Развитие толерантного отношения к детям с овз. Психологические особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Толерантное отношение к детям с ОВЗ как одна
из составляющих образовательного пространства
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение друг к другу.Что же такое толерантность?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпимость) - качество, характеризующее отношение к другому человеку. Это не только милосердие, терпимость, а главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по всей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранить свою индивидуальность
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть.
Задачи: укрепление здоровья детей; обеспечение прав в получении коррекционно-образовательных услуг; осуществление социальной адаптации и интеграции; компенсация нарушений развития; развитие когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность - это сострадание, эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но сострадающих беде - еще больше.
Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.
Важно понимание раздражения, которое может принимать множество форм (от того, чтобы слегка отодвинуться от ребенка на ковре, до физического насилия), то есть нежелания сидеть рядом с ребенком, который выглядит, действует или ведет себя по-другому или не играть с ребенком, который не может говорить или у него какая-то видимая форма инвалидности. Это можно сравнить с преследованием ребенка из-за его этнического происхождения.
Следует обсуждать и на первый взгляд, более мелкие прецеденты и делать это следует открыто, так, чтобы тому, кто пострадал от них, была оказана поддержка, и весь класс оценил значение этого. Следует понимать, что дети разные по своему развитию, следовательно, и стиль обучения и воспитания в классах должен быть разнообразным. Следует придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам. Не случайно такое широкое общественное признание получили различные соревнования и олимпиады среди детей с ОВЗ.
Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи.
Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.
Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий.
Для того чтобы внедрить в жизнь то, что было описано выше, педагоги должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят.
Во всех группах и классах, если кого-то обидели (даже слегка), педагог может остановить занятие и обсудить это. Группа может обсуждать вопрос, и целью обсуждения является - развить позитивное отношение. Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что педагог на его стороне, и что весь класс/группа знает об этом. Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем.
Следует разбить класс на группы, по парам, дать индивидуальные задания. Убедитесь в том, что состав групп варьируется (принимая во внимание интересы детей) - необходимо присутствие в группах детей разного социального и этнического происхождения и пола.
Педагог должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях - творческой, физической, социальной и академической - давая понять, что конкуренция между детьми неприемлема. Это создаст в классах большой моральный комфорт.
Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение педагогов, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
Каждый ребенок является уникальной личностью;
Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;
Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.
В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций. При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:
психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;
не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;
верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
Детей сравнивают с цветами.Ребёнок с особенностями тоже цветок.Цветок полыни.Горький, но такой необходимый для здоровья. Окружающих.
Уважаемые коллеги, своё выступление я хочу завершить притчей.
Притча о слове
У школьного учителя был весьма тяжелый характер, и придумали мальчики, как от него избавиться.
На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.
Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение.
Он собрал книги и ушел домой.
Когда жена открыла дверь, то вид у него был бледный и больной.
Жена постелила ему постель,…
Учитель слег и перестал ходить на занятия.
Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже.
Он совсем перестал вставать с постели.
Глаза его ввалились, все болело.
Тогда дети его пожалели и решили исцелить.
Они стали проведывать его по - одному…
И каждый говорил, что сейчас учитель прекрасно выглядит.
После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю прогуляться вместе по улице, чтобы окончательно выздороветь.
На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением!
Учитель радовался. Хвори перестали его мучить.
Словом можно как убить, так и лечить!
Литература:
http://inclusive-edu.ru/http://muko.edusite.ru/p131aa1.htmlhttp://www.razvitkor.ru/information/materiali/111-psihtechhttp://festival.1september.ru/articles/580261/

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе

Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынужде­но затрачивать на них определенные средства, они станови­лись иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имею­щих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологически] и научный, сопоставление которых позволяет глубже понят] тенденцию развития отношений общества к людям с ограни­ченными возможностями.

Первый этап включает в себя период от древнейших вре­мен вплоть до XVIII века. Сведения об этом периоде мы нахо­дим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к кото­рому относились с суеверным страхом и состраданием. Наря­ду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение.

