Что дает мва. Вопрос: Стоит ли получать MBA в России? Так стоит ли

Master of Business Administration - наиболее престижная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале ХХ в. и признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями MBA являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место - основное внимание уделяется работе с «реальными» ситуациями (case-studies).

Специализация MBA-программ

Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распространение получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. «Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу».

Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

Бизнес-школы и дипломы

Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.

Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дипломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов.

Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.

Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся «топовыми» на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидата важны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.

Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др. В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:

  • Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;
  • НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"»;
  • Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рейтинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла 36-е место.

Формы и условия обучения

При выборе формы обучения соискателям предлагаются самые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. «Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области».

Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA порядка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

Стоимость

Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным. Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

Как поступить?

Чем выше рейтинг западной бизнес-школы, тем более серьезные и жесткие требования выдвигаются к поступающим. Зато прошедшие это испытание могут быть уверены, что будут учиться в группе слушателей с одинаково высоким уровнем подготовки. Для многих соискателей MBA возможность такого общения и создания новых бизнес-связей является одной из важнейших причин, по которой они пришли в учебные аудитории. Набор основных документов для поступления стандартен. Абитуриенту необходимо заполнить анкеты, написать эссе и представить рекомендации. Но могут потребоваться и дополнительные документы (например, резюме). Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления на MBA-программу. Некоторые бизнес-школы могут выдвинуть условия в отношении минимального опыта или стажа работы на управленческих должностях и т. п. Кроме того, в западных бизнес-школах при поступлении необходимо будет сдать тест GMAT (иногда и TOEFL), а в качестве следующего этапа отбора может быть проведено интервью.

Заполнение анкет - это кропотливая работа, особенно если вы решили отправить документы в западную бизнесшколу, и не в одну, а в несколько. Поступающие могут воспользоваться специальными интернет-сайтами и off-line компьютерными программами, которые позволяют упростить заполнение анкет и сэкономить время. Написание эссе является одним из важнейших этапов поступления (не зря в отношении этого процесса создано так много рекомендаций!). Фактически это сочинение по особым правилам, в котором кандидат раскрывает поставленную перед ним тему. Кандидат может обратиться в компанию, которая консультирует поступающих на программу MBA. Здесь ему окажут помощь в выборе бизнес-школы, написании эссе, подготовке к тестам GMAT и TOEFL. В России подобные услуги оказывают, например, компании MBAconsult, Pericles ABLE Project.

    Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Их деятельность по обучению менеджеров на степень MBA регулируется «Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)"».

А зачем мне MBA?

Главные вопросы, которые задают желающему получить MBA, звучат так: зачем Вам необходим диплом MBA? Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении на программу MBA, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). «Работая в западной консалтинговой компании, я видел разницу между теми, кто получил степень MBA и кто ее не получил, - говорит российский выпускник London Business School. - Поступая на программу, я думал, что главное - это знания. Но в процессе обучения понял, что важнее network, то есть связи, которые приобретаешь в бизнес-школе». Сегодня во многих российских и западных компаниях при приеме на серьезные должности MBA все чаще указывается как желаемое условие (но не обязательное в большинстве случаев). «Существует много российских фирм, которые хотят видеть на руководящих позициях людей с западным MBA, - говорит менеджер проектов крупной российской компании. - В то же время некоторые отечественные организации, наоборот, предпочитают брать сотрудника с российским MBA, поскольку зарплатные ожидания выпускников западных школ для них могут оказаться слишком высокими». Только определив карьерные цели, можно приступить к выбору - получать степень в России или на Западе, в какой школе, по какой форме обучения и т. д. Не секрет, что западный курс MBA ориентирован на международный бизнес, в то время как российские школы готовят к работе по преимуществу в отечественных условиях. Если соискатель планирует работать в крупной консалтинговой компании или investment banking, ему лучше получить MBA в «топовой» западной школе, но если он собирается работать в российской компании, то, конечно, дешевле и эффективнее будет пройти обучение в отечественной бизнес-школе. Стоит ли степень MBA потраченных на нее денег, времени и сил? Окупается ли она с точки зрения карьерного роста?

Однозначно оценить, насколько MBA влияет на профессиоальное развитие студента, невозможно. Поскольку на эту программу в основном идут амбициозные и целеустремленные люди, сложно сказать, что больше повлияло на успех вы пускника - его опыт, активная жизненная позиция, умение преподнести себя или степень, полученная в престижной западной школе. Если же человек благодаря MBA сменил от расль или специализацию, можно вполне объективно говорить о том, что окончание бизнес-школы повлияло на его карьерный рост. В западных рейтингах в качестве одного из показателей качества обучения часто приводятся данные о средних окладах выпускников той или иной школы до и после получения MBA. Например, согласно рейтингу Financial times, по итогам 2004 г. рост окладов выпускников бизнес-школ из топ-10 составил от 124 до 196%.

Для России подобные рейтинги создать пока достаточно сложно. Западные школы проводят серьезный отбор среди кандидатов, и на программу зачисляются только сформировавшиеся как личности, успешные люди. Российские школы не могут позволить себе такой жесткий конкурс, и к обучению допускаются люди с самыми разными окладами, опытом и знаниями, причем эта разница сохраняется и на выходе. Поэтому по окончании курса зарплата выпускников может вырасти и на 30, и на 150%. Вывести средние показатели сложно.

В конце концов, не все измеряется деньгами! Многие люди, проходя обучение за границей, получают удовольствие от возможности жить в другой культуре, путешествовать по Европе, общаться с людьми со всего мира. По сути, ведь именно для этого мы и живем.

Сколько?

Большинство специалистов и менеджеров хоть раз в жизни задумывались о получении бизнес-образования. Теми, кто принял решение закончить бизнес-школу, движут разные мотивы, как эмоциональные, так и рациональные. Жажда самоутверждения и самореализации соседствует со стремлением к профессиональному и карьерному росту; тяга к образованию сосуществует с желанием повысить эффективность своей работы или сменить сферу деятельности.

Эмоциональный фактор зачастую играет ключевую роль в принятии решений, даже тех, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов (денег, времени и т. д.). Но, принимая во внимание стоимость получения российского бизнес-образования, следует провести рациональный и как можно более объективный анализ привлекательности МВА как инвестиционного проекта.

