Формирование финансовых ресурсов государства происходит при. Финансовые ресурсы государства

Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно от латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане обозначали кожаный мешок (затем портфель), содержащий документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. Позднее этим словом стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, а с конца XVIII века – уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Но и в этом качестве термин имеет несколько значений и употребляется в разных смыслах.

В материальном смысле бюджет – это денежный фонд находящийся в собственности.

В финансово-организационном смысле бюджет – это финансовый план формирования и распределения денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Как правовая категория бюджет – это финансово-правовой акт, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций государства. Правовая форма, в которые облегается бюджет как финансовый план, предопределяется тем, о каком бюджете – федеральном, субъекта Российской Федерации или местном – идет речь.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

  • Распределительная - проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
  • Контрольная - действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств;
  • Регулирующая - государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

группами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография;

9) здравоохранение;

10) социальная политика;

11) физическая культура и спорт;

12) средства массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:

1) доходы;

2) расходы;

3) поступление нефинансовых активов;

4) выбытие нефинансовых активов;

5) поступление финансовых активов;

6) выбытие финансовых активов;

7) увеличение обязательств;

8) уменьшение обязательств.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между бюджетами.

Виды доходов:

1) налоговые - доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

2) неналоговые:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан;

Иные неналоговые доходы.

3) безвозмездные поступления:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии;

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Иные межбюджетные трансферты;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В расходной части бюджетов предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Их размер устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Средства этих резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской Федерации, порядок формирования и использования средств которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Резервный фонд Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Индивидуальная безвозмездность - каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага;

Уплата в денежной форме - налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; они обязательно должны сокращать денежные средства, принадлежащие налогоплательщику;

Финансовое обеспечение деятельности государства - налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.

Следует отметить и некоторые другие существенные моменты юридического характера, заложенные в понятие «налог», а именно:

Прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

Односторонний характер установления налога;

Уплата налога - обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

Налог взыскивается на условиях безвозвратности;

Абстрактность налога - целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Основной классификацией налогов и сборов, закрепленной Налоговым кодексом является деление налогов по органу власти, который вводит и конкретизирует налоги. В соответствии с данным критерием выделяют федеральные, региональные и местные налоги (ст. 13-15 НК РФ):

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

Налог на добавленную стоимость,

Налог на доходы физических лиц,

Налог на прибыль организаций,

Налог на добычу полезных ископаемых,

Водный налог,

Государственная пошлина,

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

Налог на имущество организаций,

Транспортный налог,

Налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

Налог на имущество физических лиц,

Земельный налог;

Торговый сбор.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

Упрощенная система налогообложения,

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

Патентная система налогообложения,

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

Налоговая система государства – это совокупность налогов и сборов, взимаемых в стране; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговую систему характеризует совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, таких как:

– принципы налогообложения;

– порядок установления и введения налогов;

– система налогов;

– порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

– права и обязанности участников налоговых отношений;

– система налоговых органов;

– формы и методы налогового контроля;

– ответственность участников налоговых отношений.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог).

В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства.

Предложенные принципы налогообложения А.Вагнер в конце XIX в.изложил в девяти основных правила, которые он объединил в четыре группы.

1) Финансовые принципы: достаточность налогообложения, эластичность, т.е подвижность налогообложения;

2) Экономико-хозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал), разумность построения системы налогов, считающиеся с последствиями и условиями их предложения.

3) Этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность налогообложения, равномерность налогообложения

4) Принципы налогового администрирования: определенность налогообложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.

Финансовые ресурсы государства -- это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия (организации), учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат. Понятие «финансовые ресурсы» в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов, и при составлении плана ГОЭЛРО.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Необходимость определения объема финансовых ресурсов связана с определением оптимальной структуры производства, сбалансированности финансовых ресурсов с капитальными и материальными затратами./1,81-84с./

Неточности в определении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансов на результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьшение финансовых ресурсов при определении их объема приводит к структурной несбалансированности, к нарушению финансирования инвестиционных программ.

Объемы государственных финансовых ресурсов определяются, прежде всего, источниками их образования.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях./2,53с./

Одним из главных источников формирования финансовых ресурсов государства выступают денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы -- это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.). /3,43,45с./

Децентрализованные финансы - это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку, преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции: 1) формирования и использования денежных доходов и фондов; 2) контрольную.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно - правовой формы предприятия.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно подразделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства.

Исходя из организационно - правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками./4,37/

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Состояние централизованных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и т.д.

Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

  • - единства законодательной и нормативной базы;
  • - открытости и прозрачности;
  • - разграничения полномочий и предметов ведения;
  • - целевой ориентированности;
  • - научного подхода к реализации намеченных целей;
  • - экономичности и рациональности;
  • - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе./5,83с./

Достижений целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценки материально - технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный сектора экономики.

Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.

Источники формирования финансовых ресурсов делятся на:

  • 1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);
  • 2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Внутренний источник средств, используемых в государстве, один - экономика страны и ее результат./25/

Государственные финансовые ресурсы образуются преимущественно за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц. /26/

Существование налоговых доходов государства обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование производственных доходов - выполнением государством своей предпринимательской функции. К непроизводственным доходам государства можно отнести налоги, государственные займы и эмиссию бумажных денег./6,121,125c./

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др. расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год./7,424c./

Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную, часть финансовых ресурсов страны.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно - предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений; средств от штрафных санкций./8,124c./

Для предприятий различных форм собственности исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, складочном, паевом капитале. Впоследствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются по трем важнейшим направлениям:

  • - собственные и приравненные к ним средства;
  • - мобилизация ресурсов на финансовых рынках;
  • - поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.

В особом положении находятся некоммерческие организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".

Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество, таким образом, может мобилизовать средства на финансовом рынке

Учреждения и организации некоммерческого сектора экономики для осуществления своей деятельности мобилизуют финансовые средства из различных источников. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих предприятий и организаций зависит от двух факторов: характер (вид) оказываемых услуг; принципы организации услуги (платность или бесплатность)./9,431c./

Одной из специфических признаков финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые всегда приобретают специфической формы финансовых ресурсов. в Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, формируемые государством, субъектами хозяйствования и населением и находятся в их распоряжении. Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно является источником ее развития, формируются за счет различных видов денежных доходов, поступлений и отчислений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы государства является целостной системой общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения задач и функций государства.

Они выступают в двух формах:

- централизованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне государства в процессе его финансовой деятельности;

- децентрализованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне хозяйствующих субъектов для обеспечения их хозяйственной деятельности и на уровне домашних хозяйств для обеспечения надлежащих условий жизни членов домохозяйств и их воспроизведение.

Следовательно, финансовые ресурсы, которые существуют в государстве, накапливаются на трех уровнях экономической системы. Фонды финансовых ресурсов аккумулируются прежде всего на микроуровне, то есть в пределах домашних хозяйств. В этом случае источником их формирования могут быть как финансовые ресурсы сферы государственных финансов, так и финансовые ресурсы предпринимательства. То есть финансовые ресурсы на микроуровне накапливаются которую результате создания ВВП, так и вследствие их перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы имеют форму накоплений и вкладов в банковскую систему.

На мезоуровне финансовые ресурсы накапливаются у субъектов предпринимательской деятельности и является непосредственным следствием нового распределения созданного ВВП, Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования имеют форму фондов и капитала хозяйствующих субъектов.

На макроуровне финансовые ресурсы государства являются результатом распределения, перераспределения и централизации ВВП и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов. Государственные финансы состоят, во-первых, из собственно государственных финансов, во-вторых, с региональных финансов, в-третьих, с местных финансов. Базой этих видов государственных финансов являются соответствующие бюджеты - федеральный, региональный, местный, которые являются денежными фондами формирования и использования финансовых ресурсов определенных уровней управления государственными структурами.

