Процесс освоения деятельности формирование умений и навыков. Выработка навыков в процессе обучения

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий при­водят к точной локализации процессов возбуждения в опреде­ленных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от од­ной системы нервных связей к другой.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения ис­чезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объе­диняются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При бег­лом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.

В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка - не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нель­зя создать условия для творческой деятельности. Начинающий ху­дожник, не овладевший навыками построения перспективы, дол­жен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка пра­вильного построения предложений, вынужден думать не о содер­жании сочинения, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильны­ми приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.

В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особен­ности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интег­рация движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение позна­вательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятель­ности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям разви­вать в процессе труда более точное выполнение действия, Дру­гим - более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятель­ности обеспечивается типичными для человека приемами совер­шения действий.

Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения. В этом процессе выделяют три главные его фазы.

Первая фаза начинается из осознания задания и способов его выполнения. Так, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или другие производственные операции, а последний знакомится с ними. Обучая учеников писать, их тоже знакомят с тем, как нужно выводить каждую букву. Потом учащиеся пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть выполнить соответствующие действия.

На основании объяснений, зрительного восприятия, демонстрации действия создается первое, еще общее, схематическое зрительное представление о пространственных и временных особенностях действия - о направлении и амплитуде движений, их скорости, согласованности и последовательности. Упражнения сопровождаются значительным волевым усилием и чувством убежденности, веры в свои силы или сомнениями, нерешительностью, страхом.

Эти переживания сказываются на эффективности упражнения, способствуя ему или задерживая его усвоение.

В результате дальнейших упражнений, то есть многоразового повторения определенных действий с целью их закрепления и усовершенствования, последовательность движений постепенно превращается в четкие и согласованные действия.

Наступает вторая фаза, мастерства.

Ее физиологическим механизмом является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработка определенной их системы, то есть создание определенного динамического стереотипа.

Вследствие тренировок действия ускоряются и облегчаются. Устраняются лишние движения, уменьшается напряжение при их выполнении. Это означает, что иррадиация возбуждения, которая имела место в начале и обусловливала большое количество лишних движений, заменяется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят «делового подкрепления», постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные же движения становятся экономными, четкими, точными.

В процессе усовершенствования выполнения действия изменяется соотношение анализаторов, принимающих участие в этом процессе.

Эти изменения проявляются, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и увеличивается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать во время формирования производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте и многих других.

Решающее значение в формировании умений и навыков оказывает регуляция движений на основании самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных дифференцированных действий, а это ведет к повышению их точности.

В процессе роста искусности зрительный контроль над ходом действия, имеющий ведущее значение в начале упражнения, постепенно уменьшается, уступая двигательному контролю. То есть контролю действия теми органами, которыми оно осуществляется.

В зависимости от степени автоматизации движений изменяется роль зрительного восприятия в процессе выполнения действия. На первых порах зрительное восприятие и действие совпадают, к примеру, восприятие буквы объединяется с ее произношением. Такое сочетание неизбежно и необходимо, но оно сильно замедляет выполнение задания. Вследствие тренировок восприятие начинает опережать действие.

Так, при быстром, выразительном чтении восприятие последующих слов опережает произношение. Воспринимаемые следующие элементы текста подготавливают дальнейшее движение и обеспечивают тем самым быстрый темп и высокую эффективность выполнения действия.

Каждое действие состоит из большего или меньшего количества движений. Умелое их выполнение нуждается в объединении этих движений в целостный, единый акт, а объединение этих актов - в еще более сложное действие.

Например, пилот, летая по замкнутому кругу, за 5-6 минут должен выполнить 200 отдельных движений. Успешно выполнить эти задачи можно только объединив их в целостное действие.

Физиологическим механизмом объединения движений в целостное действие является создание «ассоциации ассоциаций», то есть цепи временных нервных связей, определенной их системы. Закрепляясь, ассоциации становятся стереотипными. Этот стереотип и является основой автоматизированного выполнения действия.

В связи с этим волевое усилие намного уменьшается, снижается концентрация и фиксация внимания на движениях, что и составляет процесс послецроизвольности, движения становятся более уверенными и точными, облегчается сознательный контроль над всем ходом исполняемого действия.

Третья фаза развития навыка. На этой фазе действия становятся заученными, что дает возможность совершенствовать их, доводить до высшего мастерства.

Условия формирования умений и навыков. Как уже указывалось, формирование умений и навыков начинается со словесных объяснений и освоения правил действия. Оценка выполненных действий, осознания их результатов также преимущественно осуществляются при помощи слова. Слово, включаясь в процесс формирования умений и навыков, способствует выработке четкой последовательности, темпа и ритма движений, их системы.