Итак, сколько денег можно заработать, получив МВА? Как быстро окупятся расходы? Какова краткосрочная и долгосрочная выгода от получения бизнес-образования? На Западе ответы на эти вопросы можно найти как в информационных и рекламных материалах, так и в рейтингах независимых деловых изданий, таких как Wall Street Journal, Financial Times, Business Week и т. д. У студента Гарварда или Стэнфорда нет ни малейшего сомнения в том, что он сможет зарабатывать 120 тыс. долл. в год. Средние зарплаты выпускников бизнес-школ, занимающих более низкие места в рейтингах, скромнее, но так же прозрачны. Эти цифры широко известны на западном рынке труда, и работодатели, как правило, принимают их как данность. А вот в России подобная традиция еще не сложилась, как, впрочем, и сам рынок бизнес-образования. Поэтому инвестиции в получение российского МВА гораздо труднее поддаются оценке. По мнению большинства отечественных работодателей, определяющим критерием при подборе персонала и определении компенсации сотрудников является предыдущий опыт кандидата. При прочих равных обладатель МВА может получить более привлекательный компенсационный пакет, при условии что нанимающая его компания стремится привлечь профессионалов, получивших бизнес-образование.

Бренд, связи, знания?

Бренд, связи, знания - таковы, согласно превалирующей на Западе точке зрения, приоритеты при выборе бизнес-школ.

Но могут ли эти критерии служить основой для оценки российского МВА?

«Корка диплома - это все, что дает MBA. Конечно, в бизнесе полезно уметь разговаривать на одном языке, но это не главное. Знания и связи, полученные в процессе обучения, играют очень незначительную роль», - так считает выпускник одной из наших бизнес-школ. В настоящий момент из-за наплыва различных МВА-программ российское бизнес-образование подвергается дискредитации: количество программ, имеющих положительную репутацию на рынке, невелико, а число школ, пользующихся доверием и уважением со стороны работодателей и рекрутеров, не превышает десяти.

Поэтому бренд бизнес-школы, которую вы выбираете, - это не столько престиж, сколько шанс увеличить прибыль от вашей инвестиции в образование. Некоторые выпускники таких известных в Москве школ, как ВШМБ АНХ, AIBEC, Мирбис, МГУ, ГУ, ВШЭ и Хейвард, оценили рост своей заработной платы после получения МВА в 15-60%. Рост не гарантирован даже выпускникам известных бизнес-школ, но те, кто получили степень в учреждении, не успевшем обзавестись достойной репутацией, имеют гораздо меньше возможностей увеличить свой доход.

Еще одно преимущество школ с сильным брендом -качество состава участников этих программ. Обучаясь в одной из «топовых» школ, можно обзавестись очень хорошими связями. Большинство выпускников полагают, что новые навыки позволили им значительно увеличить свой профессионализм, а это, в свою очередь, помогло им занять более высокую должность или увеличить доходность собственного бизнеса.

Что касается знаний, российские бизнес-школы (как и западные, разумеется) стремятся вооружить своих студентов самыми современными подходами к постановке и решению управленческих задач. Обладатели степени МВА приводят следующие варианты оценки их среднесрочного прогресса: «в разы», «на 30%», «на 50%». Цифры достаточно впечатляющие, но относиться к ним следует осторожно, поскольку не ясно, была роль бизнес-образования в данных ситуациях решающей. Далее мы проанализируем инвестиционную привлекательность российского МВА в нескольких частных случаях. Вначале проследим путь студентов, целью которых является смена функциональной или отраслевой специализации. Затем проанализируем карьеру людей, которые пришли на программу МВА, чтобы расширить свои горизонты, повысить профессионализм и подняться вверх по служебной лестнице. Наконец, небезынтересно узнать мнение топ-менеджеров и владельцев бизнеса о том, помогло ли им обучение на программе МВА в управлении предприятием?

Новый поворот

В 1996 г. Сергей закончил курс МВА в бизнес-школе Мирбис со специализацией в маркетинге и вскоре поступил на работу в западную нефтяную компанию. Так он осуществил свою цель - сменить сферу деятельности (раньше Сергей работал в продажах). Через три года его месячная зарплата сравнялась со стоимостью обучения по программе МВА.

Олег, будучи инженером по образованию, решил получить MBA со специализацией в области финансов. Для него принципиально важно было, чтобы обучение вели западные преподаватели с опытом ведения собственного бизнеса, поэтому Олег выбрал бизнес-школу Хейвард. После одного года обучения его пригласил Enron. Одним из требований компании к кандидату было наличие MBA. В результате зарплата Олега возросла в два раза.

Мария, опытная переводчица, обладательница степени МВА со специализацией «финансы», устроилась на работу младшим аналитиком рынка акций. Правда, рост ее дохода по сравнению с зарплатой на предыдущем месте работы минимален, но, проработав два-три года, Мария сможет рассчитывать на 50-100%-ную прибавку к жалованию.

Есть и другие случаи успешных переходов. Выпускник Физтеха, преподававший физику в Европе, не мог найти в России адекватную с точки зрения дохода и увлекательности работу. После окончания курса MBA он получил приглашение работать в банке. Или, например, sales manager стал директором по маркетингу. Но в большинстве этих случаев реальный рост зарплаты происходил не сразу после окончания бизнес-школы, а через год-три.

Стоит, однако, отметить, что сегодня выпускнику с российским МВА сделать подобный функциональный или отраслевой переход будет достаточно сложно. Консультанты компании Pynes & Moerner сходятся во мнении, что российские работодатели в первую очередь обращают внимание на наличие у кандидата релевантного опыта, а наличие специализированного бизнес-образования вряд ли сможет компенсировать его недостаток или отсутствие.

Кроме того, российское бизнес-образование мало ценится в западных компаниях. Времена, когда, получив наш диплом МВА, можно было легко попасть в ВР или Enron, прошли. Большинство представителей иностранного бизнеса не признает российский MBA, рассматривая его скорее как дополнительное или второе высшее образование. А вот российские компании, которые хотели бы видеть среди своих сотрудников MBA-выпускников, но не имеют финансовой возможности пригласить человека с западным дипломом, как раз могут быть заинтересованы в местном MBA.

Итак, для профессионала, стремящегося сменить специализацию, российское бизнес-образование может оказаться неплохим вложением денег и времени. Даже если он не найдет работу по специальности, особенно в крупной российской или западной компании, он скорее всего устроится в более скромную фирму и в среднесрочной перспективе увеличит свой доход в полтора-два раза.

Прыгнуть выше головы

Многие менеджеры сталкиваются с нежеланием руководства продвигать их по карьерной лестнице. Одним из поводов для подобного поведения может служить, в частности, отсутствие диплома МВА. В этом случае МВА рассматривается сотрудниками как главное средство, позволяющее ускорить карьерный рост. По словам преподавателей ведущих российских бизнес-школ, слушатели программы делятся на две категории: одни ликвидируют пробелы в первом образовании, другие хотят с помощью МВА получить желаемую должность. Елена, получившая МВА в Высшей Школе Экономики, поступала в бизнес-школу, чтобы «обновить стандарты», получить знания о зарубежных практиках - карьерный рост был для нее очень важен. В итоге зарплата Елены выросла на 50%, правда, ей трудно оценить, что больше повлияло на прибавку - полученное образование или предыдущий опыт. При этом Елена полагает, что качественный эффект от полученного образования будет заметен на протяжении всей ее карьеры. Приобретенные прикладные управленческие навыки, системный подход к определению и решению задач, а так-же углубленные знания по своей специальности будут способствовать дальнейшим успехам.

