Модель родитель взрослый ребенок в бизнесе. Три эго-состояния человека: «родитель», «взрослый», «ребенок

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятель­ности, при этом действие является основным содержанием обще­ния. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топ­тались на одном месте» или «он давил на меня, но я не поддался».

В своем собственном общении мы реагируем на действие парт­нера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом, - что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия. Поэтому, общаясь, мы задаем себе вопрос: «Что собеседник делает?», отве­чаем на него и свое поведение строим, исходя из полученного от­вета. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относи­тельно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного ана­лиза . Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрос­лого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус со­беседника. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице*

(* Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - М., 1999. - С. 187).

Каждый тип состояний важен для человека:

Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;

Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоци­ям, логически мыслит;

Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием до­минировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.

Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка

Характеристики

Родитель

Взрослый

1. Характерные слова и выра­жения

Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я не понимаю, как это допускают... и т.д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

2. Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие

Связанные с реальностью

Очень эмоцио­нальные

3. Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информа­ции

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное

4. Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Открытые глаза,

максимум внимания

Угнетенность, удивление

Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова повора­чивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кула­ки, ходят, дер­гают пуговицу)

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на дости­жение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Понимате-ли» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблю­дать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адапти­роваться (подстроиться) к партнеру по общению.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовы-вают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодей­ствия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодей­ствий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействия: коо­перация (от лат. cooperatio - сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (от лат. сопсигго - сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препят­ствий соперникам в достижении целей.

Деловое взаимодействие организуется на основе принятых пра­вил и норм, которые устанавливаются законодательными акта­ми, служебными инструкциями, этическими кодексами, а также определяются принципами делового этикета.

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимо­действие»?

2. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

3. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

4. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространенными?

5. По-вашему мнению, какой тип межличностного общения характе­рен для «контролера» и какой тип для «понимателя» (см. разд. 2.2).

Согласно концепции отношений В.Н.Мясищева, позиция означает «интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Она определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия» .

Теоретический анализ показал, что термины «родительская позиция, установка, отношение, воспитание» часто в научной литературе употребляются как синонимы

Так, А. С. Спиваковская рассматривает родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Автор характеризует родительские позиции по следующим параметрам :

  • * Адекватность -- степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.
  • * Динамичность -- степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться:
    • а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;
    • б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;
    • в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

* Прогностичность -- способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению дальнейшего взаимодействия с ним.

Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, т. е. описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, т. е. поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам (адекватность, динамичность, прогностичность) родительской позиции. Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии: родители -- дети .

С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных способах воздействий и характере обращения с ребенком. Она выделила три основных фактора, характеризующих родительские позиции: «гиперопека -- отсутствие родительской опеки», «отсутствие демократичности в отношениях с ребенком -- демократичность», «диктат в воспитании -- отказ от авторитарности .

А. А. Чекалина указывает, что родительские позиции -- система родительских установок, определяющих стратегию и тактику родительского поведения. В свою очередь родительские установки определяются автором как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации .

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда есть отношения и взаимодействие с ребенком, отрефлексированные родителем, и неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинены влиянию неосознаваемой мотивации родителя .

Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, М. О. Ермихина отмечает следующее. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позициях и относительно взаимодействия родители -- дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком .

Типичная родительская позиция - это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противоположность ему ребенок -- физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги - это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.В большинстве случаев внимание исследователей направлено на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для формирования личности подростков

Р. В. Овчарова рассматривает родительскую позицию как целостную систему отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике.

Так, по мнению исследовательницы, отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.

Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении, как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери). При этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие родительской роли отцом приводит к изменению родительской позиции матери, и наоборот.

Отношение к себе как родителю проявляется в дихотомиях уверенный - неуверенный, уступчивый - доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, отстраненно равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.

Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности .

По результатам исследований О.А. Карабановой были выделены следующие наиболее характерные особенности представлений родителей о себе как родителе.

«Я-реальное. 1. Родители в подавляющем большинстве случаев высоко оценивают уровень своего эмоционального принятия ребенка, однако оно достаточно часто реализуется лишь на уровне переживания и осознания и не находит адекватного выражения в общении и совместной деятельности родителей с ребенком. Несогласованность аффективного и предметно- действенного (поведенческого) уровней эмоционального принятия ребенка обусловлена различными причинами. В случае проблемного характера родительско-детских отношений они таковы:

  • - ориентация родителей на социально-желательные образцы родительской роли в силу гиперсоциализированности родителя и его стремления к перфекционизму при отсут- ствии/дефицитарности глубокого родительского чувства к ребенку;
  • - низкая коммуникативная компетентность в отношении освоения операционно- техническими средствами коммуникации (вербальными и невербальными), неумение выразить в действенной форме любовь и принятие ребенка;
  • - ориентация родителей на авторитарные стереотипы воспитания, структурирующие детско-родительские отношения по типу доминирования - подчинения, где открытое выражение родителем любви и принятия ребенка рассматривается как нежелательное проявление «слабости» системы родительской дисциплины. Такой тип ориентации типичен для традиционного понимания отцовской, а не материнской любви.
  • 2. Низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Как правило, признаются лишь низкая эффективность системы семейного воспитания и существование трудностей понимания, взаимодействия и сотрудничества в детско- родительских отношениях.

Я-идеальное. Характеризует особенности представлений родителей об эталоне качеств и ролевого поведения родителя. Большое значение родители придают блоку характеристик эмоционального принятия и взаимодействия с ребенком и блоку коммуникативных качеств. При построении отношений с ребенком, по мнению родителей, необходимо исходить из принципов равноправия и уважения его личности, признавать его право на свободу выбора собственного пути развития. В то же время большинство родителей считают, что декларируемые ими принципы могут быть реализованы лишь при достижении определенного уровня «самостоятельности и ответственности» ребенка, а до этого момента за ними должна быть сохранена функция безоговорочного руководства, опеки и контроля» .

«Отличительной особенностью соотношения образов Я-реального и Я-идеального родителей, испытывающих трудности в процессе воспитания детей, стала дисгармоничность их оценки реальных своих родительских качеств и представлений о желаемых «идеальных» качествах. Исходя из работ К. Роджерса, К. Хорни и Р. Бернса, было выделено три вида дисгармоничности соотношения Я-реального и Я-идеального. Во-первых, замещение Я-реального Я-идеальным - родитель оценивает себя совершенным и безупречным в выполнении своей родительской роли, образ «Я как родитель» искажает реальность. Во-вторых, замещение Я-идеального Я-реальным - родитель некритичен к выполнению своей отцовской или материнской роли, полностью удовлетворен своим поведением как воспитателя, слабо выражена его ориентация на саморазвитие и самосовершенствование, нет психологической готовности к работе над собой. И, в-третьих, значительный разрыв между Я-идеальным и Я-реальным, не оставляющий возможности для постановки конкретных реалистических задач совершенствования родительской позиции. Описанные виды дисгармоничности соотношения образов «Я как родитель» (Я-реальное и Я-идеальное) обусловливают неконгруэнтность (К. Роджерс) родителя в общении с ребенком и значительно осложняют процесс коммуникации.

Рассматривая процесс взаимодействия и общения между людьми, можно опираться на множество существующих в психологии теорий. Мне близка и понятна теория транзактного анализа Эрика Берна , в рамках которой общение рассматривается, исходя из позиции его участников.

Э. Берн выделяет 3 позиции оппонента в акте общения (транзакции): Родитель , Взрослый , Ребенок . Любой акт общения (транзакцию) можно проанализировать, рассмотрев позицию каждого участника.

Казалось бы, все чрезвычайно просто: общаются двое взрослых. Какие здесь могут возникнуть проблемы? Но это только на первый взгляд. Действительно, если в общении двух человек каждый из них находится в позиции Взрослого , велик шанс, что общение будет продуктивным . Взрослые понимают друг друга, так как обоим доступен язык аргументации, фактов и логики.

А что, если общаются Взрослый и Ребенок ? Казалось бы, тоже очевидно – Взрослый мудрее, старше, опытнее, авторитетнее. Так и есть, если возрастные характеристики собеседников соответствуют позициям. Но бывает иначе.

Рассмотрим такой пример из практики:

Клиент, назовем его Николай, 21 год. Живет с родителями, учится на бюджете в университете. Близких друзей нет, девушки нет. На вопрос о том, как строит отношения с окружающими, отвечает, что испытывает сложности. Его никто не понимает. Все вокруг подлые, злые, агрессивные, девушки меркантильные. Хочет изменить отношение окружающих к себе.

В процессе работы выясняется, что обижен на родителей за то, что они его не понимают. Когда учился в школе (в средних классах), перестали делать с ним уроки, «оставили один на один с моей учёбой, как будто это не их дело. Справляйся, как хочешь», не защитили его, когда одноклассники начали «травлю». Получил травму в результате «разборок» с одноклассниками. И снова оказался не понят родителями, которые не стали разбираться с обидчиками. Когда пошел учиться в университет, родители по-прежнему отказывались «делать с ним уроки».

В данном случае прослеживается инфантильность, незрелость человека. Взрослый осознает себя Ребенком , выстраивает отношения из детской позиции. И искренне удивляется, что взаимодействие не получается. Либо получается, но кривое, не похожее на ожидаемое.


