Знахарка матушка меланья. Елецкий Знаменский женский монастырь и судьбы его насельниц в годы советской власти (комментарий в интересах нации)

"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.
- Да, обитель посмотреть!
- Обитель у нас, господин, необыкновенная. Истинное умиление!.. От самой затворницы, от Мелании строгость такая заведена. Настоящие ангелы, только что в человеческом виде! - разом расчувствовался он.

Этих-то ангелов повидать и с ними познакомиться ехал я на так называемую Каменную гору, где на краю Ельца стоит Знаменский девичий монастырь. Вид монастыря издали замечательно красив. По горе по песку идёт террасами громадная каменная лестница. Вверху, за стенами, видны купола храмов…".
Немирович-Данченко В.И. Женская обитель. Святые горы. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб., 1904.



"2"
Знаменский монастырь, возрождаемый ныне по благословению преосвященнейшего епископа Никона в городе Ельце - втором по значению духовном центре Липецко-Елецкой епархии, расположен на вершине так называемой Каменной горы.
По преданию, именно здесь какое-то время располагался древний Елец домонгольского периода. Место это, до построения Знаменского монастыря, именовалось "Старое городище".



"4"
Монастырь был основан, трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе.
В переписных книгах 1690-х годов в Знаменском монастыре числятся две церкви: Рождества Богородицы древнего строения и Никольская нового. В 1764 году, в связи с учреждением духовных штатов женский монастырь указом Екатерины II был упразднён, но инокини его не покинули, а в храме Николая Чудотворца продолжились службы. Во время большого пожара в Ельце 1769 года все монастырские постройки, в том числе Никольская церковь, сгорели.


"5"
На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились. В 1770 году силами монахинь был построен новый деревянный храм, освящённый во имя Иконы Божией Матери "Знамение".


Возрождение Никольского храма состоялось лишь в начале XXI века. В 2006 году по проекту елецкого архитектора А.В.Новосельцева, в древней части монастыря, там, где до пожара 1769 года стояла церковь святителя Николая, был заложен новый деревянный храм. Строительство церкви заняло менее года, и 31 декабря она была освящена епископом Липецким и Елецким Никоном.



"9"
Монастырь долго оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались.
Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I.


"10"
В 1779 году святитель Тихон Задонский, посетивший монастырь, указал место строительства каменного собора. Сёстры, укреплённые благословением Святителя, приступили к постройке каменного храма. В период 1804-1813 гг. на территории монастыря велось сооружение большого каменного храма с главным престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".


"11"
После революции 1917 года Знаменский монастырь и его собор продолжали действовать. В 1922 и 1923 годах из храма была изъята церковная утварь.
В марте 1929 года монастырь был "ликвидирован", а его здания (в их числе и собор) переданы под жильё семьям рабочих елецких заводов. В июле 1929 года из соборного храма изъяли всё имущество. В 1937 году начался разбор Знаменского собора: снята железная крыша, сломан пол и междуэтажные перекрытия. Во время войны храм был окончательно разобран, нетронутым оказался лишь его фундамент.


После передачи монастырского комплекса РПЦ в 1997 году, уцелевший фундамент собора был расчищен, но его восстановление состоялось лишь после возрождения Знаменского монастыря в 2004 году. В 2005 году начались работы по строительству Знаменского собора по сохранившимся архивным чертежам.
Ныне храм полностью выстроен, освящён и действует.





"17"
В 1778 году в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания, великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году. Святитель Тихон, бывая в Ельце, навещал отшельницу. Тогда то он и указал место для будущего каменного храма.


"18"
История Меланьи Затворницы, её жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность заслуживают особого внимания и могут служить поучительным примером.


"19"
Ельчане считали, что она имела дар предвидения и исцеления больных, часто обращались к ней за советами в решении своих житейских дел.

Мелания (Пахомова) ( - ), затворница Елецкого Знаменского монастыря

Родилась в г. в слободе Ламской Елецкого уезда Орловской губернии, в бедной благочестивой семье. Трудолюбивая, молодая и красивая девица Мелания с юных лет возлюбила Господа. Она избегала мирских удовольствий, часто проводила время в храме. Когда после смерти родителей ей предстояло вступить в брак, она тайно покинула дом и в году поселилась послушницей в Знаменской обители на Каменной горе . Узнав о местонахождении Мелании, родные настойчиво просили её вернуться домой и вступить в брак, в противном случае грозились лишить её наследства. Но она осталась непреклонна.

