Министерства монголии. Органы исполнительной власти монголии

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МОНГОЛИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВОМОНГОЛИИ

В декабре 1911 в городе Урге (ныне Улан-Батор) провозглашена независимость Монголии.

26 ноября 1924 года парламент страны (Великий народный хурал - ВНХ) провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР) и принял первую конституцию. Вплоть до 1990 года Монголия являлась социалистической страной с одной правящей партией - Монгольской народно-революционной партией.

21 ноября 1991 года Великий народный хурал принял решение изменить название страны и после вступления в силу новой конституции (12 февраля 1992 года) МНР стала называться Монголия.

Монголия - парламентское государство с местным самоуправлением.

В Монголии недопустимо образование автономных территорий.

Конституция страны принята в 1992 году. Она гарантирует основные права граждан Монголии, включая свободу слова и политических убеждений. Согласно Конституции, главой государства является президент, а высшим законодательным органом – однопалатный Великий Государственный Хурал.

ПРЕЗИДЕНТ МОНГОЛИИ

Президент страны является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается на 4-летний срок путем всенародного голосования. Президентом Монголии может быть избран гражданин Монголии, достигший возраста 45 лет, постоянно проживающий на родине последние пять лет. Президент может переизбираться ещё на один срок. В отсутствие президента функции главы государства исполняет председатель Великого государственного хурала.

Президент Монголии - Цахиагийн Элбэгдорж.

ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУРАЛ

Законодательную власть осуществляет парламент - Великий государственный хурал (ВГХ) (монг. Улсын Их Хурал). Парламент Монголии. Высший законодательный орган страны состоит по Конституции 76 членов. Основная форма деятельности - сессии, которые заседают при наличии не менее 2/3 всех членов парламента.

Возглавляют ВГХ председатель, зампред и генсекретарь, избираемые тайным голосованием из его состава. Парламент формирует высшую исполнительную власть в Монголии - правительство во главе с Премьер министром.

Великий государственный хурал в сотрудничестве с правительством создаёт законы и принимает решения об вступлении их в силу. Политические партии, представленные в парламенте, выдвигают кандидатуры для прямых президентских выборов. Хурал утверждает кандидатуру премьер-министра (предлагаемую президентом) и других министров. Великий государственный хурал вправе преодолеть вето президента на законопроект, для чего требуется 2/3 голосов. Такое же количество голосов требуется для изменения конституции.

Каждый из 76 членов парламента представляет свой избирательный округ и выбирается простым большинством на срок четыре года. Выборы признаются состоявшимися только при 50 % явке избирателей. Монгольские граждане могут голосовать с 18-летнего возраста при условии проживания на территории Монголии. Баллотироваться могут граждане старше 25 лет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое ВГХ по предложению премьер-министра и согласованию с президентом. Кандидатуру главы Кабинета министров представляет на рассмотрение ВГХ президент. Правительство подотчётно ВГХ.

Глава Правительства - Премьер- министр страны назначается Великим Государственным Хуралом (Парламент Монголии). Премьер-министр Монголии - Сухбаатарын Батболд назначен в 2009 году. Министры назначаются по отдельности Великим Государственным Хуралом.

Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля

Государство в Центральной Азии.
Территория - 1566,5 тыс. кв.км. Столица - г.Улан-Батор.
Население - 2,438 млн.чел. (1996 г.); свыше 90% - монголы.
Официальный язык - монгольский.
Религия - буддизм в форме ламаизма.
Первое единое государство монголов основал в начале XIII в. Чингисхан, провозглашенный в 1206 г. великим ханом. Он и его преемники в ходе завоевательных войн в Азии и Европе создали Монгольскую империю, которая просуществовала до последней трети XIV в. В XVII в. Монголия по частям была завоевана маньчжурами и до 1911 г. находилась в составе Цинской империи. В 1911 г. была провозглашена независимость Монголии и восстановлена национальная государственность в форме феодально-теократической монархии во главе с богдыханом, высшим духовным иерархом ламаистской церкви в стране. С 1915 до 1919 г. страна находилась под формальным сюзеренитетом Китая. В 1921 г. в Монголии при поддержке советских войск победила Народная революция; в ноябре 1924 г. провозглашена Монгольская Народная Республика. В 1940 г. объявлено о начале строительства социализма. В 1990-1992 гг. страна перешла к многопартийной системе, начаты рыночные реформы.
Государственное устройство

Монголия - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 21 аймак (аймаки делятся на сомоны) и столица.
Действует Конституция Монголии от 13 января 1992 г., вступившая в силу 12 февраля 1992 г. (до нее были конституции 1924, 1940, 1960 гг.).
По форме правления Монголия - парламентско-президентская республика с некоторыми элементами советской республики (согласно Конституции Великий государственный хурал является высшим органом государственной власти, которому подотчетны Президент и Правительство). Политический режимде мократия в процессе становления.
Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент Великий государственный хурал (ВГХ) в составе 76 членов, избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 4 года. ВГХ может прекратить свою деятельность досрочно только в результате самороспуска. Соответствующее решение Хурал может принять не менее 2/3 всех его членов.
ВГХ вправе выносить на обсуждение любые вопросы внутренней и внешней политики государства. Его исключительная компетенция: определять основы внутренней и внешней политики; принимать законы, вносить в них дополнения и изменения; по представлению Правительства Монголии ратифицировать и денонсировать международные договоры; определять финансовую, кредитную, налоговую и денежную политику государства, основные направления социально-экономического развития страны, принимать программу деятельности Правительства, государственный бюджет и отчет о его исполнении; назначать, освобождать и принимать отставку Премьер-министра, членов Правительства, а также других органов, законодательно подотчетных непосредственно ВГХ; осуществлять контроль и проверку исполнения законов и других решений ВГХ; объявлять чрезвычайное или военное положение по всей территории страны или в некоторых ее частях, утверждать и отменять указы Президента по этим вопросам.
ВГХ осуществляет свои полномочия через сессии и другие формы деятельности. Кворум сессии считается состоявшимся при явке абсолютного большинства членов ВГХ, а все вопросы решаются большинством участников сессии, если иное не оговорено в Конституции и других законах.
Правом законодательной инициативы обладают Президент Монголии, члены ВГХ и Правительство. ВГХ официально публикует законы Монголии, которые вступают в силу через 10 дней после публикации, если иное не оговорено законом.
Президент может налагать вето на утвержденные ВГХ законы и другие решения в целом или на их часть. Наложенное Президентом вето обсуждается ВГХ, и если 2/3 всех членов, принявших участие в сессии, отвергает его, то данный закон или решение считается вступившим в силу.
Глава государства - Президент, являющийся символом единства монгольского народа, главнокомандующим вооруженными силами страны. Он избирается на альтернативной основе путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 4 года. Президент может переизбираться еще только на один срок.
Во внешнеполитической области Президент представляет Монголию во внешних сношениях, по согласованию с ВГХ заключает международные договоры, назначает и отзывает глав полномочных представительств Монголии в иностранных государствах; принимает верительные и отзывные грамоты глав полномочных представительств иностранных государств, аккредитованных в Монголии.
В сфере внутренней политики Президент предлагает ВГХ кандидатуру на пост Премьер-министра, выдвинутую партией, получившей большинство мест в ВГХ, или, в случае отсутствия такой партии, кандидатуру, согласованную со всеми партиями, представленными в ВГХ; вносит в ВГХ предложение об отставке Правительства; по вопросам, относящимся к его полномочиям, дает указания Правительству. Если Президент издает указ по этим вопросам, он вступает в силу после подписания его Премьер-министром.
Президент обладает также рядом других обычных полномочий главы государства: осуществляет право отлагательного вето, присуждает высокие государственные и воинские звания, награждает орденами и медалями; дарует помилование; решает вопросы гражданства.
Согласно Конституции (ст.35) Президент в своей деятельности подотчетен ВГХ. В случае, если он нарушает присягу, Конституцию и свои полномочия, ВГХ по заключению Суда конституционного надзора подавляющим большинством голосов отправляет его в отставку.
Если указы Президента не соответствуют закону, то он сам или ВГХ отменяют их.
Исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Премьер-министра и членов, которые назначаются парламентом. Кандидатуру на пост Премьер-министра предлагает ВГХ Президент. Однако она выдвигается партией парламентского большинства, а если такой партии нет - согласовывается Президентом со всеми партиями, представленными в ВГХ. Премьер-министр Монголии по согласованию с Президентом представляет на рассмотрение парламента предложения по структуре и составу Правительства. По представлению Премьер-министра члены Правительства персонально обсуждаются и назначаются ВГХ.
Правительство разрабатывает и вносит в ВГХ основные направления экономического и социального развития, единой политики в области науки и технологии, финансово-кредитный план, государственный бюджет; выполняет принятые решения; осуществляет оперативное руководство центральными органами государственного управления, направляет деятельность местных органов власти; проводит государственную внешнюю политику; по согласованию с ВГХ и с последующей ратификацией их заключает и исполняет международные договоры Монголии, в том числе межправительственные, прекращает их действие.
Конституция закрепляет принцип подотчетности Правительства ВГХ. В качестве форм политической ответственности Правительства перед парламентом Конституция устанавливает отчеты Правительства и вотум недоверия. ВГХ выносит на свое обсуждение вопрос об отставке Правительства по официальному предложению не менее четверти своих членов, требованию Президента или самого Правительства.
Правительство в рамках своих полномочий принимает постановления и директивы, соответствующие действующему законодательству и подписываемые Премьер-министром и министром, курирующим данные вопросы. Если постановления и директивы не соответствуют законодательству, то они отменяются самим Правительством или ВГХ.

