2 от чего зависит продолжительность детства. Исторический анализ понятия детства
Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.
Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?
Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.
Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.
Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)
Таблица 1
Периоды детского развития по д.Б. Эльконину
Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.
Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.
Детство - это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.е. длится от рождения примерно до 11 лет.
Наиболее полно исторический анализ понятия детства представлен в концепции Д. И. Фельдштейна. Он рассматривал данную категорию как социально-психологический феномен. Детство представлено им как объективно необходимое состояние вызревания подрастающего поколения, его подготовки к воспроизводству общества.
По своему содержанию детство - это процесс постоянного физического и психологического роста, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми. Смысл всех происходящих с ребенком социальных изменений заключается не только в приобретении и усвоении им социальных норм, а в самом развитии социального в ребенке, свойственного его человеческой природе.
Главной, внутренне заложенной целью детства является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. При этом взрослое общество стабильно относится к детству как к особому состоянию, находящемуся вне сферы взрослой жизни. Детство по отношению к миру взрослых - партнер по взаимодействию, особенное собственное состояние, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не "социальный питомник", а развернутое во времени социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.
Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек - наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Но именно эта беспомощность при рождении создает человеку совершенно уникальные условия для дальнейшего прижизненного приобретения огромного по сравнению с другими существами опыта. Чем меньше врожденных форм поведения имеет существо, тем большему оно способно научиться в течение жизни. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин писал: "На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т.е. меняется качественно" . Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.
Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и, соответственно, меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда и по мере сил начинали помогать родителям обрабатывать землю. Они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда становились сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми было уже недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить технологию использования этих орудий и только потом приступать к трудовой деятельности. Таким образом, в развитии человека возник новый этап - обучение, что было обусловлено сложностью орудий труда. Дальнейшее их усложнение сделало невозможной серьезную деятельность по овладению ими до достижения определенного уровня физической и социальной зрелости, и "освободившийся" из обучения возрастной период стал занят деятельностью "несерьезной", "понарошку", т.е. игрой. Эта деятельность стала основным средством приобщения ребенка к усложнившимся социальным отношениям взрослых, поскольку общество разделилось на классы и перед ребенком встала необходимость изучения правил и норм своего социального слоя. Для каждого класса стал считаться приемлемым определенный уровень образования, и таким образом выделились разные подпериоды периода обучения - начальное, среднее, профессиональное.
Интерес к изучению детского возраста в развитых европейских странах возник лишь после завершения промышленной революции в XIX в. Она привела к тому, что фабрично-заводским рабочим понадобились навыки грамотности и счета, которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Таким образом, исследования ребенка и детства получило мощный импульс, поскольку оказались ресурсом повышения эффективности образования. Сопутствующие социальные факторы - рост благосостояния, улучшение гигиены, усиление охраны детского здоровья - также способствовали заострению внимания на проблемах детства.
Подростковый возраст как отдельная стадия между детством и взрослостью также был выделен в системе биологических, исторических и культурных изменений. Предметом исследования он стал еще позже детства, лишь в XX в., когда общество развитых стран достигло такого уровня благосостояния, которое позволило снять с подростка экономическую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и увеличить сроки получения образования.
Д. Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Периоды детского развития но Д. Б. Эльконину
Социально-экономическое развитие общества |
Периоды детства |
1. Первобытно-общинный строй. Признаки: слабое развитие производственных сил, нет излишков продуктов, слабые производственные отношения, кормить неработающих нечем. Как только дети встают на ноги, они начинают работать |
Младенчество и овладение примитивными орудиями труда |
2. Усложняются орудия труда (луки, сети, топоры). Становится больше средств для существования, можно прокормить какую-то часть неработающего населения. Необходимо научить детей владеть сложными орудиями труда |
Младенчество и период овладения орудиями труда. Появляются первые учителя, зачастую это более старшие дети. Данный этап развития можно наблюдать в существующих сегодня племенах |
3. Появление классового общества. Признаки: разделение орудий производства и быта, усложнение общественных отношений, появление норм и правил поведения для каждого социального слоя |
Период детства расширяется. В нем ребенок овладевает орудиями быта и получает производственную подготовку. Впервые здесь появляется игра как инструмент овладения отношениями между людьми |
4. Машинное производство. Требуются квалифицированные рабочие. В эпоху Возрождения появляются школы для рабочих |
Детство разделяется на дошкольное детство и младший школьный возраст, появляется школьное обучение, организованное определенным образом для разных социальных слоев |
5. Промышленная революция. Требуется высокая квалификация для рабочих на производстве |
Школьное детство делится на этапы: младший школьник, подросток. Далее следует довольно длительный этап производственной подготовки. Здесь появляются фабрично-заводское обучение, основное общее семилетнее образование |
6. Научно-техническая революция. Усложнение общественных отношений |
Появляется период усвоения норм и правил межличностных отношений, который связан с периодом ранней юности. Появляются всеобщее десятилетнее образование и учебно-профессиональная деятельность |
Как видно из этой таблицы, чем более высокоразвито общество, тем дольше в нем продолжается детство и тем больше качественно различных периодов оно включает.
