Храм на немиге время работы. Свято-духов кафедральный собор

Свято-Духов кафедральный собор является главным храмом Беларуси.
Это название он носит с 1870 года

На протяжении лет двадцати, если не больше, приезжая в Минск по самым разным делам, желая того или нет, волею судьбы, обстоятельств или Бога, я всегда оказываюсь в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа. Даже если не планирую и даже если совсем нет времени... Как только оказываюсь где-то поблизости или не оказываюсь там, все равно хоть на пару минут оказываюсь в этом соборе.
Для меня это пока остается тайной, почему так происходит. И над этой тайной или загадкой я пока не думала.
Нет времени подумать на эту тему.
А вот о соборе Сошествия Святого Духа я решила рассказать. Фото сделаны во время нашей последней поездки в Минск, в ближайшее время планируем снова поездку в Минск по делам, глядишь, и снежный пофотографируем. Хотя и снежный тоже где-то в постах есть.

Свято-Духов кафедральный собор является главным храмом Беларуси более полувека.

Он так же является одной из ярких достопримечательностей Минска.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа находится в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Стоит на высоком холме и прекрасно виден издалека.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

История собора начинается в 1633—1642 годах. Именно тогда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок.
В 1741 году здание сгорело во время пожара. Монастырь после пожара реконструировали, а в 1852 году упразднили и перевели в Несвиж.
В некоторых сохранившихся документах, например, в инвентарной описи 1784 года говорится, что там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, который в начале XVII века был насильственно обращен в униатский.

Однако, с 1860 года прежний костел стал православным храмом.
Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Необходимая сумма была выделена. А это 13 тысяч рублей. Половина суммы была использована на ремонт храма и на внутренние убранства в нём.
Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года.
Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

Из Слуцкого монастыря в Минск были переведены библиотека, ризница и другое монастырское имущество.
Освящение монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.
Монастырь просуществовал до Октябрьской революции.

После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, а вместо них установили красные флаги. Здание храма стало тюрьмой для раскулаченных крестьян.

В храме в честь Сошествия Святого Духа богослужения восстановили только во время ВОВ войны в условиях немецкой оккупации. Верующие подготовили собор к службе, а освятил его епископ Филофей (Нарко).
Сразу же после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города - Петропавловский собор, который тоже вновь стал действовать в годы оккупации.
После закрытия Петропавловского собора Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Соборе есть чудотворная Минская икона Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 году. К ней всегда приезжает много паломников.
Здесь же, среди множества мощей, находятся нетленные мощи святой Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой. Они в боковой нише слева от алтаря.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.
Здание построено в стиле сарматского барокко, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века.
При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного.
Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа - один из самых почитаемых и красивых храмов Минска.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:
ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск

Это центр города. Недалеко ст.метро Немига.

Информация частична взята из рассказов служителей храма, книг, а так же из открытых источников интернета.

Чудотворная Минская икона Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 году.

Авг 18, 2017 12:34 Последняя правка: Янв 16, 2018 20:48

Краткая информация

  • Дата основания - 1633 г.
  • Строительство - 1633-1642 гг.
  • Епархия - Минская
  • Архитектурный стиль - виленское барокко
  • Реликвии и святыни - Минская икона Божией Матери, мощи Софии Слуцкой
  • Расписание богослужений:
Будние 09.00, 18.00
Воскресенье 7.00, 10.00, 18.00
Праздничные дни 7.00, 10.00, 18.00

История

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.


После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.


Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Беларуси. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.


В 1990-х

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход - из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.


Роль собора сегодня

Теперь Свято-Духовая церковь - Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.


Чудотворная икона Божией Матери

Самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в - Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.


Мощи праведной Софии, княгини Слуцкой

  • День почитания по старому стилю - 19 марта
  • День почитания по новому стилю - 1 апреля
  • Дата обретения - 1 апреля 1612 года

Княгиня София была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича III от брака с дочерью Литовского вельможи Екатериною Тенчинскою. Родилась Блаженная София 14 мая 1585 года, в том же году умерла её мать, а 19 мая следующего года умер и отец. После смерти отца опека над малолетней Софией, оставшейся почти с пелёнок круглой сиротой, перешла в руки ей родственников: сначала к жмудскому старосте Юрию Ходкевичу, а затем по смерти последнего, к Виленскому каштеляну, Брестскому старосте, Иерониму Ходкевичу.