Итак, российское бизнес-образование может представлять ценность и для сложившихся профессионалов, руководителей среднего звена, стремящихся как можно скорее стать топ-менеджерами. Возможный при данном сценарии рост зарплаты, как правило, составляет 50-60%. Однако следует помнить, что успех этого сценария напрямую зависит от опыта выпускника, уровня должностей, которые он занимал, и компаний, в которых работал. К тому же здесь действуют те же ограничения, что и в случае выпускников, меняющих сферу деятельности - крупные российские и западные компании могут не отнестись к российскому МВА всерьез

Бизнес, бизнес, бизнес…

Бытует мнение, будто кардинальное отличие российских МВА-программ от западных состоит в том, что большая часть слушателей отечественных бизнес-школ являются владельцами собственного бизнеса. Российские предприниматели чувствуют недостаток знаний, навыков и идей для развития своих компаний. Для них обучение - это прежде всего возможность «посмотреть на вещи свежим взглядом», найти новые подходы и даже новые направления для развития бизнеса. Один из таких бизнесменов решил получить MBA, чтобы пополнить знания, необходимые для адекватного руководства бизнесом, и дать своей компании шанс выйти на мировой рынок. Предприниматель потратил десять тыс. долл. на обучение в Высшей Школе Бизнеса при МГУ, но сэкономил на порядок больше. По его словам, полученные знания помогали избежать неправильных, «дурацких» решений, в результате которых можно было бы провалить дело или даже потерять бизнес.

Подобный путь прошли многие российские предприниматели, владельцы и генеральные директора небольших и средних компаний. Очень многие их них считают, что не зря потратили свои деньги. Однако выразить полученную пользу в денежном эквиваленте они затрудняются, так как подобная оценка должна основываться на огромном объеме информации.

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли получать бизнес-образование в России, невозможно. Подобного рода решение принимается индивидуально в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от опыта потенциального студента, его целей, профессиональных и личных качеств. Поэтому, если вы заинтересовались российской программой МВА, не приступайте сразу к изучению рынка. Начните с себя. Постарайтесь как можно точнее определить свои краткосрочные и долгосрочные цели, оцените их осуществимость, обсудите их с экспертами. И только потом, если не передумаете, ищите программу, отвечающую вашим запросам.

Российские бизнес-школы никогда не входили в рейтинги лучших в мире. Это можно понять: они у нас появились лишь десять лет назад, а в США - сотню лет назад. Но несмотря на это, желающих получить MBA в России предостаточно.

«Секрет» спросил предпринимателей, учившихся в российских и зарубежных бизнес-школах, стоит ли получать степень MBA в России.

Максим Фалдин Основатель Wikimart , получил степень MBA в Стэнфордском университете

Возможность получить MBA в России я даже не рассматривал. Для меня MBA - это полноценное бизнес-образование, позволяющее качественно изменить своё бизнес-мышление, настроить свою логику и паттерны на уровне мировых стандартов. Сделать это можно только в ведущих школах: почти все они находятся в США и только парочка - в Европе. В России принципиально иной уровень образования. Определяется этот уровень по трём принципам: процесс образования, уровень профессуры и качество студентов вокруг. Процесс ещё можно скопировать, но ни за какие деньги хорошего профессора нельзя переманить надолго. Качество студентов там тоже гораздо выше, чем где-либо ещё, включая нашу страну. Так что, по моему мнению, программы MBA в России - это курс повышения квалификации, только так к этому и можно относиться. Походить, послушать лекции по маркетингу, по финансам, пообщаться с кем-нибудь, освоить проектное управление - почему нет? Учиться вообще полезно. Но если вы действительно хотите получить полноценное бизнес-образование, то не здесь. Мнение о том, что российские программы приспособлены к нашим реалиям, - это фигня. Ни к каким реалиям они не приспособлены, учат у нас тому же самому, что в Европе, только хуже.

Кроме того, MBA подразумевает глубокое погружение в бизнес-среду. Возвращаясь каждый вечер домой и в привычную среду общения, нельзя достичь такого личностного роста, как в другой стране, где ты полностью сосредотачиваешься на процессе обучения. У нас ограниченное внимание - не надо тратить его на старое окружение.

Дмитрий Крикунов Основатель Findsport.ru , получил степень MBA в Плехановской школе бизнеса Integral

Я задумался об MBA, когда понял, что мне необходимо расширить знания, полученные в вузе. Для меня было не столько важно иметь красивую корочку престижной школы, сколько получить новые знания. У российского образования есть несколько плюсов. Во-первых, наши преподаватели знают о специфике ведения бизнеса в России. Откуда лондонские профессора могут знать, как работать в России? Во-вторых, самое главное преимущество российского образования - обучение проходит параллельно с работой. Найти два свободных года после университета, когда уже пришла пора действовать, совсем непросто, а для обучения за рубежом нужно отбросить все свои дела и бизнес в России. После вечерних пар я уже с утра применял всё, чему меня научили. В процессе обучения использовался материал зарубежных школ, некоторые курсы вели иностранные преподаватели. Сейчас при общении с друзьями, которые прошли обучение за границей, мы говорим на одном языке - языке бизнеса. Я считаю, что диплом, полученный в России, - отличный диплом.

Сергей Ашин Основатель кулинарного магазина «Шефмаркет» , получил степень MBA в London Business School

Если есть возможность получать бизнес образование в Великобритании или США, делайте это! Я не знаю российских бизнес-школ, которые сейчас могут предоставить образование на уровне старых, проверенных западных учреждений. Наши школы ещё слишком молодые, образовательный процесс в них не отлажен, привлечь специалистов мирового уровня не всегда удаётся. При этом образование в России зачастую выходит дороже, даже включая затраты на перелёты и проживание за границей: из-за меньшего количества студентов фиксированные издержки школы распределяются на меньшее количество учащихся. Я закончил программу Executive MBA в London Business School. В общей сложности программа в 2010 году стоила мне $70 000, включая 18 месяцев обучения со всеми материалами, перелётами, проживанием в Лондоне и две программы выездного обучения в ОАЭ и Индии. Помимо знаний, вы существенно подтянете английский и получите по-настоящему международный опыт, а также заведёте кучу контактов с выпускниками из разных стран.

