Актуальные проблемы современной российской журналистики. Проблемы журналистики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    "Гражданская" журналистика как альтернативная область журналистской деятельности в современном обществе. Основные формы "гражданской" журналистики. Блоги и подкастинги как поле для самовыражения "гражданских" журналистов и форма гражданской коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Теоретическое осмысление проблем культурно-просветительской журналистики в современном обществе. Исследование профессионально-психологического портрета журналиста, работающего в сфере культурно-просветительской журналистики на примере электронного ИАР.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2017

    Субъективно-объективная природа принципов журналистики. Основные теории советских масс-медиа. Ориентиры современного российского журналистского сообщества. Международные принципы профессиональной этики журналиста как базис для национальных кодексов.

    реферат , добавлен 14.06.2009

    Тактика акта общения журналиста: содержательный и психологический аспекты. Правила профессионального общения – человеческий интерес и понимание, умение слушать. Принцип выбора собеседника. Чтение невербальных сигналов. Проблемы подготовки интервью.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Сущность понятия "аргументация". Методологические функции журналистики и виды аргументации. Принцип объективности/правдивости как основное условие аргументации. Анализ статей В. Ягутяна "Проблемы выбора" и И. Соловьевой "Каждому четвертому второе высшее".

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Основные понятия, значение и функции PR. Определение журналистики, ее функции и трансформация. Информация как объект работы журналиста. Значение профессионально-этических кодексов. Место в профессиональной деятельности Кодексов профессиональной этики.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство журналиста, производственно-этические принципы, в которых отражены требования к его поведению. Запреты или побуждения, регламентирующие поведения журналиста, профессионально-этические нормы.

    Для средств массовой информации и коммуникации, безусловно, важнейшим является их содержание, без которого немыслимы ни осуществление прессой коммуникативной функции, ни амбициозные планы превращения журналистики в "четвертую власть", ни эффективность формирования общественного мнения и управления им, ни доходы медиакорпораций. В журналистике два человека играют ведущую роль: журналист и читатель (слушатель, зритель). Именно от их взаимодействия зависит характер журналистики.

    На сегодняшний день, круг тем, которые охватывает журналистика, очень широк: от узконаправленных до глобальных. Глобальные экологическая проблема сегодня заставляет нас всех объединять усилия, делает наш мир взаимозависимым и заставляет все больше внимания уделять проблемам общечеловеческим. В данном случае речь идет о таких проблемах, как здоровье и сохранение здоровья, как развитие новых ресурсов, прежде всего в сфере знаний. Если просмотреть большинство публикаций, которые знакомят с экологией как областью знаний, то трудно провести четкую границу между социальной и естественнонаучной составляющей этой дисциплины - так они взаимосвязаны между собой.

    Но очевидно, что все эти публикации определяют круг тем, которые становятся предметом разговора в других публикациях. Одна из них - рациональное использование природных ресурсов. Экология как явствует практически из каждой публикации в прессе - это та область знаний, где второстепенных проблем нет. Массированное загрязняющее воздействие на окружающую среду - это серьезная опасность для жизни человека. Свалки и полигоны захоронения отходов, использование удобрений и ядохимикатов, гарь выхлопов автомобилей, гибнущие деревья, кислотные дожди, озоновые дыры - все это наша реальность. И темы для тех, кто разрабатывает экологическую тематику. Государство срочно изыскивает средства на строительство очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов, на оборудование полигонов захоронения городских отходов по последнему слову техники. Об этом рассказывают многие публикации. Одни знакомят с опытом более богатых стран. Например, в Германии, где сбор мусора - это серьезное дело, требующее ответственности, самостоятельная отрасль хозяйства страны. Другие говорят о том, почему уборка мусора в Беларуси еще не стала востребованным и прибыльным делом. Ведь для получения, скажем, одной тонны ПЭТ-бутылок необходимо 273 тонны нефти и 95 метров кубических природного газа. А ПЭТ-бутылку можно перерабатывать до девяти раз.