Однако задолжав князьям Радзивиллам значительные денежные суммы, Ходкевичи решили за счёт опеки поправить своё положение. По этим соображениям Ходкевичи и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии Олелько, по достижении ею совершеннолетия, за сына Виленского воеводы Януша Радзивилла, князя Несвижского. Княжне Софии Юрьевне в то время было 11 лет, и с того времени считалась уже невестой Януша Радзивилла.

Со временем между Ходкевичами и Радзивилами возникло разногласие, едва не закончившееся кровопролитием, и только отправленные королём посредники успели предотвратить готовившуюся резню и склонить обе стороны к миру. Согласно новой сделки были уничтожениы все денежние претензии Радзивиллов к Ходкевичам, сверх того последние получили значительную денежную сумму и 500 волок земли в виде откупного. Следует особо отметить, что Праведная София поставила непременным условием, чтобы дети от этого брака, обоего пола, были православными.

Свадьба Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялась 14 октября 1600 года по православному обряду в Брестском Соборе. Не красна была жизнь княжны Софии, когда она была под опекою Ходкевичей, но и не лучше была её жизнь и по замужестве, так как муж очень мало уделял её внимания и зачастую обижал её, выказывая алчность к её личным имениям.


Единственной отрадой и утешение для княгини Софии была православная вера. Всю печаль с самого раннего детства она возлгала на Бога. Ко всем житейским бедам присоединилось ещё одно страшное горе для княгни Софии - церковная уния с Римом, объявенная в нашем крае в 1596 году. В период объявления унии г. Слуцк принадлежал Софии, она то и явилась прежде всего для его православных святынь защитницей и охранительницей от унии. Своего мужа, хотя и католика, а в последствии кальвиниста, она настойчиво упросила исходатойствовать у Польского короля грамоту о воспрещении православных принуждать к унии. Благодаря плодотворной деятельности Слуцкой княгини Софии, город Слуцк, ещё при жизни этой великой угодницы Божией, получил особое значение в религиозном отношении для всего края, как сохранивший во всей своей чистоте и неприкосновенности православие.

Святая праведная София преставилась 1 апреля 1612 года от первых родов мертворождённой дочери, имея от роду 26 лет 10 месяцев и 18 дней.


ул. Кирилла и Мефодия, 3

Вид с проспекта Машерова. 1964 г. Фото Иванова Н.А.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от к нижнему рынку ().

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.


Вид собора в начале ХХ века.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

икона Божией Матери

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на против , где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в ).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси*.

18 июля 2014 г. в газете «Советская Белоруссия» («СБ — Беларусь сегодня») опубликована статья журналиста Виктора Корбута «Елены прекрасный дар», открывающая новые факты об иконе Божией Матери Минской. Ниже она приводится полностью с разрешения автора.

Елены прекрасный дар

Историку — если это настоящий исследователь — нужно докопаться до истины любой ценой. Но не любыми средствами, а только строго следуя букве архивного документа. Юрий Микульский — один из таких ученых. Он работает в архивах Беларуси, Польши, России и находит новые факты о прошлом. Плодом его трудов стали многие открытия. Одно из интереснейших — новые факты об иконе Божией Матери Минской, которая ныне хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе.

Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе (ныне в пределах Севастополя). Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск (тогда Менеск). 13 августа 1500 года ее перенесли в собор, стоявший в замке (территория между проспектом Победителей и Свислочью).
Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? Разберемся.

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века.

А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко—католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город»).

Как выяснил Юрий Микульский, Стебельский информацию черпал из архива минских базилиан и из труда немецкого иезуита XVII века Вильгельма Гумпенберга. У Гумпенберга, в свою очередь, был информатор в Литве и Белой Руси — виленский иезуит, историк Альберт Виюк—Коялович.
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты:

— В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».

Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.

В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско—белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году.

В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко—католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья.
В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795—м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945—го хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии).

Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

Кстати

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо—Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина.

СВЯТО-ДУХОВ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В МИНСКЕ

Наиболее выразительным архитектурным элементом центральной части современного города Минска по праву можно назвать Свято-Духов кафедральный собор. Здание храма очевидно контрастирует со зданиями, созданными человеком за последнее время в столице Беларуси. Свято-Духов кафедральный собор воплощает в себе гармонию внешнего облика, сохраненную в соразмерности пропорций собора, мягкости очертания его колокольных башен, направленных вверх.