Вера Ковалева Основатель презентационной медиагруппы «Преспортал» , получила степень MBA в Высшей школе менеджмента ВШЭ

Скорее да, но всё зависит исключительно от человека. Для меня образование - это как хобби: практический опыт нарабатывается, когда непосредственно занимаешься бизнесом.

Я получала MBA в 2006 году во ВШЭ. В те далёкие годы это была серьёзная и системная программа. Мы учились два года, занимались три вечера в будние дни и всю субботу. Я получила отличное системное образование по организации бизнес-процессов. Честно говоря, я не представляю, как руководитель может жить без этих знаний. Сейчас я получаю DBA в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС. Сейчас главное в обучение для меня - это среда, а знания - на втором месте.

Я всё время работала, не хотела отрываться от производства и поэтому даже не рассматривала иностранное образование. К тому же надо понимать, в России своя специфика. На Западе учат местным особенностям бизнеса. Везде есть свои нюансы - и по законодательству, и по налогам, и по тому, как правильно давать взятки. Конечно, на лекции вам не расскажут, как дать взятку в администрации президента, но если спросить у практика в приватной беседе, он ответит.

Сначала пара слов про термины. MBA (master of business administration или мастер делового администрирования) - это степень магистра в экономике и менеджменте. Соответственно образование MBA - это обучение, которое позволяет получить такую степень.

Про образование MBA говорят много разных вещей. МБА может в разы повысить зарплату, дает возможность получить должность топ-менеджера, свободно выбирать работу на рынке труда… Так ли это? Давайте разберемся.

Откуда MBA родом

Изначально программы MBA появились в США примерно в начале 20-го века. Задача такого обучения была готовить управленцев высшего звена для нужд бизнеса. МБА очень быстро стала стандартом обучения топ-менеджеров и брендом на американском рынке труда. Отчасти это произошло из-за высокого качества образования, отчасти из-за высоких требований к учащимся и жесткой системы отбора. В США трудно поступить на МБА и далеко не каждого возьмут учиться несмотря на высокую стоимость обучения.

MBA - это практическое обучение

Изюминка бизнес образования MBA - это практическая подготовка, работа с реальными кейсами и решение задач, с которыми сталкивались реальные компании. Соответственно преподаватели тоже практики, консультанты или действующие руководители и директора компаний.

Именно по этой причине так не обучают в вузах при получении первого высшего образования. Там практически нет преподавателей, которые занимаются или занимались бизнесом.

Помимо разбора кейсов процесс обучения включает бизнес игры, тренинги, семинары, разработку собственных проектов и их защиту, а также постоянную командную работу. Конечно, состав занятий различается в зависимости от формата обучения (очного, заочного, дистанционного).

MBA, второе высшее, магистратура - что выбрать?

Часто люди задаются вопросом: «что выбрать, MBA, второе высшее образование или магистратуру? ». Практический подход - это сильное отличие МБА от второго высшего и магистратуры. Слушатели MBA должны иметь опыт работы и навыки управления бизнесом. Магистратура и второе высшее, напротив, ориентированы на теоретическую подготовку студентов.

Второй аргумент в пользу MBA - хороший преподавательский состав . Вообще хочется сказать, что бизнес обучение лучше выбирать не по престижу школы или университета, а по уровню преподавателей. Чем они сильнее, тем сильнее учебная программа. Престиж диплома - дело второе.

Какое бывает обучение MBA

Есть много различных программ MBA и вот основные виды:

  • EMBA (Executive MBA), ориентированное только на топ-менеджеров.
  • Full-time MBA - дневное, очное обучение. Особой популярностью не пользуется, т.к. при таком обучении невозможно совмещать работу и учебу.
  • Part-time MBA - очно-заочное обучение, которое позволяет легко совмещать работу и учебу. Занятия могут проходить вечером, в выходные (например, 2 раза в будни по вечерам и один целый выходной или два полных выходных дня) или иметь модульную систему (например, 4 полных дня в месяц).
  • Дистанционное обучение MBA - формат, предполагающий удаленное обучение. Подобный формат сейчас набирает популярность, хотя и имеет свои плюсы и минусы.
  • Mini-MBA - это не сокращенное MBA, а просто курс подготовки менеджеров, рассчитанный, как правило, на 6 месяцев. Сейчас такое обучение очень популярно, т.к. занимает немного времени, стоит существенно дешевле и имеет хороший преподавательский состав.

Специализации программ MBA

Учебные программы могут быть общего и отраслевого плана. В обоих вариантах идет подготовка руководителей общего плана, но во втором случае дается чуть больше материала по некому профилю.

  • MBA Start (General Management), которая является неким базовым образованием для менеджера любого уровня.
  • MBA Professional. Узко специализированные (маркетинг, управление персоналом, продажи…) или отраслевые программы (логистика, HoReCa, ритейл, производство, строительство и многое другое).

Зачем нужно MBA

Есть несколько преимуществ, которые дает образование MBA:

  • Практические навыки и знания. MBA - это кейсы из реального бизнеса, общение с директорами корпораций, современная подача материала, домашние практические задания. Все это делает МБА хорошим вложением в себя и свою карьеру.
  • Обмен опытом с коллегами по учебе. Возможно, это даже важнейший момент подобного бизнес-образования.
  • Связи и знакомства . В процессе обучения можно встретиться с интересными и активными людьми (как учениками, так и преподавателями).
  • Расширение кругозора . MBA включает в себя все аспекты управления бизнесом: руководство, маркетинг, продажи, HR, управление проектами и многое другое. Процесс обучения ориентирован не на узкую заточку менеджеров, а на подготовку специалистов, умеющих думать и принимать решения в различных ситуациях.
  • MBA может упростить поиск работы . Например, сейчас на hh.ru находится 98 вакансий в Москве, в которых написано, что МБА - это существенный плюс для кандидата.

Стоимость программ MBA в России колеблется примерно от 30 тысяч рублей (за дистанционное обучение mini-MBA) до 1,5 миллионов рублей и выше (за полноценную 2-годичную программу МБА). Однако подобные вложения в себя вполне себя окупают, т.к. поднимают менеджеров на новую планку развития.

Увеличится ли доход после прохождения MBA?

Образование MBA не столько увеличивает доход, сколько повышает квалификацию управленца и помогает ему продвинуться по карьерной лестнице. Такое повышение неизбежно повысит заработок. Специалисты называют цифры роста заработка в районе 30-70%.

Опыт важнее диплома

Несмотря на все плюсы MBA, опыт работы всегда важнее. МБА - это не панацея от всех бед и все вопросы оно не решит. Любой работодатель сначала всегда оценивает опыт, достижения и уровень компаний, в которых работал кандидата, а уже после смотрит на образование и дипломы.

