Причины и последствия кризиса 1929 1933. Что предлагал английский экономист Кейнс


Причины экономического кризиса

Сегодня Украина находится в стадии сильнейшего экономического кризиса: падение промышленного производства, убыточное сельского хозяйства, полное расстройство кредитно-финансовой системы. Страна ищет пути решения своих проблем. Этот поиск большей части населения оказался трудным периодом его существования. Президент, правительство, парламент прилагают все усилия, чтобы выправить положение, но эти попытки зачастую оказываются неудачными. Кажется, забыто, что кризис в экономике - это украинское явление, а хорошо изученное и известное положение, которого существуют выходы.

В 1929-1933 гг. мировая экономика получила урок в виде мирового экономического кризиса. “Великая депрессия”, так еще называют этот кризис, дала миру иммунитет от самой себя. В те годы выход был найден, человечество сделало выводы. Был накоплен бесценный опыт борьбы с этим проявлением экономики.

Положение в экономике США в начале 30-х годов XX века, если судить по специальной и художественной литературе, статистическим данным, было примерно таким же, как в настоящее время Украине. В годы экономического кризиса падение производства США было большим, чем в других странах Запада. Добыча снизилась на 41%, выплавка стали - на 79,4%, стали - на 76%, производство автомобилей сократилось на 80%. Из 279 доменных печей действовало только 44. В целом промышленная продукция к году сократилась по сравнению с 1929 годом на 46%, в т.ч. производство средств производства - 72%. Тысячи фабрик и заводов 6ыли остановлены. Сокращение производства, зарплаты предприятий, недогрузка действующих фабрик и заводов породили огромную безработицу. К марту 1933 года армия безработных достигла 17 млн. человек, не считая нескольких миллионов полубезработных. Причины кризиса в США и нынешнего в Украине разные, но следствия одинаковы. Рассматривая мировой экономический кризис и анализируя его причины и последствия, лучше всего опираться на историю США. Это будет вполне справедливо, ибо эта страна положила начало и конец кризиса.

После Первой мировой войны Западная Европа была истощена экономически и политически. США, в свою очередь, укрепили свои позиции в мире и окончательно стали лидером мировой системы капитализма. Участвуя в войне лишь как производитель оружия и кредитор, США обогатились за счет воюющих стран. Бурное развитие экономики было неизбежно. Это и произошло в период 1920-1928гг. Так в 1929 г. производство автомобилей в целом по стране составляла 5337 тыс. штук, что в 11 раз превышало довоенный уровень. Национальный доход США вырос за 1923-1929 гг. с 74.3 до 86,6 млрд. долл., т.е. на 17%. В конце 20-х годов почти 70% всех фабричных станков было электрифицировано.

Наряду со старыми отраслями в промышленности стали появляться и развиваться новые: химия, электричество и др.

Положение людей в социальной жизни стало улучшаться. Наряду с интенсификацией производства (в 1923-1929 гг. выработка на одного рабочего возросла на 43%) росла и заработная плата, хотя и не так быстро, как производительность. Как на дрожжах, выходил средний класс. Это дало в то время основу для высказываний, что США вступили в эру всеобщего благоденствия и что скоро бедность будет побеждена.

Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в США началась беспрецедентная биржевая паника. В этот день на Нью-Йоркской фондовой бирже было продано 12, 8 млн. акций, что в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа. Позднее этот день назовут “черный четверг”, ибо он ознаменовал собой начало невиданного по разрушительности кризиса. 29 октября 1929 г., когда из рук в руки перешло 16,4 млн. акций, курс ценных бумаг стремительно покатился вниз. Если на 1 октября 1929 г. стоимость акций, котировавшихся на бирже, была 87 млрд. долл., то через месяц, 1 ноября, она составила лишь 55 млрд. долл., произошло понижение цены акций на 37%. Падение продолжалось 3 года. К марту 1933 года общая стоимость акций составляла 19 млрд. долл., т.е. сократилась в 4,5 раза. Биржевой крах был первым проявлением кризиса.

Уже с лета 1929 г. стали сказываться признаки перепроизводства. Кризис охватил промышленность, сельское хозяйство и финансовую систему. Объем промышленного производства начал падать. По сравнению с 1929 г. объемы производства в 1930 г. составляли 80,7%, в 1931 г. - 68,1%, в 1932 г. - 53,8%.

В Западной Европе положение экономики было еще хуже. Так, в Германии кризис поразил хозяйство наиболее глубоко, т.к. экономика страны сильно зависела от иностранных капиталов. Промышленное производство упало на 40%, внешняя торговля в 1932 г. составляла 60% от уровня 1929 г.

Сильно пострадала от кризиса и Франция. Импорт товаров сократился с 4852 млн. франков в 1929 г. до 1740 млн. франков 1935 г., экспорт страны уменьшился с 4178 млн. франков 1279 млн. франков. Национальный доход снизился на 30%. Загруженность мощностей в легкой промышленности составляла около 65% к довоенному периоду. Общее количество безработных - 1,5 млн. человек. Фонд заработной платы снизился на 40%.

Великобритания была в более лучшем положении, чем континентальные соседи. Кризис докатился до империи позже, к 1930 году, и его воздействие на экономику страны было слабее, чем в других странах. Общий объем производства упал на 15%, внешняя торговля сократилась вдвое. Количество безработных достигло 35% от всего числа работающих в промышленности. Особенно пострадали угольная, металлургическая и судостроительная промышленно Англии.

Кроме промышленности, пострадала и финансовая система. Так, в США за годы “депрессии” разорилось более 5760 банков, около 1/5 всех банков страны. Общая сумма депозитов составляла в 1933 г. 3,5 млрд. долл. Ряд крупнейших банков Германии обанкротился. Франция вдвое сократила вывоз своих капиталов. “Депрессия” затронула и сельское хозяйство стран мира. В США кризис сельскохозяйственного производства начался еще в 1920 г; 1924 г. он сменился более сильной формой. В этот период ни цены, ни доходы фермеров не могли достичь довоенного уровня. Падение стоимости сельскохозяйственной продукции особенно сказывал на мелких и средних фермерах. В 1925-1928 гг. с аукционов было продано 547 тыс. ферм, что составляло 87% их общего количества. Сельское население уходило в города. В 1929 г. жителей сельскохозяйственных районов насчитывалось 32 млн. человек, а в 1930 всего 30,5 млн. человек. Сокращалось количество фермерских хозяйств: с 6448 тыс. до 6289 тыс.

Во Франции производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 40%.

В годы кризиса происходит и кризис политической власти странах мира. В США в основные годы кризиса у власти находилось правительство Г. Гувера (1874-1964) - 31 президента С (1929-1932 гг. правления) от республиканской партии. Он был приверженцем минимального вмешательства государства в экономику, такая философия называлась “американским индивидуализмом”. Он ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически, и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынках их уничтожали. В целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности транспортных предприятий.

В феврале 1930 г. была создана Зерновая стабилизационная компания, которая скупала хлеб у фермеров. Затем такая же компания была создана по закупке хлопка. Вся продукция поступала на государственные склады. В 1930-1931 гг. создана государственная программа капитального строительства с общей суммой контрактов 7 5 млрд. долл. Затем создана Реконструкционная финансовая корпорация с уставным фондом в 2 млрд. долл. Эти организации субсидировали монополии и банки. За годы их существования распределилось 2,1 млрд. долл., 2/3 из которых ушли на банки, страховые компании и фирмы. Во второй половине 1931 г. Стальной трест, а за ним и другие крупные компании, объявили о снижении заработной платы. В то же время с переполненных государственных складов началась распродажа сельскохозяйственной продукции, что привело к усилению кризиса.

В годы кризиса, после биржевого краха, многие американцы были шокированы происшедшим на бирже. Все это случилось не в один день, этому предшествовали годы. Миллионы американцев, вкладывая деньги в ценные бумаги, надеялись на рост курса акций (что и происходило на протяжении ряда лет, заметьте - военных для Европы лет), рассчитывали, что это сделает их в скором времени богачами. Для захвата контрольных пакетов акций создавались фиктивные конкурирующие держательские компании. В борьбе за них применялись все средства: и махинации с акциями, и спекуляция, и распространение всяких слухов о компаниях, что и привело к “черному четвергу” 29 октября 1929 г. Произошло это в сложное для экономики послевоенное время.

В годы кризиса были расстроены и финансы. Кредит получить было невозможно. Многие производства из-за этого останавливались.

Можно выделить основные причины кризиса:

Перепроизводство;

Трудность сбыта продукции вследствие неплатежеспособности населения;

Низкая покупательная способность населения;

Неумелая политика администрации, отсутствие государственного регулирования экономикой;

Биржевые спекуляции;

Расстройство финансовой системы.

Как вывод, можно сказать следующее: Америка стала стран безудержной свободы хозяйствования и стихии рынка, нужна была новая экономическая политика. Из-за избытка товаров цены резко упали, сокращение спроса и обострение проблемы сбыта были столько катастрофическими, что закрывались заводы и фабрики, банки и фирмы, шахты и фермы, торговые предприятия и компании. Таковы были причины и последствия того экономическою кризиса или “Великой депрессии”, как называли ее американцы в 1933 годах.

“Новый курс” Ф. Рузвельта

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы под названием “Новый курс”. Отрицая политику “грубого индивидуализма” Гувера, Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления “классового мира” внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Теоретической основой “Нового курса” стало учение английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях господства монополий при капитализме Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении “Нового курса” выделяют два этапа:

I- с 1933 до 1935 гг.;

II - с 1935 г.

Основные мероприятия “Нового курса”:

1. Спасение банковской и финансовой систем. С этой целью запрещался вывоз золота за границу, прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Возобновление функций и получение правительственных кредитов из федеральной резервной системы разрешалось только благополучным, наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. вновь было открыто 4/5 банков, но 2 тыс. банков разрешения на это не получили.

Созданная при Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые два года “Нового курса” сумма займов выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от Золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Девальвация доллара затруднялась торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не решился. Был найден оригинальный путь решения этой проблемы. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам выдавались взамен золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

2. Восстановление промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (торговая палата, фирма “Дженерал моторс”, “Стандарт ойл”, Морган и др.), а также экономисты. Закон вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый предусматривал меры по оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на честную конкуренцию, правила занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования его средств. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер по борьбе с безработицей - создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Oни обеспечивались бесплатным питанием, проживанием, одеждой, им платили 1 долл. в день. На общественных работах в 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев. Основные общественные работы: строительство ГЭС, лесонасаждение, строительство дорог, мостов, аэропортов и др. Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, т.к в конечном счете они определяли условия производства и сбыта продукции.

3. Восстановление сельского хозяйства. В начале 1933 г. принят закон о восстановлении сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

Сокращение посевных площадей и поголовья скота, за что фермеры получали компенсацию и премию, льготы по налогообложению;

Меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.;

Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., продажа разорившихся ферм с аукциона прекратилась.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице, оказывалась помощь больным и инвалидам.

На втором этапе проведения “Нового курса” увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. - 4,9, а в 1938 г. - еще 5 млрд, долл. Оказывалась помощь не только крупному фермерству, но низкодоходным хозяйствам. Все эти меры способствовали выходу страны из кризиса.

Оценивая “Новый курс”, мы должны, прежде всего, отметь то, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли вверх. В результате “Нового курса” в США укрепились позиции крупной буржуазии, концентрация производства и капитала усиливалась.

В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

Экономическая политика фашистской Германии

Сильнейшее потрясение капиталистического мира, происшедшее в 1929-1933 гг., глубоко и серьезно поразило германскую экономику. Это объясняется, прежде всего, ее зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство в Германии упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. промышленных предприятий потерпели крах. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. Усилилось национально-освободительное движение в колониях. На 60% сократилась внешняя торговля. Вновь обесценилась валюта, произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. имелось 8 млн. полностью и частично безработных. Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции - фашизм. "Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов. Ее руководители, склоняясь к мысли о необходимости военной диктатуры, все чаще обращали взоры на фашистское движение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти".

Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких промышленников. Г. Стиннес, Ф. Тиссен, владельцы угольных копей Рура и др. выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Так, глава концерна “Тиссен АГ” финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г, В конце 20-х годов Гитлер сотрудничал уже со стальными королями Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я. Щахт. Через его посредничество нацисты расширили свои контакты с другими крупными промышленниками Германии, в частности, с Фликом, внесшим в так называемый “фонд Гиммлера”, из которого финансировался захват власти нацистами, 100 тыс. марок. Он же подписал и пресловутое письмо, в котором группа немецких промышленников просила президента Германии фон Гиндербурга (1847-1934) назначить Гитлера канцлером Германии. Промышленники Рура отчисляли в кассу нацистской партии по 5 пфеннингов с каждой проданной тонны угля.

Были покровители нацистской партии и среди американцев: Рокфеллер, Морган, Ламо и др. В 1930 г. вложения США в германскую экономику достигли 5% национального дохода. В 1931 г. настоянию президента Гувера прекратились выплаты Германией репараций. В то же время Нью-Йоркская биржа повысила курс акций фирм, имевших вложения в германскую экономику.

30 января 1933 г. по прямому требованию финансовых воротил президент Гиндербург передал реальную власть Гитлеру, назначив его рейхсканцлером. Фашизм в Германии смог прийти к власти благодаря поддержке германского и иностранного (в особенности американского) финансового капитала. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление экономики, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фашизма стала милитаризация Германии. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья, продовольствия, денежные средства передавались руки военных. В ряде соседних стран развернули работу фили; германских фирм.

Внутренний и внешний курс фашизма был связан с подготовкой Второй мировой войны. Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и начал открытое перевооружение страны: в апреле 1933 г. создал министерство авиации, марте 1935 г. ввел всеобщую воинскую повинность. В июне 1935 был заключен англо-германский морской договор, по которому Германия строит свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. С 1934 г. восстановлено колониальное ведомство. Монополии Великобритании, Франции, США финансировали Германию, снабжали ее сырьем, помогали оснащению армии.

Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе крупных капиталистов. Происходит сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами. Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства.

Поскольку одной из хозяйственных задач Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов, налаживалось производство синтетических материалов: искусственного каучука, бензина, пластмасс, химическою волокна. Сырье закупалось в США, Великобритании, Франции.

Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризисный ее уровень в 1934 г. на 50%. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место занимает машиностроение, дававшее около 25% промышленной продукции. Накануне Второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства.

Данные об общественных инвестициях в Германии, млн. рм. Брутто

Инвестиции

Год
1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938
На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500

На транспорт

805 1238 1694 1876 2144 2400 3376

На управление

800 810 1200 1400 1400 1420 1200
В жилищное строительство 150 185 275 220 175 200 250

Из таблицы видно, что с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз. Их удельный вес поднялся с 26 до 76%. Расходы на транспорт увеличились в 4 раза, управление - в 1,5 раза, на жилищное строительство - в 1,7 раза.

Государственный сектор в экономике Германии занимает значительное место. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд., а в 1939 г. - 17 млрд. рейхсмарок. В марте 1936 г. по данным имперского статистического управления в Германии насчитывалось 1085 общественных предприятий. Из них 61 было собственностью империи, 57 - собственностью земель, 25 – собственностью ганзейских городов, 291 - собственностью общин и союзов, 142 - совместная собственность империи и общин. 30% предприятий составляли акционерные общества, 64,4% - общества ограниченной ответственностью и 4,2% - общества частного права.

В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства. Каждый крестьянин превращался в “солдата фронта питания”, обязан есть не то, что ему хотелось, а то, что ему диктовали руководители Имперского сословия по продовольствию - главный орган государства по регулированию сельскохозяйственной продукции.

План экономии английского банкира Дж. Мэя

Экономический кризис 1929 - 1933 гг., поразив ведущие стран мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, увеличилась безработица - в 1932 году она охватила 30-35% всех рабочих.

Однако в Великобритании кризис начался позднее, чем в других странах, - в конце 1930 г., хотя первые симптомы появились в начале того же года. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных был увеличен только один - на пиво. К весне 1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны.

Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышленности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий, хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику. Новый ход экономической мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, он еще открыто не защищал несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций под руководством финансиста Дж Мэя была создана королевская Комиссия по национальной экономии, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором предрекался дефицит бюджета в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или в те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов.

Поскольку доклад Комиссии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

В целом регулирование государственных расходов во время депрессии оказало стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в конце 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован, и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству и в самой Великобритании, и за границей.

Кроме осуществления политики экономии, правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Большое число стран (Скандинавия, Япония и Др.) последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. Конечно, большинство стран отреагировало соответственно, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, т.к. Великобритания также ввела протекционизм. В 1931-1932 г. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых товаров: Великобританию. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно отразилось на английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В стране цены оставались стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., цены возросли: среднем лишь на 10%. Доверие к фунту почти восстановлено, вклады начали возвращаться в английские банки. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса, концу 1932 г. в экономике наблюдались уже первые признаки оздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

Экономическая политика французского правительства Национального фронта

Мировой экономический кризис носил затяжной характер во Франции и резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Правительство Народного фронта создает программу выхода из кризиса, главной задачей которой было удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром - Французским банком. Другое экономической положение программы - требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест за счет снижения пенсионной барьера, организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, реформы системы налогообложения и др.

В мае 1936 г. началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая - начало июня этого года, когда в забастовках принимало участие около 2 млн. человек. Правительство столкнулось с острой проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставили пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по гражданам страны. Усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства. Несмотря на существенное сокращение расходов из бюджета, состояние финансов ухудшалось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Правительство вводит более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличивает налоги на так называемые привилегированные предприятия, облагает налогами сверхприбыли предприятий, работающих на оборону страны, устанавливает контроль за валютными операциями, импортом и т.п.

В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро, покупавшее у крестьян зерно по твердым ценам. Осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.

Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.


  • 4. Цеховой строй средневекового ремесла в Зап. Европе.
  • 5. Торговля в Зап. Европе (XIII – XV вв.).
  • 10. Огораживания в Англии в 15-18 вв.
  • 6. Революции в торговле в эпоху географических открытий.
  • 7. Революция цен в Западной Европе в 17 в.
  • 8. Голландия - ведущая страна торгового капитализма 17в.
  • 9. Меркантилизм XVII во Франции (Кольбер).
  • 11. Протекционизм в Англии в XVI-XVII вв. Навигационный акт о. Кромвеля.
  • 12. Экономические противоречия английских колоний в Сев. Америке с метрополией и война за независимость сша (1775-1783).
  • 14. Социально-экономические последствия промышленного переворота в Англии.
  • 13. Промышленный переворот в Англии в 18-19 вв..
  • 15. Аграрные преобразования Французской революции 1789-94 и экономическое развитие Франции в первой половине 19 вв.
  • 16. Аграрные реформы в Пруссии в первой половине 19 в.
  • 17. Преодоление экономической разобщенности германских земель в середине 19 вв. Германский Таможенный союз.
  • 18. Север и Юг в экономике сша в первой половине 19 вв.Гражданская война в сша и экономические последствия.
  • 22. Англия в условиях утраты пром. Монополии к19-н20гг.
  • 19. Вторая техническая революция и распространение новых организациооных форм капитала.
  • 20. Завоевание сша ведущих позиций в мировом промышленном производстве
  • 21. Экономический рост Германии в 1871-1914.
  • 23. Причины относительного экономического отставания Франции в конце
  • 19-Начале 20 вв.
  • 24. Версальский мирный договор 1919 г. И репарационная проблема, ее решение (план Дауэса).
  • 25. Рационализация американского хозяйства. Экономический подъем сша в 20- е гг.
  • 26. Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
  • 27. Антикризисное регулирование экономики сша в 1930-х гг. («новый курс» ф.Д. Рузвельта).
  • 28. Экономическая политика национал-социалистов в Германии в 1933-1939 гг.
  • 29. Экономика сша и Германии в период второй мировой войны.
  • 30. План Маршалла и образование международных экономических организаций.
  • 26. Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

    Экономический кризис

    внезапный спад , сокращение производства, сопровождающееся банкротством многих предприятий, ростом безработицы , падением курса акций на фондовой бирже и заработной платы

    Причины

    мирового кризиса

    Нарушение традиционных хозяйственных связей, взаимные долговые обязательства перегрузили мировую экономику Зависимость мировой экономики после первой мировой войны от состояния экономики США. Кризис перепроизводства в США технологии массового производства, низкий уровень потребления, неравномерное распределение национального дохода Засилье монополий, отказ от государственного регулирования экономики

    Характер кризиса – циклический кризис перепроизводства

    Цикл рыночной экономики постоянно повторяющийся цикл экономической активности

    экономический подъём

    спад

    кризис

    депрессия (застой, стагнация)

    оживление

    экономический подъём

    спад

    кризис...

    Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг.

    Продолжительность кризиса : в ряде стран продолжался до 1935-1939гг

    Глубина кризиса : объем промышленного производства сократился на 38%, сельскохозяйственного – на 1/3, мировая торговля – на 1/3

    Всеобщность мирового кризиса: охватил все капиталистические страны (наиболее пострадали США и Германия); охватил все сферы хозяйства (промышленность, сел/хоз-во, торговлю, финансы); особенно пострадали традиционные отрасли, на новых (химическая, авиационная) отразился менее резко.

    Безработица в развитых капиталистических странах достигала 26-30 млн. чел.

    Три волны инфляции в капиталистических странах

    (инфляция обесценивание бумажных денег, рост цен ):

    1929-1930 гг . – в аграрных странах

    сентябрь 1931г. – Англия отказалась

    от золотого стандарта фунта стерлингов

    1933г. – отказ от золотого стандарта доллара США,

    обесценились валюты 56 стран

    Кризис ускорил сращивание монополий и государства,

    становление государственно-монополистического капитализма, Падение производства продолжалось 37 месяцев. В среднем оно составило 42% и достигло пика в декабре 1932г. Наибольшее падение произошло – в судостроении металлургии, а также в отраслях производства товаров массового спроса.

    Одновременно с промышленным происходил и аграрный кризис. (Также связанный с перепроизводством.) произошло падение товарных цен – предприниматели не могут погасить долги – сворачивают производство – безработица. Одновременно происходит массовое банкротство банков, т.к. они не в состоянии разом вернуть все деньги вкладчикам. В области внешней торговли устанавливается политика протекционизма. В период кризиса только одна Англия оставалась сторонницей фритредерства), а была наиболее зависима от возможности экспортировать свои товары): её рынки оставались открытыми, но таможенные пошлины были значительно увеличены. Однако ее платежный баланс становится пассивным, ее спасает то, что торговый баланс неторговые расчеты: например, оплата за фрахт судов) продолжает оставаться активным.

    21 сентября 1931г . прекращается размен английских банкнот на золото – крах стерлинговой системы золотого стандарта. 29 октября 1929г . – начало кризиса в США, начался с резкого падения курса акций на бирже в Нью-Йорке. Свои капиталы потеряло около 17 млн. держателей ценных бумаг – происходит резкое сужение внутреннего рынка. 1932г. – 13 млн. безработных (с учетом неполно занятых – 17 млн.) Уровень производства в автомобиле строении составил около всего20-25%. Вплоть до 1932г. правительство не принимало никаких решительных мер. 1932г .– создание Реконструктивной Финансовой корпорации. 8 ноября 1932г . на выборах победил Ф. Рузвельт (до этого Гувер) , ставший 32 президентом США, демократ, в должность вступил только 4 марта 1933г. 6 марта 1933г . - закрытие всех частных банков (для сохранения вкладов на счетах банков, и денег Федеральной резервной системы – золота). 15 марта 1933г . – банки были вновь открыты (открыты были не все банки, а Рузвельт сам заявил, что открытые банки достойны доверия), размен на золото восстановлен, не был. В годы Первой Мировой войны во всех воюющих странах был прекращен размен банковских билетов на золото. Оно было необходимо для осуществления внешних сделок.

    Экономический кризис 1929 — 1933 гг. оказался мировым. Он нарушил все Международные экономические связи, привел к массовому сокращению промышленного производства и других отраслей экономики почти всех государств. Начался он в США осенью 1929 г., далее в Латинской Америке, Западной Европе, других странах Азии и Африки.

    В 1929 году Франция избежала разрушительного действия мирового экономического кризиса. Однако в следующем 1930 году страна почувствовала на себе симптомы большой депрессии. Сначала ее сдерживали значительные государственные субсидии, которые тратились на восстановление разрушенных войной департаментов.

    Наибольшие капиталовложения ушли на сооружение «линии Мажино». Интенсивные работы проводились в 1929 — 1934 гг. на 750 км пограничной линии между Францией и Германией. Безработица не была таким массовым явлением, как в США, Великобритании или Германии, не превышала 1 млн. безработных.

    Во многих отраслях кризис продолжался до 1936 г. В эти годы выпуск промышленной продукции снизился на 1/3, сельскохозяйственной продукции — вдвое, обанкротилось свыше 10 тыс. предприятий, 100 тыс. торговых фирм, немало крупных монополий. Уровень жизни народа снизился втрое.

    С большими трудностями правительство Франции ликвидировало последствия затяжного депрессии. Ему пришлось установить контроль над Французским банком, национализировать ряд отраслей промышленности, в том числе военную отрасль. Под давлением «голодных доходов» забастовщиков, демонстраций государственная администрация повысила заработную плату рабочим и служащим, ввела 40-часовую рабочую неделю, 14-ти дневные ежегодные отпуска.

    Большое значение для выхода Франции из экономического кризиса имели колонии, где она могла сбывать в обмен на дешевое сырье и сельскохозяйственную продукцию свои нереализованные промышленные товары. Хотя государственная администрация приложила немало усилий для преодоления экономических трудностей, однако ей не удалось поднять промышленность к уровню 1929 г.

    Развитие экономики Франции в 30-х годах не было похоже на прогресс английской, немецкой, американской. Оно оказалось особенно медленным, затяжным. Застой в главных отраслях был более продолжительным по сравнению с другими странами. Сохранилось мелкое производство, где работало 40% рабочих и служащих. Это были в основном высококвалифицированные специалисты самых разных профессий (парфюмеры, ювелиры, дегустаторы т.п.).

    Во Франции сильнейшим был процесс концентрации финансово-кредитных учреждений. К 1939 г. несколько крупнейших банков контролировали 86% всех капиталов страны. Французские монополии поддерживали взаимовыгодные отношения с иностранными корпорациями. Банки охотно вкладывали капиталы в промышленность. До начала второй мировой войны успешно действовали десятки франко-немецких картелей.

    Во время первой мировой войны и во времена экономического кризиса внешние экономические связи Франции с зарубежными странами были значительно ослаблены. Однако в конце 30-х годов положение изменилось.

    Французский капитал экспортировали в Центральную и Юго-Восточную Европу, значительную часть направляли в колонии. Из 4,2 млрд. франков иностранных инвестиций 500 млн. поступило во Французские колонии.

    Доля Франции в выпуске промышленной продукции сокращалась. К 1-й мировой войне она составляла 7%, в 1937 г. снизилась до 4%. Это связано с медленным обновлением оборудования, технической отсталостью экономики. Например, замена оборудования в США происходила каждые 5-7 лет, в Германии — 3-4, в Великобритании — 7-8, а во Франции — каждые 25 лет.

    Пошатнулась национальная валюта — франк. Его золотое содержание неудержимо снижалось. Однако последней причиной такого положения была так называемая бегство капиталов из страны. Лишь в 1936-1938 гг. из Франции вывезли 125 млрд. франков. Вследствие этого вдвое сократился национальный золотой запас французского банка. Сразу же снизился курс налога акций на биржах, осуществлялась эмиссия облигаций, других ценных бумаг, сократились вклады граждан в банки.

    В 30-х годах сельское хозяйство также не модернизировалось. Хотя объем его производства по сравнению с 1913 г. вырос на 10%, однако этого было мало, чтобы обеспечить страну пищевыми продуктами. Франция начала ввозить их из-за границы.

    «Курс конкуренции», согласно которому партнеры устанавливали размер производства, цену, делили между собой рынки сбыта, определяли уровень заработной платы работникам и служащим, в сфере сельского хозяйства был направлен на прекращение процесса разорения мелких фермеров. Кроме того, планировалось повысить цены на сельскохозяйственную продукцию, сократив производство и площади посевов.

    За временные убытки фермеры США получали от государства соответствующую компенсацию. С помощью этих субсидий они, закупив новейшие сельскохозяйственные машины, на значительно меньших площадях выращивали такие же урожаи зерновых, хлопка, как и в докризисный период.

    План Дауеса в этих условиях оказался неэффективным. Обеспокоенные экономическим и политическим положением Германии, правительства США, Великобритании, Франции и других стран решили оказать ей помощь.

    Сельское хозяйство Великобритании в 30-х годах отставало от промышленности, никаких признаков прогресса не наблюдалось. Оно находилось в состоянии застоя и лишь на 35% удовлетворяло потребности населения в сельхоз продукции. За ее импорт государство расплачивалось золотом или дефицитными товарами. Мелкие хозяйства разорялись, большие меняли свое положение, применяя новейшую агротехнику, химические удобрения. Однако даже такие высокоразвитые фермы существенно отставали от своих американских коллег.

    Действия по системе Тейлора предоставили возможность американским фирмам значительно повысить производительность труда.

    В 20-е годы усиливается концентрация производства. Большое количество мелких и средних предприятий поглощается крупными корпорациями. На начальном этапе такая концентрация имела положительные результаты: росла производительность труда, снижалась себестоимость продукции. Но в некоторых отраслях промышленности это вело к монопольному положению производителя, который диктовал цены на сырье и готовые изделия.

    Складываются благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокий уровень промышленности обеспечил аграриев достаточным количеством техники и минеральных удобрений. По прошествии десятилетия численность тракторов увеличилась с 246 тыс. до 920 тыс., грузовых автомобилей — с 139 тыс. до 900 тыс., комбайнов — с 4 тыс. до 61 тыс. Интенсивность сельского хозяйства была очень высокой. Американский фермер производил столько продуктов питания, что мог прокормить 9-10 человек.

    Широкому росту производительности в сельском хозяйстве способствовала фермерская организация производства, что базировалась на труде собственников средств производства. Наемная сила на сельскохозяйственных работах применялась сравнительно мало, как правило, во время сезонных работ.

    Широко внедрялись новые технологии возделывания почвы, в частности в засушливых районах.

    Подъем промышленности и сельского хозяйства стимулировал развитие торговли. Товарооборот США увеличился с 36,5 млрд. долл. в 1923 г. до 48,5 млрд. долл. в 1929 г. Расширилась сфера потребительского кредита и других форм финансовых услуг населению. Внешняя торговля развивалась медленнее, чем внутренняя. Это было обусловлено тем, что большинство воюющих стран на середину 20-х годов отстроили свое государство и вступили в конкурентную борьбу за влияние на мировом рынке.

    Во второй половине 20-х годов США вынуждены были компенсировать потерю рынков сбыта в Европе торговлей с СССР. В начале 30-х годов 77% экспортированных тракторов, 5% станков и почти 25% оборудования для горнодобывающей промышленности были поставлены в СССР.

    Успешному развитию хозяйства страны способствовала политика правительственных кругов. В 1922 г. был введен таможенный тариф, который стимулировал торговлю американскими товарами и препятствовал импорту иностранных компаний, широко практиковалась приватизация государственных предприятий, вывоз капитала, особенно в Германию.

    Общая сумма капиталовложений за рубежом на конец 20-х годов достигла 27,7 млрд. долл. Соединенные Штаты признали зонами своего влияния Латинскую Америку, Европу и Канаду, превратившись в крупнейшего экспортера капиталов. Им удалось потеснить или даже вообще вытеснить из многих стран мира английский, французский, немецкий, японский капитал.

    Экономическое развитие европейских стран в 20-х годах значительно отличалось от США. В наиболее благоприятном положении была Великобритания, хотя в годы мировой войны она подверглась значительным человеческим потерям (750 тыс. человек погибло и 1,5 млн. были ранены) и потерям средств производства (торгового флота — около 40%). За годы войны выпуск промышленной продукции сократился на 20%. Во время войны импорт по сравнению с экспортом возрос вдвое. Внешний долг составлял 1150 млн. ф.ст., внутренний — до 6,6 млрд. ф.ст.

    Франция потерпела значительно больших затрат в войне, чем Англия: на фронтах погибло 1,3 млн. и 2,8 млн. человек было ранено, разрушено около 10 тыс. предприятий, уничтожена половина торгового флота; общие расходы составили 134 млрд. зол. франков. Союзникам Франция задолжала более 60 млрд. франков.

    И все же Франция осталась одной из ведущих стран мира. Она получила значительные репарации и высокоразвитые индустриальные районы Эльзас и Лотарингия, немецкие и турецкие колонии, свыше 8 млрд. золотых марок в виде натуральных поставок леса, цемента, угля и т.п.

    В 1929 г. Франция избежала разрушительного действия мирового экономического кризиса. Однако в следующем 1930 г. страна почувствовала на себе симптомы большой депрессии. Сначала ее сдерживали значительные государственные субсидии, которые тратились на продолжение восстановления разрушенных войной департаментов.

    Наибольшая сумма капиталовложений ушла на строительство «линии Мажино». Интенсивные работы проводились в 1929 — 1934 гг. на 750 км пограничной линии между Францией и Германией. Видимо, что миллиардные капиталовложения были выброшены на ветер. Гитлеровские войска, обойдя железобетонную крепость с флангов, захватили ее без боя.

    Безработица не была таким массовым явлением, как в США, Великобритании или Германии, не превышала 1 млн. безработных. Во многих отраслях кризис затянулся до 1936 г. В эти годы выпуск промышленной продукции снизился на 1/3, сельскохозяйственной продукции — вдвое, обанкротилось свыше 10 тыс. предприятий, 100 тыс. торговых фирм, немало крупных монополий.

    Уровень жизни народа снизился втрое

    С большими трудностями правительство Франции ликвидировало последствия затяжной депрессии. Ему пришлось установить контроль над Французским банком, национализировать ряд отраслей промышленности, в том числе военную. Это дало возможность не только восстановить, но и построить новые и модернизировать старые предприятия.

    Перестройка промышленной структуры имела свои особенности. Если в США и Англии структурная перестройка сопровождалась замедлением или застоем традиционных отраслей, то во Франции структурные изменения способствовали развитию как традиционных, так и новых отраслей промышленности.

    Важное значение для стабильного развития имело создание государственных координирующих органов — Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет.

    Наряду с государственными чиновниками в их состав входили также крупные предприниматели. Своеобразную регулирующую роль играл основанный правительством банк «Национальный кредит».

    Характерной чертой промышленного развития Франции в 20-х годах было сохранение большого количества малых предприятий, на которых работало от 1 до 10 рабочих, большинство торговых предприятий и сельскохозяйственных ферм не использовали наемный труд.

    Французские бизнесмены продолжали вкладывать средства не в промышленность, а в ценные бумаги — в 1929 г. доходы от вложений в ценные бумаги втрое превосходили доходы от промышленности.

    Сельское хозяйство развивалось медленными темпами, общий объем его производства на конец 20-х годов почти не вырос по сравнению с довоенным уровнем.

    Относительная стабилизация ведущих стран изменилась в 1929 г. грандиозным кризисом, наибольшим за всю историю. Главными причинами мирового экономического кризиса (1929-1933) стали сверхмонополизация производства, отсутствие любого его регулирования, диспропорция между ростом объемов производства и уровнем доходов значительной части населения.

    Платежеспособность населения уменьшилась, и оно не в состоянии было покупать товары, количество которых все увеличивалось.

    Промышленный кризис сошелся с аграрным перепроизводством. Быстрое снижение цен на сельскохозяйственную продукцию разорило сельские и фермерские хозяйства, что сразу же сказалось на внутреннем рынке.

    Во многих странах образовались ценовые ножницы на промышленную и сельхозпродукцию.

    Кризис нанес ощутимый удар мировой торговле. Уменьшение торгового оборота привело к свертыванию международных связей. Конкуренция международных монополий перерастала фактически в торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами.

    Франция пережила два кульминационный момент развития кризиса — в 1931 и 1935 годах. Производство по сравнению с 1930 г. сократилось соответственно на 44% и 46%. Уменьшились объемы внутренней и внешней торговли.

    Безработица не имела массового характера, хотя неполная занятость была довольно распространенной.

    Аграрный кризис ощутимо ударил по крестьянам. Из-за крайне низких цен, производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, началось массовое уменьшение производства продуктов питания.

    Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса. Общество вступило в завершающую стадию индустриального развития.

    Промышленное производство перешло на значительно более высокую степень, качественно новыми стали производственные отношения.

    «Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем.

    В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно. Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса в этих странах, в ее руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой.

    С этой целью широко использовали кредит, субсидии, ссуды из государственного бюджета, регулировалась налоговая система. В большинстве стран проводилась политика протекционизма.

    Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности.

    Переход к широкому полномочию государственного регулирования позволил восстановить расширенное воспроизведение капитала, найти новые возможности для наращивания экономического и технического потенциала, ослабить остроту социальных конфликтов.

    Сложный и противоречивый путь хозяйственного развития прошли страны мира в межвоенный период.

    Восстановление экономики, ее подъема чередовались с кризисами, в том числе мировым.

    Бесспорным лидером стали США, которые не имели себе равных в аграрном секторе, промышленности, финансовой сфере.

    Не всегда стабильно, а иногда драматично развивалось хозяйство Германии, Франции и Японии. Трагической страницей в истории человечества стала 2-я мировая война, которая нанесла неслыханные страдания сотням миллионов жителей Земли.

    Министерство образования и науки РФ

    Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

    Всероссийский заочный финансово – экономический институт

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по истории экономики на тему:

    Мировой экономический кризис

    (1929-1933 гг.).

    Преподаватель: Байбурина Т.Г.

    Выполнил: Маннанова Д. Р.

    студент группы 11 ФД № 09ФФБ02860

    Введение.

    Кризис 1929 – 1933 гг. стал наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим, от которого наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше – на 45%, в Югославии – на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров и т.д.

    Тема «Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.» очень актуальна в наше время. Сегодня кризис в экономике переживает не только наша страна, но и весь мир. В странах Европы растет уровень инфляции, снижаются инвестиции, растут розничные цены, сокращаются заказы как промышленных предприятий, так и промышленного производства. Россия неоднократно переживала кризис: смена экономической модели в начале 80-х годов XX в., обвал рубля в 1998 году и т.д. Кризис 1929 – 1933 гг. наглядно демонстрирует к чему могут привести неправильные действия глав стран, в каком состоянии окажется экономика после кризиса. Его анализ поможет избежать многих проблем, сделать кризис менее сокрушительным, а также произвести прогнозы на будущее развитие страны.

    1. Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

    Экономические кризисы – фазы капиталистического цикла, во время которых происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства. Экономические кризисы проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях.

    Причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Разделение труда, специализация производства, кооперирование в промышленности связывают капиталистические предприятия в единый хозяйственный механизм, для нормального функционирования которого необходимо соблюдение в масштабе всей экономики определенных пропорций между отраслями, производством средств производства и производством предметов потребления, между накоплением капитала и потреблением. Но господство частной собственности, порождаемые ею анархия производства, жестокая конкуренции, эксплуатация труда капиталом приводят к постоянному нарушению пропорций воспроизводства. Некоторые из этих нарушений устраняются спонтанно, другие - усиливаются и накапливаются.

    В системе возникающих в ходе экономического развития диспропорций воспроизводства всегда имеет место нарушение пропорций между накоплением капитала и потреблением. Стремление капитала к самовозрастанию, погоня за прибылью обеспечиваются за счёт замедленного роста (а иногда даже сокращения) доходов и потребления трудящихся. Возникающее отсюда противоречие между производством и потреблением накапливается, доходит до взрывной точки и становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса.

    Поскольку производство товаров переходит границу, поставленную узкими рамками платёжеспособного спроса населения, экономический кризис приобретает характер всеобщего перепроизводства товаров и перенакопления капитала. Экономический кризис завершает один капиталистический цикл и расчищает почву для следующего путём выправления нарушенных пропорций между накоплением капитала и потреблением, производством средств производства и производством предметов потребления. Экономические кризисы резко обостряют классовые противоречия, поскольку вся тяжесть приносимых ими бедствий падает главным образом на плечи трудящихся. Это вызывает усиление классовой борьбы, в ходе которой растёт самосознание рабочего класса, его организованность и сплочённость.

    Экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным потерям для общества, поскольку во время них простаивает значительная часть производственного аппарата и теряют работу сотни тысяч и даже миллионы трудящихся.

    Сроки наступления, глубина и продолжительность экономического кризиса зависят, прежде всего, от степени нарушений основных пропорций воспроизводства во время экономических подъёмов. Но, кроме того, экономические кризисы способны самогенерироваться, поскольку в ходе их происходит обычно падение покупательной способности трудящихся (из-за роста безработицы и сокращения рабочего времени), что ещё больше осложняет условия реализации товаров и препятствует восстановлению временного равновесия между накоплением капитала и потреблением.

    Хотя причина экономических кризисов единая, каждый кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На течении экономического кризиса сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.

    Наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929- 1933 гг., от которого наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии - на 40,2%, во Франции - на 30,9%, в Англии - на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше - на 45%, в Югославии - на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров и т.д.

    Кризис начался в октябре 1929 г. с паники на Нью-йоркской фондовой бирже, когда миллионы акций упали в цене на многие миллиарды долларов. Это был крах рынка ценных бумаг. Так неизбежно должны были закончиться биржевые спекуляции акциями и искусственное завышение их курсов, особенно во время экономического бума 1928-1929 гг. Однако крах на бирже был лишь внешним проявлением глубокого кризиса в экономике.

    Одной из главных причин экономических кризисов, которые являются неизбежной фазой экономического цикла, обычно считается нарушение баланса между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает платежеспособный спрос на них. Чтобы избавиться от затоваривания, производители обычно во время кризиса снижают цены, сокращают производство, увольняют рабочих, резко сокращают капиталовложения. Выравнивание производства до уровня суженного объема рынка служит отправной точкой автоматического выхода из циклического кризиса. Это типичная картина предшествующих экономических кризисов. Однако экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным.

    Во многом «отказ» автоматического механизма выхода из кризиса объяснялся изменившейся структурой капиталистического хозяйства. Концентрация капитала и производства в крупных корпорациях привела к тому, что, обладая относительной монополией на производство, крупные корпорации сдерживали понижение цен, сокращая в то же время объем производства. Небывало затяжной характер кризиса (пять лет в ряде стран) свидетельствовал о том, что традиционный рыночный механизм автоматического выхода из кризиса не работает и, следовательно, должен быть дополнен механизмами государственного регулирования. Затрудняла выход из кризиса и политика протекционизма, которая блокировала процессы международного товарообмена.

    Новая техника и технология, созданные в первой трети ХХ в., уже могли обеспечить массовое производство. Символом новой эры в США стало производство автомобилей. Европа только начала вступать в эту фазу. Для утверждения массового производства нужен был массовый покупатель, массовый потребитель. Экономический кризис 1929-1933 гг. как раз и был проявлением этого несоответствия производства и потребления, предложения и спроса.

    Наконец, кризис породил небывало огромную и застойную массовую безработицу, создал угрозу голода для миллионов людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний, т. е. обострились социальные проблемы.

    В годы экономического кризиса падение производства в Соединенных Штатах было большим, чем в других капиталистических странах. Добыча угля снизилась на 41%, выплавка чугуна на 79,4, стали - на 76, производство автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей действовало только 44. В целом промышленная продукция к 1932 г. сократилась по сравнению с 1929 г. на 46%, в том числе производство средств производства на 72%. Тысячи фабрик и заводов были остановлены.

    Господство монополий в экономике империалистических стран не было главной и единственной причинной Депрессии - произошло переполнение рынка одинаковой, однотипной продукцией.

    Резкий рост концентрации и централизации производства и капитала, характерный для периода стабилизации 20-х годов, способствовал громадному усилению мощи корпоративного бизнеса.

    В то же время значительно ослабло государственное регулирование. Это вновь усилило произвол крупных корпораций, их бесконтрольные действия в сфере экономики. В обстановке нерегулируемого капитализма функционирование корпоративного капитала имело особенно неблагоприятные последствия.

    В 20-ые годы отчётливо проявились не только сильные, но и слабые стороны капиталистической стабилизации:

    • 1. снижение темпов развития, а иногда даже и падение производства в традиционных сферах экономики (добыча угля, судостроение, лёгкая промышленность);
    • 2. недогрузка производственного аппарата;
    • 3. высокий уровень безработицы (число безработных в 1924 - 1929 годах колебалось от 1,5 до 2 млн. человек);
    • 4. кризис перепроизводства, начавшийся в сельском хозяйстве ещё в 1920 г. и не преодолённый до конца 20-х годов.

    Всё это в конечном счёте привело к накоплению условий перепроизводства в отраслях, тесно связанных с потреблением. Вследствие неравномерного распределения доходов сравнительно низкий уровень покупательной способности широких масс населения явно не соответствовал высоким производственным возможностям экономики. Слабая социальная защищённость основных групп общества существенно ограничивала возможности производственных инвестиций, тормозила процесс технологического переоборудования производства и вела к тому, что всё большая часть капиталовложений направлялась не в производство, а в спекуляции на бирже, что ещё больше усилило непрочность экономической конъюнктуры к концу 20-х годов. В 1924 г. расходы на капитальное строительство составляли 76 % всех капиталовложений, а в 1929 г. их доля сократилась до 35 %.

    Неблагоприятно сказывалось и расстройство международной финансовой системы в итоге тех крупных изменений, которые произошли в годы первой мировой войны. США, превратившиеся тогда в одного из основных международных кредиторов, поставили в финансовую зависимость основные страны Западной Европы. Недостаточность финансовых ресурсов в большинстве из них в первые послевоенные годы настоятельно требовала нормализации международной торговли, свободного доступа европейских товаров на американский рынок, но обострение империалистической конкуренции после первой мировой войны привело к усилению протекционизма во внешней торговле, росту таможенных пошлин и в США и в Западной Европе, что стало причиной невозможности уплаты долгов Соединённым Штатам.

    Англо-французский блок пытался решить эту проблему за счёт репарационных платежей Германии. В какой-то мере Америка поддерживала эти планы, хотя официально всё время отрицала связь между репарациями и военными долгами. Однако путь к нормализации финансовой системы оказался несостоятельным, ибо финансовые возможности Германии были явно недостаточными, а предоставление ей свободы в международной торговле противоречило интересам её конкурентов. К тому же политическое руководство Германии систематически саботировало уплату репараций, поэтому крупнейшие страны Запада ради обеспечения уплаты репараций вынуждены были время от времени предоставлять Германии новые крупные кредиты по планам Дауэса, Юнга, что в конечном счёте ещё больше усиливало расстройство международной финансовой системы и непрочность капиталистической стабилизации 20-х г. Наконец, наступление в 1929 г. экономического кризиса совпало по времени с переходом от повышательной к понижательной фазе третьего большого цикла экономической конъюнктуры.

    В США ситуация усугублялась тем, что эта страна, в отличие, например, от Англии и Франции, не имела колоний, куда бы можно было сбывать излишек продукции.