Как изменятся школы через 10 лет. Новые школы: без парт, классов и учителей

А вот восьмиклассники писали эссе о том, легко ли быть подростком.

За помощь мы благодарим учителя Оксану Анатольевну ШЕВЧУК и предлагаем вам познакомиться с некоторыми произведениями.

Я искренне надеюсь, что через лет двадцать люди придумают новую энергию. И у этой энергии не будет минусов. И никаких последствий (взрывы и т.п.). У этой энергии будет один большой плюс. Её можно будет перерабатывать очень много раз уже после её использования.

Ещё очень хочется, чтобы не было табака и алкоголя. Ведь они убивают огромное количество людей. Страна будет богаче, если не будет и наркомании. И тогда будет больше великих людей.

Хорошо будет, если наша страна сможет создать вечный двигатель! И вместе с английскими учёными повторит опыт тридцатилетней давности и сможет создать телепорт совместными усилиями.

М не кажется, что через 20 лет появится много машин, техники, но не будет живой природы… Это очень плохо! Вырубят все деревья, не будет свежего воздуха. Придумают намного больше чипсов, кириешек с разными добавками. Не будет животных и не будет мяса.

А я хочу, чтоб каждый человек на Земле посадил бы хоть одно дерево. Разводили бы животных люди. И у нас бы было много мяса, а не консервантов.

Если люди сделают много машин, мне кажется, мы задохнёмся от выхлопных газов. И люди начнут постепенно умирать, гибнуть. Я сделаю совет всем вам! Перестаньте придумывать много техники, машин! А то мы начнём гибнуть!

Люди строят много машин,

Что же мы ими кишим.

Скажем «нет» выхлопным газам.

Пусть лучше цветы стоят в вазе.

Е сли бы я стал президентом, я бы в первую очередь задумался о наших пенсионерах. Когда я был за границей, то наблюдал, как живут пенсионеры в той же Франции. Они могут себе позволить ходить по ресторанам, ездить по миру и очень прилично одеваться. А что могут позволить себе наши пенсионеры? Им хватает денег только на лекарства и продукты. Но наше государство ничего не делает, чтобы как-то улучшить им жизнь. У меня у самого есть бабушки и дедушки; конечно, я буду им помогать, когда вырасту, но как же другие пенсионеры, кто им поможет?

Второй вопрос, который меня беспокоит, это загрязнение страны. Элементарный пример – наш город. Улицы и дворы - сплошной мусор, будто живут косые люди, которые не могут попасть ни в урну, ни в мусорный бак. А что происходит с экологией? Правый берег нашего города – сплошная Чернобыльская АЭС. Старые заводы, никаких мер по выбросам химикатов и очистке воздуха. Всё оборудование ветхое, может произойти экологическая катастрофа.

Я думаю, наше поколение должно задуматься об этом: нам ещё жить и жить на этой планете.

Я считаю, что ничего не изменится через 10-13 лет, разве что детям не надо будет ходить в школу: они будут заниматься за компьютером. По Интернету на экране видно учителя, а он видит всех учеников. Еду можно заказать по Интернету или по телефону. Лучше для человека и природы использовать электричество, а не бензин. Машины на электрике – это здорово. А больше всего мне нравится мысль о том, что всё можно засадить деревьями. Больше кислорода.

Но есть и минусы в будущем. Сейчас выросла сильно преступность. И будет расти, если её не остановить. Нужно поймать и всех нарушителей закона казнить или посадить в тюрьму на всю жизнь. И тогда в мире не будет проблем. И нужно уничтожить весь алкоголь и весь табак мира. Всё это мечты, но я надеюсь, что всё это исполнится. И спорт сделает страну гордой, как раньше.

Я вижу себя умным и спортивным. А в будущем я представляю себя лучшим футболистом Европы. Со скамейки запасных с завистью к моим способностям смотрят Торрес и Месси. Страну я в будущем вижу большой, чтобы в её состав входила Украина, Белоруссия, Испания и остальные хорошие страны. Тогда в сборной кроме Павлюченко будет Шевченко, Торрес, Бекхам. Сборная с такими игроками наконец-то победит и Бразилию, и Аргентину.

Со своей семьёй я бы жил в Мадриде в двухэтажном доме с баней, бассейном, садом и ездил бы на Порше Кайен.

