Анализ вокального произведения с похожим инструментальным. Музыка вокальная и инструментальная

Образно-эмоциональный характер пьесы в целом, программа (при ее наличии). Жанровые черты. Форма, главная тональность. Образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных частей пьесы (главным образом, тематического материала). Динамика развития (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации. Характерные черты стиля композитора в пьесе. Связь пьесы с соответствующей традицией (традициями).

Анализ инструментального цикла миниатюр.

Образно-эмоциональный характер цикла, программа (при ее наличии). Композиция цикла. Группировка входящих в цикл пьес по их образному характеру и жанровым признакам. Важнейшие средства объединения пьес в цикле. Общий образно-эмоциональный характер и важнейшие выразительные средства музыки некоторых пьес, входящих в цикл. Значение цикла в творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в цикле. Связь цикла с традицией (традициями).

Анализ вокальной миниатюры.

При разборе вокальной миниатюры нужно руководствоваться планом раздела «Анализ инструментальной миниатюры», дополнив его следующими пунктами:

Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение вокальной и инструментальной партий и их значение. Склад вокальной и инструментальной партий.

Анализ вокального цикла миниатюр.

При разборе вокального цикла миниатюр нужно руководствоваться планом раздела «Анализ инструментального цикла миниатюр», дополнив его следующими пунктами:

Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение вокальной и инструментальной партий и их значение. Преобладающий склад вокальной и инструментальной партий.

Анализ инструментального произведения, написанного в форме сонатно-симфонического цикла.

Образно-эмоциональный характер произведения в целом, программа (при ее наличии). Жанровые черты. Композиция цикла, главная тональность. Содержание, строение и музыкальный язык каждой части цикла: образно-эмоциональный характер и главные жанровые черты части в целом, ее роль в драматургии цикла; форма и главная тональность части; образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных разделов части (главным образом, тематического материала); динамика развития в части в целом и отдельных разделах (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации. Важнейшие средства объединения частей в цикле. Значение произведения в творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в произведении. Связь произведения с традицией (традициями).



Анализ крупного одночастного инструментального произведения.

Образно-эмоциональный характер произведения в целом, программа (при ее наличии). Жанровые черты. Форма, главная тональность. Образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных разделов произведения (главным образом, тематического материала). Динамика развития в произведении в целом и отдельных разделах (в случае ее отчетливой выраженности). Значение произведения в творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в произведении. Связь произведения с традицией (традициями).

Анализ оперы.

Сюжет. Жанровые черты. Соотношение словесного текста, драматического действия и музыки. Характерные черты драматургии (значение принципов музыкальной драмы, темп действия, соотношение драматических, лирических и эпических элементов, соотношение массовых сцен и сцен с участием малого количества персонажей). Соотношение вокальных и оркестровых партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Композиция. Значение принципов музыкального формообразования. Музыкальные средства объединения частей оперы (номеров, сцен, картин, актов). Наиболее существенные музыкальные средства характеристики основных персонажей (при наличии значительных массовых сцен – и средства характеристики, примененные в этих сценах). Динамика развития основных образов (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации. Значение произведения в творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в произведении. Связь произведения с традицией (традициями).

Анализ оратории и кантаты.

При анализе ораторий и кантат, драматургически подобных опере (наличие относительно развитого сюжета, действующих лиц) нужно руководствоваться планом раздела «Анализ оперы».



Анализ прочих ораторий и кантат осуществляется по следующему плану:

Сюжетная основа. Жанровые черты. Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение драматических, лирических и эпических элементов, сольных (ансамблевых) и хоровых эпизодов (номеров, сцен). Соотношение вокальных и инструментальных партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Композиция. Музыкальные средства объединения частей. Наиболее существенные музыкальные средства воплощения основных образов. Динамика развития основных образов (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации. Значение произведения в творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в произведении. Связь произведения с традицией (традициями).

Кроме того, по указанию педагога могут быть разобраны некоторые или все части оратории (кантаты) по следующему плану:

сюжетная основа, образно-эмоциональный характер, жанровые черты части в целом; ее роль в драматургии произведения; форма и главная тональность части; образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных разделов части (главным образом, тематического материала), динамика развития в части, в целом и отдельных разделах (в случае ее отчетливой выраженности).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Произведение «Тебе поем» П.И.Чайковского написано для четырехголосного смешанного хора а капелла с использованием дивизии в партии баса (последние два такта сочинения).

Общий диапазон хора:

E (большой октавы) - G (второй октавы)

Общий диапазон хора охватывает более чем три октавы, хотя рабочий диапазон составляет чуть более двух октав.

Рассмотрим диапазон каждой хоровой партии в отдельности:

Сопрано :

Альт :

Тенор:

Таким образом, мы видим что диапазон партии баса самый широкий за счет использования в последних двух тактах низких II басов. Несмотря на это тесситурные условия в этой хоровой партии весьма приемлемы. Некоторые тесситурные неудобства испытывают партии сопрано (16т) и тенора (17,27). Но, мы знаем, что «Тебе поем» - это часть крупного сочинения, написанного для профессионального хора. Поэтому данные тесситурные условия окажутся приемлемыми для всего состава хора.

Степень вокальной загруженности хора равнозначна. Во втором предложении мелодия переходит из одного голоса в другой (сопрано - тенор, бас), плавно, насыщая всю фактуру сочинения красочностью и особой выразительностью. В третьем предложении наибольшая нагрузка падает на партии сопрано и тенора. Партия баса выполняет функцию хоровой педали. Каждая хоровая партия играет важную роль в фактурообразовании, тембральном соотношении.

Специфические тембровые выразительные качества присущи партии теноров. Это наиболее выразительная и яркая партия сочинения. Несмотря на то, что мелодический голос преимущественно исполняется партией сопрано, теноровая партия постоянно напоминает о себе. Яркие выразительные ходы (17,20,27тт), использование микстового или фальцетного звучания в тихой динамике третьего предложения (27,29тт) - все это не может не обратить на себя внимания со стороны дирижера при работе с хоровой партией и хором.

Когда то Н.В.Гоголь сказал: «Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой…». Французскому слову «ensemble » («вместе») в данном случае наиболее соответствует русское «согласие». В ансамбле рождается новое, особое художественно - эстетическое качество. В данном произведении на первый план выступает максимальная слитность хоровых голосов, уравновешенность партий и групп в аккорде и вертикальных сочетаниях. Такой тип хорового ансамбля называется - монолитный.

Динамический ансамбль хоровой партии стремится к монолиту. В большинстве своем на протяжении всего произведения мы встречаемся с неподвижной динамикой выставленной композитором. Однако в третьем предложении встречаем и подвижную (28-29тт). В 16 такте между партиями сопрано и альта происходит достаточно большой разрыв (более октавы). Это влечет за собой разность в динамике - партия сопрано в высоком регистре звучит насыщенно и более ярко. Поэтому рекомендуется скачок в партии сопрано к звуку «G» проинтонировать аккуратно, несколько сдерживая динамику в верхнем регистре.

В произведении встречаем хоральный ансамбль, который отличается от гомофонного тем, что в нем мелодический элемент присутствует во всех голосах, хотя в верхнем, как правило, мелодия более индивидуализирована. Выявить характерные интонации в каждой партии, придать им рельефность, строго соблюдая гармоническую вертикаль - таковы условия хорального ансамбля. чайковский музыкальный вокальный хоровой

Один из наиболее тонких видов хорового ансамбля - тембровый. В данном сочинении необходимо сочетать звучание голосов так, чтобы не возникла тембровая пестрота и одновременно выявились все возможности хорового колорита. Тембровый ансамбль хоровой партии сливается в общехоровой . Сочетание тембров партий и групп бесконечно по своим выразительным возможностям. Здесь, открываются колоссальные возможности в поиске звука. Важно услышать, увидеть и выцветить все самое лучшее и необходимое для наиболее яркого воплощения образа сочинения.

Чистый строй - первое и важнейшее качество хорового пения. Многие факторы способствуют развитию и поддержанию чистого хорового строя. Строй а капелла основан на ладовых и гармонических особенностях интонирования музыки, ее акустических закономерностях. Темперированный строй отличается уравновешенностью интервальных соотношений, чем достигается его замкнутость и возможность энгармонизма. Рассмотрим пример:

В третьем такте звук «Gis» в партии альта интонируется узко, как все малые интервалы. Необходимо отметить, что данный звук является мажорной терцией аккорда и должен прозвучать точно. Уже в четвертом такте, этот звук вновь разрешится в звук «A», причем партии сопрано и альтов сливаются в унисон. Следует осуществить это предельно аккуратно и точно. Не менее простое место в интонационном плане 12 такт, где в партии сопрано звучит хроматический «Dis» после чистого «D». Причем хроматический звук сразу же появляется и в партии тенора. Важно исполнить и один и другой точно по высоте, чтобы не получилось некое перечение в партиях. Рассмотрим еще один не мало важный пример. В 17 такте в партии альта дважды повторяется секундовая интонация от звука «Gis» к звуку «а». В таких случаях очень часто возникает опасность несколько понизить второй звук «А». в данном случае рекомендуется каждую последующую пару интонировать с тенденцией к повышению. Лишь в этом случае унисон «А» в партиях сопрано и альта будет точным по высоте.

Обратимся к еще одному не менее важному вопросу - вопросу дикции в хоре. Этому понятию зачастую уделяется не должное внимание, в связи с этим страдает звучание хора, восприятие музыки слушателем и многое другое. В первом предложении мы не наблюдаем особых сложностей в произношении текста. Каждое слово по вертикали совпадает во всех хоровых партиях. Поэтому здесь необходимо обратить внимание лишь на четкое произнесение согласных «Р», «М» и т.д.

В пятом такте слово «благословим» рекомендуется произносить с неким устремлением к каждой гласной для того, чтобы в момент произнесения последней не оттягивался темп сочинения. Гласные буквы необходимо подчинить единой «собранной» манере звукоизвлечения. Во втором и третьем предложениях встречаются различия в подтекстовке. Это связано с тем, что основная поэтическая фабула уже дана, основной текст прочитан, далее происходит его выцвечивание, раскрашивание со стороны музыкальных средств и смысловое повторение, связанное с содержанием стиха. Следует выделить слово «Боже» мягко, без динамического акцента. В остальном, следует следить за аккуратностью в исполнении гласных букв и четкостью согласных.

Основа хорошего звука - правильное певческое дыхание . Основным типом дыхания и пения считается нижне-реберно-диафрагматическое. Одно из основных условий правильного певческого дыхания - полная свобода верхней части грудной клетки и шеи. В данном произведении используем дыхание по фразам. В первом предложении вдох осуществляется в паузах. Во второй половине второго и в третьем - цепное дыхание.

На протяжении всего сочинения используется мягкая атака звука . Вдох берется спокойно. Его длительность равна длительности реальной метрической доли в данном темпе. Задержка дыхания минимальна, чтобы связки мягко сомкнулись. В то же мгновение дыхание, без толчка и нажима, мягко касаясь связок, извлекает нужный звук.

Произведение «Тебе поем» может исполняться практически любым составом хора - средним, большим и даже малым (в церковной практике). Но, следует учитывать тот факт, что Литургия в целом исполняется достаточно большим составом хора с высоким уровнем подготовки. Написано же данное сочинение для исполнения профессиональным коллективом.

Министерство Образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Методическая разработка

«Письменная аннотация на вокально – хоровое произведение»

Составила: преподаватель ВКК Савина Н.С.

Зубова Поляна, 2013г.

Пояснительная записка.

Одной из форм аналитической работы будущего учителя музыки (начальных классов) является письменная аннотация на вокально-хоровое произведение. Данная работа актуальна тем, что большое место в творческой деятельности учителя занимает вокально-хоровая работа (учащиеся с удовольствием занимаются данным видом музыкальной деятельности). При составлении плана-конспекта урока учитель много внимания уделяет первому этапу работы над песней – подготовительному. Именно на подготовительном этапе учитель проводит вокально – хоровой анализ музыкального произведения, учитывая вокальные произведения с точки зрения их образности, доступности содержания, последовательности формирования вокально-хоровых умений и навыков, намечая конкретные методы и приемы над произведением.

Для осуществления художественно-исполнительской задачи будущему специалисту необходимо владеть различными методами постижения музыкального и поэтического материала: анализом, сравнением, сопоставлением, обобщением и др., которые действуют в тесной взаимосвязи. В процессе выполнения аннотации используются вышеперечисленные методы, способствующие формированию самообразовательных умений и навыков. Методическая разработка создавалась в опоре на научные труды хоровых дирижеров, теоретиков: Е. Дыгановой, Л.Безбородовой, П.Чеснокова, Б.Тевлина и др.

Цель аннотации: подготовка студента к самостоятельной хормейстерской работе.

В процессе написания работы решаются следующие задачи:

Приобретение самообразовательных умений и навыков самостоятельной работы с литературой, анализа сопоставления и систематизации фактов, обобщения и выводы;

Освоение профессиональной терминологии;

Формирование профессионального кругозора;

Подготовка студентов к самостоятельной хормейстерской работе.

Данная работа состоит из двух разделов: первый раздел - «Рекомендации по составлению аннотации к песне школьного репертуара. Разучивание школьной песни»; второй раздел - «Рекомендации по составлению аннотации к хоровым произведениям школьного репертуара» (младшие и старшие классы).

  1. Раздел «Рекомендации по составлению аннотации к песне школьного репертуара. Разучивание школьной песни».

Первой формой самостоятельной письменной работы студентов являются краткие письменные аннотации на произведения, входящие в школьный репертуар. Такая профессионально-ориентированная аналитическая работа осуществляется по следующему плану:

1.Выявление и определение:

Эмоционально-смыслового содержания произведения и средств выразительности;

Выявление особенностей и трудностей;

Учебных задач: воспитательной, образовательной, развивающей, формирующей.

2. «Разучивание школьной песни» и включает следующее:

Конспект вступительной беседы (сведения об авторах песни, содержание, анализ характера музыки), который выполняется в форме повествования с включением доступных учащимся вопросов и предлагаемых ответов;

Репетиционный план охватывает все элементы разучивания после показа песни и беседы.

Например:

Послушайте первую фразу (исполнение голосом и на инструменте); повторите первую фразу вместе со мной;

Поем как один человек (достижение унисона звучания);

Произнесем слова в ритме (работа над дикцией);

Прослушайте вторую фразу и определите, есть ли в ней сходство с первой (развитие музыкальной памяти) и т.п.

Исполнительский план отражает темповые, динамические изменения в разных куплетах песни, фразировку, частные и общие кульминации, характер звуковедения (штрихи), акценты, паузы, логически ударные слова и т.д.

При написании аннотации, для более глубокого изучения музыкального произведения можно использовать следующую схему:

  1. Место и значение песни в теме урока (четверти).
  2. Вступительное слово (история песни, сведения об авторах, смежные виды искусства).
  3. Советы по поводу исполнения песни.
  4. Вопросы для выяснения впечатлений: какое воздействие оказывает музыка, какой музыкальный образ, что выражает музыка?
  5. Наблюдение за развитием музыки и определение ее кульминации.
  6. Подбор соответствующих музыкальных инструментов для аккомпанемента.
  7. Определение формы (почему такое построение?).
  8. Какие виды смежных искусств можно использовать?
  9. Составление исполнительского план.
  10. Указание на трудности в произведении и приемы их преодоления.
  11. Взаимосвязь между мелодией и аккомпанементом?
  12. Выявление средств музыкальной выразительности?
  13. Определение задач (воспитательная, обучающая, развивающая).
  14. Домашнее задание в связи с данным произведением.
  15. Определение связи музыки с жизнью?
  16. Перечисление произведений этих авторов?
  17. Почему так называется произведение и к какой сфере можно ее отнести?
  18. В чем современность этого произведения?
  19. Какие музыкальные способности, умения, навыки учащихся способствуют восприятию данного произведения?
  20. В каком классе целесообразнее изучение этого музыкального материала?
  21. Какие факторы из жизни композитора, относящиеся к периоду создания этого произведения, можно использовать с целью заинтересованности учащихся и тем саамы обеспечение более глубокого восприятия данного произведения?

Примером могут служить следующие аннотации студентов.

Аннотация на романс Э.Грига «Заход солнца».

«Знакомство с романсом норвежского композитора Э.Грига «Заход солнца» происходит при изучении темы «Музыка народов мира». В данном произведении выражается глубокая любовь композитора к родной природе.

Произведение написано в куплетной форме, но в тоже время при изучении темы «Построение (формы) музыки» внимание детей можно обратить на то, что в куплете сопоставление мажора в первой части с минором во второй части, позволяет отчетливо воспринимать этот романс как двухчастную форму. При работе над чистотой интонирования следует обратить внимание на трудность исполнения музыкального произведения и она заключается в том, что очень много скачков в мелодии (чистая кварта, чистая квинта, малая секста, малая септима и т.д.), особого внимания требует интервальный состав из больших и малых секунд. Ритм – простой,с чередованием не более трех длительностей. Голосоведение при этом должно быть естественным и ясным. Диапазон – не более октавы. Размер произведения 12/8, что придает музыке плавный, вальсообразный характер. Мажорный лад (си мажор) в первой части куплета придает музыке более светлый, нежный характер – словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи. Особую мягкость, нежность, воодушевленность придает минорный лад второй части. Именно в данной части приходится кульминация этого произведения на слово « сынам..»; словно композитор поет «колыбельную» засыпающей природе и всему живому на земле. Для того, чтобы более глубоко передать образ музыкального произведения, слова следующей фразы во второй части «чуть шепчутся березы.. К сынам земли приходят сны….» желательно спеть на цепном дыхании. А слова текста «Скоро солнце пропадет за алой полосою» и следующее за тем инструментальное заключение, замечательно завершают эту картину.

Разучивание романса Э. Грига «Заход солнца».


У. На этом уроке мы продолжим знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига.

Какие произведения вы помните этого композитора? (ответы детей)

(Под запись отрывка произведения «Утро» рассказ)

На живописном берегу в тиши расположилась усадьба Трольхаузэн. в тиши и уединении вблизи к прекрасной и суровой природе, провел большую жизнь норвежский композитор Э.Григ, первый классик норвежской музыки, основоположник национальной норвежской музыки.

Более 100 лет его музыка покоряет слушателей своей поэтичностью, непосредственностью.

Норвегия страна сильных и отважных людей. В середине 19 века пышным цветом расцвела национальная норвежская культура.

Э.Григ родился 1843 году в крупном приморском городе Бергене. В семье Грига царило горячее увлечение музыкой. Его мама была пианисткой, которая часто выступала на городских концертах, старший брат Джон играл на виолончели.

С детства Григ любил музыку и норвежскую природу, которую позже образно и поэтично воспевал в своих произведениях. Он часто бродил по лесам и деревням, вслушиваясь в звуки природы и народное пение, ритмы и интонации, которых составили основу его музыки.

После окончания школы он едет в Германию в город Лейпциг. Получив образование в Германии, вернувшись в Норвегию, он все силы отдает развитию национальной норвежской культуры.

Слава Эдварда Грига как композитора, пианиста и дирижера быстро росла. Он много концертирует, знакомится с русским композитором П.И.Чайковским, который позже стал его другом.

Музыку П.И.Чайковского и Эдварда Грига объединяла красота, задушевность, поэтичность и любовь к природе.

Их называли «певцами» родной природы. Хотя Чайковский не знал норвежского языка, а Эдвард Григ русского, они общались на языке музыки, который не требует перевода


Слушание музыки и рассказа.

Сегодня я предлагаю прослушать, а затем и разучить одно их произведений Э.Грига (название не озвучивается).

«Заход солнца»- слушание.

Беседа о прослушанном произведении.

Знакомо ли вам это произведение?

Какому композитору оно принадлежит?

О чем рассказывает нам это произведении?

Какое время суток изобразил композитор?

Какие чувство выражены в этом произведении? (природа готовится ко сну, поэтому и музыка выражает соответствующие чувства и настроения человека - чувство спокойствия, нежности, умиротворения (и только здесь озвучивается название произведения).

У.Прекрасное природное явление – закат очень любимо многим художникам. И за всю историю мировой живописи были написаны тысячи картин с изображением вечернего заката.

Анализ по картине И. И. Левитана «Летний вечер»

У.Посмотрите на картину русского художника И.Левитана.

Какое время суток изобразил художник? Почему вы так думаете? Какие цвета преобладают на этой картине?

Что изображено на переднем плане? (пустынная деревенская околица огороженная забором из неровных жердей, а дальше большое поле и полоска леса)

Что изображено на среднем плане? (солнечный лес притягивает, манит к себе и хочется вырваться из холодной тени сумерек, чтобы бежать туда)

Куда ведет эта дорога? (может быть она – как путь в неизвестный прекрасный мир или «дорога в вечность»).

У.Что делает закат прекрасным? Наверное, не только то, что позволяет наблюдать картины потрясающей красоты. Время - вот что еще важно! Мы наблюдаем закат в конце дня. Каким был день? Принес он нам радость или печаль? Мы сами сделали доброе дело на благо других или, наоборот, совершили дурной поступок, огорчили кого-то? Такие мысли не приходят утром: оно для надежд, планов. День проносится в заботах, занят делами. Когда солнце заходит за горизонт, подводят итоги. Это пора размышлений о жизни, о красоте и вечности природы, о нашем месте в ней. Недаром это время суток тесно связано с тем настроением души, которое вдохновляло поэтов и художников. Лирическими поэмами называют волжские картины И. Левитана. На многих из них воспроизведены моменты, когда отсветы заходящего солнца окрашивают небо и тихую гладь воды («Вечер. Золотой плес»), строения монастыря и их отражение в воде («Вечерний звон»), багряную осеннюю листву («Летний вечер»).

(Анализ по картине сделан для более глубокого восприятия музыкального произведения)

У. А сейчас мы еще раз прослушаем это произведение, и попробуем еще раз прочувствовать настроение этой картины и чувства выраженные в музыке, а также запомнить мелодию этого романса.

Повторное слушание музыкального произведения.

Разучивание романса

Разучиваю романс по фразам с многократными повторениями и новыми заданиями. Особое внимание уделяю точному интонированию мелодии, артикуляции, дикции, звукообразованию, дыханию и т.д. (сложность разучивания указывается в аннотации произведения). Всю работу по разучиванию музыкального произведения связываю с образом музыкального произведения.

Вот как может протекать работа над выразительностью романса Э.Грига «Заход солнца»: «Вечером тень длинная, а у вас она коротенькая. Вы ее уронили, мне не хочется на такую тень любоваться. Сделайте ее помягче, распойте.

После второй фразы: «На землю» - мало получилось земли, здесь распев, а вы его не исполнили. «Завеса»- «а» -глубоко распеть, чтобы окутать темнотой всю землю.

После разучивания первого куплета можно поразмышлять:

Среди полночной тишины

Чуть шепчутся березы,

К сынам земли приходят сны,

Над миром веют грезы.

У вас нет тишины. «И»- распеть, а «ш»- спеть чуть слышно. Гласных должно быть много, а согласных – чуть-чуть… «К сынам» - смотрите, как любит людей Э.Григ. «А» - опять глубоко, «веют грезы» - мягко, как на волнах. Вы слышите, какими чувствами делится с нами композитор, вот и постарайтесь спеть так, как это переживал Григ. Передайте эту красоту природы, глубину чувств.

Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и «проживания» ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная «тренировка» которых дает новое качество – развитие их как творческой культурной и духовной личности.

  1. Раздел «Рекомендации по составлению аннотации к хоровому произведению школьного репертуара.

Репертуар младшего хора более сложный наряду с куплетной формой. Учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки:

Народные песни (канон, унисон пение а саррелла, двухголосное пение);

Песни разных народов мира;

Песни композиторов родного края;

Песни композиторов – классиков;

Патриотические песни;

Тематические песни.

В старших классах постепенно с накоплением опыта хорового исполнения репертуар усложняется. Здесь идет работа над стилем исполнения произведений отдельных композиторов и музыкального языка различных эпох, развитие многоголосия.

Поэтому составление аннотации на хоровое произведение школьного репертуара, это более сложный этап самостоятельной работы студента т.к. необходим навык всестороннего изучения хоровой партитуры. При составлении аннотации можно предложить следующую схему:

3. Основные произведения этого композитора для детского хора.

4. Общие сведения о произведении: полное название произведения, год (период) написания музыки и автора текста, состав исполнителей.

5. Характеристика хорового жанра, это может быть: хоровая миниатюра, хоровая песня, хоровой романс, обработка или переложение народной песни и т.д. В случае если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением вокального произведения, необходимо дать характеристику произведения в первоначальном виде, проанализировать степень изменения хорового сочинения с оригиналом.

6. Разбор произведения: содержание, основной характер. Части произведения (форма), характер каждой части. Взаимосвязь литературного текста и музыкальной формы.

7. Выразительные средства произведения: характер мелодии, тональность, темп.

8. Особенности гармонического языка, тональные отклонения, модуляции. Особенности ритмического строения мелодии, аккомпанемента.

9. Тип и вид хора, характеристика фактуры, характер мелодической линии каждой партии. Диапазон всего хора и хоровых партий в отдельности.

10. Определение возможностей использования произведения в работе с хором конкретных классов школы с учетом степени «подвинутости» хора.

11. Интонационные, ритмические, дикционные, вокальные и другие трудности, с которыми может встретится хор данного школьного возраста при разучивании произведения. Пути преодоления этих трудностей.

12. Вокально-хоровые навыки, приобретаемые хором в результате работы над произведением.

13. Исполнительский анализ (направлен на обоснование собственной трактовки музыкального произведения).

При работе над хоровым произведением можно рекомендовать следующие методы разучивания:

  1. Деление произведения на небольшие, имеющие относительную законченность отрезки и изучение их с каждой хоровой партией в отдельности, а также в различных сочетаниях партий;
  2. Соединение выученных отрезков в заключенные построения в пении как отдельных партий. Так и всего хора;
  3. Работа над вокально-хоровыми навыками – культура звука, дикция, ансамбль, мелодический и гармонический строй (активное прослушивание произведения с помощью внутреннего слуха, сольфеджирование, вокализация, пение на различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения, пение с закрытым ртом, пе6ние гармонических последовательностей партитуры вне ритма);
  4. Применение специальных вокальных и музыкально – слуховых упражнений при разучивании трудных мест;
  5. Использование музыкального инструмента в работе с хором;
  6. Работа над художественным исполнением произведения: фразировка, нюансировка, нахождение нужного темпа, эмоциональная подача словесного текста. Ознакомление хорового коллектива с исполнительским планом.

АНАЛИЗ Хорового произведения «В звездый час…» Слова Е. Ремизова музыка М. Закиса

Модрис Закис – латышский композитор. Известно, что написал кроме данного произведения, хоровое произведение «Скоро ли он придет».
Евгений Ремизов – автор духовных стихотворений, таких, как: « Дух святой», «Вознесение», «Троица».
Это стихотворение имеет два варианта текста. Первый, о личном разговоре человека с Богом:
В звездный час

В тихий час ночной,
Со мною Бог и тишина.
Всю боль души, страдания
И скорбь в мольбе несу ему.

И льется надо мной
В тот звездный час святой
Сияньем чудным
предвечный Божий свет.

И вижу предо мною путь,
Ведущий к небесам.
В звездный час святой
Со мною Бог и тишина.

Второй рассказывает о рождении Христа:

В тихий час ночной

В тихий час ночной
В ярком блеске звезд
В мир пришел Христос, Эммануил,
Небесный сын пришел в наш мир.

Весь мира грех, страдания
И скорбь, и всю вину людей,
Боль земли он понесет.
Один весь груз греха
Он примет на себя.

И лился над землей
В тот тихий час святой.
Сияньем нежным звезды чудесный свет,
что в вышине горит.
И всем живущим говорит:
«От этих ясель до креста
Он путь Свой совершит».

О, как горит звезда!
Бог миру дал Христа,
И в нем спасенье!
Хвали и славословь
Христа за всю его любовь!

В звездный час ночной
тихо Бог Благой,
Бог говорит с Землей:
«С тобою Бог!»
А с Богом мир, и мир святой.

Хотя второй текст более содержательный, но считаю, что по содержанию музыкального материала и текста, первый наиболее уместен.
В нем говорится о молитве, обращении человека к Богу и о благодати, которая сходит на людей, искренне молящихся, об утешении, которое приносит молитва.

II. Музыкально-теоретический анализ

Хоровое произведение М. Закиса «В звездный час» написано для смешанного 4-хголосного хора a capella.
Жанр произведения – песня.
Простая 3-х частная репризная форма с кодой.
Во всём произведении преобладает аккордовая фактура.
I часть – период, состоящий из двух предложений по 10 тактов.
II часть – период, состоящий из трех предложений, первое составляет 10 тактов, второе – 6 тактов, третье – 11 тактов.
Кода – предложение из 9 тактов.
Преобладание аккордовой фактуры.
Мелодическая линия. В каждой части в разных голосах неоднократно повторяется один и тот же мотив, но звучит в разных тональностях: лейтмотив ночи. Строится он на звуках мажорного трезвучия - это дает устойчивость теме. В первой части и коде мотив начинается с первой доли, в середине – из-за такта:

В первой части мелодия звучит поочередно в разных голосах(такты 1-5). После показа темы, состоящей из лейтмотива, который звучит 4 раза, мелодия становится более динамичной за счет восходящих ходов восьмыми. Этим создается напряженность, которая разрешается в тактах 8-10 сначала нисходящим движением, затем на одной ноте:

Затем мелодия переходит к альтам(10-14). Скачков в ней мало, только в тактах 11 и 13 кварто-квинтовые скачки, что дает драматизм мелодии. И завершается тема у альтов субдоминатовым квинтсекстаккордом с повышенной примой без разрешения у всего хора.

Затем мелодия опять переходит к первым сопрано, а аккорд только в 15 такте приходит к своему разрешению.
Мелодия движется без скачков, напряженность достигается за счет повтора нехарактерного для e-moll м.2(повышение 4 ступени) в 15-16 тактах и мелодического минора в каденции(19такт):

Начинается вторая часть с двойного проведения главной темы в тональностях G-dur и C-dur из-за такта у сопрано:

Характерной особенностью второй части является волнообразность мелодии: чередование восходящих и нисходящих ходов. Во время кульминации мелодическая линия достигает своей вершины, затем отголосок кульминации (его появление начинается скачком на б.6,такт 44) завершается постепенным опусканием мелодии у женского хора. И заканчивается постоянной мелодией в диапазоне терции у теноров, остальной хор держит одну ноту:

Кода начинается с четырех проведений темы, к концу весь хор поет на одной ноте два мотива, которые отделяются друг от друга ув.5 у сопрано. Внутри первого мотива есть переход от натурального лада в гармонический.
Заканчивается произведение пением вторых сопрано(второе дивизии сопрано, первое - в кульминации) тогда, как весь хор тянет ноту.

Ритм. Для первой и третьей части характерен определенный ритмический рисунок:

Другой, более острый, ритмический рисунок характерен для второго предложения первой части и всей второй:

Темп- Adagio. Во второй части темп становится подвижнее (piu’ mosso). Взволнованной движение, увеличение динамики, волнообразность мелодии и текст – всё это создает напряжение, нарастающее к кульминации. После кульминации темп снова становится Adagio, что говорит нам об успокоении. В самом конце произведения темп ещё замедляется и приводит нас к полному умиротворению после напряженной кульминации.

Динамика. Произведение начинается с р и в первой части не увеличивается больше чем на mf. Первой часть - это показ ситуации, в которой находится автор: вокруг тишина, он обращается к Богу, чтобы облегчить страдания- здесь не нужна громкость.
Но вот во второй части идет диалог с Богом, который посылает свой благодатный свет просящему, и свет наполняет автора, вдохновляет, озаряет его – всё это выражено и в динамике: постепенное увеличение от mf до ff в кульминации.
В третьей части наступает умиротворение, гармония с собой, снова тишина, поэтому динамика постепенно стихает до рр.
Тональный план.
Произведение написано в параллельно-переменном ладу (е-moll – G-dur), что обусловлено содержанием.: минор звучит в первой части, в которой рассказывается о страданиях человека, мажор – во второй, где рассказывается о Божьем свете, который сошел на молящегося.
В 25 и 40 такте есть отклонение в C-dur, которое получилось в результате секвенции. Отклонение придало звучанию больше торжественности.
Гармонический анализ.

III. Вокально-хоровой анализ
Диапазон 4-хголосного произведения «В звездный час» развернутый, что соответствует его характеру.
Диапазон:
Сопрано: Тенор:

Альт: Бас:

Тесситурные условия, в целом, удобны для исполнения. Все партии поют в своем диапазоне. В основном, подход к крайним нотам диапазона у сопрано и басов проводится постепенно, без скачков.

Однако в басовой партии не раз присутствуют квинтовые и октавные скачки, что может составить трудность в исполнении, поэтому нужно отдельно проучить эти места. Для тренировки, во время распевания рекомендуется петь упражнения на квинты и октавы с задержанием на верхней ноте.

В партии сопрано подход в кульминации на ля второй октавы не должно составить трудностей, так как подход к ней идет постепенно и без скачков, поется она на ff ,что удобно при пении высоких нот, а так как это кульминация произведения, то на душевном подъеме она споется легко.

Строй – категория художественно-выразительная, а интонационные оттенки вокального звука – одно из средств музыкальной выразительности. Участники хора должны быть так воспитаны и обучены, чтобы они были способны быстро настраиваться на заданную хормейстером тональность, могли чутко реагировать на необходимость завысить, «заострить», либо чуть занизить, подстроиться в общий тон, темп, ритм, динамику. Для хорошего хора при пении без сопровождения важны два условия:
необходимость предварительной настройки (задавание тона хормейстером);
необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля в пении участниками хора и дирижёром.

Мелодический строй. В данном произведении все партии полноправные и имеют ряд общих трудностей:
1) Нисходящее пение мажорного трезвучия – возникает желание спеть приму ниже, чем она есть, поэтому при пении необходимо создать ощущение близости каждой ноты и пения с завышением:

2) Длительное распевание одной ноты тоже может привести к занижению, поэтому петь надо с ощущением подъема. То же касается пения на одной ноте нескольких слогов:

3) Исполнение секундовых интонаций вниз (см. пример 12). В качестве упражнений можно использовать пение гамм по тетрахордам вверх и вниз.

В партиях мужского хора отдельно может возникнуть трудность с пением скачков от ч.4 до ч.8. Следует отдельно проучить трудные места, в качестве упражнения рекомендуется пение октав.

Гармонический строй. В произведении встречаются трудности и с
точки зрения гармонического строя: смена тональностей(см. пример 14), гармонический и мелодический лад(см. пример 9), длительное распевание на закрытый рот одной ноты(см. пример 12).

Работа над сложными местами требует особого внимания. Среди основных приёмов можно выделить:
1) Интонирование «вне ритма», т.е. по руке дирижёра, с использованием фермат на отдельных, трудно выстраиваемых аккордах.
2) Пение сольфеджио, на слог, закрытым ртом, что помогает темброво выстроить музыкальный материал.
3) Чередование интонирования «про себя» с интонированием вслух, которое способствует развитию внутреннего слуха.
Хороший строй в хоре – результат постоянного внимания к нему со стороны дирижёра, правильного вокального воспитания певцов, создания атмосферы повышенного слухового контроля не только к интонации, но и по всем средствам музыкальной выразительности.

Метроритмический ансамбль. В произведении нет сложных ритмических рисунков. В течение всего произведения есть две ритмоформулы, которые не должны составить трудности для исполнения, возможно только недослушивание нот с точкой(особенно во второй части из-за ускорения темпа), потеря пульсации на длиной ноте:

Работа над метроритмическим ансамблем в хоре начинается с развития у певцов ощущения пульсации, чередования сильных и слабых долей, а затем воспитания чувства соотношения длительностей. Формирование метрического ансамбля в хоре тесно связано с воспитанием у певцов навыков одновременного взятия дыхания, начала пения (вступления) и снятия звука (окончания), с овладением различных метров и ритмических групп.
В работе над метроритмическим ансамблем могут быть использованы следующие приёмы:
1) Прохлопывание ритмического рисунка вокальных партий;
2) Проговаривание нотного текста ритмослогами;
3) Пение с отстукиванием внутридолевой пульсации;
4) Сольфеджирование с делением основной метроритмической доли на более мелкие длительности;
5) Пение в медленном темпе с дроблением основной метроритмической доли, или в быстром темпе – с укрупнением метрической доли.

Темповый ансамбль. Темп (от лат. Tempus – время) – скорость исполнения, выражающаяся в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы, в отличие от относительной. Это важное выразительное средство в хоровом произведении. Отклонения от верного темпа ведут к искажению музыкального образа, настроения. Выстраивая темповый ансамбль в произведении, дирижёр должен найти оптимальную скорость исполнения. Первая часть поется спокойно, вторая – с движением, третья – также спокойно и в конце замедление. Хору необходимо следить за рукой дирижера, чтобы не расходиться в темпе, особенно это важно при смене темпов. А дирижеру, поэтому, необходимо точно показать скорость каждого темпа и переход от одного темпа к другому.

Динамический ансамбль – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность по громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле. Динамика данного произведения контрастна: от pp до ff. Динамика первой и третьей части не громче mf. Кульминация, которая проходит во второй части, проводится на ff.
От каждой партии следует добиваться одновременной кульминации и равнозначных динамических оттенков, при которых ни одна из партий не будет выделяться из состава и будет вслушиваться в звучание остальных. Необходимо учитывать tenuto в 16 такте. При пении на pp следует избегать вялого, безтембрового пения. Дыхание должно быть активным, дикция - чёткой и внятной.

Тембровый ансамбль. Яркость тембровых красок хора зависит, как и от природных певческих голосов, так и от вокальной работы, проводимой дирижёром. В начинающем хоре работа над тембровым ансамблем направляется на устранение тембровой пестроты в хоровых партиях и создание целостных тембровых сочетаний. Дирижёру следует помнить, что эта проблема решается лишь при условии выработки в партиях одной манеры формирования вокального звука.
Атака звука – мягкая, наблюдается лёгкая, еле уловимое начало пения, характеризующееся мягким сближением голосовых связок. При использовании твёрдой атаки хормейстеру необходимо внимательно наблюдать за тем, чтобы у певцов не возникло момента пересмыкания связок, что выражается зажатости звука, приобретении им неприятного горлового оттенка. Всё произведение требует насыщенности, наполненного тембрального звучания, для того, чтобы показать весь глубокий философский смысл произведения.

Дикционный ансамбль. Необходимо добиться чёткого, одновременного, внятного и, самое главное, осмысленного произношения литературного текста.
Первая техническая задача хора в работе над дикцией – выработка правильного и одновременного произношения слов хорового сочетания. Необходимо осмыслить текст: правильно расставить логические ударения во фразах.
Дикция
Для достижения хорошей дикции необходимо:
1) Распевать слог прикрытым округлённым звуком;
2) Чётко произносить окончания слов, не выталкивая и не выкрикивая их. Все согласные в конце слов произносятся особенно чётко и определённо (слова: скорбь, чудным, свет,небесам).
3) Поработать над произношением свистящих и шипящих согласных, их нужно произносить коротко и осторожно (слова: святой, свет).
4) По правилам в слове «Бог» окончание будет не [г] или [к], а [х].
5) Присоединенять последнюю согласную с первым согласным следующего слова.
Для того чтобы добиться дикционной чёткости в хоре, необходимо выразительно читать текст хорового произведения в ритме музыки, выделяя и обрабатывая труднопроизносимые словосочетания. Полезно петь в качестве упражнений различные скороговорки.

Дыхание. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В этом произведении используется цепное дыхание.
При цепном дыхании певцы хора берут не одновременно, а последовательно по одному. Использование приёма цепного дыхания заключается в том, что это – коллективный навык, который базируется на воспитании и чувства ансамбля у певцов.
Основные правила цепного дыхания:
1) Не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
2) Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
3) Дыхание брать незаметно и быстро;
4) Вливаться в общее звучание хора без толчка с мягкой атакой интонационно точно «без подъезда»;
5) Чутко прислушиваться к пению своих соседей и к общему звучанию хора;
Дыхание должно быть лёгким, но не поверхностным, так как возникает опасность вялого, тусклого звучания без опоры, чего следует избегать.

IV. Исполнительский анализ
Произведение М. Закиса «В звездный час» ставит художественные задачи для передачи слушателям содержания.
Для исполнения произведения требуется не только безусловное владение техническими навыками, но и высокий вокальный и общекультурный уровень.
Для раскрытия целостного художественного образа произведения, его содержания, необходимо рассмотреть смысловые точки, к которым надо подойти. В произведении чётко просматривается фразировка, динамика, которая чаще всего включает в себя движение к вершине фразы и спад развития. Такой волновой принцип подчёркивает основное слово, мысль, к которой нужно прийти.
Вершина первой волны приходится на 16 такт. К ней нас приводит монолог альтов. Автор не зря доверил слова: «всю боль души, страдания и скорбь в мольбе несу»,- альтам. Их низкий насыщенный тембр как нельзя больше подходит для передачи слушателю всей боли человека. А хор, поддерживая их пением закрытым ртом, создает камерность, подчеркивает глубину терзаний молящегося. Затем, словно крик души, весь хор подхватывает пение альтов и звучит кульминация первой части. Для большего драматизма кульминации используются малые секунды, скачок басов на октаву, высокая тесситура у теноров и акценты на каждом слоге в слове «страдания»:

После кульминации накал спадает, но напряжение остается и печаль не проходит, только становится чуть более светлой из-за консонанса и мелодического лада.

Вся вторая часть стремится к кульминации произведения. Это выражено в темповом, тесситурном, динамическом сдвиге и расширении партитуры. В тактах 32-35 уже солируют сопрано, что тоже оправдано: их высокий светлый голос ассоциируется с духовной чистотой, благодатью, а хор как бы показывает путь, куда движется душа.

В тактах 42-43 настает долгожданная кульминация произведения, ведь всю вторую часть музыка стремилась именно к ним, нарастало напряжение, но уже не отрицательное, а именно ожидание Божьего света, который вот-вот прольется на молящихся. В ней есть всё: и высокая тесситура всего хора и динамический взрыв, и прекрасные слова.

Эмоциональный накал этой кульминации настолько силен, что может привести к форсированию. Данное произведение не приемлет крика, здесь нет страстей, здесь поется о высоком духовном подъеме. Душа не кричит Богу – она просит. Для большего чувственного понимания кульминации рекомендуется спеть её на рр, как это часто было использовано у Рахманинова, так называемая «тихая кульминация». От этого исполнители почувствуют трепет души во время молитвы, и у них уже не будет желания форсировать звук. Спев, таким образом, нужно попросить запомнить ощущение и при пении на ff воспроизводить его.
Дирижёр должен эмоционально, ярко и выпукло показывать эти кульминации. Важная задача стоит перед дирижёром в показе содержания посредством дирижёрского жеста. Культура формирования звука должна соответствовать настроению и отражать возвышенность. Поэтому жест должен быть плавным, мягким. Форма кисти должна оставаться прикрытой, «куполообразной», что говорит о прикрытой, академически высокой позиции звука.
Технические приёмы legato выполняются при помощи мягкой, «певучей» руки, аналогично смычку струнного инструмента, который позволяет объединить фразу, выполнить смены гармонических созвучий на одном широком дыхании. В зависимости от характера произведения, динамики, внутри жеста legato будут наблюдаться изменения. Лёгкое legato на p и pp ведётся жестом малой амплитуды, как бы «невесомой» рукой. На f наоборот, широким и энергичным.
Для создания при исполнении яркого художественного образа дирижёру необходимо быть очень точным в своих жестах: точно показывать вступление хоровых голосов, снятие звука, дыхание, точно и выразительно передавать все динамические оттенки. Жест должен быть аккуратным, чётким, собранным. Особая чёткость должна присутствовать в оттенке pp. В руке дирижёра также должен отражаться мелодический рисунок партий.
Для активного и хорошего дыхания участников хорового коллектива, требуется подготовленность, чёткость вступлений и снятий, достигаемых осмыслением фразировки, композиционного строя и понятными ауфтактами. Роль ауфтактов здесь особо велика – в частности, в точном показе вступления голосов, а также в конце фраз на согласные звуки.
Дирижёру важно определить роль каждого голоса в общехоровой фактуре. В общехоровой звучности нет разделения на какую-либо солирующую партию, только в некоторых моментах нужно дать возможность прозвучать конкретной партии, чтоб её не заглушали другие.
Важным в исполнении является правильное дыхание и атака звука. В данном произведении должен быть использован экономный и равномерный выдох. При исполнении высоких звуков в партии сопрано необходимо расходовать наименьшее количество дыхания. Иначе звук будет резким и крикливым. Атака звука должна быть мягкой.
Если правильно выстроить работу, то основной исполнительский принцип – цельность, непрерывность движения – будут достигнуты с наибольшим успехом.
Начиная разучивать сочинения с хором, в первую очередь исполнителям необходимо рассказать о тематике и круге образов, воплощённых в данном произведении. Нужно познакомить их как с автором слов, так и с автором музыки. Затем рекомендуется проиграть всю партитуру на фортепиано, тем самым, знакомя исполнителей с конкретным музыкальным материалом. Для достижения художественного исполнения произведения необходимо, прежде всего отношение самих певцов к данному сочинению. Понимание, проникновение в его содержание будет способствовать выразительности исполнения.
Огромнейшую роль в работе над произведением играет дирижёр – он является главным исполнителем. Каждый звук, каждую фразу, каждое слово, общее настроение в произведении нужно своевременно подсказать хору своим жестом, мимикой.
Прежде чем приступить к работе с хором, дирижёр самостоятельно изучает произведение, «вынашивает» его, вырабатывает дирижёрский жест, отражающий музыкальный замысел произведения. Когда начинается разучивание данного сочинения, работать с коллективом нужно отдельно над каждой частью. Необходима сольмизация, а затем сольфеджирование по голосам на основе пульсации, работать над чистотой интонирования в особенно проблемных местах с точки зрения вокальной техники, а также ритма. Если в каждой части в отдельности звучание унисона в интонационном, тембровым, ритмическом ансамбле соответствует замыслу дирижёра, можно приступать к работе над ансамблем, строем в целостном хоровом звучании. Следующий этап работы – разучивание с литературным текстом. Обратить внимание на трудности в подтекстовке, работать над грамотной дикцией (по всем ранее упомянутым законам вокального произношения текста). Необходимо также делать фразировку, учитывать агогику, темповые изменения, осмыслить характер произведения, выразительно исполнить каждую музыкальную мысль и всё сочинение в целом в соответствии с жестом дирижёра.
Проблема взаимоотношения элементов художественного и технического в хоровом исполнительстве занимает важное место в работе над хоровым произведением. Многие хормейстеры считают, что художественный период в работе должен начинаться после того, как будут преодолены технические трудности: сначала следует выучить ноты, а затем работать над художественной отделкой. Это неправильно. Наиболее правильным и эффективным будет такой метод работы, при котором дирижёр, разучивая, например, с альтами партию, постепенно приближает её характеру, близкому по замыслу композитора к концертному исполнению. Главное, работая над вокально-хоровой техникой, дирижёр должен видеть перед собой одну цель – мастерское раскрытие идейной и художественной сущности произведения и связывать с этой целью ближайшие технические задачи.
Только достигнув слаженности ансамбля и осмысленности исполнения, можно правдиво и полно донести содержание произведения до слушателя.
Таким образом исполнение этого хорового произведения требует как от дирижёра, так и от хорового коллектива высокой музыкально-эстетической культуры, гибкости чувствительности, основанной на профессиональных навыках и хоровой технике.

Заключение
В произведении М. Закиса «В звездный час», написанное для смешанного 4-голосного хора a capella проявилось мастерство композитора, который сумел не только на основе небольших поэтических строк создать стройную по форме и богатую по содержанию композицию, но и смог поразительно тонко проникнуть в содержание литературного текста. Содержание музыкального материала вытекает непосредственно из содержания поэтического первоисточника.
Простота и ясность изложения, сочетающееся с мастерским использованием разнообразных вокально-хоровых исполнительских средств, дополняют искреннюю теплоту художественного образа и выразительность музыкального языка.
Разучивание произведений такого типа обогащает и развивает музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных вокально-хоровых трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство, помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования.
Хоровой коллектив, избравший это произведение для разучивания и исполнения должен обладать значительной вокально-хоровой культурой и большой эмоциональностью.
Идеальными условиями передачи художественного содержания и идеи композиции является высокая музыкальная, эстетическая и общечеловеческая культура, музыкальность в широком значении понятия, чуткость к художественным образам и трактовке дирижёра, его жеста и мимики.
Нужно также и стремление дирижёра добиться от коллектива правильного эталона хорового звучания, к которому он в конечном счёте хочет прийти. Очень важно умение художественного руководителя правильно организовать всю певческую деятельность коллектива.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Произведение написано для 4-х голосного смешанного хора. В 13 и 14-х тактах поет женский хор с разделением, тем самым придавая значение литературному тексту, его осмысленности. Хоровые партии достаточно загруженные. В мужских партиях присутствует ведение темы (3 т.,4 т., 5., 10 т.). Это связано с переходом мелодической линии в мужскую партию и его выделением.

Для хорового изложения характерно гармоническая слитность, отсутствие резких контрастов, уравновешенность, особое внимание к горизонтали. Расстояние между голосами колеблется в пределах терции и кварты.

Диапазон всего произведения: от «ля» малой октавы до «ми» второй октавы.

Диапазон сопрано 1: («фа» первой октавы до «ми» второй октавы).

Диапазон сопрано 2: («до» первой октавы до «до» второй октавы).

Диапазон альтов 1: («си» малой октавы до «соль» первой октавы).

Диапазон альтов 2: («ля» малой октавы до «соль» первой октавы).

Диапазон мужского хора: («ми» малой октавы до «до» первой октавы).

Тесситура хоровых партий и всего хора достаточно удобна, за исключением того, что мужскому хору приходится интонировать одну и ту же ноту на длительный период времени, за счет чего голос звучит напряженно и происходит понижение интонации.

Мелодический рисунок голосов плавный, пластичный, без резких подъемов и спадов. В каждой партии важно вести горизонтальную мелодию, выделяя отдельные смысловые слова во фразах и предложениях. Особую сложность составляет пение на одном звуке в мужском хоре и в партии альтов. Также стоит обратить внимание на пение октавных унисонов (8 т.) В 5-8 т. появляются дополнительные знаки «ля#, соль#», которые нужно пропеть в медленном темпе правильно интонируя звук. В партии мужского хора в 5,6,10 т. стоит медленно пропеть распев на слово «храм», «свет», слог «сам». На одно слово приходится распевание в 4 восьмых длительностей, что может создать опасность «подъездов». Следует каждый звук спеть подчеркнуто активно. В партии женского хора (13 т.) аккуратно перейти в другую тональность и спеть диезные переходы на бекар. Чаще встречаются интервальные скачки такие как «б3», также присутствуют интервалы «ч4», которые требуют дополнительного пропевания во время разучивания для чистоты интонации.

Произведение представляет собой куплетную форму с дополнением и небольшим вокализом в конце, поэтому стоит обратить внимание на мелодический строй.

Темп произведения достаточно медленный, что представляет трудность в ритмическом отношении, т.к. может пострадать качество ритмического ансамбля. хор мелодический вокальный звук

Дикционные особенности произведения: четкая артикуляция, отделение согласных букв между концом и началом двух фраз (1-2 т., 5-6 т., 11-12 т.,), атака звука при столкновении двух гласных букв (3-4 т., 8 т., 14 т.). Сложность составляет присутствие пунктирного ритма (1-4 т., 9, 10, 12 т.). Движение данного произведения выдерживается в основном восьмыми длительностями, присутствуют половинные длительности. Для точного исполнения любого рисунка, а также сохранение общей темпоритмической канвы всего произведения следует условно ритмически дробить длительности на более мелкие.

В соответствии с литературным и музыкальным текстом возникает необходимость в цепном дыхании в 1-2 т. второго куплета, 3-4 т. второго куплета, 5-6 т. первого куплета, 7-8 т. первого и второго куплетах, 9-10 т. В остальных случаях следует брать короткую цезуру. Имеются смены темпов связи с кульминацией (9-12 т.) В 7-8т. второго куплета необходимо замедлить и расширить пение.

Связи перевода текста с грузинского языка на русский язык возникают несовпадения кульминаций фраз в литературном тексте. Есть несоответствия главного ударного слога с главной интонационной точкой музыкальной фразы. Характер вокального звука сдержанный и проникновенный. Для передачи музыкального образа произведения используется различная динамика, наличие фермат. Например, в 7-8 т. второго куплета используется фермата для логического заключения куплета и перехода к женскому хору. Основной вид звуковедения Legato, когда все слоги должны быть плотно «сцеплены» между собой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Тематический анализ на хоровое произведение для смешанного хора a cappella Р. Шумана "Ночная тишина". Идея произведения, вокально-хоровой анализ, метроритмика, голосоведение. Характер певческого дыхания, звуковедение, атака звука и дирижерские трудности.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Жизненный и творческий путь Джоаккино Россини. Диапазон хоровых партий, всего хора, тесситурные условия. Выявление интонационных, ритмических, вокальных трудностей. Состав и квалификация хора. Выявление частных и общей кульминаций "Хора Тирольцев".

    реферат , добавлен 17.01.2016

    Общие сведения о произведении, его композиция и главные элементы. Жанр и форма хорового произведения. Характеристика фактуры, динамика и фразировка. Гармонический анализ и ладотональные особенности, вокально-хоровой анализ, главные диапазоны партий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2015

    Сведения об авторах слов и музыки. Анализ произведения "Ландыш" для трехголосного женского хора с сопровождением. Диапазоны хоровых партий. Форма куплетная со своеобразным припевом, фактура гомофонно-гармоническая, элементы народной китайской музыки.

    доклад , добавлен 13.11.2014

    Биография отечественного композитора Вадима Салманова, его творческая деятельность. История создания концерта для смешанного хора "Лебедушка". Особенности драматургии произведения. Реализация принципа контраста и цикличности в хоровой постановке концерта.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2010

    Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая "начинка" хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

    реферат , добавлен 21.05.2016

    Пространство сцены и пространство сознания пианиста-концертмейстера хора. Текст хорового произведения в воспроизведении концертмейстера хора. Типы нотного текста и методические опыты освоения. Язык дирижера как составляющая текста изучаемого произведения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова "Заметает пурга белый путь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения - характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

    реферат , добавлен 09.12.2014

    Творческий портрет Михаила Васильевича Анцева - автора музыкального и литературного текстов. Анализ поэтического текста, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ сочинений. Особенности работы с партитурой дирижера женского состава хора.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Первые русские оркестровые дирижеры. Классификация дирижеров по характеру воздействия на коллектив исполнителей. Управление оркестром с помощью баттуты. Основные отличия хора от вокального ансамбля. Строение голосового аппарата. Виды хоровых коллективов.