Материал для математической газеты. Данная математическая газета под названием «Хочу все знать!» является специальным выпуском предназначенным для участия на фестивале: «Любознательные исследователи

классов « Математическое кафе»

вечера,

посвященного закрыт и недели математики

математическая лотерея.

Вопросы для игры

    Как называется результат сложения?

    Сколько минут в одном часе?

    Как называется прибор измерения углов?

    На что похожа половина яблока?

    Назовите наименьшее трехзначное число?

    Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

    Назовите модуль числа -6?

    Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?

    Чему равна сумма смежных углов?

    Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа.

    72:8.

    Одна сотая часть числа.

    Третий месяц летних каникул.

    Другое название независимой переменной.

    Наименьшее четное натуральное число.

    Сколько козлят было «многодетной» козы?

    Треугольник, у которого две стороны равны?

    Какой вал изображен на картине Айвазовского?

    Соперник нолика.

    Часть прямой, ограниченная двумя точками?

    Число, обратное 2.

    Результат вычитания.

    Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам?

    Число, противоположное 5.

    Прямоугольник, у которого все стороны равны.

    Одна сотая часть метра.

    50 разделите на половину.

    Как называется прибор для измерения отрезков?

    Как называется результат умножения?

    Сколько секунд в одной минуте?

    Назовите наибольшее трёхзначное число?

    Назовите модуль числа -4.

    Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя?

    Чему равен развернутый угол?

    Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1.

    60:5.

    Последний месяц учебного года.

    Число, обратное 5.

    Название графика функции прямой пропорциональности.

    День недели, предшествующий пятнице.

    Одна десятая дециметра.

    Сколько сторон у квадрата?

    Число противоположное -7.

    Единица измерения углов.

    Какие прямые пересекаются под прямым углом?

    Первый месяц зимы.

    Как найти неизвестный множитель?

    Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике?

    Число, на которое данное число делится без остатка.

    Фигура, образованная двумя лучами с общим началом.

    Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом?

    1/60 часть градуса?

    Друг игрека.

    Как называется значение зависимой переменной?

    Угол, равный 180.

    Число, обращающее уравнение в верное равенство.

    Как называется результат деления?

    Сколько месяцев в году?

    Как называется прибор для измерения длины отрезков?

    Назовите наибольшее однозначное число.

    Число, на которое нельзя делить.

    Назовите модуль числа -2.

    Первый месяц года.

    Треугольник, у которого две стороны равны.

    Число противоположное -4.

    Первый месяц осени.

    На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число?

    Высшая оценка знаний в школе.

    Наименьшее четное число.

    Равенство с переменной.

    Что является графиком функции y=kx+b?

    Объем килограмма воды?

    Сумма длин всех сторон многоугольника?

    Часть прямой, ограниченная двумя точками.

    Как найти неизвестное делимое?

    Свойство вертикальных углов.

    Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом?

    Одна сотая часть километра.

    Не учебный день недели.

    1/60 часть минуты.

    Самая низкая оценка в школе.

    Количество высот в треугольнике.

    Наибольшее пятизначное число.

    Угол, равный 90 градусов.

    Как называется результат вычитания?

    Сколько часов в сутках?

    Как называется инструмент для проведения окружности?

    Наибольшее двухзначное число.

    Модуль числа 15.

    Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя?

    Чему равен прямой угол?

    Число, не относящееся ни к положительным, ни к отрицательным?

    Одна седьмая часть недели.

    Первый месяц нового учебного года.

    Название графика линейной функции.

    Наименьшее целое положительное число.

    Треугольник, у которого все стороны равны.

    Число, обратное 3.

    Как называется луч, выходящий из вершины и делящий его пополам?

    Одна десятая дециметра.

    Что следует за вторником?

    Число, противоположное 9.

    Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?

    Первый месяц лета?

    В каком случае произведение равно нулю?

    Как найти неизвестное вычитаемое?

    Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника.

    1/180 часть развернутого угла.

Предстоящая неделя в нашей школе посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

Логическое мышление;

Целеустремлённость, сильную волю;

Устойчивое внимание, сосредоточенность;

Хорошую память;

Умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

Способность к творчеству и научной фантазии;

Чувство предвидения;

Умение прикидывать и оценивать результаты;

Работоспособность;

Чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;

Находчивость и смекалку;

Чувство юмора.

А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке. « В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей », - говорил Л . Магницкий . « Вдохновение это такая гостья , которая не любит посещать ленивых », - заметил он.

Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, так как каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество порою шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.

Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке – для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты, телеграфа и т. д.

Великий Карл Гаусс сказал в 18 веке: « Математика царица всех наук , а арифметика царица математики ».

Леонтий Магницкий в 1703 г. издал первый русский учебник «Арифметика – сиречь наука числительная» . На крышке учебника он изобразил храм наук. На троне – царица Математика, колонны храма – прикладные науки: астрономия, алгебра, физика, геология, геометрия, тригонометрия, география, а арифметика – это начальные ступени всего храма: сложение, вычитание, деление, умножение.

С 1 по 6 классы в школе вы изучаете арифметику – те ступени, на которых стоит трон царицы Математики, т. е. вы вошли по этим ступеням в храм наук. В 7 классе вы начинаете изучать алгебру, геометрию, физику, и оттого, насколько прочны ваши ступени, будут зависеть ваши успехи в новых науках, в каждой из которых незримо присутствует математика.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам.

Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука – математическая биология .

Химик – технолог наших дней в своей практической работе использует аппарат высшей математики. Появились такие разделы науки, как: физическая химия, химическая термодинамика и другие.

География интересный предмет, но немыслимый без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий учёный Птолемей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков. В эфире слышатся позывные « sos !». В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Что это такое? А это азимуты. Опять на помощь пришла математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Графики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не прибегнув к математике.

Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука –

математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико – математическом. Известный советский математик А. Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина – математик С. В. Ковалевская написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.

В Сиракузах, в Греции есть площадка Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал. История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.

В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н. И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.

Великий Леонардо да Винчи в 16 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «тайная вечеря», портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.

Ещё в 1660 году великий мастер фехтования испанец Луис Пачена де Нарваес развил теорию фехтования, основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги». Сегодня математика настойчиво стучится в спорт. Это и анализ оценок в спорте, и анализ способностей будущих спортсменов, и расчёт допустимых нагрузок и т. д.

Музыка тоже имеет свою теорию. Первая теория возникла ещё у древних греков. Она основана на математике. Все звуки располагаются строго очерёдно по ступеням натурального ряда в двенадцатеричной системе. Наша теория музыки основана на дробных числах 1, которые обозначают длительность любой ноты. Эти дроби можно перевести в двоичную систему, которая лежит в основе языка вычислительных машин.

Тебе знаком талантливый Декарт –

Систем координат создатель.

Ты знаешь Лобачевского, он, брат,

Коперник геометрии, творец, ваятель.

Велик и ныне Чебышев – титан,

А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!

Талант могучий им был дан,

Дана была им гениальная смекалка.

Запомни то, что Гаусс всем сказал:

«Наука математика – царица всех наук»,

Не зря поэтому он завещал –

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей,

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,

Каких дала история до наших дней.

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы, может быть!

Но будешь ты рабочим, может, и учёным,

И будешь честно Родине служить!

Песня на мотив «Чему учат в школе?».

ГИМН МАТЕМАТИКЕ.

Уравнения решать, радикалы вычислять –

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься – придёт к тебе удача!

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела - не разберёшься.

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,

Их учи – и результата ты добьёшься!

Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.

Заключительное слово учителя.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Музыкальная пауза. Песня на мотив «Зайка моя».

    Плюсик ты мой, я - твой минус,

Косинус ты, я – твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я- лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев:

Я ночами плохо сплю,

Математику я так люблю,

Математику я так давно, давно люблю.

