Феномен веры в научном познании: гносеологические аспекты. Феномен веры Феномен веры в научном познании: гносеологические аспекты

I УДК 1/14 ББК 87

ФЕНОМЕН ФИЛОСОФСКОЙ ВЕРЫ

В. Н. Князев

В статье рассматривается статус философской веры как формы духовности. В традициях философии она сама, как правило, трактуется как философское знание и философская деятельность (философствование). Философская вера понимается автором как такая духовная способность личности, которая связана с признанием чего-либо истинным без опоры на факты и строгую логику; она основывается на субъективной интуитивной уверенности философа в справедливости выдвинутых им философских принципов. Анализируются отличия философской веры от религиозной, обыденно-повседневной и научной видов веры. Сущностная характеристика философской веры связана с постулативным характером философских принципов. Различные убеждения неизбежно приводят к плюрализму философских концепций и веры их авторов в их ценность.

Ключевые слова: философская вера, научная вера, религиозная вера, интуиция, убеждения личности, философские и научные принципы, вера и постулаты, плюрализм философии.

THE PHENOMENON OF PHiLOSOPHiCAL BELiEF

The article considers the status of philosophical belief as a form of spirituality. Traditionally philosophy is treated as philosophical knowledge and philosophical activity (philosophizing). Philosophical belief is understood by the author as a kind of spiritual individual ability which is associated with the recognition of something true without relying on facts and strict logic, it is based on the philosopher"s subjective intuitive confidence in the fairness of his proposed philosophical principles. Difference between religious and philosophical, everyday and scientific kinds of belief is analyzed. The essential characteristic of philosophical belief is associated with a hypothetical nature of philosophical principles. Various beliefs inevitably lead to pluralism of philosophical concepts and faith of their authors in their value.

Keywords: philosophical belief, scientific belief, religious belief intuition, faith of the individual, philosophical and scientific principles, belief and postulates, pluralism of philosophy.

Философия - сложно структурированное духовно-интеллектуальное явление. Часто философию характеризуют только как философствование, умелое оперирование философскими категориями и понятиями, то есть как своеобразную «игру интеллекта». На самом деле философия - это многообразное духовное освоение человеком полионтичной действительности как реальности природы, общества, Бога и самого человека! При этом сам человек - неисчерпаемо сложный феномен и как биосоциальное существо, и как психодуховная личность, реализующая свое сознание, подсознание и бессознательное. В главном философия выражает свои функции в процессе освоения действительности в системе онтологического, теоретико-познавательного (гносеологического), методологическо-

го, социокультурного, аксиологического, праксиологического, этического, эстетического и других аспектов. При этом сама философия как личност-но-мировоззренческая форма знания содержит в себе единство объективного и субъективного, рационального и иррационального, константно-актуального и виртуального, явного (эксплицированного) и неявного (имплицированного), предметного и беспредметного, единично-индивидуального и всеобщего, логичного и алогичного (интуитивного) и прочее.

Здесь меня интересует не очень традиционный аспект философии - феномен философской веры как формы (вида) духовности. Мои собственные размышления об этом в немалой степени дополнились воззрениями Карла Ясперса в его работе «Философская вера», написанной в 1948 г. Но

и ныне феномен философской веры явно недостаточно осмыслен. Ведь философия - это не только философское знание, но и вера! Кстати, Д. Юм вообще трактовал природу человеческих знаний посредством фактора веры. Речь идет о том, что общекультурное понимание веры как истины естественным образом трансформируется в то, что кроме религиозной веры есть мистическая вера, обыденно-повседневная вера (часто как предрассудок), научная вера и, разумеется, философская вера. Как утверждает , вера (от лат. уег^аБ "истина", уегиБ "истинный") есть духовная способность личности признать что-либо истинным без опоры на факты и строгую логику, но основываясь на субъективно-внутренней (часто интуитивной) уверенности без стремления к доказательности. В мистике и даже в обыденно-повседневной жизни вера есть естественное проявление. Трактовка веры в лоне науки и философии гораздо менее традиционна. В этих формах интеллектуальной деятельности, бесспорно, превалирует сциентистский подход. Но и в них есть место вере.

Несколько слов о научной вере. Она имплицитно присутствует в научной деятельности в вере ученого-экспериментатора в эффективность той или иной научной гипотезы при постановке и проведении соответствующего нового эксперимента и последующего подтверждения или не подтверждения исходно предполагаемого результата. В сознании ученого-теоретика научная вера проявляется в его интеллектуальной уверенности в адекватности истине, разрабатываемой им фор-мализовано-математической модели соответствующего фрагмента реальности. В господствующих ныне в науке парадигмах по принципиальным мировоззренческим вопросам (например, как возникла Вселенная, откуда появилась жизнь на Земле, проблема происхождения человека) научный рационализм неизбежно включает в себя научную веру в справедливость (правильность) научно-гипотетического подхода. Это прекрасно констатировал А. Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества. Во всех наших усилиях, во всякой драматической борьбе между старым и новым мы узнаем вечное стремление к познанию, непоколебимую веру в гармонию нашего

мира, постоянно усиливающуюся по мере роста препятствий к познаванию» (здесь и далее курсив мой. - В. К.) .

Обратимся теперь непосредственно к философской вере. Уже сам факт существования в мировой философии плюрализма идей, принципов, подходов, концепций, доктрин, учений, теорий и принципиального отстаивания философами своей авторской правоты имплицитно содержит в себе веру автора в высказывание им философской истины. Философская вера дополняет философское знание, присутствуя в нем скорее имплицитно, чем явно. Но ее существование может быть философом эксплицировано (открыто как явное). К. Ясперс подчеркивает: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием» . Замечу, что в советские времена меня долго учили тому, что «там, где есть место знанию, нет места вере». Такая дихотомия, а в конечном счете взаимоисключение знания и веры скорее предопределялось тем, что в тех идейно-политических условиях принципиально альтернативно рассматривалось отношение науки и религии, религии и философии. Сегодня мы живем во многом в другом идейно-культурном пространстве.

Философская вера, будучи личностной, как и сама философская концепция, не является общезначимым знанием, а существует лишь как личностное убеждение философа внутри его сознания. Она не есть чистое непосредственное переживание, а скорее существует на границе непосредственного и опосредованной рассудочности. Она, как и любая вера, скорее интуитивно реализуется «здесь и сейчас», проявляясь в словах философа, убежденного в правоте своей веры. Думаю, что психологическое понятие «убеждение» есть форма выражения самой веры; убеждение есть некий синтез знания, веры и поступка. Убеждения реализуются в развернутом знании и конкретном поведении человека, а в этой связи знания часто интерпретируются как «оправданное убеждение». Философские убеждения реализуют личностный характер философской веры. Сами же убеждения основаны на принципах. Поэтому следует проанализировать, как в философской вере реализуются принципы.

