Борис Пастернак — Нобелевская премия: Стих. Долгий путь к нобелевской премии Пастернак нобелевская премия читать

23 октября 1958 года Борис Пастернак был объявлен лауреатом Нобелевской премии по литературе. Однако, как известно, писатель был вынужден отказаться от премии, а объявленная против него травля привела его к тяжелой болезни и скорой смерти. О тех испытаниях, которые выпали на его долю осенью 1958 года, и о том, как более тридцати лет спустя медаль и диплом Нобелевского лауреата были переданы семье писателя, — в рассказе его сына Евгения Пастернака.

Среди событий, связанных со столетием Бориса Пастернака, особое место занимает решение Нобелевского комитета восстановить историческую правду, признав вынужденным и недействительным отказ Пастернака от Нобелевской премии, и вручить диплом и медаль семье покойного лауреата. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии по литературе осенью 1958 года получило скандальную известность. Это окрасило глубоким трагизмом, сократило и отравило горечью остаток его дней. В течение последующих тридцати лет эта тема оставалось запретной и загадочной.

Разговоры о Нобелевской премии Пастернака начались в первые послевоенные годы. По сведениям, сообщенным нынешним главой Нобелевского комитета Ларсом Гилленстеном, его кандидатура обсуждалась ежегодно начиная с 1946-го по 1950-й, снова появилась в 1957-м, премия была присуждена в 1958-м. Пастернак узнавал об этом косвенно — по усилению нападок отечественной критики. Иногда он вынужден был оправдываться, чтобы отвести прямые угрозы, связанные с европейской известностью:

«По сведениям Союза писателей, в некоторых литературных кругах на Западе придают несвойственное значение моей деятельности, по ее скромности и непроизводительности — несообразное...»

Чтобы оправдать пристальное внимание к нему, он сосредоточенно и страстно писал свой роман «Доктор Живаго», свое художественное завещание русской духовной жизни.

Осенью 1954 года Ольга Фрейденберг спрашивала его из Ленинграда: «У нас идет слух, что ты получил Нобелевскую премию. Правда ли это? Иначе — откуда именно такой слух?» «Такие слухи ходят и здесь , — отвечал ей Пастернак. — Я последний, кого они достигают. Я узнаю о них после всех — из третьих рук...

Я скорее опасался, как бы эта сплетня не стала правдой, чем этого желал, хотя ведь это присуждение влечет за собой обязательную поездку за получением награды, вылет в широкий мир, обмен мыслями, — но ведь, опять-таки, не в силах был бы я совершить это путешествие обычной заводной куклою, как это водится, а у меня жизнь своих, недописанный роман, и как бы все это обострилось. Вот ведь Вавилонское пленение.

По-видимому, Бог миловал — эта опасность миновала. Видимо предложена была кандидатура, определенно и широко поддержанная. Об этом писали в бельгийских, французских и западногерманских газетах. Это видели, читали, так рассказывают. Потом люди слышали по ВВС, будто (за что купил — продаю) выдвинули меня, но, зная нравы, запросили согласия представительства, ходатайствовавшего, чтобы меня заменили кандидатурой Шолохова, по отклонении которого комиссия выдвинула Хемингуэя, которому, вероятно, премию и присудят... Но мне радостно было и в предположении попасть в разряд, в котором побывали Гамсун и Бунин, и, хотя бы по недоразумению, оказаться рядом с Хемингуэем».

Роман «Доктор Живаго» был дописан через год. За его французским переводом сочувственно следил Альбер Камю, нобелевский лауреат 1957 года. В своей Шведской лекции он с восхищением говорил о Пастернаке. Нобелевская премия 1958 годе была присуждена Пастернаку «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак 29 октября 1958 года ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущен». Его поздравляли соседи — Ивановы, Чуковские, приходили телеграммы, осаждали корреспонденты. Зинаида Николаевна обсуждала, какое ей шить платье для поездки в Стокгольм. Казалось, все невзгоды и притеснения с изданием романа, вызовы в ЦК и Союз писателей позади. Нобелевская премия — это полная и абсолютная победа и признание, честь, оказанная всей русской литературе.

Но на следующее утро внезапно пришел К. Федин (член Союза писателей, в 1959 году был избран главой Союза писателей — прим. «Избранного» ), который мимо возившейся на кухне хозяйки поднялся прямо в кабинет Пастернака. Федин потребовал от Пастернака немедленного, демонстративного отказа от премии, угрожая при этом завтрашней травлей в газетах.

Пастернак ответил, что ничто его не заставит отказаться от оказанной ему чести, что он уже ответил Нобелевскому комитету и не может выглядеть в его глазах неблагодарным обманщиком. Он также отказался наотрез пойти с Фединым на его дачу, где сидел и ждал его для объяснений заведующий отделом культуры ЦК Д.А. Поликарпов.

В эти дни мы ежедневно ездили в Переделкино. Отец, не меняя обычного ритма, продолжал работать, он переводил тогда «Марию Стюарт» Словацкого, был светел, не читал газет, говорил, что за честь быть нобелевским лауреатом готов принять любые лишения. В таком именно тоне он написал письмо в президиум Союза писателей, на заседание которого не пошел и где по докладу Г. Маркова был исключен из членов Союза. Мы неоднократно пытались найти это письмо в архиве Союза писателей, но безуспешно, вероятно, оно уничтожено. Отец весело рассказывал о нем, заехав к нам перед возвращением в Переделкино. Оно состояло из двадцати двух пунктов, среди которых запомнилось:

«Я считаю, что можно написать „Доктора Живаго“, оставаясь советским человеком, тем более, что он был кончен в период, когда опубликовали роман Дудинцева „Не хлебом единым“, что создавало впечатление оттепели. Я передал роман итальянскому коммунистическому издательству и ждал выхода цензурованного издания в Москве. Я согласен был выправить все неприемлемые места. Возможности советского писателя мне представлялись шире, чем они есть. Отдав роман в том виде, как он есть, я рассчитывал, что его коснется дружественная рука критика.

Посылая благодарственную телеграмму в Нобелевский комитет, я не считал, что премия присуждена мне за роман но за всю совокупность сделанного, как это обозначено в ее формулировке. Я мог так считать, потому что моя кандидатура выдвигалась на премию еще в те времена, когда романа не существовало и никто о нем не знал.

Ничто не заставит меня отказаться от чести, оказанной мне, современному писателю, живущему в России, и, следовательно, советскому. Но деньги Нобелевской премии я готов перевести в Комитет защиты мира.

Я знаю, что под давлением общественности будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».

