Болезни известных исторических личностей. Николай ларинский: история медицины украшает мою жизнь

Известно, что для гармоничного музыкального звучания требуется две основные составляющие: звук и ритм. Без этого любые издаваемые звуки на всех инструментах будут совершенно неприятными на слух: приблизительно так звучит оркестр, когда перед началом исполнения, музыканты настраивают свои инструменты.

Каждый, кто хоть немного изучал музыкальную грамоту, знает, что ноты своим расположением на нотном стане обозначают высоту, а изображением – длительность звучания. Ритм задается в самом начале произведения, и далее оно делится на соответствующей длительности такты, как стихи на строфы. Для обозначения пауз также используются соответствующие знаки, но отсчет всегда ведется в пределах указанного размера.

Музыка не сразу стала записываться нотами. В современном виде нотная грамота сложилась приблизительно в XVII веке. Это было время расцвета музыкального искусства и появления знаменитых композиторов, написавших произведения, которые по сей день вызывают невероятные эмоции у слушателей. Но чтобы сочинять, а тем более исполнять музыку, необходимо обладать очень точным чувством ритма. Поэтому изобретение метронома оставалось делом времени, и очень скоро его придумали, взяв за основу часовой механизм. Этот прибор позволял отсчитывать ритм в любом темпе.

Что представляет собой классический механический метроном

Метроном в классическом виде представляет собой деревянный пирамидальный корпус с открытой передней частью, на которой изображена шкала. Механизм – пружинный, как в часах. Маятник имеет передвижной грузик, который устанавливается на требуемое отделение шкалы. Чем выше грузик, тем ниже частота колебаний. В нотах музыкальных произведений можно встретить обозначения типа «обозначение ноты» = 100 ММ. Это означает, что заданный темп – сто восьмых в минуту, а «ММ» - метроном Мельцеля, где присутствует соответствующее деление.

Метроном – это индивидуальный прибор. Чаще всего он используется для выработки чувства ритма во время музыкальных упражнений начинающими музыкантами, но и опытные музыканты не пренебрегают занятиями с ним. Аналогами метронома во время выступлений можно считать барабан в оркестре, капельмейстера в хоре, дирижера и барабанщика в группе. Но все это люди, а не механизмы, поэтому могут ошибаться, пусть и на самую малость.

Так кто же придумал метроном?

Считается, что изобретателем метронома является Иоганн Непомук Мельцель – немецкий пианист и механик. Некоторые утверждают, что метроном якобы был изобретен для теряющего в то время слух Бетховена. На самом деле все было несколько иначе. Мельцель действительно был очень дружен с Бетховеном, но изготовил для него не метроном, а специальную слуховую трубку. А еще он придумал механический орган – пангармоникон. По сути – прародитель современных синтезаторов, поскольку он умел имитировать звуки почти всех оркестровых инструментов, но действовал с помощью воздушных мехов. Этот инструмент произвел такой фурор, что многие известные композиторы написали для него произведения. Бетховен, к примеру, специально написал произведение «Битва Веллингтона при Виттории» для пангармоникона.

Что же касается метронома, то патент на него знаменитый механик получил в 1816 году. Считается, что он проработал и внес коррективы в идею Штекеля, изобретшего музыкальный хронометр. Но вот другие источники утверждают, что Мельцель попросту «украл» идею у своего незадачливого соперника – Дитриха Николауса Венкеля, не поторопившегося запатентовать свое изобретение.

Винкель тогда жил в Амстердаме и занимался экспериментами с маятниками. Это было время, повального увлечения часами и часовыми механизмами. А созданием метронома для музыкантов были озадачены многие механики, негласно соревнующиеся за пальму первенства в изобретении.

Однажды механик поставил два веса на привод маятника – фиксированный и выдвижной, на противоположных сторонах оси и обнаружил, что он отлично держит темп даже для медленных классических произведений, которые в те времена составляли основу европейской классической музыки. Он сделал первую действующую модель,и таким образом, заслужил пальму первенства. Но, не озаботившись вопросом официального оформления своей идеи патентом, и будучи очень скромным человеком, так и остался практически в безвестности. Потом Винкель зачем-то продемонстрировал свою находку конкуренту Мельцелю, а тот не преминул воспользоваться интересным принципом для собственной разработки. Изобретение с тех пор приписывают именно ему, и даже нарекли прибор «метрономом Мельцеля». Хотя, правда также и в том, что именно он довел этот прибор до совершенного вида.

Производство метрономов

Поскольку прибор был достаточно дорогим, пользовались им поначалу немногие, поэтому массовое производство было налажено не сразу. Но время все расставляет на свои места. В 1895 году некий Густав Виттнер занялся производством механических метрономов, основав небольшое предприятие, которое уже при его сыне Рудольфе приобрело статус промышленного. Первые модели назывались по имени изобретателя «MAELZEL». Позже компания начала производить метрономы «TAKTELL», которые оказались такими совершенными и качественными, что их наименование почти полностью вытеснило название «метроном», став нарицательным. На сегодня компания WITTNER – самый знаменитый мировой производитель метрономов.

Механические метрономы использовались очень долго, до тех самых пор, пока их не потеснили электронные приборы. И, хотя механика навсегда останется классикой, современные компактные приборы настолько удобны, что их можно запросто положить в футляр для любого инструмента. Кроме того, метрономы обычно сочетаются с камертонами и тюнерами в одном приборе для настройки конкретных инструментов. Даже больше: при отсчете ритма они могут издавать несколько разновидностей звуков – например не только стучать, но также щелкать и пищать. Самый сложный электронный метроном разработан для барабанщиков. Ведь барабанщики играют всеми 4 конечностями, поэтому для каждой из них необходимо отсчитывать собственный ритм. Такой метроном позволяет не только задавать ритм для каждой конечности, но и запоминает ритмы различных композиций.

Красивая музыка и гармоничные композиции невозможны без двух составляющих - звука и ритма. И если звук способны создавать музыкальные инструменты, для задания ритма используют точные приборы - метрономы, они помогают композиторам и исполнителям лучше чувствовать ритм. Без метрономов музыка звучит примерно так, как при настройке инструментов - то еще «удовольствие» для ушей! Мы расскажем, когда же появились первые метрономы, как они развивались, кому принадлежит изобретение устройства в современном виде - подробно, с деталями и фактами.

Кому принадлежит изобретение метронома?

Прародителем метрономов является Галилео Галилей - конечно, он не имел отношения к музыке, зато еще во второй половине 16 века смог понять принцип работы маятников, узнал, что амплитуда колебания не влияет на ритм, устройство работает синхронно. На протяжении следующих двух веков разработками занимались десятки ученых, внесших вклад в дальнейшее продвижение метрономов:

  • Х. Гюйгенс создал первые часы со спусковым механизмом;
  • Э. Лулье придумал регулируемый маятник;
  • Габари, Харрисон, Даво предпринимали попытки создания музыкальных метрономов, правда, не очень успешные;
  • Д. Н. Винкель решил проблему медленных темпов, установив на стрелках маятника гирьки.

Само же изобретение принадлежит И. Н. Мельцелю в 1816 году - этот музыкант из Германии прославился не столько композиторским талантом, сколько инженерными наработками. Он же был другом Бетховена, создал для него слуховую трубку, а еще придумал аналог современных синтезаторов. Метрономы же Мельцель запатентовал и запустил в серийное производство в Швейцарии, Германии, Франции и Америке. И сегодня в нотах можно найти обозначения темпов музыки с аббревиатурой М.М. - метроном Мельцеля.

Зачем и для чего запустили массовое производство метрономов?

Хотя первый метроном был весьма хорош даже с учетом современных требований, наука не стояла на месте - ученые пытались внести в прибор что-то свое, усовершенствовать его. Это делалось для удобства музыкантов, чтобы они могли задавать темпы, настраивать ритмы и играть музыку, которая завораживает слух. В историю попали имена нескольких известных ученых:

  • Хенсон создал метроном, который фактически повторял движения дирижеров;
  • Хантер и Уайт изобрели компактный метроном, его можно было носить в кармане;
  • Моррисон разработал первый электрический метроном;
  • Мисснер, Дерфер, Фасцинато создали приборы для отбивания конкретно заданных ритмов.