Свято-Духов собор обращает на себя внимание, так как напоминает нам про горний мир, воспринимается будто музыка, которая чудом воплотилась в построении. В то время, когда многое из окружающей архитектуры звучит диссонансом этому возвышенному чувству, подавляет в нас радостное настроение, пригнетая грозностью своих объёмов. Таким является первое впечатление, которое возникает в душе, при знакомстве с Минским кафедральным собором, который круто возвышается над площадью Свободы.

Место, на котором расположился Минский Свято-Духов кафедральный собор, издревле принадлежало Православной Церкви. До насильственного введения в Минске церковной унии после 1596 года здесь размещался православный мужской монастырь во имя бессребренников Космы и Дамиана. Также этому монастырю принадлежали земли, прилегающие к современному кафедральному собору. Об этом историческом факте сохранились сведения в инвентарной описи 1784 года. В XVI веке это была восточная окраина древнего Минска. Монастырские здания были одними из сооружений, имевших оборонное значение. Первые сведения об этом православном монастыре относятся к началу XV века. Упоминается он и в исторических документах начала XVII столетия. Белорусский этнограф и писатель Павел Шпилевский, изучивший в XIX веке древние акты и грамоты Минской губернии, указывает на существование к началу XVII столетия православной монастырской церкви – «Козьмодемьяновской …; при ней было училище». Встречается в документах упоминание и о Козьмодемьяновской горе, на которой ныне возвышается Свято-Духов кафедральный собор.

До начала XVII века на месте нынешнего храма находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В 1633–1642 годах на этом месте было построено в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок здание собора. В это же время с северной стороны храма был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители монастыря бернардинок возвели его как раз на том месте, где В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.

В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего бернардинского монастыря.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Собор содержал в себе многие святыни, среди которых - икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Но в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре прекращены были богослужения и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века.

Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения.

В 1945 году из закрытого Свято-Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня - Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты.

В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь святой великомученицы Варвары. В нём помещена частица святых мощей этой угодницы Божией. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда настоятелем собора был протоиерей Михаил Буглаков († 1995), в 1996 и 2000 годах при настоятеле протоиерее Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие».

За последнее десятилетие целый ряд памятных событий были отмечены в Минском Свято-Духовом соборе торжественными соборными богослужениями.

В 1991 году, накануне празднования Собора Белорусских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого в истории Русской Православной Церкви визита Предстоятеля Московского Патриархата в пределы Беларуси, совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.

22 июля 1995 года, во время второго апостольского путешествия по Беларуси, Его Святейшество служил Воскресную вечерню в храме. 24 сентября 1998 года, совершая третью паломническую поездку по белорусской земле, Святейший Патриарх посетил собор и поклонился его святыням.

12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе было совершено церковное прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви - священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание Православной веры.

Богослужения в Свято-Духов кафедральном соборе производятся каждый день.

Работа собора начинается по будням и в субботу с семи часов утра, а в воскресенье, двунадесятые, великие праздники и храмовые праздники – с шести часов утра.

Завершается работа собора по будням в 23:00, а в субботу и накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников – по окончании вечернего богослужения, а в воскресенье – в 22:00.

Каждый день в храме дежурит священник, которому Вы можете задать волнующие Вас вопросы о Боге, вере, Церкви и тому подобное. Дежурный священник находится в храме с 11 утра до пяти вечера.

Свечные киоски и книжная лавка «Духовное наследие» работают ежедневно.

Свечные киоски начинают свою работу по будням и в субботу с восьми утра, а в воскресенье, двунадесятые, великие и храмовые праздники – с шести утра.

Заканчивается работа свечных киосков Свято-Духов кафедрального собора в городе Минск по будням в семь вечера, а в субботу и накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников – по окончании вечернего богослужения, в воскресенье – в семь вечера.

Книжная лавка Свято-Духов кафедрального собора «Духовное наследие» работает каждый день с девяти утра и до семи вечера.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.

В 1633-1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».

Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.

В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.

В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.

Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.

Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.

С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.

После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.

В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском.