Символику цвета преподобный андрей рублев. Икона андрея рублева троица тайный символ мироздания

Цель. Воспитание чувства гордости за Отечество.

Андрей Рублев «Троица»

Воспитание духовно-нравственных качеств.

Задачи. Рассмотреть икону Андрея Рублёва с точки зрения особенностей композиции и цветового решения.

В 2015 году день Святой Троицы будет праздноваться 31мая. Это великий христианский праздник.

Икона «Троица» была написана около 1411 года одним из святых учеников преподобного Сергия Радонежского Андреем Рублёвым (1370-1430) и находится в Москве в Третьяковской галерее. Икона писалась в то время, когда Русь находилась под игом монголо-татар, а русские князья постоянно воевали друг с другом. Не было согласия между ними, что еще больше ослабляло Русь.

Иконописцу удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии. Ответим на вопрос: как ему это удалось?

Рассмотрим особенности композиции.

На иконе мы видим Трех Ангелов, сидящих рядом. Они склонились друг к другу. Боковые фигуры равноудалены от центральной фигуры.

Такой прием называется симметрия .

Уже с этого момента начинается удивительная красота, наполняющая икону чудодейственным светом.

Дело в том, что у древних народов, в том числе и христиан, число три ассоциировалось с кругом – символом жизни.

Повторяемость формы круга мы видим:

    вокруг ликов Ангелов (круги-нимбы),

    в жертвенной чаше,

    в круге на столе, образованном коленями Ангелов.

Перейдем к цветовому решению иконы.

Начнем с того, что всё мироздание древние народы делили на два мира:

мир Бога и мир Человека.

Эти 2 мира противостоят друг другу и в христианском религиозном искусстве. Каждому этому миру принадлежат свои предметы, числа, цвета. Поэтому не случайно выбраны иноком Андреем цвета на иконе.

В одеждах всех Ангелов встречается синий цвет . Синий означал божественность, веру, верность.

Хитон центрального Ангела коричневого цвета.

Коричневый хитон может быть только на Ангеле, который воплощает в себе божественное и земное начало, т.к. коричневый – это смесь синего (божественного) и красного (земного цвета).

Красный – земной человеческий цвет означал огонь, смелость, честность, красоту.

Центральный Ангел - это Иисус Христос, сын Бога и земной женщины Марии.

Он Бог-Сын и принадлежит двум мирам: Божественному и человеческому.

Хитоны боковых Англов синие. Они принадлежат божественному небесному миру.

Левый Ангел в розовом плаще . Розовый – это белый и красный.

Белый цвет – это безгрешность жизни, чистота, мир, правда, добро.

Красный – земной цвет. Этот Ангел - создатель земного мира.

Он Бог-Отец.

Правый Ангел в зелёном плаще.

Зелёный - цвет неувядающей молодости в каждом человеке.

Это Бог - Святой Дух.

За спиной Бог Отца возвышается здание, еще одно указание на то, что именно его волей с чистыми, безгрешными помыслами сотворён МИР.

Над Богом Сыном мы видим вечнозеленое дерево. Вечнозеленое дерево – символ вечной жизни, данной человечеству Иисусом Христом, принявшим смерть за всех нас.

Над Богом Святым Духом мы видим гору (символ высоких помыслов), уходящую в небесные выси, откуда нисходит на нас Святой Дух.

Сияют золотом венцы над головами Ангелов, их крылья тоже золотые. Золотой цвет у древних христиан - это символ Вечного Бога.

Лики Ангелов похожи, т.к. они представители единого Бога. И все-таки они разные, т.к. выражают разные особенности единого Бога:

    Бог Отец – создатель, основа всего,

    Бог Сын – воплощение совести, готов пожертвовать собой ради Человечества,

    Бог Святой Дух. Каждый человек жив силой духа, которая в нем есть.

На иконе изображен момент, когда Бог Сын продемонстрировал готовность пострадать за Человечество и благословил чашу со своей кровью, которая будет пролита в будущем.

Вывод.