В Знаменском монастыре Мелания подвизалась 58 лет в непрестанном посте и молитве. Из пищи принимала лишь хлеб и воду. Носила всегда ветхую одежду с частыми заплатами.

Двадцать два года в монастыре жила с Меланией младшая сестра ее Екатерина. По кончине ее Мелания начала юродствовать , но начались искушения, и ее отговорили от подвига юродства современные ей подвижники: о. Иоанн Жданов, Иларион Троекуровский и юродивый Иоанн Каменев.

6 августа г. Мелания, приобщившись Святых Христовых Тайн, приняла на себя добровольный подвиг затворничества . С этого момента до самой кончины (17 лет) она не выходила из своей кельи, усилив свои духовные подвиги. Она стяжала дар прозорливости и духовного врачевания телесных и душевных недугов.

Скончалась 11 июля года. Она найдена лежащей на полу своей келии, с лицом, обращенным к образу Спаса Христа. Похоронена вблизи соборной Знаменской церкви.

Дивные знамения сопровождали ее кончину. Виден был путниками, возвращавшимися из Задонска, огненный столп, стоявший над Каменной горою. Совершались многочисленные исцеления больных. Многочисленные чудеса, истекающие от ее гроба, побудили монастырское начальство завести особую книгу для их записи, а почитатели блаженной соорудили над ее гробом чугунный памятник-часовню.

Видео

Елецкая подвижница Мелания затворница. Программа "Свет миру" телеканала "Союз"

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • К оглавлению: книга «Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе».
  • Книга «Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе».

    Восстающий из руин

    Когда отгремели последние залпы победного салюта 1945-го, в Елец стали возвращаться инокини разоренного Знаменского монастыря, у которых закончились сроки пребывания в лагерях и ссылках. Руины возлюбленной обители и затворенные двери городских храмов встречали их. Лишь в кладбищенской церкви во имя Казанской иконы Божией Матери теплились свечи и совершались службы. А потохлу и стали некоторые из вернувшихся матушек подвизаться при храме алтарницами. О судьбах этих последних Знаменских монахинь, опочивших в Ельце , и похороненных на старом здешнем городском кладбище, поведала елецкая старожилка В. М. Полева.

    Вот камень, под которым упокоена монахиня Матрона, отошедшая ко Господу в 1958 году. Отбывала срок «в таёжном краю, в глухих местах». С ней разделяли лагерные тяготы матушки Акулина и Пелагея. Вместе и вернулись, вместе трудились в Казанской церкви. Рядом покоятся ныне.

    Не оставлена памятью людской и могила матушки Марии (в миру - Гридневой или, по документам, - Гриневой). 10 лет отбыла она в лагерях, добиралась в Елец без копейки денег, где пешком, где людскою милостью. И все же сподобил Господь ее благополучно преодолеть огромное расстояние, чтобы упокоится в конце-концов в благословеной святителем Тихоном елецкой земле.

    Монахиню Меланию вспоминают как «молчаливую». Имела от Господа благодать молитвенную, а потому часто звали ее читать Псалтирь по усопшим. Мелания читала всю ночь стоя. Когда же предлагали присесть, отвечала коротко: "Я трудиться пришла, а не сидеть". Отпевал ее архимандрит Исаакий (Виноградов).

    Кстати будет заметить, что этот славный не только в Ельце иерей, весьма многое сделал для того, чтобы покоить столь многое претерпевших в советских лагерях каменногорских молитвенниц.

    Он, а позднее - и соратник его на поле битвы духовном - иеросхимонах Нектарий (Овчинников) немало потрудились, не только помогая тем матушкам, что приходили в храм и были известны. По их благословению, как вспоминает В. М. Полева, бывших Знаменских монахинь, втайне доживавших свой век по елецким квартирам, специально разыскивали, чтобы утешить и дать им возможность по-христиански отойти в мир лучший.

