которые можно изменить двумя способами.

Выдели ту часть слова, которая изменяет его значение значком . Как она называется?

Как при этом изменяется значение слова?

Назови слова, которые ты не изменял. Образуй от них новые слова. Назови ту часть слова, которая придала ему новое значение.

4. Послушай внимательно слова:

трава, зёрнышко, ель, травушка, часики, зерно, луч, ёлочка, ветерок, лучик, час, ветер, ручеёк, зима, ручей, зимушка.

Чем эти слова похожи и чем различаются?

Внимательно послушай их ещё раз и назови те пары, которые ты запомнил.

В каждой паре назови то слово, которое образовалось при помощи сочетания букв, стоящих после главной части слова (суффикса). Запиши их но памяти.

Выдели значком ту часть слова, при помощи которой оно образовалось.


5. Прочитай предложения «про себя»:

Скажи, что нужно сделать? Запиши предложения. Назови буквы и сочетания букв (суффиксы), которые изменили смысл слова. Выдели их нужным значком.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения за­дания.)

6. Зашифруй слова значками: -корень; -суффикс; -окончание.

Мёд, дочь, туча, медок, ветер, тучка, дочка, ветерок, доченька, ветрище, волосок.

Расшифруй свою запись; подбери другие слова такого же состава. Объясни свой выбор.

7. Прочитай внимательно предложения:

Все ли слова употреблены в предложениях правильно?

Назови те слова, которые, по твоему мнению, не подходят. Почему ты считаешь, что эти слова подобраны неправильно? Объясни, как нужно исправить предложения.

Запиши правильные предложения.

В трёх-, четырёх- и пятисложных словах выдели ударный слог.


А) Чётко прочитай столбики слов:

Сначала измени слова так, чтобы они обозначали небольшие предметы; затем - так, чтобы они обозначали признак предмета и отвечали на вопрос какой? Запиши их.



Что произошло со словами? Выдели значком ту часть слова (суффикс), которая изменила его.

б) Чётко прочитай слова:


Подбери к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? К некоторым подойдут слова, образованные тобой в предыдущем упражнении.

Запиши те словосочетания, в которых оба слова образованы с помощью суффиксов. Проанализируй их. В трёхсложных словах выдели ударный слог.

9. Чётко прочитай слова:


Измени слова так, чтобы они обозначали небольшие предметы. Запиши их в столбик. Выдели ту часть слова (суффикс), которая изменила его.

От этих слов образуй слова, обозначающие признаки предмета. Проанализируй и запиши их. Выдели нужным значком ту часть слова (суффикс), которая изменила его. В скобках запиши то слово, от которого ты образовал 2 новых слова.


А теперь со словами, которые отвечают на вопрос какой? , составь словосочетания с данными ниже словами:

Запиши составленные сочетания слов по образцу, выделяя ударный слог.

10. Чётко прочитай словосочетания, выделяя ударный слог:

Подумай, как можно изменить данные сочетания слов, чтобы появились слова, обозначающие признак предмета (какой?). Составь такие словосочетания. Может быть, у тебя появились какие-то сомнения? Докажи правильность выполнения задания.

Запиши вновь составленные сочетания слов.

Найди слова, в которых появилась такая часть, которая изменила его смысл. Выдели эту часть (суффикс) нужным значком и на зови её.

С любыми 2 вновь образованными словосочетаниями составь и запиши предложения. В словах предложения выдели ударные слоги.

11. Чётко прочитай слова:

зима, морж; река, книга; орех, игра; рыба, письмо.

В течение 5-7 минут к данным словам подбери как можно больше слов с разными суффиксами. Проанализируй подобранные слова.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов)


А) Чётко прочитай слова:


Подумай, какие из данных слов «притягиваются» друг к другу. Объедини их в группы. Объясни, по какому признаку ты это делал.

Измени данные слова так, чтобы они приобрели значение признака предмета. Запиши их. Выдели нужным значком ту часть слова, которая участвовала в его изменении. Назови её.