А дело вот в чем – один Взрослый видит другого и обращается к нему, как к взрослому, апеллируя фактами, цифрами, доводами. А второй из позиции Ребенка не понимает, чего от него хотят, так как его способ организации контакта – эмоционирование. Ему доступны и понятны детские транзакции.

Когда Ребенка взывают к ответственности, зрелым суждениям, оценке своих действий, он обижается, расстраивается и уходит из контакта, обиженный и расстроенный, как ребенок. Ребенок реагирует чувствами, Взрослый научен пропускать свои чувства сквозь фильтр . Ему доступны различные способы реагирования и взывание к здравому смыслу, в отличие от Ребенка .

Поэтому, если рассматривать акт общения (транзакцию) исходя из теории транзактного анализа Э. Берна, взаимодействие Взрослый-Ребенок неизменно приводит к непониманию с обеих сторон.

Во взаимодействии со мной Николай обижался на то, что я периодически напоминала о возрасте, говорила, что в 21 стоит уже начинать учиться самостоятельно делать «уроки», не рассчитывая на помощь родителей, защищать себя. Взаимодействие строилось по схеме Взрослый (я) – Ребенок (Николай).


Мои замечания про самостоятельность вызывали стойкий протест и обиду, т.к. я в своих посланиях взывала к Взрослому . Реакция Николая на эти послания была очень эмоциональной – «то есть, еще меня сделайте виноватым в том, что они плевать на меня хотели» .

Тогда я попробовала взаимодействовать с Николаем из позиции Родителя , терпеливого, понимающего, заботливого, объясняющего (Родитель-Ребенок ). Из позиции Родителя я рассказала о том, как происходит процесс сепарации (психологического отделения) ребенка от родителей, про этапы этого процесса.

Объяснила, что его реакция нормальна, присоединилась эмоционально (сообщила о том, что понимаю его обиду на родителей и готова об этом говорить). То есть, я перестала взывать к позиции Взрослого , которая на тот момент Николаю была недоступна, так как он, в силу непроработанной своей психологической травмы, «законсервировался» эмоционально в детском возрасте.

Соответственно, в процессе общения необходимо протестировать, из какой позиции к вам обращается собеседник, чтобы строить с ним дальнейшее взаимодействие, отвечающее поставленной задаче.

Есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание: транзакция Ребенок-Ребенок предполагает эмоциональность обоих участников и малоэффективна, если задача общения – решение серьезных вопросов.

Схема Ребенок-Ребенок подходит, скорее, для общения с реальным ребенком, для расположения его к себе и создания доверительной обстановки. Также годится для установления контакта с собеседником, находящимся в психологическом регрессе, для эмоциональной подстройки и нахождения точки входа в контакт.

Позиции Взрослый-Ребенок , Родитель-Ребенок годятся для педагогического общения. В транзакциях такого типа достигается воспитательное, обучающее, развивающее воздействие. Подходит при взаимодействии преподаватель-студент/учитель-ученик, а также при взаимодействии психолога с клиентом с целью конфронтации с инфантильной частью клиента.

В таком виде транзакцию порою строят руководители со своими подчиненными. И общение может быть результативным, но стоит обратить внимание на то, что Взрослые , имеющие четкое осознавание и понимание себя, как Взрослого , могут плохо реагировать на попытки обращаться к ним, как к малым детям.

Обращение начальника к подчиненным, как к школьникам (детям) может вызывать стойкое неприятие и накопление раздражения.

Позиция Взрослый-Родитель . Довольно сложная ситуация для взаимодействия. Здесь стоит немного прояснить отличие Взрослого от Родителя .

Взрослый – логичный, малоэмоциональный, здравый, оперирующий фактами и выдвигающий доводы участник общения.

Родитель – тот же Взрослый , но находящийся в педагогической позиции (поучающий, воспитывающий, настроенный на диалог с ребенком). Его позиция – несколько покровительственное отношение к участнику общения. Предполагается, что в акте общения используется указание на авторитет, подчеркивание собственной значимости, вертикальное построение взаимодействия.

Поэтому общение Взрослый-Родитель может вызывать сопротивление со стороны Взрослого , так как общение Взрослый-Взрослый – общение на равных, в то время как Взрослый-Родитель – вертикальное построение взаимодействия.

Рассмотрим еще один способ построения взаимодействия между участниками – Родитель-Родитель . Эта расстановка позиций годится для педагогических дебатов, а также в случае обсуждения реальными родителями своих детей. Во всех остальных случаях такой способ взаимодействия может оказаться непродуктивным.

Позиция Родителя предполагает вертикальное построение взаимоотношений, как уже описывалось выше, предъявление авторитета. Это может привести к схватке авторитетов, где оба участника транзакции будут отстаивать свою позицию, рискуя не услышать другого.

То есть, анализируя вышеописанное, можно сказать, что успех общения зависит от правильного выбора позиции участников процесса . Или подстройки одного из участников под позицию другого.

