Что дает изучение истории эссе. Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира

Кириченко Светлана Дмитриевна
Учебное заведение: МБОУ Нивнянская СОШ
Краткое описание работы: Методическую разработку устный журнал «Эколого-туристический маршрут по реке Ипуть» можно использовать во внеклассной работе при проведении декады географии и экологии для 5-11 классов; на уроках географии при изучении Брянской области в 6-9 класса.


Учебное заведение:
Краткое описание работы: Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; перечень практических работ.В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Грищенко Тамара Александровна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми
Краткое описание работы: Введение в процесс проверки знаний тестовых заданий для самоконтроля позволяет экономить время урока, так как за несколько минут можно выявить подготовку всего класса по изучаемой теме, разделу, а так же побуждает учащихся к улучшению достигнутых результатов, к постижению недостигнутого, вселяет веру в свои возможности. Создает положительную мотивацию.

Шепелева Ольга Фёдоровна
Учебное заведение: Филиал Мбоу "Большеокуловской СШ" - "Поздняковская ОШ".
Краткое описание работы: Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Цели и задачи урока сформулированы с учётом особенностей учебного материала. Тип урока-открытие нового знания. Специфика урока состоит в организации индивидуальной работы на деятельностной основе.

Арбузова Елена Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "Полх-Майданская средняя школа"
Краткое описание работы: Цели:сформировать понятие о реке, ее частях, речной системе, питании реки; показать роль реки в жизни человека. Планируемые результаты Предметные– учащиеся определяют основные части реки, характеризуют особенности речной системы, выявляют особенности питания рек.Метапредметные– развитие умений и навыков работы в группах, читать и анализировать карты. Давать определения понятием\ Осуществить метапредметные связи с курсом природоведения по вопросу «Части реки»Личностные– создать образ реки на примере рек своей местности

Основоположником и создателем первой книги об истории является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век до нашей эры). Его книга – «История», описывала хронологическую последовательность событий. Древние греки называли её «magistra vitae» – «наставница жизни». Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Испанский писатель Мигель Сервантес отмечал: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего» . Русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти» .

В приведенных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и предвидеть будущее. Но в чём состоит прямая выгода от знания истории, зачем запоминать даты сражений, изучать факты и события прошлого, искать их причинно-следственную связь? Всё это можно сформулировать в одном вопросе – зачем изучать историю?

Существует целый ряд традиционных ответов на данный вопрос.

  1. Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком.
  2. Знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошёл народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
  3. Проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить ошибок в будущем.
  4. Политические деятели, строя политику государства, берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибок.
  5. Творческие люди обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства или найти новую идею.
  6. Изучая историю наших предков, важно осознавать роль нашей страны в мировом цивилизационном процессе.
  7. Каждая страна имеет свою историю, историю неудач и героических свершений, уникальную историю, не похожую на историю развития других стран.
  8. Анализируя историю, человечество устанавливало причины и последствия событий и явлений, что позволяет ему не допускать этих ошибок в будущем.

Все эти ответы правильные, но известно и другое – «история учит тому, что она ничему не учит» . Новые поколения людей совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, из-за недостаточного знания уроков истории. Но для этого следует найти обоснованный ответ на вопрос – зачем мне учить историю?

Для начала несколько наблюдений

1. Знатность дворянского рода во многом определяется его родословной. Безусловно, к этому следует добавить и свершённые деяния, подвиги, но древность рода имеет наибольшую ценность. Родословное дерево позволяет не только сохранить память о знатных предках, но и доказать происхождение рода. Получается следующая картина: чем далее уходит память о предках, тем более уверенно чувствует себя потомок. Такой же принцип в технике – чем ниже центр тяжести, тем более устойчивой является система.

Родословное (генеалогическое) дерево Романовых и устойчивость системы

2. Утверждение своего превосходства некоторые государства пытаются осуществить опять же за счёт древних предков. В фашистской Германии родословную немцев возводили к древним ариям – народам Древнего Ирана и Древней Индии (II…I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. В расистской литературе арии (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

Есть и современные примеры. Существует утверждение о том, что «самая древняя на земле украинская нация», возникла 40 тыс. лет назад и ещё в середине I тыс. до н. э. создала государство «Великая Украина». Однако до 90-х годов XIX века, когда представители небольшой группки радикальных националистических партий в Галиции провозгласили себя «украинской нацией», история ничего не знала о существовании такого народа, как «украинцы».

История «Великой Украины» поражает читателей своим величием. «Укры» громили армии персидских царей. «Древние украинцы» успешно противостояли армии Александра Македонского, которая якобы пыталась захватить полуостров «Украйинэць» (Крым), захватить «украинские» города и порты. «Великая Украина» после долгой борьбы разгромила захватчиков. Затем «гордые укры» успешно противостояли римским легионам. «Украинцы» якобы и были «истинными ариями». Их столицей в древности был «Арийград», а правил ими «Арийслав». В целом получается, что Гитлер и его идеологи «обокрали» историю «Древней Украины».

3. В последнее время пытаются изменить итоги Второй мировой войны, утверждая, что её выиграли США, а не СССР. Один из доводов – США обеспечили победу СССР поставками по ленд-лизу. Реальные факты — поставки ленд-лиза составляли 4% от затрат СССР, и к тому же вся эта помощь была оплачена золотом.

Несмотря на наличие множества свидетельств, документальных и научных подтверждений, иногда ставятся под сомнение такие исторические факты, как Холокост, геноцид армян. Не в силах полностью опровергнуть реальность этих событий, авторы «альтернативных теорий» ставят под сомнение или фальсифицируют незначительные исторические свидетельства, например, отдельные документы, цифры или фотографии. Ввиду невозможности полного опровержения этих событий, целью таких фальсификаций является отказ от восприятия этих фактов, попытка заронить зерно сомнения в их правдивости.

В истории Украины о войне 1812 года говорится о казацком ополчении, которое не поверило, что Наполеон освободит Украину, и собрало против него 70-тысячное войско, которое прогнало узурпатора. В одном из учебников заключительный параграф о войне 1812 года так и называется: «Преследование французов украинскими войсками».

По утверждению В. Ключевского, «история не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за не выученные уроки» .

Наиболее полный ответ на вопрос «зачем изучать историю» приведен в повести «1984» Джорджа Оруэлла.

«Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». И, однако, прошлое, по природе своей изменяемое, изменению никогда не подвергалось. То, что истинно сейчас, истинно от века и на веки вечные. Всё очень просто. Нужна всего-навсего непрерывная цепь побед над собственной памятью…

… в применении к члену партии – благонамеренную готовность назвать чёрное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: еще и верить, что чёрное – это белое, больше того, знать, что чёрное – это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе двоемыслием.

Переделка прошлого нужна по двум причинам. Одна из них, второстепенная и, так сказать, профилактическая, заключается в следующем. Партиец, как и пролетарий, терпит нынешние условия отчасти потому, что ему не с чем сравнивать. Он должен быть отрезан от прошлого так же, как от зарубежных стран, ибо ему надо верить, что он живет лучше предков и что уровень материальной обеспеченности неуклонно повышается. Но несравненно более важная причина для исправления прошлого – в том, что надо охранять непогрешимость партии. Речи, статистика, всевозможные документы должны подгоняться под сегодняшний день для доказательства того, что предсказания партии всегда были верны. Мало того: нельзя признавать никаких перемен в доктрине и политической линии. Ибо изменить воззрения или хотя бы политику – это значит признаться в слабости. Если, например, сегодня враг – Евразия (или Остазия, неважно, кто), значит, она всегда была врагом. А если факты говорят обратное, тогда факты надо изменить. Так непрерывно переписывается история. Эта ежедневная подчистка прошлого, которой занято министерство правды, так же необходима для устойчивости режима, как репрессивная и шпионская работа, выполняемая министерством любви.

Изменчивость прошлого – главный догмат ангсоца. Утверждается, что события прошлого объективно не существуют, а сохраняются только в письменных документах и в человеческих воспоминаниях. Прошлое есть то, что согласуется с записями и воспоминаниями. А поскольку партия полностью распоряжается документами и умами своих членов, прошлое таково, каким его желает сделать партия. Отсюда же следует, что, хотя прошлое изменчиво, его ни в какой момент не меняли. Ибо если оно воссоздано в том виде, какой сейчас надобен, значит, эта новая версия и есть прошлое и никакого другого прошлого быть не могло. Сказанное справедливо и тогда, когда прошлое событие, как нередко бывает, меняется до неузнаваемости несколько раз в год. В каждое мгновение партия владеет абсолютной истиной; абсолютное же очевидно не может быть иным, чем сейчас. Понятно также, что управление прошлым прежде всего зависит от тренировки памяти. Привести все документы в соответствие с требованиями дня – дело чисто механическое. Но ведь необходимо и помнить, что события происходили так, как требуется. А если необходимо переиначить воспоминания и подделать документы, значит, необходимо забыть, что это сделано. Этому фокусу можно научиться так же, как любому методу умственной работы.

Вывод простой – прошлое неизменно, но меняя содержание источников информации о прошлом, замалчивая некоторые события, можно изменять сознание, жизненные установки, принципы существования целых народов. Для этого всегда требуется время 20…40 лет для достижения устойчивого результата. История, вернее толкование истории – один из основных приоритетов управления человечеством. Знание – сила, но незнание сила ещё большая. У каждого человека в жизни есть своя индивидуальная задача, вернее ряд последовательных задач, имеющих нарастающую сложность. Каждый выбирает свой путь, и для этого необходимы точные ориентиры – откуда ты пришёл, а самое главное – куда ты идёшь.

История – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее. И если фундамент лёгкий, то и дом легко разрушить ураганам и штормам современной цивилизации. А для достижения высоких целей требуется устойчивый фундамент и понимание происходящего не в калейдоскопе мелькающих событий, а в кропотливом выкладывании мозаики жизни из мировых событий. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от выбранной профессии.

Как изучать историю

Вначале любого пути, изучения любого предмета следует точно определить цель данного занятия. Чем более далека поставленная цель, тем более точно происходит движение к ней. Относительно истории существует множество определений.

  1. История – это действительность в её развитии, движении, включая законы истории и основные теории исторического развития цивилизации.
  2. История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества: история Древнего мира, история Средневековья, современная история.
  3. История – это наука о развитии какой-нибудь области знания: естественная история, история географических открытий, история воздухоплавания и др.
  4. История – это последовательная череда событий, сохранившаяся в памяти: история моей семьи, исторические события для страны, в которой живу.
  5. История – это рассказ, повествование о происшествии, событии – очень трудно попасть в историю, гораздо легче в неё вляпаться.

Безусловно, для каждого человека, история родного края наиболее близка и понята. Проследить связь истории с сегодняшним днём гораздо проще на конкретных примерах, окружающих нас. Названия городов, улиц, памятники, праздники, легенды и многое другое являются следствием прошлых событий. Изучение истории Донецкого края в периоде активного формирования, предпочтительно выполнять путём «личного общения со стариной», поиска подтверждений исторических событий, их оценки. Для этого потребуется изложение определённых фактов, понимание основных событий мировой истории и многое другое для того, чтобы понять настоящее и определить характер людей Донбасса.

Чем далее мы удаляемся от рождества Христа, тем больше событий происходит. В 60-х годах прошлого столетия историю учить было гораздо легче, во всяком случае, короче. Насыщенность событиями в современном мире возрастает, узнать про все события, запомнить их, проанализировать, сделать выводы становится практически невозможным. Как быть в этом случае? Стоит ли запоминать даты, фамилии, биографии? Предложение простое – необходимо научиться вспоминать историю и обращать внимание на подсказки судьбы.

Для этого следует понять методологию изучения истории и использовать её по мере необходимости, при появлении вопросов, вроде бы и не связанных с современной жизнью. Почему именно так называется город, улица, кто там живёт, чем занимается, что происходило в этом месте – ответы на эти вопросы определяют не только настоящее, но и открывают будущее. Только этому необходимо научиться, научиться понимать основные методы работы историка, а главное, использовать их в своей жизни.

Основной проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности вплоть до совсем недавнего времени. Устойчивые письменные свидетельства существуют с XV века. И в этом плане Донбассу повезло. Начало бурного развития промышленности в Донбассе происходит в конце XIX — начале XX веков, и письменных источников в виде документов, распоряжений, газет, фотографий, рассказов настолько много, что следует научиться выбирать самое главное. Кстати, постарайтесь отметить, что запоминается из прочитанного, увиденного – это определяет ваши интересы и способности.

Кратко вспомним об основных источниках исторических знаний. И не забудем основное свойство каждого исследователя – умение задавать вопросы, среди которых главным чаще всего является – «зачем».

В истории есть факты бесспорные и сомнительные сведения. Для того, чтобы найти истину, историки в этом случае стремится привлечь как можно более широкий круг источников. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

  1. Письменные : летописи, хроники, указы, законы, исторические сочинения, научные труды, мемуары, газеты, журналы, а сейчас и интернет-ресурсы.
  2. Вещественные : орудия труда, одежда, оружие, предметы быта, украшения, жилища, монеты. К вещественным источникам относятся и произведения искусства: фрески, статуи, мозаика, книжная миниатюра, памятники архитектуры. Ценные сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати - сфрагистика.
  3. Этнографические : состав, расселение, обычаи и традиции, занятия и образ жизни народа.
  4. Устные (фольклорные): легенды, сказания, мифы, песни, пословицы, поговорки, загадки. Изучает эти источники фольклористика.
  5. Лингвистические : названия рек, городов, отдельные слова и язык в целом. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).
  6. Кино- и фотодокументы.
  7. Фонодокументы.

По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX — начале XX веков возникли фотография, звукозапись, кинохроника, во второй половине XX века появились документы на электронных носителях.

В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они нуждаются в расположении их по степени значимости и влиянию на ход истории. Важно научиться рассматривать события как звенья определённой цепи, протянувшейся из прошлого к настоящему. Изучать историю можно не только в архивах, музеях и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших воспоминаниях. Надо только иметь желание приобщится к её таинственному и увлекательному содержанию.

С прошлым мы связаны тысячами неразрывных нитей. Из этих нитей соткан, по сути, ковёр настоящего. С прошлым мы встречаемся не только на страницах исторических трудов, но и в повседневной жизни.

«Любое знание должно иметь практический смысл. История сегодня представляется наукой о прошлом. Но смысл истории – это извлечение опыта из ошибок. Смысл в изучении истории есть тогда, когда она представляется циклической. Только в этом случае в прошлом можно видеть будущее, а не набор анекдотов. Только в этом случае история становится наукой о будущем, достойной изучения».

С.Б. Морозов, «Тайна вечной жизни»

И ещё хотелось бы присоединиться к мнению А.Р. Федонина:

«Мне хочется доказать, что история – не сплошная бунтология, она, как радуга, многоцветна, разнообразна и, следовательно, интересна».

История - одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век д.н. э.).

Зачем изучать историю?

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный - изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер.

Основная сложность в изучении истории заключается в том, что все исторические факты основываются на трудах участников и наблюдателей событий, и в большинстве случаев они наполнены политическим субъективизмом и разделяют все заблуждения своего времени. Поэтому основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время.

Что такое история?

К истории следует относиться не только как к научной дисциплине, но еще как к увлекательному способу познать прошлое. Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история - это не только хроника кровопролитных воин и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам. Она выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов.

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества - священный долг человека и гражданина.

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

Зачем знать историю?

“Кто не знает прошлое, тот остался без будущего”

История – это одно из немногих слов, за которым стоят целые эпохи. Она вмещает в себя миллионы судеб, её предметом изучения всегда является Человек и Время. Пожалуй, практически нет такого человека, который бы ни разу в жизни не слышал об Александре Македонском, о Христофоре Колумбе и Наполеоне Бонапарте. Эти люди оставили глубокий след в памяти мира и изменили ход всей истории. Они стали тонкой нитью, между прошлым и будущим.

Чтобы понять ценность истории для современного человека, нужно обратиться к её истокам. Одна из первых исторических книг – девятитомник Геродота «История» (5-й век до н. э.), для нас это образец жизни людей времен Античности, ещё Цицерон древнеримский политический деятель, оратор и философ говорил об этой книге, что она: «… свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Украинский историк Михаил Александрович Максимович (1804-1873), был одним из первых, кто исследовал историю древнего Киева, он посвятил этой теме более 25 статей. В них он впервые показал роль Петра Могилы в создании и развитии украинской культуры. Михаил Сергеевич Грушевский (1866 -1934), ему принадлежат более двух тысяч работ по истории, социологии, литературы, этнографии и фольклору Украины. Он вошёл в историю, как великий летописец и автор «Истории Украины». И много других выдающихся людей, которые собирали и сохраняли для нас сведения о прошлом нашей родины.

Все исторические книги, над которыми были потрачены не один год работы, люди прошлого оставили для своих последователей, для будущих поколений, дабы они, опираясь на опыт прошлого, предотвратили ошибки в будущем. Современный историк Агнес Мак-Кензи в книге «Кельтская Шотландия» пишет: «История – это нечто большее, чем изучение прошлого. Это изучение истоков настоящего и корней будущего».

История сохраняет целостность народа. Невозможно представить на всём земном шаре страны, которая бы не хранила в памяти свое прошлое. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Знание истории – это благодарность ушедшим поколениям, за то наследие, которое нам от них досталось. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает, но она продолжается в нас. Каждым нашим словом и действием создаётся история. Мы невольно творим её, через хранение старого и созиданием нового.

Знание истории своего государства, своего народа и всемирной истории формирует в человеке национальное достоинство, помогает увидеть истоки национальной культуры, понять и осознать в ней свою роль. Знание истории помогает не повторять её. Это эволюция сознания человека, его питание и просвещение.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся историк В. О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Текст большой поэтому он разбит на страницы.