Однако каким бы привычным, автоматизированным не было действие, сознательный контроль над ним никогда не прекращается.

Мы сразу осознаем отклонение от необходимого правила или способа его выполнения. Мы замечаем, например, неправильное движение руки при письме, неправильное произношение слова, ошибку в производственной операции, в движениях при вождении автомобиля и т.п. и вносим коррективы в наши действия.

Следовательно, хотя действия здесь автоматизированы, их сознательный контроль сохраняется.

Основные условия успешного формирования умений и навыков - осознание цели задания и понимание его содержания и способов выполнения. Это достигается посредством объяснения задания, демонстрацией лучших примеров его исполнения и непосредственного выполнения действия.

Успех в формировании умений и навыков больше всего зависит от сознательного отношения, готовности человека к выработке в себе умений и навыков, заинтересованности в лучшем выполнении действий, связанных с решением задачи.

В формировании умений и навыков важно учитывать индивидуальные особенности: тип нервной системы, предыдущий опыт, теоретические знания, склонности и способности.

Не менее важную роль в освоении умений и навыков играют условия обучения, правильная организация процесса упражнения: последовательность освоения действий, постепенный переход от простого к сложному заданию, от медленного к быстрому темпу их выполнении.

При упражнении нужно учитывать и то, что длительное, без перерывов, выполнение упражнений, как и длительные перерывы в нем (например, занятия музыкой, спортивные тренировки, трудовые операции проводятся один раз в неделю) не способствуют успешному формированию умений и навыков. Длительные интервалы между упражнениями ведут к угасанию приобретенных умений и навыков.

Разновидности умений и навыков. Умения и навыки входят в состав какой-либо деятельности человека, их подразделяют на разновидности в зависимости от содержания этой деятельности и тех потребностей человека, которые ею удовлетворяются. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и т.п.

Наибольшую группу представляют собой производственные умения и навыки человека, которые связаны с видами человеческой производственной работы.

Исследования формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на такие три группы:

1) конструктивные умения, связанные с представлениями о продуктах работы, с конструированием их по рисункам, моделям, описаниям и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;

2) организационно-технологические умения, связанные с подбором необходимых орудий работы и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой работы;

3) операционные умения, связанные с применением орудий труда и материалов для изготовления определенного продукта работы, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют речевые умения и навыки. Они являются составным элементом речи человека, направленным на удовлетворение его потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. Они включают навыки как устной, так и письменной речи.

Умственные умения и навыки проявляются в выполнении разных видов умственной деятельности (например, запомнить материал, решить арифметические и другие задачи, выполнить умственные операции, исследовательские задания, вести теоретическую работу в той или той отрасли и т. д.). Широкий круг разнообразных умений и навыков объединяется также в группе художественных, спортивных и т. д.

Отдельные разновидности умений и навыков тесно связаны и переплетаются между собой.

Сложные производственные умения всегда включают умственные компоненты. С другой стороны, умение проводить, например, исследовательскую экспериментальную работу опирается на навыки практического оперирования необходимыми для нее устройствами, измерительными и другими средствами получения информации.

Умения и навыки играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ему возможность успешно достигать поставленные цели. Наличие у человека большого количества умений и навыков дает ему возможность сберегать свои силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталость.

Выработка динамических стереотипов ускоряет приобретенную реакцию и допускает возможность развития параллельных процессов.

В результате автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить еще и другая ана- литико — синтетическая деятельность.

Автоматизация приобретенных действии позволяет коре головного мозга действовать как целое и фокусировать активность на актуальных процессах.

Все умения и навыки, имеющиеся у человека, - это его приобретение. Поэтому умелые люди так высоко ценятся. Умения и навыки способствуютразвитию творческой деятельности человека и тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не имел возможности приобретать навыки, он не мог бы продвинуться ни на одну ступеньку в развитии, сталкиваясь с непрерывными и бесчисленными трудностями.

Различают четыре основных этапа формирования навыков.

Первый этап формирования навыка может быть назван предварительным . На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап - аналитический . Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например, между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап - синтетический . Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации . На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.

Одним из важных этапов профессионального обучения является тренировка, в процессе которой закрепляются правильность, точность и быстрота действий. Процесс овладения профессиональными задачами начинается с приобретения знаний. Затем должны следовать упражнения, так как одно только знание правильных способов выполнения действий не может обеспечить успешного их осуществления.

В психологии и педагогике упражнением называется повторное многократное выполнение действий, организованное определенным образом, с целью развития умений и навыков. Различаются два типа упражнений: учебные и тренировочные. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принцип решения поставленной задачи. Тренировочные упражнения направлены на отработку и автоматизацию умственных действий, закрепление их правильности, точности, быстроты.

Основными требованиями к организации упражнений являются определенность задачи упражнений, понимание цели и способов ее достижения.

Необходимым условием успешности выполнения упражнения являются своевременные объективные оценки полученных результатов. Активный самоконтроль и самооценка являются основным условием сознательной регуляции и усовершенствования заучиваемых действий. Многие авторы считают, что правильная организация обратной связи - основное условие эффективности выполняемых упражнений.

Условием успешности тренировок является и активность учащихся в преодолении трудностей при овладении навыком, когда они сами настойчиво ищут правильные способы выполнения заучиваемых действий, преодоления ошибок, закрепления полученного успеха. Только при этом условии упражнение становится не механическим повторением одних и тех же действий, а активным и сознательным процессом их усовершенствования.

Необходимо разнообразить процесс упражнения, так как чрезмерное однообразие отрицательно влияет на поддержание интереса и активности учащихся.

Важным условием успешности упражнений является постепенность усложнения задачи и повышения требований к скорости, точности работы и к одновременному соблюдению ряда требований. Сюда же относится постепенное повышение нагрузки, т.е. интенсивности и длительности работы без перерыва.

Одним из факторов, определяющих эффективность тренировки, является правильное распределение упражнений во времени. Во время перерывов возникает возможность более полного анализа действий в каждом новом упражнении, человек получает возможность как бы заново оценить свои действия и условия работы. Но если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на тренировки.

Все большее значение в обучении и тренировке придается специальным техническим устройствам - тренажерам.

На современном производстве обучение различным трудовым навыкам часто оказывается невозможно в непосредственном режиме работы. В особенности это относится к подготовке по сложным операторским профессиям, для которых характерно то, что работать приходится не столько с реальными объектами, сколько с их моделями. Поэтому использование тренажеров важно не только для формирования конкретных трудовых навыков, но и для моделирования определенных сложных производственных ситуаций с целью выработки готовности к адекватному реагированию на них.

Рассуждая об особенностях обучения специалистов с использованием тренажеров, К.К. Платонов писал:

«Тренажер - это учебное пособие, позволяющее формировать навыки, необходимые в реальных условиях труда».

В этом отличие тренажера от наглядных пособий, которые лишь «облегчают» формирование навыков с помощью знаний.

Главное психологическое правило при проектировании и использовании тренажера:

«Чтобы учебная установка могла быть названа тренажером, она должна использоваться для повторных, систематических упражнений с учетом всех правил, отличающих упражнение от простого повторения».

Заметим, что само повторение не развивает навыков, а упражнение развивает, так как предполагает самоконтроль обучающегося и постепенный переход от простого способа выполнения действия к более сложному.

Второе важное правило при разработке тренажеров:

«Неверно стремление упражнять на тренажере обязательно целостный, сложный трудовой навык. Если тренажер хорошо автоматизирует какой-либо частный, но необходимый в труде навык, то он полезен и поможет дальнейшему развитию более сложных навыков. Некоторая схематизация и упрощение условий тренировки иногда даже полезны».

Сама идея профессионального обучения в специально смоделированных ситуациях достаточно продуктивна. Тренажеры могут разрабатываться и использоваться в разных формах:

  1. технические тренажеры;
  2. моделирование ситуаций профессионального взаимодействия в различных группах и тренингах;
  3. моделирование и обсуждение сложных производственных ситуаций в ходе деловых игр и дискуссий;
  4. моделирование в воображении сложных ситуаций в ходе специально организованных групповых или индивидуальных занятий;
  5. смешанные варианты проигрывания производственных ситуаций, где задействованы и технические тренажеры, и игровые взаимодействия обучающихся, и их воображение.

Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.

Умения — это…

Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

Чем отличается навык от умения? Умение требует:

  • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
  • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
  • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Виды навыков и умений

Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

Умения могут быть:

  • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
  • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
  • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

Зачем их формировать

Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

— 4 основных этапа формирования навыка.

Первый этап формирования навыка можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних движений и лишнего мышечного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенный ритм движений.

В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу .

— Как эффективно использовать методы развития.

1) Самообучение - самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи - получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг - выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) - самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы - поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

— Как быстро развить любой навык?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.

2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.

3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.

4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео: