395 1 о банках и банковской. Закон о банковской деятельности в рф

Банковская деятельность на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и большим количеством правовых актов, которые направлены на отдельные узкие банковские специальности и специфические операции. Основным законом в банковской сфере является ФЗ-395-1.

Общие положения 395-1 ФЗ

Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:

  • ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
  • — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
  • — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
  • И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
  • И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.

Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения.

Кроме вышеперечисленных законодательных актов, являющихся краеугольным камнем в банковской системе Российской Федерации, существует большое количество узконаправленных документов, которые регулируют отдельные виды деятельности банковских и кредитных учреждений. Все нормативные акты постоянно редактируются и совершенствуются с целью улучшения работы финансовой сферы государства.

ФЗ о судебной системе с актуальными изменениями на 2018 год. Ссылка

О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте

Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
  • Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
  • Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
  • Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
  • Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
  • Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
  • Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.

Какие были внесены изменения?

В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:

  • В статью 8 , предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
  • Статья 30 , определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.

Статья 20 , предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:

  • Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
    • информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
    • банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
    • существенная недостоверность отчётных данных;
    • ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
    • осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
    • несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
    • многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
    • неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
    • ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве );
    • многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
    • не устранены нарушения в установленный срок;
    • нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
  • Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях :
    • если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
    • если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
    • если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
    • если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
    • если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
    • если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
  • Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.

После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.

Статья 27 , предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:

  • Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
  • Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
  • Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
  • Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;

Денежные средства или ценности конфискуются только при вступлении в силу соответствующего решения суда.

Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков

С целью урегулирования финансового рынка в течение последних 10 лет сократилось количество коммерческих банков. Преимущества уменьшения числа банковских организаций заключаются в следующем:

  • в качественном улучшении предоставляемых услуг;
  • в повышении надёжности вкладов и активов;
  • в повышении конкуренции.

Однако не обходится и без отрицательных последствий , среди которых:

  • затраты на компенсацию убытков юридических лиц;
  • потери юридических лиц, которые вкладывают в развитие коммерческих организаций;
  • нестабильность в банковской сфере из-за частых поправок законодательства.

Закон о банковской деятельности регулярно редактируется в целях улучшения услуг и создания здоровой финансовой среды. Поэтому в текущем году ожидается новая волна сокращения коммерческих банков. Эксперты прогнозируют уменьшения количества банков до 500 единиц.

Скачать текст действующей редакции закона

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно скачать Текст предоставлен в действующей редакции с последними изменениями от 31.12.2017.

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ - Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках. Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1. В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Федеральные законы о банках

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании , закон о кредитной истории и валютном регулировании. Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Закон о банках и банковской деятельности

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральные законы центрального банка

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны - работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности - это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие "банку", "банковской группе", "кредитной организации", "банковским операциям", "вкладам и вкладчикам" и другой финансовой терминологии и образованиям.

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Нормативно-правовые акты

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере - это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций - один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

Банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральном банком РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего Закона - Банк России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

Отдельные банковские операции могут выполнять учреждения, не являющиеся банками (в дальнейшем по тексту настоящего Закона - другие кредитные учреждения).

Положения настоящего Закона распространяются на другие кредитные учреждения, если иное не указано в тексте настоящего Закона. Положения данного Закона применяются к Банку России лишь в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

Банки образуются на основе любой формы собственности (в том числе с привлечением иностранного капитала), предусмотренной законодательством РСФСР, и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Банк России, Банк внешней торговли РСФСР, Сберегательный банк РСФСР, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций, образуют банковскую систему РСФСР.

Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития) в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами РСФСР.

Банки могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства РСФСР и другим законодательным актам РСФСР.

Деятельность банков, уставный капитал которых формируется за счет средств советских и иностранных юридических и физических лиц, иностранных банков, а также филиалов банков - нерезидентов, регулируется настоящим Законом и иными законодательными актами РСФСР по вопросам деятельности указанных банков.

Банки могут производить следующие банковские операции и сделки:

а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;

б) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание;

в) открывать и вести счета клиентов и банков - корреспондентов, в том числе иностранных;

г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;

е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

з) покупать у советских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

и) покупать и продавать в РСФСР и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;

к) привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);

м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

Все операции, предусмотренные настоящей статьей, могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.

Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.

Термин "банк" или иные словосочетания с использованием этого термина могут быть использованы в фирменном наименовании или рекламных целях лишь юридическими лицами, имеющими лицензию на совершение банковских операций в соответствии с настоящим Законом.

Банки в РСФСР не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законами РСФСР.

Банки в РСФСР независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций.

Запрещается работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков.

Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством РСФСР.

Устав банка должен содержать:

наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес);

перечень банковских операций, осуществляемых банком;

размер уставного капитала, резервного, страхового и иных фондов, образуемых банком;

указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;

данные об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Уставы банков подготавливаются в соответствии с рекомендациями Банка России и могут включать иные, не противоречащие актам законодательства РСФСР положения, связанные с особенностями деятельности банков.