Я и днём теперь не сплю,

Я и вечером не сплю,

Всё учу, учу, учу, учу, учу.

    Знание ты, я- шпаргалка,

Если ты нуль, то я – палка.

Ты ордината, то я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

Ма – те – ма – ти - ка моя…

    Частное ты,я –делитель,

Ты знаменатель, я – числитель.

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – твой вектор.

Ма – те – ма – ти - ка моя…

    Сумма моя, а я – разность,

Дольная ты, а я – кратность,

Гипотенуза ты, я – твой катет,

Терминов нам с тобой хватит.

Ма – те – ма – ти – ка моя…

В Китае, Корее и Японии число 4 считается несчастливым, так как созвучно слову «смерть». В этих странах этажи с номерами, оканчивающимися на четыре, почти всегда отсутствуют.

  • Как арабы пишут и читают цифры?

Арабы пользуются собственными знаками для записи цифр, хотя арабы Европы и Северной Африки применяют привычные нам «арабские» цифры. Однако какими бы не были знаки цифр, арабы пишут их, как и буквы, справа налево, но начиная с младших разрядов. Получается, что если мы встретим знакомые цифры в арабском тексте и прочитаем число привычным образом слева направо, то не ошибёмся.

  • Сколько ножек у сороконожек?

У сороконожки вовсе не обязательно 40 ножек. Сороконожка - это бытовое название разных видов членистоногих, объединённых по-научному в надкласс многоножек. У разных видов многоножек от 30 до 400 и выше ног, причём это число может быть разным даже у особей одного вида. В английском же языке устоялись два названия для этих животных - centipede («стоножка» в переводе с латыни) и millipede («тысяченожка»). Причём разница между ними существенна - тысяченожки не опасны для человека, а стоножки очень больно кусаются.

  • Где проходили Олимпийские игры, на эмблеме которых год проведения был обозначен пятью цифрами?

На эмблемах Олимпийских игр год обычно обозначается двумя (например, Барселона-92) или четырьмя цифрами (например, Пекин-2008). Но один раз год был обозначен пятью цифрами. Это случилось в 1960 году, когда Олимпиада проходила в Риме - число 1960 было записано как MCMLX.

В 522 микрорайоне Харькова по плану должны были построить блок жилых домов, чтобы с воздуха они образовывали буквы СССР. Однако после постройки трёх букв С и вертикальной черты буквы Р в план внесли изменения. В результате сейчас эти дома можно увидеть как число 666.

В большинстве европейских языков названия числительных от 20 до 90 образуются по стандартной схеме - созвучно с базовыми числами от 2 до 9. Однако во французском языке названия некоторых чисел имеют странную логику. Так, число 70 произносится ‘soixante-dix’, что переводится как «шестьдесят и десять», 80 - ‘quatre-vingts’ («четырежды двадцать»), а 90 - ‘quatre-vingt-dix’ («четырежды двадцать и десять»). Похожая ситуация в грузинском и датском языках. В последнем число 70 буквально переводится как «полпути от трижды двадцать до четырежды двадцать».

  • Почему название числа 40 выбивается из однотипных названий «двадцать», «тридцать», «пятьдесят» и т. д.?

В русском языке названия числительных до 100, делящихся на 10, образуются сложением названия цифры и «десять»: двадцать, тридцать, пятьдесят и т. д. Исключением из этого ряда является число «сорок». Объясняется это тем, что в древности условной единицей торговли меховыми шкурками была связка из 40 их штук. Ткань, в которую заворачивались эти шкурки, и называлась «сорок» (от этого же корня происходит слово «сорочка»). Таким образом название «сорок» вытеснило более древнее «четыре десте».

Цифры на калькуляторе возрастают снизу вверх, а на клавиатуре телефона - сверху вниз. Это объясняется тем, что калькуляторы произошли от механических счётных машин, где цифры исторически принято располагать снизу вверх. Телефоны же долгое время были снабжены диском, и когда стал возможен выпуск кнопочных аппаратов с тональным набором, расположение цифр на кнопках решили сделать по аналогии с диском - по возрастанию сверху вниз с нулём на конце.

Из истории математики

Предметная неделя по математике.

Дата проведения











Решите числовые ребусы, где одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным - разные.


Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников. - Ах, этот? – вспомнил Гильберт. – Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения. *** На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: - Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».

***

Карл Гаусс выделялся остротой ума еще в школе. Однажды учитель сказал ему: - Карл, я хотел задать тебе два вопроса. Если на первый вопрос ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, сколько иголок на школьной елке? - 65786 иголок, господин учитель, - немедленно ответил Гаусс. - Хорошо, но как ты это узнал? – спросил учитель. - А это уже второй вопрос, - быстро ответил ученик.

Прочитай высказывание выдающегося

математика Галилея!




найдите правильный ответ к примеру

Математический чайнворд

Вопросы к чайнворду. 1. 2.
1. Геометрическая фигура. 1. Мера площади.
2. Правильный многоугольник. 2. Место, занимаемое цифрой в записи числа 3. Число. 3. Число, определяющее протяженность линии 4. Старинная мера длины. 4. 100 квадратных метров. 5. Отношение, связывающее два числа. 5. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее 6. Часть прямой, ограниченная двумя центром точками. 6. Число. 7. Школьный коллектив. 7. Ромб с равными углами. 8. Математическое действие. 8. Сто десятков. 9. Отрезок, длина которого равна 1. 9. Часть математики, наука о числах.

Пифагор (ок. 570 г. - ок. 500 г. до н. э.)

Крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям, так как он не вышел ростом. Но он не только стал участником Олимпиады, но и победил всех противников. Такова легенда... Этот юноша был Пифагор - знаменитый математик.
Вся его жизнь - легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Всего пять километров водной глади отделяло этот остров от большой земли. Совсем юным Пифагор покинул родину. Он прошел по дорогам Египта, 12 лет жил в Вавилоне, где слушал речи жрецов, открывавших перед ним тайны астрономии и астрологии, затем несколько лет - в Италии. Уже в зрелом возрасте Пифагор переселяется в Сицилию и там, в Кротоне, создает удивительную школу,

которую назовут пифагорейской. Вот "заповеди" пифагорейцев:

Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать.
Не пренебрегай здоровьем своего тела.
Приучайся жить просто и без роскоши.
Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день.

Пифагор не записал своего учения. Оно известно лишь в пересказах Аристотеля и Платона.




Сколько треугольников вы видите

на рисунке?

Татьяна Петрова
Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений «Почемучка»

Т. Ф. Петрова

Уважаемые – читатели : дети и взрослые (родители и педагоги , перед вами газета «Почемучка » .

В газете будут странички для детей , где они найдут интересные задания и веселые раскраски, головоломки, ребусы, странички для мам и пап, на которых будут размещены советы по формированию элементарных математических представлений , развитию мышления, памяти, и еще много интересного и полезного.

Несколько советов :

Не выполняйте с ребёнком сразу все задания.

Выполнение заданий должно приносить радость ребёнку.

Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляйте.

Более лёгкие задания предлагайте выполнить самостоятельно, а сложные выполняйте вместе, ребёнку очень нужна ваша помощь и поддержка.

Не говорите ребёнку, что он выполнил задание неправильно, удерживайтесь от обидных замечаний, фиксируйте внимание на успехе, радуйтесь ему вместе с ребёнком.

Успехов Вам и вашему ребёнку.

Значение дошкольного возраста

«Детская математика учит на простых

умственных играх развивать свой ум,

творить, созидать, производить».

Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, это же стремление есть и в каждом ребёнке. Однако познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности, оно не возможно без таких качеств как активность и самостоятельность, уверенность в себе и своих силах. Для детей младшего возраста необходимо ощущения защищённости и безопасности. Поэтому от того, какую воспитатель создаст атмосферу в группе, зависит, насколько проявится и разовьётся интерес к окружающему миру у каждого ребёнка, стремление узнавать и учиться новому.

В разном возрасте познавательная деятельность детей отличается друг от друга. На пример мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно – манипулятивная игра. Что это такое? Это самостоятельная игра ребёнка, в ходе которой он, манипулируя предметами , знакомится с их внутренним устройством, соотнося их по размеру и форме . Очень важно создать в группе положительные условия для этой игры, так как именно в ней развивается интеллект детей третьего года жизни .

Для этого необходимо : * создать в группе положительную атмосферу; * обеспечить разнообразие предметно – развивающей среды ; * предоставить свободный доступ к предметно – развивающей среде ; * поощрять самостоятельность и любознательность детей .

Мышление детей с 3 до 4 лет отличается то малышей, они уже достаточно хорошо владеют речью, чтобы выражать свои мысли словами, а не жестами. Они хорошо владеют существительными и глаголами, и теперь основная задача – усвоение прилагательных. Для этого необходимо научить ребёнка выделять отдельные признаки предметов , такие, как цвет, размер, форма . Чтобы ребёнок это усвоил, воспитателю необходимо обращать внимание детей на признаки предметов и использовать их в своей речи. При этом разницы между познанием и игрой не существует. Ребёнок учится в процессе жизни. Его мир – это мир «здесь» и «сейчас» . Его внимание поглощено реальными вещами и людьми, окружающими его в данный момент. Играя, ребёнок в этом возрасте получает богатый опыт взаимодействия с миром, и он часто нуждается в том, чтобы воспитатель объяснил ему полученный опыт.

Мышление детей с 4 до 5 лет – это возраст «Почемучек » . В этом возрасте дети хотят всё знать «Зачем?» , «Почему и т. д. Они способны мысленно представить себе то , чего никогда не видели. Они очень любят слушать рассказы взрослых и задают множество вопросов. Мышление делает огромный скачок вперёд. Теперь дети начинают интересоваться процессами, как упорядоченными системами событий. Основной способ познания для ребёнка этого возраста – это рассказы взрослого. Поэтому воспитателю нужно как можно больше рассказывать детям, отвечать на их вопросы, и задавать вопрос самим детям, т. е. побуждать их думать, размышлять. При поиске ответов нужно размышлять вслух вместе с детьми. Как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не на специальных предметах , чтобы дети увидели, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Таким образом – элементарные математические представления в детском саду не должны разрушать естественность жизни детей . Задача воспитателя открыть ребёнку красоту и богатство окружающего мира, и любое знание - лишь средство решения этой задачи. Планируя свою работу воспитателю нужно постараться включить математику не принуждённо в разные виды деятельности. Это позволит благополучно избежать фронтальных математических занятий , которые так утомляют детей . Тогда маленькие дети, будут учиться, не зная, что это математика .

Педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе.

- Ж. Ж. Руссо писал : «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребёнка свой срок и час постижения.

Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу) .

Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.

Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей .

Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.

Принудительное обучение бесполезно.

Только имея с ребёнком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Лучше слышат того, кто тише говорит.

ГДЕ ЧЕЙ ОБЕД?

Подбери каждой шапочке пару рукавичек.

Нарисуй в каждом квадрате недостающий предмет .

Организация предметно – развивающей среды для формирования элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста.

Математика – серьёзная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала , но также форма его подачи , которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только чёткими математическими умениями , но и познавая окружающий мир.

Непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно – развивающая среда .

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала , в группе был оформлен математический уголок «Занимательная математика » . Организация уголка осуществлялась с активным участием детей , что создавало у них положительное отношение к материалу , интерес, желание играть. В художественном оформлении уголка использовались геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы . В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того , чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Это

Настольно – печатные игры («Подбери узор» , «Собери цифру» ,«Веселый кубик» , и т. д);

Игры для развития логического мышления : («Игры с палочками Кюизенера» , «Игры с блоками Дьенеша» и т. д.);

Головоломки («Лабиринт» , «Игры со счетными палочками» , «Головоломки» и т. д.);

Логические задачи («Какие цифры поменялись?» , «Найди похожую фигуру» , «Только одно свойство» и т. д.);

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов фигур («Матрешка» , «Геометрическая мозаика» и т. д.)