Официальное название - Монголия (с февраля 1992, до этого с 1924 - Монгольская Народная Республика). Расположена в Центральной Азии. Площадь 1566,5 тыс. км2, численность населения 2,44 млн чел. (2002). Государственный язык - монгольский. Столица - г. Улаанбаатар (Улан-Батор) (до 1924 - Урга, 821 тыс. чел., 2003). Государственный праздник - Наадам (День победы Народной революции) 11-12 июля. Денежная единица - тугрик (равен 100 мунгу).

Член ООН (с 1961), МВФ (с 1990), Движения неприсоединения (с 1991), ВТО (с 1997), ассоциированный член АТЭС (с 2000) и др.

Достопримечательности Монголии

География Монголии

Расположена в северной части Центральной Азии, между 87°50’ и 119°54’ восточной долготы и 41°32’ и 52°16’ северной широты. Граничит с РФ на севере (3543 км) и КНР на юге (4673 км).

Мировой водораздел делит Монголию на две различные по своей природе области - северную, которая по природным условиям является продолжением восточносибирских ландшафтов, и южную, относящуюся к пустынным и полупустынным районам Центральной Азии. Пустыни занимают сравнительно небольшую территорию Монголии, что объясняется её высоким расположением над уровнем моря. Горы занимают более 40% общей площади Монголии. Большая часть территории страны находится на высоте 1000-3000 м. На западе и северо-западе страны - Монгольский Алтай (высота до 4362 м), Гобийский Алтай, Хангай, на востоке и юго-востоке - равнины Гоби (высота 1000-2000 м). Преобладают степи: на юге полупустыни и пустыни, в горах местами лесостепи и хвойные леса.

В Монголии имеется более 800 месторождений 80 видов полезных ископаемых, из них почти 600, где имеются более 8000 выходов руды, в т.ч. золота, меди и молибдена, свинца, олова, вольфрама, железа, урана, серебра, магнезита талька, слюды, алебастра, асбеста, графита, битума, каменного и бурого угля, селитры, фосфорита, плавикового шпата, полудрагоценных камней, хрусталя, строительных материалов. На 70% месторождений ведётся разведка и оценка запасов полезных ископаемых. В центральной зоне месторождения «Оую толгой» (Южногобийский аймак) выявлены мощные пласты породы, содержащей до 3,5% меди и до 0,40 г золота на тонну. В западной зоне месторождения установлены запасы золотого и медного оруднения порфирного вида в 821 млн т, содержащих более 390 т золота и 3,5 млн т меди.

По природным условиям М. можно разделить на четыре географические зоны: лесостепную, степную, полупустынную и пустынную. В первых двух зонах наибольшее распространение получили различные каштановые почвы, составляющие почти 60% всех почв страны. Для полупустынной и пустынной зон характерны бурые малогумусные почвы со значительным распространением солончаков, а также песков.

Климат сухой, резкоконтинентальный.

Главные реки: Селенга, Керулен, Онон, Орхон. Крупные озёра: Убсу-Нур, Хубсугул.

На территории Монголии встречаются растения нескольких тысяч видов; св. 500 видов являются ценным лекарственным сырьём. Насчитывается ок. 130 видов млекопитающих, св. 360 видов пернатых, 70 видов рыб; многие виды являются редкими.

Население Монголии

Средняя плотность населения - менее 2 чел. на 1 км2; в Улан-Баторе 162 чел. на 1 км2. Более 50% населения до сих пор проживают в юртах.

Доля городского населения, по данным 2003, составляет 56%. Среди внутренних мигрантов больше мужчин. Мигрируют в основном в Улан-Батор и центральные плодородные районы страны. В 2003 население Улан-Батора - св. 1/3 населения Монголии. В 2002 в столицу из различных регионов переселились 23 778 чел.; из Улан-Батора в сельскую местность переехали 600 чел. Всего в 1998 2002 в Улан-Батор переехало 95,4 тыс. чел. В Улан-Баторе, а также в центрах Орхонского, Дархан-Ульского, Восточного и Хубсугульского аймаков проживает 40,6% всего населения Монголии и 71,6% всего городского населения. Процесс миграции сельских жителей в города, особенно в столицу, и обезлюдение окраинных районов связаны со сложной социально-экономической ситуацией в регионах.

По неофициальным данным на 2002, число монголов, выехавших за рубеж, составляет 300 тыс. чел.

В последние годы в стране наметилась тенденция к увеличению рождаемости. Снизилась общая смертность. В 2002 материнская смертность сократилась на 7% по сравнению с 1996-2000. В 1963 в Монголии насчитывалось 99,7 тыс. чел. старше 60 лет, а в 2000 - 124,3 тыс. Возраст выхода на пенсию: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет.

Этнический состав: халха-монголы (81,5%), казахи (4,3%), дэрбэты, баиты, дариганга, захчины, буряты, оолды и другие народности. Языки: монгольский, казахский (в Баян-Ульгийском аймаке), диалекты монгольского языка.

Основные религии: буддизм (ламаизм), христианство. 70-80% населения Монголии считают себя верующими буддистами. В 2001 в стране насчитывалось более 180 официально зарегистрированных религиозных организаций, из них 110 буддийских, 60 христианских и др.

История Монголии

В древности на территории Монголии существовали племенные союзы хунну, сяньби и жужаней. Первое упоминание о монголах относится к сер. 1-го тыс. н.э. Монголами назывались люди, принадлежавшие к неболшому племени, проживавшему на берегах рек Онон и Керулен. В 6-12 вв. территория Монголии находилась в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов и киданьского государства Ляо. В 9 в. в Центральной Азии образовалось государство киданей, оставивших на земле Монголии многочисленные памятники своей культуры. Официальное название «монголы» появилось в нач. 13 в., когда Чингисхан создал единое монгольское государство. При нём и его преемниках образовалась Монгольская феодальная империя, распавшаяся в 14 в. В кон. 17 в. Монголия была покорена маньчжурами. В 1911 в Монголии было свергнуто господство Цинской династии и провозглашено независимое монгольское государство (феодально-теократическая монархия). В 1915 статус монгольского государства был определён в тройственном российско-китайско-монгольском соглашении как широкая автономия в рамках Китая, ликвидированная в 1919 китайскими войсками. В июле 1921 в Монголии свершилась народная революция; страна была освобождена от китайских оккупантов и провозглашена конституционной монархией во главе с богдо-гэгэном, хотя вся полнота власти фактически сосредоточилась в руках народного правительства. 26 ноября 1924 после смерти богдо-гэгэна Великий народный хурал (ВНХ) провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР). До кон. 1980-х гг. Монголия развивалась по социалистическому пути.

Под влиянием перестройки в СССР в кон. 1980-х - нач. 1990-х гг. в Монголии начался процесс обновления, приведший к мирной демократической революции 1990, в результате которой в стране произошли радикальные изменения в политической, экономической и культурной областях. Монголия проводит курс на демократическое обновление и вхождение страны в рыночную экономику.

