Интересные факты о голосеменных растениях презентация. Презентация "отдел голосеменные"

«Я очень бережно отношусь к моей работе. Часть работы, которая лежит у
меня теперь, находится в моем кабинете уже многие годы, и на ней нет ни
пятнышка. Я очень горжусь моей работой. Иногда я снимаю ее с полки и сметаю
с нее пыль. Я, как никто, забочусь о ее сохранности»

(Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»)

Так называемый британский юмор воспринимается как юмор только за пределами Великобритании, для самих ее жителей это скорее состояние души или часть образа жизни. Важная деталь - многие связывают британский юмор с эпохой смокингов и цилиндров, но на самом деле, зародился он гораздо раньше. Что очевидно, поскольку любая национальная черта не формируется в одночасье, меняются лишь окружение и условия.

Если говорить кратко об истории юмора в британской литературе, то шутить начали с самого начала ее развития. Например, у Чосера в «Кентерберийских рассказах» на страницах уживаются и тонкая интеллигентная ирония, и вульгарная недвусмысленная пошлость, и добродушная шутка. Книга была невероятно популярна в Средние века, и до сих пор ее юмор остается актуальным, так как по сути человек и его слабости никак не изменились. По тому же пути пошел и Свифт, высмеивая в «Путешествиях Гулливера» все те же людские пороки. Однако его сатира зачастую становится по-настоящему темной, так автор хотел заставить читателя задуматься о зле, которое часто олицетворяет человек. Произведения Джейн Остин также пропитаны тонким юмором: автор смеется и над глупыми общественными порядками, и наделяет своих героев уморительными чертами.

XIX век стал расцветом сатирических еженедельников, таких как популярные Fun и Punch, которые почти ничего не стоили, а их содержание носило исключительно развлекательный характер. На рубеже веков творили всем известные О. Генри, Джером К. Джером, П. Г. Вудхаус, которые подарили нам неиссякаемое количество смеха и невероятно колоритных персонажей. Одним из ключевых британских юмористических произведений XX века можно назвать цикл «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса , где привычный сарказм сочетается с футуристичной обстановкой. Желающие изучить историю детально, радуйтесь! Проект Гутенберг выложил в свободный доступ двухтомное сочинение Альфреда Лестранжа (том 1, том 2). Оно не исчерпывающее, поскольку опубликовано в 1877 году, но очень подробное и интересное.

Основные признаки типичных британских шуток и анекдотов:

  • изобилие вежливых конструкций
  • краткость - хорошая шутка всегда лаконичная
  • хладнокровное отношение даже к самым абсурдным ситуациям

Одной из отличительных черт британского юмора принято считать его интеллектуальность и изысканность. Он не призван вызвать приступ истерического смеха, но скорее одобрительную усмешку. Это самоирония над собственными национальными (и классовыми, так как речь чаще всего именно об аристократии) чертами. Британцам свойственно шутить самоуничижительно и высмеивать собственные (и чужие) недостатки. И хотя запретных тем почти нет, очень важно, чтобы шутка была утонченной, иначе она будет считаться попросту грубой и безвкусной. По этой причине в свое время британский юмор окрестили плоским, поскольку часто перевод не мог передать всей полноты смыслов, и суть шутки часто ускользала от непривычного читателя.

- Скажи, Дживс, ты всегда был таким или это пришло неожиданно?
- Что, Сэр?
- Твой ум. Серое вещество. Ты был выдающимся ребёнком?
- Моя мать считала, что я сообразительный, Сэр.
- Это ни о чём не говорит. Моя тоже так считала"

П.Г. Вудхаус «Дживс и Вустер»

Британская юмористическая литература - это торжество абсурда и сарказма. Хоть выше было сказано, что классическая шутка не рассчитана на бурную реакцию со стороны аудитории, когда речь заходит о книгах, там порой встречается такое обилие нелепостей, что хочется плакать от смеха. Например, эпизод о ночевке на свежем воздухе в «Трое в лодке, не считая собаки». Очень важной чертой британской юмористической литературы является образ персонажа. Как правило его характер имеет несколько очень выраженных черт, которые на протяжении всего повествования и являются основными двигателями развития сюжета. Такими являются все главные герои произведений Вудхауса: Дживс, Вустер, Укридж, Псмит. Они настолько яркие, что абсолютно невозможно представить, что у них может быть спокойная жизнь без авантюр и приключений.

Почему же читатель так любит британский юмор? Потому что сложно найти человека, который не любит хорошую шутку. А еще потому что он про всех и каждого, потому что герои не боятся быть глупыми, смешными и абсурдными. Они не просто не боятся, они даже об этом не думают, просто оставаясь собой. Именно эта искренность и притягивает, а заодно и возможность поучиться на чужих ошибках, потому что не во все приключения, которые выпадают на долю героев книг, хочется попасть самому.

Что почитать?
  • Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы»
  • Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
  • Дж. Остен «Леди Сьюзан»
  • П.Г. Вудхаус «Любовь на фоне кур»
  • П.Г. Вудхаус «Фамильная честь Вустеров», «Так держать, Дживс!», «Брачный сезон»
  • П.Г. Вудхаус «Псмит-журналист»
  • Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
  • О. Генри «Рассказы»
  • Д. Адамс «Автостопом по галактике»
Что посмотреть?
  • «Шоу Фрая и Лори»
  • «Книжный магазин Блэка»
  • «Монти Пайтон»

Переходите в и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Общая характеристика. Первые голосеменные появились в конце девонского периода около 350 млн. лет назад; вероятно, они произошли от древних папоротниковидных, вымерших в начале каменноугольного периода . В мезозойскую эру - эпоху горообразования, поднятия материков и иссушения климата - голосеменные достигли расцвета, но уже с середины мелового периода уступили свое господствующее положение покрытосеменным.

Отдел современных голосеменных насчитывает более 700 видов. Несмотря на относительно малую численность видов, голосеменные завоевали почти весь земной шар. В умеренных широтах Северного полушария они на огромных пространствах образуют хвойные леса, называемые тайгой.

Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже - кустарниками и очень редко -лианами; травянистых растений среди них нет. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений не только по форме и размерам, но и по морфологии и анатомии. У большинства видов они игловидные (хвоя) или чешуевидные; у отдельных представителей они крупные (например, у вельвичии удивительной их длина достигает 2-3 м), перисторассеченные, двулопастные и др. Листья располагаются поодиночке, по два или несколько в пучках.

Поздней весной или в начале лета созревшая пыльца разносится ветром и попадает на семязачаток. Через микропиле пыльца втягивается внутрь семязачатка, где и прорастает в пыльцевую трубку, которая проникает к архегониям. Образовавшиеся к этому времени два спермия по пыльцевой трубке попадают к архегониям. Затем один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) формируется зародыш семени, а семязачаток превращается в семя . Семена у сосны созревают на второй год, высыпаются из шишек и, подхваченные животными или ветром, переносятся на значительные расстояния.

По своему значению в биосфере и роли в хозяйственной деятельности человека хвойные занимают второе место после покрытосеменных, далеко превосходя все остальные группы высших растений.

Они помогают решать огромные водоохранные и ландшафтные задачи, служат важнейшим источником древесины, сырья для получения канифоли, скипидара, спирта, бальзамов, эфирных масел для парфюмерной промышленности, лекарственных и других ценных веществ. Некоторые хвойные культивируются как декоративные (пихты, туи, кипарисы, кедры и др.). Семена ряда сосен (сибирской, корейской, итальянской) употребляются в пищу, из них также получают масло.

Представители других классов голосеменных (саговниковые, гнетовые, гинкговые) встречаются значительно реже и менее известны, чем хвойные. Однако почти все виды саговниковых декоративны и пользуются широкой популярностью у садовников многих стран. Вечнозеленые безлистные невысокие кустарники эфедры (класс гнетовых) служат источником сырья для получения алкалоида эфедрина, который применяется как средство, возбуждающее центральную нервную систему , а также при лечении заболеваний аллергического характера.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Урок построен для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника.

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления

Этап обучения по данной теме: основной

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

Заранее даётся сообщения двум ученикам: “Сосна”, “Ель”. Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план – конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать:
  • Особенности строения голосеменных
  • Строение хвои и шишек голосеменных растений
  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
  • Учащиеся должны уметь:
  • Различать виды хвойных растений
  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

Организационный момент.

I. Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.

  1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
  2. Тело многоклеточных низших растений
  3. Зеленый пигмент растений
  4. Иное название грибокорня
  5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
  6. Половые клетки мхов
  7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов
  8. Группа мхов
  9. Организм, состоящий из водорослей и гриба
  10. Самые глубоководные водоросли
  11. Группа водорослей, к которой относится ламинария
  12. Из них состоят все живые организмы

II. Основная часть

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)

1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

… Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).

Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.

Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.

Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.

2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)

  • Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.
  • Чем они размножаются?
  • Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.
  • Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

Первичное закрепление знаний.

  • Что вы узнали о голосеменных?Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.

Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

Название растений Условия обитания Шишки Особенности Возраст
сосна Светолюбивое

В сухих лесах

Мужские – зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют

Высокие, стройные, без нижних веток

На открытой местности раскидистые

350, 400 лет
ель
лиственница
можжевельник

Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

III. Закрепление.

Вопросы к классу.

  1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
  2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?
  3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)

Заключительное слово:

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!

IV. Подведение итогов.

Которые характеризуются наличием семязачатков с последующим развитием семени, но не образуют цветков и плодов. Это главные признаки голосеменных. Наиболее древние и примитивные представители этого отдела появились в позднем девонском периоде от одного из видов папоротников. В конце палеозойского периода голосеменные достигли расцвета, при этом в процессе эволюции вытеснив споровые растения. До наших дней в природе сохранились лишь немногие представители этой группы, так как голосеменные являются предками наиболее распространенных в настоящее время цветковых (покрытосеменных) растений, более приспособленных к жизни на Земле. Отличие покрытосеменных от голосеменных состоит в том, что у покрытосеменных растений семена расположены в завязи, а у голосеменных – семяпочки, позднее трансформирующиеся в семена, не имеют изолированного вместилища, а покрыты тонкими чешуйками и прикреплены к стержню.

Отдел голосеменных растений включает 4 класса: хвойные , гинкговые, гнетовые, саговниковые. К голосеменным относятся около 800 современных видов. Преобладающее большинство видов этого отдела (более 500) составляют класс хвойных растений, появившихся на наше планете в конце карбонового периода. Они произрастают на всех континентах. Почти 95% лесов Земли состоят только из хвойных деревьев или являются смешанными.

Большинство голосеменных являются вечнозелеными растениями, редкие виды относятся к листопадным деревьям либо кустарникам, некоторые представляют собой лианы. Растения данного отдела имеют листья различной формы: от чешуевидной, игольчатой до разветвленной, двулопастной, перистой. Строение семян голосеменных сходно. У этих растений семязачатки (семяпочки), состоящие из мегаспорангия и защитной оболочки, расположены открыто на внутренней стороне чешуевидных листьев. У хвойных такие листья с прилегающими семяпочками представляют собой подобие спирали и формируют шишку. Таким образом, семена растений вышеописанной группы как будто голые, завязи нет, отсюда происходит название – отдел голосеменные. У хвойных есть мужские и женские шишки, к примеру, у однодомной сосны они расположены на одном растении. Оплодотворение женского гаметофита мужским и начальные этапы развития спорофита осуществляются внутри семязачатка. Из зиготы образуется зародыш семени. Зрелое семя окружено защитной оболочкой и содержит зародыш, состоящий из корешка, почечки и зародышевых листьев (семядолей), а также запас питательных веществ, которые необходимы при прорастании. Все голосеменные размножаются семенами.

Значение голосеменных в природе очень велико. Эти растения образуют огромные площади хвойных и смешанных лесов, обогащая воздух кислородом. Леса регулируют скорость таяния снегов, уровень воды в реках, ослабляют шумы и силу ветров, закрепляют песчаные почвы. Лес – место обитания многих зверей, некоторые питаются побегами, семенами и шишками хвойных деревьев. Для человека голосеменные хвойные растения имеют неоценимое практическое значение. Древесина растений вышеописанной группы типа «мягких» пород используется как сырье для изготовления бумаги и как лесоматериал, из которого производят мебель, шпалы, столбы, мосты, т.д. До сих пор часто древесину хвойных пород используют как топливо. Хвойные деревья выделяют в воздух большое количество фитонцидов – летучих веществ, подавляющих развитие болезнетворных микроорганизмов. Поэтому в хвойных лесах размещают санатории и больницы для лечения людей, страдающих заболеваниями органов дыхания. Из частей хвойных деревьев получают лекарственные препараты - активированный уголь, камфору, а также эфирные масла для применения в парфюмерии, кондитерской промышленности, медицине. А семена сибирской сосны называют «кедровыми орешками» и употребляют их в пищу.