Говоря образно, MBA - это удобная и современная удочка, с помощью которой можно поймать много рыбы. Однако ловить эту рыбу придется самостоятельно.

Степень MBA нужна тем, кто планирует получить новые навыки и знания в сфере управления бизнесом, а также добиться продвижения по карьерной лестнице или увеличения зарплаты. Одним словом, повысить свою ценность на рынке труда.

По статистике, проведенной Российской лигой МВА в 2014 году, 83% получивших бизнес-образование считают, что оно помогло им получить полезные знания и навыки. По 5% довольны новыми связями и знакомствами, а также полученным авторитетом в глазах работодателя. 3% уверены, что главное в MBA – престижный диплом.

Нередко работодатели указывают степень MBA обязательным пунктом в требованиях к соискателям на руководительские должности или пишут о «преимуществе кандидатов с дипломом MBA». Уровень зарплаты на таких позициях начинается от 100 тыс. рублей.

Согласно недавнему исследованию американской компании Graduate Management Admission Council (GMAC), 59% выпускников бизнес-школ получают предложение о работе сразу же после окончания обучения. В компании также назвали отрасли, где чаще всего требуются специалисты с бизнес-образованием: финансы и бухгалтерский учет, налогообложение, сфера услуг и производства. Кроме того, по данным GMAC, 9 из 10 выпускников уверены, что бизнес-образование дало им возможность больше зарабатывать.

В другом ежегодном исследовании QS, посвященном возврату инвестиций в программы full-time MBA в Европе, эксперты пришли к выводу, что в среднем выпускники с европейским дипломом MBA окупают затраты на свое образование в течение 30 месяцев, а рост уровня их дохода составляет 85%.

Таким образом, степень MBA весьма востребована на современном рынке труда и обыкновенно окупается спустя достаточно короткий промежуток времени. Специалисты, выбравшие это дополнительное профессиональное образование, получают осязаемые результаты в сфере личностного роста, увеличения заработка и новых карьерных достижений.

Ключевая причина, почему MBA

С момента своего появления в конце 19-го века программа MBA ставит своей главной задачей ориентацию на практику.

Учебные планы программ MBA разработаны так, чтобы студенты применяли свои знания или сразу после окончания обучения (если речь идет о программах full-time), или даже во время обучения (если это модульные или part-time-программы).

Что касается самих знаний, то образовательный процесс очень близок к реальному бизнесу: двухгодичные MBA зачастую предполагают оплачиваемые стажировки, студенты разбирают бизнес-кейсы и исследуют рынок, нередко с привлечением практикующих специалистов из области бизнеса. Они же, как правило, читают лекции и проводят семинары, мастер-классы и тренинги.

Другие преимущества

Согласно опросам, большинство выпускников бизнес-школ США, Европы и Азии сходятся во мнении о том, что во время учебы они получили:

  1. весь спектр необходимых знаний для бизнеса;
  2. полное представление о картине взаимодействия ключевых бизнес-процессов;
  3. полезные бизнес-контакты (нетворкинг).

1. Знания для бизнеса

Знания и навыки, которые вы получите на программе MBA, относятся к разнообразным областям современного бизнеса. Ядро программы составляют предметы, развивающие ключевые навыки для бизнеса: аналитическое мышление (бухгалтерский учет, экономическая политика, исследование операций, статистика и т.д.), профессиональные навыки (финансовый менеджмент, HR-менеджмент, управление операциями и т.д.) и этику (деловая этика, корпоративное управление и т.д.). В обучение также входит большое число дополнительных курсов, у каждой школы свой набор таких дисциплин – международные финансы, предпринимательство, управление проектами, искусство ведения переговоров и т.д.

Тем не менее, существует такая точка зрения, что ценность МВА состоит «не в умении решить любую проблему, а в знании, где искать ее решение и кому задать вопрос». И – в продолжение темы: «В целом бизнес-школы почти не дают новых знаний, а структурируют уже имеющиеся. Но зато делают это первоклассно».

2. Ключевые бизнес-процессы

Для того чтобы стать настоящим профессионалом в менеджменте, необходимо обладать глубокими знаниями бизнес-процессов – иметь широкое и четкое представление о том, из каких мероприятий и задач складывается бизнес.

Профильное образование дает возможность получить наиболее полное представление о производстве продукта или услуги. После окончания обучения по программе MBA вы будете видеть работу всей вашей организации как единой системы. Многие выпускники, отмечая этот момент, характеризуют его как «изменение мировоззрения».

3. Нетворкинг

Нетворкинг (от англ. net – «сеть» и work, работать) – это способность устанавливать полезные связи для получения пользы в обычной жизни и в бизнесе. При должном подходе нетворкинг принесет интересные предложения о работе и выгодные сделки.

Во время обучения в бизнес-школе вы окунетесь в высокопрофессиональное бизнес-сообщество, поэтому умейте это использовать. Среди ваших одногруппников и преподавателей будет огромное количество практикующих бизнес-профессионалов, знакомство с которыми может пригодиться вам еще не раз. Больше половины выпускников MBA уверены, что приобретенные контакты – самый значимый результат бизнес-образования.

Фото: teslaeducation.com

Галина Логвинова, Генеральный Директор Компания MBA Consult, Москва

В этой статье Вы прочитаете

  • Как выбрать бизнес-школу для получения степени MBA
  • Заочное обучение MBA
  • На какие вопросы следует ответить Генеральному Директору до поступления

Для получения степени MBA (англ. Master of Business Administration – Мастер делового администрирования ) необходимо затратить время, деньги и проявить силу воли. Стоит ли игра свеч? Зачем состоявшемуся Генеральному Директору еще один документ об образовании? Что дает профессиональному топ-менеджеру обучение MBA? А может, это просто мода? Из предлагаемой статьи Вы поймете, какие усилия придется приложить для получения степени MBA, и узнаете, в чем отличия американского и европейского подхода к обучению.

Степень МВА – это наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Такую квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента. По нашим данным, основные причины поступления менеджеров высшего звена в бизнес-школы на программы МВА таковы:

  • желание и необходимость структурировать приобретенные ранее навыки;
  • стремление получить дополнительные знания по актуальным для дальнейшей работы темам;
  • потребность в расширении круга профессионального общения (Network).

Сегодня степень МВА является общепризнанной во всем мире. Присуждать ее имеют право только аккредитованные бизнес-школы – западные или российские.