Развитие общества происходит на наших глазах, при том что расширение и усложнение новой информации, необходимой для освоения детьми и подростками, в основном связано с развитием информационно-компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства и последующих переходных периодов невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией в обозримом будущем, скорее всего, встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы и скорейшего приобщения новых поколений к учебно-профессиональной и трудовой деятельности.
Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития всего общества и отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия конкретной семьи. И в наши дни в мировом масштабе по-прежнему прослеживается отчетливая закономерность: чем беднее семья, тем раньше дети вынуждены начинать трудиться (на этом, по сути, и заканчивается детство). В обеспеченных семьях оплачиваемый труд детей доброволен, носит "пробный" характер и осуществляется в основном во время школьных каникул. И даже если труд параллелен учебе, он еще не является основной деятельностью детей и рассматривается родителями и обществом скорее как сфера личностного развития, чем как источник значимого для семьи дохода.
- Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1995.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»
МОДУЛЬ I
1. Человек – единственное существо, способное:
1. передавать информацию о прошлых и будущих событиях
2. пользоваться орудиями труда
3. жить в сообществах
4. верны все ответы
2. Научный метод:
1. рационалистичен
2. состоит, главным образом, в проверке гипотез
3. субъективен
4. все ответы верны
3. Первая психологическая лаборатория была создана:
1. Вильгельмом Вундтом
2. в 1732 году
3. для изучения функций сознания
4. верны все ответы
4. Схема S-R делает упор на:
1. объективное описание поведения
2. бесполезность концепции сознания
3. соответствие между реакцией и данным стимулом
4. все ответы верны
5. Педагогический психолог:
1. может оказать психологическую поддержку учащемуся
2. проводит диагностические тесты и опросы
3. стремится вводить эффективные методы обучения
4. верны все ответы
6. Изучением связей между деятельностью нервной системы и поведением занимается, главным образом:
1. зоопсихология
2. парапсихология
3. психофармакология
4. психофизиология
7. Публикация сообщения о результатах эксперимента:
1. необходима только в случае получения убедительных результатов
2. не должна содержать описание используемого метода
3. не должна вызывать новых вопросов
4. все ответы неверны
8. Выбрать слова, которые обозначают психические явления:
Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег,
информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение,
сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие,
настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение,
чувствительность.
9. Разделите данный список на две группы понятий, характеризующие материальные и идеальные явления:
Забывание, возбуждение коры головного мозга, ощущение, гордость,
запоминание, мышление, счастье, горе, суждение, торможение нервного
импульса , инстинкт, оборонительный рефлекс, физиологические процессы
мозга, рецептор, старение организма, наследственность, гены ,
субъективное, большие полушария мозга, психический процесс, книга.
10. Из данных понятий построить ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему:
Психика, знание, отражение, сознание, психологическая наука, общая
психология.
11. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к
данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце:
а) Материя – … (природа, вещество, отражение, действие).
Образец : мозг – психика.
б) Нервный процесс – … (рефлекс, отражение, объективное,
материальное, психическое).
Образец : сознание – субъективное.
в) Сознание – … (физиологическое, реальное, идеальное, активное).
Образец: мозг – материальное.
г) Психическое – … (активное, производное, объективное).
Образец: физическое – первичное.
12. Из данных понятий построить несколько рядов так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему в конкретном ряду :
Сознание, отражение, психика, информация, мысль, раздражимость,
биологическое отражение, инстинкт, тропизмы, понятие.
13. Наше восприятие мира связано:
1. с культурой, к которой мы принадлежим
2. с практикой
3. с опытом
4. с нашими индивидуальными особенностями
5. Верны все ответы
14. Порог чувствительности:
1. представляет собой предел чувствительности рецептора
2. определен генетически
3. может меняться с возрастом
4. все ответы верны
15. Бинокулярное зрение:
1. единственное позволяет воспринимать глубину
2. неэффективно на расстоянии более 15 метров
3. может быть заменено монокулярными признаками
4. все ответы верны
16. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что:
1. чувства относятся к субъекту
2. ощущений больше
3. ощущения простые, а чувства сложные
Ответы к тестам
13 – 4, 14 – 4, 15 – 3, 16 – 1.
17. При решении проблемы этап подготовки:
1. это первый этап в процессе решения
2. может занимать несколько дней
3. позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме
4. все ответы верны
18. Когда мы находим решение наугад, то это:
1. результат случайного перебора
2. стратегия проб и ошибок
3. часто приводит к непредвиденным последствиям
4. все ответы верны
19. Согласно Ж.Пиаже, развитие мышления связано главным образом:
1. с развитием речи
2. с взаимодействием организма и окружающей среды
3. с угасанием процесса ассимиляции
4. все ответы неверны
20. Согласно взглядам бихевиористов:
1. мысль – это внутренний диалог
2. речь – это мысль, высказанная вслух
3. мысли всегда сопутствуют неявные движения
4. все ответы верны
МОДУЛЬ II
Продолжительность детства человека зависит от …
а) скорости его биологического созревания;
б) Социально-экономического статуса семьи ;
в) уровня полученного им образования;
г) уровня развития общества, в котором он живет .
2. Окончание детства в человеческом обществе определяется…
А) физиологическим созреванием организма;
Б) завершением человеком своего образования;
В) приобретением индивидом способности выполнять функции члена общества ;
Г) достижением зрелости «Я».
3. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…
А) новообразования, ведущий тип деятельности;
Б) новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;
В) динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития;
Г) новообразования, социальная ситуация развития .
4. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…
А) З. Фрейду;
Б) Ж. Пиаже ;
В) Э. Эриксону;
Г) Л.С. Выготскому.
5. Среди основных новообразований младенческого периода выделяются…
А) первая социальная улыбка;
Б) ползание;
В) акт хватания ;
Г) способность к научению.
6. В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем…
А) опережает развитие двигательной системы ;
Б) отстает от развития двигательной системы;
В) и развитие двигательной системы идут синхронно;
Г) отстает как от развития двигательной системы, так и от речевого развития младенца.
7. Наибольшим развивающим эффектом для ребенка раннего возраста обладают…
А) неоформленные предметы для игры, допускающие фантазирование;
Б) настоящие или уменьшенные взрослые предметы-орудия ;
Г) игрушки.
8. Период раннего детства – сензитивный период для…
А) усвоения моральных норм;
Б) развития творческого мышления;
В) развития произвольности;
Г) развития речи.
Одним из основных механизмов психического развития ребенка после трех лет ст
Б) наглядно-образное ;
В) абстрактно-логическое;
Г) словесно-понятийное.
13. Ведущей деятельностью подросткового возраста Д.Б. Эльконин считал…
А) учебную деятельность ;
Б) интимно-личностное общение со сверстниками;
В) учебно-профессиональную деятельность;
Г) общественно-полезную деятельность.
14. Одной из формирующихся особенностей мышления подростка является…
А) умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно ;
Б) усвоение принципа сохранения (объема, количества и т.д.);
В) умения решать задачи в наглядно-образном плане;
Г) способность координировать одновременно 2 точки зрения.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе.
Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определенный классовый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Французским демографом Филиппом Ариесом было собрано множество фактов о том, как в ходе истории в сознании художников писателей и ученых складывалось понятие детство. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу что до 12 века художники даже не пытались изображать детей, за исключением религиозных сюжетов.
Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением - "нежением" и "балованием" маленького ребенка. Ребенок для родителей - просто хорошенький, забавный малыш, с которым можно развлекаться, с удовольствием играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция детства. Стремление "наряжать" детей, "баловать" и "нежить" их могло появиться только в семье. Однако такой подход к детям как к "очаровательным игрушкам" не мог долго оставаться неизменным.
Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению.
Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVIII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа. Школа благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом "детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал "класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал поэтому определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства или отрочества.
Исследование Ф.Ариеса посвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознания детства как общественного феномена. Но анализируя концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Прежде всего, как говорил JI. С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". И далее детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлективным отражением.
Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждение Ф. Ариеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов, художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия детства, и не со всеми выводами автора можно согласиться.
Исследование Ф. Ариеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. К тому же работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества.
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.
Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. И если, согласно Д. Б. Эльконину, на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Усложнение ^^^^Ь
Рис. 2. Эволюция и продолжительность детства
менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохожде-нию, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения
речи. Произошедшие вслед за этим крупные изменения в репродуктивной системе женщины перекроили структуру половых отношений. Но не только это. Потребовалась мощная надстройка к ним в виде социальных отношений. Дело в том, что у более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся «хомо сапиенс», рождались самые беспомощные детеныши. Их выживание впрямую зависело от того, как сильно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту родительства формируется внутригрупповая социальная структура.
Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков - система обученных практических уме-
ний, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру - как совокупность социальных навыков и умений.
Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново - тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.
Но вновь природа оказалась небезучастной к людям. Этот недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой ступени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволюция закончилась, началась эволюция культурная.
Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент - мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати, как
и гортани птиц, состоит в том, что настроены они на довольно узкий диапазон возможностей. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т.п.
Итак, социализацией мы называем продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Под социальной ролью, как мы уже знаем, подразумевается такая модель поведения индивида, которая соответствует занимаемому им статусу (положению в обществе) и стремится воплотить на практике те права и обязанности, которые предписаны этому статусу.Понятие культурных норм несколько уже термина «социальная роль» и предполагает некоторую форму стилизованного воспитания (принятие правил этикетного поведения), зато для наших целей годится как ничто другое. С его помощью мы закрепляем связь, которая существует между двумя процессами - социализацией и воспитанием. Но и более широкое явление - социальная роль - нами не утрачено, поскольку оно органично включено в состав социальной роли. Ничего не терять, а лишь приобретать по мере познания нового и расширения жизненного опыта - это не только девиз социологического познания, но и сущность процесса социализации.
Усваивать что-либо можно только теоретически. Нормы усваиваются. Роли осваиваются на практике; освоение - совокупность практических действии. Роль - динамическая характеристика статуса, или модель поведения, когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения.
Научение культурным нормам можно назвать процессом социализации. Конечная цель социализации - достижение конформизма с ожиданиями окружающих людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. По большому счету нас воспитывает ближайшая социальная среда, а не далекие к нам социальные институты и абстрактные нравственные принципы. Воспитавшиеся в небольшом захолустном городке юноши и девушки усваивают провинциальные манеры поведения, свойственные замкнутой территориальной общности. Столкнувшись с нравами и нормами большого города, они испытывают неловкость и полностью дезориентируются.
Правда, социализация как продолжающийся всю жизнь процесс под-страивания под ожидания «значимых других» никогда не бывает завершенной: стопроцентного соответствия нормам и требованиям среды никто из нас не достигает. Всегда остается некий зазор - степень отклонения (культурная девиация), показывающая уровень независимости наших мнений, взглядов, мыслей и поведения от мыслей и взглядов «социальных близких», благодаря чему люди разнообразны и непредсказуемы в своих действиях. Надо отметить, что эта непредсказуемость распространяется скорее на конкретные, частные поступки и не распространяется на поведение в целом. Последнее по большому счету предсказуемо. Слегка отклоняющееся от среднего стандарта поведение называют разнообразным, сильно отклоняющееся - девиантным, или нонконформизмом, а просто неординарное поведение зовут экстравагантным.
Социализация - обоюдовыгодный процесс. Без него индивид не сможет жить в обществе, учиться, создавать семью, трудиться и даже любить. Но и обществу без него никак нельзя. И неизвестно, кому он нужнее. Ведь через социализацию общество передает человеку самое главное - свои ценности, нормы поведения, законы, традиции, язык. А как еще оно может пересадить коллективное на индивидуальную почву? Социализируя индивида, общество одновременно - в одном пакете с социализацией - навязывает ему свою волю, манипулирует его сознанием, контролирует его поведение. Одним словом, делает с ним все, что захочет, а человеку и деться некуда, ибо жить в обществе и быть свободным от общества, как говорил один классик, нельзя.
Социализация необходима человеку в силу следующих неустранимых причин:
Он лишен инстинктов, а потому должен усваивать все через обучение;
Имеет чрезвычайно длительный период детства, когда он зависим от взрослых и нуждается в их опеке;
Не может существовать ни на одной стадии своего жизненного цикла без общения и взаимодействия с другими людьми.
Вот и разберись после этого, сколько в каждом из нас от Nature (биологии), а сколько от Nurture (воспитания) 8 .