Секрет успеха – слушать и слышать другого, классифицировать его сообщения, исходя из предложенной модели, и выбирать способ взаимодействия. Немаловажно помнить о том, что все мы – разные. Кто-то более зрел, кто-то еще в процессе взросления. И каждый из нас имеет право на свой «возраст».

Относитесь с уважением и вниманием к своему собеседнику, и ваши старания будут вознаграждены!

Часто на тренингах мы задаем вопрос участникам: «Чем отличается взрослый от ребенка?» Как правило, мы приходим к ответу: ответственностью.

Позиция ребенка

Действительно, позиция ребенка – это позиция человека, не отвечающего за свою жизнь полностью.

Когда мы говорим, что причина нашего плохого настроения –

это погода,
мы расстроены,
начальник накричал,
чувствуем себя виноватыми,
в очередной раз опоздали из-за пробок.

Все это примеры «детского» поведения, характерного для позиции Ребенка.

Когда у нас что-то не получается, когда мы снова откладываем дело до лучших времен, когда говорим «ну я не знаю…» или «я постараюсь…» – все это именно из этой роли. И в ней нет ничего плохого: мы все с ней хорошо знакомы.

Важно просто не увлекаться этой ролью. Потому что если мы постоянно находимся в этой ипостаси – у окружающих нет выбора, кроме как становиться в позицию Родителя по отношению к нам.

Кто такой Родитель?

В первую очередь – это контролирующий орган, занимающийся воспитанием младшего товарища. Он всегда знает, как занять ребенка, какие указания ему дать, чему научить. И, что немаловажно, у него всегда наготове критические замечания.

Вспомните свое детство: скорее всего, мама или папа (а то и оба) частенько давали вам домашние поручения, проверяли правильность выполнения заданий, контролировали «собран ли портфель» и так далее.

Лично в моем детстве всегда наготове были следующие пункты «родительского меню»: помыт ли пол, чиста ли посуда. И, что больше всего меня удручало, – проверка скрипичного домашнего задания.

Мои музыкальные экзерсисы регламентировались временем, по истечении которого мне нужно было обязательно сыграть «контрольный раз». Иногда этих контрольных разов было несколько, ибо с первого раза проверка не была пройдена.

Каковы последствия того, что ребенок не выполнил задания или выполнил его некачественно? Как правило – наказания, лишения чего-либо. Телевизора (сейчас уже компьютера), гуляний, каких-то подарков и так далее.

Что интересно: вырастая, мы время от времени все равно попадаем в эти две позиции.

Жены контролируют мужей (что покушал, где деньги, почему не пришел вовремя с работы) – и тем самым включаются в роль Родителя. Мужья, оправдываясь, – попадают в роль Ребенка. Делают заначки, не говорят всей правды.

Последствия: у мамочки в семье на одного малыша больше. И если всех это устраивает – то у такой семьи отличные шансы на долгое существование. Иногда бывает и наоборот: вместо мужа и жены под одной крышей живут «папа» и «дочка».

Позиция Взрослого

Принципиально другая позиция – это позиция Взрослого.

Это – когда на равных, это – когда есть доверие, это – когда ответственны за свою жизнь и за свой вклад в отношения. В этой роли мы не включаемся в чужие проблемы и не решаем их вместо другого (как Родитель). Мы не жалуемся сами и не смакуем подробности чужой «несчастной жизни, потому что вокруг одни придурки» (как Ребенок).

Здесь мы видим реальность такой, какая она есть. И если нас что-то не устраивает – исправляем это. Рядом со Взрослым может быть только Взрослый. Это возможно лишь тогда, когда Ребенок стал ответственным и когда Родитель выключил тотальный контроль.

Поэтому – выбирайте. Решайте, из какой роли вы хотите строить отношения с близкими вам людьми.

Первый шаг – определите существующую позицию. И если она вас не устраивает – меняйте ее (это будет второй шаг). И помните: в жизни всегда есть место игре! Не относитесь всегда и ко всему слишком серьезно.

Взрослые люди очень даже умеют шалить!

Теория трансактного анализа Э.Берна, исходит из того, что транзакция - единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.

Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.

Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
  12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я - увлекающий человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну

1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: Родительское, Взрослое, Детское.

Интерпретация:

1. Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжений , получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или/ и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.

Эго состояние Ребенка

Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы - Ты и Ты - Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.

Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы - Вы и Ты - Ты.

поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Родительское (Родитель - Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Родитель

Вербальные признаки - слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты - Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Сочетания Эго- состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Формулы:

  • Если у вас получилась формула 2, 1, 3, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склоны к назиданиям.
  • Если у вас получилась формула 3, 1, 2, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
  • Если на первом месте в формуле состояние 1 или Д -состояние (ребенка), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.