  • Управление временем. Пошаговый алгоритм планирования своего времени

В мировой практике существует несколько форм обучения по программам МВА:

  • Full-time MBA (полноценное очное обучение, как правило, на протяжении двух лет; существенный недостаток – придется оставить работу);
  • Part-time MBA (по содержанию соответствует Full-time MBA, длится дольше – от полутора до трех лет, позволяет учиться без отрыва от работы; минус – ограниченность общения с сокурсниками);
  • Distance Learning, или e-learning (обучение через Интернет; идеальный вариант для тех Генеральных Директоров, которые по какой-либо причине не могут выехать за пределы страны);
  • Executive MBA – EMBA (условно можно эту форму назвать заочной – она позволяет совмещать обучение с работой).

Среди руководителей пользуется успехом еще одна форма обучения MBA – Executive Education. Это краткосрочные курсы для управленцев среднего и высшего звена без присуждения степени.

Наиболее популярны, пожалуй, Full-time MBA и Executive MBA. По опыту нашей работы с уверенностью можно сказать, что вторая из них – Executive MBA – максимально удовлетворяет требованиям Генерального Директора. Об этих формах чуть подробнее.

Обязательное и специализированное обучение MBA

Вне зависимости от формы обучения учебная схема всех бизнес-школ предполагает обязательные и необязательные дисциплины. Все зависит от политики школы. Например, в программу Full-time MBA в Chicago GSB входит один обязательный курс – Leadership Effectiveness and Development (LEAD), а все остальные студент вправе выбрать самостоятельно. Подход других школ менее гибок.

Важно понимать, что специализаций МВА, о которых многие ошибочно говорят в последнее время, не существует. Нет официального разделения на General MBA и специализированные программы. Можно говорить о некоторых «уклонах» бизнес-школ, но это касается исключительно общих предметов, таких как , финансы. «Уклон» означает лишь, что школа сильна в подготовке специалистов в конкретной области. Термин «специализированные программы» уместно применять только в отношении очень узких, эксклюзивных направлений: спорт, дизайн, мода, нефтедобыча.

Традиционное очное обучение MBA

Традиционные очные программы МВА (Full-time Programs) почти всех американских бизнес-школ рассчитаны на два года обучения, а европейских – на год, иногда даже на десять месяцев. Учебный год разделен на два (реже три) семестра. В первый год обучения студенты обязаны прослушать несколько обязательных курсов (они составляют около 40% от всей программы), а во второй – 12 и более предметов по выбору.

Преимущества Full-time MBA – активное взаимодействие с другими студентами. Также эта программа дает возможность выбора большого количества факультативных курсов. Однако, если Вы предпочтете эту форму, придется оставить работу. Кроме того, стоимость обучения по курсу Full-time MBA достаточно высока.

  • Миссия компании: о чем необходимо знать при ее создании

Заочное обучение MBA

Форма Executive MBA (ЕМВА) позволяет получить магистерскую степень Генеральным Директорам, которые не могут на долгое время (год-два) оставить свою работу и компанию без присмотра. Студенты EMBA, в отличие от занимающихся по очной форме, встречаются реже, скажем, раз в два месяца, и совмещают работу с учебой. При этом в ходе обучения они могут отрабатывать практические задания (кейсы), построенные на реальных ситуациях их предприятий, и применять полученные результаты. Наш опыт показывает, что довольно часто обучение таких слушателей оплачивают компании.

При обучении по некоторым программам EMBA студенты могут перемещаться из одной школы в другую, проходя курсы у нескольких преподавателей. Программы Executive MBA (часто описываемые как global, хотя пока не существует программы, которая бы объединяла все континенты), конечно, предполагают частые разъезды, но дадут возможность оценить разные стили преподавания и впоследствии не просто отметить в своем резюме, но и использовать полученный международный опыт.

Если Вы планируете по окончании обучения сменить работу, минусом может оказаться то, что в рамках этих программ чаще всего не предлагают услуги по трудоустройству (большая часть студентов спонсируется их же работодателями). Однако ситуация постепенно меняется.

Кто платит за диплом МВА

По данным Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, статистика оплаты обучения по программе MBA не только в этой школе, но и в других практически не меняется: 70–75% слушателей оплачивают обучение самостоятельно, 25–30% учатся за счет компаний. Большая часть обучающихся за счет компании относится к топ-менеджменту.

Говорит Генеральный Директор

Вадим Мамонтов,

Причин, по которым я решил получить степень MBA, несколько. Основная – отрасль, в которой мы работаем (высокие технологии), очень динамично развивается, и опыт бизнес-школ здесь, безусловно, применим. Также хотелось обзавестись новыми знакомыми в бизнес-среде. И еще одна причина – преимущества современных форматов обучения. Нам было предложено сочетание вечернего обучения с занятиями в выходные дни. Должен сказать, нужно иметь серьезную уверенность в необходимости образования, быть готовым жертвовать тремя вечерами в неделю и некоторыми выходными на протяжении двух лет. Сейчас, по окончании обучения, мне ничуть не жаль потраченного времени. Получил я очень много, все мои ожидания оправдались, во многом результат даже превысил планировавшийся. В частности, я не рассчитывал на такой хороший контакт с группой. На нашей двухлетней программе EMBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ учились люди в возрасте 36–37 лет, в основном директора-собственники и топ-менеджеры. Большинство топ-менеджеров из нашей группы к концу обучения сменили работу или задумались об этом. Кто-то пошел на повышение, кто-то открыл свое дело. А в начале даже намерений таких не было, все были успешны в своих компаниях. Наверное, дело в том, что это обучение качественно меняет отношение к бизнесу, к работе. Это очередная ступенька в развитии.

4 вопроса, на которые лучше ответить до начала обучения MBA

Прежде чем приступать к сбору документов и сдаче тестов для поступления в бизнес-школу, важно задать самому себе несколько вопросов и проделать ряд процедур.

1. Решите, нужна ли Вам степень МВА. Она не является панацеей и не может изменить в лучшую сторону судьбу каждого. Скорее это инструмент, который хорош для достижения определенных Вами же целей.

2. Определите, готовы ли Вы потратить время на подготовку к поступлению и на само обучение. Очень важно сразу это понять: получение степени МВА займет большую часть Вашего свободного (и не только) времени. Из опыта работы могу сказать: многие из нынешних студентов жаловались на катастрофическую нехватку времени при подготовке. Их основной совет будущим аппликантам (претендентам): делайте все заранее!

Выбор школы и формата обучения занимает обычно от года до двух. Подготовка к поступлению в западную школу займет 10–12 месяцев (в российскую школу, вероятно, чуть меньше). За это время аппликанту следует подготовиться к тестам GMAT и TOEFL, сдать их (иногда и не один раз), подготовить пакет документов (официальную копию диплома с перечнем дисциплин, рекомендации, эссе). Затем может последовать интервью, которое проводится либо в самой школе, либо по телефону, либо в Москве. Если все складывается успешно, Вы поступаете. Длительность обучения зависит от выбранной Вами программы. В общей сложности придется посвятить получению степени МВА около четырех-пяти лет.

