Гиперактивный малыш каким спортом заниматься. Самый подходящий спорт для самых активных детей

Что такое гиперактивность? Гиперактивный ребенок - это ребенок с излишком энергии? Как сочетаются гиперактивность и спорт? Какой спорт нужен гиперактивному ребенку? Все это рассмотрим в данной статье.

Гиперактивность

Синдром гиперактивности (а точнее, СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности) встречается в наше время очень часто. По статистике, в каждом школьном классе учится хотя бы один гиперактивный ребенок.

Гиперактивность в своем классическом представлении проявляется следующим образом: чрезвычайная подвижность, возбуждение, чувствительность к различным раздражителям (свет, шум). Гиперактивные дети доставляют своим родителям огромное количество хлопот в связи с тем, что за ребенком здесь действительно нужен «глаз да глаз»: достаточно отвлечься на минуту, и ребенок уже куда-то убежал, что-то сломал, откуда-то упал и т. д.

Родители гиперактивных детей знают, во что превращается, к примеру, обычный прием пищи: бесконечные ерзания на стуле, крики, мотания головой и прочее, прочее, прочее.

Главной ошибкой родителей гиперактивных детей является то, что они полагают, что у их ребенка слишком много энергии, и именно благодаря этому излишку энергии ребенок так себя ведет. Это абсолютно неверная позиция.

Детская гиперактивность не имеет никакого отношения к мифическим запасам энергии в человеческом теле. Синдром гиперактивности имеет под собой исключительно психическое основание. Посредством активных действий ребенок совершает определенную «разрядку» своей психики. В чем-то этот процесс можно сравнить с поведением взрослого человека, который после крайне напряженного и тяжелого рабочего дня идет в спортзал, чтобы снять напряжение (другие варианты: напивается; устраивает дома скандал; что-либо ломает и т. д.). Во всех этих случаях активные действия взрослого человека были вызваны именно психическим перенапряжением, которое он снимает посредством физической работы.

А теперь представьте, насколько тяжело гиперактивному ребенку, у которого ощущение психического перенапряжения проявляется… постоянно. Он испытывает его все время. Не так, как взрослый человек, которому потребовалось на износ работать целый день для того, чтобы достичь этого перенапряжения, а постоянно: с утра до позднего вечера.

Учитывая вышесказанное, становится понятно, что спорт для гиперактивных детей является одним из самых лучших методов облегчения чувства постоянного перенапряжения. Ежедневные спортивные занятия крайне необходимы таким детям - благодаря им ребенок сможет намного лучше справляться с постоянным психическим перенапряжением, трансформируя внутреннюю психическую энергию во внешнюю физическую.

Но синдром гиперактивности не имеет ничего общего с физической усталостью. Если вы отправите ребенка в три спортивные секции, а дома будете играть с ним в активные игры, гиперактивность никуда не денется. Многие родители ошибочно полагают, что ребенка можно «замучить» различными играми и спортом, и он просто «устанет и успокоится» - такой подход абсолютно неверен.

Если вы перегрузите гиперактивного ребенка физическими упражнениями, то он не станет уставшим спокойным ребенком. Он станет уставшим гиперактивным ребенком. Он по-прежнему будет испытывать ощущение перенапряжения, при этом не имея сил его выплеснуть в физической форме. А это уже похоже на пытку.

Выбор спорта при гиперактивности

Не существует каких-либо специальных видов спорта, показанных при гиперактивности. Скорее, есть спорт, на который гиперактивного ребенка лучше не отдавать. Это те виды спорта, в которых необходимо много слушать тренера, много думать, анализировать сказанное и крайне редко действовать. Отличный пример: американский футбол, от и до буквально пропитанный тактическими нюансами. В нем само действие занимает несколько секунд, а тактические нюансы и объяснения тренера - часы. В этом и подобных видах спорта гиперактивному ребенку будет очень тяжело.

Хорошие виды спорта для ребенка с синдромом гиперактивности - те, в которых много свободы действий. , хоккей, теннис. Прекрасно подходит плавание: в бассейне ребенок предоставлен самому себе, но вместе с тем слегка ограничен шириной дорожки и длиной бассейна. Легкая атлетика, спортивные танцы, боевые искусства также будут очень к месту.

Кажется удивительным, но некоторым гиперактивным детям прекрасно подходят шахматы. Многие дети с синдромом гиперактивности не могут усидеть на стуле, играя в эту игру, но некоторые находят в шахматах ту самую психическую разрядку, которая им и нужна. И действительно: заставляют «на полную» работать наш мозг, тем самым сжигая огромное количество энергии - а это именно то, что нужно гиперактивному ребенку.