21 ноября 1991 ВНХ принял решение изменить название страны, и с февраля 1992 МНР стала называться Монголия.

Государственное устройство и политическая система Монголии

Монголия - суверенное независимое демократическое правовое государство с парламентской формой правления (парламентская республика). Действует Конституция 1992.

Монголия делится на 21 аймак (Архангайский, Баян-Ульгийский, Баянхонгорский, Булганский, Гобиалтайский, Гоби-Сумберский, Дархан-Ульский, Восточногобийский, Восточный, Среднегобийский, Завханский, Орхонский, Увурхангайский, Южногобийский, Сухэ-Баторский, Селенгинский, Центральный, Увсанурский, Кобдоский, Хубсгульский, Хэнтийский) и Улан-Баторский административный район. Аймаки делятся на сомоны, сомоны - на баги, столица - на округа, округа - на хороны. Наиболее крупные города: Улан_Батор, Эрдэнэт, Дархан, Чойбалсан, Кобдо.

Глава государства - президент, избираемый на альтернативной основе на 4 года путём всеобщего прямого и тайного голосования. Президент может находиться у власти только два срока. Президент является также главнокомандующим Вооружёнными силами страны. Действующий глава государства - Н. Багабанди. Избран 18 мая 1997. Повторно избран 20 мая 2001.

Высший орган законодательной власти - Великий государственный хурал (ВГХ), состоящий из 76 членов, избираемых всенародно путём тайного голосования сроком на 4 года. Действующий председатель ВГХ - С. Тумур-Очир.

Высший орган исполнительной власти - правительство, формируемое ВГХ по предложению премьер-министра и согласованию с президентом. Кандидатуру главы кабинета министров представляет на рассмотрение ВГХ президент. Правительство подотчётно ВГХ. Действующий глава правительства - премьер-министр Н. Энхбаяр.

На местах власть осуществляют органы местного самоуправления: аймачные, городские, районные и сомонные хуралы, депутаты которых избираются населением сроком на 4 года.

Выдающиеся государственные деятели: Д. Сухэ-Батор (1893-1923) - основатель МНРП, руководитель монгольской народной революции 1921, Х. Чойбалсан (1895-1952) - один из основателей МНРП, премьер-министр Монголии с 1939, главком монгольской армии во время совместных операций советских и монгольских войск на Халхин-Голе; Ю. Цеденбал (1916-91) - государственный и партийный деятель, генеральный секретарь ЦК МНРП в 1940-54 и 1981-84; 1-й секретарь ЦК МНРП в 1958-81; председатель Совета министров МНР в 1952-74; председатель Президиума ВНХ в 1974-84.

До нач. 1990-х гг. в Монголии существовала однопартийная система - правящей партией являлась МНРП. В 2003 в Монголии зарегистрированы 17 политических партий. Самые крупные из них: МНРП (121 тыс. членов), Демократическая партия (ДП), партия «Гражданское мужество - Республиканская партия», партия «Отечество - Монгольская новая социалистическая партия», имеющие своих представителей в ВГХ. Другие политические партии не играют заметной роли в общественно-политической жизни страны. Проигравшая на выборах 2000 Демократическая партия и другие оппозиционные МНРП силы налаживают координацию с тем, чтобы добиться реванша на выборах в 2004. Демократическая партия и «Гражданское мужество - Республиканская партия» подписали соглашение о создании коалиции «Демократическая сила».

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Ассоциация экспортёров мяса.

Внутриполитическая ситуация в Монголии достаточно стабильная. Сформированное МНРП однопартийное правительство нацелено на проведение взвешенной и сбалансированной внутренней и внешней политики. Вместе с тем переломить сложившиеся в прошлом негативные тенденции, прежде всего в экономике и социальной сфере, пока полностью не удалось. Острой проблемой остаётся нехватка средств на социальные нужды.

Финансово-бюджетная ситуация в стране осложнилась в связи с тем, что заложенные в бюджет цены на основную экспортную продукцию - медь, козий пух, шерсть оказались ниже из-за падения мировых цен. Ситуация усугубилась в связи с природно-климатическими катаклизмами, для борьбы с которыми правительство было вынуждено использовать государственные финансовые резервы.

Правящая МНРП и оппозиционная ДП придерживаются весьма схожих по своей сути социал-демократических принципов и программ. Их соперничество не носит характер разногласий по принципиальным политическим вопросам, а сводится скорее к борьбе за доступ к государственному управлению и контролю за расходованием бюджетных средств.

Принят и вступил в действие закон о передаче земли в собственность гражданам Монголии - шаг, на который не решалось ни одно из предыдущих правительств (никогда ранее земля в Монголии не находилась в частном владении). Продолжается процесс формирования законодательной базы политического и экономического реформирования страны.

Программа приватизации, цель которой заключается в перемещении в частную собственность до 80% крупных объектов, осуществляется замедленными темпами, иностранный капитал не проявляет ожидаемого интереса к приватизируемым объектам.

После 1990 внешние связи Монголии заметно расширились. В 1994 ВГХ утвердил Концепцию внешней политики Монголии. Расширение связей с внешним миром для Монголии - страны, не имеющей выхода к морю, является одним из важнейших условий для проведения политических преобразований и рыночных реформ. Внешнеполитическая деятельность всех ветвей власти концентрировалась на изыскании дополнительных финансовых средств за рубежом. В 1990 создано движение стран-доноров во главе с Японией, оказывающих поддержку развитию экономики Монголии (более 30 стран и международных организаций). За это время Монголии выделено ок. 1 млрд долл. США (льготные кредиты, безвозмездная помощь). Состоявшееся в Улан-Баторе в 2002 очередное заседание Консультативной группы стран-доноров выразило готовность её участников продолжать поддерживать экономические реформы (в 2001-02 было выделено более 300 млн долл. США).

Парламент и правительство, ориентируясь на приоритетное взаимодействие с соседними РФ и Китаем, провозгласили проведение «многовекторной» политики, ввели в число приоритетов отношения с США, а также намерены расширить сотрудничество со странами АТР, Европы, международными финансово-экономическими организациями. США объявлены стратегическим партнёром Монголии. Монголия проявляет активную заинтересованность в налаживании экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подключении к региональным и субрегиональным финансово-экономическим структурам, прежде всего АСЕАН, АТЭС.

Монголия осуществляет сотрудничество с ЕС. В 1992-2001 ЕС реализовал и продолжает реализовывать в Монголии более 90 конкретных проектов (на сумму 49,2 млн евро) в рамках двустороннего сотрудничества и партнёрства. ЕС является одним из крупных инвесторов Монголии.

В ходе реформирования Вооружённых сил Монголии их численность сокращена и составляла в 2003 7000 чел. Монголия готова к возобновлению военно-технического сотрудничества с РФ. Предпринимаются шаги по развитию военно-технического сотрудничества с США, странами НАТО (ФРГ, Бельгия, Турция), Китаем, Южной Кореей, Японией, Малайзией.

В 2002 расходы на военные закупки, главным образом стрелкового оружия и боеприпасов к нему, составили 260 тыс. долл. США; закупки связаны с подготовкой частей к участию в действиях миротворческих сил ООН. Делается ставка на регулярное использование спецподразделений ВС М. в миротворческих силах ООН и их предварительную подготовку в странах НАТО и США. Монголия уже принимает участие в миротворческих операциях (Конго, Бангладеш).

Монголия присоединилась к Конвенции об уничтожении химического оружия и запрещении биобактериологического оружия; она является также участником Договора о нераспространении ядерного оружия.

Монголия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1921). 20 января 1993 подписан межгосударственный Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве.

Экономика Монголии

Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству. Поголовье скота на 1 января 2003 составляло 23,68 млн (сокращение на 10-12% по сравнению с предыдущим годом). Это сокращение не носит угрожающих размеров, так как для полного удовлетворения потребностей в мясе поголовье скота не должно опускаться ниже 15 млн голов. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 с освоением целинных земель при технико-экономической помощи СССР.

В 2000-02 сельское хозяйство переживало заметный спад. Огромный вред хозяйству был нанесён в результате глобального изменения погодных условий, повлекших за собой стихийные бедствия. В 2001-02 сбор зерновых сократился в связи с засухой. Возможность выхода из такого положения - ведение поливного земледелия и восстановление построенных при содействии СССР оросительных систем.