б) Чётко прочитай слова:

К вновь образованным словам-признакам из п. а) подбери подходящие по смыслу слова из п. б). Запиши 4 составленных сочетания слов (из каждой группы); выдели ударный слог в трех- и четырехсложных словах.

13. Чётко прочитай слова и запиши их:

Сравни слова по написанию. Назови общую часть этих слов и обозначь её значком

Подумай, от какого слова образованы эти слова и при помощи каких суффиксов. Выдели суффиксы значком

Одинаковы ли эти слова по значению? Подумаем вместе.

«Дружный» - этим словом определяется совместная слаженная жизнь людей или работа: дружный коллектив, дружная работа, дружные ребята.

«Дружеский» - этим словом определяется очень хорошее отношение одного человека к другому: дружеский привет, дружеский совет, дружеская беседа.

«Дружественный» - этим словом определяются хорошие отношения народов, государств, совместные действия: дружественные отношения, дружественная встреча глав государств.

Сравни сначала по написанию и затем по значению следующие слова (в случае затруднения обращайся к толковому словарю):


Пушной, пушистый, пуховый (хвост, платок, зверёк, одеяло);

водный, водяной, водянистый {жук, путь, лыжи);

цветной, цветистый, цветочный {горшок, карандаш, платок, рассада, фильм);

старый, старинный, старческий (часы, костюм, походка).

Подбери к словам-признакам подходящие по смыслу слова-предметы, объясняя свой выбор. Запиши составленные словосочетания. Выдели соответствующими значками общую часть слова и ту часть, которая придаёт ему значение признака предмета.

14. Прочитай «про себя» предложения.

Назови в каждом предложении сочетание слов, обозначающее предмет и его признак. Подумай, правильно ли подобраны слова-признаки. Если нет, исправь ошибки, подобрав к каждому слову признаку подходящее по смыслу слово-предмет.

Выдели значком общую часть в словах и ту часть, которая придай слову значение признака (суффикс).

15. Чётко прочитай слова:

На какой вопрос отвечают данные слова и что они обозначают? Прочитай те слова-признаки, которые характеризуют человека. Измени данные слова, заменив их окончания сочетанием букв -ость (суффиксом).


Запиши образованные слова во 2-й столбик. Выдели соответствующими значками общую часть слова и ту, которая изменила его значение. Какой общий суффикс во всех словах? Прочитай о значении вновь образованных слов в Толковом словаре.

Во вновь образованных словах замени суффикс -ость суффиксом -ец. Про кого или про что можно так сказать?

Запиши вновь образованные слова в 3-й столбик. Выдели в них суффикс.

16. Чётко прочитай слова:


Проанализируй данные слова. Выдели в каждом слове ту часть (суффикс), которая придаёт ему определённое значение.

Подбери к данным словам слова противоположного значения с теми же суффиксами. Обоснуй правильность своего подбора.


Составь с одной парой каждой группы слов словосочетания. Запиши их. Выдели ударный слог.

17. Логопед предлагает ребёнку задание на карточке.

Посмотри внимательно на карточку. Подумай, что на ней написано:


В вежливой форме предложи своему товарищу задание по составлению слов.

(Совместный анализ составленных слов.)

18. Как называют человека, который:

Учит, строит, пишет книги;

Играет на гитаре, работает на тракторе;

Поёт на сцене, продаёт разный товар;

Шьёт сапоги, убирает двор, охотится;

Водит самолёт, обслуживает пулемёт;

Вставляет стёкла; настраивает музыкальные инструменты.

Запиши названные тобой слова. (Слова с одинаковым суффиксом записываются построчно.)

Внимательно прочитай записанные слова. Скажи, при помощи каких суффиксов образовались новые слова? Выдели суффиксы нужным значком. От каких слов образовали записанные слова?


Образец рассуждения:

Логопед: Учитель - это человек, который учит детей. Это слово образовалось от слова «учить» при помощи сочетания букв -тель (суффикса).

Теперь ты расскажи о каждом слове. (Каждый ученик рассказывает, остальные слушают и при необходимости поправляют его.)

19. Чётко прочитай слова:

Подумай и распредели данные слова в несколько групп по общности значений. Расскажи, от каких слов и как образовались данные слова и что они обозначают.

