Средняя группа. Как провести занятие по математике в средней группе детского сада: готовим интересные конспекты по фэмп Число 3 занятие в средней группе
Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем и работать начинаем!
2. Беседа о поре года.
– Какое время года наступило? (Осень)
- Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь?
– Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые)
– Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев)
– Что делают листья? (Летят, кружатся)
3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3.
Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета:
– Что принес ветер? (Листья)
– Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.)
Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два».
– Опять подул ветер, принес еще 1.
Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1).
Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке.
4. Упражнение на столах.
- Положи квадрат, еще один квадрат.
- Сколько стало квадратов?
- Положите еще один.
- Теперь сколько стало?
5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры.
Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю.
6. Загадки
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)
Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три (Три медведя)
7. Физминутка. «Три медведя
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)
А сынок - малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)
8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.
Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.
Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)
Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)
Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)
9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»
10. Рефлексия.
С какой цифрой сегодня познакомились?
В каких сказках встречается цифра три?
Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.
Составила воспитатель 1 категории Байназарова Н.С.
Тема совместной деятельности педагога и детей : «Число 3. Цифра 3. Число сказок»
Возраст : средний дошкольный
Направление развития : познавательное (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей : «Познавательное », «Социально-коммуникативное»,
«Физическое ».
Задачи:
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с числом и цифрой 3; формировать представление о числе 3 как о существенном признаке явлений окружающего мира; дать понятие о добре и зле; развивать познавательный интерес к числу 3 .
«Социально-коммуникативное развитие» Формировать умения работать вместе, помогая друг другу, дружить, сопереживать
«Физическое развитие». Укреплять здоровье детей. Обогащать двигательный опыт детей за счет общеразвивающих и спортивных упражнений. Совершенствовать физические качества.
Методы и приёмы :
— наглядные: Математический театр: Царь Единица, Царица числа 2;
— словесные: беседа, вопросы, дидактические игры,
— практические: подвижно-дидактические упражнения, физкультминутка
Материалы и оборудование :
Демонстративный материал: Математический театр: Царь Единица, Царица числа 2; 3 сказочные герои: Страшила, Дровосек, Лев
Раздаточный материал: цветные шарики из сухого бассейна с цифрами
Формы организации совместной деятельности:
— двигательная: физминутка, подвижно-дидактические упражнения
— коммуникативная: беседа
Игровая: дидактические игры,
Логика совместной деятельности педагога и детей. 1.Дидактическая игра «Угадай цифру»
Педагог интересуется у детей, любят ли они математику, и сообщает, что к ним приходит Математический театр. А пока отгадайте загадки про знакомые цифры, а ответы показать движениями.
Это цифра словно спица,
Но она собой гордится.
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему
А теперь сказать прошу, что бывает в жизни по одному?
Эта цифра — просто птица.
Как лебедушка-царица
Выгибает свою шею,
Волочится хвост за нею.
Что у нас у всех по 2?
Педагог приглашает детей в математический театр, познакомиться с новой цифрой.
Игровая мотивация .
Появление математического театра с тремя персонажами: Царем единицей, царицей числа 2,Принцом- воином числа 3. Они рассказывают детям о Принце- воине 3. Он хранит ключи от трех царств, имеет 3 кладовые, победил трехглавого дракона. у него также есть книга сказок, в которых встречается его число 3.
Какие сказки с числом 3 вы знаете?
Принц числа 3 рассказал, что в сказках всегда побеждает добро и смелость, исполняется только 3 добрых желания.
И число 3 предлагает отправиться в сказку «Волшебник Изумрудного города»,чтобы помочь трем ее героям
Подвижно-дидактическое упражнение «Дорога из красного кирпича»
Чтобы попасть в сказку, детям необходимо выполнить прыжки по дороге. Выполнять прыжки только по треугольникам с продвижением вперед
Подвижно-дидактическая игра «Найди заплатки нужной формы и цвета»
Повстречавшись со Страшилой, они узнают, что он набит соломой, ничего не знает и плохо запоминает. Нужен ему ум, но он боится не дойти до волшебника; одежда его порвалась, и не знает какой формы и цвета ему пришить заплатки на дырки. Просит детей помочь подобрать заплатки разной формы и цвета.
Какой формы ваши заплатки?
Какого цвета?
Подвижная игра «Дровосек»
Встретившись с Железным Дровосеком, дети узнают, что он заржавел и не смог выполнить указания волшебника.
Дети: Ты железный дровосек
В лесу прожил ты целый век.
Дровосек: Что буду делать, не скажу.
А движеньем покажу.
Вы за мною повторяйте.
И движенье угадайте.
Дети: Дровосек скорей смотри,
Лучшего себе возьми
Подвижно-дидактическая игра «Собери драгоценные камни».
Детям раздаются цветные шарики (драгоценные камни) с цифрами от1 до3.игроки разбегаются по залу пока играет музыка, как замолкает музыка, дети должны быстро разложить цифры по трем корзинам. В желтую корзину шарики с цифрой1, в зеленую корзину шарики с цифрой2, в синюю с цифрой3
Какая цифра первая? Почему?За какой цифрой идет 2? Что больше 1 или2? На сколько?
За какой цифрой идет 3?
Подвижно- дидактическая игра «Волшебный цветок»
Продолжив движение, дети попадают на поляну цветов и находят под кустом Льва, который всего боится. паук украл цветок, унес в свою паутину. Просит достать цветок.
Через низкую паутину-перепрыгнуть, под высокой проползти
Теперь давайте поможем Льву вместе зарычать; паук уползает и дети достают цветок.
Сколько лепестков у волшебного лепестка(3). Вот и мы исполнили 3 волшебных желания наших друзей.
Но как же нам вернуться домой. Смотрите Гудвин нам оставил письмо. Если мы выполним 3 задания то вернемся домой.
1.Собрать картинку из разрезных треугольников с друзьями из Изумрудного города.
2.Собрать 3 пары «волшебных башмачков» по размеру.
Итог: Принц числа 3 благодарит вас за смелость, ловкость и помощь
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№15»
структурное подразделение «Детский сад»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы
«Число 3. Число сказок»
Разработала:
Логинова Е.В., воспитатель
МАОУ «СОШ №15» с\п «Детский сад»
Соликамск, 2016
НОД по ФЭМП средняя группа
Образовательная область « Познавательное развитие»
Тема: « Число 3. Число сказок»
Программное содержание
Познакомить с числом « три» как с персонажем математического театра в коробке. Рассказать о проявлении числа «три» в сказках. Формировать умение правильно употреблять название геометрической фигуры треугольник. Закрепить знания геометрических форм.
Развивать абстрактное воображение, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.
Воспитывать эмоционально - положительное отношение к математике, прививать интерес к сказкам.
Материалы, оборудование : настольный математический театр, фигуры сказочных героев, плакаты с заданиями, ковер с геометрическими фигурами, игровые персонажи Богатырь цифра 3 , Змей – Горыныч.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Три поросенка», «Три медведя», былин о богатырях, рассматривание репродукции картины В.Васнецова « Богатыри».
Индивидуальная работа: закрепление соотношения количества с цифрой с Сережей К., Аней К., Димой.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Что у Вас хорошего? Как идут дела?
Снова математика в гости позвала?
Дети: А мы сказки любим, а мы сказки знаем,
Если есть загадки - мы их отгадаем!
Воспитатель: Правда, в путь пора пускаться-
Трудностей нельзя бояться,
Смело в сказку мы пойдем-
И с чего мы тут начнем?
Закрываем глазки и отправляемся в путешествие.
В настольном театре появляется богатырь.
Богатырь: Здравствуйте, ребята!
Я богатырь цифра « три».
Мне очень нравятся былины про трех богатырей земли русской. Жили они очень давно.
А вы хотите стать такими же сильными, ловкими, смелыми?
Дети : Да!
Богатырь: Молодцы! Тогда послушайте, что вам для этого пригодится.
У каждого настоящего богатыря должен быть шлем
Чтобы защищать голову от ударов.
А ещё должно быть копье, чтобы бороться с врагами.
Ну и, конечно же, должен быть щит. Чтоб защищать себя.
Щиты раньше были из металла - металлические, и из кожи - кожаные.
Богатырь: Ребята, а какую форму геометрическую форму вам напоминают все эти предметы?
Дети: Треугольник Молодцы! Правильно - треугольник.
Богатырь: А хотите мы с вами отправимся в путешествие по сказкам к моим любимым героям?
Дети: Да!
Воспитатель: Первая наша остановка…
Что это за сказка? Узнали, ребята?
Дети: Да, три поросенка.
Воспитатель: А от трех поросят есть вам задание. (Лист с заданиями)
Волк сдул все крыши с домов. Нужно помочь подобрать поросятам нужную крышу по размеру и цвету. Справимся ребята?
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданиями. А сколько всего поросят?
Дети: три
Богатырь: А сколько домиков у поросят?
Дети: Три.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Следующая остановка…
Смотрите- ка 3 девицы под окном пряли поздно вечерком…
Посмотрите и девицы приготовили для вас задание.
«Ковер» с геометрическими предметами.
(дети выполняют задание по очереди.)
Воспитатель: Продолжаем путешествие по сказкам. Следующая остановка…
Что это за сказка узнали?
Дети: три медведя
Воспитатель: Медведи любят очень заниматься гимнастикой, они и вам предлагают немного отдохнуть и размяться.
Физминутка : Мишки по лесу гуляли
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали
Вот так вот так
Мишки ягодки искали
Сладкую ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так
(собираем ягоды и складываем в « корзинку» - ручки соединяем в кольцо)
Положили всю в корзинку
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились
Вот так, вот так
(гладим себя по животу)
Все на травке развалились
А потом мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так
(выставляем ножку на пятку, поднимаем руки вверх)
Лапки кверху поднимали
Воспитатель: молодцы, ребята! Садитесь все на места, отправляемся дальше
(выход Змея - Горыныча)
З-Г: Здравствуйте, ребята! Пролетал я мимо. Смотрю, кто-то по сказкам путешествует, решил к вам заглянуть. А что это вы тут делаете?
Воспитатель: А мы по сказкам путешествуем да разные задачки решаем, помогаем героям.
З-Г: А мою задачку решите?
Дети: Конечно. Мы справимся и с твоим заданием.
З-Г : Ну для этого вам нужно постараться, занимайте на свои места за столами, садитесь по удобней, я для вас приготовил задание оно находится в ваших тетрадях. (Объясняется задания на стр.9)
Дети самостоятельно выполняют задания, разукрашивают цифру 3, соотносят количество и число. Воспитатель и З-Г наблюдают, поводят индивидуальную работу на закрепление соотношения количества с числом, оказывают помощь детям, затрудняющимся в выполнении работы.
З-г: Ой спасибо, ребята, какие вы молодцы! Столько всего умеете делать. Хвалит всех детей, отмечает лучшие работы.
З-г: Ну, мне пора, полетел кушать! До свидания!!!
Воспитатель: Вот и нам настала пора возвращаться в детский сад!
Закрываем глазки, считаем раз, два, три и очутились снова в детском саду. Понравилось, ребята, путешествовать по сказкам?
Дети: Да
Воспитатель: А в каких сказках мы с вами были? (называют)
А сколько было главных героев в сказках? (три)
Какой геометрической формы были крыши у домиков? (треугольник)
Молодцы ребята, вы сегодня многое узнали, многим помогли, поэтому заслужили угощенье (треугольное печенье).
Конспект занятия для детей 4-5 лет «Цифра и число 3»
Описание материала
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме «Цифра и число 3». Это конспект занятия, в рамках которого дети знакомятся с понятием числового ряда, числительными от 1 до 3-ех, а также учатся правильно их именовать и правильно в них ориентироваться.
Цель
Ознакомить с образованием цифры 3 и одноименного числа; обучить именовать числительные 1, 2 и 3; раскладывать и считать вещи слева направо правой рукой; учить ориентироваться в пространстве.
Материалы
Материалы для воспитателя
:
* мяч
* карточки с цифрами
Материалы для детей
:
* карточки с цифрами 1, 2 и 3
* одинаковые кубики - 6 штук
* карточки с малинкой - 4 штуки
* карточки с клубникой - 4 штуки
* числовая карточка
Вместо соответствующих карточек можно взять игрушки в виде малинок и клубничек.
Ход занятия
За столом (сидя)Для начала предложите ребятам поставить один кубик.
- Какое количество кубиков вы поставили?
- Теперь покажите эту цифру.
- А какую цифру показали и почему именно ее?
- Теперь справа от кубика сложите столбик из 2-ух кубиков.
- Какое количество кубиков в этом столбике? Правильно, один, два, всего два кубика.
- А какой цифрой надо обозначить 2 кубика? Покажите цифру 2.
- А теперь рядом составьте очередной столбик из двух кубиков и поставьте на него еще один. Стало ли кубиков больше?
- Давайте вместе сосчитаем, сколько кубиков в последнем столбике: один, два, три - всего 3 кубика.
- Число 3 обозначается цифрой 3 (показать ).
- Сделайте так, чтобы во 2-м и 3-ем столбиках было кубиков поровну – по 2.
Проверьте правильность исполнения задания.
Какое количество кубиков во 2-м столбике? А в 3-ем? Положите очередной кубик в 3-ий столбик. Сколько теперь кубиков в 3-ем столбике? Где больше кубиков: во 2-м или же 3-ем столбике? Покажите цифру, которая обозначает число 3.
На доске выставить цифры 1 и 2.
Где обязана стоять цифра 3? После какой цифры в числовом ряде ее надо поставить?
Сыграем в игру
Игра «Что поменялось?»На дощечке – ряд из цифр от 1 до 3.
Ребята закрывают глаза, педагог убирает цифру 2. Открыв глаза, они именуют «исчезнувшую» цифру и ставят ее в нужное место в ряду. В следующий раз, при повторении игры, цифру убирает уже кто-нибудь из детей.
В первый раз следует убрать именно цифру 2, потому что ребята должны увидеть границы числового ряда.
Физкультминутка
«Кто быстрее?» - подвижная играРаботаем с карточкой
Педагог дает ребятам поднять правую руку и сказать отдельным ребятам, какую руку они продемонстрировали. После этого просит продемонстрировать левую руку.
На верхнюю «полочку» карточки положите вот столько клубничек.
Указывает цифру 2.
Какое количество клубничек на карточке? Покажите 2 клубнички.
Ребята делают круговой жест, обводя две клубнички.
Внизу положите столько же малинок. Какое количество малинок вы положили?
- Что возможно сказать про малинки и клубнички?
- Положите в ряд очередную малинку. Каких ягод стало меньше? А каких больше?
- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну, по 3?
- Какую цифру необходимо поставить около малинок и клубничек? Почему эту цифру?
Советы для родителей
К примеру, поставить на стол 3 чашечки и задать вопрос: «Какое количество необходимо поставить тарелок, положить ложек, в случае если есть будут 3 человека?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Число 3».
Цель: повторение цифр 1,2; знакомство с цифрой 3; закрепление у детей знаний о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Учить понимать значения итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос "сколько?".
2. Упражнять в умение определять геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), осязательно-двигательным путем.
3. Закреплять счет в пределах 5, умение сопоставлять цифры 1,2 с количеством предметов.
4. Развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: Цветик-семицветик, письмо, геометрические фигуры, цифры от 1-3, веревки, счетные палочки, демонстрационный материал, игра «Узнай фигуры», прописи, карандаши, карточки цифр, карточки геометрических фигур.
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят в кругу. В группу влетает воздушный шарик, на котором закреплен Цветик-семицветик.
Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шар, а на нем цветок и письмо, значит в нем что-то написано, хотите узнать что? Тогда слушайте: «Здравствуйте, дорогие ребята! К Вам обращается девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», с моим другом случилась беда, его заколдовала злая волшебница, а чтобы ему помочь необходимо выполнить задания, которые написаны на лепестках цветка. Мне сказали, что Вы очень умные, добрые ребята и обязательно мне поможете. После того как Вы выполните все задания, колдовство волшебницы исчезнет».
Ребята как Вы думаете, мы можем помочь Жене и ее другу? Конечно, я была уверенна, что вы согласитесь помочь. Тогда приступим к заданиям. Дети рассаживаются на ковер.
Отрываю первый лепесток, а там задание:
1. Ребята, вам необходимо внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопрос (работа на доске):
Сколько тебе нужно лыж, чтобы покататься зимой?
Сколько кукол на картинки?
Сколько шляпок у гриба?
Сколько птичек на карточки?
Сколько крыльев у бабочки?
Сколько пяточков у поросёнка?
Сколько ягод на картинки?
Сколько глаз у совы?
Сколько хвостов у щенка?
Сколько крыльев у птицы?
Назовите, какие цифры у нас стоят под карточками.
Молодцы, а теперь отрываем следующий лепесток. 2. Знакомство с цифрой 3. Мы уже ребята с вами знаем цифры 1 и 2, а сегодня мы с вами познакомимся с цифрой 3. (демонстрационный материал (изображение цифр и количества предметов для каждой цифры) работа на доске).
Физминутка «Мышка»
Мышка в норку пробралась
На замочек заперлась
В дырочку она глядит
На заборе кот сидит.
Поиграли, а теперь следующий лепесток отрывается, а там задание. 3. Игра «Узнай фигуру». На карточке изображен рисунок, состоящий из геометрических фигур. Спросить, что ребята видят, попросить назвать фигуры, из которых состоит изображение.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Дети садятся за стол.
Следующий лепесток отрывается, и девочка Женя предлагает нам отдохнуть, а заодно и вспомнить геометрические фигуры. 4. (Моделирование геометрических фигур из веревки и счетных палочек).
Это волшебная веревка и волшебные палочки, вспомните, что из нее можно сделать. Давайте мы с вами построим домик для собачки.
Почему круг сделать легче, чем треугольник
Дети при помощи веревки и счетных палочек строят домик. Из каких геометрических фигур состоит домик. Дети называют.
Умнички.
Следующий лепесток отрывается и предлагается самое трудное задание. 5. Прописи.
1 2 3
Следующий лепесток отрывается.
6. Физминутка «Сороконожки»
Две сороконожки
Бежали по дорожки
Бежали, бежали
Все сапожки истоптали
Эй, сапожник, выходи
Почини-ка сапоги!
Тук, тук, тук, тук
Какой чудесный звук.
И последний лепесток отрывается. 7. Задание такое – Предлагается поиграть в игру «Найди свой домик». Я вам раздам карточки с изображением цифры и такие же цифры разложу на разные столы. Вам нужно будет найти домик своей цифре. Можно повторить игру с геометрическими фигурами.
Вот и все лепестки у нашего цветочка закончились, значит мы справились с заданиями.
Ой, опять письмо пришло. Читаю письмо о том, что колдовство с мальчика Вити исчезло.
Подведение итогов.
Что больше всего вам понравилось? Чем мы сегодня занимались. Вы все сегодня постарались я вами очень довольна.
- Нарисуй столько кружков какая цифра изображена.
1 2 3
- Соедини каждый квадрат с кружками с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.
- Закрась вторую фигуру красным цветом, первую – зеленым и третью - синим.