Основные направления и тенденции развития высшего образования. Тенденции развития высшего образования за рубежом Направления развития высшего образования в современном обществе

Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. культурно-обучающего и научно-технического направлений заключается во внедрении современных норм и стандартов в обучении, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений. Особенно важной задачей является осуществление совместных научных, культурных, образовательных и других проектов, привлечение ученых и специалистов к программам научных исследований.

Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Определение и реализация национальных образовательных стандартов - это основные тенденции развития образования в современной России. Интеграция обучения касается всех ее уровней, но чаще всего она применяется в формировании содержания базового обучения. Национальные образовательные стандарты составляют сумму четко определенных нормативных требований к содержанию учебных программ. Отношение педагогов к стандартизации обучения неоднозначное. Некоторые из специалистов считают, что унификация основана на жестких стандартах, которые связывают всем детям единую культурную и интеллектуальную модель без достаточного учета их индивидуальных особенностей. Все чаще можно услышать мысли о том, что стандартизация содержания образования не должна означать стандартизации личности ученика. Итак, в обучении целесообразно фиксировать минимально необходимые знания и умения, сохраняя при этом широкое пространство для вариативных учебных программ. Именно этим определяется необходимость стандартизации образования с дальнейшим совершенствованием систем

Приспособление учебных программ к условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента

На новые учебные программы возлагаются ответственное задачи: обеспечить детям-выходцам из различных культур и этнических сообществ усвоение языкового минимума базовых знаний как основы конструктивной социальной интеграции. Решение этой проблемы требует значительных усилий на уровне общества - организационных, финансовых, политических и, прежде всего, непосредственно образовательных. Поэтому в последнее время развитие обучения на началах мультикультурализма выделяется в особое направление модернизации программ и, в частности, содержания базовых знаний.

Бережное, уважительное отношение к различным культурам, диалоги, взаимообогащения и взаимопознания различных народов и этносов как приоритетные принципы многокультурного образования получают все большие тенденции развития школьных дисциплин. С этой целью в школьные программы, включаются знания о современных и бывших цивилизациях, о разнообразных геополитических регионах мира и отдельных странах, а также религиоведческие учебные курсы. Особая тенденция развития системы образования приобретает локальные и региональные образовательные инициативы. В процессе изучения некоторых учебных тем (одежда, еда, развлечения, средства гигиены) детей учат понимать и уважать право каждого на непохожесть. Важное значение в контексте многокультурного обучения имеют школьные религиоведческие курсы. Преподавание религиозных учебных занятий призвано ознакомить учеников с различными верованиями, мировыми религиями, деятельностью вселенских церквей и способствовать формированию в молодежи рационалистического мировоззрения, прививать нравственные добродетели, обеспечивать толерантность и плюралистические мысли в отношениях между людьми различной веры.

Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования

Гуманность и гуманитарность являются имманентными характеристиками тенденции развития обучения детей. И роль и значение этих составляющих школьного образования имеет четкую тенденцию к росту. Задачи, которые призвана решать современная школа, требуют не просто учитывать гуманистический и гуманитарный аспекты формирования содержания знаний, но и заниматься их усилением и развитием. Обеспечение полной грамотности, предотвращения функциональной неграмотности, профессиональное самоопределение и самореализация личности, социализация молодежи - вот далеко не полный перечень действительно гуманистических и гуманитарных задач, в решении которых происходят тенденции развития современной системы образования.

Однако проблемы гуманизации и гуманитаризации продолжают оставаться сегодня насущными и актуальными для средней школы. Продолжается движение по обеспечению безопасности этой школы от проявлений насилия, за утверждение принципов толерантности и сотрудничества в педагогических отношениях. В процессе преподавания предметов гуманитарного цикла рекомендовано изучать не только войны и политические события, но и предоставлять учащимся знания о самых разнообразных видах и сторонах человеческой деятельности - торговые связи, хозяйственную деятельность, религии, искусство и тому подобное. Как уже отмечалось, тенденциям гуманизации и гуманитаризации подлежат все разновидности базовых знаний, теперь и естественно-технические и математические. Эти тенденции развития образования реализуются в педагогической практике несколькими способами. Немалую важность имеет также ценностно-смысловой аспект естественно-математического блока знаний, хотя он в равной степени присущ и гуманитарным знаниям. Человеческая жизнь - это высшая ценность.

Тенденции развития образования в КНР

Использование опыта развитых стран мира в области организации высшего педагогического является, безусловно, положительной тенденцией последних десятилетий. В КНР существует много ВУЗов, которые сотрудничают с иностранными учреждениями, в апреле 2006 г. таких насчитывалось 1100. В 70-х гг. ХХ в. был избран курс на однопартийность. Это имеет свои минусы: односторонность взглядов, постоянный контроль, следование идеям Мао Цзэдуна. В педагогических ВУЗах Китая, как и в непедагогических, к основным предметам относятся: идеологическое и моральное образование, основы права, принципы философии марксизма, принципы политологии марксизма, вступление в учение Мао Цзэдуна, вступление в учение

Исторически сложилось, что еще в начале ХХ в. было определено шесть районов КНР, где были расположены учебные заведения, готовившие учителей: район Пекин, район Северо-Восточной провинции, район Хубэй, район Си Чуань, Гун Дун и Цзян Су. Китай - большая страна, и успешными и богатыми провинциями считаются те, которые граничат с океаном. На западе страны (где пустыня) наихудшие условия для развития высшего образования. Не все выпускники педагогических ВУЗов хотят выезжать в отдаленные уголки своей страны, особенно в села. Поэтому государством проводится политика поощрения к этому молодежи в духе патриотизма и преданности коммунистическим идеям. В Китае, как и во многих странах мира, техническим ВУЗам предоставляется больше ресурсов и финансовой поддержки для развития и совершенствования. Создаются специальные лаборатории, исследовательские институты, площадки для экспериментов и тому подобное. Например, Пекинский политехнический университет входит в перечень государственного плана «Проект 211», то есть ориентирован на мировой уровень развития. Педагогические ВУЗы в этом отношении отстают от технических. Позитивные тенденции развития современного образования преобладают, и поэтому можно утверждать, что процесс модернизации педагогического образования в КНР набирает новые обороты.