Заключение

Гиперактивный ребенок - это не ребенок с излишком энергии. Это ребенок, пребывающий в постоянном психическом напряжении, которое он пытается снять единственным известным и доступным ему способом - физическими действиями.

Главная задача , стоящая перед родителем гиперактивного ребенка - помочь ребенку найти место, где тот «легально» сможет двигаться так, как хочет. Если за столом, за партой, перед сном и т. д. ребенок этого делать не может (родители не одобряют, и он это чувствует), то в спортивной секции - может, и более того, это даже поощряется. А именно это ребенку и нужно - физические действия и одобрение данных действий со стороны родителей, что позволяет двигаться, не испытывая дополнительного морального напряжения в связи с запретом или неодобрением со стороны взрослых.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

В садике, школе или секции педагоги делают много замечаний именно вашему ребенку. Они жалуются на его неуправляемость и невоспитанность. Все это может свидетельствовать о том, что у вашего ребенка имеется «синдром гиперактивности, или дефицита внимания». Таким детям, больше чем другим остальным, грозит непонимание со стороны взрослых. Их стыдят, укоряют, наказывают, и одергивают. Но все это не помогает, а только усиливает эффект «синдрома гиперактивности».

В последние годы «синдром дефицита внимания» появляется у большего количества детей. Этому способствуют увеличивающиеся с каждым годом обучающие нагрузки и как следствие нарушение психоэмоционального состояния детей. У взрослых людей в современном обществе так же возросли психологические нагрузки. Жизнь стала ускоряться, решение разных задач требует все большего внимания и ответственности. Это увеличивает нервозность взрослых, которую они переносят в семейную жизнь, и тем самым влияют на психологические реакции и поведенческие отклонения своих детей.

Мальчики наиболее подвержены «синдрому дефицита внимания». Как правило, синдром начинает проявляться в период посещения детского сада, все более нарастает к моменту подготовки к школе, и достигает своего пика в первые годы обучения. В период полового созревания внешние симптомы эмоциональной импульсивности наименее заметны, они маскируются под другими чертами. Но это не означает, что проблема решена. Она может проявить себя неблаговидным образом во взрослой жизни и выразится совсем другими внешними формами. Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на эту проблему, и займетесь ее решением, тем легче будет адоптироваться вашему ребенку во внешнем мире.

Наиболее плодотворным может стать комплексный подход. Когда в коррекции поведения принимают участие родители, педагоги, психолог и педиатр. В возрасте 5-8 лет мозг ребенка наиболее восприимчив, негативные привычки еще не приобрели хронический характер. Поэтому, именно в этом возрасте, лучше всего начинать помогать ребенку, преодолевать «синдром дефицита внимания».

Помощь родителей

В первую очередь научитесь управлять своими эмоциями. Спокойное поведение эта основа, которая позволит вам продвинуться в устранении нежелательно синдрома. Постарайтесь исключить из своего лексикона слова «Нельзя» и «Нет». Используйте другие позитивные формулировки «Лучше сделать так…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…» и т.п. Доверие и взаимопонимание - это ваши лучшие союзники. Чаще старайтесь обращаться к ребенку, как к взрослому сознательному человеку.

Проанализируйте психологический микроклимат в вашей семье. Возможно, вам потребуется изначально подкорректировать ваши отношения со второй половинкой. Частые ссоры родителей провоцируют негативные реакции детей. Спланируйте организацию семейного досуга таким образом, чтобы как можно больше времени вы могли посвящать занятиям, в которых будут принимать участие все члены семьи. Найдите время и для индивидуального общения с ребенком. Погружение в мир интересов малыша позволит вам укрепить взаимопонимание и доверие друг к другу.
Соблюдайте режим дня и определите постоянное место для занятий ребенка.

Гиперактивному ребенку, больше чем другим нужен внешний порядок

Стимулируйте ребенка на достижение конкретных целей. Определите цель, обозначьте ее важность и при достижении результата обязательно поощрите. Форма поощрения может быть разной от похвалы, до небольшого приза. Такие упражнения лучше проводить ежедневно, а в конце недели вместе с ребенком проанализируйте вместе с ним ваши победы и организуйте дополнительное вознаграждение. Таким призом может стать совместный поход в кино или зоопарк.

Помните самый важный момент - нервная система гиперактивного ребенка устроена таким образом, что восприятие к отрицательным стимулам практически отсутствует. Поэтому вы можете бесконечно часто наказывать своего малыша и так и не добиться нужного результата. А вот на похвалу и поощрения он среагирует гораздо быстрее.