Второй этап начинается с эпохи просвещения (XVIII в.). В этот период средневековые мистические представления и пре­дубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развиваю­щейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате орга­нов чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако ис­следования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков лю­дей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки (азбука Брайля), что позволило открыть незрячим дос­туп к культуре и социальной жизни.

Начало третьему, научному этапу в понимании психоло­гии аномального человека положили работы австрийского психолога А. Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей ра­ботой, то центральная нервная система и психический аппа­рат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Над неполноценным органом или функцией создается психическая надстройка, стремящаяся обеспечить жизнедеятельность организма в этом или уг­рожающем звене. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недоста­точного органа или функции с их задачами, что ведет к повы­шенной заболеваемости и смертности. Этот конфликт создает и дополнительные стимулы сверхкомпенсации. Дефект ста­новится, таким образом, исходной точкой и главной движу­щей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляет­ся с созданными дефектом затруднениями, но поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недос­таточности - одаренность, из дефекта - способности, из сла­бости - силу, из малоценности - сверхценность.

Значительный вклад в понимание особенностей развития ано­мальных детей внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лу-рия, Б.Н. Зейгарник и многие другие. В настоящее время опре­делились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют спе­циальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с наруше­ниями функций опорно-двигательного аппарата.

Однако в целом отношение общества к детям, имеющим от­клонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два факто­ра: демографический и сам дефект. Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жи­тели небольших деревень. Деревенские жители чаще прояв­ляют к ним бескорыстность и альтруизм.

Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается ум­ственная отсталость, далее в имеющейся литературе указыва­ется слепота, на третьем месте - глухота, на четвертом - на­рушения опорно-двигательного аппарата, на пятом - речевые нарушения.

Результаты исследования, проведенного под нашим руко­водством, в основном подтвердили эти данные. Так, 68 про­центов школьников заявили о невозможности дружить с умст­венно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой - 72 процента, с плохо владеющим речью - 78 процентов, с глу­хим - 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными свер­стниками на первое место поставили дефект умственной от­сталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 клас­сов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрица­тельной оценке выступают те качества дефективного сверст­ника, которые больше всего мешают общению и установле­нию тех или иных межличностных взаимодействий.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жало­сти и внимания создают для них не только жизненные неудоб­ства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К со­жалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализа­ции возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни аномального ребенка, неза­висимо от того, каким дефектом он страдает, является пери­од, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи пред­восхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентиру­ют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ре­бенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и из­девательства со стороны сверстников и окружающих, возни­кает тяжелейший внутренний конфликт, последствия кото­рого бывают трудно предсказуемыми.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченны­ми возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Од­ним из таких направлений является социальная реабили­тация как процесс возвращения и приобщения людей к соци­альной жизни.

Не менее важной является проблема, связанная с изменени­ем общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства мас­совой информации должны объединить свои усилия для вос­питания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, воз­никающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффек­тивно взаимодействовать с социальной средой.

ирина крипиневич
Формирование позиции принятия и толерантности окружающих к детям с ОВЗ

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого- педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей- инвалидов.

За период развития общественных отношений к детям -инвалидам цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования.

инклюзия – адаптация системы

к потребностям ребёнка

Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования, в том числе и дошкольного. Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Вместе с тем, инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!

(Калиман Н. А.

Как и любое новое начинание, введение инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Одной из главных трудностей является настороженное и порой негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Во первых -это отношение родителей здоровых детей. Многие боятся, что это негативно скажется на развитии здоровых детей, стремятся ограничить это общение.

Часто выражают протест против "пребывания " в их группах особых детей

Проблемы усугубляет и тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям , называя их «неполноценными» , «ущербными» , «отсталыми» . В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов , специалистов, родителей педагогической толерантности , т. е. способности понять и принять ребенка таким , какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения , воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ .

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации , на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Что же такое толерантность ?

Толерантность – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.

В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.) рассматривают толерантность , прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким , какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения . Воспитывать у сверстников толерантное отношение к детям с ОВЗ .

Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность- это сострадание , эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но сострадающих беде - еще больше. «Толерантность - сострадание , поддержка, но ни как не равнодушие. дети с ограниченными возможностями здоровья, это те же дети, что и здоровые. Не знаю, как можно их разграничивать.

Мы, педагоги, просто обязаны их поддерживать, может даже чаще хвалить, они должны чувствовать, что они такие же, как все». Толерантность - это непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. Наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка. Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Толерантность - не равнодушие , а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности

Введение инклюзивного образования, начиная с дошкольного уровня, сложный многогранный, но, все же, необходимый обществу процесс, позволяющий воспитать чувство сострадания, доброту, духовность. В социальном аспекте роль дошкольного учреждения очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму и успешно социализироваться.

С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым» положительно скажется на будущих отношениях взрослых и детей.

Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности , внимательного отношения и заботы к другим людям

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи взаимодействия с семьями : 1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей

3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогут разнообразные формы работы сродителями : открытые занятия; совместные праздники и развлечения; родительские собрания; встречи с интересными людьми; вечера отдыха; экскурсии; путешествия, выход на природу; совместные творческие дела; дискуссии; игровые и конкурсные программы; акции милосердия; презентации об успешных людях с ОВЗ

Люди на свет

Рождаются разными :

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье.

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить.

«Терпением мы можем добиться больше, чем силой» (Э. Берн)

«Каждая нетерпимость есть знак слабости» (Н. Рерих)

Формирование толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ

Цель: создать условия для формирования толерантных установок в отношении детей с ОВЗ.

Оборудование: Прищепки 4-х цветов(1-белая), листы бумаги с изображением цветка, и двух деревьев, листочки для дерева из бумаги на клеящей основе.

На современном этапе произошли изменения представления государства и общества о правах и возможностях ребенка – инвалида, это привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Игра «Белая ворона»

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

– Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Упражнение «Цветок – Толерантность»

У вас на столе лежат листы бумаги, на которых изображены цветы. В середине цветка написано слово «толерантность». Попробуйте нарисовать свой цветок толерантности, напишите на его лепестках, какие категории включает в себя это слово. Затем обсуждаем, какие категории толерантности определены.

Итак, давайте сделаем вывод:

– уважение людей со всеми их различиями;

– способность признавать отличительные от собственных, идей или мнения;

– готовность быть терпеливым, снисходительным;

– прощение, снисхождение, милосердие, терпение, расположенность к другим;

– это принятие человеческой индивидуальности;

– внимание к любому человеку, с которым вступает во взаимодействие.

Упражнение «Дерево»

На доске нарисовано 2 дерева. Одно дерево толерантности, другое-интолерантности. Если вы решили стремиться к тому, чтобы стать толерантным прикрепите листочек к дереву толерантности, если вы считаете, что вам это не нужно, неинтересно и неважно в вашей жизни, прикрепите листочки на интолерантное дерево.




ГРАМАТКИНА И.Р.

г. Москва, ИПИО МГППУ

В последние десятилетия отмечается рост заинтересованности специалистов в изучении родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Активное включение семьи особого ребенка в систему психолого-педагогической помощи, поиск форм психологической помощи самим родителям, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-родительские отношения стали в настоящее время актуальными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования. В семьях, имеющих детей в дошкольном возрасте с ОВЗ, имеется рассогласование, в , между тем, что декларируется на вербальном уровне, и тем, что существует на уровне непосредственного эмоционального переживания.

В нашем исследовании принимали участие 19 родителей, имеющих детей с ОВЗ, посещающих инклюзивный детский сад г. Москвы.

Для решения поставленных задач и проверки исходного положения использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга вербализированных и проективных методик. Это, во-первых, методики, позволяющие охарактеризовать отношение родителей к особому ребенку; тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина , «Цветовой Тест Отношений» А.М. Эткинда , проективная методика «Родительское сочинение» О.А. Карабановой . Во-вторых, - методы, направленные на выявление личностных особенностей и актуального эмоционального состояния родителей особого ребенка: «Диагностика родительской тревожности» А.М. Прихожан , «Цветовой Тест» М. Люшера .