Дихотомия «Nature vs. Nurture», представляющая весьма удачную игру слов, - самый распростра-нныи мотив учебников по социологии, как американских, так и европейских, касающихся разделов «Личность» и «Социализация».
Единства мнений по поводу того, через какие стадии, этапы или фазы проходит процесс социализации, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор нет. Одни полагают, что личность проходит два этапа социализации (этнизации) - первичную (воспитание в семье) и вторичную (сознательное вхождение в общество). Или в другой формулировке: первичная социализация (первая половина жизни человека) и вторичная (вторая половина жизни). У Н.В. Андреенковой три фазы: 1) первичная социализация, или социализация ребенка; 2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная); 3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23- 35 лет. И другие авторы выделяют три этапа социализации, но в соответствии с жизненными циклами: детство, юность, зрелость. Каждому этапу соответствует определенный уровень усвоения социальных норм и ценностей. На первом этапе лидером социализации выступает семья, на втором - школа, на третьем - производство. Третья группа исследователей делит весь процесс социализации на три стадии: 1) допубертатная (до 12 лет); 2) подростковая (12 - 16-18 лет); 3) взрослая - после 18. Г.М. Андреева выделяет три основных этапа (стадии) социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудо-вая. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз. Основным институтом социализации на трудовой стадии она считает производственный коллектив. Что касается послетрудо-вой стадии, то вопрос, по мнению ученого, остается открытым.
Три фазы и три фактора социализации
Известный психиатр Харри Салливан 9 выделял шесть фаз в развитии человеческой личности:
младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;
детство с потребностью во взрослых товарищах по играм;
9 Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.
малолетний возраст с его потребностью в настоящих товарищах по играм, похожих на самого себя;
подростковый период с потребностью в близких отношениях с приятелем или закадычным другом того же пола;
юность с потребностью в близком партнере противоположного пола;
зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преобладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость, или взросление, встречается гораздо реже, чем нам кажется).
Одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить восемь стадий жизни человека от рождения до старости.
1. Базовое чувство доверия-недоверия. От рождения до 18 мес.
2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 мес.
3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.
4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11 лет.
5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет.
6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста.
7. Производительность - застой. Взрослость.
8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость.
Он обратил внимание на развитие человеческого «Я» в процессе социо-генеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее как позитивные, так и отрицательные моменты 10 . Американский психоаналитик создал теорию о возрастных фазах психосоциального развития, а проще говоря, о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возрастные кризисы и этапы проходит человек и чему он должен научиться на каждом этапе, чтобы стать полноценной самостоятельной личностью.
Согласно еще более ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии - стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Развивая эти идеи дальше, А.Н.Теслен-ко 11 полагает, что возрастная периодизация предполагает не просто формальное время жизни (life span), обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования в конкретном пространстве и времени безотносительно к его содержанию, а подчиненный известным закономерностям жизненный цикл. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими; начиная с последовательно сменяющихся фаз онтогенеза и заканчивая повторяющимся из поколе-
](Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
есленко А.Н. Циклические закономерности в процессе социализации и развития личности (http:// wwv.lpur.tsu.ru ).
ния в поколение определенным набором социальных ролей (трудовых, семейных и т.п.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, «впадают в детство» (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.п.).
По мнению самарского социолога проф. Е.Ф. Молевича 12 , необходимо выделять 3 стадии процесса интенсивной социализации: начальную (дошкольную), среднюю (школьную) и завершающую («послешкольную», связанную с получением специальности). Если начальная стадия социализации связана с социальным институтом семьи, а именно с приобретением навыков разговорной речи, прямохожде-ния, элементарных навыков счета, письма и т.д., то средняя стадия социализации во многом определяется школьной организацией и классным коллективом, как теми специальными структурами, которые созданы обществом для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятель ности. Именно в этот период происходит вхождение личности в социальный институт образования, который выполняет функции, отличные от института семьи. И от того, как пройдет процесс социализации индивида в школе, во многом зависит его представление о себе и его будущее социальное положение в обществе.
Э. Гидденс сокращает число фаз жизненного пути человека. Среди них он выделяет: детство, юность, молодые взрослые, зрелость и старость. Для каждой фазы человеческая культура вырабатывает свои модели, ниши поведения. Более того, для самой культуры того или иного общества характерно преобладание влияния роли ценностных установок какой-либо из генераций 13 .
