Философское содержание сказочной повести маленький принц. Философская сказка А

Недаром говорят, что всё гениальное просто. Эта фраза хорошо характеризует произведение Антуана де Сент Экзюпери, известное каждому с детства. Вряд ли найдется сегодня человек, который и не слышал ничего о «Маленьком принце». Этот простой, внешне незамысловатый текст, давным давно растасканный на цитаты, прочно вошел в массовую культуру общества. Почему? Вероятнее всего из-за своей простоты и доступности каждому. Но при всей простоте и вполне заслуженной популярности, язык не поворачивается назвать эту книгу «попсой» из-за того вульгарного и похабного значения, в котором сегодня принято употреблять это слово. За каждой фразой «Маленького принца», за констатацией простых истин, кроется невероятная философская глубина. Те, кто хорошо знаком с творчеством Экзюпери не будут спорить с тем, что этот французский летчик был глубоким философом, мудрецом и борцом за высшие ценности. Это он демонстрирует в «Цитадели» и в других своих произведениях. Однако большинству Экзюпери известен как автор «Маленького принца», и совершенно точно именно в этой сказке-притче квинтэссенция всего его творчества.

«Все взрослые когда-то были детьми»

В этой фразе автора выражается целая философия, пронизывающая произведение. Тема противопоставления «Взрослости» и «Детскости» одна из основных тем . И речь здесь, конечно же, идет не о биологическом возрасте. За этим противопоставлением скрывается сразу несколько антитез с глубоким философским содержанием, «Формальность» и «Творчество», «Замкнутость» и «Открытость», «Насущное» и «Вечное». Маленький принц — образ вечного ребенка, который живет в каждом человеке и который всё менее и менее проявляет себя, когда мы взрослеем, не в биологическом, а скорее в нравственном плане. «Взрослого» не интересуют вечные вопросы, его волнует сколько денег он заработал, сколько звезд на небе, и ему нужно справиться со злосчастной гайкой, чтобы починить самолет, ведь иначе, когда кончится вода, гибель неминуема. Но тут появляется маленький принц, который смотрит на всё с детской непосредственностью и ему совершенно непонятна важность гайки, для него важно другое. И стоит только задуматься об этом, как происходят чудеса. «Наверное я старею», - думает рассказчик, пытающийся починить самолет. Взрослые очень любят цифры — цифры это конкретное, поверхностное, символичное, не позволяющее проникнуть внутрь, «взрослые» живут этим вопросом «сколько» и совсем не задумываются о вопросе «Зачем». «Зачем нужна власть, если нет подданных», «Зачем нужно пить?», «Зачем нужно рисовать карты или ». Из всех «взрослых» вопросом зачем задается лишь фонарщик, понравившийся маленькому принцу больше других, и тот понимает, что включать и выключать фонарь нужно только потому, что так повелось. В детстве мы постигаем вечные ценности - любовь, дружба, ответственность. Для взрослых это уже просто слова, концепты, в них нет того глубокого смысла, который вкладывает ребенок.

Исторический контекст

Читая сказку «Маленький принц» мало кто может подумать, что написана она в 1943 году, в самый разгар катастрофы — мировой войны. На родине писателя, как он сам скажет в посвящении «холодно и голодно». Недаром книгу он посвящает своему другу, когда тот был ребенком, посылая ему в далекую военную Францию частичку детского тепла и непосредственности, ведь он так нуждается в утешении. Своей простой доброй сказкой автор как будто хочет показать, до чего довела взрослость, недопонимание, формализм и невнимание к самому дорогому, к тому что есть внутри нас. Люди убивают друг друга.

Важно, что сам писатель в тот момент, когда он создает это произведение, живет в Америке. Экзюпери не любил США и много раз честно в этом признавался. И не любил он эту страну как раз за её ненормальную гипертрофированную «взрослость», выражаясь философским языком Экзюпери. Америка — страна бизнеса, денег, страна цифр и карт, того, что так не понятно маленькому принцу, всё это наносное, ненастоящее. Уже тогда, в 40-е в Америке чувствовался этот дух «деловитости» в плохом смысле этого слова, ведь недаром ещё до этого английский классик Диккенс сказал, что миссия Америки — опошлить вселенную. Вероятно во «взрослости» Экзюпери очень много «американскости».