У меня очень много желаний, которые через 10 лет должны исполниться. Когда мне будет 25 лет, я буду очень доброй, красивой и известной на весь мир. Все мои близкие, родные люди будут гордиться мной, и я буду постоянно дарить им добрые слова и баловать их подарками. На нашей планете Земля люди будут жить дольше, и на каждую болезнь профессора

создадут лекарства, которые будут доступны каждому и быстро излечат любые болезни. Ещё я думаю, что закончу Институт нефти и газа и уеду жить и работать в Америку, буду занимать высокую должность. Я выкуплю все акции компании «Walt Disney», и когда мои внуки вырастут, они смогут продать акции и заработать много денег.

К акой я представляю себя в будущем? Может, диджеем в модном клубе, а может студенткой в очках с папочкой под мышкой. Но главное, чтобы я осталась такой же доброй и отзывчивой, как раньше. Ведь уже сейчас я иногда замечаю, что отношусь к окружающим не так, как нужно.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы у меня был огромный дом, прямо дворец, и три машины. Один внедорожник, спортивная машина и шикарный лимузин. Я бы хотела закончить какой-нибудь престижный колледж в Америке и стать гидом-переводчиком. Когда я с моей мамой путешествовали по Европе, мне очень понравилась эта профессия. Поэтому я хотела бы выучить семь языков: английский, немецкий, китайский, французский, итальянский, турецкий и испанский. Но если даже я не стану гидом, я стану писательницей, как Стефани Майер и Джоан Ролинг.

Из сочинений восьмиклассников «Трудно ли быть молодым?»

«О, детство, детство – розовый восход,

Где всё вокруг бескомпромиссно просто. »

Н а первый взгляд кажется, что вопрос несложный, но чем больше я задаюсь этим вопросом, тем больше убеждаюсь, что невозможно однозначно ответить на него. На мой взгляд, можно ответить и «да», и «нет».

ДА. Молодость – это единственный и, наверное, самый замечательный промежуток времени для каждого человека. В эти годы мы познаём радости и прелести нашей жизни. Также мы можем проводить много свободного времени за своим интересным делом.

НЕТ. Во-первых, потому, что в юности не знаешь, что будет с тобой дальше. А знать хочется. Выбрать свою дорогу, определиться в жизни – всё это надо сделать в юные годы. И желательно, чтоб без существенных ошибок, так как от этого выбора будет зависеть то, как сложится твоя жизнь. Разве это легко?

Трудно ещё и потому, что в голове много иллюзий, которые принимаешь за реальность. Многие иллюзии лопаются, как мыльные пузыри, ты не можешь понять: почему? за что? И появляется первая боль в душе… И ты не знаешь, как справиться.

Трудно наладить отношения со старшими. Кажется, что самые близкие, самые родные люди не понимают тебя. Отсюда – часто возникающие конфликты, размолвки, недоразумения. Значит, кроме учебы, нужно строить отношения с окружающими тебя людьми, старшими и ровесниками, друзьями и подругами, со всем миром вокруг тебя. А это наука не из лёгких.

Но главная трудность молодых, мне кажется, – это понять самого себя, осознать, что ты за человек такой, что в тебе хорошего, а что плохого. И тут главное – не комплексовать по поводу внешности, если она тебе не нравится, но и не возносить себя, если ты сам себе очень нравишься. И ещё надо научиться поступать рационально, вдумчиво! Идти на компромиссы и держать себя в руках, сдерживать нахлынувшие чувства… Надо учиться жить и умом, а не только сердцем. Не нужно быть бескомпромиссной, дерзкой девчонкой, говорящей «нет» всему, что тебе не по душе.

Если сейчас верно выберешь жизненный путь, если не все твои мечты развеются, если научишься жить в гармонии с собой и с окружающими,– значит, молодость была плодотворной. По-моему, это самое главное и самое трудное. А счастье и веселье юности от тебя не уйдут.

Дарья ПИРОГОВА, 8 «В»

С гордостью могу сказать, что во мне, как и во всех, есть положительные черты. На мой взгляд, я достаточно весёлая, мне почти не составляет труда поднять кому-нибудь настроение. Я умею поддерживать человека, люблю заступаться за друзей. Но самое, конечно, главное – я умею хранить секреты. Я не робот, потому иногда могу и проболтаться, но стараюсь за собой следить.

К сожалению, у меня есть и минусы. И я не знаю, сколько их. Не потому, что во мне очень много отрицательных черт, а просто я могу не замечать часть из них. Сейчас главным моим минусом является грубость. Иногда бывает, что ни за что срываюсь на человека. Но я не страдаю гордостью, поэтому потом стараюсь сразу попросить прощения…

Ещё один из моих минусов – когда я начинаю говорить неправду, то есть лукавить. Но выжить в мире лжи очень сложно, поэтому я хочу избавиться от этой не нужной никому привычки.

Я могу похвастать тем, что стала более пунктуальной. Так как раньше я всегда и везде опаздывала, мне понадобилось долгое время работы над собой.

В общем, всю сущность человека мне ещё предстоит понять, но я буду пополнять свою копилку и стремиться к совершенству, хотя его и не существует: нет пределов. Ну, пожелайте мне удачи…

Иностранная пресса о России и не только

Ольга Р. Санмартин | El Mundo

Такой будет школа в 2030 году

В ближайшие 15 лет интернет превратит учебные заведения в "интерактивную среду", которая радикально преобразит традиционные формы обучения и изменит роль учителей, родителей и учащихся, пишет журналистка El Mundo Ольга Р.Санмартин.

Главная миссия учителя будет состоять в том, чтобы направлять ученика в ходе самостоятельного обучения, а учебная программа будет персонализирована в соответствии с потребностями каждого. Личные и практические умения будут цениться выше, чем академические познания. Главным источником знаний станет интернет, а глобальным языком обучения - английский. Образование станет дороже и будет длиться всю жизнь. Таковы прогнозы 645 экспертов, опрошенных при подготовке доклада Всемирного саммита по инновационному образованию (WISE), который состоится в Дохе 4-6 ноября. В опросе приняли участие лингвист Ноам Хомский, бывший премьер-министр Австралии Джулия Джиллард, профессор Сугата Митра и другие.

Газета провела собственный опрос среди испанских экспертов, попросив их адаптировать эти прогнозы к ситуации в Испании.

Каждые 7 из 10 участников опроса WISE считают, что учитель станет проводником ученика на его собственном пути к знаниям, пишет издание. 43% опрошенных полагают, что в 2030 году главным источником знаний будет интернет-контент.

"Роль учителей станет еще важнее. Им придется разъяснять ученикам, что нужен критический подход к информации, что не все, найденное в интернете, верно, что нужно отбирать самые надежные источники и пользоваться именно ими", - комментирует Исмаэль Санс, директор Национального института оценки образования при министерстве образования Испании.

Санс ожидает развития методики, при которой ученики сами готовят уроки и выступают с презентациями в классе, а учитель их консультирует.

"Бессмысленно читать занудные лекции 250 ученикам, которые не могут участвовать в процессе, если можно вместо этого дать им запись лекции. Но, с другой стороны, многие из этих нововведений уже можно было ввести, но этого не происходит. Возможно, мы чего-то не понимаем", - говорит Антонио Кабралес, преподающий экономику в лондонском Университетском колледже.

Роль ученика тоже изменится. У него "будет намного более широкий доступ к источникам знаний, более космополитический и менее "локальный" менталитет, ученик будет, бесспорно, главным героем собственного учебного процесса", говорит Нурия Миро, директор школы Montserrat (Барселона). Она добавляет, что будут размываться границы между теми, кто учит, и теми, кто учится.

Сесар Гарсия (Университет штата Вашингтон) прогнозирует, что ученики станут требовательнее: "Учащийся превращается в клиента: он вкладывает деньги и ожидает прибыли. Преподаватели будут вынуждены более убедительно разъяснять, как они выставляют оценки".

Изменится ли школьное расписание? Испанские эксперты считают, что обучение перестанет проводиться только в определенные часы и в определенных местах. По мнению Гарсии, будет больше курсов в интернете и в нестандартные часы: "Увеличится число студентов, вынужденных работать, они не смогут приходить в традиционные часы. Появятся школы, где занятия идут летом и в выходные".

Будут ли домашние задания? "В каком-то смысле, если что-то изменится, то почти все превратится в домашние задания", - отвечает Кабралес. График станет более свободным, будет больше индивидуальных заданий.

Все это повлияет на личные отношения между учениками. По мнению Гарсии, "понятие компании отошло в прошлое, теперь дети более одиноки". 20 лет назад испанские дети проводили много времени на улице, а теперь больше сидят дома, в интернете, а также ходят на дополнительные занятия. "Поэтому я думаю, что в школе будущего общение будет котироваться выше", - заключает Гарсиа.

76% опрошенных считают, что личные или практические умения будут цениться выше, чем академические познания. "Так называемые "мягкие умения" - способность говорить публично, работать в команде, адаптироваться к непредвиденным событиям - становятся все важнее на работе, но испанские эксперты единодушно считают, что сами по себе они не могут заменить хорошую академическую подготовку", - говорится в статье.

90% опрошенных считают, что в новой обстановке учеба будет длиться всю жизнь и не ограничится периодом обязательного школьного образования и обучением в высших учебных заведениях. "Это не значит, что образование будет бесплатным. Наоборот, 70% опрошенных считают, что госбюджет перестанет быть главным источником финансирования", - пишет газета. Испанские эксперты, однако, не согласились с этим прогнозом. "Государственное образование играет ключевую роль для создания равных возможностей. Насколько я понимаю, оно ни за что не исчезнет", - говорит Санс.

46% опрошенных считают, что появится глобальный язык образования - английский. 35% полагают, что языком обучения останется национальный язык, а 19% - что региональный.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Моя школа через десять лет станет еще лучше и красивее. Нынешние первоклашки пойдут в 10 и 11 классы. Станут выпускниками.

К тому времени, я думаю во всей школе установят пластиковые окна. Их не надо будет затыкать на зиму, и родителям больше не придется осенью ходить утеплять таким образом класс, и шуму будут меньше пропускать.

Кроме того через 10 лет наверно меню в столовой станет более разнообразным и здоровым. Перестанут давать сосиски и колбасы, а фруктов на детском столе станет больше.

Но самое главное изменение будет в качестве и способах преподавания. Все больше начнут использовать современные технические новинки и видео материалы. Может быть начнем использовать электронные учебники, и тогда наши портфели станут намного легче.

Мне хотелось бы посмотреть на мою любимую школу через 10 лет.

Несколько интересных сочинений

Перемены сегодня происходят очень быстро: стремительно развивается наука, появляются новые технологии, создаются прогрессивные приложения для электронных устройств. Все это отражается на нашей повседневной жизни: меняют свой облик здания, магазины, торговые центры, транспортные средства и, конечно же, школы и другие учебные заведения.

Сегодня школа стала совсем другой, по сравнению с тем, какой она была 20 лет назад. Попробую представить, что могло бы измениться в ней еще через 20 лет.

В первую очередь, думаю, перемены произойдут в сфере электронных технологий. Скоро все забудут про доски с мелом и маркерами, поскольку на смену им придут интерактивные панели с сенсорным управлением.

Система ведения отчетности и проверки домашних заданий через 20 лет также будет полностью автоматизирована. Никаких классных журналов и сочинений от руки, все это - только на компьютере.

Письменное конспектирование также, вероятно, в скором времени станет менее актуальным. Многие ученики уже сейчас пользуются ноутбуками и диктофонами для записи того, что говорит учитель. Думаю, дальше эти традиции также будут продолжены и найдут свое развитие.

Возможно, в школе будут введены пропуска, способные передавать информацию родителям о том, в каком помещении находится их ребенок. Личное общение учителей с учениками и их представителями во внеурочное время, вероятно, будет происходить при помощи аналогов таких приложений, как Skype или Viber. Это позволит проводить родительские собрания и решать другие вопросы дистанционно.

Конечно же, изменения произойдут и в образовательной программе: в нее будут добавлены новые предметы, соответствующие потребностям времени. Вот такой я вижу нашу школу в будущем. Думаю, что тогда, когда у меня появятся собственные дети, я смогу узнать, насколько был прав, размышляя на эту тему в своем эссе.

Сейчас, когда вы читаете этот номер журнала, тысячи мужчин и женщин усердно трудятся над тем, чтобы через девять месяцев на свет появились дети. Спустя примерно лет семь эти дети пойдут в школу, а где-то в районе 2030 года окажутся на границе между средним образованием и высшим. И вполне возможно, что к этому моменту вся школьная и вузовская система окажется совершенно иной. Какой?

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в течение нескольких лет разрабатывало форсайт-прогноз «Обра­­зо­­вание-2030». В прожектах АСИ гораздо больше вызова и футуристической романтики, что выгодно отличает их от документов Министерства образования, где все больше про «эффективность расходования бюджетных средств». Тут ощущается дух фантастических романов: «персональный тотальный учебник с искусственным интеллектом», «логика игровых достижений», «использование образовательных сред для реинтеграции семей»…

Журналисты «РР» изучили прогноз АСИ, поговорили с его авторами. Футуристическую картину мы сопоставили с собственным опытом в сфере как «официального» о­бразования (автор этого текста проработал полтора года учителем географии в районной школе), так и «неофициального» («РР» участвует в проведении Летней школы, где преподают не только журналистику, но и медицину, ф­изику, биологию, социологию, психологию и т. д.).

В итоге удалось выделить несколько ключевых трендов развития образования. Мы не будем настаивать на том, что все это обязательно случится. Это, скорее, мечты о желаемом будущем, которые помогут нам в настоящем.

Тренд 1. Ревизия всего и вся

Массовая школа - институт до безумия консервативный, куда консервативней, например, чем православная церковь с ее традициями и ритуалами. Образовательный к­анон соблюдается жестко: урок идет 45 минут, парты в классе расставлены рядами, в начале года проводится торжественная линейка с участием ветеранов войны, осенью проходит конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья», отметки выставляются от двойки до пятерки… То же самое с вузами: лекции, семинары, зачеты, экзамены, деканы, факультеты, кафедры.

Но то образование, которое создавалось для нужд индустриализации и преодоления массовой неграмотности, уже неактуально. На планете новая экономика, новые технологии, новые вызовы. Глобализация, компьютеры, планшеты, всеобщий интернет, искусственный интеллект, Википедия, машинные переводчики…

Достаточно обратить внимание на такую мелочь, как различия в компетенциях поколений. Когда-то взрослый человек умел заведомо больше, чем ребенок. Он лучше шил, готовил, пахал. У него нужно было всему учиться. Сегодня многие подростки гораздо лучше разбираются в настройках планшетов, чем их родители и учителя.

Нам кажется, что ЕГЭ или бакалавриат с магистратурой - это великие реформы образования. На самом деле это лишь мелкая организационная модификация, не более того. Содержательные реформы тоже происходят. Н­апример, в российских школах постепенно отходят от принципа «учитель говорит - ученик запоминает, учитель проверяет - ученик отвечает» и все больше делают ставку на самостоятельные исследования школьников - проекты. Вместо заучивания цифр и дат дети сами исследуют какой-либо объект, будь то родительское поведение рыбок-циклид в аквариуме или стратегические приемы Гая Юлия Цезаря во время галльской войны. П­ока это внедряется коряво и неумело, но все-таки уже стало стандартом.

Если образование хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно подвергнуть ревизии все свои константы. Ну, например, сам принцип классно-уроч­­ной с­истемы. Почему-то считается, что люди, родившиеся в один год, должны все вместе ходить на одни и те же уроки. Тебе восемь лет? Иди учи названия травок на лугу. Тебе четырнадцать? Тогда заучивай названия химических элементов. Никого не волнуют ни твои личные интересы, ни твой уровень развития в той или иной области.

Существует немало экспериментов, когда люди объединялись в учебные группы вне зависимости от возраста. Взять ту же Летнюю школу «РР». Там на одном занятии по космологии могут запросто сидеть и кандидат технических наук, и ученик 10-го класса. Им обоим эта тема не очень знакома и интересна. А кому легче ее усваивать - непонятно. Конечно, у кандидата наук больше опыта, зато старшеклассник лучше помнит мифологию и историю, поскольку недавно их проходил.

«Сейчас стало понятно, что различия между детьми одного возраста и различия между разными возрастами - они уже соизмеримы. Поэтому идея одновозрастного класса невалидна. И можно перемешать детей в классе», - рассказывала в одном из интервью «РР» доктор психологических наук Катерина Поливанова.

То же самое и с другими «священными коровами» образования: делением знаний на предметы, системой лекций, организацией экзаменов. Они все подвергнутся ревизии и переосмыслению.

Тренд 2. Очень личное образование

Старой школе и старому университету нет места в мире будущего. Человек сможет собирать свое персональное образование без традиционных институтов. Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» - считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030».

«Каждый ученик уникален», - пафосно произносят наши педагоги, после чего загоняют этого уникального ученика в максимально тесные рамки. Допустим, идет урок географии. Девочка Ира на первой парте знает назубок больше половины штатов США и их экономические особенности. Ей скучно. А мальчик Вася на последней парте не очень понимает, в каком полушарии эти США находятся. Ему страшно. Но бедному учителю надо выдать единую стандартную программу единому стандартному классу. Такова нынешняя массовая школа.

А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно. Допустим, умный подросток в 14 лет определяет, что ему в ближайший год нужно пройти углубленный курс ядерной физики, научиться играть на гитаре, изучить основы китайского языка, пройти краткий курс теории вероятности и попрактиковаться в проведении социологических исследований.

Обычная районная школа такой комплект вряд ли предоставит, но это не проблема - на дворе 2030 год и детали конструктора разбросаны по всему пространству: интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, н­еформальные образовательные сообщества.

Конечно, для определения образовательной траектории одного желания ученика мало. Многие вообще выберут углубленный курс лежания на диване в качестве основного предмета. Чтобы эта система заработала, нужно многое: психологи-консультанты, персональные тьюторы, курсы повышения квалификации для родителей. Но ведь такое вполне реально.

Некоторые элементы этой образовательной утопии уже начали появляться. Например, в пресловутом стандарте для старших классов предполагалось, что значительную часть курсов ученик будет выбирать сам. Прогрессивная общественность встала на дыбы: «Это что же творится?! Мы будем слушать желание школьника?! А если он откажется "Войну и мир" читать?! Если он не узнает, что Волга впадает в Каспийское море?!Анархия! Ужас! Развал системы образования!» Под давлением общественности уровень вариативности в стандарте был снижен. Но она все равно осталась.

Предполагается, что в будущем персональными окажутся не только набор курсов и их содержание, но и учебники. Эксперты АСИ говорят о появлении «Алмазного букваря», этот образ взят из фантастического романа Н­ила Стивенсона: учебник начинят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы - фото, тексты, видео, задания, схемы - под потребности каждого конкретного ученика, причем неважно, шесть лет этому ученику или шестьдесят. Ничего принципиально невозможного в этом нет.

Еще одна красивая метафора: «точка бога». Речь идет о том, что наступит момент, когда вся письменная информация будет в Сети, и при этом Сеть будет доступна в любой точке. Уже сейчас монополия учителя на знания сильно подорвана благодаря куче образовательных сайтов и Википедии. Тенденция усугубляется, и педагог должен превратиться из рассказчика в проводника.

Тренд 3. Персональные портфолио

Двойка, тройка, четверка, пятерка, зачет, незачет… Н­ынешнее образование держится на отметках. Они нужны, чтобы диагностировать ученика. Но уж больно узка та область, в которой они могут что-то измерить. Это как если бы врачи ориентировались только на показатели термометра и игнорировали бы анализы крови, рентгеновские снимки и данные томографа.

Кроме контрольных и ответов на уроках у ученика есть множество других возможностей проявить себя. Участие в конференциях и концертах, помощь друзьям, осмысленное посещение экскурсий, доклады, самостоятельные исследования, практика на реальных рабочих местах, поездки на слеты и так далее. Много всего. Учесть это не так просто. Особенно когда речь идет не о количестве выученных фактов, а о более сложных субстанциях типа умения думать или умения принимать на себя ответственность.

Автор этого материала присутствовал как-то на педсовете в одной районной школе. Директор вдохновился книжкой о Гарри Поттере и решил ввести систему баллов для каждого класса. Оказалось, что найти причины для снятия баллов легко: опоздали на урок, шумели, оставили класс неубранным. А вот с начислением возникли проблемы - за что поощрять-то, если хорошая учеба или пристойное поведение считается нормой, а не достижением?! В итоге систему баллов так и не ввели.

Сейчас в развитых странах - США, Канаде, Японии, государствах Европы - очень популярна система портфолио. За время учебы ученик накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и так далее - вплоть до отзывов соседей по дому. В Новой Зеландии, по слухам, эта система доведена до национального масштаба, там учитываются достижения за всю жизнь, к этому привязаны и страховка, и кредит. Система портфолио начинает р­аботать и у нас. Правда, в нашем варианте она очень формальная, да и особых преимуществ не дает.

В будущем накопленный багаж достижений станет одним из ключевых элементов системы образования. И тут опять-таки информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.

Отдельная тема, о которой очень любят говорить эксперты, - внедрение игры в образование и учет игровых достижений. Представьте себе школьника Васю, который целыми днями сидит за компом и играет в «Цивилизацию». Его одноклассница Маша упорно зубрит учебники по обществознанию и древней истории. Вопрос: кто лучше понимает устройство общества? Понятно, что лучшие оценки получит Маша. Но вопрос не в оценках, а именно в понимании. В компьютерной игрушке есть и распределение ресурсов, и внешняя политика, и управление экономикой, и много других важных вещей.

Правильные решения тут же поощряются дополнительными очками. Описание игрушки гласит: «Как лидеру своей нации игроку предстоит создать свое государство, развивать технологию и экономику, налаживать отношения с сопредельными государствами. Можно попробовать себя в роли Линкольна, Наполеона, Сталина и других не менее выдающихся личностей». Чем не обучение общественным наукам и социальным практикам?

Согласно прогнозу, игра должна стать важным элементом образования. И вполне вероятно, что в портфолио б­удущего вместе с дипломом об участии в конкурсе «Русский медвежонок» будет лежать сертификат о прохождении Civilization 8.0.

Тренд 4. Гражданское общество против государственных институтов

Очень важно: учащийся должен перестать быть объектом учебного процесса и стать его субъектом. За этой занудной фразой стоит настоящая трагедия образования, особенно российского. Школьники и студенты отчуждены от своих учебных заведений. Для начальства они не более чем «контингент учащихся», над которым надо произвести некие педагогические действия. Это больше напоминает завод, где вместо шестеренок обтачивают людей. И эти люди воспринимают учебное заведение как нечто чуждое, внешнее. Университет и школа - это не «мы», а «они».

Аналитики АСИ предрекают, что образование будущего станет совершенно иным. Университет и школа станут единым сообществом, где все чему-то обучаются друг у друга, все помогают друг другу развиваться.

Здесь опять-таки стоит обратиться к примеру Летней школы «РР», где принцип «все учат - все учатся» является одним из основополагающих. Сейчас Иван слушает лекцию по научной журналистике, а через полтора часа он встанет с ученической скамьи и займет место лектора, чтобы рассказать об апоптозе клеток, в котором он разбирается лучше всех собравшихся. А потом и преподаватели, и слушатели вместе пойдут мыть посуду, ибо это их общий университет, общая школа, которую они создают все вместе. Здесь нет «мы» и «они», здесь все являются субъектами, а не объектами.

Конечно, такое получается, когда образовательный проект находится вне традиционных государственных институций. Это, скорее, прерогатива гражданского о­бщества. Оно уже порождает альтернативу государству, когда речь заходит о спасении больных детей, сборе гуманитарной помощи или контроле за честностью выборов. Вполне возможно, что оно может захватить и нишу образования.

Гражданские образовательные проекты пока редки, но те, что есть, очень эффективны. Например, «Тотальный диктант» можно рассматривать как альтернативную форму повышения грамотности. Его масштабы впечатляют: сотни тысяч участников, охват всего мира от Камчатки до Калининграда, от Боливии до Новой Зеландии. И это проект абсолютно новый, никак не связанный с традиционными структурами.

Понятно, что волонтеры и гражданские активисты не смогут полностью заменить педагогов. Скорее всего, речь пойдет о конкуренции разных систем - общественной, государственной и коммерческой.

Еще альтернативой нынешним университетам могут стать своего рода холдинги студентов, когда люди объединяются, чтобы получить образование по определенному набору специальностей. И в этом случае деканы и ректоры оказываются не всесильными диктаторами, а всего лишь наемными работниками или избранными представителями.

Тренд 5. Учиться всю жизнь

Еще одна фишка, которую обещают в будущем: образование станет постоянным, непрерывным и тотальным. Н­апример, с помощью образования можно вернуть семьям былое единство. Ведь сейчас папы, мамы, дети, бабушки, дедушки расползлись по своим углам. Порой единственное, что их объединяет всех, - это семейные скандалы.

Идеальная семья будущего должна жить иначе. Сначала проводится семейный форсайт: к чему мы стремимся вместе, к чему стремится каждый из нас, чего мы хотим достичь, каких знаний и умений нам для этого не хватает? Дальше семья превращается в образовательную ячейку общества. Папа читает для всех курс современной истории, сын-подросток учит маму играть на гитаре, дочь-пятиклас­сница объясняет брату нотную грамоту, мама пересказывает то, чему в свои тридцать пять лет научилась на тренинге по гештальт-психологии, а бабушка делится воспоминаниями об организации медицины при Брежневе. Более продвинутый вариант - семьи объединяются между собой, образуются клубы и сообщества. Опять-таки традиционные институты образования оказываются в стороне.

Тренд 6. «Университет миллиардов»

У российских университетов есть поводы для паники. И дело не только в очередных попытках Минобрнауки найти и закрыть вузы с «признаками неэффективности». Если Стэнфордский университет или Массачусетский технологический институт будут конкурировать за студентов с Волчьегонским финансово-педагогическим университетом, несложно догадаться, кто выиграет.

Что такое университетское образование? Это некий а­вторитетный человек - профессор - выходит к аудитории и что-то рассказывает. Аудитория это записывает, а потом сдает экзамен, то есть демонстрирует, что усвоила мысли этого профессора.

Но почему профессор должен обязательно находиться в той же аудитории, что и студенты?! Мы же слушаем м­узыку любимой группы, хотя физически исполнители находятся на другом краю планеты.

Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится - в глухой российской деревушке или на Западном побережье США. Характерный пример - проект Coursera, в котором участвуют преподаватели Стэнфордского университета, Калифорнийского технологического института, Принстонского университета и других высокорейтинговых вузов.

Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов, которых сейчас более четырех сотен: «социальная психология», «машинное зрение», «введение в социологию» и т. д. На момент подготовки этой статьи на Cour­­sera записались 4 442 445 человек со всего мира, включая Россию. Понятное дело, когда курс «Теория автоматов» ч­итает профессор Джеффри Ульман, который в свое время получил медаль Джона фон Неймана «За создание основ теории автоматов», то это круче, чем лекция печального доцента из провинциального института.

Не исключено, что такие наднациональные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы. Но здесь встает вопрос: а как проверять полученные знания? Здесь как минимум два пути. Первый - задействовать возможности искусственного интеллекта. Системы анализа текста вполне способны оценить даже творческие работы типа эссе или раздела «С» в ЕГЭ. Другой вариант основывается на социальных сетях. Одни студенты проверяют других, образуется класс добровольных тьюторов и наставников. При желании каждый профессор или успешный специалист может создать свою армию с офицерами, гвардейцами, резервистами, новобранцами и т.д.

В прогнозах АСИ очень много говорится про виртуальные миры и планетарные сети. Наверное, за этим действительно будущее. Но тут же начнет образовываться д­ефицит реального общения. Ведь хороший профессор не только зачитывает лекции. Он общается со студентами, реагирует на их мимику, показывает свои модели поведения. Это и есть настоящее образование. И в будущем возможно появление очень-очень элитных структур, в которых преподаватели, как во времена Античности, будут прогуливаться по реальным садам с реальными студентами. Ведь даже то, как профессор посмотрел вслед проходящей девушке, тоже является важным социализирующим опытом для его учеников.

Тренд 7. Взлет и падение прогресса. А потом опять взлет

На экране график. Кривая начинается где-то в районе 2010 года и стремительно идет вверх. Рядом пояснения: «Осознание кризиса образования», «Мода на технологические решения», «Поиск ответов в информационно-коммуникационных технологиях».

Возле 2017-го кривая достигает пика и скатывается вниз: «Схлопывание рынка типовых замещающих решений. Прорыв решений, создающих новые стандарты. В­ойны стандартов и форматов. Инфраструктура нового образования - следующее поколение ИКТ». После этого график вновь прыгает вверх, максимальные значения видны около 2025 года: «Новое образование становится б­азовой инфраструктурой в развитых странах».

Такой эффект «двойного горба» характерен для множества инновационных секторов. Бизнесы, остающиеся после «схлопывания» пузыря, задают стандарт отрасли, - поясняют эксперты АСИ.

Подобное в истории случалось не раз. Когда интернет-технологии росли как на дрожжах. Была эйфория. А потом раз - и случился в 2000 году знаменитый «крах д­откомов», когда разом рухнули акции телекоммуникационных и компьютерных компаний. И ничего. К сегодняшнему дню мы вполне себе пользуемся и компьютерами, и интернетом, и прочими технологическими штуками. Скорее всего, «образование будущего» ждет та же самая судьба. И то, что сейчас кажется неуклюжей модой, к 2030 году окажется нормой.

«В России есть пренебрежение к IT-сфере, влиятельные люди на очень большом верху считают ее чем-то несерьезным. Но в последние 50 лет вся основная отдача капитала идет из IT, все технологические прорывы происходят именно там. Даже в армии главный тренд сейчас — системы управления и координации на поле боя».

Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК»

«Важно, что люди приняли общее решение о будущем и верят, что оно будет таким. Приказом чиновника нельзя изменить систему в лучшую сторону. Нужна идеология — как в начале XX века партия большевиков верила в коммунизм и это позволяло им координировать свою деятельность по захвату власти. У нас идеология не политическая, а технократическая».

Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, один из авторов проекта «Образование-2030»

«Мы хотим дать ответ на вызов, который стоит перед всем миром!.. К 2025 году мы прогнозируем исчезновение привычных нам форм образования — они будут заменены чем-то другим».

Павел Лукша — директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково», один из авторов проекта «Образование-2030»