    Беларусь называют "синеокой" благодаря большому количеству озер. Беларусь называют "легкими Европы" благодаря многочисленным лесам и болотам. Беларусь называют землей "под белыми крылами" - и сейчас рядом с сельской хаткой можно увидеть гнездо аиста. До сих пор Беларусь переживает самую ужасную экологическую катастрофу - Чернобыльскую аварию, которая обернулась национальной трагедией, с последствиями которой еще придется бороться нашим внукам. К сожалению, радиоактивное загрязнение является одной из основных причин ухудшения здоровья не только белорусской нации, но и всей Европы. Модная в советское время "переделка природы" также внесла свой вклад в ухудшение экологической ситуации в Беларуси. Осушение болот не привело к ожидаемым результатам, но уникальная биосфера была нарушена, что сразу же сказалось на экологическом состоянии всей Европы.

    В сфере экологической журналистики давно обозначились проблемные темы, которые постоянно занимают ведущие строчки своеобразного рейтинга : энергетика, энерго- и ресурсосбережение; великие реки и леса, опустынивание и обезлесивание; экологически чистая и безопасная продукция; отходы производства и потребления, их переработка; новые нетрадиционные растения и перспективы их использования (генномодифицированные продукты).

    Однозначно, что названными темами список не ограничивается. К тому же он подвижен. Но на данный момент именно такие публикации предлагает наша пресса.

    Еще одна тема, занимающая свою нишу в средствах массовой информации - криминальная тема. К сожалению, поток публикаций на данную тему не иссякает, скорее, наоборот. Почему криминал занимает такое значительное место в наших газетах? Ответ очень прост: потому что, он в первую очередь, существует в самом обществе. Именно недостатки этого общества - безработица, социальное неравенство, понижение уровня жизни, алкоголизм, наркомания - создают питательную почву преступности, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности". Может быть, теперь это покажется странным, но было время, когда криминал представлял собой только сводки, не было больших, на целую полосу материалов, как и не было никаких красочных коллажей.

    Сейчас ситуация кардинально изменилась. В последнее время появляются журналисты с "узкой специализацией", в том числе и с криминальной. Почти в каждой газете есть корреспонденты, занимающиеся в основном только криминалом. Источниками информации для журналиста, работающего с криминалом, являются пресс-службы ГУВД, МВД, районные, городские. В последнее время наметилась тенденция к исчезновение со страниц газет криминальных сводок и репортажей с места происшествия. Также к криминальным материалам предъявляются некоторые требования со стороны редакторов газет: преступление, описываемое в газете, должно быть особенным - жестоким, кровавым, с какими-нибудь шокирующими подробностями. И самое удручающее в этом то, что такие сюжеты дает сама жизнь, вернее, совершающиеся в ней преступления. Еще одна проблема криминальной тематики - малое количество качественных публикаций. Для создания качественного криминального издания необходим тщательный маркетинг, т.е. нужно изучить рынок сбыта, основной круг читателей, как издание должно выглядеть - обязано ли оно быть цветным, а соответственно и дорогим или же наоборот, не цветным и дешевым. Нужен тщательный подход к созданию и выпуску газеты, особенно с такой тематикой. Ведь не каждый рекламодатель решится поместить свое объявление в криминальное издание.

    Современное общество также всерьез обеспокоено эпидемией наркомании, ежегодно уносящей сотни тысяч человеческих жизней. В современной периодике существует ряд тем, к которым журналисты обращаются чаще всего. Журналисты пишут на темы необходимости отказа от наркотиков, наркомания рассматривается как зависимость и болезнь, от которой до конца излечиться практически невозможно. Если раньше считалось, что принимать наркотики - это модно, то в настоящее время упор делается на здоровый образ жизни, в употреблении же наркотиков нет ничего модного, веселого и интересного.

    Сельская тема также занимает определенное место среди других не менее важных тем, так как является важнейшей отраслью экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны. В производстве сельскохозяйственной продукции участвуют товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства, подсобные хозяйства населения, другие формы хозяйствования. Однако и количество убыточных организаций там пока что остается достаточно большим - 10,7% от общего количества работающих предприятий, против 2,3% в целом по экономике республики. Это является практически единственным фактором, влияющим на то, что в настоящее время уровень зарплаты в сельском хозяйстве значительно отстает от среднереспубликанского (315 тыс. белорусских рублей против 614 тыс. в среднем по республике и 1 млн 100 тыс. белорусских рублей в наиболее высокооплачиваемой отрасли республики - нефтеперерабатывающей.) Также не радует и та цифра, что по состоянию на сегодняшний день в общем объеме просроченной задолженности в Белоруссии 23,4% приходится на сельское хозяйство. Современные средства массовой информации (газеты, телевидение) чутко отражают это плачевное состояние агропромышленного комплекса страны.