Развитие высшего образования Украины в контексте европейской интеграции

Все больше возрастает роль и значение обучающего потенциала в обеспечении общественного прогресса. Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития человечества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. Тенденции развития современного образования в Украине определены стратегией Введение его принципов является фактором евроинтеграции Украины и средством повышения доступа граждан к качественному обучению, нуждается в глубоком реформировании структуры и содержания обучения, технологий обучения, их материального и методического обеспечения.

Реформирование образования как структурно, так и содержательно, является насущной общественной потребностью сегодняшнего дня. Вхождение в Болонское пространство для украинского общества стало важным и необходимым из-за необходимости решить проблему признания украинских дипломов за рубежом, повысить эффективность и качество обучения и, соответственно, конкурентоспособность украинских высших учебных заведений и их выпускников на европейском и мировом рынке труда. Одновременно существует неопределенность перспектив и принципов взаимоотношений Украины и Европейского союза. Это является одним из объективных ограничений интеграции украинской высшей школы в европейское пространство. Выходом из этой ситуации, является ответ на вопрос: какая тенденция развития образования в Украине правильная в зависимости от уровня готовности украинского высшего образования к этому.

Современное высшее образование в Польше

Опытом для нашей страны может быть опыт Польской Республики, которая является первой постсоциалистической страной, подписавшей «Болонскую декларацию» 19 июня 1999 года. Конец ХХ - начало XXI веков характеризуется как период подписания министрами образования ведущих европейских стран документов по реформированию высшего образования согласно условиям современного мира. Великая Хартия Университетов подписана 18 сентября 1988 года.

Сейчас Польша имеет лучшие тенденции развития образования в мире (от среднего образования к программам докторантуры) молодыми людьми в возрасте от 15 до 24 лет. Эти достижения польских педагогов сосуществуют с глубокой децентрализацией управления с высшим руководсвом страны. С министерствами, которым подчинены самые (государственные) учреждения, сотрудничает Центральный Совет по высшему образованию (создан еще в 1947 году), который состоит из 50 избранных представителей ВУЗов и научной общественности (из них 35 докторов наук, 10 преподавателей без ученой степени доктора, а также 5 представителей от студенчества).

Закон предоставил Совету немалые надзорные права, ведь без согласия не распределяются средства бюджета и не выходят министерские приказы. Государственные высшие учебные заведения получают средства из государственной казны на решение задач, связанных с обучением студентов, обучающихся по программам, аспирантов и научных сотрудников; на содержание ВУЗов, в том числе ремонт помещений и т. д. Эти средства выделяются из части государственного бюджета, которым распоряжается Министерство науки и высшего образования. Государственные ВУЗы не взимают деньги за обучение, но студенты должны давать деньги в случае повторного года обучения из-за неудовлетворительной успеваемости, за курсы на иностранном языке и курсы, которые не предусмотрены в программе. Государственные ВУЗы также принимают оплату при поступлении, а государственные колледжи могут взимать плату за вступительные экзамены.

Тенденции развития высшего образования в России

Высшее образование, как один с ведущих общественных институтов, претерпевает постоянные изменения в соответствии с динамикой общественных процессов - экономических, политических, культурных, социальных. Однако, реагирование обучающих систем на общественные вызовы происходит с определенной инерцией. По этой причине возникает настоятельная и постоянная потребность целенаправленного приведения основных параметров дисциплин в соответствие с общественными изменениями. Такой элемент, как содержание, подлежит модернизационной тенденции развития образования. Процесс конституирования имеет два основных аспекта - социальный и педагогический, потому что они взаимосвязаны. Поэтому не всегда изменение социального аспекта автоматически вызывает изменение педагогического. Однако рано или поздно их координация становится объективной необходимостью и требует целенаправленных педагогических действий. Эта необходимость обнаруживает себя в перманентном процессе реформирования содержания Стремительное научно-техническое продвижение, развитие новейших технологий, высокий уровень рыночных отношений, демократизация общественных отношений и являются теми факторами, которые определяют потребности и формируют предпосылки совершенствования содержания высшей школы.

Противоречия в совершенствовании системы образования

Сегодня совершенствование программ подготовки студентов занимает одно с ведущих мест в общем контексте модернизации содержания высшего образования. Характеризуя развитие содержания преподавания в университете и институте, можно определить такие важные в диалектическом плане противоречивые аспекты этого процесса, как:

Противоречие между неограниченностью объема накапливаемых человечеством знаний и ограниченностью учебных программ. Нет полных возможностей отображать эти знания в достаточно полном объеме и с надлежащей глубиной.
- Противоречие между целостностью духовно-практического опыта человечества и преимущественно фрагментарным или дисциплинарным способом его преподавания студентам.
- Противоречие между объективным содержанием знаний и объективностью форм и путей их трансляции и усвоения.
- Противоречие между общественной обусловленностью содержания знаний и индивидуально-субъективными особенностями студенческих потребностей и диспозиций что до его усвоения.

Модернизация образования в России

По мере возможности преподаватели стремятся смягчить или загладить указанные противоречия. В частности направления современной модернизационной деятельности в области формирования содержания высшей школы подчинены в значительной степени именно этой цели. Соответственно, к приоритетным направлениям можно причислить следующие тенденции развития образования в России:

1.Сокращение разрывов между достижениями современных наук и содержанием дисциплин.

2. Обогащение и осовременивание инвариантного компонента содержания высшего образования.

3. Оптимизация пропорций между блоками гуманитарных и естественно-математических знаний.

4. Гуманизация и гуманитаризация содержания высшего образования.

5. Уплотнение учебных программ за счет формирования междисциплинарных интегрированных блоков содержания знаний.

6. Внедрение учебных дисциплин социально-практического направления, новейших информационных технологий.

7. Приспособление учебных программ и их методическое обеспечение соответственно условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента.

8.Совершенствование организационных механизмов и методических основ преподавания программных знаний с целью обеспечения их усвоения абсолютным большинством студентов.


овательная практика
1

Специалист сегодня - это человек, обладающий

высоким уровнем общей культуры;
физическим и психологическим здоровьем;
коммуникативной, организаторской, проективной
культурой;
высоким уровнем развития творческого и критического
мышления;
готовностью к выбору и принятию решения, к постоянному
самосовершенствованию, саморазвитию;
активный, инициативный, самостоятельный, социально
-ответственный

овательная практика
2

В современных условиях…

…должна происходить переориентация со знаниевой
парадигмы подготовки специалиста к иному типу
профессионального образования
с акцентом на:
… самообразование
…самовоспитание
…самоуправление
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
3

Студент

из пассивного объекта обучения должен
превратиться в активного субъекта, который
учится целеустремленно, самостоятельно, зная,
чего хочет добиться в избранной профессии, что
именно, на каком уровне и каким образом должен
изучить, осознать, присвоить.
Весь образовательный процесс в вузе должен
быть ориентирован на выработку активной
позиции курсанта, направленной на поиск и
приобретение знаний и практического опыта, а в
идеале – на выстраивание индивидуальной
стратегии жизненного и профессионального
успеха.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
4

Задачи вузов
подготовка
компетентных
специалистов,
способных к
самореализации и
самоактуализации
формирование и
развитие личностных
и
профессиональных
качеств специалиста
выработка активной
позиции студента,
направленной на:
поиск и приобретение знаний
и практического
опыта
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
проектирование
индивидуальной
стратегии
жизненного
успеха
5

Принципы обучения в высшей школе (М.В. Буланова-Топоркова)

- ориентированность высшего образования на
развитие личности будущего специалиста;
- соответствие содержания вузовского образования
современным и прогнозируемым тенденциям
развития науки и производства;
- оптимальное
сочетание общих, групповых и
индивидуальных форм организации учебного
процесса;
- рациональное применение современных методов и
средств обучения;
- соответствие результатов подготовки
специалистов требованиям, которые
предъявляются конкретной сферой
профессиональной деятельности, обеспечение их
конкурентоспособности.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
6

Принципы обучения в высшей школе

индивидуализации;
субъектности;
осознанной перспективы;
ориентированности на будущую
профессиональную деятельность;
ориентированности на духовнонравственные ценности;
гибкости и динамичности;
творческого подхода;
партнерства и взаимопомощи.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
7

Основные тенденции развития системы высшего образования

- Фундаментализация
- Гуманизация и гуманитаризация (переход от концепции
функциональной подготовки к концепции развития личности);
- Нарастание интеграционных процессов в образовании,
(синергитический подход, нелинейность);
- Интернационализация образования, (нарастание
поликультурности, рост социальной и
профессиональной мобильности,
- Информатизация образования
- Индивидуализация образования (необходимость выстраивания
индивидуальной образовательной траектории);
- Развитие опережающего и непрерывного образования, его
интенсификация;
- Коммерциализация образования (превращение знания в товар.
Развитие рыночных отношений в сфере образования.)
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
8

Фундаментализация системы образования

Фундаментализация высшего образования -
системное и всеохватывающее обогащение учебного
процесса фундаментальными знаниями и методами
творческого мышления, выработанными
фундаментальными науками.
В качестве исходного теоретического положения
фундаментализации образования принимается идея
единства мира, проявляющаяся во всеобщей
взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного.
Единство мира проявляется в единстве культурной,
научной и практической сфер цивилизации и как
следствие в органических связях естественнонаучных, гуманитарных, технических наук.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
9

Гуманизация

предполагает поворот к целостному человеку и к
целостному человеческому бытию;
внедрение гуманных технологий обучения и
воспитания студентов;
обучение на границе гуманитарных и технических
сфер (на границе живого и неживого, материального и
духовного, биологии и техники, техники и экологии,
технологии и живых организмов, технологии и
общества, и т. д.);
междисциплинарность в образовании;
функционирование цикла социально-гуманитарных
дисциплин в вузе как фундаментального, исходного
образовательного и системообучающего;
преодоление стереотипов мышления, утверждение
гуманитарной культуры.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
10

Гуманитаризация

сущность гуманитаризации образования
видится прежде всего в формировании
культуры мышления, творческих
способностей студента на основе глубокого
понимания истории культуры и
цивилизации, всего культурного наследия.
Вуз призван подготовить специалиста,
способного к постоянному саморазвитию,
самосовершенствованию, и чем богаче
будет его натура, тем ярче она проявится в
профессиональной деятельности
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
11

Нарастание интеграционных процессов в образовании

дифференциация наук сочетается с интегративными процессами,
синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов
исследования из одной области в другую;
только на основе интеграции выводов частных наук и результатов
исследований специалистов разных областей знания возможно
всестороннее системное освещение научной проблемы;
-науки становятся все более точными благодаря широкому
использованию математического аппарата;
-сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее
внедрением в производство;
- сегодня научные достижения являются результатом коллективной
деятельности, объектом общественного планирования и
регулирования;
исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно;
целостное - исследование объектов способствует формированию
синтетического мышления.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
12

Интеграция - определяющая тенденция познавательного процесса

Такой подход предполагает прежде
всего многомерность и единство
образования, одновременное и
равновесное функционирование трех
его компонент: обучения,
воспитания, творческого развития
личности в их взаимосвязи и
взаимообусловленности.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
13

Синергетика - новое междисциплинарное научное направление

общность закономерностей и принципов
самоорганизации самых разных сложных
макросистем - физических, химических,
биологических, технических, экономических,
социальных.
Современная научная картина мира и достижения
синергетики открывают широкие возможности для
моделирования образовательных процессов с
помощью методов и подходов, традиционно
применявшихся к естественным и точным наукам.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
14

Междисциплинарные связи и интегрированные курсы

учебно-междисциплинарные прямые
связи;
исследовательскомеждисциплинарные прямые связи;
ментально-опосредованные связи;
опосредованно-прикладные связи.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
15

Нелинейный образовательный процесс:

наличие в учебном плане дисциплин по выбору,
возможность участия каждого студента в формировании
своего индивидуального учебного плана;
выполнение таких функций преподавателями как
консультант, тьютор, эдвайзер, призванных оказывать
помощь студентам в выборе образовательной траектории, в
частности, в выборе изучаемых дисциплин;
использование в учебном процессе новых информационных
технологий – обучающих программ, сайтов преподавателя,
форумов, чатов и т.д.;
методическое обеспечение учебного процесса в печатной и
электронной формах;
использование балльно-рейтинговой оценки успеваемости
студентов и др..
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
16

Интернационализация образования

наличие интеграционных процессов в
современном мире,
интенсивное взаимодействие между
государствами в разных сферах
общественной жизни.
образование из категории национальных
приоритетов высоко развитых стран
переходит в категорию мировых
приоритетов.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
17

Информатизация образовательного процесса

1. Компьютерные обучающие программы (электронные
учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные
практикумы, тестовые системы).
2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий,
построенные с использованием персональных
компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических
дисках.
3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы,
используемые в различных предметных областях.
4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.
5. Средства телекоммуникации, включающие в себя
электронную почту, телеконференции, локальные и
региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.
6. Электронные библиотеки, распределенные и
централизованные издательские системы
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
18

Индивидуализация образования

необходимость выстраивания
индивидуальной образовательной
траектории
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
19

Индивидуальная траектория профессионального развития

– это персональная стратегия профессионального
роста студента, совершенствования его
личностных качеств, формирования
профессиональных компетенций, выстраиваемая
на основе осознания и субъективации
профессиональных целей, ценностей, норм, а
также признания уникальности личности и
создания условий для реализации ее потенциала.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
20
20

Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
21
21

Взаимодействие сред
личностная
среда
студента
личностна
я
среда
студента
личностна
я
среда
студента
личностная
среда
студента
образовательная среда
учебной группы
образовательная среда
факультета
образовательная
среда вуза
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
22
22

Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития

Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
23
23

Спасибо
за
внимание!
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика

1.3.1. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны

Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие:

рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием. Этот фактор предопределяет быстрый количественный рост высшей школы;

интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7-10 лет. В результате квалифицированный специалист должен обладать способностью и навыками самообразования и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно так называемым узким специалистам;

выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т.д.). Успехов в такой работе можно достигнуть лишь при наличии обширных и фундаментальных знаний, а также при умении работать коллективно;

наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда. В результате резко возросли ценность творческой, неалгоритмизируемой деятельности и спрос на специалистов, способных осуществлять такую деятельность;

рост числа людей, вовлеченных в научную и другие виды сложных деятелъностей, приводящий, по мнению ряда исследователей, к падению среднего эвристического потенциала ученого. Для компенсации этого падения необходимо вооружать специалистов знаниями методологии научной или практической деятельности;



постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

Как же ответила на эти требования времени высшая школа индустриально развитых стран? В этом сложном многоплановом перестроечном процессе можно выделить следующие тенденции:

1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию - базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, лектории, отделения последипломного образования. Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, междисциплинарных разработок как для преподавателей, участвующих в его работе, так и для студентов (через курсовые и дипломные работы). Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро (в том числе студенческие), опытные производства, внедренческие и так называемые венчурные фирмы, кооперативы и т.п.

3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации.

4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

6. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих вузах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п. Компьютеризация во многом изменяет сам характер профессиональной деятельности, обеспечивая работника новыми внешними средствами этой деятельности.

7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов. Так, среднегодовые темпы роста расходов на высшее образование в 1965-1980 г. составили практически во всех индустриально развитых странах 15-25 % и несколько снизились в 80-х годах. Особенно велики эти цифры для стран, имевших менее развитую экономику и вступивших на путь интеграции с сообществом наиболее развитых стран. Испания, например, с 1975 по 1983 г. увеличила расходы на образование в 10 раз, в то время как в США с 1970 по 1985 г. расходы на образование возросли в 3,4 раза (на высшее - в 3,9) [Галаган А.И. и др. - 1988]. Темпы роста числа студентов составляли в разных странах 5-10 % в год. В конце 80-х годов в США до 57 % выпускников средних школ поступали в вузы (включая младшие колледжи), в Японии - до 40 %.

8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.

9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т.п.

Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах - в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы и замечательные традиции.

Контрольные вопросы и задание

1. Перечислите факты и закономерности социально-экономического и научно-технического развития цивилизации, которые определяют основные требования к современной высшей школе.

2. Какие производства относятся к категории наукоемких?

3. Каковы основные тенденции развития высшей школы в индустриально развитых странах?

4. Что входит в состав научно-учебно-производственного комплекса?

5. Противоречит ли тенденция к фундаментализации высшего образования тенденции к специализированной подготовке выпускника для работы на конкретном рабочем месте?

В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения в разных общественных сферах. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание.

Основные тенденции развития образования тесно связаны с подобными явлениями и процессами.

Цели модернизации

Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования.

Основные тенденции развития современного образования предполагают:

  • создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
  • запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
  • преемственность в образовании;
  • придание учебной деятельности социальной значимости.

Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.

Основные принципы изменения содержания образования

Рассмотрим основные тенденции развития образования в России. Они базируются на нескольких принципах.

Так, демократизация отечественной образовательной системы предполагает активное участие местной и государственной власти в управлении ОУ. Учителя получили право на творчество, демонстрацию собственного педагогического опыта.

Благодаря альтернативности и вариативности отечественного образования можно уходить от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам, обеспечивающим альтернативные способы получения образования.

Наблюдаются и такие тенденции развития системы образования, которые способствуют его открытости, доступности. Именно благодаря открытости в настоящее время наблюдается раскрепощение, освобождение образования от внутренних догм, его гармоничное объединение с культурой, политикой, обществом.

Гуманизация образования

Она заключается в преодолении главного порока классической школы - обезличенности. Современные тенденции развития образования направлены на уважительное отношение к индивидуальности ребенка, взаимодействие с ним на доверительных условиях, учет его интересов и запросов.

Гуманизация предполагает серьезный пересмотр педагогикой и обществом отношения к подрастающему поколению, имеющему определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Основные тенденции развития образования направлены на раннее выявление одаренных и талантливых детей, выстраивание для них индивидуальных образовательных траекторий развития. Педагог выполняет функцию наставника, помогает ученикам преодолевать появляющиеся трудности, корректировать путь саморазвития и самосовершенствования.

Дифференциация образовательного процесса

Современные тенденции развития образования предполагают выделение двух фундаментальных задач:

  • обеспечение прав детей на выбор базового либо профильного образования;
  • индивидуализация образовательного процесса на основе природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

Среди тех особенностей, которые необходимо отметить в российском образовании, выделим его непрерывность.

Подобные тенденции развития образования способствуют многомерному движению отдельной личности в образовательной деятельности.

Пути и направления развития образования в РФ

В отечественной системе образования проявляются противоречивые и сложные процессы. При глубоком реформировании и развитии содержания прослеживается существенное отставание по финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.

Среди важнейших направлений отмечаются:

  1. Сохранение и укрепление гармоничности образовательной системы с учетом региональных, экономических, национальных интересов народов и регионов.
  2. Реформирование отечественного образования.
  3. Переподготовка квалифицированных кадров.
  4. Правовое и нормативное обеспечение развития и функционирования образовательной системы.

Пути решения

Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.

Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.

Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье.

Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через "Скайп".

Высшая школа

Основные тенденции развития высшего образования связаны с развитием научного потенциала, укреплением значимости вузовской науки, решением задач подготовки квалифицированных кадров для осуществления инновационной работы.

Высшее профессиональное образование осуществляется на основе профессионального среднего либо полного (среднего) образования по специальным программам. В РФ существует следующая структура высшего образования:

  • образовательные государственные стандарты;
  • программы;
  • проектные, научные, культурно-просветительные организации;
  • научные центры, обеспечивающие существование и совершенствование высшего образования;
  • университет, институты, академии.

Согласно ФЗ, в качестве видов высших учебных заведений РФ установлены следующие: академия, университет, институт.

После присоединения нашей страны к Болонской декларации в высшей школе наблюдаются существенные реформы. Помимо изменения парадигмы образовательной системы, активизировалось управление качеством и эффективностью образования, на практике реализуется идея непрерывного образования.

Подведем итоги

Главные направления изменения отечественной образовательной системы отмечены в Законе «Об образовании РФ». Существенное значение в модернизации содержания образования внесли федеральные образовательные стандарты нового поколения.

Они не только характеризуют базовый уровень содержания российского образования, но и являются базой оценки уровня подготовленности подрастающего поколения.

При переходе от предметного центризма к отдельным образовательным областям в полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В ближайшее время, к примеру, в начальном образовании предусмотрены существенные изменения основных приоритетов.

Центральное место занимает развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельность младших школьников.

В ОУ на начальной ступени появился курс «Окружающий мир», который способствует социализации школьников, направлен на формирование позитивного отношения к живому миру, среде. В настоящее время разрабатывается шестилетняя программа начальной школы.

В естественнонаучных дисциплинах происходит отход от абстракций, переход на прикладную направленность.