Гордая и независимая позиция помогала Пастернаку в течение первой недели выдерживать все оскорбления, угрозы и анафематствования печати. Он беспокоился, нет ли каких-нибудь неприятностей у меня на работе или у Лени в университете. Мы всячески успокаивали его. От Эренбурга я узнавал и рассказывал отцу о том, какая волна поддержки в его защищу всколыхнулась в эти дни в западной прессе.

Но все это перестало его интересовать 29 октября, когда, приехав в Москву и поговорив по телефону с О. Ивинской (Ольга Ивинская последняя любовь Пастернака — прим. «Избранного» ), он пошел на телеграф и отправил телеграмму в Стокгольм: «В силу того значения, которое получило присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ» . Другая телеграмму была послана в ЦК: «Верните Ивинской работу, я отказался от премии» .

Приехав вечером в Переделкино, я не узнал отца. Серое, без кровинки лицо, измученные, несчастные глаза, и на все рассказы — одно: «Теперь это все не важно, я отказался от премии».

Но эта жертва уже никому не была нужна. Она ничем не облегчила его положение. Этого не заметили на общемосковском собрании писателей, состоявшемся через два дня. Московские писатели обращались к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства и выслать за границу. Отец очень болезненно переживал отказ Зинаиды Николаевны, сказавшей, что она не может оставить родину, и Лени, решившего остаться с матерью, и живо обрадовался моему согласию сопровождать его, куда бы его ни выслали. Высылка незамедлительно последовала бы, если бы не телефонный разговор с Хрущевым Джавахарлала Неру, согласившегося возглавить комитет защиты Пастернака. Чтобы спустить все на тормозах, Пастернаку надо было подписать согласованный начальством текст обращений в «Правду» и к Хрущеву. Дело не в том, хорош или плох текст этих писем и чего в них больше — покаяния или самоутверждения, важно то, что написаны они не Пастернаком и подписаны вынужденно. И это унижение, насилие над его волей было особенно мучительно в сознании того, что оно никому не было нужно.

Прошли годы. Мне теперь без малого столько же, сколько было отцу в 1958 году. В Музее изобразительных искусств, в близком соседстве с которым отец прожил с 1914 по 1938 год, 1 декабря 1989 года открылась выставка «Мир Пастернака». Посол Швеции господин Вернер привез на выставку диплом лауреата Нобелевской премии. Медаль решено было торжественно вручить на приеме, устраивавшемся Шведской академией и Нобелевским комитетом для лауреатов 1989 года. По мнению господина Вернера, мне следовало приехать в Стокгольм и принять эту награду. Я ответил, что совершенно не представляю себе, как это можно устроить. Он получил согласие Нобелевского комитета, посольство и Министерство культуры в несколько дней оформили нужные бумаги, а 7-го мы с женой летели в украшенном рождественскими колокольчиками самолете в Стокгольм.

Нас встретил профессор Ларс Клеберг, известный своими работами по русскому авангарду 20-х годов, и отвез в лучшую гостиницу города «Гранд отель», где в эти дни расположились со своими родственниками и друзьями нобелевские лауреаты 1989 года. После легкого ужина, привезенного в номер, мы легли спать.

Евгений Пастернак

Луч утреннего солнца, пробившись сквозь занавеси, разбудил меня, я вскочил и увидел рукав морской лагуны, мосты, пароходы, готовые отчалить на острова архипелага, на котором расположен Стокгольм. На другом берегу холмом круглился остров старого города с королевским дворцом, собором и зданием биржи, где Шведская академия занимает второй этаж, узкими улочками, рождественским базаром, лавочками и ресторанчиками на всякий вкус. Рядом на отдельном острове стояло здание парламента, на другом — ратуша, оперный театр, и над садом шел в гору новый торговый и деловой город.

Мы провели этот день в обществе профессора Нильса Оке Нильсона, с которым познакомились тридцать лет назад в Переделкине, когда он летом 1959 года приезжал к Пастернаку, и Пера Арне Будила, написавшего книгу о евангельском цикле стихотворений Юрия Живаго. Гуляли, обедали, смотрели великолепное собрание Национального музея. Сотрудники газеты расспрашивали о смысле нашего приезда.

На следующий день, 9 декабря, на торжественном приеме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР, а также многочисленных гостей непременный секретарь академии профессор Сторе Аллен передал мне Нобелевскую медаль Бориса Пастернака.

Он прочел обе телеграммы, посланные отцом 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что лауреата нет уже в живых. Он сказал, что это исторический момент.

Ответное слово было предоставлено мне. Я выразил благодарность Шведской академии и Нобелевскому комитету за их решение и сказал, что принимаю почетную часть награды с чувством трагической радости. Для Бориса Пастернака Нобелевская премия, которая должна была освободить его от положения одинокого и гонимого человека, стала причиной новых страданий, окрасивших горечью последние полтора года его жизни. То, что он был вынужден отказаться от премии и подписать предложенные ему обращения в правительство, было открытым насилием, тяжесть которого он ощущал до конца своих дней. Он был бессребреником и безразличен к деньгам, главным для него была та честь, которой теперь он удостоен посмертно. Хочется верить, что те благодетельные изменения, которые происходят сейчас в мире, и сделали возможным сегодняшнее событие, действительно приведут человечество к тому мирному и свободному существованию, на которое так надеялся мой отец и для которого он работал. Я передаю очень приблизительно содержание своих слов, поскольку не готовил текст и слишком волновался, чтобы теперь точно его воспроизвести.

Торжественные церемонии 10 декабря, посвященные вручению премий 1989 года, бессознательно связались в моем восприятии с Шекспиром и его Гамлетом. Мне казалось, я понял, для чего была нужна Шекспиру скандинавская обстановка этой драмы. Чередование коротких торжественных слов и оркестра, пушечные салюты и гимны, старинные костюмы, фраки и платья декольте. Официальная часть проходила в филармонии, банкет на тысячи участников и бал — в ратуше. Тоска по средневековью чувствовалась в самой архитектуре ратуши, в окружавших зал галереях, но живое веяние народного духа и многовековой традиции звучало в студенческих песнях, трубах и шествиях ряженых, которые по галереям спускались в зал, обносили нас кушаньями и сопровождали выход короля и королевы, нобелевских лауреатов и почетных гостей.

Но среди этого пиршества глаза и слуха щемящей и за душу хватающей нотой было появление но площадке широкой лестницы Мстислава Ростроповича. Свое выступление он предварил словами: «Ваши величества, достопочтенные нобелевские лауреаты, дамы и господа! На этом великолепном празднике мне хочется напомнить вам о великом русском поэте Борисе Пастернаке, который при жизни был лишен права получить присужденную ему награду и воспользоваться счастьем и честью быть лауреатом Нобелевской премии. Позвольте мне как его соотечественнику и посланнику русской музыки сыграть вам Сарабанду из сюиты Баха d-моль для виолончели соло».