    Таким образом мы рассмотрели лишь некоторые темы из всего многообразия освещаемых сегодня журналистами. Тем, действительно, великое множество и охватить их все не представляется возможным. Однако всех их ообъединяет один критерий - их актуальность. Актуальность - (от позднелат. actualis фактически существующий настоящий, современный), важность, значительность чего либо для настоящего момента, современность, злободневность … (Большой Энциклопедический словарь) То, как данная публикация отзывается на злобу дня в настоящее время и будет говорить о ее актуальности. Однако темы, связанные с каким - либо событием, могут потерять свою актуальность спустя какое-то время, другие, напротив, актуальны всегда, потому как проблемы, связанные с ними, продолжают существовать в обществе. Это, например, безработица, коррупция, проституция, наркомания, алкоголизм, социальное неравенство, преступность и т.д. Однако не все так мрачно. В журналистике поднимаются и другие темы, связанные с позитивными сторонами жизни.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

      эссе , добавлен 14.05.2015

      Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

      контрольная работа , добавлен 07.06.2011

      Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2012

      Понятие журналистики. Сущность, цели, функции, средства. История развития и становления журналистики, в том числе в России. Типы направления. Социально-политическая и экономическая ситуация обуславливающая качество журналистики в современной России.

      курсовая работа , добавлен 28.09.2015

      Начало развития сети Интернет. Средство массовой информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью. Интернет - многогранное средство массовой информации. Появление авторских проектов в Интернете, их роль для журналистики.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2011

      Науки-предшественницы журналистики. Этапы ее развития. Многоаспектность функционирования средств массовой информации (СМИ). Роль социологической, филологической и культурологической базы в профессионализме журналиста. Специфика работы в разных типах СМИ.

      курсовая работа , добавлен 28.01.2012

      Основные понятия, значение и функции PR. Определение журналистики, ее функции и трансформация. Информация как объект работы журналиста. Значение профессионально-этических кодексов. Место в профессиональной деятельности Кодексов профессиональной этики.

      курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    DOI: 10.17805/trudy.2016.1.7

    проблемы преподавания журналистики в современной России

    В. Л. Артемов (Московский гуманитарный университет)

    Аннотация: В статье анализируются проблемы преподавания журналистики в современной России, в том числе понижение общей культуры молодежи - абитуриентов, студентов.

    Подготовлено на основе доклада на XIIМеждународной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (3-5 декабря 2015 г.) в Московском гуманитарном университете.

    Ключевые слова: журналистика; российская журналистика; проблемы журналистского образования; культура журналистов

    on some issues of teaching journalism in contemporary russia

    V. L. Artemov (Moscow University for the Humanities)

    Abstract: The article examines some of the issues of teaching journalism at universities in contemporary Russia, including the problem of the overall cultural decline of school graduates, university students, and youth in general.

    The article is based on the paper given at the 12th International research conference "Higher education for the 21st century" (December 3-5, 2015) at Moscow University for the Humanities.

    Keywords: journalism; journalism in Russia; issues of education in journalism; culture of journalists

    За несколько десятилетий, что мне в той или иной форме приходилось и приходится сталкиваться с преподаванием журналистских дисциплин как в нашей стране, так и за рубежом, и в самой журналистике, и в ее преподавании произошли перемены. При этом на зарубежных факультетах журналистики, в школах журналистики, как их там принято чаще всего называть, что отражает уровень и узкую направленность получаемого там образования, происходил преимущественно процесс дальнейшего усугубления ремесленного подхода к обучению студентов. Что я имею в виду?

    НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

    Главный упор в процессе учебы в зарубежных школ журналистики, особенно базирующихся на англо-саксонской системе, делался и делается на освоении набора до мельчайших деталей регламентированных технологий новостной журналистики, а также на рекомендациях практиков.