Игры на развитие ориентировки в пространстве («Найди похожую» ).

Все они интересные и занимательные . Особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характер : «Танграм» , «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре.

По мере освоения детьми игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным материалом .

Главной задачей педагога является : стимулирование проявления самостоятельности в играх, поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм

Добиваясь самостоятельной деятельности я руководствовалась следующими правилами :

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий.

2. Совместная игра с ребёнком, с подгруппой детей . Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.

4. Организация разнообразных форм деятельности в уголке : соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт, вечеров досуга, математических развлечений

Организация в группе уголка занимательного математического материала дало положительные результаты : дети научились рассуждать, обосновывать ход поисков решения задач; находить несколько вариантов решения проблемных математических ситуаций . Появилось желание занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Математика на прогулке

Математическое развитие дошкольников – это сложный процесс, это не только умение считать и решать арифметические задачи, но и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами , знаками, символами.

Наша задача – развивать эти способности, дать возможность малышу познавать мир на каждом этапе его взросления.

Богатейший источник для расширения математического кругозора детей являются прогулки .

Если вы не дадите ребенку шанс поискать вокруг себя математические факты , то он их не заметит и не проявит к ним интерес самостоятельно. Внимание дошкольника избирательно, и, если его не направлять на что – то специальное, это «что – то» он может не заметить. Поэтому важно задать простой вопрос : «Что ты видишь?» Обязательно дайте ребенку время еще раз посмотреть вокруг, не торопите его.

Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращайте внимание на количество, величину, форму , пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; сколько этажей в доме справа или слева от вас; какой формы листья березы ).

Предложите ребенку посмотреть вокруг и найти парные предметы : у птицы 2 крыла, 2 лапки; у собаки (кошки) 2 глаза, 2 уха. Спросите, чего у людей по два : две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, две ступни, две пятки. Ребенок может не только назвать, но и показать их.

Играя в песочнице, предложите малышу сделать из мокрого песка куличики с помощью формочек разного размера . Сравните их по величине. Найдите одинаковые. Спросите, сколько каких куличиков? Каких куличиков больше, меньше?

Можно вместе собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем попробовать отгадать, в каком букете больше листьев, и обосновать свой ответ. Не подсказывайте, как это сделать. Пусть ребенок самостоятельно найдет способ решения : разложит листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листья из другого.

Предложите нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (косынка, балалайка, дорожный знак) .

Гуляя в парке, обратите внимание ребенка на тонкие и толстые стволы деревьев. Предложите , обхватив их руками, определить , какие из них толще. Можно вместе поискать толстые и тонкие сучья, высокие и низкие предметы .

Зимой дети любят лепить снеговиков, уделите немного времени, порадуйте ребенка, а потом спросите, какие по величине шары они скатали? Какой шар внизу? Какой наверху? Который по счету самый большой шар? А шар поменьше который по счету?

Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите ребенку перепрыгнуть через них. Спросите, через какие дорожки легче перепрыгнуть. Почему ?

Наблюдая, как дети катаются с горки, уточните, сколько детей спустилось , кто был первым, третьим, пятым и т. д. Кто забрался выше всех, кто - ниже? Кто первым поднялся на горку, кто - вторым?

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .

Помоги бабочке

На кого похожа

Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей – то плач под кустом.

– Я-я-я, потерялся.

Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.

– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.

– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.

Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.

Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.

Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.

– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.

– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.

– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.

Значение элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста…. 3

Игры для маленьких почемучек… .6

Организация предметно – развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…. 11

Математика на прогулке…15

Мама, прочитай сказку…. 18