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

После банкета Ростропович и Галина Вишневская провели нас в гостиную, где король с королевой принимали почетных гостей. Мы были представлены им и обменялись несколькими дружественными словами. На следующее утро мы вылетели в Москву.

Евгений Пастернак


"Жизнь вне неприметности я себе не представляю", - писал Борис Пастернак в автобиографических воспоминаниях. И действительно, жизнь поэта не была отмечена особыми приметами, за исключением разве что нескольких молодых лет, когда Пастернак примыкал к движению футуристов. Зато его внутренняя духовная жизнь была заполнена такими страстями и удивительными, нередко провидческими открытиями, которых бы хватило и на нескольких русских поэтов.

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве. Его отец, Леонид Пастернак был академиком живописи, писал портреты многих известных людей, в том числе и Л. Н. Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей (у Бориса был еще брат и две сестры).

Несмотря на довольно скромный достаток семья Пастернаков вращалась в высших кругах интеллигенции дореволюционной России, в их доме бывали Рахманинов, Скрябин, Рильке и Л. Н. Толстой, о котором спустя много лет Борис сказал: "Его образ прошел через всю мою жизнь".

Атмосфера родительского дома приучила Пастернака к восприятию искусства творчества как кропотливого, повседневного труда. В детстве он обучался живописи, с 1903 по 1908 гг. учился в Московской консерватории и всерьез готовился к композиторской карьере. Однако талантливому юноше для успешных занятий не хватило абсолютного слуха. Он отказался от мысли стать музыкантом и увлекся философией и религией. Проучившись четыре года на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в возрасте 23 лет Пастернак уехал в Марбургский университет, где в течение летнего семестра слушал лекции Германа Когена, главы марбургской неокантианской школы.

Однако увлечение философией оказалось недолгим. Встретив в Марбурге давнюю знакомую Иду Высоцкую, в которую он был прежде влюблен, Пастернак вспомнил о родине. Затосковал и уговорил себя, что от природы он скорее лирик, чем логик. Совершив короткую поездку по Италии, зимой 1913 г. он вернулся в Москву.

В Москве Пастернак сразу же был вовлечен в бурную литературную жизнь. Он участвовал в московских символистских литературных и философских кружках, в. 1914 году вошел в футуристическую группу "Центрифуга", близко сошелся с представителями символизма и футуризма, познакомился с Маяковским, одним из ведущих поэтов-футуристов, ставшим другом и литературным соперником Пастернака. И хотя музыка, философия и религия не утратили для Пастернака своей значимости, он понял, что истинное его предназначение - это поэзия. Летом 1913 г., после сдачи университетских экзаменов, он завершает первую книгу стихов "Близнец в тучах", а через три года вторую - "Поверх барьеров".

Еще в детстве Пастернак повредил ногу, упав с лошади, потому, когда началась война, в армию его не взяли, однако, обуреваемый патриотическими чувствами, он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в своем знаменитом романе "Доктор Живаго".

В 1917 г. Пастернак возвратился в Москву. Революционные перемены в России нашли свое отражение в книге стихотворений "Сестра - моя жизнь", опубликованной в 1922 г., а также в сборнике "Темы и вариации", вышедшем годом позже. Эти два поэтических сборника сделали Пастернака одной из самых видных фигур в русской поэзии.

Поскольку Пастернак не имел обыкновения распространяться о себе и был склонен с большой осмотрительностью описывать даже те события, очевидцем которых он был, подробности его жизни после революции известны в основном из переписки с друзьями на Западе и двух книг: "Люди и _ положения. Автобиографический очерк" и "Охранная грамота".

Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. В 1921 г. его родители с дочерьми эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве. Вскоре после отъезда родителей Пастернак женился на художнице Евгении Лурье. Их совместная жизнь была очень беспокойной и продолжалась семь лет. В 1930 г. у Пастернака начался долгий и сложный роман с Зинаидой Николаевной Нейгауз, женой известного пианиста Генриха Нейгауза, его друга. Он закончился женитьбой в 1931 г., после того как был оформлен развод с Евгенией, и та с сыном уехала в Германию.
В 20-е годы Пастернак написал две историко-революционные поэмы "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт", одобрительно встреченные критикой. В 1934 г. на Первом съезде писателей о нем уже говорят как о ведущем современном поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 по 1943 гг. ему не удалось издать ни одной книга. Но благодаря своей осмотрительности и осторожности он избежал ссылки и, возможно, смерти, в отличие от многих его современников.

Получивший воспитание в европейски образованной среде, Пастернак в совершенстве знал несколько языков, и поэтому в 30-е годы, не имея возможности печататься, переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его переводы трагедий Шекспира и "Фауста" Гете считаются лучшими.

В 1941 г., когда немецкие войска приближались к Москве, Пастернак эвакуировался в г. Чистополь, на реке Каме. В это время он пишет патриотические стихи и даже просит советское правительство отправить его на фронт в качестве военного корреспондента. В 1943 г. после долгого перерыва вышел его поэтический сборник "На ранних берегах", состоящий всего из 26 стихотворений, а в 1945 г. Пастернак опубликовал еше один сборник стихов "Земной простор". Обе книги были мгновенно раскуплены.

В 40-е годы, продолжая писать стихи и заниматься переводами, Пастернак обдумывает план романа, "книгу жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать". А после войны, уединившись в Переделкине, он начал работу над романом "Доктор Живаго", историей жизни врача и поэта Юрия Андреевича Живаго. Детство героя пришлось на начало XX века, он становится свидетелем и участником Первой мировой войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. Живаго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Вместо того чтобы идти сражаться "за правое дело", он находит покой и утешение в любви к женщине,

Бывшей возлюбленной продажного дельца и жены революционера-фанатика. По лирико-эпическому настрою, по интересу к духовному миру человека перед лицом опасности "Доктор Живаго" имеет много общего с "Войной и миром" Толстого.

Роман, вначале одобренный в печати, позже сочли непригодным "из-за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования". Книга была издана в Милане в 1957 г. на итальянском языке, а к концу 1958 г. переведена на 18 языков. В дальнейшем "Доктор Живаго" был экранизирован английским режиссером Дэвидом Лином.

В 1958 г. Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе "за продолжение традиций великого русского эпического романа", после чего газеты "Правда" и "Литературная газета" обрушились на поэта с возмущенными статьями, наградив его эпитетами, "изменник", "клеветник", "Иуда". Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. Вслед за первой телеграммой в адрес Шведской академии, где говорилось, что Пастернак "чрезвычайно благодарен, тронут и горд, изумлен и смущен", через 4 дня последовала другая: "В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ". На церемонии награждения член Шведской академии Андрее Эстерлинг сказал: "Разумеется, этот отказ никоим образом не принижает значимость награды, нам остается выразить сожаление, что награждение лауреата Нобелевской премии не состоится".

В письме к Н. С. Хрущеву, бывшему в то время первым секретарем ЦК КПСС, составленном юрисконсультом Союза писателей и подписанным Пастернаком, выражалась надежда, что ему будет разрешено остаться в СССР. "Покинуть Родину для меня равносильно смерти, - писал Борис Леонидович. - Я связан с Россией рождением, жизнью и работой".

Начиная работу над "Доктором Живаго", Пастернак никак не ожидал подобной реакции. Глубоко потрясенный в прямом смысле литературной травлей, в последние годы он безвыездно жил в Переделкине, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, любовно ухаживал за своим садом. Уже будучи смертельно больным (рак легких), он работал над пьесой из времен крепостничества "Слепая, красавица", которая так и осталась незавершенной. 30 мая 1960 г. Борис Леонидович Пастернак скончался. День, когда
хоронили поэта, выдался теплым, солнечным, а ночью на свежую могилу хлынул дождь, с грозой и молниями, - такие грозы всегда его зачаровывали.

Вопреки заявлениям многочисленных критиков, творчество Пастернака никогда не было оторванным от жизни, "индивидуалистическим". Он был поэтом, а это звание не несет никаких обязательств перед властью и обществом. Если поэт и расходился с властью, то не по политическим, а, скорее, по моральным и философским взглядам на искусство и жизнь. Он верил в человеческие, христианские добродетели, утверждал ценность бытия, красоты и любви, отвергая насилие. В письме к одному из своих переводчиков Пастернак писал, что "искусство не просто описание жизни, а выражение единственности бытия... Значительный писатель своего времени - это открытие, изображение неизвестной, неповторимой живой действительности".

Эту неизвестную действительность, ощущение от ее открытия Пастернак передал в своих стихах. В одном из последних и самом горьком стихотворении "Нобелевская премия" Борис Леонидович писал:

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Дух добра коснулся и самого поэта, и памяти о нем. Его знаменитое "свеча горела на столе, свеча горела...", по большому счету, относится как к творчеству самого Пастернака, так и к искусству вообще.

Борис Пастернак. Портрет 1916 г.
Художник Ю.П. Анненков

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) – поэт. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 г.

Отец Бориса Пастернака – известный художник Леонид Осипович Пастернак (1862-1945), мать – пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (1868-1939), урождённая Кауфман.

Борис Пастернак мог стать под влиянием отца художником, его первые шаги в музыке одобрил Александр Скрябин, он занимался философией в Германии. Но после долгих колебаний и вопреки желанию родителей стал поэтом.

Известность пришла к Борису Пастернаку после выхода в 1922 г. книги, собранной ещё в 1917 г. Её странное название "Сестра моя – жизнь" – обрывок первой строки вошедшего в сборник стихотворения "Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе".

В 1932 г. Марина Цветаева написала о Пастернаке: "У Пастернака мы никогда не можем доискаться до темы... Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем."

Конец 1920-х - середина 1930-х гг. время официального признания Пастернака. На первом съезде Союза писателей СССР Николай Бухарин призвал советских поэтов равняться на него. В мае 1934 г. Борис Пастернак даже звонил Сталину, пытаясь защитить арестованного Мандельштама.

Правда, собратья по перу, признавая мастерство Пастернака, требовали от него "подчинения голосу злободневности". Этот голос Борис Пастернак так и не услышал. В 1937 г. он добился снятия своей подписи под писательским письмом с требованием расстрела Тухачевского и Якира. Наказание было "мягким": перестали печатать. Пришлось заняться переводами.

Нобелевская премия Пастернака

В декабре 1955 г. Пастернак закончил роман "Доктор Живаго". Десятилетний труд встретил среди знакомых довольно прохладный приём, издание романа в России тоже затягивалось, и в мае 1956 г. Пастернак передал его итальянскому издателю. Осенью Пастернак получил отказы журнала "Новый мир" и альманаха "Литературная Москва" от издания романа.

Остановить процесс издания за рубежом Борис Пастернак не мог и не хотел. 23 ноября 1957 г. роман "Доктор Живаго" вышел в Италии и стал бестселлером. Меньше, чем через год, 23 октября 1958 г., Борису Леонидовичу Пастернаку присудили Нобелевскую премию. Издание романа сыграло не последнюю роль. Пастернака выдвигали на соискание премии в 1946-1950 гг., но дали только теперь.

В октябре 1958 г. Пастернак был единогласно исключен из Союза писателей СССР и Московской организации Союза Писателей. Над ним нависла угроза лишения гражданства и высылки за границу. Накануне ноябрьских праздников 1958 г. в "Правде" появилось письмо Пастернака, адресованное Н.С. Хрущёву и отредактированное отделом культуры ЦК КПСС. В нём было заявление об отказе от премии и просьба дать возможность жить и работать в СССР.

Своё отношение к происходящему Борис Пастернак выразил в стихотворении "Нобелевская премия" (январь 1959):

"Нобелевская премия" ("Я пропал, как зверь в загоне") – Игорь Ильин

Борис Леонидович Пастернак умер в Переделкине 30 мая 1960 г. Нобелевский комитет оставил своё решение в силе. Премия была вручена сыну поэта, Евгению Борисовичу Пастернаку в 1989 г.

Биография Пастернака

Борис Пастернак, 1908 г.

Борис Пастернак, 1930-е гг.

Б.Л. Пастернак, 1959 г.

  • 1890. 29 января (10 февраля) – в Москве, в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак (урождённая Кауфман) родился сын Борис.
  • 1893. 13 февраля – рождение брата Александра.
  • 1894. Август – назначение Л.О. Пастернака младшим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Переезд семьи во флигель училища.
  • 1900. 6 февраля – рождение сестры Жозефины-Иоанны. Август – Борису Пастернаку отказано в приёме в 5-ю Классическую гимназию из-за еврейской "процентной нормы", с обещанием позже зачислить сразу во второй класс.
  • 1901. Лето – переезд семьи в главное здание училища.
  • 1902. 8 марта – рождение сестры Лидии-Елизаветы.
  • 1903. 6 августа – во время поездки в ночное Борис упал с лошади и сломал правую ногу. Она срослась неправильно и осталась короче левой на три сантиметра, что сделало Пастернака негодным к воинской службе.
  • 1905. 25 октября – Борис Пастернак попал на улице под нагайки казачьего патруля. Конец декабря – отъезд семьи в Берлин.
  • 1906. 11 августа – возвращение из Берлина в Россию.
  • 1908. Май – Борис Пастернак с отличием окончил 5-ю Классическую гимназию. 16 июня – прошение о зачислении на первый курс юридического факультета Московского университета.
  • 1909. Март – Пастернак сыграл Скрябину свою сонату и другие сочинения. Несмотря на похвалу, оставил занятия музыкой и переключился на философию.
  • 1910. Февраль – поездка Ольги Фрейденберг в Москву. Под её влиянием Пастернак решил оставить литературные занятия и заняться философией. Лето – знакомство с приехавшей из Иркутска тринадцатилетней Еленой Виноград.
  • 1911. Апрель – переезд семьи на Волхонку , где Пастернак с перерывами прожил до конца 1937 г.
  • 1912. 9 мая – Пастернак записался на семинар главы Марбургской школы Германа Когена в Марбурге. 16 июня – отказ Иды Высоцкой выйти замуж за Бориса Пастернака. 28 июня – свидание во Франкфурте с Ольгой Фрейденберг. 25 августа – возвращение в Россию.
  • 1913. Апрель – выход альманаха "Лирика" с первой публикацией пяти стихотворений Бориса Пастернака.
  • 1914. Январь – создание группы "Центрифуга" и разрыв с "Лирикой". 5 мая – первая встреча с Маяковским .
  • 1915. Март – Пастернак получил место домашнего учителя в доме фабриканта Филиппа. 28 мая – немецкий погром в Москве. Разорение дома Филиппов. Декабрь – отъезд на Урал.
  • 1916. Январь-июль – работа во Всеволодо-Вильве на химических заводах помощником управляющего по финансовой отчётности. Осень – Пастернак – гувернёр в семье директора завода Карпова в Тихих Горах на Каме. Декабрь – сборник "Поверх барьеров".
  • 1917. Весна – возобновление знакомства с Еленой Виноград в Москве. Июнь – отъезд Елены в Романовку под Воронеж.
  • 1918. Февраль – первая встреча с Мариной Цветаевой . Март – замужество Елены Виноград. Цикл "Разрыв".
  • 1919. Весна-осень – работа над книгой "Темы и вариации".
  • 1921. Август – знакомство с Евгенией Лурье, будущей женой. 16 сентября – родители Пастернака уехали в Берлин.
  • 1922. Январь – знакомство с Осипом Мандельштамом. 14 января – Пастернак представился семье невесты в Петрограде. 24 января – Пастернак и Евгения Лурье зарегистрировали брак. Апрель – выход сборника "Сестра моя жизнь". 13 апреля – вечер в Тургеневской читальне с полным залом и восторженным приемом. 14 июня – начало переписки с Цветаевой .
  • 1923. Январь – выход в Берлине книги "Темы и вариации". 21 марта – последняя встреча Пастернака с родителями. 23 сентября – рождение сына Евгения.
  • 1924. Ноябрь – по протекции историка и журналиста Якова Черняка Пастернак получил место в Институте Ленина при ЦК ВКП(б) и три месяца работал над составлением "иностранной лениньяны".
  • 1926. 22 марта – Борис Пастернак получил письмо от отца с упоминанием о том, что его стихи знает и ценит Рильке.
  • 1927. Март – встреча лефовцев с Троцким по инициативе последнего. Май – разрыв с ЛЕФом.
  • 1929. Август – публикация первой части "Охранной грамоты". Осень – знакомство с Генрихом Нейгаузом и его женой Зинаидой Николаевной Нейгауз. 30 декабря – последняя попытка примириться с Маяковским .
  • 1930. 14 апреля – самоубийство Маяковского . Июль – поездка в Ирпень с семьёй брата Александра, Асмусами и Нейгаузами. Август – объяснение с Зинаидой Николаевной в поезде Киев-Москва.
  • 1931. 27 января – Пастернак ушёл из семьи к Зинаиде Николаевне Нейгауз. Январь-апрель – Пастернак жил у Бориса Пильняка на Ямском Поле. 5 мая – обещание вернуться к семье. Отъезд жены с сыном в Берлин.11 июля – отъезд Пастернака в Тифлис с Зинаидой Николаевной и её сыном Адрианом. 18 октября – возвращение в Москву. 24 декабря – возвращение Евгении Пастернак с сыном.
  • 1932. 3 февраля – Пастернак пытался отравиться. Май – Союз писателей предоставил Борису Пастернаку и Зинаиде Николаевне двухкомнатную квартиру на Тверском бульваре . Март – выход "Охранной грамоты" отдельной книгой. Октябрь – возвращение Бориса Пастернака на Волхонку и переезд Евгении Пастернак с сыном в квартиру на Тверском бульваре .
  • 1933. Ноябрь – поездка в Грузию в составе писательской бригады.
  • 1934. Май – арест Осипа Мандельштама. Телефонный разговор Пастернака со Сталиным. 29 августа – речь Пастернака на I съезде Союза писателей СССР. Зал приветствовал Пастернака стоя.
  • 1935. Март-август – тяжёлая депрессия. 22 июня – последняя встреча с сестрой Жозефиной в Берлине. 24 июня – встреча с Цветаевой . 6 июля – отплытие в Ленинград из Лондона. 3 ноября – освобождение Пунина и Гумилёва из-под ареста после письма Ахматовой и Пастернака Сталину. Декабрь – Пастернак послал Сталину книгу "Грузинские лирики" и благодарственное письмо.
  • 1936. 13 марта – выступление Пастернака в дискуссии о формализме с резкими выпадами в адрес официозной критики. Июль – встреча с Андре Жидом, приехавшим в СССР для работы над книгой о первом в мире социалистическом государстве. Пастернак предупредил Жида о "потёмкинских деревнях" и официальной лжи.
  • 1937. 14 июня – отказ Пастернака подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского, Якира, Эйдемана и др. 31 декабря – рождение сына Леонида.
  • 1939. 23 августа – смерть в Оксфорде матери Пастернака Розалии Исидоровны.
  • 1940. Июнь – публикация перевода "Гамлета" в "Молодой гвардии".
  • 1941. Май – Пастернак решил уйти из семьи, но планы изменила война. 9 июля – отъезд Зинаиды Николаевны с сыном в эвакуацию. Июль-август – Пастернак тушил зажигалки на крыше своего дома в Лаврушинском. 27 августа – самоубийство Цветаевой в Елабуге. 14 октября – отъезд Пастернака в эвакуацию, в Чистополь.
  • 1943. 25 июня – возвращение с семьёй в Москву. Конец августа - начало сентября – поездка в освобождённый Орел.
  • 1945. 20 апреля – смерть Адриана Нейгауза от костного туберкулеза. 31 мая – смерть Леонида Осиповича Пастернака в Оксфорде. Май-декабрь – поэтические вечера Пастернака в Доме учёных, МГУ и Политехническом музее . Сентябрь – знакомство с британским дипломатом Исайей Берлином.
  • 1946. Январь – начало работы над романом "Доктор Живаго". 2 и 3 апреля – совместные поэтические вечера с Ахматовой . Сентябрь – нападки на Пастернака в прессе и на писательских собраниях. Октябрь – знакомство с Ольгой Ивинской.
  • 1947. Май – отказ Константина Симонова от публикации Бориса Пастернака в "Новом мире".
  • 1948. Январь – уничтожение 25-тысячного тиража "Избранного" Бориса Пастернака. Осень – перевод первой части "Фауста".
  • 1949. 9 октября – арест Ольги Ивинской, обвинение предъявлено по статье 58-10 ("близость к лицам, подозреваемым в шпионаже").
  • 1952. 20 октября – Пастернак перенес тяжёлый инфаркт. Ноябрь-декабрь – лечение в Боткинской больнице.
  • 1953. Февраль – переезд в санаторий "Болшево". 5 марта – смерть Сталина. Лето – завершён цикл "Стихотворения Юрия Живаго". Сентябрь – возвращение Ольги Ивинской из лагеря.
  • 1954. Апрель – публикация в "Знамени" десяти стихотворений из романа.
  • 1955. 6 июля – смерть Ольги Фрейденберг. Декабрь – окончен "Доктор Живаго".
  • 1956. Май – после проволочек и неопределённости с изданием романа в России Пастернак передал рукопись представителям итальянского издателя Дж. Фельтринелли. Сентябрь – редакция "Нового мира" отвергла роман. Октябрь – отказ редколлегии альманаха "Литературная Москва" принять роман для публикации.
  • 1957. Февраль – Пастернак познакомился с французской слависткой Жаклин де Пруайяр и доверил ей ведение своих зарубежных дел. 23 ноября – роман "Доктор Живаго" вышел в Италии и стал бестселлером. 17 декабря – на даче Пастернака организована пресс-конференция для иностранных журналистов, на которой он заявил, что приветствует итальянское издание своего романа.
  • 1958. 23 октября – Пастернаку присуждена Нобелевская премия. 27 октября – Президиум правления Союза писателей обсудил публикацию романа за рубежом. 29 октября – Пастернак вынужден отправить в Нобелевский комитет телеграмму с отказом от премии. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. Семичастный заявил о готовности советского правительства выслать Пастернака из страны. Ночь на 31 октября – Пастернак написал письмо Н.С. Хрущёву с просьбой не лишать его советского гражданства. 31 октября – Общемосковское писательское собрание исключило Пастернака из Союза писателей и ходатайствовало о лишении его гражданства. 5 ноября – отредактированное отделом культуры ЦК КПСС письмо Пастернака опубликовано в "Правде". В письме содержались заявление об отказе от премии и просьба дать возможность жить и работать в СССР.
  • 1959. Январь – Пастернак передал стихотворение "Нобелевская премия" корреспонденту газеты "Дейли мейл" Энтони Брауну. 11 февраля – "Нобелевская премия" опубликована в "Дейли мейл". 20 февраля – по требованию ЦК КПСС Пастернак с женой вылетел в Грузию, чтобы приехавший с визитом в СССР премьер-министр Великобритании Макмиллан не смог с ним встретиться. 2 марта – возвращение в Москву. 14 марта – Пастернак вызван к генеральному прокурору СССР Руденко, который пригрозил возбуждением уголовного дела и потребовал прекратить общение с иностранцами.
  • 1960. Начало апреля – первые признаки смертельной болезни. 30 мая, 23 часа 20 минут – Борис Леонидович Пастернак умер в Переделкине от рака лёгких. 2 июня – похороны Пастернака на кладбище в Переделкине. Несмотря на отсутствие официальной информации, проводить Пастернака пришло больше четырёх тысяч человек. 16 августа – арест Ольги Ивинской по обвинению в контрабанде. 5 сентября – арест дочери Ивинской Ирины Емельяновой.
  • 1965. 10 июля – умерла Евгения Владимировна Пастернак. Август – выход сборника стихотворений Пастернака в Большой серии "Библиотеки поэта".
  • 1966. 23 июня – умерла Зинаида Николаевна Пастернак.
  • 1988. Январь-апрель – публикация романа "Доктор Живаго" в журнале "Новый мир".
  • 1989. Октябрь – вручение Нобелевской медали и диплома сыну Пастернака Евгению Борисовичу.