Что же такое принципы? Выяснение природы принципа является важнейшим предварительным условием осуществления методологической функ-

ции философского знания в применении к анализу действительности. Принципы - это элементы теоретического знания, такие теоретико-понятийные образования, которые несут в себе диалектику процесса познания, не будучи одновременно ни абсолютно исходными пунктами исследования, ни абсолютно заключительными его результатами. Фундаментальные формы человеческого познания, в том числе принципы, должны, во-первых, соответствовать действительности, что проверяется в конечном счете практикой, а во-вторых, выражать собой единство абсолютной и относительной истины. Кроме того, хотя принципы нельзя сводить к началам, аксиомам, постулатам, все же надо признать, что элементы того, другого и третьего в принципах проявляются.

Следует также учесть, что принципы, как особые формы теоретических знаний, не тождественны как законам и категориям, так и идеям, основаниям, установкам, хотя и связаны с ними. Сказанное позволяет рассматривать принципы в качестве основных стержней, коренных теоретических положений, на которых базируется вся структура философского знания.

Необходимо признать, что в отечественной литературе вопрос о природе принципа разработан еще недостаточно, часто не учитывается специфика принципа как элемента философского знания, его отличие от других философских положений. В некоторых случаях принцип не только не отделяется от других философских понятий, но и растворяется во всей теории. Скажем, принцип детерминизма отождествляется со всем учением о детерминизме, со всем знанием, которые мы имеем о детерминизме, или с какими-то отдельными видами детерминации явлений. Специфика принципа как элемента философского знания заключается в том, что он является, по существу, исходным положением данной философской теории. Именно из принципов теории во многом дедуктивно выводятся ее другие положения: законы, следствия и т. д. Сами же принципы как исходные положения данной теории не могут быть выведены, логически получены внутри нее, а требуют выходящего за данную теорию обоснования. В этом смысле каждая теория является «открытой». Именно об этом говорит теорема К. Гёделя: не все истинные утверждения являются доказуемыми в данной теории и могут быть логически выведены в её рамках. Принцип, таким образом, имеет ха-

рактер постулата, исходного положения теории, которое принимается без доказательства, что полностью соответствует этимологии этого слова: лат. princeps = primus "первый, начальный, главный" + capio "брать, хватать, завладеть"; буквально - взятое первым, предвзятое.

Отсюда становится ясным, каково отличие принципа от теории. Принцип - предельно общее и абстрактное положение, взятое в качестве основы в данной теории. Он не является собирательным по отношению ко всему знанию, заключенному в теории. Это знание выводится из принципов теории, но не заключается в них полностью. Какие-то элементы знания теории если и содержатся в принципе, то только имплицитно, латентно, в свернутом виде. Принцип предельно абстрактен. И в этом его сила, а не слабость. Так как, во-первых, только дойдя до принципов, можно глубже понять саму реальность. Во-вторых, сила философских принципов состоит в том, что они являются наиболее устойчивыми философскими знаниями. Так, знания о конкретных видах детерминации явлений постоянно обогащаются под влиянием развития научного познания, но это не означает, что так же быстро изменяется сам принцип детерминизма.

Анализ категории принципа был бы неполным, если не рассматривать вопросы о том, как устанавливаются принципы в науке и философии, как они обосновываются и какую роль они играют в формировании научной и философской картин мира. Принципы устанавливаются в науке исходя из имеющихся эмпирических и теоретических данных, но они логически из них не вытекают, а иногда даже прямо противоречат опыту и прежним теоретическим представлениям. Так, например, выдвинутые Н. Бором квантовые постулаты о движении электрона в атоме водорода противоречили представлениям классической электродинамики, опытным данным и всей сложившейся к тому времени физической картине мира. Они были выдвинуты Бором для объяснения факта устойчивости орбит электронов в атоме, который не мог быть понят исходя из старой теории.

Подчеркнем, что принципы науки, как и вообще все знание, возникают на основе опыта. Однако степень обобщения опытных данных может быть различной. При этом эмпирическое обобщение всегда охватывает конечное число случаев наблюдения данного явления,

принцип же говорит о неограниченном количестве случаев в пространстве и времени, утверждает, что так будет всегда и везде. Следовательно, неизбежен разрыв в логической цепочке рассуждений от эмпирии к теории, от эмпирических данных к принципам. С помощью индуктивной логики можно лишь получить вероятностное, гипотетическое знание.

Принципы, таким образом, не выводятся в теории, а, по существу, вводятся в нее как аксиомы, постулаты без особого логического доказательства. Нет формально-логического пути от эмпирии к принципам. Здесь большую роль играет интуиция, воображение. Это неоднократно в своих работах отмечал А. Эйнштейн: «Не существует логического пути, следуя которому мы могли бы от чувственного восприятия прийти к принципам, лежащим в основе теоретической схемы... Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешним проявлением различных процессов» . Принципы, по мнению Эйнштейна, конструируются «свободно», умозрительно. Разумеется, это свободное конструирование принципов не означает какого-то произвола, чистого вымысла, а лишь то, что, «воспаряя» к принципам, можно постигнуть более глубокие и существенные свойства действительности. Принципы конструируются, чтобы глубже понять саму действительность, чтобы теория, построенная на основе этих принципов, получила согласование с опытом. Содержательный смысл принципов открывается интеллектом как инсайт. В работе «Физика и реальность» Эйнштейн подчеркивает: «Подлинной ценностью является в сущности только интуиция» . Эти слова полностью соответствуют высказыванию другого классика науки А. Пуанкаре: «Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретения» .

Постулативный характер философских принципов, их невыводимость непосредственно из опыта с определенной точки зрения равносильна их недоказуемости. Например, знаменитый критический рационалист К. Р. Поппер считает, что принцип детерминизма является метафизическим принципом, который не может быть доказанным или опровергнутым: «аргументы за и против него никогда не могут быть окончательными; те, которые выдвигаются в его защиту,

должны быть незавершенными, потому что невозможно опровергнуть существование недетерминированного события в мире» . Мы всегда можем столкнуться, по мнению Поппера, с недетерминированным событием и ничто не может гарантировать и доказать нам, что все события детерминированы. То, что философские принципы не могут быть раз и навсегда доказанными или опровергнутыми, прекрасно осознавали еще античные скептики, которые стремились обосновать возможность разных альтернатив .