«Он раздавал только разумные приказы» Планета короля — один из самых интересных моментов книги. Здесь, в образе короля, наиболее ярко показана двойственность всех обитателей планет — взрослых персонажей, в которых есть что-то для того, чтобы вернуть в себе эту детскость, чтобы снова научиться чувствовать и понимать непреходящие ценности. Только почему-то они этого не замечают. С одной стороны король из книги Экзюпери — философствующий правитель, каких на самом деле не хватало истории, он не противоречит ходу событий, а лишь старается узаконить его. Ведь зачем повелевать то, что всё равно не будет исполнено? В среде литературоведов, рассуждающих о книге Экзюпери, встречалось даже сравнение короля с Кутузовым, который своей мудростью и осторожностью выиграл войну, наблюдая за ходом событий и умело их используя. Но у короля есть и другая сторона — власть ради самой власти. Король властолюбец и ему всё равно, есть ли у него подданные, для него самое главное лишь то, что он может править, а кем и зачем править — вот это не важно. А ведь это бич многих правителей. В соотношении двух сторон — с одной стороны власть ради себя самого, а не ради того кем ты правишь, а с другой стороны осознание необходимости этой власти и заботы о своих подданных. В этой теме, которую условно можно назвать «философией власти» Экзюпери снова проявляется исторический контекст, чувствуется боль тоталитарных режимов. Ведь что такое тоталитарный режим — это власть ради власти, это система в которой люди винтики, и в которой правителей мало волнует, способны ли эти люди выполнить его чаяния, подданные — это ресурс, а не инструмент, и уж тем более речи быть не может о «приказе полезном для подданного» (а король из сказки назначает маленького принца послом, понимая что ему важно продолжать путешествие). Тема авторитарных режимов тоже не могла не волновать Экзюпери, в 1936 году , в тот год, когда там началась гражданская война, приведшая к власти Франко, строки своей великой сказки он писал в годы мировой войны, развязанной немецким нацистским режимом.

Во фразе короля «Если я прикажу своему подданному полететь ласточкой, а он этого не сделает, кто будет в этом виноват?» целая глубокая политическая философия. И примечательно в этой теме то, что показывая двойственность феномена власти в образе короля и заставляя читателя задуматься о её сути, целесообразности и предназначении.

Экзистенциализм наоборот

В сказке очень много экзистенциальных моментов, вся сказка это философия бытия, она , о вечных ценностях, о том, зачем человек существует на этой земле. Ведь маленький принц не случайно появляется именно тогда, когда «взрослость» начинает побеждать над детскостью. В отличие от своих земляков, Ж. П. Сартра и А. Камю, не признававших ни дружбы, ни любви, и думавших о бесцельности существования, Экзюпери наоборот пытается возродить эти ценности, пытается вернуть культ искренности, дружбы и любви, показав что именно в них скрыт подлинный смысл существования. Это своеобразный экзистенциализм наоборот, это философия дающая утешение в том самом мире, в котором уже не во что верить, это история возвращающая утерянный смысл жизни.

Евангелие от Экзюпери

Если произведение «Сто лет одиночества» называют библией от Гарсия Маркеса, то «Маленький принц» это точно Евангелие от Экзюпери, в сказке можно заметить немало христианских мотивов, в появлении маленького принца и его разговоре с летчиком явно просматривается тема спасения души. Маленький принц — предстает как мессия, как спаситель, пришедший на землю, чтобы вернуть ей утраченное, чтобы дать утешение и если это будет возможно - вернуть веру. Маленький принц погибает в конце книги — он погибает человеческой «взрослой» смертью от укуса змеи. Но умер ли маленький принц? Скорее всего он просто вернулся в свой мир, на свою планету, где он будет ухаживать за розой и любоваться закатом солнца. Рассказчик верит в то, что маленький принц не умер, он просто улетел, но он обязательно вернется, обязательно должно быть второе пришествие. И быть может, он действительно возвращается, возвращается в каждом из нас. Хотя, с того момента как Экзюпери писал эту сказку и после того как он остался в небе, однажды не вернувшись из полета, мир стал ещё более жестоким, «взрослость» всё больше берет в нас верх, а наносные ценности представляют большую важность, замещая в наших сердцах что-то вечное, мы уже не способны любить просто так.

Любить просто так

В завершение своего размышления о книге Экзюпери хочется вспомнить ещё пару цитат, ставших простыми истинами для каждого с детства. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - слово приручить, у Экзюпери вовсе не имеет научного значения «одомашнить» или «присвоить», приручить — значит понять, познать, проникнуться, сделать частью себя. Это как раз о любви просто так, о дружбе ради самой дружбы, о духовной близости, которой так не хватает. О том же самом говорит и фраза: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - она звучит из уст Лиса, персонажа, который символизирует дружбу, настоящую и искреннюю, дружбу просто так. Экзюпери призывает нас жить сердцем, научиться чувствовать и впустить в себя этого маленького принца, это прекрасное настоящее, которое точно есть в душе каждого, его нужно просто увидеть, но не глазами, а сердцем.

Конечно же в этой короткой статье я затронул далеко не все, а лишь некоторые, наиболее важные для меня, моменты в философии А. Экзюпери. Напоследок сделаю ещё одно замечание. Всё, что было написано выше — это лишь моё понимание книги Экзюпери. Возможно, вы, прочитав, увидите в ней что-то другое. И это самое прекрасное, что есть в литературе, я считаю что формула «Этим автор хотел сказать то-то...» - самая главная ошибка литературоведения. Важно не то, что хотел сказать автор, а то, . И прекрасно, если каждый откроет в книге свои собственные смыслы, а не станет пересказывать хрестоматию, ведь самого главного глазами не увидишь. Я думаю, Экзюпери понравилось бы такое понимание литературы, ведь маленький принц живет в каждом из нас и он для каждого свой.

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братства. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.

На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. «Хорошо видит только сердце. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным »

Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство («Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, вдали от суеты, всецело поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и отшельники спізнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».

Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» (А. Панфилов)! Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ».

Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) – он не возвратился на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутоны и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные

Маленький принц – главный персонаж сказки – показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза

Обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое – свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза – единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души всегда выдают свой последний лебедино-чистий, прощальный вопль…». Эта сказка – своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И сказка ли вообще это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще – то, где и когда ты проявил трусливость и непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я стану лучше, более благородным и великодушным!»

Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Именно в пустыне, вдалеке от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня – это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко…».

Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Надо искать сердцем».

Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко – так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет – «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма – принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Для реализации идей притчи используется весьма своеобразная композиция. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.

Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. Тогда уже, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными – обновленными и умудренными.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

«…Когда мне было 6 лет. я обнаружил в свое время удивительную картинку…» или: «…Вот уже 6 лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул» Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера – переход от образа к обобщению, от притчи к морали – характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

Образная система произведения

Сказка «Маленький принц» – галерея образов, возникающих в мозгу зрелого человека, размышляющего о прожитой жизни. Она начинается с возвращения в мир детства.

Противоречия, борьба человека и окружающего его общества решены здесь иными средствами, чем в предыдущих произведениях. Отсюда ощущение чего-то нового, необычного для творчества писателя, хотя, строго говоря, почти все основные образы «Маленького принца» содержатся уже в третьей главе «Южного почтового», там, где говорится о детстве Берни.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как можно только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы.

Маленький принц – человечек, который был с очень маленькой планеты. Некоторые исследователи сравнивают Маленького принца с Задигом, героем философской сказки великого французского писателя Вольтера, который отправился на поиски счастья. Однако, говорят они, Сент-Экзюпери интересуют не секреты различных философских систем, а типы людей, воплощающих различные пороки.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Однако трудно все же отказаться от мысли, что маленький принц-это сам Сент-Экс, Хотел или не хотел того автор, но лучше всего он как бы воплотил и охарактеризовал самого себя.

Образ пустыни развивается во всех книгах писателя. Самого Экзюпери неудержимо влечет пустыня – «я люблю пустыню». В пустыне летчик встречает Маленького принца. Пустыня казалась писателю особым миром, подобным небу. В пустыню он отправляется, как летчик в свой полет. Там нет «счетоводов и лавочников», там не действуют законы, регулирующие их существование. Человек в пустыне абсолютно свободен, он предоставлен самому себе, погружен в себя. В пустыне господствуют «силовые линии», вынуждающие человека, как и в полете, жить на пределе своих возможностей. Пустыня, как и небо, – полигон человеческого духа.