Банки обязаны уведомлять Банк России о всех изменениях, вносимых в Устав.

Уставный капитал банка складывается из средств юридических и физических лиц, который служит обеспечением обязательств банка.

Уставный капитал формируется из средств не менее трех участников банка.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала банка средства Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, средства политических организаций, а также средства специализированных общественных фондов (в том числе благотворительных).

Глава II ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ БАНКОВ

Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Для получения лицензии учредители банков представляют в Банк России следующие документы:

а) ходатайство о выдаче лицензии;

б) учредительные документы (учредительный договор, Устав банка, протокол о принятии Устава и назначении руководящих органов банка);

в) экономическое обоснование;

г) данные о руководителях банка (председателя (директора), главного бухгалтера и их заместителей).

При изменении в персональном составе руководства банка в Банк России представляются документы, подтверждающие профессиональные качества вновь назначенных должностных лиц.

Для получения лицензии на совершение банковских операций совместным банком с участием советского и иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка - нерезидента к документам, указанным в статье 12 настоящего Закона, дополнительно представляются следующие легализованные в установленном порядке документы:

а) иностранными юридическими лицами:

решение соответствующего органа иностранного учредителя (участника) о его участии в создании банка на территории РСФСР или об открытии филиала;

устав или иной документ, подтверждающий статус юридического лица, и его опубликованные балансы за три предыдущих года;

письменное согласие контрольного органа страны местопребывания иностранного учредителя (участника) на его участие в создании банка на территории РСФСР или об открытии филиала;

б) иностранными гражданами:

подтверждение первоклассного (согласно международной практике) иностранного банка о платежеспособности этого лица;

Для обеспечения равных конкурентных условий всех банков Банк России может предъявлять дополнительные требования к учредителям совместных банков с участием советского и иностранного капитала и банков - нерезидентов относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала.

Банк России регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую Книгу регистраций) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензии.

Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков лицензия возвращается в Банк России, а запись в реестре аннулируется.

Реестр банков, изменения и дополнения к нему публикуются Банком России в открытой печати.

Банк России рассматривает ходатайства банков о выдаче им лицензии на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого настоящим Законом документов.

Банк России может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава банка по любому из следующих оснований:

несоответствие учредительного договора и устава действующему в РСФСР законодательству;

неудовлетворительное финансовое положение учредителей (по заключению аудиторской организации), угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка.

Банк России может отозвать выданную банку лицензию в случаях:

а) обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;

б) предоставления банком недостоверных данных в отчетности, предусмотренной статьей 31

в) задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты выдачи ему лицензии;

г) осуществления банком операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

д) обнаружения других нарушений, предусмотренных статьей 33 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"

е) выявления нарушений банком требований антимонопольного законодательства РСФСР;

ж) признания банка неплатежеспособным (банкротом);

з) отказа от выполнения предписаний Государственной налоговой службы РСФСР об уплате в бесспорном порядке причитающихся бюджетной системе налогов и других платежей - по представлению начальника или заместителей начальника Государственной налоговой службы РСФСР;

и) неоднократного неисполнения приказов арбитражных судов.

Отзыву лицензии должны предшествовать предупредительные меры, направленные на устранение указанных в настоящей статье Закона нарушений. Отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка.

Решения Банка России по вопросам о выдаче и отзыва лицензии, регистрации уставов банков, а также другие решения, связанные с выполнением Банком России надзорных функций, могут быть обжалованы банком в Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Ущерб, причиненный банкам, возмещается в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.

Банки, зарегистрированные Банком России, имеют право открывать на территории РСФСР и за ее пределами филиалы и представительства на основании законодательства, действующего на соответствующей территории.

Банк прекращается в соответствии с законодательством РСФСР.

Глава III ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКА. ЗАЩИТА ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ЕГО КРЕДИТОРОВ И ВКЛАДЧИКОВ

Все банки на территории РСФСР должны держать обязательные резервы в Банке России.

Банк России в соответствии со статьями и Закона РСФСР "О Центральном банке (Банке России)" устанавливает норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в Банке России.

Банки обязаны иметь свой страховой и резервный фонды, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России и уставами банков.

Банки обязаны соблюдать следующие установленные Банком России экономические нормативы:

минимальный размер уставного капитала банка;

предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса;

минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России;

максимальный размер риска на одного заемщика;

ограничения размеров валютного и курсового рисков;

ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Банки, включая Банк России, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций могут выдаваться самим организациям, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, арбитражным судам, аудиторским организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения.

Справки по счетам и вкладам граждан выдаются, кроме самих клиентов и их представителей, судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а также иностранным консульским учреждениям.