Вербальное поведение родителей в момент тестирования принимается как показатель «их фактического поведения, отношений и мнений в реальных жизненных ситуациях». Суждения родителей рассматриваются как результат рациональной мыслительной деятельности, как проявление более общих социальных представлений и зависят от принятых в конкретной среде социально одобряемых норм. При этом они могут искажаться защитными механизмами. Проективные методики обладают возможностью выявить невербализируемые и/или чувственные неосознаваемые состояния, мотивы, потребности, ценности, особенности личности, «обходя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания. Расхождение между вербальными и чувственными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, что негативно сказывается на всей семейной системе, так как, с одной стороны , семья выступает единым организмом, который развивается и постоянно адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды. А, с другой стороны, семья – важный средовой фактор, влияющий на способность особого ребенка к успешной адаптации в социуме.

Проведенное исследование показало, что отношение родителей к особым детям имеет противоречивую структуру: во-первых, выражено рассогласование между желаемым образом родителя (как принимающего и любящего своего ребенка) на вербальном уровне и реальными чувствами по отношению к ребенку на эмоциональном уровне (эмоциональное отношение остается нейтральным или негативным). Во-вторых, можно отметить тенденцию в изменении родительского отношения к особым детям при поступлении в детский сад и через полгода его посещения ребенком, которая выражается в снижении требований и контроля со стороны родителей к ребенку, увеличении межличностной дистанции во взаимодействии, идеализации, заключающейся в преувеличении детских успехов и возможностей при оценке их реальных качеств. Родители, использующие стратегию дистантных отношений с ребенком , сознательно отгораживаются от него, предоставляя ему возможность быть самостоятельным, при этом происходит недооценка родителями возможностей и перспектив особых детей.

Возможно, инклюзивное образование, создавая особую социальную ситуацию, когда дети с ОВЗ воспитываются вместе с детьми возрастной нормы, влияет на недостаточно адекватное восприятие родителями перспектив развития ребенка. Родители не стараются соотносить реальные возможности особого ребенка и перспективы его развития, при этом происходит перекладывание ответственности на специалистов. Вопрос о принятии ответственности родителями за воспитание ребенка, разделение этой ответственности со специалистами является проблемой и задачей при выстраивании взаимодействия специалистов детского сада и родителей детей с ОВЗ.

Личностные особенности родителя, влияющие на его отношение к ребенку, рассматриваются в качестве главных детерминант формирования психики ребенка. Паттерн личностных особенностей родителей особых детей по результатам исследования характеризуется: средним или низким уровнем энергозатрат; снижением удовлетворенности от работы и возрастанием сомнений в целесообразности и эффективности действий; стрессом от неудовлетворенности эмоциональными отношениями со значимыми людьми; компульсивностью в плане энергичной защиты своих позиций; демонстрацией оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей в состоянии перевозбуждения; выраженным проявлением различных компенсаций, таких, как неучастие, социальная отгороженность, дискомфорт общесоматического плана; повышенной чувствительностью к социальным критериям и оценкам. Большинство родителей имеют неадекватно завышенную самооценку. Их внимание вследствие этого сосредоточено больше на себе как родителе, а не на ребенке как воспитуемом. Выявленные дисфункции являются чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Таким образом, психологическое изучение личностных особенностей родителей детей с ОВЗ позволяет установить те слабые зоны в области детско-родительских отношений и межличностных контактов с ребенком, которые нуждаются в психотерапевтическом воздействии . Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей такого ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого.


Литература

  1. Карабанова О.А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - №1. - С.59-73.

  2. Карманов А.А. Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера – URL: http://psyberia.ru/work/diagnos (дата обращения: 23.10.2008).

  3. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. - N 2(2). - URL: http://psystudy.ru . (дата обращения:14.10.2010).

  4. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) // Психологические тесты / Ред. А.А. Карелин. – М., 2001. - Т.2. - C. 144-152

  5. Собчик Л.Н.