    Вот, например, история монахини Анастасии. После разгона монастыря она поселилась у одной учительницы, пасла ее коз. Но в конце 1930-х мать Анастасия была арестована и осуждена на 10 лет. После ссылки вернулась в Елец , пришла к той же учительнице. «Примешь?». «Не могу я тебя принять, - говорит со слезами учительница. - И прогнать не могу. Если согласишься в подвале жить и никуда не выходить, то оставлю». Анастасия согласилась. Так и жила в вынужденном затворе. Знала об этом только соседка. Уж и Сталин умер, а.она все в подвале жила. Но вот умерла и приютившая Анастасию учительница. А тут еще дом покосился, крыша под снегом проваливаться начала. Пришла комиссия, чтобы решить, что с таким жильем делать. Начали осматривать дом, и обнаружили мать Анастасию в подвале, где пол снегом был занесен. К счастью, времена уже другие были. Члены комиссии только заахали сочувственно, как же, мол, так жить можно и предложили ее оформить в дом престарелых. Но мать Анастасия только и сказала начальнику комиссии: «Это, деточка, ничего. В Сибири куда страшнее было. Так что, никуда я отсюда не пойду». И оставили ее в покое, пока с аварийным домом бумажная волокита тянулась.

    «Так и доживала она в подвале, - рассказала нам В. М. Полева. - Только, как все это открылось, мы узнали, рассказали отцу Николаю Овчинникову из Вознесенского собора. Он тут же денег дал. "Идите, - говорит, - наймите монтера, пусть ей свет в подвал проведет. Да печку туда поставьте". Так, с его благословения, мы матушку Анастасию и дохаживали. И похоронили. Было это уже в начале 1960-х».

    Некоторые из бывших монахинь Знаменского монастыря трудились в миру. Так еще одна матушка, носившая имя Анастасия, трудилась по возвращении из ссылки на кирпичном заводе.

    По сохранившимся архивным документам известна судьба Марии Нагавкиной, осужденной на 5 лет по «Задонскому делу» в 1929 году. Она благополучно пережила заключение, была участницей Великой Отечественной войны, дослужилась до офицерского чина. После Победы продолжала службу в Советской Армии. В 1950 году, 16 апреля, генерал-майор Российский, и.о начальника контрразведки «Северной группы войск», базировавшейся на территории Польши, запрашивал «в порядке проверки» уголовное дело Нагавкиной М. С. «офицера Советской Армии, находящейся за пределами СССР»...

    Вот, собственно и все, что на сегодня известно о судьбах бывших монахинь и послушниц Каменногорья. А ведь было их на момент прихода к власти безбожников, объявивших себя властью рабочих и крестьян, около 300. Но уже к концу 1960-х годов об этом мало кто помнил. Так что, хоть и минула остатки монастырских стен и башен Каменногорья горькая судьба взорванных в те годы елецких церквей, казалось, что и их со временем ждет тот же горький жребий - быть разрушенными если не дерзновенной рукой человека, то уж точно - неумолимым временем.

    Меж тем случилось иное - разрушена и повержена оказалась та самая власть, что от имени народа ополчалась восемь десятилетий против церкви Православной. Все чаще открывались двери возрожденных храмов, стали восставать из небытия и иноческие обители...

    В конце 1990-х годов инициативная группа православных ельчан взялась за возрождение порушенной обители.

    На обращение помочь в расчистке от строительного мусора и зарослей на занятой жилой застройкой территории монастыря, ремонте колокольни на первых порах откликнулось немало добровольцев из числа горожан. Вывезли немало мусора, расчистив руины, установили установили крест, обустроили и предполагаемое место упокоения чтимой подвижницы благочестия - затворницы Елецкой Мелании. Сюда потянулись верующие, стали приезжать паломники.

    Но основные труды по возрождению Знаменского монастыря начались, когда Елец стал вторым по значению городом основанной в 2003 году епархии Липецкой и Елецкой. Возглавивший епархию преосвященнейший епископ Никон (Васин), чуть ли не с первых дней возымел попечение о действительном возрождении древней елецкой святыни, становление которой проходило некогда под окормлением святителей Митрофана и Тихона.

    И в Светлую седмицу 2004 года епископ Липецкий и Елецкий Никон благословил архимандрита Севастиана (Щербакова) быть духовником возобновляемой сестрической общины Каменногорья и осуществлять координацию восстановительных работ.

    Вместе с архимандритом Севастианом в Елец , на «пепелище» некогда знаменитого монастыря, во второй половине июня 2004-го прибыли 25 матушек, избравших для спасения стезю монашескую, дабы своими трудами и молитвами способствовать скорейшему возрождению древнего Знаменского монастыря.

    Первым делом выкупили у тех, кто по воле власти заселил бывшие монастырские кельи, два практически брошенных домика. В них и разместились.

    Спать первое время приходилось на деревянных нарах в 2 яруса. Трудиться - от рассвета до заката, расчищая заросли кустарника, густо покрывшие бывшую монастырскую территорию, убирая строительный мусор. Но матушки не роптали на скудость жизни и выпавшие на их долю тяготы.

    А мы и не должны привязываться к вещам, - рассказывала в одном телеинтервью тех первых дней сестра Херувима - старшая монахиня Елецкого монастыря. - Не положено. И слава Богу, что быт у нас настолько скромный. Постель вот такая, очень скромная. Убогая, можно сказать. Постель, духовные книги и наше облачение, - чего еще желать? И за то спасибо, что Господь посылает нам возможность руками потрудиться во славу Его.

    Старания матушек нового Каменногорья столь много успевших сделать за лето и начало осени первого своего года не остались незамеченными и высшей церковной властью. 7 октября 2004-го в Патриаршей резиденции в Троице-Сергиевой Лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором, в числе прочих вопросов заслушан был рапорт преосвященного епископа Липецкого и Елецкого Никона о благословении на открытие в городе Ельце Липецкой области Знаменского женского монастыря. И Синод постановил благословить открытие Елецкого Знаменского женского монастыря. Так, спустя три четверти века, вновь появилась в реестре монастырей российских и возобновленная каменногорская община.

    А уже в середине декабря возобновляемая монастырская звонница обрела голос - епископ Липецкий и Елецкий Никон освятил в Ельце колокола женского Знаменского монастыря. Чин освящения совершен был с большой торжественностью. Сначала правящий архиерей отслужил праздничную литургию в Вознесенском соборе, а затем крестный ход проследовал через весь город до Знаменского монастыря. По освящении, колокола, числом семь, обретенные попечением местных христолюбивых благотворителей, были подняты на звонницу старинной, чудом уцелевшей колокольни. И с тех пор вновь звучит над округой Знаменский благовест.

    В 2005 году завершены были строительные работы на комплексе у святого источника, включающем часовню, святой колодец и купель. Освящение закладного камня часовни во имя состоялось 12 июня года предшествующего, накануне праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. На полное же завершение довольно серьезного объема работ потребовалось меньше года. При огромном стечении ельчан и паломников из других приходов епархии епископ Липецкий и Елецкий Никон освятил часовню и купель, возведенные у издревле почитающегося святого источника, струящего свои воды из-под Каменной горы. Сюда из обители ведет крутая, мощеная камнем лестница, недавно отремонтированная и снабженная изящными коваными перилами. Полностью отремонтированы и южные Святые ворота.

    Велось строительство и непосредствено на расчищенной территории монастыря. Так что за минувшее с первых дней время, попечением архимандрита Севастиана и матушки Херувимы удалось обеспечить вполне сносный быт для сестер. По осени 2006 года с здесь спасались 11 монахинь, из коих три облачены были в схиму, и 5 рясофорных послушниц да еще те, кто только проходит искус послушания. Всего 45 насельниц.

    Для сестричества выстроен общежительный келейный корпус. Рядом - трапезная (площадью 200 кв. м.) в два зала - для насельниц и для паломников. Есть современно оборудованные прачечная и баня.

    Наладилось в обители и свое подсобное хозяйство. Небольшое, но для невеликих монашеских бытовых запросов весьма полезное. На свободной земли занялись огородничеством. Завели коров и кур. Есть лошади - помощницы в делах огородничества и во внутренних перевозках. Завели овец романовской породы - тут и шерсть на пряжу и овчины на «тулупчики».

    Но главное попечение - о восстановлении разоренного за годы советской власти. Серьезная работа проведена по укреплению и частичному восстановлению сохранившихся стен и башен с южной стороны монастырской ограды.

    К ноябрю 2006 года полностью был завершен внешний ремонт колокольни со Святыми вратами. Построены небольшие кирпичные домики, где разместились кельи руководства обители и административные ее службы. А вот до полного возрождения старательно разрушенного большевиками Знаменского храма пока еще далеко. Хотя за 2006 год сделано было очень многое - завершен нижний и выведены под кровлю стены верхнего яруса. Причем, храм не просто строится, а восстанавливается по старинному проекту, разысканному местным архитектором и краеведом А. В. Новосельцевым.

    Но, чтобы прежнее здание храма во всей красе вновь вознеслось над Каменной горой, надо немало потрудиться. А главное - для этого нужны деньги. И, вполне понятно, при «рыночном» нынешнем строительстве, счет идет на миллионы рублей...

    Немалые деньги нужны и на решение одной из самых больных на сегодня проблем возрождаемой обители - освобождение территории монастыря от появившихся по воле прежней власти в старинных кельях квартирантов. Новая, «несоветская», власть от решения этой проблемы попросту устранилась. А потому и приходится обители за свой счет переселять тех, кто проживает ныне в бывших монастырских кельях. К июлю 2006 года было выкуплено 7 домиков. В одном из первых таковых и была, кстати, устроена домовая церковь обители во имя иконы Божией Матери Знамение - до недавнего времени единственный действовавший храм на территории современного Каменногорья.

    Еще одна малая церковка добавилась к домовой уже в конце 2006 года. За лето-осень завершен был монтаж срубной деревянной церкви во имя святителя Николая, чудотворца Мир Ликийских , установленной ныне в восточной части монастырской территории, близ места, которое почитается как могила матушки Мелании, Затворницы Елецкой. Этот храм сооружен в воспоминание о действительно бывшей когда-то малой деревяной церковке во имя чтимого Русью малоазийского святителя. Новую церковь украсил иконостас работы мастеров из Софрино. Там же изготовлена и церковная утварь, специально заказанная к освящению храма.

    А еще передан в ведение Знаменского монастыря расположенный несколькими кварталами ближе к центру города старинный храм с главными престолами во имя образа Спаса Нерукотворного и Рождества Христова. Его восстановление силами обители уже завершено. Здесь с 2006 года совершаются службы.

    Откуда же берутся средства на масштабное это строительство и возобновление порушенного? «Помощью Божией и милостью людскою», - смиренно улыбается архимандрит Севастиан.

    Но, заметим, милости этой здесь не ждут, сложа руки, а активно ищут. В том числе, используя такой старинный способ, как «кружечный сбор». Стоят в людных местах на елецких улицах Знаменские матушки с кружками для сбора подаяний, едут в другие города с надеждой на отзывчивость и щедрость сердец православных. И Господь, видя такое их рвение, отворяет многие сердца, подвигая благотворить возрождаемой на Каменной горе обители и малых мира сего и великих...

    Подвижницы Елецкого женского монастыря. Мелания затворница.

    В 1759 г. в слободе Ламской, Елецкого уезда, Орловской губ. в бедной, но благочестивой семье Пахомовых, родилась дочь - Мелания, будущая затворница Знаменского Елецкого монастыря, стяжавшая своею строгою жизнью добрую память в народе, неизгладимую даже доныне.

    "С дней отрочества - говорит составитель жизнеописания подвижницы Божией - уже почувствовала она влечение к уединенной, созерцательной жизни". Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою Мелания не искала удовольствий в мире; каждый праздник, каждый, непосвященный сельской работе день, она была в храме Божием, наслаждаясь молитвою, вникая в чтение и пение церковное.

    Ничто мирское не привлекало ее; она жаждала последовать Христу, и когда, после смерти родителей, ей предстояло вступить в брак, то тайно скрылась из дома своего и поселилась послушницею в Знаменской обители. Напрасно родные просили Меланию вступить в замужество, обещая в случае ее несогласия лишить ее дома, наследства и даже любви родственной.

    Но Мелания возложив всю надежду на Господа и на Его Пречистую Матерь, не покинула обители, но осталась в ней навсегда.

    "Дух ее горел желанием подвигов, о которых она внимательно слушала при чтении житий святых …". "В ночное время она не давала себе покоя, но, бодрствуя беспрестанно повторяла молитвы Господу". "Всегда воздержанная в пище, она вскоре могла довольствоваться хлебом и водою и то в меру".

    Вскоре Господь неожиданно послал ей наставление в лице старца Иллариона Троекуровского, посетившего Знаменский монастырь. - Сиди в своей келлии и приготовь себя к совершенному безмолвию и затворнической жизни! Исполни это, а я буду молиться за тебя и Господь поможет тебе! - утешал ее Илларион.

    В августе 1819 г. Мелания, причастившись Святых Таин и помолившись Богоматери, вошла в свою полутемную, тесную келию и не выходила уже из нее до дня своей кончины.

    Уединившись от людей, Мелания, не замечая времени, стояла на молитве иногда по целым суткам. Удивлялись другие монахини, возможно ли, соблюдать такое бодрствование? - Возможно, - отвечала им подвижница, - ибо я от юности приучила себя к бодрствованию в ночное время. Пост и безмолвие помогли мне в этом, а к тому же, когда отягощает меня сон, то за волосы, к стене где набиты гвозди, привязывала я голову, дабы, если в дремоте и наклонюсь, то тотчас могла бы воспрянуть вновь.

    Высоко подвижническая жизнь смиренной затворницы Мелании низвела на нее благодать Божию и праведный Господь щедро обогатил верную рабу Свою необыкновенными дарами, - она могла прозревать, будущее, - иным из посещавших ее она говорила иносказательно, а иным ясно предсказывала в далеком будущем перемену их жизни.

    Раз Мелания послала в дом к благодетельнице своей, доброй купчихе Гавриловой, просить у ней арбуза. Та, будучи занята по хозяйству, на тот раз пороптала, однако послала арбуз. Получив арбуз, блаженная Мелания долго рассматривала его; потом вырезала в нем сердце и, всыпав туда довольно золы, опять закрыла и отослала его обратно. Добрая приятельница поняла эту притчу и раскаялась в своем поступке.

    Две женщины пришли к Мелании попросить молитв и благословения: одна из них, бедная, приготовила ей калач и совестилась, что не имеет более. Другая купила кренделей и помышляла: ну, куда ей столько? Едва подошли они к ее окну и, сотворив молитву, постучались, как услышали, что блаженная Мелания сказала первой: - Я есть хочу. Дай-ка мне твой калач, - и поцеловала его. А другой отвечала: - Вот накупила добра! Сухие да черные! Ешь сама, мне не нужны они. И не взяла их.

    Наступил пост святых апостолов Петра и Павла. Мелания начала приготовляться к принятию Святых Тайн; в самый день причащения священник шел к ней из церкви со святыми дарами, а причетник нес впереди зажженную свечу. Вдруг подул сильный ветер, и свеча загасла. Причетник хотел возвратиться зажечь свечу в церкви, но священник, поторопив его, сказал: - Там зажжем. Когда же прошли весь монастырь и причетник ступил на порог кельи затворницы, свеча у него в руках зажглась сама собою. Он с трепетом поставил ее на стол. По совершении таинства принес свечу горящею в церковь. Это чудное зажжение свещи было всеми замечено.

    Мелания часто приходила в дом Лавровых, которые были ее благодетели, и подолгу беседовала там с отцом Илларионом, будущим известным затворником Троекуровским. Елецкий купец Михаил Иванович Лавров говаривал потом неоднократно: - Я всем моим капиталом обязан молитвам отца Иллариона. С тех пор, как он поместился у нас, Бог благословил дом мой всяким изобилием; и где бы надлежало быть по торговле нашей убыткам, там неожиданно были барыши. И действительно, дом Лаврова с тех пор возвысился, и, умирая, благодетель отца Иллариона оставил трем сыновьям своим богатое наследство.

    В одно время посетил Каменную гору блаженный Иоанн, впоследствии известный Сезоновский затворник, и, разболевшись, пал как бы бездыханен в келье Мелании: она разожгла в кадильнице уголь и ладаном покадила лежавшего, - он встал и, укрепившись, мог беседовать с нею. С тех пор он имел большое уважение к Мелании и говорил многим, что молитвами смиренной Мелании он получал неоднократно исцеления.

    В Елецком Знаменском монастыре затворница Меланья славилась своей прозорливостью. Как‑то раз монахиня Любовь, которая долго страдала опухолью, ломотой и тяжкой болезнью в ногах, послала к ней свою послушницу просить её свя­тых молитв. Мелания дала послушнице щепотку чаю и приказала немедленно напоить больную. На утро больная почувствовала себя лучше и решила, положившись на Господа, больше не беспокоить затворницу из‑за своего здоровья. Спустя некоторое время, уже по другому делу она вновь послала свою послушницу к Мелании. На пути послушница размышляла в себе: «Истинно, наша затворница - угодница Божия!».С этою мыслью и творя молитву, она и постучала в окно Меланьи. Дверь сразу отворилась, и Мелания жёстко сказала ей: - Как ты называешь меня?! Я нищая, слепая! Если ты будешь так называть меня, забудь сюда дорогу! Скажи больной монахине, пусть через недельку купит калачиков, да сама ко мне и принесёт. Так и сбылось. Больная выздоровела без лекарств, к удивлению всех, и в назначенный день сама принесла калачи своей исцелительнице.

    В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, а нередко силою молитвы и телесные недуги людей, наставляя их к христианской жизни, старица Мелания мирно почила о Господе 11 июля 1836 г.

    Старец Сергий сожалел, что в последнее время не сняли портрета с затворницы Мелании, и разговорами своими внушал и другим то же сожаление. Она явилась ему во сне и приказала ему хорошенько заметить черты лица ее. Видел он ее с большим сияющим крестом в руках, и по рассказу его живописец изобразил ее подобие столь удачно, что все знавшие ее лично находят портрет очень похожим. Только не могла рука художника изобразить той неземной уже красоты и славы, которая осиявала ее в этом сновидении.

    Затворница Мелания

    В 1759 г. в слободе Ламской, Елецкого уезда, Орловской губ. в бедной, но благочестивой семье однодворцев, некиих Пахомовых, родилась дочь - Мелания, будущая затворница Знаменского Елецкого монастыря, стяжавшая своею строгою жизнью добрую память в народе, неизгладимую даже доныне (Знаменский-Богородицко-Красногорский на Каменной горе монастырь основ. в XVII ст., до 1683 мужской, затем женский, упразднен в 1764, причем находившимся в монастыре монахиням было предоставлено право жить по-прежнему в келлиях, под начальством избранной ими руководительницы, но на свои средства, возобновлен вновь в 1822 г).

    "С дней отрочества - говорит составитель жизнеописания подвижницы Божией - уже почувствовала она влечение к уединенной, созерцательной жизни".

    Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою Мелания не искала удовольствий в мире; каждый праздник, каждый, непосвященный сельской работе день, она была в храме Божием, наслаждаясь молитвою, вникая в чтение и пение церковное.

    Ничто мирское не привлекало ее; она жаждала последовать Христу, и когда, после смерти родителей, ей предстояло вступить в брак, то тайно скрылась из дома своего и поселилась послушницею в Знаменской обители, недалекой от ее родной слободы.

    Тщетно родные просили целомудренную Меланию вернуться в мир и вступить в замужество, обещая в случае ее несогласия лишить ее дома, наследства и даже любви родственной.

    Я возлюбила Жениха небесного, а не земного, и из любви к Нему, сохраню себя в непорочном девстве! - говорила, недостигшая еще двадцатилетнего возраста, но уже твердая в своей воле, юная послушница.

    Не искала Мелания и тленного, вещественного наследства родителей; возложив всю надежду на Господа и на Его Пречистую Матерь, она не покинула обители, но осталась в ней навсегда.

    Вот как описывает один из выдающихся архипастырей жизнь Малании в Знаменской обители.

    "Дух ее горел желанием подвигов, о которых она внимательно слушала при чтении житий святых отцов и к которым Дух Божий тайноводствовал ее сердце".

    "В ночное время она не давала себе покоя, но, бодрствуя беспрестанно повторяла стихи псалмов и была как бы живой орган Святого Духа, бряцающий немолчную хвалу Господу".

    "Всегда воздержанная в пище, она вскоре могла довольствоваться хлебом и водою и то в меру".

    День и ночь ревностно подвизалась Мелания в посте и молитве, с горячею верою и покорностью принимая внушения стариц-монахинь, беспрекословно следуя их наставлениям.

    Немного лет пожила Мелания одинокою в тесной келлии. Господь послал ей для совместной жизни - родную сестру ее Екатерину, удалившуюся из дома родных ради спасения душевного. Строга была жизнь подвижниц в Знаменской обители, но Мелания терпеливо переносила все, поучая и сестру свою следовать ей и всю себя отдать для служения Богу, для подвигов и молитв.

    "Поистине, чудное и достохвальное их было жительство - читаем мы в жизнеописании сестер-подвижниц. В келлии у них, кроме кувшина с водою и малого запаса сухарей, ничего не было. Одежда их была ветхая и часто подновляемая заплатами. Рукоделиями они занимались не часто, хотя умели и могли хорошо работать; а было у них другое делание, высокое, духовное: они имели обильный источник слез и плакали ежедневно о грехах своих неутешным плачем".

    Двадцать два года прожила Екатерина, разделяя с сестрою подвиги молитвенные и мирно отошла ко Господу, предсказав Мелании, что она достигнет спасения, но путем более трудным, чем избранный ею.

    Смерть любимой сестры опечалила Меланию; долго не могла она успокоить себя, изливая скорбь свою пред Господом и не находя утешения; желая усилить свои молитвенные труды, решила испытать новый вид подвижничества - юродство.

    По попущению Божию, враг человеческий - диавол, злобствующий на подвижницу, восстал на нее искушениями.

    Тоска, скука, нечестивые помыслы стали одолевать Меланию, но твердо боролась она с одолевающими ее искушениями врага.

    День и ночь проводила она в непрерывных трудах, в строгом посте, молитве, коленопреклонении, сердечных воздыханиях и слезах.

    Одно из искушений, а именно явление глубокою ночью духа тьмы в образе "ангела светла", так поразило Меланию, что она уже отчаивалась довести до конца свой подвиг-юродство. Но Господь неожиданно послал ей духовную помощь и утешение в лице подвижника, старца Илариона Троекуровского, вместе с двумя своими сподвижниками, - с одним из елецких городских иереев и юродивым Иоанном, - посетившего Знаменский монастырь в день престольного праздника соборного храма обители.

    Мелания с горькими слезами умоляла старца Илариона и его благочестивых друзей научить, вразумить ее в борьбе с хитрыми обольщениями врага.

    Оставь юродство! Сиди в своей келлии и приготовь себя к совершенному безмолвию и затворнической жизни! - дали совет Мелании друзья Троекуровского подвижника.

    Исполни это, а я буду молиться за тебя и Господь поможет тебе! - утешал ее и Иларион.

    Мелания выслушала наставление и, со свойственною ей решимостью на всякий новый подвиг, дала обещание посвятить себя великому духовному труду - добровольному затворничеству.

    В августе 1819 г. Мелания привела свое обещание в исполнение: приобщившись Св. Таин и помолившись с особенным усердием пред Знаменскою чудотворною иконою Богоматери в соборном храме монастыря, она вошла в свою полутемную, тесную келлию и не выходила уже из нее до дня своей кончины

    Уединившись от людей, Мелания всецело отдалась новым подвигам и, оплакивая свои согрешения, смиренно углубилась в покаяние, беспрестанно молитвенно взывая к Богу.

    Душа ее, объятая пламенем божественной любви, возвышалась нередко до духовного восторга; она, не замечая времени, стояла на молитве иногда по целым суткам.

    Удивлялись инокини обители высокой жизни затворницы.

    Возможно ли, спрашивали они Меланию, соблюдать такое бодрствование в молитве и победить естественную немощь сна?

    Возможно, - отвечала им подвижница, - ибо я от юности приучила себя к бодрствованию в ночное время. Пост и безмолвие помогли мне в этом, а к тому же, когда отягощает меня сон, то за волосы, к стене где набиты гвозди, привязывала я голову, дабы, если в дремоте и наклонюсь, то тотчас могла бы воспрянуть вновь. Высоко подвижническая жизнь смиренной затворницы Мелании низвела на нее благодать Божию и праведный Господь щедро обогатил верную рабу Свою необыкновенными дарами, - она могла прозревать, будущее, - иным из посещавших ее она говорила иносказательно, а иным ясно предсказывала в далеком будущем перемену их обстоятельств.

    В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, а нередко силою молитвы и телесные недуги людей, наставляя их к богоугодной, истинно христианской жизни, старица Мелания мирно почила о Господе 11 июля 1836 г.

    Могила подвижницы находится вблизи монастырской соборной Знаменской церкви и многие из посещающих обитель, в нетщетной надежде получить небесную помощь и утешение по молитве рабы Божией Мелании, служат по ней панихиды.