На денежные средства и другие ценности юридических лиц, находящиеся в банках, арест может быть наложен не иначе как по решениям судов, постановлениям следственных органов или арбитражных судов, а взыскание может быть обращено лишь по исполнительным листам, выданным судами, по приказам органов арбитража и другим исполнительным документам, а в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, по требованию финансовых органов и других организаций.

На денежные средства и другие ценности иностранных и международных организаций, находящиеся в банках, может быть наложен арест или обращено взыскание только на основании решения судов или арбитражных судов в порядке, установленном действующим законодательством.

На денежные средства и другие ценности граждан, находящиеся в банках, арест может быть наложен только на основании:

решений судов и постановлений следственных органов по находящимся в их производстве уголовным делам, а также в предусмотренных законом случаях рассмотрения дел о конфискации имущества;

решений судов (постановлений народных судей), в производстве которых находятся гражданские дела, вытекающие из уголовных дел, дела о взыскании алиментов (при отсутствии заработка или иного имущества, на которое можно обратить взыскание) либо о разделе вклада, являющегося совместным имуществом супругов.

Взыскание на денежные средства и другие ценности граждан может быть обращено на основании приговора или решения суда, которым удовлетворен гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, решения суда или постановления народного судьи о взыскании алиментов (при отсутствии заработка или иного имущества, на которое можно обратить взыскание) либо решения суда о разделе вклада, являющегося совместным имуществом супругов.

Конфискация денежных средств и других ценностей граждан может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора или вынесенного в соответствии с Законом постановления о конфискации имущества.

Глава IV ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БАНКАМИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ БАНКАМИ КЛИЕНТУРЫ

Банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов и совершать другие взаимные операции, предусмотренные их уставами.

При недостатке средств для осуществления кредитования клиентуры и выполнения принятых на себя обязательств банки могут обращаться за получением кредитов в Банк России на условиях, определяемых Банком России.

Процентные ставки и величина комиссионного вознаграждения по операциям банков устанавливаются банками самостоятельно, с учетом положений, предусмотренных в статье 15 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и в пределах требований денежно - кредитной политики Банка России.

Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Банки осуществляют расчеты в формах, установленных Банком России, а также в формах, принятых в международной банковской практике.

Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на

Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.

Глава 1 закона посвящена общим положениям банковской деятельности, описана ее структура. Определен круг операций, которыми могут заниматься исключительно кредитные организации. Дано определение союзов, ассоциаций, групп и холдингов, создаваемых банками. Заложены основы взаимоотношений банков и государства. Кроме того, в разделе прописаны базовые понятия, необходимые для создания банка: , минимальный , органы управления.

Глава 2 регламентирует регистрацию кредитных организаций и лицензирование банковских операций, процедуру создания филиалов и представительств. В ней приведен список необходимых документов, описаны основания для отказа. Здесь же указаны особенности создания на территории России кредитной организации с иностранным участием, а также рассмотрены вопросы, в какой ситуации лицензия может быть отозвана, и порядок ликвидации банка.

Глава 3 – о банковской стабильности и надежности, а также о защите прав вкладчиков и кредиторов. Здесь же возлагается на Центральный банк установление нормативов, которыми должны руководствоваться банки. Вводится понятие банковских резервов, дается определение банковской тайны, а также описаны процедура наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.

В главе 4 говорится о банковской практике: установление межбанковских отношений, процентные ставки, комиссионное вознаграждение банков. В последней редакции закона в отдельной главе вводится такое понятие, как бюро кредитных историй. Рассмотрены вопросы обеспечения возвратности кредитов, банкротства клиентов. Есть раздел, посвященный антимонопольным правилам.

Глава 5 - о создании банком представительств и дочерних организаций за рубежом.

Глава 6 полностью посвящена сберегательному делу - вкладам физических лиц, системе обязательного и добровольного страхования.

В последней главе 7 речь идет о бухгалтерском учете в кредитных организациях, а также о надзоре за деятельностью банков, об обязательной отчетности и аудиторских проверках. Кроме того, описаны особенности бухгалтерского учета в банковских группах и холдингах.


Смотреть что такое "Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»" в других словарях:

    Квота участия иностранного капитала в банковской системе - Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как… … Официальная терминология

    - (Deposit Insurance Agency) Агентство по страхованию вкладов это государственная корпорация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, которая осуществляет… … Энциклопедия инвестора

    Банковское право - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Судимость - Судимость правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления и к которому было применено наказание и иные меры уголовно правового характера. Судимость входит в содержание уголовной ответственности и… … Википедия

    Агентство по страхованию вкладов - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Коммерческий банк - Коммерческий банк негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке… … Википедия

    - (НКО) – та, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Определение НКО дает федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395 1 «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для НКО… … Банковская энциклопедия

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции,… … Бухгалтерская энциклопедия

    Банковская группа - Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые… … Официальная терминология

    Банковская система - (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… … Энциклопедия инвестора