(Образец рассуждения в предыдущем упражнении.)

20. Прочитай предложения «про себя».

Подумай, правильно ли образованы слова, обозначающие профессии людей. Найди и исправь ошибки. Запиши исправленные предложения.

Найди в словах, обозначающих профессии, ту часть (суффикс), которая придала им данное значение. Выдели её нужным значком и назови.

21. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:

Обрати внимание на выделенную значком часть слова. Назови ее


Среди данных слом есть слона, которые указывают на место жительства или национальность человека. Подумай, от какого слова и как образовались эти слова; какое значение они приобрели.

Рассуждай так: «Слово "астраханец" образовалось от слова "Астрахань" при помощи сочетания букв (суффикса) -ец. Оно указывает на место жительства человека».

* С л о в а для с п р а в к и: города: Кострома, Париж, Новгород; река: Волга; страны: Болгария, Китай, Япония, Дагестан.

22. «Рассыпались» слова - собери их и запиши:

Проанализируй составленные слова. С любыми из них составь 3 предложения.

23. В течение 10 минут самостоятельно подбери по 5 слов, обозначающих: а) профессию людей; б) место жительства; в) национальность. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

141. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Озаглавьте текст.

142. Знаете ли вы, кто такой горностай? Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос какой?

143. Прочитайте словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Из слов каких частей речи составлены словосочетания?

144. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите составленные словосочетания.

145. Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена прилагательные.

146. Прочитайте текст. Чего, по-вашему, не хватает в описании?

147. Прочитайте рассказ знаменитого русского педагога В. Сухомлинского «Я хочу сказать свое слово».




148. Прочитайте слова. Чем они похожи и чем различаются? Составьте предложения с выделенными словами.

149. Прочитайте отрывок из сказки известного писателя С. Козлова.

150. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова. Как бы вы его озаглавили?


151. Прочитайте стихотворную загадку И. Гамазковой. Обратите внимание на рифму: она может подсказать неверные по смылсу слова.



152. Игра «Угадай-ка». Объясните значение любого из данных слов, не называя самого слова.

153. Прочитайте стихотворные строки.

154. Расскажите, что изображено на рисунке. Какой текст у вас получился: текст-сообщение или текст –описание?

155. Прочитайте. Свяжите слова друг с другом по смыслу. Какие слова помогают нам в этом?

156. Рассмотрите рисунки. Составьте предложения со словами кот и стол, опираясь на рисунки.


157. Прочитайте текст, составленный мальчиком-иностранцем, который недавно начал изучать русский язык. Скажите, правильно ли он употребил предлоги. Помогите мальчику – исправьте ошибки. Запишите текст грамотно.

краткое содержание других презентаций

«Мягкий знак - показатель мягкости» - Церковь. Предложения. Обозначает мягкость согласных звуков на письме. Москва. Урок обучения грамоте в 1 классе. Угол. Собор. Может стоять в конце слова. Алфавит. Красная площадь. Кремль. Употребление Ь. Продолжите любое предложение. Олень. Тайницкая башня. Царь - колокол. Спасская башня. Мягкий знак. Буква ь. Колокольня. Может стоять в середине слова. Гусь. Царь - пушка. Ключевые слова. Мель.

«Обучение грамоте» - Сава жыла на сасне в дупле. Ребята. Собака. Окно. Мальчик, берег, ворона, кот. Составь из букв слова. В буквенном лабиринте найди героев сказки «Репка». Зачеркни лишнее слово. Тетрадь, ручка, блокнот, писать. Желаем удачи! Грамматическая арифметика. Га,ма,зин. Соедини линиями. Ковёр, резиновый, воздух, самолёт. Игра. Вино пар приз. Ус рак град. Дубок, драма, краны, крот, коса, экран. Ка,со,ба. Найди ошибки и вычеркни.

««Алфавит» 1 класс» - Запишите в алфавитном порядке имена детей. Алфавит. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Запись слов по алфавиту. Вставь пропущенные буквы. Лента букв. Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Из толкового словаря. Последняя буква в алфавите. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень.