В пустыне человек познает цену жизни. Пустыня напоминает о «простых» истинах, об истине воды как источника жизни – напоминает о том, что человечество живет у колодцев. В пустыне познается человеческое братство, цена человека, давшего испить воды умирающему от жажды.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Маленький принц спросил у летчика: «…Знаешь, отчего хороша пустыня?» И сам же дал ответ: «Где-то в ней скрываются родники…» Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Прообраз Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло – импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – говорил Маленький принц земным розам. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»

Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

Рассказывая историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.

Кстати, в оригинале автор всегда пишет «la fleur» – Цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила Цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно роза). А вот, допустим, в украинском варианте ничего заменять бы не пришлось – «ля флёр» без труда стала бы «Квіткой».

«Маленький принц» как философская сказка

Сказка создается в самое тяжелое для Сент-Экзюпери время, в Нью-Йорке, где оказывается автор в вынужденной эмиграции и откуда рвется на фронт. Но сведения до него доходят неутешительные: немцы полностью оккупировали территорию Франции. Обо всем этом Сент-Экзюпери говорит в открытом «Письме к заложнику», адресованном оставшемуся в Европе литератору Леону Верту. Перед угрозой фашистской чумы Сент-Экзюпери призывает к единению, ибо «Франция - превыше всего». Послание было сразу напечатано в Канаде и США, читалось по свободному радио. И вслед за ним следует публикация «Маленького принца» («Le Petit prince», 1943). Историческая рама у них общая - вторая мировая война, необходимость активной защиты высших ценностей. Сказка имеет общий с посланием адресат - она также посвящена Леону Верту, который живет во Франции и «очень нуждается в утешении». Лишь постскриптум - «когда он был маленьким» - обращает сказку в иное время - пору детства. Можно было бы определить эти годы, но такое высчитывание бесполезно, потому что детство у Сент-Экзюпери не хронологическое, а психологическое понятие, огромный край, откуда приходит каждый. «Откуда я родом? - задает себе вопрос и сам же на него отвечает,- Я родом из моего детства, словно из какой-то страны...» И сказано это в самой суровой книге Сент- Экзюпери, в «Военном летчике», осененном предчувствием собственной гибели. В «Маленьком принце» уже строй сказки напоминает о детстве. Фантастичен ее сюжет - встреча потерпевшего аварию в Сахаре летчика с пришельцем иных миров - забавным крошечным человечком. Как и положено в сказке. Маленький принц свободно передвигается в пространстве, посещая одну планету за другой. Люди, животные и растения имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым в его первозданной, присущей детскому взгляду простоте, что не исключает возможности таинственных превращений. Простое и сложное в нем сближены, возможность чуда кроется в обыденных вещах. Сказочный принц просит летчика нарисовать барашка совсем так, как это делают обычные дети. В полученном рисунке малыш видит то, что взрослым не разглядеть. Противопоставление детей и взрослых проходит через всю сказку. И вопреки привычному - это дети учат взрослых зоркости, доброте и верности, дети обладают высшей мудростью. Такой взгляд отчасти напоминает нам о традициях просветителей XVIII века - Вольтера и Руссо. Но у «Маленького принца» Экзюпери иной исторический контекст, он рожден в XX веке, в годы войны, когда фашизм из угрозы превратился в реальность, когда защита моральных ценностей приобрела политический характер, не теряя философского смысла.

«Маленький принц» - философская сказка. Ее главная проблема - поиск смысла жизни, как и в «Планете людей», связывается с вопросом о том, что такое смерть. И в самый центр повествования выдвинута проблема любви. В своеобразии их решения и сила, и величие Сент-Экзюпери, и дыхание времени Сопротивления. Чтобы убедить читателя в возможности найти подлинный смысл жизни, Сент-Экзюпери демонстрирует смыслы ложные. Вереница людских страстей-пороков (и загубленных жизней) предстает в эпизодах посещения принцем разных астероидов. Подружиться Маленький принц мог бы лишь с фонарщиком. Хотя фонарщик тоже единственный обитатель своей планеты, он не так нелеп, как король или пьяница. Он верен данному однажды слову - гасить по утрам и ‘зажигать фонарь вечером. Он занят делом и думает не только о себе. Именно это и сближает его с Маленьким принцем, постоянно возвращающимся мыслями к оставленной на своей планете Розе.

Роза - образ женщины. Вы встречались с ним в средневековой литературе, в знаменитом «Романе о Розе». Он проходит через всю европейскую лирику. Биографы отыскали ему параллель и биографии писателя, в его жене Консуэлло, отделенной от Сент-Экзюпери войной, оставшейся как бы в другом мире. Образ розы в сказке лишен конкретно-бытовых черт. О ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна, как и положено Розе. Маленькому принцу трудно с ней ужиться, ибо Роза изводит его капризами и обидами. Позже принц признается летчику, что сожалеет о своем уходе, о том, что он сердился на Розу, а не глядел на нее и не дышал ее ароматом, что он был слишком молод и не умел любить.

Слово «любовь» - многозначно. Нет двух людей, которые понимали бы под ним совершенно одно и то же. К тому же каждый иск вкладывает в понятие любви свой смысл. У Сент-Экзюпери любовь - понятие ключевое. В сказку, заказанную издателем как рождественская история для детей, он вкладывает мысли, которые обдумывал всю жизнь. От первых опытов 20-х годов до незавершенной «Цитадели» проводится мысль о любви - шнетственности, бережности за дорогое существо. В сказке «Маленький принц» это и аллегория тревоги; покинутую Розу может съесть барашек, и сложное понятие - apprivoiser - приручать кого-либо. История с цветком проясняется через другую историю - Лиса. Маленький принц встречает его неприрученным. Лис знает только кур, на которых он охотится, и людей С ружьями, которые охотятся на него, материальные блага и страх. Это, скучная жизнь, потому что все куры одинаковы и охотники тоже одинаковы. Но для прирученного (apprivoise) жизнь озаряется новым светом, он начинает видеть и слышать то, что прежде не замечал - шаги любимого, пшеничное поле, напоминающее золото волос, время, наполненное ожиданием встречи. Создать узы непросто. На пути Маленького принца однажды встречается целый сад роз, и принц чувствует себя обманутым и обедневшим: он верил, что его Роза единственная во вселенной, а в одном только саду пять тысяч таких же, как его красавица. Но секрет в том , что Роза принца все - таки неповторима : «Le Petit prince s’en fut revoir les roses:-Vous n’etes pas du tout semblables a ma rose, vous n’etes rien encore, leur dit-il. Personne ne vous a apprivoisees et vous n’avez apprivoise personne. Vous etes comme etait mon renard. Ce n’etait qu’un renard semblable a cent mille autres. Mais j’en ai fait mon ami, et il est maintenant unique au monde.» («Маленький принц пошел взглянуть на розы.- Вы ничуть не похожи на мою Розу,- сказал он им.- Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете»). В этом главный урок науки любви Сент-Экзюпери: любовь - труд. Дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил. Красота не встречается. Она создается любовью. И создавший любовь за нее в ответе.

Так с темой любви смыкается тема подвига. Маленький принц возвращается на свою планету, чтобы защищать Розу. Цена этого возвращения - отказ от земного существования, смерть. У Змеи, к которой обращается за помощью принц, «хороший яд». Маленькому принцу больно и страшно. И пилот не хочет поверить в его исчезновение. Ему легче представить себе, что это дурной сон. Финал сказки трагичен. И все-таки в этой трагедии звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех Маленького принца. Смерти нет, пока жива память. Финал «Маленького принца» возвращает нас к авторскому посвящению, к теме ответственности за свою землю и своих любимых. Многими нитями сказка связана с духовной биографией Сент-Экзюпери, вплоть до трагической гибели писателя, «исчезнувшего», пропавшего без вести над Средиземным морем в грозном военном 1944 году. Это и биография тех, кто участвовал в Сопротивлении. И в самом широком философском смысле - это история о любви, жизни и смерти.