УДК 378:316.37

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Н.А. СУВОРОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматриваются приоритеты государственной политики в сфере образования, тенденции развития высшего образования в мире, формулируются требования к современному образованию.

Ключевые слова: образование, процесс образования, высшая школа, инновации в образовании, социальные технологии, экономика знаний.

В современную эпоху глобализации и взрывного характера научно-технического прогресса, постоянных вызовов внешней среды, на государство возлагается ответственность за формулировки приоритетов и целей национального развития, выбор путей и инструментов эффективного достижения поставленных целей. Однако кроме этого государство отвечает за производство общественных благ, одним из которых является образование. Возрастает понимание роли и значимости образования для успешного развития страны в современных условиях.

Влияние образования на экономическое развитие подмечено учеными уже давно. Профессор Московского университета И.Х. Озеров, отмечая, что труд английского или немецкого рабочего производительнее труда российского рабочего, прямо связывал это с развитием общего образования, служащего базой для технического, и указывал на огромное отставание в уровне и распространении общего образования населения России от этих стран . Другой наш соотечественник Д. Боголепов отмечал зависимость между распространением народного образования в Германии, а на его основе технического образования, и стремительным усилением ее экономической мощи, что помогло ей (Германии) создать одно из самых могущественных государств и сделаться опасным конкурентом (соперником) главнейших передовых государств .

Уже в начале второй половины ХХ в. приходит массовое осознание решающего значения человеческого фактора в экономике. Сформировалась и получила развитие концепция "человеческого капитала", имеющая истоки в классической политэкономии. Адам Смит писал: "Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности..., вместе с тем становятся частью богатства всего общества." . Образование является одной из составных частей "человеческого капитала". Сегодня стало очевидным, что не физический, а человеческий капитал, не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста. В понятие национального богатства включают, наряду с вещественными элементами капитала, финансовыми активами, и материализованные знания и способности людей к труду.

Накопленные научные знания (они материализуются в новых технологиях), вложения в здоровье человека - учитываются в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму. Промышленная революция стала важнейшим событием в истории современного образования. Бурное развитие промышленности потребовало развития системы образования в широких масштабах для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности, такие, как электротехники и инженеры. В развитых странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировые рынки, быстро осознали, что победить в конкурентной борьбе поможет превосходство в промышленном развитии тесно связанное с более высоким уровнем образования населения и

рабочей силы в частности. Поэтому во многих странах мира стали совершенствоваться системы образования. Для России и поныне остается актуальным положение, высказанное В.В. Путиным в президентской кампании 2004 г., о том, что отставание в экономическом развитии представляет для России "самую главную угрозу" .

Кто же отвечает за образование сегодня? С точки зрения экономической науки образование (и фактически это реализовано в развитых странах, а также в Китае и Индии) уже длительное время является важнейшей областью ответственности государства. Наряду с инфраструктурой рыночной экономики образование определяется как сфера, где деятельность государства является решающей: "Две области, где участие государства незаменимо для обеспечения условий экономического развития, - это инвестиции в инфраструктуру и базовое образование" . Частный рынок с этими функциями в полном объеме не справится. Системы транспорта и связи во многом определяют развитие и эффективное функционирование рынков, а базовое образование должно позволить людям воспользоваться теми возможностями, которые открывает рынок. И сегодня явно просматриваются тенденции увеличения внимания к вопросам образования в развитых и развивающихся странах. Так расходы на образование составляют 5,2% - 5,5% от ВВП во Франции, Германии, Великобритании. А все страны, бравшие у Всемирного банка займы, тратили на образование 7-10% (Китай - брал больше всех) от общего объема заимствований . Более того, в мировой практике уже считается установленным, что объективным «пороговым» условием обеспечения высокой эффективности образования, является доведение доли образовательной сферы в ВВП, хотя бы, до минимального уровня в 5%. Это позволит иметь необходимое материальное оснащение образовательных заведений всех ступеней, поднять долю расходов вузов до 30% общих затрат на образование, а заработную плату преподавателей школ установить по меньшей мере на 20-30%, выше среднего для данной страны уровня . Отметим, что средняя зарплата в системе высшего образования России составляет 21,7 тыс. руб., что ниже, чем по экономике в целом .

Повышенное внимание к развитию современного высшего образования связано с осознанием того факта, что оно все больше способствует экономическому росту и повышению производительности труда. Отметим, что высшее образование может быть общим и профессиональным. Под общим понимается неспециализированное гуманитарное образование.

Каким должно быть современное высшее образование? Учитывая важнейшую роль образования в современном мире, выявим требования к образованию, предъявляемые в развитых и тех развивающихся странах, которые желают быть конкурентоспособными.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что важными последствиями ускорения научно-технического прогресса стало повышение роли методологических знаний и аналитических навыков. Отвечая современным требованиям процесс обучения в настоящее время должен все больше основываться на способности находить и обращаться к знаниям и применять их для решения возникающих задач . Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это уже давно стало более важным, чем запоминание конкретной информации. Аналитические навыки, т.е. способности искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи занимают важнейшее место в списке требований к выпускнику высшей школы, будущему работнику в экономике знаний. Сегодня постиндустриальному обществу и новой экономике требуются не столько дисциплинированные исполнители, сколько творцы (creators). Решающую роль приобретает высококвалифицированная рабочая сила, способная к самообучению и непрерывному производству знаний.