Промышленность: лёгкая и пищевая, горнодобывающая и горнообрабатывающая, строительство. Бюджетообразующие предприятия - ГОК «Эрдэнэт», АК «Гоби».

В 1996-2000 производство промышленной продукции сократилось в среднем на 2,4%, а перерабатывающей промышленности - более чем на 10%.

Состояние экономики начало улучшаться с 2002. Экономический рост, несмотря на низкие цены на товары монгольского экспорта на мировом рынке, в 2002 достиг 3,9% против 1,1% в 2001.

Общий объём промышленной продукции увеличился на 4,7% в 2002 против роста на 11,9% в 2001, что связано с низкими показателями горнорудной отрасли. Снижение добычи меди в связи с падением цен на неё на мировом рынке негативно отразилось на промышленном выпуске и объёме экспорта. В итоге интенсивного развития рынка недвижимости в Улан-Баторе строительство возросло на 11,0%.

В 2002-03 стабилизировалась макроэкономика, наметился экономический подъём, заметно улучшилось положение в бюджетно-финансовой сфере, увеличиваются налоговые сборы. По итогам 2001 прирост ВВП составил 1,5%. В 2002 ВВП увеличился на 3,8%, производство перерабатывающей промышленности - на 24%. В 2002 Монголия произвела более 1 млрд долл. ВВП, 80% валового продукта приходится на частный сектор.

Инфляция в июне 2003 по сравнению с тем же периодом 2002 снизилась на 2%, составив 6,3% с начала года.

Благоприятные изменения в инвестиционной среде Монголии, открытие перспективных месторождений золота, меди на юге страны способствовали увеличению прямых иностранных инвестиций. С 1991 сумма иностранных капиталовложений достигла 734 млн долл. США. Китайские инвестиции составляют 90% всего объёма инвестиций.

Монгольское правительство обеспечило все баги страны связью, аймаки подключены к сети Интернет. В каждом аймаке теперь можно пользоваться мобильным телефоном. Радиорелейные линии переводятся на цифровую систему.

Разрабатывается проект строительства «Дороги тысячелетия», рассчитанный на 12 лет, - автомобильной магистрали через всю Монголию от монголо-китайской границы до границы с РФ. В 2002 правительство приняло закон о создании свободной экономической зоны Алтанбулаг (на западе страны).

В Монголии существует более 400 туристических организаций. Старейшая из них - организация по обслуживанию иностранных туристов «Жуулчин» (1954). Успешно развиваются такие виды туризма, как групповой и индивидуальный, туры для охоты и рыбной ловли, фото_сафари, горный туризм, автомобильные и конные маршруты, туры по интересам и др. 2003 объявлен «Годом посещения Монголии».

Правительство придерживается политики ежегодного повышения заработной платы (на 20% в 2002), пенсий, стипендий. Правительство взяло на себя расходы по обучению одного ребёнка из многодетных семей скотоводов. В 2002 на эти цели выделено 2 млрд тугриков.

В 2002 в стране зарегистрировано 16 коммерческих банков. Крупнейший из них - Банк торговли и развития. В Сельскохозяйственный (ХААН) и некоторые другие банки начали внедрять иностранный менеджмент. Для улучшения финансового потенциала правительство Монголии сотрудничает со Всемирным банком и МВФ. По состоянию на июль 2003 банки Монголии являются держателями ценных бумаг общей стоимостью 45 млрд тугриков (ок. 39,5 млн долл. США). По сравнению с 2002 золотовалютный запас страны повысился на 38,6% и составил 234,8 млн долл. США.

Бюджетный дефицит в 1996-2000 составлял 12,5% ВВП. В 2000 правительство добилось уменьшения дефицита бюджета до 6,6%, в 2001 - до 4,5%, в 2002 - до 5,6% ВВП.

С нач. 1990-х гг. внешний долг Монголии ряду стран и международных организаций составил более 900 млн долл. США. Кроме того, МВФ предоставил Монголии кредит в размере ок. 70 млн. К 2002 из государственного бюджета выплачено по процентам 320 млн долл. США. В 2002 внешний долг составил 88,3% ВВП. Долг Монголии РФ по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР, составляет 11,3 млрд переводных руб. Ежегодно правительство направляет на погашение долга 20-30 млрд тугр.

По данным 2002, 13,8% населения страны находится на грани бедности, 20% считаются бедными, 16,3% - очень бедными. 80% семей, занятых в животноводстве, - бедняки. Сохраняется тенденция к дифференциации имущественного и жизненного уровня жителей аймаков, городов и отдельных регионов, что является основной причиной миграционных потоков из отдалённых районов в столицу. Нередко мигранты, переехавшие с семьями в города, пополняют ряды безработных, поскольку, как правило, не имеют ни образования, ни трудовой квалификации, тогда как в городах наблюдается переизбыток предложения на рынке труда. В 2002 на биржах труда было зарегистрировано 34,5 тыс. чел. Более 50% безработных составляют женщины. Более 62% нетрудоустроенного населения - молодёжь в возрасте 16-34 лет. В 2002 уровень безработицы уменьшился на 0,6%, однако этот показатель постоянно колеблется.

Объём внешнеторгового оборота по итогам 2001 составил 937 млн долл. США, в т.ч. экспорт -

383 млн, импорт - 554 млн. В 2002 объём внешнеторгового оборота увеличился более чем на 25%. Экспорт вырос на 36%, импорт - на 19,5%.

РФ остаётся главным внешнеторговым партнёром Монголии. В 2002 объём торговли между Монголией и РФ составил 267,6 млн долл. США, т.е. более 23% всего внешнеторгового оборота Монголии. По сравнению с 2001 объём товарооборота вырос почти на 11%. По данным на январь 2003, в Монголии действуют ок. 170 хозяйственных единиц с российским капиталом.

Монголия уделяет особое внимание сотрудничеству с Бурятией, Республикой Алтай, Иркутской, Читинской, Кемеровской и Новосибирской областями. Приграничная торговля равна 203,2 млн долл. США.

После РФ и Китая Япония занимает третье место в списке основных партнёров Монголии, а в деле оказания ей донорской помощи - первое. В 1992-2002 Япония предоставила Монголии ок. 900 млн долл. в виде безвозмездной помощи и льготных кредитов, японские инвестиции превысили 50 млн долл. США.

Наука и культура Монголии

Число грамотных людей старше 15 лет составляет 97,5%, в т.ч. 98% мужчин и 97,5% женщин. Однако в последние годы число неграмотных растёт главным образом из-за того, что за 10 лет перехода к рыночным отношениям ок. 68 тыс. детей оказались вне школы. Если в прежние времена безграмотными были в основном сельские жители, то сейчас растёт число неграмотных горожан. В рамках программы ООН «Всеобщая грамотность», принятой по инициативе Монголии, разрабатываются стратегические планы реализации до 2015 мер по изменению стандартов и содержания обучения детей и подростков, не владеющих грамотой.

Монголия готовится к переходу на 11-летнюю систему обучения в общеобразовательных школах. В 2000 в стране было 650-660 школ, в 2002 - 700. Общее число учащихся в общеобразовательных школах в 2002 составило 526 тыс. чел.

С кон. 1990-х гг. общее число людей с высшим образованием увеличилось на 7,6%, причём лидируют по этому показателю женщины, хотя по занятости они уступают мужчинам.

На кон. 1990-х гг. в Монголии имелось 23 НИИ и центра и 8 государственных научно-производственных корпораций. В системе АН Монголии работает 9 НИИ. При премьер-министре создан Национальный совет по науке и технологиям.

Монголия - страна древней, богатой традициями культуры. Монголы имели собственную официальную письменность со времён Чингисхана. Старая письменность является вкладом монгольских кочевников в мировую цивилизацию. Широко известны такие литературные памятники, как «Монголын Нууц Товчоо» («Сокровенное сказание») (13 в.), «Цагаан туух» (17 в.), «Алтан товч» (18 в.) и др., а также памятники буддийской литературы. Богатые традиции имеют изобразительное искусство, музыкальная и театральная культура монголов.

Исторические и культурные памятники в Монголии охраняются государством. Политика государства направлена на сохранение и возрождение культурных традиций народа. Ежегодно в Монголии празднуется день рождения Чингисхана.