Основными источниками формирования денежных доходов государства являются: налоги (от дохода, благ и услуг, капитала, земли, имущества или других видов недвижимости); различного рода сборы (сборы за визы, сборы за разнообразные разрешения и подписи, лицензионные сборы и т. п); так называемые неналоговые источники (субсидии, ссуды путем выпуска и размещения облигаций, доходов от лотереи, доходов от государственной предпринимательской деятельности и тому подобное).

По формам происхождения государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы накопления (прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления) и на ресурсы вторичного распределения и перераспределения (прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов и др). Между распределением финансовых ресурсов государства за источниками формирования существует обратная зависимость: чем большая часть ресурсов в государстве образуется как ресурсы накопления, тем меньшая часть их образуется в результате распределения и перераспределения. Однако эта зависимость не является прямой: например, когда амортизационные отчисления только отражают простое воспроизводство стоимости основных фондов, то количество ресурсов накопления в государстве в целом будет незначительным.

Главным источником ресурсов распределения являются налоги и прибыль. Прибыль напрямую зависит от размера амортизационных отчислений: чем меньше размер амортизационных отчислений, тем больше размеры прибыли и налога с прибыли.

Финансовая деятельность любого государства направлена на решение двух основных задач: во-первых, собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их согласно общественных потребностей; во-вторых, - проконтролировать законность собирания, распределения и использования государственных средств. Государство осуществляет свою финансовую деятельность с помощью соответствующих методов, которые представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Методы финансовой деятельности делятся на три группы:

1) методы формирования финансовых ресурсов;

2) методы распределения финансовых ресурсов;

3) методы использования финансовых ресурсов. Методами формирования финансовых ресурсов являются:

- обязательный метод мобилизации финансовых ресурсов, является ведущим методом и заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Самыми распространенными видами обязательных платежей являются налоги, а также различные государственные сборы;

- добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, который заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предполагает отсутствие императива (повеления) со стороны государства во время осуществления платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и тому подобное.

Методы распределения финансовых ресурсов:

- метод финансирования, который означает безвозвратный, безвозмездный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов;

- метод кредитования, который заключается в выделении средств на основаниях целевого назначения, платности, возвратности и срочности.

Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта, субъектов и тому подобное.

Так, если финансовые ресурсы выделяются из государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств) финансирование приобретает характер ведомственного; выделение средств из целевых фондов - это финансирование из целевых фондов.

в Зависимости от субъекта, который получает денежные ресурсы, и условий их получения выделяют:

- дотацию - помощь, оказываемая предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами. В финансовой деятельности государства используются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это безвозмездная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности применяется также дотация выравнивания^ то есть межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает;

- субвенция - межбюджетный трансферт для применения с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции. С юридической точки зрения, субвенция - это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Субвенция используется как способ бюджетного регулирования с целью сбалансирования бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития;

- субсидию - целевую денежную помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. В бюджетной деятельности субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих звеньев бюджетной системы низшим звеньям для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.

Методы использования финансовых ресурсов:

- метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств, который заключается в том, что государство при формировании финансовой системы одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Так, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда;

- метод определения порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют свое назначение и могут расходоваться только на те цели, на которые они выделены;

- метод установления порядка распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов, с помощью которого государство определяет характер использования этих доходов и, соответственно, предоставляет государственным средствам целевое назначение;

- метод установления компетентными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, благодаря которому государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.

Использование методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов определяется содержанием и характером общественных отношений, которые регулируются государством.

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы , которые являются материальными носителями финансовых отношений .

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме .

Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей .

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения . Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п .

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих .

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
выручка от реализации продукции, работ и услуг;
выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
бюджетные средства;
средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации . Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
взносы учредителей и членские взносы;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
бюджетные средства;
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются :
налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме . Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты :
это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды . Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Материально-вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие от финансов являются реальной категорией. В учебной литературе также даются различные толкования финансовых ресурсов. Впервые оно было введено при составлении первого 5-ти летнего плана СССР, когда был составлен баланс финансовых ресурсов страны.

Признаки финансовых ресурсов:

1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.

2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими.

3. целевая направленность, то есть использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, социальные нужды, управление и т.д.).

Таким образом, финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, и используемые в соответствии с их целевым направлением.

Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике, законодательно закрепляется в определенных НПА.

Важный законодательный акт, в котором закрепляется объем обще- государственных финансовых ресурсов на конкретный год – закон о республиканском бюджете.

Формы мобилизации финансовых ресурсов также устанавливаются государством и они постоянно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства.

Важнейший источник финансовых ресурсов государства― стоимость ВВП. От объема созданного ВВП в первую очередь и зависят объемы мобилизуемых финансовых ресурсов. Таким образом, объем финансовых ресурсов зависит от масштабности и эффективности процесса производства.

Величина финансовых ресурсов, инвестируемых в производство, будет оказывать непосредственное влияние на темпы его роста и эффективность.

Источники финансовых ресурсов государства:

Часть национального богатства государства;

Поступления от внешнеэкономической деятельности.

Виды финансовых ресурсов – материальное выражение конкретных форм финансовых отношений:

2. Неналоговые доходы

3.Другие платежи, уплачиваемые ЮЛ и ФЛ в общегосударственные фонды денежных средств

4. Амортизационные отчисления

5. Прибыль хозяйствующих субъектов

6.Страховые взносы по социальному страхованию, имущественному, личному и другим.

7. Государственные займы: внутренние и внешние



8. Доходы от приватизации государственной собственности и другие.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться как в фондовой так и в нефондовой форме.

Фондовая форма характерна для движения финансовых ресурсов на макро- уровне.

Характерные черты финансовых фондов:

Являются обособившейся частью в общем объеме денежных средств субъекта;

Имеют относительную самостоятельность движения;

Всегда имеют целевое назначение, причем цели могут быть широкие или узкие.

На микро- уровне движение финансовых ресурсов может проявляться как фондовой, так и в нефондовой форме. В отличие от макро-уровня реализация фондовой формы движения финансовых ресурсов менее регламентирована. Предприятия могут формировать фонды накопления, потребления, резервные фондов, если это предусмотрено их учредительными документами. В тоже время есть обязательные фонды (фонд заработной платы).-

В нефондовой форме предприятия используют финансовые ресурсы, в первую очередь, на выполнение финансовых обязательств перед государством, учреждениями банковской системы, страховыми организациями.

Все финансовые ресурсы государства, в зависимости от того, в чьей собственности они находятся, делятся на 2 группы:

Централизованные (общегосударственные);

Децентрализованные (финансовые ресурсы организаций).

Централизованные финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на расширенное воспроизводство и удовлетворение других общегосударственных потребностей.



Государственный бюджет – самый значительный из всех общегосударственных фондов. Объем его доходов и расходов постоянно растет, что связано с объективными экономическими процессами и, прежде всего с ростом ВВП, а так же с действующим в конкретном государстве законодательством.

Основные виды централизованных финансовых ресурсов:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы, уплачиваемые ЮЛ и ФЛ;

Обязательные взносы по государственному социальному страхованию;

Государственные займы (внутренние и внешние);

Доходы от приватизации государственной собственности и др.

В составе централизованных финансовых ресурсов основную долю занимают налоговые доходы. По консолидированному бюджету на 2016 год, эта группа составляет 85 %, а в составе этой группы наибольшую долю занимает НДС (29%).

Кроме того, налог на прибыль (8%) , подоходный налог с ФЛ (15%), акцизы - 7%.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности запланированы 14,4%, неналоговые доходы по плану на 2016 год – 14,1%.

Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы предприятий, организаций, ИП – денежные накопления, поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, других источников, находятся в собственности или распоряжении организаций, ИП и используются на расширение производства, предпринимательской деятельности и удовлетворение других потребностей этих субъектов.

В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы :

- собственные и приравненные к ним средства:

А) прибыль организации

Б) амортизационные отчисления

В) другие формы денежных накоплений

К приравненным к собственным относятся:

А) минимальная задолженность по ЗП работникам, по авансам заказчиков на выполнение определенных работ

Б) минимальная задолженность по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям.

- заемные средства:

А) банковские кредиты;

Б) бюджетные ссуды(займы).