3. Проанализируйте, готовы ли Вы к поступлению в бизнес-школу:

Во-первых, у Вас должно быть высшее образование.

Во-вторых, способности к бизнесу и хотя бы двух-трехлетний опыт работы в нем.

В-третьих, отличное знание английского.

В-четвертых, возможность оставить работу, на год-два уехать из страны или периодически выезжать за ее пределы на краткосрочные модули.

4. Рассчитайте, сколько Вы готовы потратить на обучение и сможете ли оплатить свои дополнительные расходы. Плата за обучение в бизнес-школах достаточно высока. Обучение в одной из 25 лучших школ (Топ-25) обойдется в среднем в сумму от 50 до 80 тыс. долл. США. В России стоимость МВА значительно ниже – колеблется от 4500 до 20 000 долларов.

Если Вы выбрали очную форму, то помимо оплаты обучения, проживания, медицинской страховки, учебников Вы должны учесть и так называемые скрытые издержки – потерю дохода на основной работе. Учащиеся, занимающиеся неполное время, могут себе позволить подработать, но совмещать работу с учебой весьма непросто, а на первом году обучения практически невозможно.

Что касается затрат на подготовку к поступлению, то они индивидуальны и зависят от того, пользуетесь ли Вы услугами консультантов (и в каком объеме), и других условий.

  • Как подготовить презентацию: секреты эффектного публичного выступления

Экспресс-обучение МВА

Существует и такая форма обучения, как мини-MBA. Это укороченные программы в виде семинаров на определенные темы. Западные институты с хорошей репутацией предпочитают называть эти курсы тренингами. Российские бизнес-школы позиционируют мини-МВА как нечто среднее между тренингами и классическим МВА – для тех, кто хочет несколько большего, чем тренинг, и несколько меньшего, чем МВА. Организаторы утверждают, что сократили время обучения за счет ликвидации «общих» предметов (продолжительность курса мини-МВА не превышает шести месяцев). Так, за бортом остались английский язык, информационные технологии и другие непрофильные предметы. Девиз таких программ – «только самое ценное». Однако программа мини-МВА не является альтернативой MBA, хотя некоторые операторы рынка образовательных услуг утверждают обратное. Она не дает права на получение степени мастера делового администрирования.

По материалам статьи Т. Матвеевой «МВА на скорую руку»

Вадим Мамонтов, Генеральный Директор ООО «Парк.Ру», Москва

Для себя, например, пользу от обучения я определил так: появляется возможность скорректировать самооценку. Поскольку, когда работаешь Генеральным Директором в собственной компании, оценить себя практически невозможно, наоборот, ты сам даешь оценки другим. А тут тебя постоянно оценивают – коллеги по учебе и преподаватели, да и сам постоянно оцениваешь себя в ходе выполнения учебных заданий.

Что касается практической пользы бизнесу, то я получил новые деловые связи – с сокурсниками. С некоторыми преподавателями теперь мы будем сотрудничать – в частности, привлечем их к работе над стратегией компании. Среди однокурсников были и люди из рекрутингового бизнеса; лучше узнав меня и поняв мои потребности, они нашли для моей компании сотрудников, ставших нашими новыми «звездами».

Как выбрать бизнес-школу для получения диплома MBA

Европа, Америка или Россия? Это один из ключевых вопросов. Ответить на него Вы должны сами исходя из собственных интересов, потребностей, пожеланий и пристрастий. Подход к МВА-образованию американских и европейских школ во многом схож. На обоих континентах присуждается степень мастера делового администрирования. Обучение в основном проходит на английском языке. Однако образовательные модели Старого и Нового Cвета все же разнятся: при схожести целей отличается политика их достижения.

К примеру, состав студентов и преподавателей в европейских школах более интернационален. Здесь лучше развиты программы обмена между школами (как европейскими, так и американскими и азиатскими) и корпоративного партнерства. Предлагается большее количество краткосрочных программ (рассчитанных на год-полтора). В американских бизнес-школах в отличие от европейских менее высоки требования к опыту работы аппликанта, и их студенты моложе.

Что касается российских школ, то государственные требования к программам МВА были разработаны на основе международных стандартов. Диплом мастера делового администрирования в России был утвержден только в 2000 году. С тех пор выпускники аккредитованных российских бизнес-школ начали получать дополнительный диплом к документу о высшем образовании, свидетельствующий о присвоении квалификации «мастер делового администрирования». В связи с тем, что российская система МВА значительно моложе, чем западная (особенно американская), аппликанты, которые задумываются о получении бизнес-образования, чаще выбирают именитые западные бизнес-школы.

Какая именно бизнес-школа? Выбирать конкретную бизнес-школу лучше по отзывам, рекомендациям и рейтингам. Наиболее известные из них – ежегодные рейтинги изданий BusinessWeek, U.S. News & World Report, Financial Times 2 . Изучая результаты исследований, обращайте особое внимание на такие пункты, как методика обучения, месторасположение, учебный план, качество жизни, профессорско-преподавательский состав, учебная нагрузка, состав будущих сокурсников, возможности контактов с выпускниками прошлых лет, а также – если для Вас это важно – перспективы получения работы.

Вообще я рекомендую высылать свои данные в восемь – десять школ одновременно. Обычно документы отправляют в две – четыре престижные школы, вероятность поступления в которые низка, в две-три менее престижные, поступить в которые проще, и еще в две-три школы «про запас» (в последние Вы поступите наверняка).

Обучение МВА в кредит

Сегодня многие ведущие западные бизнес-школы предлагают специальные кредитные программы для желающих пройти курс обучения по программе МВА. Некоторые школы заключили договоры с Европейским банком реконструкции и развития и голландским ABN Amro Bank, Гарвардская бизнес-школа подписала соглашение с Citybank, а Wharton – с PNC Bank. Суть этих финансовых договоренностей в том, что банки предоставляют студентам, осваивающим программу МВА, долгосрочные кредиты на обучение, размер которых практически полностью покрывает затраты. Срок погашения кредитов составляет от тринадцати с половиной до двадцати лет. Нельзя не отметить, что кредиты предоставляются под достаточно высокий для западной системы кредитования процент: в зависимости от условий договора ставка может составлять от 7,75 до 11 процентов годовых.

На российском рынке кредитных предложений для обучения немного (BSGV, Сбербанк), и пользуются ими пока не более пяти-семи процентов слушателей.

Ольга Михеева, Генеральный Директор ООО «Агентство социально-экономического партнерства», Москва

За время моего сотрудничества в западных компаниях, специализирующихся на обучающих программах для некоммерческих организаций, я накопила серьезный опыт фандрайзинга 1 , руководства крупными проектами.