«Тест «Звуки и буквы»» - Перечисли всегда мягкие согласные. Что такое гласные звуки. Электронное пособие. Сколько гласных звуков в русском языке. Переход к следующему вопросу. Неправильный ответ. Правильный ответ. Перечисли парные звонкие согласные. Звуки и буквы. Перечисли сонорные согласные.

«Загадочные буквы» - Щуку, может быть, поймаешь. С буквой этой я в лесу берёзу, клён и дуб спасу. Эта буква не проста: как у верблюда два горба. В этой букве две косички. Это не гадкий утёнок–всем ясно, с этой буквой она прекрасна. Стульчик этот не простой. Буквы друг на друга встали. Кто тут смотрит на меня. Загадочные буквы. Извивает хобот слон. Проект как средство повышения уровня мотивации первоклассников на. Реют флаги на ветру.

«Мягкий знак в конце слова» - Рыбак. На конце слова мягкость согласного звука обозначается «Ь». Загадки. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. Медведь. Зимой спит, летом ульи ворошит. Отгадать загадку. Никого она не обижает, а все ее толкают. Словарная работа. Минутка чистописания. Гвоздь, дверь, лось, гусь, медведь. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Трудные слова. Холодильник. Написание слов с мягким знаком на конце.

403. Прочитай. Предложения ли это? Почему? Докажи. Какие они по цели высказывания и по интонации?

Прочитай еще раз каждое предложение. О ком или о чем говорится? Что именно говорится? Достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Вечер наступил. - это предложение, так как мысль ясна, говорится о том, что наступил вечер, двух слов достаточно для ясности высказывания предложение повествовательное, невосклицательное.

Фонари зажглись. - предложение, двух слов достаточно для выражения мысли: зажглись фонари. Предложение повествовательное, невосклицательное.

Половицы скрипят. - предложение, так как ясно выражает мысль высказывания о том, что скрипят половицы. Предложение повествовательное, невосклицательное.

Часы тикают. - это высказывание - предложение, потому что мысль ясна и понятна: часы работают, идут. Предложение повествовательное, невосклицательное.

Сверчок поет. - это предложение говорит о том, что сверчок поет, мысль эта выражена понятно и двух слов достаточно. Предложение повествовательное, невосклицательное.

404. Прочитай предложения. Не будут ли лишними слова, которые мы добавили? Почему ты так думаешь?

О ком или о чем говорится в каждом предложении? Что говорится? Выделенные слова называются грамматической основой предложения. Как ты думаешь, почему именно основой? Сколько снов входит в основу предложения? Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
Почему подлежащее и сказуемое - главные члены предложения? Какие члены предложения входят в грамматическую основу? Что входит в основу слова? Как ты думаешь, чем похожи эти понятия: основа слова, основа предложения?

406. Прочитай предложения. Найди и подчеркни грамматическую основу. Над каждым подлежащим и сказуемым надпиши, какая это часть речи.

407. Прочитай. Сколько здесь предложений? Спиши. Найди и подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Подчеркни в словах орфограммы. Объясни написание.

408. Прочитай. Найди грамматическую основу в каждом предложении. Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении, укажи, какими частями речи они выражены.

Укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Подчеркни и объясни орфограммы.

409. Спиши предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу.

Прочитай слова, которые не входят в сонову предложения. Можно ли обойтись без этих слов? Для чего они нужны? Эти члены предложения называются второстепенными. Как ты думаешь почему? К каким словам они относятся? Поставь вопросы и покажи это графически. Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Надпиши.

В углу пруда кувшинки (подл.) расцвели (сказ.).

В грамматическую основу не вошли слова: в, углу, пруда. Без этих слов можно обойтись, они не влияют на смысл предложения, но нужны для более точной информации о том, где происходит действие. И тогда предложение становится более осмысленным, точным, красочным. Слова, которые не входят в основу предложения называются второстепенными членами. Второстепенные члены не могут влиять на главную мысль или как-то искажать ее, их цель уточнить обстоятельства, место действия, характер этого действия, дать характеристику действующему лицу, предмету, явлению. Второстепенные члены в данном предложении относятся к сказуемому.

Расцвели (глаг.) (где?) -> в углу (сущ.)
В углу (сущ.) (чего?) -> пруда (сущ.)

410. Спиши. Выдели грамматическую основу, назови второстепенные члены в каждом предложении.

411. Прочитай. Найди в каждом предложении главные и второстепенные члены. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или сказуемому относятся второстепенные члены.

Ночка уйдет (какая?) -> темная.
Утро будет (когда?) -> снова.
Котик допоет (что?) -> песню.
Котик разбудит (кого?) -> нас.

412. Прочитай текст. Найди в каждом предложении главные и второстепенные члены. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.
 ноги (сущ.) кормят (глаг.) (кого?) - волка.

413. Какие предложения здесь написаны? Прочитай их. Запиши эти предложения. Подчеркни грамматическую основу.

Одинаковый ли получился у всех порядок слов в каждом предложении? Почему?

414. Прочитай. Правильно ли подчеркнута грамматическая основа в этих предложениях? Запиши эти предложения в виде схем. Назови, какими частями речи выражены второстепенные члены в этих предложениях.

Основа неверно указана в предложениях: Весенние ручейки громко журчат. На поляне весело синеют колокольчики. Оттого поет он эти песни вслух.

415. Спиши. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Надпиши, какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения.

416. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены предложения.

Как ты думаешь, какие предложения мы чаще употребляем в речи - распространенные или нераспространенные?
Как определить, распространенное предложение или нераспространенное?

417. Прочитай. Определи, какие это предложения - распространенные или нераспространенные. Спиши, подчеркни грамматические основы.

Я (подл.) с утра в лесу гуляю (сказ.). (распространенное предложение)
От росы я (подл.) весь промок (сказ.). (распространенное предложение)
Но зато теперь я (подл.) знаю (сказ.) про березку и про мох. (распространенное предложение)

418. Прочитай. Используя имена прилагательные, сделай эти предложения распространенными. Что для этого нужно? Запиши. Покажи графически связь слов в предложении.

419. Прочитай. Сделай эти предложения нераспространенными. Запиши. Подчеркни грамматические основы.

422. Спиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания, по интонации; распространенные они или нераспространенные.

20. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Бабушка , волк-то какой страшный на меня наскочил! 2. Речка-матушка , спрячь меня! 3. Испеки, старуха , колобок. 4. Не горюй, заинька , я тебе лису выгоню. 5. Бери ложку, хозяюшка . 6. Что тебе надобно, старче ? 7. Не обессудь, куманёк . Больше потчевать нечем.

  • Вспомните, как в русском языке называются выделенные слова. Какова их роль в предложении?
  • Прочитайте выразительно предложения и понаблюдайте, как вы произносите слова-обращения.
  • Обратите внимание на знаки препинания в предложениях. Спишите любые три предложения.

Вспомните! Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

  • Если обращение стоит в начале предложения , то оно отделяется запятой:
    Дорогой дедушка , приезжай к нам в гости.
  • Если обращение стоит в середине предложения , то оно выделяется с обеих сторон запятыми:
    О чём, девочка , плачешь? Спасибо, Таня , за книгу.
  • Если обращение стоит в конце предложения , то перед обращением ставится запятая:
    До свидания, ребята ! Здравствуй, милая ласточка !

21. Прочитайте выразительно. В чём сходство и различие предложений каждой группы?

  1. Где ты, птичка, гнёздышко свила?
  2. Птичка, где ты гнёздышко свила?
  3. Где ты гнёздышко свила, птичка?
  • Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Объясните знаки препинания.
  • Составьте и запишите своё предложение с обращением.

22. Прочитайте диалог из стихотворения «Вредный кот».

      - Петь, здорово!
      - Здравствуй Вова
      - Как уроки
      - Не готовы. Понимаешь,
      Вредный кот
      Заниматься не даёт.
      (Б. Заходер)
  • В каких предложениях знаки препинания пропущены? Спишите, вставляя пропущенные знаки. Подчеркните в предложениях обращение.
  • Когда в речи можно употребить приветствие здорово , а когда здравствуй ?