Иконописцу с помощью симметрии, повторяемости формы круга и цветового решения удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии.

Образы трех прекрасных Ангелов всем своим обликом выражают просветленную доброту, умиротворение, одухотворенность мысли. Вместе Ангелы воплощают духовное совершенство, к которому должен стремиться каждый человек

Есть образ единением звучащий,
Всегда непостижимый и родной:
Три странника за чашею одной
Безмолвно говорят о предстоящем.

"Троица" Андрея Рублева – одно из самых удивительных произведений древнерусской живописи. Рублев "взял краски для своей иконы не из сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками".

Икона как зеркало Души, окно в иной мир, помогала людям понять основные законы мироздания.

Все едино и неделимо. Единосущность на иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно похожими и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит жезл – символ божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Триединство Святой Троицы открывает зрителю три ипостаси Бога: Отец, Сын и Святой Дух.

Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, изображенному слева, с чертами Бога-Отца, как творца мира. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам, его одежды имеют светло-лиловый цвет – все дает понять, что это первое лицо Святой Троицы. Одежда среднего ангела – это красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса – клав, в таких одеждах иконописцы изображали Христа. Дерево за спиной ангела – мамврийский дуб - как Древо жизни: Сын есть жизнь. Ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета; гора, расположенная за ним, – символ духовного возвышения - это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим.

Очень незаметно, легкими штрихами мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом все ангелы воспринимаются как одно целое, их единосущность постоянно присутствует. Удивительно тонко передана на иконе и нераздельность.

Наклон голов и фигур двух ангелов направлен в сторону третьего, а объединяет их между собой невидимый круг, в который вписаны все три фигуры ангелов, символ вечности, нераздельности. Но жесты рук всех ангелов направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, чаше. Жертвенная чаша – есть центр иконы. Центр, который помогает человеку на земле приобрести свою ось, дает внутреннюю силу и поддержку в понимании своего предназначения через удивительные знаки и символы, которые были понятны нашим предкам, живших в гармонии с природой. И когда мы начинаем видеть внутренним зрением, то есть сердцем, начинают открываться врата в мир иной, более чистый и светлый, не замутненный никакими мирскими проблемами. Мы видим, что три ангела Великого Совета Святой Троицы находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, когда Отец посылает своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем, мы видим готовность Сына пойти на страдания, принести себя в жертву людям.

Осознание величия жертвенной Любви как главной идеи Троицы помогает человеку преодолеть границу между миром земным и небесным. И от того, насколько мы сами готовы к этому Пути, чтобы приблизить себя к божественному, стать немного выше себя прежнего, зависит только от нас самих, ищущих мудрость в этих просветленных ликах, смотрящих на нас с икон.

Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».

Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.

2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли.

3. Донести основную идею произведения мирового шедевра.

4. Познакомить с особенностями композиции иконы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VII вида г. Вязники»

А. Рублев

«Троица»

Идея, композиция.

Урок развития речи,

9 класс. 2011 год

Учитель: Л.В.Малышева

Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».

Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.

2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли.

3. Донести основную идею произведения мирового шедевра.

4. Познакомить с особенностями композиции иконы.

Ход урока.

I. Постановка целей, знакомство с планом изложения нового материала.

1. Иконописец А. Рублев.

2. Смысл названия иконы, история ее создания.

3. Ангелы на иконе Рублева, символика.

4. Композиция и линейный ритм.

5. Колорит иконы.

6. Общечеловеческое значение иконы «Троица».

II. Вступительное слово учителя об А. Рублеве.

Установка: прослушать, выписать непонятные слова.

На рубеже 14 - 15 веков окончательно складывается национальная школа живописи на Руси, ярким представителем которой был А. Рублев. О его жизни известно немного. Родился в 60 г XIV века (точно дата не установлена) (1360 – 1430 гг). Жизнь его была нелегкой: в 1380 году он ополченцем участвовал в Куликовской битве, семья его вся погибла при нашествии монголо-татарских полчищ, и он уходит в монастырь и становится иноком (монахом). Монастыри в то время становятся центрами образования и искусства. В одном из них Троице-Сергиевом он познакомился с основами живописного искусства. Рублев украсил фресками многие соборы в Москве: Троице-Сергиев монастырь, Благовещенский собор, фрески Спасс-Андроникова монастыря. Его имя связано и с г. Владимиром, где он фресками украшал Успенский собор (1408 г (Демонстрация фресок)). В старину все иконы писали на досках, выше всего ценились доски кипарисные, а Рублев предпочел местное дерево липу. Иконы, написанные на липовых досках, оказались долговечнее металла, за 600 лет ни одна не сгнила.

Липовые доски, отстроганные и отглаженные, Рублев сушил в сухом помещении, до тех пор, пока из них не уходила влага. Доски становились звонкими, потом на лицевую сторону наклеивалась ткань – поволока, это ткань из рогожи. Сверху поволока покрывалась рыбьим клеем, смешанным с мелом. Такой клей назывался левкас. Получалась белая как снег, ровная поверхность. Краски Рублев готовил сам. В каменной ступе или морской раковине растирал их каменным пестом. Каждую краску иконописец смешивал со связующим веществом, чтобы она стала чище и приставала к иконе. Таким веществом могло быть сырое яйцо, желчь щуки. Рублевские краски сияют сквозь века, они не тускнеют.

Что интересного узнали? Какие новые слова выписали? (инок, фреска, поволока, левкас).

Мы с вами познакомимся с шедевром не только древне-русского, но и мирового искусства: иконой А. Рублева «Троица»(1425 – 1427 гг). Написана она в память Сергия Радонежского, основателя Троице – Сергиева монастыре (картина Нестерова «Труды преподобного Сергия Радонежского»).

Какие ассоциации возникают, когда слышим название иконы?(Демонстрация церковного календаря, чтение о празднике «Троица»)

Большая часть молитв содержит слова о пресвятой троице: Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. В христианской религии бог один в трех лицах, то есть мы должны поверить в христианские догмат 1 = 3(«Закон божий» стр 19).

Однажды сарацинские мудрецы спросили Св. Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога. У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?». На это святой отвечал: «Не злословьте о Пресвятой Троице; Отец, Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на Солнце: в нем три вещи круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг – подобие отца: ибо, как круг не имел начала и конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой ».

За основу иконы Рублев взял Библейский сюжет из Ветхого Завета: чтобы сохранить между людьми познание и почитание истинного бога, бог избрал для этой цели патриарха Авраама. Он явился старцу в виде трех странников. Авраам радушно принял их, приказав слуге забить быка, а жене испечь хлеб. За трапезой в теки Мамврийского дуба шла беседа, и гости предрекли Аврааму и Сарре, вопреки их возрасту, рождение сына. Уже здесь мы видим воплощение божества в 3 лицах. Библейский сюжет трактовали многие художники, но ангелы были представлены грозными видениями.

Посмотрите на икону, отличаются и ангелы Рублева от традиционной трактовки? (Ангелы Рублева – это отроки, их лица просветленные, глаза умиротворенные).

Во времена Рублева, когда он писал икону, нашествие Батыя было далеко позади, но действительность была мрачной, полной раздоров, междоусобиц, набегов кочевников. В народе существовало поверье, что в трудное для народа время ангелы небесные спускаются, чтобы помочь людям в борьбе с врагом.

А что самое главное в борьбе с врагом, вспомните «Слово о полгу Игореве», его идею».

Как вы думаете, о чем размышляют ангелы? (о мире, о единении).

Вывод: Ангелы Рублева – воплощение кротости и смирения. Попробуем описать их.

Самостоятельная работа по карточкам. (Подбор эпитетов при описании ангелов).

Образец.

Прекрасны…….. фигуры ангелов, сидящих за трапезой. Склоняясь друг к другу они ведут ……….. беседу. У них…………… лица поэтов или ученых и ………. руки плотников и воинов.

Изображение Троицы исполнено средневекового символизма. Выпишем отдельные символы

1. Вся композиция вписана в восьмиугольник. (Число 8, по средневековым представлениям символизирует вечную жизнь, отсюда крещальная купель имеет восьмигранную форму).

2. Стол, за которым сидят ангелы, символизирует жертвенник, он имеет форму большой чаши.

3.Чаша на столе – смертная чаша.

4. Посохи в руках – грядущее странничество одного из них.

5. Гора в отдалении – возвышение духа.

На первый план выступает не богословское, а чисто человеческое содержание: грусть, навеянная сочувствием к страдающему человечеству, раздумье о судьбах мира.

Какой предмет привлекает внимание ангелов?

Придумайте обороты со словом чаша: (Дом – полная чаша, испить чашу).

Какой оборот подходит здесь?

Опишите действия ангелов, относительно этой чаши.

Старший ангел указывает на чашу.

Средний ангел крестит чашу (осеняет).

Младший склоняет голову в знак согласия.

Какой рукой производят ангелы действия относительно чаши? (Правой).

Правая рука=десница.

Крестит=осеняет.

Составьте предложения, используя эти слова, включите прямую речь.

Старший ангел десницей указывает на чашу и призывает: «Вынесем все испытания». Средний ангел десницей осеняет чашу и говорит: «Я готов испить эту чашу». Младший ангел как бы выражает согласие: «Я с вами, мои братья».

Что позволяет воспринимать ангелов как единое целое? (Все трое склоняются в знак единения).

Как природа вторит движениям ангелов?

Какая геометрическая фигура преобладает в композиции иконы? (Круг ).

Где мы видим эту фигуру? (Ангелы сидят по кругу, нимбы круглые у них ад головами).

Какую основную идею передает иконописец этой фигурой?

У круга нет начала и конца, у бога нет начала и конца во времени и пространстве. Круг помогает осмыслить идею единения, как высшую идею.

Расшифруйте слово единение, о единении между чем и чем говорит иконописец?

Какова же основная идея этого произведения?

Рублев не дает прямого подобия природы, но он извлек мед ее благоуханий, свет красоты и отразил в «Троице» обаяние ее задушевности и тишины.

Посмотрим, каков колорит иконы? Какими оттенками представлена цветовая гамма? Какое время года можно изобразить с помощью этих красок?

Какой цвет преобладает над всеми? (Голубой).

Символом чего может быть голубой цвет? (Цвет неба, озер, рек, это цвет Родины).

Что символизирует зеленый цвет? (Это цвет лесов, лугов, всходов).

Что напоминают крылья ангелов? (снопы хлеба, лучи солнца).

Вывод: Цветовая гамма красок, сияние голубизны и золота помогают иконописцу передать мечту о мирной жизни, труде, о человеке гармонического совершенства.

Вывод: Никто до Рублева не создавал такого чистого сдержанного выражения любви к человеку. Он изобразил те сдвиги, которые характеризуют жизнь людей 15 века, стремившихся к единению.

Обобщение: Что же воспел Рублев в своей иконе? (Единение, любовь, дружбу, сострадание, милосердие). Что помогает ему донести до зрителя идею единения? (Образцы ангелов, композиция, колорит).

Задание на дом : Написать сочинение: Мои мысли и чувства об иконе А.Рублева «Троица». Чем меня привлекает икона А.Рублева «Троица»?


Икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, узнаваема, известна всему миру. Говоря о русской художественной культуре, многие первым делом вспоминают именно ее. Точный год создания «Троицы» Андрея Рублева установить на сегодняшний день не представляется возможным. Наиболее приближенной датой называют 1411 или 1425-27 годы .

История создания иконы строится преимущественно на догадках. Общепринятая версия гласит, что писалась она по заказу преподобного Никона Радонежского для Троицкого собора. Вопрос даты написания остается открытым, неизвестно, к постройке какого здания икона была готова: к деревянному храму 1411 года? К каменному строению 1425-27 годов? Дошедшие до современности источники дать ответ на вопрос не способны.