Со временем все больший интерес у меня стала вызывать работа в компаниях по организации деловых мероприятий для реального сектора экономики. Несмотря на имеющийся опыт, это требовало и соответствующего бизнес-образования, а поскольку я собиралась продолжить работу в международной компании, выбор был сделан в пользу обучения в Англии.

Я выиграла грант Британского совета, хотя конкурс был пятьдесят человек на место. Основным критерием, по которому производился отбор, было четкое понимание кандидатом цели: для чего ему необходимо это обучение. Британский совет предоставил возможность выбора учебного заведения, и из списка наиболее интересным показался Birkbeck College, University of London, в который я и поступила.

Другими не менее серьезными критериями отбора претендентов были умение работать в команде и управленческий опыт, ведь бизнес-обучение предполагает наличие у руководителя не только лидерских качеств, но и навыков работы с людьми (в любой области бизнеса). Среди моих сокурсников было несколько человек, которые поступили в бизнес-школу сразу после получения степени бакалавра, – и они, надо сказать, заметно проигрывали, особенно при решении практических задач (бизнес-кейсов). Студенты с опытом работы – профессиональные менеджеры – были успешнее в том числе потому, что прекрасно осознавали, зачем им эта учеба.

Нужно отметить, что именно групповая работа по решению практических задач бизнеса подготовила меня к управлению бизнес-процессами в моей компании. Существенным фактором успешности выпускников Birkbeck College является и то, что обучение проходит в мультинациональной среде. Сейчас это актуально для большинства активно развивающихся предприятий, в том числе и для моей компании, перед которой стоят задачи выхода на международные рынки, поиска новых партнеров за рубежом.

Принципиально важным для меня было то, что я уехала из Москвы: я получила возможность в новых условиях осмыслить свой опыт, расставить приоритеты и определить дальнейшие перспективы, а также сосредоточиться на получении образования – учеба занимает практически все время. Получение магистерской степени в Великобритании – это год, и это занятия «не поднимая головы».

Командная работа в ходе занятий дала мне возможность оценить свои силы и быть оцененной другими (ведь в ходе этой работы тебя оценивают, и очень строго), и этот год придал мне уверенности в себе. Без такого опыта я вряд ли решилась бы создать компанию и возглавить ее.

Российская система обучения MBA решает другие задачи

Георгий Ананчик, Председатель совета директоров группы компаний «Виктория», Калининград – Москва

В этом году я окончил двухгодичную российскую программу MBA. Начинал учиться в Калининграде, пока там работал, а когда меня перевели на работу в Москву, доучивался заочно. Я знаю, что западная система MBA немного отличается от российской. Но не могу сказать, какая из них полезнее. Западная система нацелена на решение большого числа кейсов из существующей практики. А в нашей программе, наверное, их меньше, поскольку организаторы понимают, что руководителям зачастую действительно не хватает даже базовых знаний. Российская система, таким образом, решает сразу две задачи: «насыщение» слушателей основной управленческой информацией и анализ примеров – как из российской практики, так и из западной. Но кейсов из российской практики не так много, и они, может быть, не столь показательны, так как носят часто гипертрофированный, радикальный характер. Возможно, в нашей ситуации это более уместно, но я считаю, что период самых радикальных изменений миновал и в устоявшемся – в основном уже – бизнесе больше следовало бы давать знаний, связанных с регулярным менеджментом, с ежедневным повышением эффективности.

  • Эффективное управление бизнесом: 9 вопросов, которые должен задать себе каждый руководитель

Знания, получаемые в российских бизнес-школах, все-таки ниже положенного для MBA уровня. Пока существует потребность именно в базовых знаниях, пока есть возможность на этом зарабатывать и нет особой нужды бегать и искать слушателя на эту программу, она будет в таком виде существовать. Как только наступит следующий этап – появится недовольство программой, возрастет число людей, которые приходят за новым качеством знания, но получают то, что уже слышали на каких-то предыдущих стадиях своего образования, – российские программы будут вынуждены измениться. Во время обучения мы давали оценку преподавателю каждой дисциплины и материалу. Я совершенно честно писал, что это я уже слышал, что мне неинтересно. Не знаю, насколько повлияет мое мнение, но если таких оценок будет много, что-то должно измениться.

1 Фандрайзинг – специальные мероприятия или программа, направленные на привлечение ресурсов, чаще всего финансовых, для конкретных целей. – Примеч. редакции.


Справка

Галина Логвинова – Генеральный Директор MBA Consult с 2000 года. Окончила Кубанский политехнический университет. Имеет два высших образования: по специальностям «инженер, механик, конструктор» и «экономист-финансист».

Компания MBA Consult образована в 1998 году. Специализируется на подготовке желающих к поступлению в лучшие западные бизнес-школы: Harvard, Stanford, Wharton, Kellogg, Berkeley, Carnegie Mellon, Duke, Cornell, Yale, Darden, Rochester, INSEAD, IMD, London Business School и др. Задача компании – подготовить претендентов, желающих получить качественное бизнес-образование, к сдаче тестов GMAT и TOEFL и оказать практическую помощь на каждом этапе поступления.

Вадим Мамонтов – выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ; в 2004–2006 годах проходил обучение по программе Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования Академии народногохозяйства при Правительстве РФ.

Компания «Парк.Ру» основана в 1995 году, специализируется на управлении информационными потоками, анализе информации из открытых печатных и онлайн-источников и правовых баз.

Издательская группа ComNews основана в 1998 году, офисы компании расположены в Санкт-Петербурге и Москве. Специализируется на издательской, исследовательской и консультационной деятельности. Выпускает пять специализированных деловых СМИ: интернет-газету новостей телекоммуникационного бизнеса www.ComNews.ru, ежемесячный деловой журнал «Стандарт», ежегодники «Энциклопедия связи» и «Кто есть кто в телекоммуникациях».

Ольга Михеева окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; в 2003–2004 годах обучалась в Birkbeck College, University of London, получила степень Master of Science in International Busiess.

Агентство социально-экономического партнерства образовано в 2006 году.Основное направление деятельности – организация и проведение деловых мероприятий: конгрессов, форумов, конференций, круглых столов, семинаров, выставок.

Георгий Ананчик окончил Калининградское высшее инженерное морское училище; в 2004– 2006 годах прошел обучение по программе MBA в Калининградском институте международного бизнеса (Государственном институте управления).

Группа компаний «Виктория» торговая компания, созданная в 1993 году в Калининграде. Управляет сетями разных форматов: около 120 магазинов «у дома» «Квартал», 37 дискаунтеров «Дешево», сеть супермаркетов «Виктория» (шесть магазинов) и магазин мелкооптовой торговли «Кэш» в Калининграде.