Выступление в думе по культуре. Как Минкультуры отзывало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина

Звезды российской эстрады поспорили на "круглом столе" в Госдуме о нашумевших поправках, которые касаются организации концертов. Эта тема привлекла в здание на Охотном ряду Аллу Пугачеву, Максима Галкина, Григория Лепса, Александра Градского и других. Депутаты, выслушав критику, отказ от нововведения не обещали, но объявили о возможном смягчении поправок.

Законопроект, о котором идет речь, был принят Госдумой в первом чтении в декабре прошлого года. Его авторы - группа депутатов во главе с председателем думского комитета по собственности Сергеем Гавриловым (КПРФ) - предложили, как навести в концертной сфере порядок, защитив зрителя от срывов концертов. Сейчас за срыв концертов никто не отвечает, а зритель не знает, получит ли он плату назад, считают авторы. Итак, компания, которая захочет организовать концерт, должна будет в обязательном порядке вступить в саморегулируемую организацию (СРО). При этом если площадь зоны, где проводится мероприятие, составляет менее 400 квадратных метров, обращаться в СРО не нужно.

И самое главное - устанавливается ответственность организатора и заказчика мероприятия "за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также обязанность обеспечить возврат денежных средств за приобретенные зрителями билеты в случае отмены, замены или переноса зрелищно-развлекательного мероприятия". Оговаривается и возможность страхования предпринимательского риска. Кстати, театра и цирка нововведение не касается. Как, впрочем, и артистов, выступающих бесплатно.

Рок-звезды во главе с Борисом Гребенщиковым в ответ на это решение Госдумы написали открытое письмо против данного законопроекта: артисты опасаются, что из-за создания СРО вырастут цены на билеты и сократятся гонорары. Чтобы найти компромисс, депутаты и решили провести "круглый стол". Впрочем, большая часть рокеров, подписавшихся под письмом, до Думы не добралась.

Почему законопроект принимать надо обязательно, артистам объяснил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. По словам депутата, только в прошлом году было сорвано более двух тысяч концертов и гастролей без возмещения ущерба зрителям. Эта "хлебная" сфера кормит армию посредников, которые иногда даже представляются не своими именами.

"Наша задача в том, чтобы пойти навстречу ответственным представителям продюсерского сообщества, - заявил Железняк. - Надо законодательно дать им возможность создавать СРО, в которых они, с одной стороны, устанавливали бы правила, по которым действуют, с другой стороны, несли прямую консолидированную ответственность, если у одного из членов организации оказались обязательства не выполнены".

Однако принятый в первом чтении законопроект, как говорится, не монолит. Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин обещал, что судьба поправок все же будет зависеть от профессионалов. То есть от самих артистов. Те же видели судьбу однозначно - не принимать закон вообще. Все приглашенные представители шоу-бизнеса, в числе которых Алла Пугачева, Максим Галкин, Григорий Лепс, Александр Градский, Василий Вакуленко (Баста), единодушно высказываются категорически против документа. А один из "подписантов" открытого письма Андрей Макаревич подверг сомнению цифру в две тысячи сорванных концертов, которая стала одним из аргументов законодателей при подготовке проекта закона.

Больше всех хлопали Пугачевой и Галкину. Прима возмущалась, что законопроект принимается "без согласования хотя бы с некоторыми из нас", и напоминала, что любая попытка упорядочить концертную деятельность еще с советских времен ничем хорошим не заканчивалась

Максим Галкин сомневался в пользе саморегулируемых организаций и считал, что было бы правильнее вместо их создания установить обязательное страхование зрителей. Это, по его словам, не позволит мошенникам воспользоваться деньгами зрителей в случае срыва - за билеты деньги будут возвращены.

"Этот закон прописан для того, чтобы осталось два-три СРО, значит, будет монополия и надо будет спрашивать у какого-то дяденьки, можно мне организовать концерт или нельзя", - резюмировал Галкин. При этом он выразил сожаление в связи с тем, что артистов собрали только перед вторым чтением законопроекта, "для галочки".

Известный певец Александр Градский предложил: "Если в комитете по культуре все-таки есть мнение, что такой закон должен быть, то нужно собрать специальную рабочую группу, не только из продюсеров. Не надо путать искусство с другими вещами".

Музыкант Василий Вакуленко (Баста) выступил против "обязаловки". "Наша работа и так достаточно сложная, трудоемкая. Просьба не усложнять нам жизнь. Не мешать, не душить", - призвал он.

Позиция артистов нашла сторонников среди депутатов. Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко ("Справедливая Россия") призвала коллег отозвать свои голоса и не рассматривать эту инициативу далее.

Все же большая часть парламентариев была за то, чтобы ничего не отменять, но поправить. И на этот раз учесть мнение артистов. Станислав Говорухин предложил создать рабочую группу по доработке резонансного документа для его принятия в консенсусной редакции.

Сергей Железняк уже заранее был готов к компромиссу. Он сказал, что ко второму чтению данный законопроект не будет распространяться на государственные, муниципальные учреждения, созданные ими предприятия, филармонии и другие учреждения при поддержке государства. Кроме того, депутаты будут настаивать, чтобы ко второму чтению законопроекта риски отмены концертов страховались посредниками.

В Госдуме прошло специальное заседание комитета по культуре. Обсуждалась инициатива Министерства финансов о возможности доступа социально ориентированных НКО (некоммерческих организаций) к государственному и муниципальному заказу в сфере культуры. Предложение финансового ведомства вызвало бурные протесты со стороны представителей культурного сообщества.

Союз музеев России в лице Михаила Пиотровского и Союз театральных деятелей России под руководством Александра Калягина направили председателю комитета ГД по культуре Станиславу Говорухину обращения по поводу разрабатываемых Минфином России законопроектов «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». По мнению авторов обращений, предлагаемые изменения могут нанести большой вред российской культуре.

Главный вопрос, затронутый на совещании в Госдуме: возможно ли культуру приравнять к сфере услуг? И если закон примут, то каким образом будут распределяться выделяемые бюджетные средства, которых и так не хватает?

Замминистра финансов Алексей Лавров заявил, что деятелям культуры опасаться нечего. Разработанная ведомством инициатива заключается в том, чтобы работа бюджетных учреждений отчасти переходила на рыночные рельсы, то есть будет развиваться конкурентная среда с привлечением негосударственных организаций. Это обеспечит рост качества оказываемых населению услуг.

Как относиться к этому? Я считаю, что авторы инициативы недооценивают роль культуры, которая имеет колоссальное влияние на общественные и экономические отношения, - заявил генеральный директор Государственного академического Большого театра Владимир Урин. - Необходимо вывести культуру и искусство из-под действия этого закона, что бы ни говорили на этот счет представители Министерства финансов. Разговоры будут сладкими, формулировки ужасными. Достаточно вспомнить только одну фразу из экономического обоснования: «Данный закон не предполагает увеличения бюджетных средств».

По мнению Владимира Урина, предложения означают только одно: снижение бюджетных обязательств государства. В свою очередь, первыйзаместитель председателя комитета ГД по культуре Елена Драпеко напомнила, что кроме стратегии государственной поддержки культуры существует еще стратегия национальной безопасности РФ, где тоже есть специальный раздел, посвященный культуре.

Разговор должен происходить на этом уровне, и не стоит торговаться с Министерством финансов за одну строчку. Важно то, что принесет благо культуре. Надо продолжить согласование до внесения в Госдуму этого законопроекта, если, конечно, правительство на это решится вопреки возмущениям деятелей культуры, - уверена Елена Драпеко.

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский признал, что законопроект с деятелями культуры изначально не согласовывался и еще весной прошлого года было большое количество замечаний к документу. Но позже прошло два совещания, в одном из которых участвовали представители Театра Наций, РАМТа, различных музеев. И значительная часть замечаний была, по словам Александра Журавского, в законопроекте учтена.

Тем не менее и среди чиновников однозначной поддержки предложений нет.

Я солидарен с коллегами, которые против этого законопроекта. Замечу, игнорирование мнения профессионального сообщества происходит не в первый раз, - заявил советник президента Владимир Толстой. - Но нельзя игнорировать то, что пять лет подряд говорит президент! Возьмите выступления Владимира Владимировича, начиная с 2012 года: «В целом считаю, что назрела необходимость существенно пересмотреть подходы к сфере культуры, саму систему муниципального и государственного управления. К сожалению, практика отношения к культуре по остаточному принципу оказалась очень живучей, сфера культуры стереотипно воспринимается как отрасль социального блока», - процитировал Владимир Толстой главу государства.

Против отношения к культуре как к сфере услуг и составляющей других отраслей выступил и актер Олег Басилашвили.

В свое время, понимая значение культуры в развитии общества, я подошел к президенту Борису Ельцину и попросил организовать отдельную комиссию по культуре, членом которой я позже являлся, - рассказал народный артист СССР «Известиям». - Раньше культура входила в комитет, где было и образование, и туризм, и многое другое, мы же пытались сделать так, чтобы комиссия по культуре была отдельной, ибо полагали, и правильно полагали, что культура является тем, что лежит в основе всего государства.

По итогам встречи в Госдуме замминистра финансов Алексей Лавров заявил, что документы будут корректироваться.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Алла Пугачева выступила в Госдуме с резкой критикой законопроекта об организации концертов - Примадонна считает, что депутаты отнеслись к артистам как к животным и крепостным. Нашим корреспондентам удалось снять на видео пламенные выступления Аллы Борисовны и Максима Галкина.

Творческая общественность продолжает бурлить. Депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ». Они решили создать саморегулируемые организации (СРО), которые будут следить за проведением всех выступлений.

Артисты назвали эту идею бездарной, усложняющей им жизнь и выкачивающей деньги. Копий по поводу пресловутых СРО сломано уже немало. Но вчера страсти накалились непосредственно в Госдуме. Ведь туда, на «круглый стол», бороться против закона пришли звезды первой величины.

Впрочем, те, чье мнение при обсуждении закона имеет немаловажное значение, почему-то не явились. С этого начал Иосиф Кобзон: «Мне не понятно, почему не пришли приглашенные министр культуры, его заместитель и глава столичного департамента культуры. Когда мы жили с Аллой Борисовной раньше (тут народ немного напрягся, но Иосиф Давыдович с ходу пресек ажиотаж, сказав: «Прости, Максим»), Министерство культуры интересовалось нашей жизнью. Сейчас этого нет».

Кобзон честно признал, что за одно заседание не получится обсудить все аспекты законопроекта, поэтому попросил прислать коллег все предложения в комитет.

Его тревогу разделил председатель комитета по культуре Станислав Говорухин: «Надо было собираться перед первым чтением закона. В этот раз почему-то все происходит по-иному. У нас в Думе два человека знают зрелищно-развлекательную деятельность изнутри - это Мария Максакова и Иосиф Кобзон. Но с ними двумя не посоветовались. Раз мы встретились, то давайте выскажемся».

И высказались! Зажгла, как и ожидалось, Примадонна нашей эстрады. Алла Пугачева заявила: «Если Дума занимается такими законами, то ей совсем нечего делать. Этот закон сравним только с крепостным правом. А оно, как известно, приводит к мертвым душам и бардаку. Чтобы вышло хорошо, нужно было с нами (тут Алла Борисовна строго оглядела артистов. - Прим. авт.) посоветоваться. Не понимаю, зачем вообще нужен этот закон». Все детали - на видео.

На вопрос Пугачевой рискнул ответить депутат Сергей Железняк: «Этот закон необходим, так как в прошлом году было отменено более 2000 мероприятий. Люди жалуются, потому что их обманули и не вернули деньги. Поэтому нам нужны профсоюзы, которые будут регулировать проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. Важно, что этот закон не касается ни одного творческого деятеля, ни одной площадки, где происходят выступления. Более того, он не будет касаться государственных и муниципальных площадок. Он будет распространяться только на продюсеров, которые не являются артистами и площадками».

Тут не выдержал Григорий Лепс. «Голосистый ведущий» попросил прочесть закон и заявил, что он «бездарен и абсолютно не нужен», в том числе потому, что будут выкачивать деньги для людей абсолютно сторонних. Лепса поддержали Александр Градский, Максим Галкин, Андрей Макаревич, Эдгард Запашный, Вадим Гаглоев - в общем, большая часть присутствующих.

За эстрадников вступились и театралы. Директор театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок: «Союз театральных деятелей в таком виде закон не поддерживает. Он просит вывести себя из распространения закона. И вообще прошу его отозвать, созвать рабочую группу и внести в него поправки».

Тут уже зааплодировал весь зал, включая сидящих за столом.

Наконец-то вмешался соавтор законопроекта Андрей Матвеев: «Если честно, то мне текст закона тоже не понравился. Сейчас работаю над тем, чтобы внести в него поправки. Мы хотели создать профсоюзы организаторов концертов. Они смогли б составлять правила проведения выступлений, не вмешиваясь ни в коем случае в репертуар».

Закрыл заседание Иосиф Кобзон - словами, которые успокоили, кажется, всех: «Ни один человек не сказал, что закон хороший. Значит, его вообще не примут. Сейчас нужно организовать рабочую группу, в которую мы пригласим профессионалов разных жанров. Они смогут конструктивно высказать мнения своих коллег и составить новый законопроект».

Советский и российский скрипач, лектор-искусствовед Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта».

Его рассказ был посвящен месту культуры в жизни людей, воспитанию талантливой молодежи и бережному сохранению их духовных начал.

Известный искусствовед призвал законодателей уделять пристальное внимание вопросам культурного развития нации.

Основные тезисы из выступления Казиника:

1. Культура должна быть на первом месте в бюджете России

Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, - это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура - это самое главное.

2. Школа упорно делает вид, что она из XIX века

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», - говорят филологи. «Правильно», - говорят академики. «Правильно», - говорят профессора. «Правильно», - говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», - это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти.

Дальше спрашиваю у филологов, где они жили? «Ну как, у моря! У самого моря!» И это неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи она перестаёт быть своей, а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море».

Всё, о чём я сейчас говорю, это о культуре. О другой школе, об умных педагогах, которые такое вытворят, что дети после этого будут все свободное время книжки читать, а не лазить по интернетам, и всяким там «Фараонам» и группам с матом. А школа делает вид, что она из XIX века. Из тех времён, когда было две программы по телевидению: по первой - Брежнев, по второй - Косыгин. И газета «Правда».

3. Учителя сильно уступают интернету

Мы живём в совершенно другом мире. Всё должно измениться, потому что сегодня не учителя-информаторы. Не Иван Петрович, который сказал прочитать про Джомолунгму 116-ю страницу. А интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму, на высочайшую вершину мира. Оттуда можно узнать про Тибет, про древние культуры, про древние знания, про тень учителя и так далее. Какая же это школа? Сегодня любой нормальный интернетный мальчик даст 100 очков вперёд старому доброму Ивану Петровичу, у которого дома на полке книжка «Методика преподавания географии в пятом классе средней школы».

4. Детям нужно играть в литературные игры

Школа должна быть мотивирована радостью. У наших детей всего десять лет, лучшие годы жизни с 6 до 16. Что мы с ними вытворяем? За десять лет по шесть часов в день - это ли не преступление? С такой речью, с такой риторикой часто, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница в школе, рассказывая сказку о попе и Балде, не рассказала детям правду? Что вся «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина - это борьба двух звуков? Поп - «о», а «Балда» - «а». Поп говорит, окая, он круглый, и слева направо читается одинаково - «поп», «поп».

Сборник материалов парламентских слушаний и «круглых столов», проведённых Комитетом Государственной Думы по культуре в 2013 - 2014гг.

1. Выездное совещание Комитета по культуре «Сохранение объектов культурного наследия: законодательство и правоприменительная практика»

2. Круглый стол «О проекте федерального закона № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений»

3. Круглый стол «О законодательных предложениях по поддержке отечественного детского и анимационного кино»

4. Круглый стол «Книга и чтение в культурном пространстве России»

5. Парламентские слушания «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры: направления оптимизации»

6. Парламентские слушания «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере художественного образования. Художественное образование в контексте проекта Основ государственной культурной политики»

7. Парламентские слушания «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации»

Нормы федеральных законов, устанавливающие полномочия и права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры

Сборник материалов парламентских слушаний 2009 - 2011г.г.

Под общей редакцией Г.П.Ивлиева, председателя Комитета Государственной Думы по культуре, кандидата юридических наук

Составители:

Е.А.Сизова, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

М.С.Федоров, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

А.Г.Головин, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

О.Ю.Тинина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

Д.Г.Терещенко, главный консультант аппарата Комитета Государственной Думы по культуре.

Сборник подготовлен на основе материалов наиболее важных парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по культуре в 2009 - 2011 годах, на которых обсуждались проблемы развития российской кинематографии, законодательного регулирования театральной деятельности, художественного образования, реставрации объектов культурного наследия, а также концепция проекта нового базового федерального закона о культуре.

Сборник предназначен для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работников законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученых и специалистов по законодательству в сфере культуры.

Доклад А.А. Голутвы - заместителя Министра культуры Российской Федерации

Выступление Г.П. Ивлиева - председателя Комитета Государственной Думы по культуре

Выступление Д.Г. Новикова - члена Комитета Государственной Думы по культуре

Доклад К.Э. Разлогова - директора Российского института культурологии

Выступление Г.П.Ивлиева - председателя Комитета Государственной Думы по культуре

Доклад А.А.Авдеева - Министра культуры Российской Федерации