Эта доска иконописца быстро стала образцом для всех последующих создателей образов Святой Троицы. К 1551 году Стоглавым собором было объявлено, что все будущие изображения должны соответствовать ей. А в 1575 году царь Иван Грозный приказал украсить ее золотым окладом. В последствии другими царями оклады также менялись, а сама икона обновлялась в соответствии с представлениями художников тех времен. Восстановлением первоначального вида произведения занялись только к 1904 году.

Описание иконы

Краткое описание иконы «Троица» Андрея Рублева: трое ангелов, олицетворяющих триединство Бога (Отца, Сына, Святого Духа), сидят вокруг стола. Выражения на их лицах отражают безмятежное смирение, их головы слегка наклонены. В своеобразном круге, который они образуют, располагается наполненная чаша.

Ангелы одеты в простые одежды, за их спинами - крылья, в руках - тонкие посохи, вокруг голов - светящиеся ореолы. На изображении присутствуют не только божественные странники. На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Присматриваясь внимательнее, получится увидеть аналог Голгофы, на которую со своим крестом восходил Иисус. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность.


Сочетание цветов на картине гармоничное, оттенки мягкие. К сожалению, можно только догадываться, насколько красочной икона была к моменту своего написания (известно, что художник использовал яркие краски): цвета со временем поблекли, а реставраторы на протяжении нескольких сотен лет подгоняли изображение под собственное видение. Фигуры ангелов также стали более воздушно тонкими благодаря вмешательству других художников.

Толкование «Троицы»

Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но она объединяет собой не только этот сюжет. Есть здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.

Так чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует страдания Христа - внутри собрана кровь, капавшая из его ран, когда он был распят на кресте. Силуэт дерева может означать древо познания из сада Эдема, одновременно с этим — дуб, под которым отдыхал Авраам. А здание - церковь либо вход в авраамов дом. Гора же, расположенная в правом верхнем углу, становится символом Голгофы.

Трое ангелов - воплощение единого Бога. На это указывает ряд важных символов. Неспроста они одеты в лазурные одеяния - это символизирует их неземную сущность. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды. Но так как скипетры власти есть у каждого из странников, можно говорить о триединстве.

Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Пусть по сюжету истории, использованной Рублевым, Иисус еще не родился, его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа.

Икона «Троица» Андрея Рублева вписана в круговую композицию. Даже головы ангелов склонены, позволяя общему силуэту органично создавал единый круг. Издавна это символизирует вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом. По контексту трех ангелов он также трактуется как символ триединства христианского Бога.

Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.


«Троица» Андрея Рублева сегодня

Картина «Троица» Рублева начала реставрироваться от всех внесенных за долгие столетия обновлений в 1904 году. С нее сняли оклады, начали расчищать, приводить к первоначальному виду. Стало понятно, что изначально она писалась яркими красками, хоть сегодня выглядит иначе, более легко, воздушно.

За все время транспортировок икона оказалась повреждена. Сегодня она хранится в особом киоте в Третьяковской галерее. Вернуть ее в Троице-Сергиевскую лавру не представляется возможным без невосполнимого ущерба. Доска с иконой стабильна, пусть и не совершенна. Но если ее перевозить, имеющиеся повреждения станут более отчетливыми, а краски быстрее отойдут.

Андрей Рублев, «Троица» которого многими воспринимается как само доказательство существования Бога, был причислен РПЦ к лику святых в 1988 году. Посмертно он стал первым канонизированным художником. А его величайшее произведение продолжает захватывать дух, впечатляя ценителей искусства, независимо от того, каким религиозным убеждениям они следуют.

Категория

«Троица» почти сразу становится образцом - по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры

История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским - вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога - принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе - чаша с головой тельца, на заднем плане - здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца - Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию - древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание - в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь - дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай - место дарования закона, Сион - Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор - Преображение Господне, Голгофа - Искупительная жертва, Елеон - Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый - Сына (как основателя Церкви), правый - Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому - средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной - отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы - пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.

История открытия и современное состояние

В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить - отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией - в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.

Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа - к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.

В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути - то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.

К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ - лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.

Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.

— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными - следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».