Задумайтесь над этим! Ведь вам как любящим родителям приятней хвалить, чем ругать, хотя пользоваться этими психологическими приемами гораздо сложнее. Начинать нужно с себя - контроль и самообладание - вот, что вам поможет!

Помощь педагогов

К сожалению, мы не всегда можем найти общий язык с педагогами. Ведь у них порой нет времени или желания вникать в проблемы каждого отдельного ребенка. Основная доля ответственности лежит на родителях. С гиперактивным ребенком общаться очень сложно, и вы должны отдавать себе отчет, что педагогу придётся не просто, и он не обязан, решать те проблемы, которые были спровоцированы в кругу вашей семьи. Поэтому ваша задача найти подход и к взрослому человеку, объяснить педагогу, что вы активно занимаетесь решением проблемы гиперактивности ребенка и просите у педагога помощи, а не требуете. Если взаимопонимание с педагогами достигнуто, то они тоже смогут внести свой вклад в устранение «симптома недостатка внимания» вашего чада. Что потребуется от них:

  • Показывать путь достижения конкретного результата и мотивировать ребенка к его достижению.
  • Провоцировать положительные реакции со стороны сверстников в адрес ребенка, в момент его успеха.
  • Стараться вовлекать ребенка в игры, где требуется коллективное участие.

Спорт и гиперактивный ребенок

Некоторые виды спорта гиперактивным детям крайне нежелательны - такие, в которых присутствует дух соревнования , или показательных выступлений. Чтобы снизить симптом подойдут монотонные, равномерные тренировки - такие как плавание, беговые лыжи, прогулки, бег трусцой, езда на велосипеде и т.п.
Перед выбором вида спорта пройдите медицинский осмотр, чтобы исключить заболевания сердечно-сосудистой системы.
Упражнения для расслабления мышц тела.
У гиперактивных детей мышцы тела находятся в постоянном напряжении, поэтому крайне важно научить ребенка расслабляться.

Вот несколько упражнений, которые вы можете делать вместе с ребенком:

  1. Сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха.
  2. Плавно повращайте глазами в одном и другом направлении.
  3. Сконцентрируйте свой взгляд на одном предмете, через некоторое время медленно переведите его на близлежащий предмет.
  4. Нахмурьте мышцы около глаз, а затем расслабьте.
  5. Широко позевайте.
  6. Расслабьте мышцы шеи - медленно покачивая головой, а затем совершите несколько плавных круговых движений.
  7. Поднимите и опустите плечи несколько раз.
  8. Сожмите, а затем разожмите кулаки.
  9. Покрутите запястьями рук.
  10. Покрутите ступнями и расслабьте лодыжки.

Все движения нужно совершать неторопливо в монотонном ритме. Включите медленную музыку. Расслабиться может помочь и пение. Выберите любимые песни и пойте их вместе с ребенком.

Экстренные реакции

Пока ваши усилия не принесли нужных результатов, у ребенка могут возникать частые эмоциональные взрывы. Как стоит на них реагировать?

  • Если ребенок капризничает, задайте вопрос, который он не ожидал услышать в данный момент, отвлеките его внимание от каприза.
  • Если он не слушается ваших указаний, повторите их несколько раз спокойным монотонным голосом.
  • Если он активно привлекает внимание какой-нибудь назойливой просьбой, дайте ему высказаться, и только потом приводите свои доводы. В противном случае, ребенок вас может не услышать.
  • Если ситуация совсем критическая и у ребенка истерика - отведите его в отдельную комнату и оставьте не надолго одного. Делаете это спокойно без надрыва. Дайте ему время успокоиться и осознать произошедшее.
  • В случаях, когда ребенок ведет себя не надлежащим образом, попробуйте зафиксировать этот момент (сфотографируете его). Когда ребенок успокоится, покажите ему фото и обсудите эту ситуацию - как он выглядит со стороны.

Семейный психолог - Наталья Теплова

Импульсивных и подвижных детей часто называют гиперактивными. Однако не следует путать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И сегодня это довольно распространенный диагноз.
Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.

Активный ребенок

1. Крутится как заведенный, не может усидеть на одном месте, предпочитает активные игры. Однако, если его заинтересовать, может заниматься и чем-то спокойным.

2. Проявляет интерес и любопытство, говорит без умолку, все комментирует, задает много вопросов.

3. Несмотря на дневную активность, хорошо спит ночью.

4. Подстраивается под ситуацию, не везде проявляет активность в равной степени (например, дома – это человек с «моторчиком», а в садике вполне спокойный ребенок).

5. Не проявляет агрессию, но при этом может отстаивать свои интересы.

Гиперактивный ребенок

1. Постоянно находится в движении, проявляет активность во всех ситуациях одинаково. Он будет прыгать и шуметь как дома, так и в магазине, гостях или в школе. Причем он не может остановиться, даже если сильно устал. Практически неуправляем – никакие доводы не работают, договориться с ним невозможно.

2. Говорит много, эмоционально, перескакивает с мысли на мысль, «глотает» окончания или пропускает слова. Не может слушать других.

3. Трудно засыпает, плохо спит.

4. Может быть агрессивным или провоцировать других детей. Если переживает сильные эмоции, не может себя контролировать.

Конечно, это лишь внешние признаки, по котором можно отличить СДВГ от простой активности. У специалистов – детских нейропсихологов и психоневрологов – существуют более подробные критерии оценки. Поставить этот диагноз может только врач, причем после тщательного обследования, которое включает тестирование, энцефалограмму головного мозга и длительное (не менее полугода) наблюдение психоневролога.

Вне зависимости от того, является ли повышенная активность ребенка подтвержденным диагнозом или просто его особенностью, именно родители могут помочь малышу справиться с проблемами в поведении. Жизнь возбудимых (и активных, и гиперактивных) детей должна подчиняться определенным правилам.


7 правил для активных и гиперактивных детей

1. Обязательно установите четкие «границы», которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (запреты, временные рамки, правила поведения дома и на улице и т.д.). Это позволит ребенку почувствовать почву под ногами, а значит, стать собраннее и спокойнее.

2. Организуйте постоянный режим дня. Жизнь по расписанию за счет своей предсказуемости также будет успокаивать малыша. Возбудимым и активный детям крайне важно полноценно отдыхать: ночной сон должен длиться не менее 10-12 часов, а дошкольниками и младшим школьникам не стоит пренебрегать и дневным отдыхом. А чтобы было легче запомнить последовательность событий дня, повесьте расписание на видное место.

3. Избегайте продуктов, оказывающих возбуждающее действие на нервную систему (шоколад, напитки, содержащие кофеин).

4. Дозируйте нагрузку и впечатления. Не злоупотребляйте шумными играми и общением. Обязательно чередуйте активные занятия со спокойными.

5. Удовлетворяйте потребность ребенка в двигательной активности – запишите его в спортивную секцию или в бассейн, чтобы он мог выплеснуть лишнюю энергию.

6. Обязательно тренируйте внимание с помощью специальных упражнений. Обратитесь к детскому нейропсихологу – он порекомендует подходящий именно вашему малышу комплекс для домашних занятий.

7. Ограничивайте просмотр мультфильмов и игры на компьютере, планшете, телефоне. Дошкольнику без вреда можно смотреть телевизор или находиться за компьютером не более 30-40 минут в день, причем лучше с перерывами, младшему школьнику – не более часа.

ВАЖНО: поставить ребенку диагноз СДВГ может только доктор! Не стоит верить на слово воспитателям или педагогам, которые говорят вам, что ребенок гиперактивный. Тем более не следует заниматься самолечением – так вы можете только навредить. Например, ребенку с СДВГ успокоительные препараты зачатую не просто бесполезны, но и противопоказаны. Оказывая тормозящее действие на быстроту нервных реакций, они препятствуют развитию памяти и внимания.

Если у вас появились сомнения, и вы подозреваете у своего малыша гиперактивность, начните с посещения детского нейропсихолога – с помощью специальных методик он поможет подтвердить или опровергнуть подозрение на СДВГ, при необходимости, направит к доктору, а также предложит систему занятий, которые помогут ребенку развивать усидчивость и внимание.
***
Коркунова Мария , д етский нейропсихолог

Далеко не все родители знают какие именно спортивные секции подходят для гиперактивных детей. Ведь если в дошкольном возрасте ещё как-то удавалось сбросить лишнюю энергию на улице, то для школьника с СДВГ только активными прогулками и играми не обойтись. Так в какую же секцию отдать гиперактивного ребёнка 6-7 лет?

Спорт в борьбе с СДВГ

Детишек с неконтролируемой двигательной активностью, но не особо агрессивных, лучше определить в секцию по баскетболу, футболу, теннису . Такие игры помогают развивать координацию движений, вырабатывают правильную осанку, вытягивают позвоночник, гармонично развиваю все группы мышц. А также подобные игры развивают у крохи аналитические способности и отлично расправляются с переизбытком энергии.

С 6-7 летнего возраста для сброса лишней энергии желательно отдать малыша, на какой- либо вид борьбы или записать в кружок боевого искусства. Это может быть дзюдо, ушу, вольная борьба, карате и т. п. Такие боевые искусства научат кроху совладать с собой, правильно использовать силу, распределять нагрузку, контролировать эмоции и движения. А вот на бокс или кикбоксинг ребят младшего возраста лучше не отдавать. К таким серьёзным и, возможно, травмоопастным видам спорта чадо с СДВГ будет готов только к 13-14 годам. К слову сказать, на силовую борьбу лучше отдавать непоседу с явным проявлением агрессивности и конфликтности.

Если ребенок гиперактивный и вы, еще не опеределились на какой кружок можно отдать непоседу, и при этом побаивайтесь за его безопасность (особенно если это девочка) выберите плаванье .

Плаванье наименее травмоопасно, чем, к примеру, борьба или футбол. К тому же оно укрепит сердечно-сосудистую систему, научит балансировке и самоконтролю, выработает правильное дыхание.

В общем, какое бы спортивное направление вы не выбрали, главное, чтобы оно полностью устраивало вашего непоседу. А выплеснуть лишнюю энергию он сможет в любом из предложенных спортивных кружков.

Выбираем в какую секцию лучше отдать гиперактивного ребенка?

Итак, в какую секцию можно отдать гиперактивного ребёнка ? Казалось бы, гиперактивные ребята и без того находятся в бесконечном движении. На самом же деле сила и неуёмная энергия озорников расходуется бесполезно, а с помощью спорта можно направить её в правильное русло, так сказать на достижение результата. Поэтому если у вас есть гиперактивные дети, вы должны посоветоваться с крохой и узнать в какую секцию отдать, чем он (она) хотел бы заниматься.

Нужно ли приобщать малышей с СДВГ к спорту?

Помимо бесспорной пользы для здоровья, занятия спортом учат ребят с СДВГ: собранности, внимательности, дисциплине, выдержке. К тому же на любой тренировке необходимо соблюдать правила и устои, учиться играть в команде, быть ответственным не только за себя, но и за товарища.

Выбираем спортивное направление

Плавание . Подходит всем карапузам в независимости от возраста и состояния здоровья. Польза плавательных процедур положительно сказывается как на психоэмоциональном, так и на общем состоянии организма. Оно тренирует мышцы и в тоже время расслабляет и успокаивает карапуза.

Боевые искусства и борьба . Восточные единоборства, такие как каратэ, айкидо, ушу или капуэро , помогают избавиться от излишней активности и сбросить напряжение. А также единоборства укрепляют и развивают мышечный аппарат, учат концентрировать внимание, обучают самоконтролю и самообладанию.

Танцы и лёгкая атлетика . Именно в этих направлениях «шустрая» детвора может добиться неплохих результатов. Здесь есть все, что доктор прописал: точность и выветренность движений, последовательность и соблюдения такта, контроль над всеми группами мышц.

Теннис, гребля . Эти спортивные направление рассчитаны на детвору постарше, на них можно записать непосед примерно с 11-2 лет. Как теннис, так и гребля помогают подрастающему поколению обуздать свой взрывной темперамент и направить двигательную активность на достижение результата.

Подбираем спортивное направление в соответствии с возрастом непоседы

6-7 лет: Аква аэробика, фигурное катание, плавание, теннис, аэробика, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм.

8-9 лет: Атлетика, футбол, хоккей, волейбол, гандбол, вольная борьба.

10-11 лет: Гребля, стрельба, ушу, альпинизм, тяжелая атлетика.

Как видите, много какие спортивные секции подходят для гиперактивных детей. Просто смотрите, чтобы направление, в котором будет двигаться сын (дочь), он выбрал сам, не заставляйте и не навязывайте свои предпочтения. Будьте надёжным тылом и опорой для своего особенного малыша.

Несколько советов родителям

  • Не заставляйте ходить на кружок, который чаду неинтересен. Из такого занятия ничего хорошего не выйдет. Пускай он сам выбирает направление, в котором желает двигаться.
  • А вот о чём стоит подумать маме и папе так это о выборе хорошего тренера. Ведь проверенная методика воспитания в сочетании с умелыми руками педагога обязательно принесут «хорошие» плоды. Когда кружок выбран, необходимо пообщаться с тренером. Человек, занимающийся с трудным малым должен иметь определённый опыт работы с особыми детьми. Тренер должен быть понимающим и толерантным человеком, умеющим подбирать ключики к любой детворе.
  • Не переживайте если ваш непоседа прыгает с кружка на кружок. Вспомните себя в его возрасте. Куда мы только не записывались и кем только не мечтали стать. А для крохи-индиго определиться ещё сложнее. Будьте терпимее к своему спортсмену.

Спорт и гиперактивные дети

Пройдите тест

Кто вас обычно будит по утрам?