Говоря в более общем плане, философские принципы как метафизические нельзя доказать, а можно лишь как-то оправдать. Само оправдание философских принципов выражает философскую веру в них как условно принимаемых за истинные в той или иной философской системе мышления. Вопрос об обосновании философских принципов тесно связан с вопросом о природе философского знания вообще. Философские положения не могут быть установлены путем обобщения эмпирических данных и доказаны простой ссылкой на практику (как это часто делалось в диалектическом материализме). Ведь практика доказывает непосредственно только эмпирические знания. Наиболее общие научные знания доказываются практикой лишь опосредованно, путем проверки в эксперименте следствий из него. Еще более опосредованной является связь с практикой самого философского знания. В обосновании философских положений основную роль играет логический вывод внутри самой данной системы философского знания. В итоге философские принципы в системе положений и рассуждений внутри философского знания функционируют в виде философской веры. Как убеждения конкретного философа они получают лишь свое логико-философское обоснование.

Прекрасным примером этого является трансцендентальная философия И. Канта, в основе которой лежат представления об априорных формах чувственности и рассудка . Постулативный характер априорных форм чувственности - пространства и времени - свидетельствует о философской вере И. Канта в их фундаментальную субъективную природу, которая объясняет возможность появления в человеческом знании математики. Фундаментальность априорных форм рассудка порождает, в конечном счете, многообразие естественнонаучного знания.

Почему я так подробно остановился на осмыслении принципов? Дело в том, что философия, конструируя мир как особую метафизическую реальность, действительно содержит в себе философскую веру в возможную репрезентацию поли-онтической реальности. Философская вера здесь выступает как система философских принципов и категорий, с помощью которой осмысливается бытие Бога, человека, общества и природы. Более наглядным примером может служить философская вера в существование объективных законов природы или существование всеобщности движения, пространства, времени, взаимодействия, причинности, необходимости, качества, количества и других граней бытия, выраженных в соответствующих категориях. Убеждение в значимости традиционных философских категорий, содержащих неизбежный момент постулативности, выражает, с моей точки зрения, принципиальные компоненты философской веры.

Почему я характеризую философскую веру как форму духовности? Вся философия пронизана философскими идеями, категориями и принципами. По Ясперсу, «духовная жизнь - это жизнь идей». Философия вся соткана из разнообразных, вплоть до прямо противоположных философских идей (например, гераклито-элей-ская коллизия, дихотомия материализма и идеализма, агностицизма и познаваемости мира и др.). Поэтому статус философской веры как формы духовности считаю вполне обоснованным.

список источников и литературы

1. Кемеров, В. Е. Философская энциклопедия [Текст] / В. Е. Кемеров. М.: Панпринт, 1998.

2. Эйнштейн, А. Эволюция физики [Текст] / А. Эйнштейн // Собр. науч. тр. - М.: Наука, 1967. - Т.4. - С.600.

3. Ясперс, К. Философская вера [Электронный ресурс] / К. Ясперс. - Режим доступа: http:// www.krotov.info/libr_min/28_ya/sp/pers_1.htm (дата обращения: 5.02.2015).

4. Эйнштейн, А. Пролог [Текст] / А.Эйнштейн. Собр. науч. трудов. - М.: Наука, 1967. - Т. 4. - С. 600.

5. Эйнштейн, А. Физика и реальность [Текст] / А. Эйнштейн. - М.: Наука, 1965. - С. 360.

6. Пуанкаре, А. Ценность науки [Текст] / А. Пуанкаре // Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1983.- С. 561.

7. Popper, K. R. The open universe. An argument for indeterminism. Totowa, 1982. - P. 88.

8. Гусев, Д. А. Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания [Текст] / Д. А. Гусев // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 2. - Т. 2. - С. 204-211.

9. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант // Кант И. Соч. в 8 т. Юбилейное издание / под общ. ред. проф. А. В. Гулыги. -М.: ЧОРО, 1994. - Т. 3. - С. 741.

1. Kemerov V. E. Filosofskaya entsiklopediya. Moscow: Panprint, 1998.

2. Einstein A. Evolyutsiya fiziki. Sobr. nauch. tr. Moscow: Nauka, 1967. Vol. 4, p. 600.

3. Jaspers K. Filosofskaya vera. Available at: http://www.krotov.info/libr_min/28_ya/sp/ pers_1.htm (accessed: 05.02.2015).

4. Einstein A. Prolog. Sobr. nauch. tr. Moscow: Nauka, 1967. Vol. 4, p. 600.

5. Einstein A. Fizika i realnost. Moscow: Nauka, 1965. P. 360.

6. Poincare A. Tsennost nauki. O nauke. Moscow: Nauka, 1983. P. 561.

7. Popper K. The open universe. An argument for indeterminism. Totowa, NJ, 1982. P. 88.

8. Gusev D. A. Antichnyy skeptitsizm kak rannya-ya forma refleksii teoreticheskogo znaniya. Pre-podavatelXXI vek. 2010, No. 2, pp. 204-211.

9. Kant I. Kritika chistogo razuma Soch. v 8 t. Yubileynoe izdanie. Pod obshch. red. prof. A. V. Gulyga. Moscow: ChORO, 1994. Vol. 3. P. 741.

князев виктор николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

KnyazevViktor N., ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

«Таинственность мира бесконечна, это должен ощущать всякий, кто хоть однажды беспристрастно заглядывал в тайну мира. Но и тайна человеческого существа не меньше и не короче. Если человек обратит взгляд на себя, то он встретит несказанную таинственность» (преп. Иустин Попович. Философские проповеди, с. 18).

Ф еномен веры - это одна из тех тайн, пленником которых является человек. Это жизненно важная тайна, которая связана с самой возможностью существования человека, с его жизнью и смертью, с той реальностью, в которой человек ощущает себя живущим. Что такое вера? Этот вопрос волнует многих - ученых, философов, богословов, психологов, верующих и неверующих. Это слово встречается в нашей жизни повседневно: «верую», «верю», «уверен».Многозначность понятия. Слово вера означает разное и как явление изучается разными дисциплинами. Оно может означать то, «как человек верует», сам душевный акт веры, его субъективную природу. Оно может означать и то, на чем основывается человек в акте веры, те основания и критерии, которые позволяют ему быть уверенным в предмете веры.

Вера определяется и как состояние, исключающее сомнение иначе, чем это делается при обосновании знания.Вера противоположна сомнению в отличие от истин, добываемых научным путем, где сомнение является исходным пунктом знания. В науке сомнение устраняется доказательством, которое должно быть построено с помощью логических законов.Но самое главное в таинственном феномене веры, во всем живом мире принадлежащем только человеку, - это содержание самой веры-то, во что человек верует. И центральный вопрос, который волнует всех и каждого,который риторически задал Понтий Пилат Иисусу Христу перед тем, как принять решение о казни, - «что есть Истина?». На этот вопрос св. Исаак отвечает: «Истина есть ощущение по Богу... ». Другими словами, чувство (ощущение) Бога - это есть Истина. Если в человеке это чувство имеется,то он имеет Истину и знает Истину. Если этого чувства нет, для него не существует и Истины. Такой человек может всегда искать Истину, но он ее не найдет, пока не приобретет чувство Бога, в котором - и чувство, и познание Истины (3, с. 50-51) .

Для человеческого познания проблема истины является чем-то самым непосредственным и самым важным. Здесь есть нечто, неодолимо влекущее познание в таинственные бесконечности . Главное в вере - это то, что она связывает человека с нечеловеческим, трансцендентным, с причиной всего сущего, с Богом. Вера как психологический феномен. Можно с удивлением отметить, что феномен веры плохо изучен психологами. Сейчас это многие ощущают и пытаются заполнить эту нишу (А. И. Юрьев, Р. М. Грановская). Но именно в феномене веры мировоззренческие установки автора проявляются наиболее ярко.Собственно психологическим является подход к вере У. Джеймса. Он называет гипотезой все то, что может быть для человека предметом веры. Он различает «живые» и «мертвые» гипотезы. Живая гипотеза производит впечатление реальной возможности на того, кому ее предлагают.

«Жизненность» и «мертвенность» гипотезы - это отношение к ней,измеряемое готовностью данного лица к действию. Максимум жизненности гипотезы соответствует готовности действовать, во что бы то ни стало;это-то и есть собственно вера, но и вообще в малейшей готовности действовать уже таится некоторая склонность к вере. Тезис, защищаемый Джемсом, следующий: «Наша эмоциональная природа не только имеет законное право, но и должна делать выбор между двумя положениями каждый раз,когда выбор этот подлинный и по природе своей недоступен решению на интеллектуальных основаниях».

Таким образом, вера связана с выбором, который по своей природе недоступен интеллекту. Но здесь важна исходная точка рассмотрения вопроса о вере. Между чем и чем выбирает человек? Если человек уже исходит из взгляда на мир, в котором нет Бога, то и выбирает он все кроме Бога, все, что удаляет его от Бога. При этом он создает себе реальность либо с Богом, либо без Бога.

Функции веры. Феномен веры сложен и имеет много аспектов, поэтому не случайно в учебниках психологии нет даже специального раздела,посвященного вере.Мы попытались рассмотреть веру с точки зрения функций, которые связаны с ее разными аспектами. Можно выделить по меньшей мере пять основных функций веры: 1) онтологическую; 2) познавательную; 3)мотивационно-энергетическую; 4) нравственно-этическую (путь утверждения духовной жизни); 5) интегрирующую человека в целостную личность,устремленную к объекту веры.

Онтологическая функция - утверждение человека в определенной реальности («верую яко есть»). Человек живет и переживает свою жизнь во временной протяженности, она переживается как устремленный в будущее вектор. Вера есть переживание очевидности происходящего сегодня и того, что последует в будущем. Вера есть выбор этой реальности. Онтологическая функция веры заключается в том, что она утверждает человека в определенной реальности. Это яркое переживание будущего, уверенность в том, что оно наступит, реальное ощущение будущей жизни или переживание конца, конечности, непоправимости смерти, которое связано с иными основаниями, чем размышление и логический вывод ума о той же смерти и о будущем.

Именно верой образуются самоочевидные истины и верой приводятся в существование сущности мира невидимого, по словам Апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11,1) .

Из ветхозаветных примеров видно, что вера праотцев служила способом осуществления ожидаемых событий в их жизни и фактически определяла ту реальность, в которой они существовали. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр. 11,4) . «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11,8) .«Верою и сама Сарра, (будучи неплодна), получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший»(Евр. 11,11) .

Уже в XX веке и М. Хайдеггер определяет веру как «способ существования человеческого здесь-бытия, которое, согласно с этим способом существования, не исходит из здесь-бытия, не охватывается временем в нем, но проистекает из того, что открывается в этом способе существования из содержания веры»

Познавательная функция. Это третий аспект веры, который также указан у апостола Павла: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:1,2,3) . Именно верой праотцы получали откровение от Бога о том, что им надлежит делать,и выступали свидетелями исполнения Его обетований. «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евр. 11,7) .

В суждениях веры теоретический разум строит познание трансцендентной стороны бытия, которая не может быть ведома на пути эмпирического познания вещей, но которая реально дана познающему мышлению в непосредственных интуициях человеческого духа.Метафизические истины, в отличие от научных, открываются не через знание и познание, а через веру, они не знают ни всеобщности, ни необходимости.Как полагает С. Л. Франк, всякое человеческое знание - как повсе-дневное, практическое, так и высшие достижения науки и философии, - отвечает на вопросы: что подлинно есть? каково содержание реальности? Вэтом смысле вера есть способ познания сущего.Истины веры не подлежат доказательствам. С. Н. Трубецкой определяет веру как непосредственный акт познающего духа, не сводимый ни к чувству,ни к мысли (7, с. 654) .

Традиционный предмет обсуждения в классической философии, обозначаемый как «вера и знание», с психологической точки зрения выступает как обсуждение возможностей познавательной деятельности человека в широком смысле, включая все возможные способы познания мира.Общепринятое понимание дихотомии «вера и знание» разводит их как научный и религиозный способы познания мира вплоть до противоположностей. Познание через веру в православной антропологии имеет перспективы познания истинной реальности: «Близ Господь призывающим Его, всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144) .

У св. отцов (св. Исаак Сирин, преп. Иустин Попович) мы находим более широкую теорию познания, которая объединяет веру и знание в непрерывный континуум, где на нижней ступени находится знание в обыденном или научном понимании, а на верхней - вера, тождественная духовному знанию и приобретающая особые черты, присущие духовному познанию (т.е.осуществляемое «новым», духовным человеком, стяжавшим Духа Святаго и потому обладающим духовными очами - органом познания св. отцы выделяют три ступени познания.

Первая ступень - это знание не проникнутое верой и надеждой на Бога. Целью является получение плотских удовольствий, удовлетворение похоти, забота о богатстве, суете, украшениях, телесном покое, логической мудрости, открывающей науки и искусства, цель - получить с помощью познания все, что может получить тело в видимом мире. Такое знание противоположно вере и называется голым знанием, ибо исключает всякую заботу о Божественном по причине своей телесности и грубости. Это знание надменно и гордо, ибо любое дело приписывает себе, а не Богу. Наше научное знание, по сути, таковым и является. Все, что приобретается человеком в процессе научного познания, человек затем использует для своего комфорта, удобства, не задумываясь о последствиях для природы, среды обитания, для своей души, которую Бог дал.