    Основные тенденции в динамике журналистского образования в большинстве стран мира можно проследить по используемым там американским и американским учебникам, учебным пособиям, методичкам. Достаточно просмотреть любой набор этих материалов, чтобы убедиться в том, что главную цель, которая преследуется их авторами и разработчиками, состоит в подготовке «репортеров», т. е. специалистов по сбору и обработке новостей. Основная дисциплина в этих заведениях - «News Writing». Принципиальная задача обучения - выпустить специалиста, ориентированного в первую очередь на оперативную новость, продукт, который может быть продан по оптимальной цене.

    Последние десятилетия в зарубежной журналистике и, соответственно, в школах журналистики систематизировался и обобщался опыт наиболее известных репортеров, вырабатывался алгоритмы поведения журналистов в самом широком спектре ситуаций на всех этапах работы с новостями, применительно к суживающемуся спектру социальных и политических проблем, которые находятся в центре внимания западной прессы. Технология сбора информации, работы с источниками, постоянное совершенствование стиля, воспитание специфических качеств репортера - наблюдательность, изобретательность, собранность, дисциплинированность, инициативность, скептицизм доводится едва ли не до автоматизма. Студенты школ и факультетов журналистики, в принципе, не получают широкого гуманитарного образования и интеллектуального кругозора.

    Задачи, которые стоят перед журналистикой в большинстве западных стран, остались прежними, перестройки или обновления ее системы или арсенала не потребовалось. Новых требований к журналисту не предъявили, и, как и прежде, согласно вошедшей в оборот максиме, «американский репортер может описать все, но не может объяснить, почему». От него требуется улавливать ожидания и вкусы аудитории и не удаляться от своих утилитарных задач (Хорольский, 2010).

    Серьезные последствия для журналистики в большинстве стран имело усиление роли правительства в качестве дирижера всего хора средств массовой информации с последовавшим усилением самоцензуры. Несомненно, снижение интеллектуальных параметров выпускников этих учебных заведений связано и с упрощенными требованиями, предъявляемому к репортеру усиливающимся влиянием интернета, сокращением печатных СМИ и все большим превращением информационных и других

    телевизионных программ в развлекательные представления.

    Российская журналистика за эти же годы пережила много перестроек, пересмотра ориентиров, подходов и ценностей. Главное, изменилось меню содержания, которое все больше диктуется коммерциализацией прессы. Однако все это не отменило функций, которые российская журналистика объективно продолжает выполнять в нашем обществе. Функции прессы - явление объективное, это то влияние, которое пресса по природе своей оказывает на общество во всех его ипостасях. Любая пресса, например, выполняет функции воспитания и образования вне зависимости от того, каким это образование является. Это ружье, которое стреляет тем зарядом, которым его заряжают, и эффект применения которого определяется качеством этого заряда. Это может быть и управляемым, и спонтанным процессом.

    В России за прошедшие десятилетия существенно изменился этот заряд средств массовой информации, он во многом измельчали, однако не настолько, чтобы утратить способность и возможность оказывать положительное воздействие на социальные процессы в нашей стране. Очень многое будет зависеть от того, кто приходит на пополнение журналистского корпуса. Сейчас происходит естественная смена журналистских поколений. Каким будет новое, то, на которое придется возлагать надежды и ожидать, что оно сможет активно способствовать положительным тенденциям в становлении Новой России, в очень значительной степени зависит от того, что сумеют сделать преподаватели журналистских факультетов.

    Совершенно очевидно, что нас не может удовлетворить подход к подготовке журналистов, принятый в западных школах журналистики, хотя с начала 90-х годов прослеживается тенденция внедрять в нашу учебную практику свойственные им подходы описательского репортерства (Засурский, 2007). Нам необходимо формировать новое поколение российских журналистов-государственников, нацеленных на развитие гражданского общества, активно реагирующих на социальные и политические проблемы, которыми живет страна, достаточно образованных и подготовленных, чтобы понимать и интерпретировать происходящие в мире и в нашем обществе процессы, видеть угрозы, которые направлены на единство нашей страны, ее независимость. Российская журналистика всю свою историю прошла под знаком ответственной интеллектуальной аналитичности, и нельзя допустить, чтобы мы растеряли это дорогое наследие. Наша пресса должна быть политически и социально направленной и ответственной, а наш журналист должен быть способен и готов отстаивать интересы общества и страны в условиях коммерциализации.