Подготовка такой рабочей силы - новая задача, стоящая перед современной системой высшего образования. Производственная деятельность современного человека, в том числе менеджера, это, прежде всего, информационный труд, а информационный труд требует хорошего образования. Основные тенденции в развитии способности человека познавать мир состоят в воз-

растании абстрактности и логической связности мышления. Возрастает скорость интеллектуальных процессов, укрупняются семантические блоки, которыми оперирует мышление, увеличивается информационная емкость вычислительных единиц (высказываний). Молодые люди в современных условиях для того, чтобы быть конкурентоспособными должны развить с помощью учебного заведения такие навыки, как: способность к общению, работа в команде, умение разрешать проблемы, адаптивность, готовность учиться всю жизнь. И более того, сегодня работодатели-производственники при приеме на работу молодых специалистов как первое требование ставят не узкий профессионализм, а талант и человеческую порядочность, способность работать много и добросовестно. А с квалификационной точки зрения наиболее ценится умение делать то, чему напрямую в вузе не учили, способность адаптироваться к совершенно новым задачам и сферам деятельности. При этом важная задача социогуманитарных дисциплин в процессе обучения - передать и привить особый интерес к интеллектуальному порыву, поиску и высокому напряжению духовной энергии. Способности, которые ценят работодатели в условиях экономики, основанной на знаниях, касаются устного и письменного общения, командной работы, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть, находчивости, умения адаптироваться к переменам . Многие их этих способностей предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые обычно не прививаются в процессе обучения научно-техническим дисциплинам. Из этого неумолимо следует необходимость более тесной интеграции точных и гуманитарных наук. Следовательно, в эпоху НТР, крайне важно обогащать учебные программы за счет включения в них синтетических предметов. Гармоничное интеллектуальное дополнение к работе по специальным научно-техническим дисциплинам или программам профессионального обучения поможет расширить базу знаний и еще больше развить в студентах любовь к обучению .

В современном мире четко обозначились следующие тенденции развития высшего образования:

1. Увеличение продолжительности времени общего образования.

2. Необходимость непрерывного образования (на протяжении всей жизни).

3. Индивидуализация высшего образования.

4. Рост значимости методологических знаний и аналитических навыков.

Обратим внимание на важность непрерывности образования в наши дни. Совершенно очевидно, что образование без непрерывного продолжения это скоропортящийся продукт. Так половина знаний инженера устаревает за 5 лет, врача за 7 лет. Нарастающие темпы изменений требуют новых подходов к ведению всех составляющих бизнеса, все время нужны новые идеи. Возникает противоречие между возрастающим количеством и сложностью проблем и умением людей решать их.

Указанные тенденции ярко прослеживаются на примерах стран, лидирующих в мировом развитии. Признанным лидером мирового развития являются США. В США развитие высшего образования сегодня является одним из главных социально-экономических приоритетов государства! Несмотря на проводившиеся сокращения государственных расходов, постоянно осуществлялось стимулирование государственных инвестиций в науку и технологии, образование и переподготовку рабочей силы. Развивалась социальная инфраструктура современной рыночной экономики. В стране множество самых разнообразных учебных заведений высшего образования. Одна из особенностей высшего образования США - множество учебных заведений, дающих общее образование. Но даже в таких учебных заведениях студентам предлагают получить и конкретную специальность, близкую к техническому профилю (другими словами, у студентов есть возможность получить специальность при их желании). Существуют также и заведения, дающие высшее инженерное образование. В этих учебных заведениях, дающих первоклассное техническое образование, обязательно существуют гуманитарные курсы (!) для того, чтобы исключить однобокую подготовку специалистов.

Современные задачи высшего образования США состоят в максимальном расширении доступа к образованию представителям различных социальных групп, прежде лишенных такой

возможности. А также предоставления им качественного высшего образования. Для школьного же образования основная задача - всемерное усиление подготовки по математике и техническим дисциплинам.

Другой лидер современного мира - Япония. Продолжительность школьного образования составляет в этой стране 12 лет, и еще четыре года - получение высшего образования. Основной задачей образования провозглашается воспитание патриота Японии, ее гражданина. Опросы, проведенные в Японии после трагедии на АЭС в Фукусиме, показали, что японцы не собираются иммигрировать в другие страны, более того, они не мыслят себе жизни вне пределов Японии. Один из основных предметов в Японии это японский язык! Строжайше соблюдается требование в обязательном порядке освоения всех учебных дисциплин. Только в этом случае можно получить документ об образовании. У них нет возможности выбрать облегченное изучение (как предлагается сейчас в России) какого-либо предмета и сконцентрироваться на другом (нужном, по мнению учащегося) предмете. А вот усиленно заниматься для поступления в вуз, это, пожалуйста. Это только приветствуется, заниматься сверх обязательной насыщенной и сложной программы.

Неравенство в доступе к образованию - одно из самых пагубных неравенств и для индивида и для общества в целом, которое только может быть в наше время. Не предоставленный шанс молодому человеку получить современное образование обрекает его остаться недоразвитым, неполноценным в современной экономике знаний. Не случайно вопросам качества образования, и, что крайне важно, его доступности для всех слоев населения вне зависимости от величины получаемого дохода уделяется пристальное внимание в развитых странах (в первую очередь в США) и особенно в Китае и Индии. Поэтому важным является изучение возможностей для использования опыта развитых и развивающихся стран в предоставлении равного доступа к образованию и, прежде всего, лицам из малообеспеченных семей, получающим высшее образование.

Используя средства государства, необходимо стремиться предоставить равные возможности для желающих получить образования из всех слоев населения и, в особенности, тем из них, кто получает низкие доходы, поскольку в современном мире без широкого и эффективного развития образования населения экономического развития не бывает.

В США в целях развития доступа к образованию был реализован ряд налоговых мер. Введены крупные налоговые льготы для индивидуальных налогоплательшиков на получение образования, особенно высшего, в том числе, разрешение на вычет из налогооблагаемого дохода процентов по займу, полученному для обучения в университетах (в сумме до 1 тыс. долл. в год) . При этом предельные ставки подоходного налога не только не снизились, но даже несколько возросли, что позволило сохранить налоговую структуру бюджета. Фактически была реализована идея, распространенная в США уже в XIX в. и отстаиваемая в числе прочих и русским экономистом А. А. Исаевым, - чем крупнее получаемый индивидом доход, тем больше в нем доля, обязанная своим происхождением существованию государства, его многочисленных и разнообразных учреждений; чем доход меньше, тем больше доля, являющаяся плодом личных усилий индивида. Поэтому, как носитель финансовых прав, государство должно, прежде всего, отыскать наибольший доход, наиболее обязанный ему своим происхождением, и делать его отправной точкой для взимания налогов .

В России очень велик разрыв в доходах населения. Более трети россиян живут крайне стесненно в средствах. Понятно, что лишний рубль дохода для бедного человека значит больше, чем для богатого. И очевидно, что не являются равными возможности получения образования для этих групп населения. Отражается ли эта ситуация в регулирующей деятельности государства? Сглаживается ли государством неравенство в возможности получения образования для разных слоев населения кроме введения ЕГЭ? Ведь от этого напрямую зависит, как будет развиваться промышленность и вся экономика в целом, займет ли страна передовые позиции в мире в области высоких (в том числе информационных) технологий в эпоху бурно нарождающе-

гося информационного общества или будет продолжать жить только за счет сырьевых ресурсов. Однако ответа на эти вопросы пока нет. Можно отметить, что в последнее время отмечается все более отчетливая тенденция к замедлению динамики реальных располагаемых денежных доходов населения. Продолжает оставаться высокой и даже несколько выросла за последние годы дифференциация населения по уровню доходов.

Еще в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2002-2004 гг.» в разделе "Политика государства в сфере образования" была обозначена приоритетность развития образования как необходимого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. И прямо прописано равенство доступа к образованию для всех слоев. Но еще раз зададимся вопросом: "Возможно ли при существующей громадной разнице в доходах, естественным порядком, без вмешательства государства прийти к равенству доступа к образованию?". Для нас по прежнему актуальны слова Джеймса Вулфенсона (бывший президент Всемирного банка), сказанные им 14 апреля 1997 г. в программе НТВ «Герой дня»: "Если вы оставите население на уровне выживания, вы не сможете иметь будущего" .

Стоит отметить, что тенденции скудного выделения средств на народное образование имеют в России вековую историю. Об отставании в народном образовании от других стран и недостаточности выделяемых на образование сумм много писалось еще в начале ХХ в. "...если мы хорошие дороги проведем, но население будет оставаться во тьме, то дороги порастут травой, но если сделаем население образованным, то оно само настроит себе дорог" . Но может ли государство изыскать средства для обеспечения образования и проследить за их эффективным использованием? Да может, если научится, а точнее захочет забрать там, где эти средства есть.

Так что пока мы только можем поставить вопросы: 1. Знает ли государство, где и с кого брать средства на образование и сумеет ли оно создать необходимую для современных условий систему налогообложения? 2. Какие возможности имеют выходцы из малообеспеченных семей для получения качественного высшего образования? 3. Какие льготы имеют лица (из малообеспеченных семей), получающие высшее образование?

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. - Харьков, 1929.

2. Болотин И.С. Технологии управления персоналом трудовой организации // Новые материалы и технологии НМТ - 2008: материалы Всероссийской научно-технической конференции. - М.: МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. - 2008. - Т. 3.

3. Волобуев В.П. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4.

4. Высшее образование: в поисках компромисса между общественной ценностью и требованиями рынка / под общ. ред. Р. С. Гринберга. - М.: РАН Институт Экономики, 2007.

5. Исаев А.А. Наши финансы и подоходный налог. - М.: Аспект-Пресс, 2008.

6. Наумов И. Премьер призвал ректоров настроить образование под запросы экономики и рынка труда // Независимая газета. - 2011. - 25 августа.

7. Марцинкевич В. Национальная модель социально-экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1.

9. Обзор мировой экономики. Глава 5 доклада МВФ // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - № 1.

10. Озеров И.Х. Финансовая реформа в России. Откуда у нас государство берет деньги и на что их расходует. - М., 1906.

11. Романкова Л.И. Социальные технологии в инновационном развитии высшего образования: депонент в ИНИОН РАН, № 99. - М.: Министерство образования Российской Федерации НИИВО, 1999.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1962.

13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. - М.: Весь мир, 2003.

14. Сорокина Н.Д. Управление инновациями в вузах. Социологический анализ. - М.: КАНОН, 2009.

HIGHER EDUCATION IN MODERN WORLD

The article considers the priorities of the state policy in the sphere of education, tendencies of development of higher education in the world, formulate the requirements to the modern education.

Key words: education, the education process. Higher school of innovation in education, society technology, knowledge economy.

Суворов Николай Александрович. 1953 г.р., окончил Таджикский государственный университет (1976), ВА им. Ф.Э. Дзержинского (1993), Экономическую академию Минэкономики РФ (1994), старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 24 научных работ, область научных интересов - социология управления и образования, экономика государственного сектора, налоговые системы и налоговая политика.