Стихи Пастернака

Быть знаменитым некрасиво
Во всём мне хочется дойти
Дик приём был, дик приход
Зимняя ночь ("Мело, мело по всей земле")
Июль ("По дому бродит привиденье")
Мне Брамса сыграют
Недотрога, тихоня в быту
Никого не будет в доме
Объяснение ("Жизнь вернулась")
Перемена ("Я льнул когда-то к беднякам")

Свидание ("Засыпет снег дороги")
Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе
Снег идет
Февраль. Достать чернил и плакать

Песни на стихи Пастернака:

Современники о Пастернаке

  • "Человек чрезвычайного мужества, очень скромный и очень высокой морали, одинокий защитник духовных ценностей; его образ возвышается над мелкими политическими распрями нашей планеты". (Анри Труайя).
  • "Основное, что я считаю необходимым отметить, говоря о Пастернаке, и что, по-моему, является главным в личности и в творчестве Пастернака, это то, что он был в Советском Союзе одним из последних русских писателей и поэтов. Теперь осталась там, может быть, только одна Анна Ахматова , и больше – никого, если не считать поэтов подпольных". (Ю.П. Анненков).
  • "Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. На улицах, не зная, кто он, прохожие, в особенности – женщины, инстинктивно оглядывались на него. Никогда не забуду, как однажды Пастернак тоже оглянулся на засмотревшуюся на него девушку и показал ей язык. В порыве испуга девушка бегом скрылась за угол.

    – Пожалуй, это уж слишком, – укоризненно сказал я.

    – Я очень застенчив, и подобное любопытство меня смущает, – извиняющимся тоном ответил Пастернак.

    Да, он был застенчив. Однако эта застенчивость не касалась ни его творчества, ни его гражданского мужества. Его биография это доказывает". (Ю.П. Анненков).

  • "Из всех поэтов, которых я встречал, Пастернак был самым косноязычным, самым близким к стихии музыки, самым привлекательным и самым невыносимым. Он слышал звуки, неуловимые для других, слышал, как бьётся сердце и как растёт трава, но поступи века так и не расслышал". (Илья Эренбург).
  • "Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа – пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально... Как люди на позиции прямо противоположной Вашей, мы, естественно, считаем, что о публикации Вашего романа на страницах журнала "Новый Мир" не может быть и речи. Б. Агапов, Б. Лавренев, К. Федин, К. Симонов, А. Кривицкий". (Письмо из "Нового мира" по поводу романа "Доктор Живаго", 1956 г.).
  • "Нелепый парадокс нашей эпохи: именно совершенная надполитичность Пастернака поставила его к концу его жизни в центре политического международного скандала". (Ю.П. Анненков).

Пастернак в Москве

  • Арбат, 9 . В кафе "Арбатский подвал" в 1920-х гг. собирались поэты, среди которых были Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский , С.А. Есенин, Андрей Белый .
  • Архангельский, 13 . В конце октября 1905 г. семья Пастернаков на несколько дней из казённой квартиры Училища живописи, ваяния и зодчества переселилась в дом Бари . Училищу угрожал штурм.
  • На Волхонку он вернулся осенью 1932 г., оставив Евгении Владимировне недавно полученную квартиру на Тверском бульваре . Отсюда Пастернак переехал в квартиру в Лаврушинском переулке.

  • Гагаринский, 5. Одна из московских квартир Б.Л. Пастернака. Здесь он жил в 1915 г.
  • Глазовский, 8. Здесь Борис Пастернак в 1903-1909 гг. учился композиции у А.Н. Скрябина. В марте 1909 г. он сыграл Скрябину свои сочинения. Несмотря на хороший отзыв, Пастернак решил оставить музыку и заняться философией.
  • Кривоколенный, 14 – адрес редакции журнала "Красная новь", в котором печатались произведения Бориса Пастернака.
  • Лаврушинский, 17. Квартира 72. В этот дом Борис Пастернак переехал в конце 1937 г. из квартиры на Волхонке . Новая квартира была необычной, в два этажа. Он уехал из неё в 1960 г.
  • Лебяжий, 1. С осени 1913 г. Борис Пастернак снимал в этом доме маленькую квартиру, которую называл "каморкой".
  • Лубянский, 4 . В 1945 г. в Большой аудитории Политехнического музея прошёл поэтический вечер Бориса Пастернака. Другие встречи поэта с почитателями его таланта состоялись в Доме учёных и МГУ.. В 1930-х гг. Пастернак жил у брата Александра. Один из приездов был в декабре 1931 г., когда Борису Пастернаку пришлось оставить квартиру на Максим Горький . Все квартиры были заняты. Евдокимов и Слетов "скинулись" по комнате, отрезав их от своих квартир.

    В ней Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз – его вторая жена – прожили недолго. В октябре 1932 г. они переехали на Волхонку , а в квартиру на Тверском вселилась первая жена Пастернака с сыном.

  • Трубниковский, 38. В этом доме Борис Пастернак бывал в 1930-х гг. у Г.Г. Нейгауза. Знакомство с Нейгаузами летом 1930 г. привело к роману Бориса Пастернака с Зинаидой Нейгауз – женой Генриха Нейгауза.
  • Тургеневская площадь . 13 апреля 1922 г. в Библиотеке Тургенева состоялся вечер поэзии Бориса Пастернака. Зал был полон. Встречали с восторгом.
  • Ямского поля 2-я улица, 1 А. В 1931 г., с января по апрель, Борис Пастернак жил у Бориса Пильняка.

Согласно правилам Нобелевского комитета, все материалы, посвященные присуждению премии, держатся в тайне в течение 50 лет. В начале января 2009 года архив за 1958 год, когда лауреатом премии по литературе стал Борис Пастернак, стал публичным. Возможностью побывать в архиве уже воспользовались шведские газеты, выяснившие, кто еще претендовал на премию 1958 года.

Решение о том, кто станет лауреатом Нобелевской премии по литературе, традиционно принимает специальная коллегия Шведской Академии. Ежегодно она рассматривает десятки и даже сотни кандидатов, которые номинируются членами Академии, преподавателями литературы в университетах, национальными союзами писателей, а также предыдущими лауреатами.

Правила присуждения Нобелевских премий предусматривают, что одна и та же кандидатура может быть предложена Шведской Академии неограниченное количество раз. Например, датский писатель Йоханнес Йенсен номинировался на премию 18 раз и, в конце концов, получил ее в 1944 году. Итальянка Грация Деледда (премия 1926 года) входила в списки претендентов 12 раз, а француз Анатоль Франс (премия 1921 года) – девять раз.

Из ранее открытых архивов известно, что Борис Пастернак рассматривался как один из потенциальных претендентов на Нобелевскую премию с 1946 года, то есть за 11 лет до миланской публикации романа "Доктор Живаго", запрещенного в Советском Союзе. Согласно официальной формулировке Шведской Академии, Нобелевская премия Пастернаку присуждена "за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа".

Несмотря на это, в Советском Союзе сочли, что Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии исключительно из-за публикации "антисоветского" романа. Злобы на Шведскую Академию литературным чиновникам добавляло и то, что, по неофициальной информации, в списке претендентов на премию 1958 года был Михаил Шолохов. Согласно уже опубликованным советским документам, СССР именно в 1958 году особенно пытался добиться Нобелевской премии Шолохову.

В связи с этим решение Шведской Академии, по мнению официальных советских лиц, выглядело как сознательное предпочтение антисоветского писателя советскому. Дополнительным аргументом для этой версии послужило то, что до Пастернака среди русских писателей Нобелевской премии был удостоен только эмигрант Иван Бунин.

История травли Пастернака хорошо известна, и ее пересказ мог бы занять не один десяток страниц. В самом сжатом виде она выглядит следующим образом. 23 октября писатель посылает в Нобелевский комитет телеграмму: "Благодарен, рад, горд, смущен". Однако уже 29 октября Пастернак под воздействием властей вынужден дать и вторую телеграмму: "В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ".

До конца жизни Пастернак премию так и не получил. Это сделал сын поэта Евгений в 1989 году, когда Нобелевский комитет решил восстановить историческую справедливость.

Отказ от Нобелевской премии не спас Пастернака от нападок, которые лишили его каких-либо заработков и, как считается, усугубили его болезнь. Борис Пастернак умер в мае 1960 года.

Дискуссии о присуждении Пастернаку Нобелевской премии не прекращались и после его смерти. В течение последних десятилетий то и дело появлялись публикации, посвященные решению Шведской Академии. Одни считают, что Швеция сознательно пошла на недружелюбный по отношению к Советскому Союзу жест, вручив премию за "антисоветский роман". Другие утверждают, что академики не могли предполагать, что их решение вызовет столь большой скандал.

Кроме того, в последнее время обострилась дискуссия о том, каким образом на присуждение Нобелевской премии Борису Пастернаку повлияло "лобби" со стороны американских спецслужб. В частности, возможность давления на шведскую Академию рассматривается в недавно вышедшей книге Ивана Толстого "Отмытый роман Пастернака: ‘Доктор Живаго’ между КГБ и ЦРУ". В начале января этой теме посвятили свои заметки и несколько газет, в частности, испанская ABC и итальянская La Stampa.

Сразу отметим, что вопрос о причастности или непричастности ЦРУ к присуждению Нобелевской премии Борису Пастернаку выяснить по архивам Шведской Академии вряд ли представится возможным. Тем не менее, недооценивать важность новых материалов не стоит.

Конкуренты Пастернака

Шведская газета Sydsvenskan, первой ознакомившаяся с материалами архива, пишет, что среди основных конкурентов Пастернака были четверо: датчанка Карен Бликсен, француз Сан-Жон Перс, а также итальянцы Сальваторе Квазимодо и Альберто Моравиа.

Двое из этих писателей – Альберто Моравиа и Карен Бликсен – Нобелевскую премию никогда не получат, что впоследствии станет одним из постоянных упреков в адрес Шведской Академии. И действительно, Карен Бликсен – одна из самых значительных и влиятельных скандинавских писательниц, а Альберто Моравиа – едва ли не самый яркий представитель неореализма в литературе Италии.

Сан-Жону Персу и Сальваторе Квазимодо "повезло" больше. Последний получил Нобелевскую премию сразу вслед за Пастернаком – в 1959 году ("За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени"), а Персу ("За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени") – в 1960 году.

Среди претендентов на премию Sydsvenskan называет и Михаила Шолохова. По данным шведской газеты, его выдвинул писатель и член Шведской Академии Харри Мартинсон совместно с ПЕН-клубом. В свою очередь, кандидатуру Пастернака в 1958 году выдвинул Альбер Камю, лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Фигура Харри Мартинсона в данном контексте выглядит крайне любопытно. Во-первых, именно он выдвигал кандидатуру Бориса Пастернака в 1957 году. Во-вторых, знакомство Мартинсона с советской литературой никак нельзя называть "шапочным" - "писатель из народа" с идеальной "рабочей" биографией (однако переживший влияние модернизма), Мартинсон еще в 1934 году был приглашен в СССР на первый съезд Союза писателей. Поездка в Москву Мартинсону совсем не понравилась – до такой степени, что в 1939 году он записался добровольцем в финскую армию после начала советско-финской войны.

Еще одним примечательным фактом выдвижения Шолохова является причина, по которой его кандидатура перестала рассматриваться Шведской Академией. По данным Sydsvenskan, академики решили, что у Шолохова в последнее время не появлялось новых произведений. В 1965 году, когда советский писатель получил Нобелевскую премию за роман "Тихий Дон", об этом решили не вспоминать.

"Доктор Живаго" и политика

Еще одна шведская газета – Svenska Dagbladet – на основе материалов, представленных Sydsvenskan, задается вопросом о том, насколько определяющим для получения Пастернаком Нобелевской премии стала публикация романа "Доктор Живаго". По мнению журналистов издания, члены Шведской Академии, делавшие выбор в 1958 году, не осознавали всех политических последствий такого шага.

Кроме того, не стоит забывать, что Пастернак находился в числе претендентов на премию уже более 10 лет. В 1957 году его кандидатура была отвергнута, как следует из опубликованных материалов, не из-за недостаточной ценности его наследия (тогда еще не включавшего "Доктора Живаго"), но из-за того, что в 1956 году лауреатом стал испанский поэт Хуан Рамон Хименес. Члены Академии сочли, что две премии подряд за "трудную" лирику создали бы тенденцию, которая могла бы повредить репутации Нобелевской премии.

Тем не менее, и выход "Доктора Живаго" в 1957 году не стоит недооценивать. Скорее всего, именно публикация романа стала решающей в борьбе с основными претендентами на премию. Постоянный секретарь Шведской Академии Андерш Естерлинг (Anders Oesterling), ознакомившийся с романом сначала по-итальянски, отмечал, что произведение стоит над политикой. Из-за этого Естерлинг одобрял кандидатуру Пастернака, даже несмотря на то, что "Доктор Живаго" не вышел в Советском Союзе.

Очевидно, что беглый анализ архивных материалов шведскими журналистами нуждается в продолжении. Скорее всего, дальнейшее изучение деталей присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку прольет свет на многие темные места не только в этой отдельно взятой истории, но и в истории литературного быта середины XX века в целом.

«Нобелевская премия» Борис Пастернак

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающийся вклад в развитие мировой литературы. Это знаменательное событие, однако, не принесло поэту ожидаемой радости и, уж тем более. Никак не отразилось на его материальном благополучии. Все дело в том, что известие о присуждении столь престижной награды было воспринято в СССР в штыки. В итоге поэта исключили из Союза писателей и перестали публиковать в советских изданиях. Некоторые литературные деятели даже настаивали на том, чтобы выслать Пастернака из страны как шпиона и антисоветского деятеля. На такой шах правительство страны вес же не отважилось, однако отныне на поэта начались самые настоящие гонения, от него отвернулись друзья и коллеги по писательскому цеху, которые раньше открыто восхищались творчеством Пастернака.

Именно в этот непростой период он написал стихотворение «Нобелевская премия», в котором признался, что «пропал, как зверь в загоне». Действительно, автор чувствовал себя в некой западне и не видел из нее выхода, так как все пути отступления были перекрыты ярыми блюстителями государственных интересов. «А за мною шум погони, мне наружу хода нет», - с горечью отмечает Борис Пастернак и недоумевает, почему оказался в такой нелепой и достаточно опасной ситуации.

Он перепробовал различные варианты разрешения проблемы и даже отправил в Швейцарию телеграмму, в которой отказался от присужденной ему награды. Однако даже этот поступок не смягчил тех, кто начал настоящую травлю Пастернака из-за собственной зависти, мелочности и желания выслужиться перед властью. Список тех, кто публично обвинял поэта во всех смертных грехах, включал довольно большое количество известных имен в мире искусства и литературы. Среди обвинителей значились и вчерашние друзья Пастернака, что особенно сильно задело поэта. Он не предполагал, что его успех вызовет столь неадекватную реакцию тех, кого он считал вполне порядочными и честными людьми. Поэтому поэт впал в отчаянии. Что подтверждают следующие строчки его стихотворения: «Будь что будет, все равно».

Тем не менее, Пастернак пытается разобраться в том, почему попал в такую немилость и опалу. «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?», - вопрошает автор. Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. Кто-то требовал у пастернака публичного признания себя шпионом. Другие настаивали на аресте и теремном заключении поэта, которого за непонятные заслуги признали одним из лучших авторов за рубежом. Были и те, кто обвинял Пастернака в конъюнктуре и попытках выслужиться перед врагами Советского Союза в обмен на престижную премию. Параллельно поэту периодически поступали предложения покинуть страну, на что он неизменно отвечал, что для него это равносильно смерти. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких. Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора - силу подлости и злобы одолеет дух добра».

Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в СССР, так как является прямым обвинением тех, причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в Переделкино.