На второй ступени Дух Святой содействует познанию, открывает сердцу стези, ведущие к вере, вносит в разум неразумную немощь, так как вся его забота (разума) сводится к этому земному миру . Целью здесь является стремление к вере. Человек поднимается на эту ступень, когда начинает и телом и душой упражняться в благих делах: в посте, молитве, в милостыни,в чтении Священного Писания, в добром жительстве, в борьбе со страстями и т. п. Все благие дела на этой ступени устрояет и совершает Дух Святой. Но это знание также телесно и сложно.

Третья ступень - ступень совершенства . Целью является стремление познать духовные тайны, забота о будущей жизни. Это знание воздвизается над земным, над всеми заботами. Человек начинает испытывать свои внутренние и невидимые мысли и презирать то, от чего приходит лукавство страстей. Он возвышает себя, следует вере в заботе о будущей жизни и исследовании сокровенных тайн.К ощущению и познанию Истины приходит тот человек, который, упражняясь в богочеловеческом доброделании, переработает и преобразит свои органы познания. Для него вера и познание взаимно дополняют и поддерживают друг друга. «Свет ума порождает веру, - говорит св. Исаак, - а вера порождает утешение надежды, надежда же укрепляет сердце. Вера есть откровение разума (разумения) - и, когда помрачится ум, вера скрывается, господствует над нами страх и отсекает надежду» .

Мотивационно-энергетическая. Очевидна связь веры с надеждой. А надежда - это внутренняя готовность, напряженная, но еще не растраченная внутренняя активность. Вера связана с волевой активностью. Вера определяет путь и дает целенаправленность, связывает с источником силы. Как пишет Иван Ильин: «О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души, где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа, где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека, где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь» (8, с. 8) .

Нравственно-этическая функция. Вера выступает и как путь утверждения духовной жизни.Как пишет митрополит Иерофей Влахос: вера - это, с одной стороны,Откровение для очищенных и исцеленных, а с другой - прямой путь,приводящий к обожению (теозису) тех, кто избрал этот путь - путь духовной жизни. В Православии центральная часть духовной жизни состоит в исполнении заповедей. Возрастание в вере позволяет человеку подняться на более высокую ступень познания, и это непосредственно связано с волевым преодолением себя. Вера дает силы телом и душой упражняться в благих делах: в посте, в молитве, в милостыни, в чтении Священного Писания, в добром жительстве, в борьбе со страстями и т. п.

Интегрирующая функция веры.

Вера обеспечивает целостность сознания, определяет все мировоззрение человека, цементирует его. Это общая установка сознания. В вере, прежде всего, выражается мировоззренческая позиция человека. Вера, фактически, определяет мировоззрение человека в целом, цементирует его. И в этом смысле уничтожение веры грозит невозможностью осуществления человеком целеполагающей деятельности вообще, распадом духовного строя личности. Вера является важнейшим свойством сознания, определяющим духовное познание. Необходимость веры вытекает из положения человека в мире и наличия сознания как целостного феномена.

Магнитогорский государственный

университет

Феномен веры в научном познании: гносеологические аспекты

Вера есть одна из форм связи человека и мира; она есть продукт познавательно-мыслительной, творческой деятельности человека. Хотя научное знание само по себе, в его итоговом выражении, исключает наличие всякой веры, принятие знания на разных этапах научного познания предполагает «участие» веры, которая может быть названа когнитивной верой . Эту веру нельзя назвать вполне рациональной, иначе она вошла бы в содержание научного знания – теории, законы, учения. С гносеологической точки зрения вера может быть представлена в виде акта принятия чего-либо как истинного, справедливого, целесообразного в условиях отсутствия или невозможности достаточных эмпирических и рационально-теоретических обоснований, доказательств.

Феномен веры содержится уже в самих основаниях науки: здесь конкретными формами проявления веры являются научная аксиоматика , парадигма, конвенция (принятость). выделил два ряда оснований науки: находящиеся за ее пределами и входящие в саму систему науки (1).

В основаниях науки, находящихся за ее пределами, «присутствие» когнитивной веры может быть обнаружено в нескольких постулатах. Во-первых, это онтологический постулат о независимости объекта науки (материи, объективной реальности) от субъекта познания и самого процесса познания. Как отмечал в начале XX в. А. Эйнштейн, «вера в существование внешнего мира, независимо от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» (2). Во-вторых, это вера ученого в то, что объективная реальность подчиняется определенным законам, которые также независимы от сознания, т. е. не создаются человеком, а лишь «открываются» ему в процессе научного познания. «Без веры, что природа подчиняется законам, – отмечает Н. Винер, – не может быть никакой науки» (3). А. Эйнштейн отмечал, что вера Кеплера в существование общей закономерности для всех явлений природы послужила необходимым условием его научного открытия (4). В-третьих, это вера ученого в принципиальную познаваемость этого мира, его доступность человеческому разуму, научному познанию. «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, – писал А. Эйнштейн, – без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется мотивом научного творчества» (5). А. Пуанкаре отмечал, что терпение физиков, которые многократно «могли пасть от множества испытываемых неудач», поддерживалось верой в то, что «природа подчинена законам, им осталось лишь узнать эти законы» (6).


Следует отметить, что когнитивная научная вера, в отличие от религиозной веры, является верой чувственно-рационального порядка, т. е. основывается на данных непосредственного чувственного опыта человека и его способности к абстрактно-логическому мышлению.

Во втором ряду оснований науки – в тех, которые входят в саму систему научного знания, – феномен веры обнаруживается, прежде всего, в тех теоретических положениях, которые «выражают общие закономерности предмета данной науки, раскрываемые в какой-то мере с определенной стороны во всех ее теориях» (7). Речь идет о предпосылочном знании в науке, которое на теоретическом уровне представлено постулатами, аксиомами, определениями, высту­пающими в роли первооснов системы научно-объективного знания. Хотя научные понятия принадлежат к миру объективного знания, лишены субъективных компонентов, однако сам акт их принятия основывается на когнитивной вере.

Объективно-истинным знанием в науке считаются те положения, которые уже получили достаточное эмпирическое и/или рационально-логическое обоснование, которое подразумевает существование двух типов утверждений – «обосновывающих» и «обоснованных»; при этом одно и то же научное суждение, в силу системности научного знания, его логической взаимосвязанности, может выступать и в той, и в другой роли. Однако в научной теории есть положения (начала науки), которые не могут быть рационально-теоретически обоснованы с помощью других положений этой теории. Это стало очевидным, когда в 1931 г. К. Гедель доказал свою знаменитую теорему о неполноте достаточно больших формальных систем, в том числе арифметики натуральных чисел и аксиоматической теории множеств (8). Подобные системы содержат в себе истинные предложения, которые недоказуемы и неопровержимы в данных рамках, т. е. они берутся из других систем и принимаются на веру.

Предпосылочное знание (часто выступающее в форме неявного знания) играет роль своего рода фильтра в познании, поэтому творчество высокого ранга связано с осмыслением предпосылок, многие из которых носят гипотетический характер и выступают в роли не встречающих опровержения аксиом. Эти аксиомы, отмечает К. Поппер, можно рассматривать «либо как эмпирические, или научные, гипотезы, либо как конвенции» (9). Объективное научное знание, таким образом, имеет гипотетические основания, подверженные постоянному пересмотру и изменению. Научные аксиомы, постулаты, определения принимаются на веру в качестве рабочих гипотез.

Основания научного знания – это своеобразная система координат, которая закладывает исторические границы развития науки. Исходя из отдельных представлений в качестве первооснов, наука подходит к своеобразным универсальным основам, парадигмам – историческим формам научных представлений.

В соответствии с основаниями науки во всяком научном сообществе возникают определенные убеждения, общие подходы к методике научного исследования, которые поддерживаются на неформальном уровне, определяют научную проблематику и функционируют на уровне межличностного общения ученых. По мнению Т. Куна, это есть основа для веры в ту или иную теорию, которая избрана в качестве кандидата на статус парадигмы. Сторонники парадигмы становятся тем слоем «верующих», для которых принятые основания научного познания становятся «credo». «Принятие ученым той или иной парадигмы, – считает Т. Кун, – может быть основано только на вере» (10). В рамках парадигмы возникает феномен конвенционализма – договоренности между учеными о принятии тех или иных научных аксиом, оснований логического вывода и правил этого вывода. «Принятость» есть субъективность, но в форме всеобщности, что дает основание для понимания того или иного высказывания как общепринятого и, значит, истинного, научного.


Помимо оснований науки феномен веры, взятый в своем широком значении, обнаруживается на различных этапах процесса научного исследования, таких как постановка цели исследования, осмысление научной проблемы и реальных путей ее разрешения, выдвижение гипотез. С гносеологической точки зрения вера является необходимой составляющей в творческом движении научного исследования от незнания к знанию и от неполного знания к более полному.

Феномен веры несет в себе проекцию в будущее, задает определенную направленность активности творческого субъекта, связан с целеполаганием и стимулирует сложный, противоречивый и трудоемкий процесс целереализации. «Кто в силах пробудить веру, – писал Э. Гуссерль, – кто в силах заставить понять величие какой-либо цели и воодушевиться ею, тот без труда сыщет силы, которые бы пошли в этом направлении» (11).

На стадии постановки проблемы «присутствие» веры обусловлено внутренней потребностью понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем. Как отмечает М. Полани, «мучиться проблемой – значит верить, что она имеет решение» (12). Вера выступает как внутренний выбор и связана с «эвристическим ожиданием» (13). Эта вера вначале выражается весьма неопределенно, не связана с конкретным содержанием, а характеризует стремление к цели и утверждает цель как подлинную, субъективно значимую и достижимую.

Когнитивная вера во многом детерминирует процесс научного творчества, служит важнейшим фактором, придающим познанию активность и действенность : «В вере и через веру знания обретают практическую энергию, животворятся чувством и волей» (14). Опыт истории науки свидетельствует, что вера ученого в творчески полагаемую цель способна вдохновлять на долгий и тяжкий труд и служит важнейшим фактором достижения фундаментальных научных результатов.

В ситуации творческого поиска решения проблемы ученый выдвигает и разрабатывает гипотезы, довольно часто идущие вразрез с существующими теориями и связанные с определенным риском: тот, кто принимает гипотезу на ранних стадиях ее существования, ожидает возможных будущих ее подтверждений, и это ожидание выражает веру в правильность и рациональность гипотезы: акт веры дает творчески выдвинутой гипотезе "санкцию" на потенциальную истинность, «право на существование».

Выдвинутая гипотеза на период ее действия как рабочего инструмента научного познания закрепляется в сознании посредством акта веры, в котором содержится исходный энергетический потенциал, питающий возникшую гипотезу: пока есть вера в возможную истинность гипотезы, гипотеза будет существовать и будут проводиться поиски возможных путей ее доказательства и проверки на истинность. Влияние веры на процесс научного творчества обусловлено степенью ее интенсивности, т. е. слабость веры иногда не дает развиться догадке в основательное и аргументированное предположение. Именно вера обеспечивает открытие: если какой-то научный домысел не подкреплен верой, то он и останется домыслом, и ученый посчитает, что он не заслуживает экспериментальной проверки

Таким образом феномен веры является условием и важнейшим фактором научного познания. Когнитивная вера присутствует в основаниях науки – как находящихся за ее пределами, так и входящих в саму систему научного знания. Вера во многом детерминирует творческий процесс научного исследования: она стимулирует направленность поиска, формирует определенный подход к проблеме, связанный с выбором некоторого предполагаемого решения, побуждает предпринимать те или иные конкретные шаги в познавательном процессе. Вера способствует поиску новых знаний и закреплению их в сфере объективного знания.

_____________________________

1. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. С.479.

2. Эйнштейн А . Физика и реальность. М.: Наука, 1965. С.136.

3. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. С.195.

4. Эйнштейн А . Физика и реальность. С.106.

5. Эйнштейн А . Эволюция физики // Собр. науч. трудов: В 4 т. М.: Прогресс, 1967. Т.4. С.543.

6. Ценность науки. М.: Наука, 1982. С.114.

7. В . Гносеологические и логические основы науки. С.498.

8. Ньюмен Д . Теорема Геделя. М.: Наука, 1970

9. Поппер К . Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. С.99.

10. Кун Т . Структура научных революций. Благовещенск, 1998. С.199.

11. Гуссерль Э . Логические исследования. Минск: Харвест; М: Аст, 2000. С.154.

12. Полани М . Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. С.300.

14. Шинкарчук В. И., Яценко А. И. Гуманизм диалектико-материалис­тического мировоззрения. Киев, 1984. С.155.

Понятие веры

Само слово Вера, непременно ассоциируется у большинства из нас с такими понятиями как Бог, религия, церковь, и со всем, что имеет к этому хоть какое-то отношение. По всей видимости, происходит это из-за того, что в наше советское, атеистическое прошлое, слово вера употреблялось в основном для того, чтобы подчеркнуть религиозность человека, и его Веру в Бога.

На самом деле, само понятие вера намного шире, и касается каждого из нас, даже тех, кто никогда не слышал этого слова. Ведь поверить, или принять на веру, означает признание чего-либо истинным, и признание безусловное, бездоказательное.