    Решать эту понятную и всеми разделяемую задачу приходится в до-

    статочно сложных условиях. С одной стороны, нам придется потратить немало времени на ликвидацию разрушающих последствий введения ЕГЭ, отупляющего увлечения Интернетом, сокращения сроков обучения, утрату курсов, направленных на расширение кругозора будущих журналистов. Интеллектуальному и творческому росту множества студентов мешает переход на платное обучение. Очень многие учащиеся тратят драгоценное время на подработки для оплаты дорожающих обучения и общежития. На чтение книг, серьезную проработку учебных материалов и самостоятельное творчество времени катастрофически не хватает.

    С другой стороны, за последние время существенно упал уровень общей подготовленности абитуриентов, ставших студентами, снизился интерес к углубленному освоению материала, самостоятельной работе. Все меньше студентов оказываются способны на длительное усилие, без которого не выработать собственного творческого подхода и не создать достойного произведения. По свидетельству многих редакторов, они сталкиваются с проблемой, которую несколько знакомых мне ветеранов журналистики неожиданно сформулировали одними и теми же словами: «В газете некому писать». Главное, говорят они, это поразительная неэрудированность молодых журналистов, примитивность мышления, приниженный круг интересов и леность мысли. Молодые мало или ничего не читают, их кругозор узок настолько, что упирается в бытовые проблемы, у них убогий словарь русского языка, они не проявляют любознательности, предпочитают незамысловатые приемы рассуждений и не склонны искать причинно-следственные связи в событиях и фактах, которые описывают.

    Из всего обширного списка проблем, которые необходимо решать в преподавании и воспитании современного российского журналиста (Бон-даренко, 2010), мне хотелось бы выделить особенно заметные и при этом в принципе решаемые.

    Мне кажется, что в центре нашего внимания должно находиться преодоление неумения, а то и нежелания студентов профессионально думать. «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает», - писал знаменитый известинец Анатолий Аграновский. Болезнь начинающего журналиста - увлечение красивым слогом, пышными формулировками, «ритуальными танцами» в качестве вступления или заключения, повторяющими примитивную мораль, и отсутствие мысли о том, что это скажет читателю, если вообще что-то скажет.

    Другая болезнь - неспособность организовать логическую аргументацию и последовательное изложение более или менее расширенных материалов, находить им адекватный заголовок. Неумение концентрироваться на главном, не упускать из виду цель создаваемого материала, сводить к общему знаменателю богатство собранного материала часто

    остается со студентом и после получения диплома. Между прочим, неспособность к типизации относится и к числу причин, по которым умер когда-то популярный и блистательный жанр публицистического очерка. Переломить эту болезнь дефицита обобщений можно только постоянными усилиями всего концерта преподавателей, работающих со студентами-журналистами, не только тех, кто ведет профессиональные дисциплины.

    Требование четкого изложения мысли и умения аргументировать любое утверждение должно быть частью усилий каждого преподавателя, занимающегося с группой студентов-журналистов. Привить студентам умение формировать главную мысль материала, правильно излагать ее, всем ходом изложения привлекать к ней внимание, демонстрацией аргументов подготовить читателя к готовности воспринять ее и позволить ей убедить себя должны те, кто учит газетному делу (и, конечно, радио и телевизионной специализации).

    Я вижу привитие умения работать с главной мыслью материала как первостепенную задачу профессионального журналистского образования сегодня. Кстати, неплохо было бы вспомнить о конспектировании, весьма эффективном, но сейчас забытом методе обучения, с помощью которого прививается умение и навык формулировать и кратко излагать сложные мысли и объемные материалы. Очень полезны регулярные диспуты, полемика, споры - они способствуют развитию самостоятельного и логического мышления.

    Задача всего педагогического коллектива - борьба с убогостью речевой практики молодых журналистов (Сиротинина, 2009). Ее решение мне видится в стимулирование регулярного чтения художественной литературы и прежде всего классиков. Для меня представляется важной необходимость постоянно акцентировать внимание студентов на том, что успех литературной стороны их творчества во много зависит от умения пользоваться аллюзиями, крылатыми словами, прибегать к синонимическим рядам, метафорам, тропам, другим изобразительно-выразительным средствам языка. Можно было бы подумать над включением знакомства с родной литературой, вместе со знанием истории нашей страны, в итоговую отчетность перед государственными экзаменами. Неоспоримое значение имеет требование по части чтения дополнительной литературы по всем предметам. Это один из способов обогащения главного инструмента журналиста - языка, на котором он работает. Мы мыслим словами, и чем богаче спектр рабочего языка, тем яснее выражаются мысли. Для воспитания журналистов необходим специальный курс русского языка, который стимулировал бы непрерывное обогащение словаря и постоянную работу над развитием собственного речевого стиля журналиста.

