Продуктивное использование образовательных технологий в школе логопед. Портфолио учителя-логопеда Кузнецовой Е.А

Лена Проскура
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы я использую следующие современные технологии .

Личностно-ориентированные технологии :

1. Педагогика сотрудничества

2. Гуманно-личностная технология

Они позволяют : изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу с ребенком на основе перспективного плана работы на год с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработав индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников логопедической группы (непременными участниками образовательного процесса )

Здоровьесберегающие технологии – основные формы работы на коррекционных занятиях :

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает : улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболееправильным типом дыхания) . Ведётся работа над развитием силы , плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекциейзвукопроизношения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Развитию мелкой моторики пальцев рукна коррекционных занятиях уделяетсясобое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкоймоторики с собственно речевыми упражнениями.

Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике : массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; плантарный массаж (массаж стоп) ; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин) ; массаж язычнрй мускулатуры.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

Игровые технологии

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет вид деятельности и игровая среда : игры с предметами, словесные игры, игра-драмматизация, игры-имитации и пр. Пронизывание игровым сюжетом всего занятия способствует погружению ребенка в игру и обучающая задача идет для него вторым планом, на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса.

Технология коллективного способа организации детей

Использование на занятиях : работа в парах ; работа в подгруппе ; командные игры; общая игровая цель для группы и общее стремление к её достижению.

Технология модульного обучения

Положена в основу планирования всей коррекционной работы в группе (распределение материала по лексическим темам недели) – осуществляется через взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, педагогов группы и семьи) .

Специфические педагогические коррекционные технологии .

1. Технологии обучения связной речи.

2. Технологии постановки звуков различны и эффективность их применения носит индивидуальный характер.

3. Технологии устранения нарушений слоговой структуры слова.

В коррекционной работе непременно применяются разнообразные модели и схемы в качестве метода наглядного моделирования.

Технология дидактического синквейна способствует : обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления) .

Правила составления дидактического синквейна

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка – два слова, прилагательные;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) .

Например

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

«Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Использование элементов технологии ТРИЗ применимы на занятиях по развитию связной речи и способствует расширению словарного запаса.

Игры :«Хорошо-плохо» ,«Гирлянда» ,«Цепочка слов» ,«Чудесная таблица» (морфологические таблицы,«Заселим дом» (системный оператор) .

Информационные технологии

Презентации по лексическим темам

Презентации на автоматизацию звуков

Игры на формирование навыка чтения и элементарного языкового анализа

Игры на развитие фонематического слуха и восприятия

Игры и задания на развитие связной речи.

Таким образом использование современных образовательных технологий и их элементов в комплексе способствует преодолению нарушений речи у старших дошкольников.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, мной используют в работе следующие современные образовательные методики и технологии:

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Использование современных образовательных технологий.

На протяжении всей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, изучая и применяя в системе воспитательно - образовательной работы как традиционные, так и новые современные образовательные педагогические технологии.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, мной используют в работе следующие современные образовательные методики и технологии:

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

Здоровьесберегающие

технологии.

1.Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой нод по лексическим темам.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

2.Зрительная гимнастика.

Снимает напряжение с глаз,

способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование упражнений после

напряженной 10 минутной работы.

Профилактика миопии.

3.Релаксация.

Снимает напряжение, чувство беспокойства.

Является одним из этапов работы

в нод.

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

4.Мимическая гимнастика.

Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию.

Выполняется на каждой нод,

перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

Более четкая мимическая картина.

5.Динамические паузы в сочетании с

речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

Повышенная работоспособность,

профилактика нарушения осанки и плоскостопие.

6.Гимнастика для пальчиков.

Развитие мелкой моторики и

навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Крупотерапия, пескотерапия,

су-джоки, мозайка, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Прямопропорциональная зависимость

развития мелкой моторики и речи.

7.Психогимнастика.

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Игры и этюды на нод.

Развитие эмоциональной сферы,

рефлексии чувств.

8.Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие.

Сказки по лексическим темам на нод.

Улучшение произносительных навыков.

9.Биоэнергопластика.

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребенка существует комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка.

Улучшается речь.

10.Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры.

Стимулирование и активизация

мышечного тонуса.

Комплексы упражнений на нод,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения.

Развитие познавательной активности.

Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач.

Активное усвоение знаний.

Технология концентрированного обучения.

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Тематическое планирование.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технология развивающего обучения.

Развитие личности и её способностей.

Ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения.

Создание оптимальных условий

для выявления и коррекции речевых расстройств.

Усвоение программы на различных

планируемых уровнях.

Чистое звукопроизношение,

достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Технология игрового обучения.

Развитие воображения, внимания,

памяти, речи,мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Дидактические и словесные игры,

игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте.

Повышение познавательной активности,

формирование мотивации учебной деятельности


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Учитель – логопед: Сечкарева Л.Е.






ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сенсорного воспитания

Информационные технологии



  • Основная его цель – нормализация речевой моторики. Применяя массаж, можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

  • Самомассаж лица желательно проводить в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать» на своем лице Деда Мороза, Снеговика и т.д.

  • Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ (особенно у дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами.

  • При выполнении массажа для кистей рук использую нестандартное оборудование, это: массажные спиральки, киндер-сюрпризы, махровые перчатка, шишки, каштаны, желуди, массажные мячи с шипами.

  • Мною апробированы и применяются следующие современные методы: сказкотерапия, песочная терапия, игровые технологии.
  • Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы.
  • Так, например, элементы песочной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно – кинетическую чувствительность; формирую произносительные умения и навыки; развиваю мотивацию речевого общения; обучаю чтению и письму.

  • Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при постановки звука, его автоматизации, закреплении в связной речи. Применение мною технологии моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) способствует формированию вербальных средств коммуникации, мотивации речевого развития, развитию и активизации словарного запаса обучающихся, формированию грамматического строя речи.



Игра «Золушка»

«Волшебная тарелочка»



Дидактическая игра как средство преодоления нарушений чтения и письма

  • «Логопедическое домино»
  • Цели: совершенствовать навык чтения; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.

НАСЕКОМЫЕ

БОЧКА

ТАРА

РАВЕЙ


  • Цели: совершенствовать навыки чтения и деления слов на слоги; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.
  • Задание. Быстро составить и четко произнести слова, выделяя ударный слог.
  • МЫЛОТОВАРСКАЗКАРТАНЦЫПКИ
  • МОРОЗАМОКРОТАРАНТУЛИТКАРЕТА
  • ПОБЕДАРЫСИЛАМПАРАДЫМКАРЕТА
  • ТОПОТОМОКРОЛИКРАБУНТЫКВАР

  • «Поймай звук»
  • Загадка. На всех садится, Никого не боится.(снег)
  • Какой первый звук в слове снег? [с] Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:
  • С, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с.
  • Са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы.
  • Мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север.

  • Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:
  • Сыр, сыр, сыр … сор, сыр, сыр;
  • Шар, шар, … жар, шар, шар;
  • Стол, стол … стул, стол, стол;
  • Рад, рад … ряд, рад, рад.

  • К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п`]



«Развивающие технологии в логопедии »

В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление о развитии и социализации человека как о процессе его образования. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приёмах. В процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальная педагогика использует многообразные методы обучения и учения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его эффективность. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся.

Под образовательной технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для лиц с особыми образовательными потребностями. К их числу можно отнести технологии коррекции речевых нарушений, которыми должен владеть специалист в области логопедии.


Разница понятий «методика» и «технология».

· понятия методика преподавания и технология преподавания дисциплины - часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов .

· в технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны.

· технология отличается своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…).

· приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально».

Образовательные технологии предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата.

Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности образовательных технологий является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Технология логопедического обследования:

· этапы логопедического обследования;

· технология логопедического обследования детей раннего возраста;

· особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи;

· нейропсихологический подход к обследованию речи.

2. Технологии развития артикуляционной моторики:

· логопедический ручной массаж;

· логопедический зондовый массаж;

· точечный массаж;

· искусственная локальная гипо - и гипертермия (ИЛГ);

· артикуляционная гимнастика.

3. Технологии развития мелкой моторики:

· кинезитерапия;

· гидрогимнастика;

· Су-Джок терапия;

· японская методика пальцевого массажа;

· игровые упражнения.

Ø метод фантограмм,

Ø цепочка противоречий.

Технологии развития связной речи :
    традиционный подход (,) нейропедагогический подход (интеллект-карты); сказкотерапия.
Технологии моделирования:

· использование наглядных моделей при постановке звуков;

· использование моделирования для развития связной речи.

Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию: Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

· логопедическая ритмика;

· фитотерапия;

· ароматерапия;

· музыкотерапия;

· хромотерапия;

· литотерапия;

· имаготерапия;

· аурикулотерапия;

· його-терапия.

Компьютерные технологии в коррекции речи:

· компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций);

· сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (текстовое руководство -) (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения);

· логопедический тренажер «Дэльфа-142» (текстовое руководство -) (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи);

· «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка, Республиканский учебно-методический центр) и др.

    использование мультимедийных средств коррекции и развития.

Рассмотрим некоторые из представленных технологий более подробно.

1. Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методичес­ком центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ - это одно из направле­ний современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способству­ет нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.

Искусственная локальная гипо - и гипертемия - это контрастное термальное воздействие низкотемператур­ных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций .

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия:

· только гипотермия (холодовой массаж);

· только гипертермия (тепловой массаж);

· гипотермия, затем гипертермия;

· поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

Показанием к применению данной методики являются:

· возраст с двух лет;

· формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;

· различные виды артикуляционных апраксий;

· синкинезии в артикуляционной моторике;

· повышенная саливация.

Противопоказания к использованию ИЛГ:

· атонически-астатическая форма ДЦП;

· индивидуальная непереносимость;

· заболевания ЛОР-органов и ОРВИ;

· эписиндром и повышенная судорожная готовность.

Пределы проведения холодовой аппликации огра­ничиваются языком, губами, и не затрагивают около­ушные и подчелюстные слюнные железы. Холодовую аппликацию необходимо начинать с пробной дозы воз­действия (3-5 с). Если не возникнет аллергических ре­акций, значит, метод приемлем для данного ребенка и может быть включен в схему коррекционно-логопедической работы.

Авторы методических рекомендаций ­ва, и предлагают следующую методику использования ИЛГ в логопеди­ческой практике. Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата: круговая мышца рта, большая скуловая мышца, подбородок в области подчелюст­ной ямки, язычная мускулатура. При накладывании льда на язык, придерживая последний за кончик марлевой салфеткой, делаем скользящие движения по кончику, спинке и боковым краям языка. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора контрастное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть правой руки. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лед, а в качестве высокотемпературного - шерстяная варежка, опущенная в горячий на­стой трав успокоительного сбора. Продолжительность экспозиции в первый день проведения ИЛГ 10 с, затем при ежедневном увеличении процедуры на 10-15 с, сле­дует довести воздействие до 4 минут и в этом режиме продолжить курс, состоящий из 20-25 сеансов. Целе­сообразно проводить по три курса ИЛГ с перерывом в 10 дней, затем через 6 месяцев повторить полный курс лечения.

2. Синквейн.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка , позволяющим быстро получить результат, яв­ляется работа над созданием нерифмованного стихотво­рения, синквейна. Синквейн с французского языка пе­реводится как «пять строк», пятистрочная строфа сти­хотворения.

Правила составления синквейна:

1) первая строка - одно слово, обычно существитель­ное, отражающее главную идею;

2) вторая строка - два слова, прилагательные, описы­вающие основную мысль;

3) третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка - фраза из нескольких слов, по­казывающая отношение к теме;

5) пятая строка- слова, связанные с первым, отража­ющие сущность темы.

Примеры синквейна:

Грибной, летний.

Льет, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождем.

Лужи, тучи, вода.

Сильный, холодный.

Срывает, дует, воет.

Ветер осенью холодный.

Осень, холод, сквозняки.

Веселая, разноцветная.

Появляется, радует, играет.

На небе, после дождя, большая радуга.

Дождь, тепло, лето, детство.

3. Лимерики .

Лимерик - абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен­но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как ли­мерик.

В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а тре­тья - с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: пер­вая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая - что сделал или что с ним произошло, и далее - чем все закончилось. В каноническом лимерике конец после­дней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

Однажды Дружок под дождем промок.

Дети построили Дружку домишко.

Дружок в непогоду виляет хвостишком.

В соседнем дворе живет собака Дружок.

4. Метод ассоциативных связей, или «Образ слов» .

Осознание богатства русской речи начинается с вос­питания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, зало­женных в каждом из них. Современные технологии раз­вития детей с речевыми нарушениями предлагают боль­шой арсенал методов и приемов работы со словом, по­зволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных свя­зей.

При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка : фонетики , словообразования , лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него лично­стный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа сло­ва с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:

1. Каждое слово имеет вполне определенное звуко­вое наполнение, разное написание, смысл и разное упот­ребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написа­нии не пропустил соответствующую букву.

2. К каждому звуку или слогу подбираем слова, ас­социативно связанные с представлением о слове. Наи­более эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколь­ко детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного без­действия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство детей активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удач­ные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова.

3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом.

Слово -> звуки -> слова -> образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ -> песок - летом - ярко-желтый;

МОРОЗ -> мерцающий образ румяной зимы;

ЗИМА -> затрещал - мороз;

ЛЕТО -> лучезарное - тепло;

ОСЕНЬ -> облачное - серое - небо;

ВЕСНА -> веселое - сверкающее - небо;

ДОРОГА -> дом - разыщут - гости;

НОЧЬ -> небо - очень - черное;

ДЕНЬ -> дающий - надежду.

5. Типовые приемы фантазирования.

5.1. Инверсия, или «Сделать наоборот ».

Изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Пример:

Золушка злая, а сестры добрые.

Горячий огонь стал холодным, так как его нари­совали на льду.

5.2. Сколько значений у предмета ?

Углубить и одновременно проверить уровень разви­тия способности к мысленному перемещению, позволя­ющему иначе смотреть на проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям пред­лагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свой­ствами, также хорошо известными. Это могут быть кир­пич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная короб­17А и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального ис­пользования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, самые неожидан­ные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

В этом задании не следует спешить с уничтожаю­щей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действитель­но применимы.

Такая работа позволит ребенку научиться концент­рировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциа­тивных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожи­данные возможности.

5.3. Назовите как можно больше признаков предмета.

Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей - называть как можно больше возмож­ных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пла­стмассовым, письменным, детским, удобным и др. Вы­играет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как ув­лекательный командный конкурс.

5.4. Наблюдение как способ выявления проблем .

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смот­рим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому-то наблюдение - акт не перцептивный, а интеллектуальный.

Специфика наблюдения, его главный пафос как ме­тода познания в том и состоят, чтобы суметь в момент созерцания, слушания или иного чувственного воспри­ятия активизировать собственные умственные возмож­ности, включив сознание и подсознание.

Увидеть проблему можно путем простого наблюде­ния и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котя­та?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие - либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые де­тям предметы: например, осенние листья (деревья, яб­локи и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризо­вать форму различных листьев, назвать основные цве­та, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет за­дание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.

6. Методы дивергентного речевого развития .

Дивергентное мышление - творческое, оригиналь­ное мышление. Характеризуется отсутствием стереоти­пов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противо­положность такого мышления - конвергентное мыш­ление. Оно направлено на поиск одного-единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивер­гентное мышление является основой творчества.

Дивергентное речевое развитие - это развитие ре­чевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

Дети при традиционном обучении в дошкольном уч­реждении, школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учеб­ных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для раз­вития творческого потенциала детей. Это можно осуще­ствить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных за­нятиях упражнения, направленные как на развитие ди­вергентного.

Основными требованиями , на которые нужно опе­реться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следу­ющие:

1) найти для детей проблему, которая имеет множе­ство правильных решений;

2) поощрять детей в фиксировании и записи всех мыс­лей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрак­тичными и сумасшедшими;

3) ценить не качество ответов, а их количество (устро­ить, например, соревнование, где выигрывает ребе­нок, предложивший больше способов решения про­блемы);

4) воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и хо­лода, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов:

Весна - теплая, солнечная, веселая;

солнце - ...

почки - ...

листочки - ...

подснежник - ...

Зима - холодная, морозная, снежная;

мороз - ...

метель - ...

2. Найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

· колодец- ведро;

· стол - дерево;

· мороз - солнце;

· кукла - девочка.

3. Речевые упражнения на поиск причин возникно­вения событий.

· Маше подарили на день рождения большую куклу.

· Море было большое и теплое.

· Солнце медленно заходило за горизонт.

4. Придумать рассказ, историю или сказку, исполь­зуя заданный набор слов, например:

· Солнце, улица, светофор.

· Самолет, дождь, горы.

· Ветер, арбуз, машина.

7. Методы креативного речевого развития.

7.1. Креативное речевое моделирование.

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводит­ся в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элемен­ты которых ребенку уже знакомы,

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предме­тов, явлений:

· лопата, сковородка;

· стол, шкаф;

· вилка, ножницы;

· книга, театр и т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе при­знаков в паре «лопата, сковородка»:

· Лопата и сковородка сделаны из железа.

· И лопатой, и сковородкой можно защищаться.

· На лопате и на сковородке можно что-нибудь пере­нести.

· Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без нагляд­ной опоры, и он также ищет сходные признаки в дан­ных названиях:

· самолет, чашка;

· стадион, слон;

· комар, роса и т. д.

7.2. Мозговой штурм.

Наиболее известным методом психологической акти­визации мышления является «мозговой штурм», предло­женный А. Осборном (США) в 1940-х годах. «Мозговой штурм» - это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разде­ление процесса генерации и критики идей во времени.

Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

· нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;

· приветствуются любые идеи, в том числе фантасти­ческие. Нет плохих идей;

· поощряются развитие, усовершенствование и ком­бинирование чужих идей;

· идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафе­ту идей.

Главная цель - получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни выс­казывать нелепые идеи из-за боязни их критики, при­влечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

Например, заключительное занятие по теме «Весна».

Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий пси­хологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

7.3. Обратная мозговая атака .

Одной из разновидностей «мозгового штурма» явля­ется «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недо­статки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Например, занятие по теме «Огород».

Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посад­ку рассады и собирают урожай и т. д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каж­дый недостаток методом мозгового штурма анализиру­ется и совершенствуется. Например, помидор. Малень­кий - станет большим. Низко растет на тонких кусти­ках - будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода - вообще не надо заботиться, и т. д.

7.4.Корабельный совет .

Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления, который можно применять на лексико-грамматических занятиях, является «Корабель­ный совет». В этом методе так же, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей, участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

· высказываться по проблеме должны все;

· порядок и очередность выступлений устанавливает капитан - от юнги к капитану, от младшего к стар­шему;

· вопросы задает только капитан. Участники совеща­ния могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана;

· все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;

· итоги работы совета подводит капитан.

Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбира­ются педагогам, и каждый может побывать и в роли юнги, и в роли кока, и в роли рулевого и т. д.

Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную деловую и творчес­кую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.

7.5.Аналогии Синектика .

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пе­режитых мыслей, восприятий и «включить» богатую ин­формацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассо­циаций, которые, в свою очерёдь, стимулируют творчес­кие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие.

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуще­ствляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальней­шей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними.

Например: на что может быть похоже платье - на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...

· На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.

· На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

· На доспехи рыцаря платье похоже в том случае, если оно закрывает большую часть тела, и т. д.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постанов­ку себя на место объекта. В этом случае человек должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитате­лях квартиры?.. Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравне­ниями и метафорами, отражающими ее суть. Использо­вание символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризу­ющего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих мета­фор устоялись в языке и стали привычными.

Например:

· небоскреб - очень высокий дом;

· колотун - сильный мороз.

С помощью символов можно показать историю стра­ны, профессию, какое-то действие или процесс. Напри­мер: профессию учителя можно символически выразить горящей свечой или лампочкой.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в за­дачу фантастические средства или персонажи, выпол­няющие то, что требуется по условию задачи. Фантас­тическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.

Например: человек похож на самолет, на Бабу-ягу, на машину и т. п.

Задания:

1. На что похожи: лошадь, стол, машина, ракета, лист...? Объясните почему?

2. Подберите сравнения:

Вода в реке, словно...

Холодный ветер, словно...

Теплый ветерок, словно...

Свежий хлеб, как...

Черствый хлеб, как...

Объясни предложенные сравнения.

3. Что может означать выражение: золотой человек -

белая ворона - буря в стакане воды - золотые руки - золотая голова?

4. Какие предметы могут быть символами профес­сий: врач, моряк, учитель, летчик, садовод?

5. Что будет, если у нас удлинится на время нос?

Можно будет понюхать цветы на клумбе, не вы­ходя из дома; можно будет определить, что вкусненько­го готовят соседи.

Это хорошо, а что в этом плохого?

Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

6. Человек может летать, как орел.

Человек имеет сверхострое орлиное зрение, на­пример, видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, ви­дит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.

Человек питается орлиной пищей - грызунами, птицами.

Человек покрыт перьями.

7. Придумайте органы чувств, которых нет у чело­века, но могли бы быть.

Например, не плохо бы чувствовать наличие радиа­ции, чтобы от нее уберечься.

Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и дру­гие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство - это чувство меры, не у всех оно есть.

Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность

8. Поставить себя на место любого неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства. Пример: Я - щетка.

Что ты любишь?

Во что ты одеваешься?

С кем дружишь?

Чем питаешься?

Кого недолюбливаешь?

Ознакомление детей с предметами и материалами.

7.6. Оператор РВС .

Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном по­иске новых идей. К таким методам относится, напри­мер, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Для преодоления инерции мышления меняют эти парамет­ры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время то ускоряется, то за­медляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о поте­рянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта (сказки «Сливы за сор», «Жадный раджа»).

1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прика­саешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от пред­мета - рост (уменьшение) прекращается.

Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку?..

2. Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и буду­щее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предот­вратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?

Что бы могла сделать Красная Шапочка, имея та­кую машину времени?

3. Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

4. Представь, что какая-то из твоих вещей (карандаш, кукла, гвозди) внезапно стала очень дорогой. Ты мо­жешь обменять ее на множество других вещей и пред­метов. Что бы ты стал делать, чтобы эту вещь у тебя не украли? На что бы ты хотел ее обменять?

7.7. Метод маленьких человечков .

Этот метод широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (недели­мость человеческого организма).

Техника применения метода сводится к следующим операциям:

· необходимо выделить часть объекта, которая не мо­жет выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

· разделить человечков на группы, действующие (пе­ремещающиеся) по условиям задачи.

· полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

С его помощью можно моделировать физическое со­стояние вещества - твердое, жидкое, газообразное, вза­имодействия между предметами. Ребенок понимает, что окружающий мир состоит из частичек, из этих части­чек состоят и твердые предметы, и вода, и воздух. Каж­дую такую частичку можно представить себе в виде маленького человечка. Если человечек крепко стоит на ногах и держится поднятыми руками за стоящих рядом других маленьких человечков - вещество твердое. Что­бы разорвать сцепление маленьких человечков - нуж­но потрудиться. Чем крепче вещество - тем плотнее стоят маленькие человечки друг к другу и тем крепче они держатся друг за друга (рис. 6).

Если человечки опустят руки вниз и перестанут дер­жаться друг за друга - вещество становится жидким. Части вещества легко отделяются друг от друга, но все еще находятся рядом. Плотную жидкость можно срав­нить с плотно стоящей толпой людей, например, в авто­бусе, которые не держатся друг за друга и потому ко­леблются в такт с движениями автобуса. Менее плот­ную жидкость можно сравнить с редко стоящими людьми (рис. 7).

Если человечки начинают активно двигаться - раз­бегаться, вещество становится газообразным. Процесс превращения одного состояния вещества в другое можно показать на примере превращения воды в лед или пар.

Задания:

1. Попробуй смоделировать с помощью метода ма­леньких человечков воду и сметану. Чем будут отли­чаться модели этих веществ?

2. Изобрази с помощью маленьких человечков лепе­сток розы, дерево, аквариум, снежинку, мокрый песок.

3. Что сначала может быть жидким, потом твердым? Перечисли как можно больше веществ.

Например: вода - лед, блины, канцелярский клей, холодец...

4. Что сначала может быть твердым, а потом жид­ким? Манная крупа, лед - вода, металл...

5. Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из твердого в жидкое и наоборот? Пере­числи возможные способы превращений.

6. Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из жидкого в газообразное и наоборот?

7.8. Метод «Хорошо - плохо» .

Этот метод развивает умение видеть во всем хоро­шие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмот­рим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хо­рошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь...

Хорошо:

· растение будет лучше расти...

· по лужам можно пускать кораблики...

· всю пыль прибьет к земле, дома

· и улицы будут чистые...

Плохо:

· нельзя гулять по улице...

· можно промокнуть и заболеть...

· вода в реке может выйти из берегов...

Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед , со­бака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.

Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, дру­гая - о плохом, по очереди. Та из команд, которая боль­ше не может ничего сказать, проиграла.

Игра «Хорошо - плохо».

Дерево - это хорошо или плохо?

Хорошо - укрывает от дождя и солнца.

Плохо - растет на площадке, мешает играть в мяч.

Хорошо - украшает город.

Плохо - дерево может загореться и вызвать пожар.

Хорошо - приносит плоды.

Плохо - когда бьет ветками в стекло - страшно.

Хорошо - из дерева можно построить дом и краси­вые сувениры.

Плохо - в нем живут насекомые-вредители.

Хорошо - птицы вьют себе гнезда.

7.9. Метод каталога .

Метод каталога позволяет раскрепостить воображе­ние и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познава­тельный интерес и порождает новые, необычные и ин­тересные идеи. Суть метода заключается в следующем: знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он свя­зан с изучаемым объектом.

Например, знакомимся с понятием «птица». Берем любое слово - «лопата» и перечисляем ее признаки и свойства: лопата - металлическая, деревянная, копа­ет, большая, маленькая и т. д.

· Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с метал­лическим отливом - голубь.

· Что означает деревянная птица? Это птица - рису­нок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо - «как деревянное»...

· Какая самая большая птица? Орел, страус и т. д.

С помощью метода каталога можно рассматривать любое понятие из лексико-грамматической темы.

7.10. Игра «Наоборот» .

Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с пред­метами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования. Что такое антикарандаш? Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где это­го делать нельзя. Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: старательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т. д. Таким образом, можно наметить пути усовершенствова­ния вещей и предметов, подойти к изобретению нового.

7.11. Морфологический анализ .

Создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, кото­рый применил этот подход в 1930-е годы. Сущность мето­да заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершен­ствуемого объекта, исключить влияние случайности.

Метод включает следующие шаги:

· выбирается объект;

· составляется список основных характеристик или частей объекта;

· для каждой характеристики или части перечисля­ются ее возможные исполнения;

· выбираются наиболее интересные сочетания возмож­ных исполнений всех частей объекта.

Анализ удобно вести с помощью многомерной таб­лицы, получившей название морфологического ящика.

Для детей дошкольного возраста главным в этом методе является нахождение наибольших количеств все­возможных комбинаций. Пример:

В результате получается 27 вариантов. Приведем только часть:

Кошка ловит мороженое. Кошка ловит медведя. Официант ловит мышей. Официант кусает медведя. Комар разносит медведя.

7.12. Метод фантограмм .

Метод был предложен. Он несколь­ко усовершенствует морфологический анализ. Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и к универсальным свойствам объекта. При составлении фантограммы по одной оси выписыва­ются характеристики объекта: вещество, физические свой­ства, способ передвижения, сфера обитания, цель и т. д. А по другой оси - типовые приемы.

· Бегает, наоборот - летает, ползает.

· Спасается: имеет волшебные сапоги-скороходы, уве­личивается в размерах и способен съесть лису, что про­изойдет?

· Перенесем зайца из степи в море - как будет пе­редвигаться, чем питаться и т. д.?

В результате морфологического ящика получится 25 сочетаний. Результат - активизация детской речи.

7.13. Построение цепочки противоречий .

Это упражнение выполняется в двух вариантах. В пер­вом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере.

За окном идет снег.

Это хорошо. Можно кататься на лыжах.

Кататься на лыжах вредно - можно сломать ногу.

В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. За­дача слушателей - показать способ разрешения проти­воречия. Задача воспитателя - показать, что предло­женное решение порождает новые противоречия.

7.14. Упражнение «Елочка» .

Записать стартовое слово, какое-нибудь имя суще­ствительное в единственном числе и именительном па­деже. В течение 40 секунд к этому слову подбирают ас­социирующиеся слова. Делать переключение каждые 40 секунд от последнего слова.

8. Интеллект-карты

Интеллект-карты - это уникальный и простой ме­тод запоминания информации. Метод интеллектуаль­ных карт наиболее полно отвечает особенностям рабо­ты человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благо­даря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целост­ного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при пост­роении карт зрительных образов обеспечивается созда­ние глубокого впечатления, что существенно увеличи­вает запоминаемость материала и способность к вос­произведению.

При построении карт идеи становятся более четки­ми и понятными, хорошо усваиваются связи между иде­ями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения са­мых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организо­ванным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использо­вание различных графических средств (рисунков, сим­волов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, назва­ние новой темы). Используя разноцветные ручки, выво­дятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из ко­торых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наибо­лее полно соответствовало теме данной ветви. На круп­ных ветвях помещаются более мелкие, соответствую­щие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколь­ко это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движе­ние от общего к деталям: в центре находится общее - тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключе­вой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта под­бирается в соответствии с важностью данного ключе­вого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собствен­ными символами (правое полушарие в своей деятель­ности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

· В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

· Для каждого ключевого момента проводятся расхо­дящиеся от центра ответвления, используя ручки раз­ного цвета.

· Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления де­талей.

· Добавляются символы и иллюстрации.

· Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатны­ми) буквами.

· Важные идеи записываются более крупным шриф­том.

· Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

· Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

· При построении карты памяти лист бумаги распола­гается горизонтально.

· Для совершенствования интеллектуальных карт тре­буется практика.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» станицы Отрадной Краснодарского края

ПОРТФОЛИО

учителя-логопеда

Кузнецовой Елены

Александровны


ОБРАЗОВАНИЕ:

БЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ,1988 ГОД, С ОТЛИЧИЕМ.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ», УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРИ КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ПРОГРАММЕ: «ДЕФЕКТОЛОГИЯ (ЛОГОПЕДИЯ)», ПРИСВОЕНО ПРАВО НА ВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ (ЛОГОПЕДИИ), 2001 ГОД.

ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

СТАЖ РАБОТЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ: 27 ЛЕТ

В ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ: 22 ГОДА

В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ: 22 ГОДА


Мое профессиональное кредо:

Много воды утекло со времен первого логопеда - легендарного греческого оратора Демосфена, но миссия педагога такого профиля до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда - разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актера, руки целителя и сердце гуманиста.

Приоритетные направления моей деятельности:

  • коррекционно-воспитательная работа на занятиях и в повседневной жизни;
  • диагностика, подготовка детей к школе;
  • развитие логического и творческого мышления дошкольников в процессе развивающих игр, развивающая среда обучения;
  • использование нетрадиционных, инновационных форм и методов обучения;
  • максимальное выравнивание дефекта у ребёнка
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.
  • включение родителей в процесс сопровождения речевого развития ребенка

Использование современных образовательных (коррекционных) технологий, соответствующих ФГОС ДО

  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Психогимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Физминутки
  • Развивающие игры
  • Перфокарты
  • Логоритмика
  • Игрогимнастика
  • Моделирование
  • Мнемотехника
  • Биоэнергопластика
  • Синквейн
  • Элементы Монтессори-педагогики
  • Массажекоррекция
  • Песочная терапия
  • Компьютерные программы
  • Инновационная проектная деятельность


Применение ЦОР

  • наличие фонда компьютерных программ для дошкольников: «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логопедические упражнения», «Скоро в школу», « Весёлая азбука», «Уроки логопеда» и др.
  • авторские тематические презентации
  • « Сетевой город»
  • Публикации материалов из опыта работы на федеральных сайтах:

http://pedstrana.ru/

http://konkurs-rf.ru/

http://logopedy.ru/portal/

http://logopediya.com/

http://mersibo.ru/front4_5

на сайте МБДОУ № 5 http://ds-5-o.ucoz.ru/

на собственном сайте http://сайт/ otradnaya .

  • участие в конкурсах на федеральных педсайтах.


Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

соответствует следующим характеристикам:

1. Комфортность и безопасность.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.

4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.

5. Функциональность предметной среды.



Программное обеспечение коррекционного процесса

  • Адаптированная ООП ДО с учётом авторской «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

  • «Рабочие программы коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда в средней, старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи».


Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Использование ЦОР:
  • Использование ЦОР:

-Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте

-Сайт МБДОУ № 5 http://ds-5-o.ucoz.ru/

-«Сетевой город» http://81.177.100.45/asp/Announce/ViewAnnouncements.asp



  • «Сказки Весёлого Язычка»
  • «Комплексы пальчиковой гимнастики».
  • Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР»
  • «Рабочие программы коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда в средней, старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи»
  • Проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
  • Проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
  • Речевая карта дошкольника с ОНР

Участие в профессиональных конкурсах:






АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО МОГУ БЫТЬ И ЗАЙЧИКОМ И КОЛОБКОМ, КЛОУНОМ, МИШКОЙ И ДАЖЕ ГРИБКОМ, И ДЕДОМ МОРОЗОМ И БАБОЙ ЯГОЙ, НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ АРТИСТКИ ТАКОЙ!