Но все же попытки изобретателей были не самыми удачными - ученые сходятся во мнении, что «переплюнуть» метроном Мельцеля так и не удалось. Причина довольно банальна - устройства создавали инженеры, которые не имели представления о музыке и задавании ритмов. В то время как Мельцель являлся и механиком, и музыкантом одновременно.

Когда появились современные метрономы?

Возникновение современных метрономов связано с появлением электричества и тока - в середине 20 века запустили производство приборов Franz, где модель Мельцеля усовершенствовали. Выпуск продлился до конца прошлого века, метроном мог работать на любой поверхности и не заедал. Электронные метрономы производили в США, Швейцарии, Англии, Германии.

Сегодня использовать маятники музыкантам необязательно - для отбивки ритмов работают онлайн сервисы, покупать специальное оборудование не нужно. Наш портал позволяет пользоваться метрономом абсолютно бесплатно, достаточно установить темп ударов в минуту и нажать кнопку «Старт».

Ритм (с греч. ῥέω– течь ) в широком смысле – форма протекания во времени каких-либо процессов (например, ритм жизни, ритм сердечных сокращений, ритм формы).

Музыкальный ритм – временная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и др. элементов музыкального языка, а также система соотношений звуков во времени . Основоположником учения о ритме считается древнегреческий философ и теоретик музыки Аристоксен.

Ритмический рисунок – последовательный ряд длительностей звуков. У каждой мелодии свой ритмический рисунок .

Основной вид ритмического деления бинарный – 2:1

Особые виды ритмического деления – деление длительностей не на 2, а на произвольное количество равных частей – на три (триоль), на пять (квинтоль), на шесть (секстоль), на семь (септоль), на девять (новемоль).

Полиритмия – ритмическая нерегулярность, последовательное сочетание двух или нескольких видов ритмического деления (напр., соединение дуолей с триолями и др.):

Метр – это организация ритма путем чередования сильных и слабых метрических долей такта.

Такт – это отрезок музыкального времени от одной сильной доли до другой. Затакт – это неполный такт, в котором отсутствует сильная доля. Затакт и последний такт по сумме длительностей образуют полный такт.

Метрическая доля – единица пульсации, выраженная в знаменателе дроби, обозначающей размер.

Простыми называются метры и размеры, имеющие 2 или 3 доли в такте: 2/4, 3/4, 3/8, 2/2, 3/2. Сложными называются метры и размеры, образующиеся от слияния двух и более однородных простых метров и имеющие в такте 4, 6, 9, 12 долей: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8 .

Сложными смешанными называются метры и размеры, образующиеся от слияния не однородных простых метров (двухдольных и трехдольных). Такты в сложных смешанных метрах и размерах имеют 5, 7, 10, 11 и т.д. долей. В пятидольных тактах группировка (рассановка акцентов) может выглядеть следующим образом: 2+3 или 3+2. В семидольных тактах – 3+2+2; 2+3+2 или 2+2+3.

Переменный метр – изменяющийся на протяжении одного произведения метр.

Сложные смешанные метры и переменный метр – явления, связанные с метрической нерегулярностью.

Синкопа (от греч. sygkopn – усечение, пропуск чего-либо) – это метроритмический диссонанс, смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы подразделяются на простые и сложные, внутритактовые и межтактовые:

Гемиола (от греч. – полуторный) – метроритмический диссонанс, двухдольное акцентирование в трехдольных тактах:

Полиметрия ( не путать с полиритмией) одновременное сочетание разных метров (например, в опере В. А. Моцарта “Дон Жуан” в сцене бала одновременно сочетаются три танца в размерах 3/4, 2/4 и 3/8).

Пример полиметрии (в верхней партии размер можно было обозначить как 3/4 и 6/8):

Группировка длительностей – объединение длительностей в группы при помощи ребер и лиг. В простых метрах длительности группируются по метрическим долям, в сложных и смешанных размерах – по образующим их простым тактам. Группировка длительностей должна облегчать чтение нотного текста.