В своей теории деятельностного опосредствования А.В. Петровский 14 выделил три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция. Успешное прохождение этих стадий именно в таком порядке обеспечивает человеку успех в обществе. На стадии адаптации человек усваивает те нормы, нравственные устои, ценности, которые преобладают в его трудовом коллективе. На стадии индивидуализации формируется потребность быть личностью. А на стадии интеграции, если две предыдущие пройдены со знаком «+», индивид и коллектив становятся единым целым.
12 Молевич Е.Ф. Общая социология. Курс лекций. Изд. 2-е. М., 2003.
13 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 3.
14 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Эксперты по консалтингу убеждены, что за этапом расстановки новых работников в организации следует этап адаптации новых сотрудников к условиям своей деятельности, а процесс адаптации представляет собой первую фазу социализации. Социальные психологи в самостоятельную фазу социализации включают интериоризацию. У политологов свой подход. Так, они говорят о фазах демократической социализации, стадиях политической социализации. Специалисты по социологии менеджмента вводят понятие организационной социализации, выделяя такие фазы социализации, как отбор, наем и расстановка, культурная адаптация (затуманивание), вознаграждение и продвижение, идентификация и лояльность.
Процесс социализации, его развитие во времени можно прослеживать на индивидуальном и групповом уровнях. Процесс индивидуальной социализации во времени ученые описывают при помощи двух понятий - жизненного цикла и жизненного пути.
Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособленные этапы жизни человека: детство, трудовая жизнь, семейная жизнь, пенсионная жизнь. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, особым набором институтов и агентов социализации.
Жизненный путь описывает непрерывную траекторию, линию жизни в пределах биографии. Он включает не циклы, а последовательность важных событий, задающих направление в жизни. Они могут проходить в виде качественных скачков или сдвигов в развитии, которые называют критическими (или кризисными) периодами. К важным событиям относятся окончание школы, поступление в вуз, женитьба, служба в армии, рождение детей, выбор профессии, выход на пенсию, смерть супруга и др. К кризисным периодам можно отнести так называемый «кризис середины жизни», когда 40- 50-летний человек задумывается над смыслом жизни, оценивает пройденный путь и взвешивает оставшиеся возможности изменить свою жизнь.
Мы придерживаемся той точки зрения, что процесс социализации проходит фазы, которые совпадают со стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14- 15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.
От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте), наконец, образование - институциональную форму обучения, воспитания и социализации.
Итак, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла (рис. 3):
Детство и юность (от 1 года до 18 лет) - подготовка к активному трудовому периоду.
Зрелость (18-60 лет) - активный трудовой период.
Старость (60 лет и старше) - выход из активного трудового периода.
Рис. 3. Процесс социализации, критические точки и стадии жизненного цикла
На рис. 3 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А - окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В - кризис середины жизни; С - выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.
Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, представляет собой время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности - 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается и позже - до момента окончания вуза, т.е. 22-23 лет.
В т. А человек может, но не умеет работать, а в т. С человек физически уже не может, но умеет работать. И только в т. В человек может, умеет и хочет работать, т.е. совпадают все три параметра.
Отрезок жизни ABC существует для накопления денег, жизненного опыта, чтобы после т. Свести активный досуг. Общество, которое не может обеспечить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии - начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.
Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - начинающейся (ранней) и завершающейся (позд-
ней). В традиционном обществе не существовало самостоятельных, качественно различных, стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество - только в XX в. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.
Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но формирование личности.
Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внутренние правила поведения.
На наш взгляд, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. О необходимости представлять социатизацию в виде непрерывного процесса, продолжающегося всю жизнь, прекрасно выразился З.Бауман: «...Приведенные примеры помогают нам в наиболее острой и резкой форме представить проблемы, обусловленные вторичной социализацией. С менее очевидными проблемами каждый из нас сталкивается практически ежедневно; вероятнее всего, мы испытаем нечто подобное, когда нам придется срочно поменять школу; если мы, поступив в университет, вынуждены будем оставить его; если перейдем на новую работу, вступим в брак, приобретем собственный дом, переедем на новое место жительства, станем родителями, превратимся в пенсионеров и т.д. Вероятно, точнее представлять социализацию как непрерывный процесс, а не делить ее на две отдельные стадии» 15 . Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 41.
Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье).
Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения - школы, лицеи, гимназии, университеты.
Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации?
Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение - всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого
рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 мес. Однако обучение предмету и обучение жизни-вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не научат человека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.