    Проблема родного языка и языкового стиля стоит рядом с проблемой

    представлений о национальной идентичности, созданием отчетливых и устойчивых представлений о том, что общение на родном языке, наряду с принадлежностью к соответствующей языку культурной среде, составляет идентификатор национальной принадлежности. В настоящее историческом контексте российского государства для журналистов ясность в этом вопросе это не только вопрос профессионализма. Она имеет особое самостоятельное значение.

    Это вопрос борьбы с националистическими фобиями, процветающими на невежестве людей, не понимающих, что национальная принадлежность никак не связана с биологической наследственностью. Многие великие представители русской, да и других наций, не были этнически полностью или частично чистыми членами своей нации. Выросши в русской культуре и пользуясь русским языком, русскими считали себя Пушкин, Лермонтов, Карамзин, Даль, Левитан. Французом считается и называет себя французом этнический русский, член Французской Академии (т. е. Академии французской литературы и языка) писатель Анри Труайя. Знаменитый английский актер Питер Устинов - тоже по происхождению русский, а известный классик английской литературы Конрад - чистокровный немец.

    Настоящая беда, подстерегающая нас в середине курса - большое число учащихся, на первом-втором курсах, рьяно взявшихся за перо, к третьему курсу охладевают к самостоятельному творчеству, и отнюдь не большинство удается подвигнуть на дополнительные, внеучебные творческие проекты, систематическую работу над самостоятельными разработками тем, совершенствованием мастерства. Вместе с тем, на деле именно таким путем, через привитие постоянного длительного усилия, возможно выработать у студентов компетенции, которые заложены в министерских программах. Никакими лекциями или контрольными этого не добиться, не нужно лукавить. Для этого требуется постоянный курирующий глаз преподавателя, постоянно, изо дня в день работающего над студенческими текстами, чего не предусматривают наши регламенты. Без этого не выработать привычки к непрерывной работе, саморедактированию, инициативному поиску и разработке тем. Представляется, что некий выход из положения - студенческие творческие объединения с руководителем, готовым взять на себя трудоемкую роль рецензента и редактора и вести систематическую работу с десятками авторов. К счастью, такие энтузиасты встречаются.

    Сегодня одна из ключевых задач в развитии нашей страны состоит в формировании общероссийской идентичности (Ильинский, 2014). Ни одно многонациональное государство не может считаться крепким, если ее население не скреплено общей идентичностью, переплетением куль-

    турных корней и связей. Выходящие в жизнь журналисты просто обязаны, по меньшей мере, понимать эту проблему и ценить ту мультикультурную основу, на которой она строилась веками. Следовало бы вернуть в курсы литературы или хотя бы в списки дополнительного чтения, знакомство с культурой народностей России, их великими эпосами, как это делалось в Советское время.

    Сейчас, после распада Советского Союза, стали отчетливо видеть, насколько важно для зарождения чувства общности и единой национальной идентичности вхождение всех культур в единое культурное пространство (см.: Бородай, 2015). Вспомним, как великий дагестанец поэт Расул Гамзатов говорил о том, что если бы он жил не в нашей стране, то остался бы поэтом одного ущелья и его стихи не читали бы повсюду. Наверное, на российских журналистах лежит обязанность не просто участвовать в этом процессе, а быть его двигателем и пропагандистом. Знание культуры народов России и их вклада в общенациональную российскую идентичность, на мой взгляд, обязательное условие успешного выполнения нашей журналистикой своего долга.

    Наконец, я вижу важную проблему в преодолении отстраненности большинства студентов-журналистов от современных мировых проблем, слабого интереса к процессам, идущим в сегодняшней Росси, вообще ко всему, что лежит за пределами их повседневных проблем и интересов. Преобладает сосредоточенность на обыденных вопросах, «заземленность» потребностей. Единицы регулярно читают прессу, следят за новостями по телевизору, большее число иногда знакомится с новостями по Интернету. Подчас в этих молодых людях поражает узость кругозора и аморфность представлений об окружающем мире. Обвинить их в отсутствии патриотических чувств нельзя, но эти чувства по преимуществу пассивные, не реализуются в активных действиях, в стремлении что-нибудь сделать. Мало кто из них видит вокруг себя проблемы социального характера, понимает их реальную природу, причинно-следственные связи или просто вдумчиво реагирует на них.

    Преподаватели журналистских дисциплин в состоянии обращать внимание на наиболее важные проблемы современности, ставить задачи по самостоятельной разработке материалов этой тематики. Думается, что полезно было бы ввести курс «Современные проблемы мира и России» и включить в него лекции о глобальных политических процессах и важнейших международных проблемах, с которыми сталкивается Россия на международной арене, а также занятия по вопросам социально-политического и экономического развития России.

    Журналистское образование не может ограничиваться узкими гуманитарными и профессиональными дисциплинами. Стране нужны жур-

    налисты, способные в современных условиях отвечать на ожидания аудитории, задающей все больше вопросов, на которые журналист должны отвечать и пользоваться ее доверием и авторитетом за широту и глубину ответов, которые он дает ей.

    Глобальные проблемы – это проблемы, решить которые можно только общими усилиями мирового общества . Сегодня к глобальным проблемам человечества относятся:

    • Экологическая угроза
    • Экономические глобальные проблемы
    • Демографические проблемы
    • Культурно – технологические проблемы.

    Проблемы журналистики

    Современная журналистика выполняет как минимум две, но весьма важные функции. Во-первых, это формирование общественного мнения. Во-вторых, информирование общественности и обратного отражения, в виде ответной реакции общества на новостные блоки. Иными словами, глобальные проблемы можно частично или полностью решить при помощи журналистских материалов.

    Что же касается самой журналистики, то она имеет ряд актуальных проблем, с которыми ей все чаще приходиться сталкиваться и бороться для того чтобы существовать в дальнейшем и выполнять свои основные функции:

    • Глобализация. С годами появляется все большее количество новых периодических изданий, что приводит к созданию массового информационного продукта и экспансии английского языка. В результате потребление готового информационного продукта происходит массово, а сам потребитель становится пассивным.
    • Несовпадения мыслей. Публикуемые материалы с точкой зрения автора или критика часто не совпадают с мнением читательской аудитории. В результате этого происходит подмена понятий, довольно часто журналистские издания обвиняются во лжи. Возможно, это связано с незнанием журналистики желаний читательской аудитории.
    • Ограниченность рекламодателей. Сегодня для того чтобы существовать периодическому изданию мало просто желания. Коммерческая составляющая играет важную роль. В результате отсутствие финансоспособных рекламодателей приводит к тому, что изданий «режут» тиражи, и часто отказываются от интересных публикаций.
    • Многие издания находятся в сильной зависимости от политических структур, которые диктуют им определенные условия существования на рынке.
    • Заказные материалы. Современные средства массовой информации наполнены заказными или рекламными материалами, что не только ухудшает качество публикуемых материалов, но и снижает доверие читательской аудитории к изданию.
    • Низкие тиражи. В сравнении с советскими изданиями, тиражи значительно снизились.
    • Массовой информация. Большие информационные потоки не позволяют качественно оценить и охарактеризовать новость.
    • Журналисты слишком высокого о себе мнения. Свобода слова, существующая на данный момент, позволила журналисту довольно много. В результате этого журналисты считают себя непогрешимыми.
    • Потеря доверия к средствам массовой информации. Частое опубликование непроверенной информации в погоне за успехом издания и популярностью автора, привело к полной или частичной потере доверия со стороны читательской аудитории.
    • Информационные войны. Конкуренция. Все это возникло в результате большого количества периодических изданий современные газеты и журналы настолько не готовы к конкуренции, что просто переписывают одну и ту же новость друг у друга. Полностью или частично стала отсутствовать уникальность написанного текста.
    • Появление и широкое распространение «желтой прессы». Подобное явление встречается все чаще. Журналисты ведутся на сенсационные, но не проверенные информации, что приводит к популяризации желтой, или как ранее дворовой прессе.