В вокальной музыке ноты группируются по слогам словесного текста. Длительности не объединяются в группы, если на каждую из них приходится по одному слогу стиха.

Темп – скорость исполнения, частота пульсации метрических долей .

Метроном (от греч. μέτροn - мера, nόμος - закон) - прибор для определения темпа исполнения муз. произведения. Метроном системы Мельцеля:

«(Melzel) Иоганн Heпомук (15 VIII 1772, Регенсбург – 21 VII 1838) – немецкий механик. Сын органного мастера. С 1792 жил в Вене, где был учителем музыки. Вскоре завоевал известность как изобретатель различного рода механических муз. инструментов, в т.ч. пангармониона (род механического оркестра), для которого Л. Бетховен в 1812 написал “Битву при Виттории”. С 1808 придворный механик. Прославился изобретением в 1816 метронома. Бетховен, для которого Мельцель сконструировал слуховую трубку, находился с ним в дружеских отношениях. Его известный канон “Та ta ta… lieber, lieber Melzel” (тема канона была использована композитором также во 2-й части 8-й симфонии) был написан под впечатлением ритмичного постукивания метронома» (И. М. Ямпольский. Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. М.,1973-1982)

Итальянские темповые обозначения

Итальянский Русский
grave гра́вэ - очень медленно, значительно, торжественно, тяжело
argo ла́рго - широко, очень медленно
largamente ларгамэ́нтэ - протяжно
adagio ада́жио - медленно, спокойно
ento ле́нто - медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo
lentamente лентамэ́нтэ - медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento
larghetto ларгэ́тто - довольно широко
andante assai анда́нтэ асса́и - очень спокойным шагом
adagietto адажиэ́тто - довольно медленно, но подвижнее, чем adagio
andante анда́нтэ - умеренный темп, в характере шага (букв. «идя»)
andante maestoso анда́нтэ маэсто́зо - торжественным шагом
andante mosso анда́нтэ мо́ссо - оживлённым шагом
comodo, comodamente комо́до, комодамэ́нтэ - удобно, непринуждённо, неспеша
andante non troppo анда́нтэ нон тро́ппо - небыстрым шагом
andante con moto анда́нтэ кон мо́то - удобно, непринуждённо, неспеша
andantino анданти́но - скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto
moderato assai модера́то асса́и - очень умеренно
moderato модера́то - умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro
con moto кон мо́то - с движением
allegretto moderato аллегрэ́тто модера́то - умеренно оживлённо
allegretto аллегрэ́тто - медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante
allegretto mosso аллегрэ́тто мо́ссо - быстрее, чем allegretto
animato анима́то - оживлённо
animato assai анима́то асса́и - очень оживлённо
allegro moderato алле́гро модера́то - умеренно быстро
tempo di marcia тэмпо ди ма́рча - в темпе марша
allegro non troppo алле́гро нон тро́ппо - быстро, но не слишком
allegro tranquillo алле́гро транкуи́лло - быстро, но спокойно
allegro алле́гро - скорый темп (буквально: «весело»)
allegro molto алле́гро мо́льто - весьма быстро
allegro assai алле́гро асса́и - весьма быстро
allegro agitato, allegro animato алле́гро аджита́то - весьма быстро, взволнованно
allegro vivace алле́гро вива́че - значительно быстро
vivo, vivace ви́во, вива́че - быстро, живо, быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto
presto прэ́сто - быстро
prestissimo прэсти́ссимо - в высшей степени быстро

Агогика (с греч. – увод, унесение) – небольшие отклонения от темпа, обусловленные выразительностью исполнения.

accel. (accelerando) – ускоряя

string. (stringendo) – ускоряя

ritard. (ritardando) – замедляя

rall. (rallentando) – замедляя.

Ритм, метр и темп являются важными средствами музыкальной выразительности. Они выявляют жанровые особенности музыкальных произведений.

Литература:

Холопова В. Ритм //Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.– М.,1973-1982.

Холопова В. Музыкальный ритм.– М.,1980.

Ямпольский И. Мельцель И .//Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.– М.,1973-1982.