И все мы, кто осознанно, а кто и незаметно для себя во что-нибудь верим. Один верит в силу денег, другой в скорый конец света, один во всесилие америки, а другой в жизнь после смерти. Вера обязательно присутствует в каждом из нас, вне зависимости от нашего желания , и других факторов.

Человеческий мозг устроен таким образом, что мы просто не можем вести себя иначе. Каждого из нас, можно научить верить в несуществующее, и наоборот не верить в существующее, реальное. И что в таком свете представляет из себя реальность? В нашем мире относительности все может существовать только в зависимости от нашего отношения к этому конкретному объекту или действию, от нашей оценки. Таким образом, именно вера создает и формирует нашу реальность, и вопрос только в том, во что верит каждый из нас?

Однажды к мудрому человеку пришли двое с просьбой рассудить. Мудрец выслушал одного и сказал - ты прав. Потом мудрец выслушал другого, который отстаивал противоположную точку зрения, и опять сказал - ты прав. Присутствующий при этом третий возмутился - не могут быть правы двое, утверждающие противоположное. "И ты тоже прав" - ответил мудрец.

Воздействие веры

Формирование, обретение веры, происходит под воздействием огромного количества явных и скрытых факторов, которые начинают свое воздействие на наше подсознание с момента нашего рождения, и не прекращают ни на секунду своего воздействия. Вера, построенная на изменяющихся факторах, по определению не может быть чем-то неизменным.

У каждого из нас, благодаря вере, существует своя интерпретация действительности, исходя из которой мы принимаем те или иные решения, и отстаиваем определенные идеи. Вот только все мы привыкли считать свою точку зрения правильной, а все что ей противоречит стремимся отрицать или разрушать. И тут огромная сила, которой обладает вера, начинает использоваться во вред людям, группам людей, а иногда и целым народам.

Существует множество различных сект, которые при помощи изощренных методик заставляют людей верить в свои идеалы, и используют их веру в своих неблаговидных целях, начиная с извлечения материальных выгод, и заканчивая насильственным захватом власти. Множество людей, объединенные одной верой и управляемые из единого центра, могут превратиться в страшное оружие, сметающее все на своем пути. Ярким примером слепой, фанатичной веры, являются террористы-смертники, погибающие вместе с жертвами.

Логично возникает вопрос: как не стать жертвой такой ложной, фанатичной веры? Самыми легкими жертвами становятся бездуховные и безвольные люди. Они как правило не стремятся к познанию себя и всего окружающего, и их внутреннюю пустоту заполняют "ловцы душ". Ведь человек не имеющий собственных умозаключений, без особых усилий перенимает чужое мировоззрение и ложные ценности. Но феномен веры и заключается в том, что самые ложные и безумные ценности, благодаря вере, превращаются в самую настоящую истину в глазах уверовавшего.

И неудивительно, что многие ломают голову: какая-же она настоящая, неопровергаемая, истинная вера? Здесь вряд ли уместно давать универсальный, пригодный всегда и везде рецепт. Видимо, в своих оценках можно ориентироваться на действия, к которым тебя подталкивают сами идеи, или те, кто является их приверженцем. Если от вас требуют жертвовать деньги в конкретно указанное место, посягать на жизнь или имущество другого человека, всячески содействовать разрушению всего, что не вписывается в концепции того окружения в которое вы попали, то вероятнее всего вас пытаются использовать. И такая вера не принесет вам ничего кроме горя, разочарований, и ощущения безвыходности.

Очень эффективным критерием оценки является ориентация на мир абсолюта, в котором и обитает Бог-создатель. В этом мире установлены законы, которые нарушить или отменить никто не в состоянии. Все основные истины изложены в основных мировых религиях, а также встречаются в высказываниях "просветленных" людей. Возьмем, к примеру, определение Бога. Бог - это прежде всего любовь; совершенная, безусловная, абсолютная. Бог никому, никогда, ни за что не делает зла. Ад создают сами люди, когда нарушают законы Вселенной. И если вам говорят о злом, требовательном, мстительном боге, то просто пытаются развить в вас ложную веру, и обрести над вами полный контроль.

Разновидности веры

По силе воздействия, согласно восточным учениям, вера разделяется на четыре вида.

Вера - восхищение
Вера - страсть
Вера - убежденность
Необратимая вера

Все разновидности веры обладают большой силой, способной творить порой невозможное, но только необратимая вера обладает невероятной, неограниченной силой и возможностями, как созидательными так и разрушительными. Необратимая вера не зависит ни от чего, ее ничем нельзя разрушить или поколебать. Обладая такой верой, человек способен влиять на относительную реальность, и убеждать миллионы людей идти за собой, невзирая на трудности и лишения.

Обретение веры

Каждому из нас, стремящемуся к каким-либо достижениям в жизни, невозможно обойтись без веры. Вера - основная причина целеустремленности, без которой нам ничего не достичь. Таким образом, нам нужна подконтрольная нам, управляемая вера, нацеленная на определенный объект. Самым доступным всем нам способом обретения веры, является самовнушение. Нужно максимально задействовать все наши каналы восприятия, используя зрение, слух и т.д. Старайтесь использовать все возможности для развития и укрепления вашей веры, и наоборот, избегайте всего, что способно её разрушить. Нужно соответственно выбирать свое окружение, род занятий, доминирующие чувства.

Обретенная вами вера, придаст вам новых сил, компенсирует недостаток знаний и умений, а также позволит выстоять в самых трудных и опасных ситуациях. Не жалейте усилий, и на службу вашим достойным целям встанет величайшая сила веры - основа невероятных достижений, делающая невозможное возможным.

Юрий Николаевич Васильев

Apple. Феномен веры

Предисловие

Декабрьским вечером 2010 года я посетил своего друга, живущего за границей. Мы обсудили новости, одной из которых стал его переход на Мас, а вместе с ним и на iPhone. Друг в красках описал свое разочарование Windows, назвав данную операционную систему испражнениями. Я сказал ему тогда, что у каждой из систем есть свои преимущества и недостатки, и каждый выбирает то, что необходимо именно ему. Он ответил, что у Windows нет никаких достоинств и что это просто испражнения. Также он привел ряд аргументов, значения некоторых из которых он, я уверен, не понимал (на тот момент он был пользователем компьютеров с двухлетним стажем и ссылался, например, на Unix-подобность OS X). Тем не менее он говорил очень убежденно. Одна из идей, которые он озвучивал, заключалась в том, что все «нормальные» люди со временем переходят на продукцию Apple и просто есть те, кто еще не открыл ее для себя. Спор был жарким, но в итоге все остались при своем мнении.

Факты и статистика, использованные в данной книге, по возможности подкреплены ссылками на первоисточник. Автор снимает с себя ответственность за последствия неточностей и ошибок, возможно присутствующих в данной книге, и просит принять ее как искреннюю, хотя, вероятно, и небезупречную попытку представить читателю достоверную информацию.

Часть 1. Вера

Что есть вера?

Можно выделить два понимания веры. Первое из них общеупотребительно: безосновательная уверенность. Скажем, два боксера собираются сразиться на ринге. Каждый из них утверждает в интервью перед боем: «Я верю, что победа будет моей». Очевидно, что победит только один из них. Вере необязательно быть религиозной. Вера может возникать по отношению к любым аспектам человеческого бытия. В качестве примера распространенной и вместе с тем довольно частной веры можно привести разделяемую многими (в том числе не всегда осознанно) уверенность в том, что новая модель продукта будет лучше предыдущей. Это, разумеется, верно далеко не всегда.

Другое понимание веры является эзотерическим: вера – это реализованное знание, то есть знание плюс вкус. Данная концепция требует пояснения. Например, из двух человек один курит, другой – нет. Обоим известно, что курить приятно и также – что курить вредно. Для курящего реализованным знанием будет знание о том, что курить приятно, для некурящего – о том, что курить вредно. Можно привести еще один пример: некто читает об экзотическом фрукте – мангустине, насколько он вкусен. Пока он не попробует этот фрукт, данное знание остается для него теоретическим. Если он пробует мангустин и наслаждается им, то данное знание становится для него реализованным.

Как соотносятся два данных понимания? Безосновательная уверенность у человека обычно возникает именно по отношению к той информации, которая поддерживает или не нарушает совокупность его реализованного знания. Например, если кто-то любит выпить, он охотно поверит в информацию из газеты типа «ученые доказали, что 50 граммов крепкого алкоголя ежедневно снижают риск возникновения инфаркта». Если некоторая информация нивелирует существенную часть реализованного знания человека, то есть перечеркивает определенную совокупность представлений, которыми человек привык наслаждаться, у него возникает безосновательное неверие, известное также как когнитивный диссонанс. Если некто, придя на детский мультфильм в кинотеатр, услышит, как нарисованный персонаж грязно выругался матом (скажем, в результате проделки киномеханика), он, скорее всего, решит, что это ему показалось.

Вера имеет особенность передаваться при общении («с кем поведешься, от того и наберешься»).

Вера в Apple

Во что верят многие пользователи Apple? Знаменитая фраза Стива Джобса дает нам ответ на вопрос, какова первооснова этой веры: «Apple в самой своей ценностной сути есть то, что мы верим, что люди со страстью могут изменить мир к лучшему». Итак, в самой ценностной сути находится именно вера («мы верим»). Вера заключается в том, что Apple производит свою продукцию исходя из иных, нежели коллеги по цеху, принципов. Соответственно, это делает ее продукцию в глазах принявших данную веру не просто хорошей или лучшей, а особенной, по сути трансцендентной по отношению к продукции всех прочих фирм. Расширениями этой веры являются представления о том, что в Apple заняты только увлеченные своей работой люди и что Apple создает лучшие в мире компьютеры и смартфоны.

Неужели данное настроение: желание сделать мир лучше, служить людям, заниматься любимым делом, делать его совершенным образом, не встречается ни у одной фирмы на уровне корпоративных ценностей и культуры? Конечно же, это не так. Например, практически вся японская корпоративная культура основана на служении людям и предоставлении им совершенного продукта. Для сравнения можно привести слова Мориты Акио, одного из основателей фирмы Sony: «Я верю в светлое будущее человечества и в то, что это будущее принесет захватывающий технический прогресс, который обогатит жизнь всех людей на нашей планете». Таким образом, вера в исключительность Apple в силу уникальности ценностей искусственна.

Околорелигиозный опыт

Замеченная многими схожесть переживаний поклонников Apple с религиозными нашла отражение как в публикациях и документальных фильмах (например, «Secrets of the Superbrands» и «Macheads»), так и в карикатурах. В последних фанаты Apple сравниваются, например, со Свидетелями Иеговы (двое молодых людей с характерными атрибутами звонят в дверь к незнакомцу: «Доброе утро! Мы пришли поговорить с вами о Маке») или кришнаитами (группа людей в экстазе пляшет и поет на улице с продукцией Apple в руках, подходят три кришнаита и говорят: «Вы заняли наше место» и «Ох уж этот культ Apple»). Само слово «поклонники» в русском языке указывает на «тех, кто поклоняется», например: огнепоклонники, солнцепоклонники, идолопоклонники.

Дизайн магазинов Apple весьма необычен и в определенной степени напоминает храмы. Для него характерны одновременно монументальность и воздушность, как будто мир идей и мир грубой материи соприкасаются в одной точке пространства. Центром данного соприкосновения является логотип Apple, идея, сгустившаяся в образ. Особо выделяется полностью прозрачная лестница из стеклянных ступеней патентованного дизайна. Ступающий по ней посетитель как бы переживает вознесение на небо.

Посещение открывающегося магазина Apple напоминает паломничество. Многие приезжают из-за рубежа, просто чтобы еще раз пережить подобный опыт. Например, из интервью с приехавшими на открытие магазина в Лондоне фанатами («Secrets of the Superbrands», BBC), можно узнать, что на мероприятие приехали поклонники из Турции, России, Китая, США и что для некоторых прибытие на открытие в другой стране магазина Apple является обычной практикой.

Посещение магазина (и стояние в очереди, нередко многодневное) перед началом продаж новинки напоминает посещение религиозного праздника. Например, чтобы получить возможность лицезреть Божество в одном из самых популярных индуистских храмов Шри Венкатешвары, г. Тирумала, паломникам необходимо отстоять очередь в течение нескольких дней.

Первые посетители (как на открытии магазина, так и при начале продаж) обычно проходят сквозь ряды стоящих по обе стороны от них радостных и возбужденных сотрудников магазина, которые предлагают входящему коснуться их ладоней своими, иногда похлопывают входящего по плечам или синхронно воздевают руки кверху, приветствуя входящего. Это, как можно понять со слов телеведущего Алекса Райли («Secrets of the Superbrands», BBC), напоминает инициацию (дословный комментарий во время прохождения рядов сотрудников: «Время получить инициацию»).

Становясь приверженцем той или иной религиозной группы, нередко новообращенный через какое-то время сам включается в проповедь, чувствуя потребность спасать неверующих. В среде пользователей Apple распространено понятие «свитчеры» («переключившиеся»), указывающее на перешедших с другой платформы (главным образом, с Windows). Многие поклонники Apple стараются убедить друзей и знакомых в том, что Apple – единственный правильный выбор. Конвертация, таким образом, становится аналогом проповеди.