Органы исполнительной власти Монголии

Структура Правительства Монголии приведена в нижеследующей таблице:



ПРЕМЬЕР-МИНИСТР МОНГОЛИИ

в подчинении:

Центральное разведывательное агентство

Комитет государственного имущества

Служба информационно-коммуникационных технологий и почтовой связи

Комитет регулирования коммуникаций

Комитет государственного развития и инноваций

Агентство атомной энергетики

Государственный комитет по вопросам гендерного равенства


http://www.gia.gov.mn/

http://www.spc.gov.mn/

http://www.ictpa.gov.mn/
http://www.crc.gov.mn/

http://www.ndic.gov.mn/english/

http://www.nea.gov.mn/

http://www.gender.gov.mn/


ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

в подчинении:

Служба по интеллектуальной собственности

Центр стандартизации и метрологии

Служба по защите от недобросовестной конкуренции

Служба государственной регистрации

http://www.ipom.gov.mn/

http://www.masm.gov.mn/

http://www.ursulduun.mn/

http://www.registrationmongolia.com/


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

в подчинении:

Государственная служба по делам детей

Национальное агентство специальных расследований

Агентство по делам чрезвычайных ситуаций

Государственный комитет по борьбе со СПИД/ВИЧ

http://www.nac.gov.mn/

http://www.inspection.gov.mn/

http://www.nema.mn/

http://www.nca.mn/


Секретариат Кабинета Правительства Монголии

в подчинении:

Академия управления

Агентство государственной и правительственной службы


http://cabinet.gov.mn/
http://www.aom.edu.mn/

http://www.sgsa.gov.mn/


Министерство иностранных дел и торговли

в подчинении:

Агентство иностранных инвестиций и внешней торговли



http://www.mfat.gov.mn/
http://www.investmongolia.com/

Министерство финансов

в подчинении:

Налоговая администрация Монголии

Таможенная служба


http://www.mof.gov.mn/
http://www.mta.mn/

http://www.ecustoms.mn/


Министерство юстиции и внутренних дел

http://www.mojha.gov.mn/

Министерство природы, окружающей среды и туризма

http://www.mne.mn/index.php?lang=eng

Министерство обороны

http://www.mod.gov.mn/

Министерство образования, культуры и науки

http://www.mecs.gov.mn/

Министерство дорожного строительства, транспорта, строительства и городского развития

http://www.mrtcud.gov.mn/

Министерство социальной защиты и труда

http://www.mswl.gov.mn/

Министерство продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности

http://www.mofa.gov.mn/

Министерство природных ресурсов и энергетики

http://www.mmre.gov.mn/

Министерство здравоохранения

http://www.moh.mn/

Обзор экономики Монголии

ВВП Монголии по паритету покупательной способности в 2009 году составил примерно 9.435 миллиарда долл. США, или 150-е место в мире. В 2009 году зафиксировано снижение ВВП на 1% по сравнению с 2008 г. Для сравнения, в предыдущий период экономика страны росла примерно на 9% в год. По ВВП на душу населения Монголия занимает 166 место в мире с 3.100 долларами США на человека.

Доли отраслей в ВВП Монголии (2009г.):

Сельское хозяйство: 21.2%

Промышленность: 29.5%

Услуги: 49.3%

В сельском хозяйстве заняты 34% работоспособного населения, в промышленности – 5%, в сфере услуг – 61%. Уровень безработицы составляет примерно 2,8%. Численность населения, проживающего за чертой бедности, по данным на 2004 г., составляет 36,1%.

Экономика Монголии сильно зависит от ближайших соседей. Так, 95% потребляемых нефтепродуктов и значительную часть электроэнергии Монголия импортирует из России. Более половины внешнеторгового оборота Монголии составляет торговля с КНР – примерно 2/3 монгольского экспорта направлены в Китай. Монголия – член ВТО с 1997 года.


Основные отрасли экономики Монголии.

Пастбищное животноводство. Пастбищное животноводство по-прежнему остается главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчете на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека). Существенный прогресс был достигнут также в племенном животноводстве и ветеринарии.

Земледелие. В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х существует экспериментальное садоводство, а в заалтайской Гоби – даже бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

Промышленность. Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.
Природные ресурсы. Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц), в некоторых частях страны торговля мехом составляет важный источник дохода населения. В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.

Сырьевая база страны содержит залежи меди, золота, угля, молибдена, плавикового шпата, урана, олова, вольфрама. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Тавын-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму.

Добыча полезных ископаемых активно привлекает иностранных инвесторов. Большинство прямых иностранных инвестиций вложено именно в добывающую отрасль Монголии. В октябре 2009 года Правительство Монголии подписало инвестиционное соглашение по разработке медного месторождения Оюун-Толгой, которое является одним из крупнейших в мире.


Внешняя торговля Монголии

По итогам 2010 года сальдо внешнеторгового оборота Монголии отрицательное и составило -378,7 миллиона долл. США.

Экспорт в 2010 году составил 2,899 миллиарда долларов США. Основными статьями экспорта Монголии являлись медь, одежда, продукция сельского хозяйства, кашемир, шерсть, плавиковый шпат, цветные металлы и уголь. Основные партнеры в экспорте: КНР 84,4%, Канада 4,9%, Россия 2,7%, Великобритания 2,3%.

Импорт в 2010 году составил 3,278 миллиарда долларов США. Основные статьи импорта: нефтепродукты, машины и оборудование, строительная и тяжелая техника, продукты питания, промышленные товары, продукция химической промышленности, строительные материалы, сахар, чай. Партнеры в импорте на 2010 г.: Россия 33,3%, КНР 30,1%, Япония 6%, Республика Корея 5,6%, США 4,9%, ФРГ 2,7%.


Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Монголией

В 2010 году оборот взаимной торговли России и Монголии увеличился по сравнению с 2009 годом на 41,7% и составил 1015,6 млн. долларов, при этом российский экспорт возрос на 43,2% (до уровня 936,6 млн. долларов), а импорт из Монголии увеличился на 25,7% (до 79,0 млн. долларов). Положительное сальдо России в торговле с Монголией составило в 2010 году 857,6 млн. долларов.

В январе 2011 г. оборот взаимной торговли составил 117 млн. долларов США (+ 51,4% к уровню января 2010 года), в том числе российский экспорт - 113 млн. долларов (+54,6%) и российский импорт из Монголии – 4,0 млн. долларов (-4,3%).
Товарооборот между Россией и Монголией в 2006-2011 гг.

(по данным ФТС России)

(млн. долларов США)



2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

январь


ОБОРОТ

527,6

677,0

1 170,8

716,9

1015,6

117,0

динамика в %

113,3

128,3

172,9

61,2

141,7

151,4

ЭКСПОРТ

489,9

628,8

1 099,9

654,1

936,6

113,0

динамика в %

110,5

128,3

174,9

59,5

143,2

154,6

ИМПОРТ

37,6

48,2

70,9

62,8

79,0

4,0

динамика в %

167,9

128,2

147,0

88,6

125,7

95,7

САЛЬДО

452,3

580,6

1 029,0

591,3

857,6

109

Основу российского экспорта в Монголию в 2010 году составили поставки следующих товаров: минеральные продукты (нефтепродукты) – 67,5%, продовольственные товары и сельхозсырье – 13,5%, машины, оборудование и транспортные средства - 8,0 % от всего объема экспорта.

В структуре российского импорта из Монголии основную долю составляют: минеральные продукты (плавиковый шпат) – 65,6%, продовольственные товары (мясо и мясопродукты) и сельхозсырье – 32,6%.
Основные внешнеторговые партнеры Монголии в 2010 г.

(по данным Национального управления статистики Монголии)


Страна

Доля в обороте (%)

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Внешнеторговый баланс

Объем

(млн. долларов США)


+/-

к 2009 г.


Объем

(млн. долларов США)


+/-

к 2009 г.


Объем

(млн. долларов США)


+/-

к 2009 г.


за 2010 г.

(млн. долларов США)


Китай

56,0

3460,3

79,0

2460,1

76,5

1000,2

85,7

1459,9

Россия

18,9

1169,3

39,0

79,1

16,0

1090,2

41,1

-1011,1

Республика Корея

3,5

213,3

25,0

30,5


96,8

182,8

17,9

-152,3

США

2,7

164,2

39,6

4,9

-64,7

159,3

53,6

-154,4

Япония

3,2

200,6

97,2

3,0

-34,8

197,6

103,5

-194,6

Германия

1,8

110,1

28,2

22,1

41,7

88,0

25,2

-65,9

Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества

России и Монголии

Одним из основных механизмов межгосударственного сотрудничества является Российско-Монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (далее – МПК).

Визиты в Монголию Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (май 2009 года), Президента Российской Федерации Д.А. Медведева (август 2009 года), Премьер-министра Монголии С. Батболда в Россию (декабрь 2010 года) сыграли важную роль в поддержании высокого уровня политических взаимоотношений. В августовской Декларации 2009 года, подписанной президентами двух стран, обозначены приоритетные направления торгово-экономического сотрудничества, включая транспорт и улучшение транспортной инфраструктуры, совместное освоение месторождений полезных ископаемых на территории Монголии, модернизацию совместных компаний КОО «Предприятие «Эрдэнэт», КОО «Монголросцветмет» и АО «УБЖД», развитие приграничного взаимодействия.

Российской стороной в 2007-2010 гг. были приняты конкретные меры по либерализации российско-монгольской торговли:

Снижены в 2 раза ставки ввозных таможенных пошлин на меховые изделия с 20% до 10%;

Продлен срок действия ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды одежды из натурального меха (постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 518 и от 2 июня 2008 года № 422), что положительно скажется на взаимном товарообороте;

Российская сторона снизила пошлины до уровня конечного связывания или ниже по 256 тарифным линиям, являющимся частью подписанного ранее двустороннего Протокола о присоединении России к ВТО.

В ходе российско-монгольских консультаций на экспертном уровне в 2007-2010 годах прорабатывался вопрос возможного снижения ставок ввозных таможенных пошлин на традиционные товары монгольского экспорта (трикотажные изделия из козьего пуха и верблюжьей шерсти) путем включения их в схему тарифных преференций Российской Федерации. При обсуждении данного вопроса российская сторона обратила внимание монгольской стороны на то, что при включении упомянутых товаров в схему преференций, преференции такого рода будут распространяться на все преференции, входящие в перечень стран пользователей российской схемы преференций, что может создать конкурентные преимущества иностранным производителям и вызвать негативные последствия для российских производителей.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе 8-го заседания российско-монгольской Рабочей группы по либерализации взаимной торговли (Москва, 5 марта 2009 года), монгольская сторона представила проект межправительственного соглашения о торговле товарами монгольского производства в области текстильной промышленности, в рамках которого на двусторонней основе предполагалось снижение ставок таможенных пошлин.

В этой связи планировалось продолжение консультаций с монгольской стороной по согласованию доработанного с учетом предложений российских министерств и ведомств перечня товаров и выбора формата двустороннего соглашения в рамках зоны свободной торговли.

Позиция Российской стороны зафиксирована в протоколе XIV заседания Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (20 июля 2010 года, г. Улан-Батор), где монгольской стороне было предложено изложить видение возможного объема, структуры и наиболее значимых элементов соглашения о свободной торговле. Монгольская сторона, приняв к сведению информацию Российской стороны о начале деятельности таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, заявила о том, что изучит возможность начала переговоров с Комиссией таможенного союза о заключении соглашения о свободной торговле и выразила заинтересованность в продолжении переговоров по либерализации взаимной торговли и возможности заключения межправительственного соглашения о взаимных поставках некоторых видов продукции на льготных условиях.

Во время официального визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Монголии С. Батболда (14-16 декабря 2010 г.) на переговорах глав правительств двух стран была достигнута договоренность об изучении целесообразности заключения Соглашения о свободной торговле. В этих целях начата работа по формированию совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле между странами таможенного союза и Монголией. Заседания СИГ планируется провести в январе и марте 2011 г.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации планируется проведение II Российско-Монгольского делового форума. Председателем Российской части МПК И.Е. Левитиным координация подготовки и проведения Форума возложена на вице-президента ТПП России В.П. Страшко. Монгольская сторона предлагает приурочить проведение форума к официальному визиту Президента Монголии Ц.Элбэгдорджа в Москву (2011 г.).

В ходе официального визита Премьер-министра Монголии С. Батболда подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией, согласно которому 97,8% урегулируемой суммы задолженности в объеме 174,2 млн. долларов США монгольской стороной не выплачивается, а остаток в размере 3,8 млн. долларов США погашается единовременным платежом в согласованные сроки.

Проекты, находящиеся на стадии реализации:

1. Компании «Ренова», «Базовый элемент» и ОАО «РЖД» ведут работу, направленную на участие в освоении месторождения коксующегося угля «Таван Толгой» в увязке с модернизацией железнодорожного транспорта Монголии.

ОАО «РЖД» с монгольским партнером создано совместное предприятие – компания с ограниченной ответственностью «Развитие инфраструктуры», ориентированная на реализацию этих задач.

В соответствии с договоренностями глав правительств двух стран (декабрь 2010 г.) ведется работа по согласованию условий участия КОО «Развитие инфраструктуры» и ее партнеров в строительстве новых железных дорог к действующей магистрали «УБЖД» в контексте освоения ресурсных активов Монголии.

2. Сотрудничество в развитии железнодорожной инфраструктуры Монголии на основе модернизации АО «Улан-Баторская железная дорога».

В соответствии с достигнутыми договоренностями ведется работа по завершению согласования увеличения уставного капитала АО «УБЖД» на 250 млн. долларов США в равных долях (с предоставлением Монголии российского связанного кредита), что позволит существенно обновить предприятие и содействовать реализации программы развития железнодорожной инфраструктуры Монголии.

Проекты, находящиеся на стадии проработки:

1. Подготовка Госкорпорацией «Ростехнологии» предложений по внесению изменений в соглашения о деятельности компаний с ограниченной ответственностью «Предприятие Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», являющихся не только ведущими предприятиями монгольской экономики, но и крупнейшими российскими государственными активами за рубежом.

2. Сотрудничество в области разработки месторождений урана на территории Монголии в рамках создаваемой совместной КОО «Дорнод уран».

В ходе визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Монголии С. Батболда подписано Соглашение о принципиальных условиях создания совместной компании с ограниченной ответственностью «Дорнод уран» и достигнута договоренность о подписании в возможно короткие сроки учредительных документов этой компании на основе согласованных принципов.

Документы, одобренные в ходе визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Монголии С. Батболда:
1. Программа развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2011-2015 годы, состоящая из 11 разделов, содержащих конкретные задачи и отражающая основные сферы сотрудничества с Монголией. Например, горнодобывающая промышленность и транспорт, сельское хозяйство, топливно-энергетическая сфера, межбанковское, региональное и приграничное сотрудничество, наука, технологии и инновации.

2. Совместный план действий по созданию наиболее благоприятных правовых, торгово-экономических и иных условий для дальнейшей интенсификации приграничного и межрегионального сотрудничества Российской Федерации с Монголией на 2011-2012 годы.

8. Монгольское правительство и администрация

Великий хан был абсолютным монархом, и его власть, по крайней мере теоретически, была неограниченной. Как говорит Иоанн де Плано Карпини, «онобладает удивительной властью над всеми своими подданными ». Согласно заявлению монаха Бенедикта из Польши в изложении Симона из св. Квентина, когда трон был предложен Гуюку на выборном курултае, последний сказал знати: «Если вы хотите, чтобы я правил над вами, то готов ли каждый из вас делать, что я прикажу, прийти, когда бы я не призвал, отправиться, куда бы я вас ни послал, убить любого, кого я прикажу? », Они ответили утвердительно. По словам Рашида ад-Дина, «Чингис был Богом Созвездия Планет, монархом Земли и Времени и все монгольские роды и племена стали его рабами и слугами ».

Другая интересная формула, описывающая власть великого хана обнаружена в поздней монгольской летописи «Алтай Тобчи» («Золотой итог»). Согласно ей, Чингисхан был Богом Пяти Цветов. Для того чтобы понять полное значение этой фразы, мы должны вспомнить, что с древних времен китайцы обозначили стороны света цветами. Черный был цветом севера, красный – юга, синий – востока, белый – запада. Центральная территория была представлена желтым. Все вместе пять цветов символизировали весь мир.

Поскольку желтый цвет – цвет золота, это, предположительно, побудило династию Чжурчжэней принять имя Цзинь, что означает «золотая». Китайская концепция пяти цветов была принята многими евразийскими кочевниками, включая монголов. Желтый стал императорским цветом. Государственный шатер в орде великого хана стал известен как Золотая Орда (Orda Aurea, Алтай Орду). В подобном шатре был возведен на трон Гуюк. По этим же причинам монгольская императорская семья – потомки Чингисхана – были известны как Золотая Родня (Алтан Уруг).

Все подданные великого хана – монголы или вновь завоеванные народы – должны были служить государству и подчиняться воле хана. И все же существовало, по крайней мере, психологическое, различие в степени подчинения: Монголы были правящей нацией, и подданные великого хана также были избранным народом, сюзереном которого он являлся. Их родовые вожди избрали Чингисхана на трон. Им принадлежали плоды завоевания и из них избирались армейские командиры и чиновники администрации. Клянясь в неизменном повиновении вновь избранному хану Гуюку, монгольская знать ожидала от него «щедрых даров, наслаждения справедливостью и почета для каждого князя и вождя сообразно с его рангом». Тюрки Центральной Азии и Южной Руси, равно как и аланы, принимались в братство наций степей под монгольским покровительством. Оседлое население, завоеванное монголами, находилось внизу политической иерархии.

Высшее положение в этой иерархии занимал сам род Чингисхана, и в особенности его потомки – Золотая родня. Будущие императоры и ханы избирались исключительно из мужчин рода. Первоначально выбирать императора среди них могла через родовых вождей вся монгольская нация, в более поздний период это стало прерогативой курултая, состоящего лишь из родственников правящей династии. После выборов каждого великого хана члены императорской семьи должны были поддержать его политику всем своим достоянием и влиянием. Если кто-либо из них оказывался нелояльным или нарушал установления Великой Ясы иным путем, он получал предостережение великого хана, а если обнаруживалось его упрямство, то он мог подвергнуться тюремному заключению и даже смертной казни, но этого нельзя было сделать без рассмотрения вопроса собранием сородичей.

Основанием богатства и власти главных родичей были наделы, полученные ими от их предка Чингисхана. Правовая природа этих наделов – спорный вопрос. В. Владимирцов склонен называть все их улусами (государствами). Существует, однако, отличительная черта между двумя типами улусов. Многим князьям выделялось определенное количество юрт; эти семьи обеспечивали содержание господина, который, как мы знаем, мог также собирать войско, выбранное из этих людей. Все сыновья Чингисхана получили подобные наделы. В дополнение каждый сын имел определенное количество сотен или тысяч регулярной армии. Это означает, что он был не только феодальным властителем, но и наместником хана в своем улусе; его должность была должностью заместителя императора, которому вменялось в обязанность управление частью империи. Таким путем появились региональные ханства, подобные иль-ханству Персии и Золотой Орде в Южной Руси. Очевидно, что эти большие, выглядевшие как государства, улусы не были того же уровня, что и наделы более мелких принцев местного значения. Владения последних стали известны как инджю . Разумеется, правящий император также обладал собственными владениями, и они обычно значительно превышали размерами наделы его родичей. Поэтому можно сказать, что немалая часть территории и населения Монгольской империи скорее подчинялась полуфеодальному режиму, нежели органам обычной государственной администрации.

Имперские владения должны были составлять могучий экономический организм. Он имел своим центром дворец великого хана. При Чингисхане дворцовая администрация состояла из четырех частей, каждая из которых была известна как орда. При Хубилае дворцовая администрация, кажется, была централизована. Люди, приписанные к императорским владениям, снабжали дворцовые склады всем необходимым для поддержания ханского хозяйства и удовлетворения потребностей хана. Следует вспомнить, что русские, поселенные близ Пекина в 1330 г., должны были поставлять дичь и рыбу к императорскому столу. Русская колония была лишь одной из многих подобных групп поставщиков ко двору. Их работа находилась под наблюдением чиновников дворцовой администрации, каждый из которых заведовал специальным департаментом, занятым разведением лошадей и скота, сбором зерна и овощей, охотой и рыболовством. Важным должен был быть и департамент соколиной охоты. В дополнение во дворце, или же для него, работали различные ремесленники, включая ювелиров высокого класса, подобных русскому Космасу при дворе Гуюка и французу Буше при дворе Мункэ.

Давайте обратимся теперь к общей государственной администрации. Прежде всего следует подчеркнуть, что Монгольская империя была создана в процессе военного завоевания. Поэтому вполне естественно, что армия стала хребтом администрации, по крайней мере, в ранний период развития империи. Через армейских офицеров – от темника до десятника – народ узнавал приказы великого хана. Офицеры должны были находиться в постоянном личном контакте с императором: «Темники, тысяцкие и сотники, которые приходят услышать наши мысли в начале и конце года, а затем возвращаются (к своим постам), могут командовать нашими войсками; состояние тех, кто сидит в своих юртах и не слышит этих мыслей, подобно камню, который падает в глубоководье, или же стреле, которая выпущена в камыши, – они пропадают. Таким людям не подобает командовать »(Билик,разд.З). Как известно, контроль императора над армией осуществлялся через императорскую гвардию. Высшие офицеры гвардии были всегда готовы для консультаций с императором и получения приказов от него. Предположительно, они составляли нечто наподобие постоянного совета при императоре. Когда это было необходимо, собиралось заседание ханского совета. На подобных сборищах при Угэдэе присутствовали братья и старшие родичи великого хана, а также командиры всех армейских соединений.

Менее заметной, но не менее важной была роль немногочисленных высококвалифицированных и опытных гражданских советников великого хана, каждый из которых занимал место, сравнимое с постом государственного секретаря или министра. Первоначально почти все они были немонголами. Как мы видели, высшими вельможами при Чингисхане и Угэдэе были выходец из Китая, уроженец Уйгурии и мусульманин из Центральной Азии. Лишь главный судья был монголом. Сначала никому из них не давалось той власти, которой пользовался ближневосточный визирь. Следует вспомнить, что один из них, мусульманин, попытался получить власть визиря в регентство Туракины, но немедленно пал после прихода на трон Гуюка. Лишь в поздний период монгольской истории, в особенности в правление иль-ханов, визирство стало важным институтом. В Китае, начиная с Хубилая, центральные посты в администрации развивались согласно китайскому типу.

При помощи советников император устанавливал принципы деятельности правительства и основные его задачи; он так же инструктировал и контролировал крупных деятелей провинциальной и районной администрации. Последняя создавалась вокруг центров армейских округов, на которые делилась страна.

Нижеследующее высказывание Иоанна де Плано Карпини может помочь нам понять основные черты чингисхановской системы распределения армейских соединений по стране и его контроля над этой системой: «Он (хан) приказывает, где должны жить темники; темники в свою очередь, дают приказания тысяцким; последние – сотникам, а они – десятникам. Более того, когда бы, что бы и кому бы император ни приказал, будь то война, жизнь или смерть, они подчиняются ему, не прекословя ».

Глава каждого подразделения получал нагрудный знак своего ранга. В древние времена среди тюрков – и также, возможно, среди монголов – лук и стрелы служили знаком власти. Согласно тюркской исторической традиции, прародитель тюрков Огуз-хан приказал, чтобы лук был знаком командиров войск правой руки, а стрела – войск левой руки. В гуннской империи V века золотой лук являлся эмблемой власти заместителей Аттилы. По свидетельству «Тайной истории», Чингисхан награждал некоторых из своих ближайших сподвижников правом носить колчан, лук и стрелы; эта экипировка была известна по-турецки как садак или сайдак (по-древнерусски, сайдак или сагайдак ).Поскольку каждый монгольский всадник был обеспечен колчаном, луком и стрелами, Чингисхан должно быть подразумевал в этом случае не реальное оружие, а символ, знак привилегированного положения его носителя и того, что он имеет статус дархана, освобожденного от налогов. Однако в обычной администрации Монгольской империи не лук (или колчан) использовался в качестве знака, а «пластина власти», как называет ее Марко Поло. Она была известна как паице (по-русски, пайцза ).При Чингисхане знаком чиновника первого ранга была золотая пластина с головой тигра; на ней содержалась иероглифическая надпись: «Священный Декрет Тьен-це («Данного небом»), императора Чингиса. Пусть дела вершатся по воле его ».Знаком второго ранга была простая золотая пластинка с той же первоначальной формулой, сопровождавшаяся одним словом – «срочно». Серебряная пластина с той же надписью представляла знак третьего ранга. В Персии, при иль-хане Газане (1295-1304 гг.), знак высшего ранга был круглым и сделан из золота, он имел изображение головы тигра; знак второго ранга, похожий на него, был особым образом декорирован. При Хубилае пластина темника, сделанная из золота, имела выгравированную голову льва; тысяцкого – из золота или позолоченного серебра; сотника – из серебра. Когда обстоятельства требовали наделения официального лица высшей властью, символом на пластинке был кречет.

Лагерь каждого из армейских командиров становился центром местной администрации. Следует помнить, что, в отличие от императорской гвардии, армия не находилась на постоянной службе; предполагалось, однако, что возможно проведение мгновенной мобилизации. Для достижения этой цели вся страна была поделена на множество военных округов, соответствующих размеру и численности армейских соединений и названных на основании их распределения. Так, наиболее крупные районы были известны как тумены; и каждый тумен подразделялся на тысячи, сотни и десятки. В каждом таком районе, вплоть до сотни, находился руководящий штаб соответствующего армейского соединения, который в случае необходимости служил центром мобилизации.

Население каждого района поставляло по уведомлению свою часть людей и коней с полной экипировкой. Так, население каждой тысячи должно было дать во взаимодействии с низшими единицами тысячу воинов и две – пять тысяч коней. Число солдат, которых должно было поставлять население района в целом, можно назвать лишь приблизительно, поскольку точные цифры отсутствуют. Предполагается, что все население Монголии к моменту смерти Чингисхана составляло около одного миллиона человек. Чтобы обеспечить существование армии общим числом 129 000 воинов, а такой армией он обладал, каждый район должен был мобилизовать около 13% своего населения. Это число может быть сопоставлено с пропорцией воинов «ордо армий» в Китае при династии Ляо (Кидан) в XI веке и в начале XII века. Согласно китайским источникам этого периода, максимальная общая численность этих армий составляла 101 000 конников; они рекрутировались из 203 000 хозяйств с мужским взрослым населением 408 000 человек. Все взрослое население этих хозяйств должно было составлять около 800 000 человек. Поэтому пропорция воинов ко всему взрослому населению была около 12,5%.

Цифра 129 000 для монгольской армии представляла кульминацию национального прорыва в критический период экспансии. После того как главное завоевание состоялось, напряжение должно было спасть. Обычная суммарная сила чисто монгольских контингентов в императорских армиях едва ли превышала 100 000 человек. Если принять это, то соотношение воинов ко всему населению должно было примерно равняться тому, что существовало в хитанской армии, т.е. не более 10%. Это дает нам возможность привести предположительные цифры народонаселения в военных округах. Население сотни, видимо, было не менее, а возможно, и более одной тысячи, тысячи – десять тысяч и более, а тумена – сто тысяч и более.

Районные штабы становились центром гражданской, равно как и военной администрации. Через них были организованы и поддерживались системы почтово-конной (ям) и курьерской служб, а также сбора налогов. Таким образом, каждый командир более крупного армейского соединения становился одновременно гражданским наместником района. Нормальная организация почтово-конной службы была существенна для поддержания быстрой связи через курьеров между центральным правительством и его местными представительствами, равно как и для координации действий армейских соединений. Иностранные послы также имели привилегию использования лошадей. Купцам сначала разрешалось использовать ямскую службу бесплатно, но позднее Мункэ постановил, что они должны путешествовать за собственный счет. Купцы, в любом случае, имели солидную выгоду от безопасности дорог. Почтово-конные станции строились через некоторые интервалы пути на главных дорогах. По приказу Угэдэя, определенное количество всадников, возниц и служащих, равно как и коней, быков и кибиток должны были приписываться к каждой станции. Кобылы и овцы содержались на таких станциях для обеспечения путешественников кумысом и мясом; несколько коней стояли, уже оседланными для императорских курьеров. Каждый курьер носил пояс с колокольчиками: «И когда те, кто находился на следующем посту, слышали колокольчики, они готовили следующего коня и человека, экипированного таким же образом».

Был создан Ямской департамент для наблюдения за почтово-конной службой. Почтовые дороги были разделены с целью лучшей организации управления на множество районов. Лежащие рядом тумены должны были поставлять все необходимое для поддержания службы каждого ямского района. Монгольская почтово-конная служба была описана и высоко оценена Иоанном де Плано Карпини, Марко Поло и другими путешественниками. Это был, конечно же, весьма полезный и хорошо управляемый институт.

Чтобы избежать недоразумений и нарушений, чиновники и гонцы, ехавшие по делам службы, а также иностранные послы, получали пластины власти, схожие с теми знаками, что носили армейские предводители подразделений (пайцза). Эти пластины были сделаны из различного материала, в зависимости от ранга путешественника. Три серебряные пайцзы и одна железная сохранилась в Эрмитаже в Ленинграде. Пластины более низких рангов были деревянными. Путешественник с более значимой пластиной мог использовать больше коней, нежели с низшей по статусу пайцзой. Местные власти имели инструкции оказывать всяческую помощь держателям пластин. Будет уместным упомянуть, что эмблемы, подобные пайцзам, использовались в Персии до монголов. Когда Апполоний Тианский путешествовал из Экбатана в Индию в середине первого века, «идущим первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из друзей хана и ехал по воле хана ».

Достойной внимания чертой монгольской администрации являлась ее программа поддержки нуждающихся. Среди обязанностей императора была помощь бедным. Собрание высших чиновников и военных вождей при Угэдэе рекомендовало ввести специальный налог для создания благотворительного фонда. Отдельным декретом Угэдэй приказал вырыть колодцы в районах засухи, чтобы сделать их пригодными для жизни. В более поздний период, согласно имеющимся источникам, существовали зернохранилища и склады, устроенные правительством для помощи нуждающимся во времена голода. Как было сказано, последний император династии Юань также учредил программу общественных работ для регулирования течения Желтой реки.

Что же касается государственного дохода, то основная тяжесть налогов лежала на населении покоренных стран. При Чингисхане монголы не должны были платить каких-либо налогов. При Угэдэе был введен натуральный налог. Из каждого стада овец один годовалый баран должен был поставляться ежегодно к ханскому столу и одна годовалая овца из сотни овец в фонд поддержки нуждающихся. Дополнительные налоги могли быть введены в более поздний период. Однако не государственные налоги, а сборы и службы различного рода, возложенные на население владений князей, являлись тяжелой ношей для монголов в XIV и XV веках, в особенности потому, что владения князей значительно разрослись в этот период. Комплекс натуральных налогов и служб, требуемый от каждого хозяйства, был известен как албан .

Напротив, бремя налогов, которое несли побежденные народы, было тяжелым с самого начала монгольской экспансии. Каждая покоренная нация должна была во-первых, заплатить ежегодную дань монголам, а во-вторых – регулярные налоги. Они были трех основных видов, согласно трем основным социально-экономическим делениям. Городские жители (торговцы и ремесленники) должны были уплатить налог, известный как тамга ; скотоводы – налог на скот (копчур ); земледельцы – поземельный налог (калан ). В-третьих, в дополнение к основным были взимаемы многие специальные налоги, а также введены службы, которые надлежало выполнять завоеванным народам. Кроме того, следует иметь в виду, что монгольские князья и военачальники получили частные владения в завоеванных странах. Они принадлежали к типу инджю; местные жители, жившие на таких землях, были близки к крепостному состоянию.

Помимо этого, из каждой подчиненной нации в армию великого хана или региональных ханов рекрутировались воины, пополнявшие ее ряды. Чтобы обеспечить неуклонное выполнение всех вышеприведенных требований, завоеванные страны делились на военные округа, схожие с собственно монгольскими. В каждом таком районе базовый состав монгольских и тюркских офицеров имел своей задачей мобилизацию местных воинов для ханских армий и наблюдение за сбором налогов. Для обеспечения должного повиновения населения, командир военного района имел власть формировать под своей командой местные подразделения, рекрутированные из живущего на данной территории населения.

Взятая как единое целое, монгольская администрация покоренных стран являлась инструментом подавления и служила мрачной цели обеспечения и поддержания ханского контроля над местными жителями. Только когда ханская администрация была ослаблена на высшем уровне династическими и иными бедами, местное население увидело возможность освобождения от монгольского владычества.