Социально политическая сфера жизни общества. Сферы жизни общества

15.1 Понятие и виды социальных норм

Социальная норма – общее правило поведения, регулирующее наибо-лее типичные ситуации, отношения в целях установления порядка в обществе.

Признаки социальной нормы:

1) общее правило поведения;

2) регулирует наиболее типичные ситуации, отношения;

3) её цель формирование порядка, который достигается путём установления:

Наиболее комфортных моделей поведения;

Моделей поведения предотвращающих конфликты, противоречия между людьми.

Социальная норма помогает сочетать свободу одних со свободой других. С одной стороны, норма задаёт общее направление свободы выбора и действий, с другой, определяет её меру, границу. Вот почему норму называют правилом, эталоном, масштабом поведения.

Социальные нормы разнообразны. По содержанию социальные нормы подразделяются на нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы и т.д. Самостоятельное место в системе социальных норм занимают нормы права.

15.2 Понятие правовой нормы

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения, обеспеченное обществом и государством.

Признаки нормы права:

Является важнейшей разновидностью социальных норм. Ей харак-терны все признаки, присущие социальной норме как родовому понятию;

Представляет собой правило поведения общего характера, вы-ступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия;

Обособленное правило поведения. Право в целом – всеобщая мера свободы и справедливости. Отдельная норма права – лишь частичка данной всеобщности. Каждая норма выражает свой, только ей характерный аспект содержания права;

Официальное правило поведения. Норма права – продукт правотворческой деятельности. Средство позитивного права. Норма права непосредственно связано с государством, его органами. Она результат, прежде всего, проектно нормативной деятельности государства, государственных органов. Статус органов, их деятельность придаёт норме права характер официального правила поведения. Нормы права могут исходить от граждан, их ассоциаций. Такие нормы также имеют юридическое значение. Однако это не связано с властными полномочиями. Это право на саморегулирование. Данное право официально признано;

Носит системный характер, т.е. регулирует отношения не отдельно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими нормативо-регулятивными средствами;

Рассчитана на длительное действие и многократную реализацию;

Формально-определенное правило. Норма права достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, что позволяет ей оказывать во многих ситуациях вполне определенное позитивное направляющее воздействие на субъектов;

Закрепляется в статьях нормативно-правовых документов;

Норма права регулирует как внешнее, так и внутреннее поведение людей. Воздействие на внутренние поведение особенно важно для управомочивающих норм, к осуществлению которых нельзя принуждать. Поэтому необходимо, чтобы субъект принял норму, увидел в ней нужное, полезное для себя, посчитал, что вариант поведения заложенный в ней наиболее предпочтительный. Отсюда ошибочно мнение, что для права, его норм безразлично из каких внутренних побуждений реализует их индивид, т.е. ведёт себя правомерно. Учитывать нужно субъективную сторону не только неправомерного поведения;

Наиболее динамичное правило поведения. Норма права чаще чем, например, принципы реализуются, они наиболее подвержены изменениям;

Действие норм права обеспечивает общество, государство;

Структурно организованное правило. Норма права – единственное из нормативно- регулятивных средств, правило, имеющее структуру, состоит из элементов. Каждый элемент выделен, определён (имеет своё название), содержание и чёткое предназначение (об этом ниже).

15.3 Виды норм права

Основания классификации норм права разнообразны.

По регулируемым правовым отношениям (отраслевой принад-лежности) различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

По форме правила поведения подразделяются на нормы предписа-ния и нормы дозволения. Нормы предписания содержат категорические, строго обязательные требования, не допускающие какого-либо от-ступления или усмотрения. Они имеются в разных отраслях права, однако, преобладают в уголовном, административном праве. Нормы дозволения предоставляют субъектам широкую свободу выбора (усмотрения) и действия, но, с условием не нарушения прав и свобод других людей (диспозитивные, рекомендательные нормы). Нормы дозволения харак¬терны для гражданского, семейного, трудового права и др.

По характеру закрепляемых прав и обязанностей выделяются нормы - материальные (уголовно-правовые, гражданско-правовые) и процессуальные (уго-ловно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

По уровням правового регулирования подразделяются на нормы содер-жащиеся в федеральные, региональных, местных и локальных нормативно-правовых актах.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести Указ Президента о введении чрезвычайного положения в определённом регионе в связи со стихийным бедствием.

По выполняемым функциям можно различать регуля¬тивные и правообеспечительные нормы. Регулятивные нормы направлены на упорядочение фактических отношений, возникающих между раз¬личными субъектами, посредством предоставления им прав и возло¬жения на них обязанностей. Правообеспечительные нормы устанавливают средства стимулирования, охраны и защиты прав и свобод, меры правового принуждения к правонарушителям (поощрительные нормы, нормы, устанавливающие меру наказания).

По способу правового регулирования выделяются управомочи-вающие, обязывающие и запрещающие нормы.

Управомочивающая - норма, закрепляющая возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.);

Обязывающая – норма, закрепляющая обязанность совершать определенные положительные действия (защищать отечество, платить налоги, оплачивать проезд на пассажирском транспорте и т.п.).

Запрещающая - норма, закрепляющая обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, незаконно лишать свободы, грабить и т.п.).

По степени определённости элементов выделяются

нормы абсолютно определенные (точно устанавливающие

условия своего действия, права и обязанности участников правоотноше-ния, юридические последствия в зависимости от правомерности или не-правомерности поведения), относи¬тельно определенные (дающие возмож-ность уточнить, например, содержание прав и обязанностей исходя из сло-жившейся ситуации), и альтернативные (закрепляющие возможность выбора одного или одновременно двух и более. отличающихся друг от друга вариантов поведения; одного из двух или нескольких. исключающих друг друга вариан¬тов поведения).

По кругу лиц, на которых оказывают своё воздействие нормы, они делятся на общие и специальные. Общие нормы распространяются абсолютно на каждого человека и гражданина, все организации, всех должностных лиц, находящихся на тер¬ритории данного государства (конституционные нормы), а специальные нормы - только на определенный круг лиц -муниципальных служащих, ветеранов, студентов, космонавтов и т.д. (например, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).

По субъектам правотворчества различают нормы, исхо¬дящие непосредственно от народа, государственных органов и местных органов власти. В первом случае нормы принимаются непосредственно населением всей страны путем всенародного референдума (так, в 1993г. была принята Конституция РФ), Нормы права могут содержаться в актах регионального и местного референдума. Во втором случае правовые документы, содержащие нормы принимают соответственно, государственные и местные органы представительной и исполнительной власти.

15.4 Структура правовой нормы

Будучи элементом системы права, норма одновременно сама сложное образование, имеющее соб¬ственное структуру. Структура – внутреннее строение данного явления, сочетание элементов этого явления. Структура нормы – это внутренняя её организация, связь её элементов.

Структурными элементами нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент нормы, определяющий условия, фактические об-стоятельства при наступлении или не наступлении которых норма начинает «работать». Образно сказать, оживает. Это: правомерные (неправомерные) действия, юридические события, акты государственных органов события и т.д.

Диспозиция – элемент нормы, определяющий права и обязанности, которые возникают при наличии предусмотренных в гипотезе условий. Диспозиция раскрывает содержание самого правила поведения, т.е. устанавливает, что могут и (или) должны делать (не делать) участники правоотношения.

Санкция – часть нормы права, которая указывает на последствия, наступающие за действие (бездействие). Последствия могут быть позитив-ные и негативные.

Словесная формулировка структуры нормы права может быть выражена так: «если – то – соответственно». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» - диспозиции; «соответственно»- санкция.

Вопрос о структуре правовой нормы относится к дискуссионным. В литературе бы¬ли высказано мнение, будто не каждая юридическая норма содержит обязательно все три элемента. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность - уголовную, административную. Данное мнение не учитывает, что санкции существуют не только негативные, но и позитивные. В любой ситуации роль санкции обеспечить действие всех других элементов нормы – гипотезы и диспозиции. Иное дело, что в тексте нормативного акта все элементы нормы представлены не всегда. В науке была предложена конструкция идеальной нормы или логической нормы права, в которой органически соединены все три элемента: гипо-теза, диспозиция и санкция. Это было сделано для того, чтобы реальная норма (норма в тексте юридического акта) строилась с учетом признаков, характерных норме права как родового понятия.

В учебной литературе сложились следующие классификация элемен-тов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна¬тивные

Простые гипотезы ставят действие нормы права в зависи¬мость от одного определенного обстоятельства (ч. 1 ст. 70 ТК РФ»).

Сложные гипотезы ставят действие нормы права в зависи¬мость от двух и более обстоятельств (ч. 1 ст. 72 СК РФ).

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких перечисленных в норме права обстоятельств (ст. 17 СК РФ) .

Диспозиции нормы права по степени их определенности могут быть определенными, относительно-определеными и неопределенными (бланкетными).

Определенная диспозиция характеризуется тем, что правило пове-дения непосредственно закрепляется в статье нормативного акта (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Относительно-определенная диспозиция характеризуется тем, что участникам правоотношения приходиться либо варьировать свое поведение либо уточнять самим содержание прав и обязанностей. Конечно, всё это производится в пределах, установленных нормой (например, возможность выбора варианта поведения содержит ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Неопределенная диспозиция (бланкетная) характеризуется тем, что правило поведения непосредственно не закрепляется в статье данного нормативного акта. В нем содержится указание в каком или в каких нор-мативных актах находится нужное правило.

Санкции нормы права по степени определенности подразделяются на определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Определенные санкции точно указывают вид и меру наказания правонарушителя (например, штраф и его сумма).

Относительно-определенные санкции разрешают применять меры наказания в определенных рамках - «от - до» (например, лишение сво-боды на срок от трех до… лет).

Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз-можных санкций, из которых можно выбрать любую из них (лишение свободы на срок до… лет, или исправительные работы на срок до…, или штраф).

Позитивные (поощрительные) санкции могут быть определенными и альтернативными (например, ст. 191 ТК РФ).

15.5 Норма права и нормативные обобщения

Учение о норме права – одно из центральных, ключевых в правоведении, а нормативная школа правопонимания, одно из ведущих научных направлений. По существу юристы (учёные и практики) нередко говоря о праве имеют в виду под ним юридические нормы. Многое сказанное в адрес нормы вполне заслуженно.

Право как нормативная регуляция не сводится к нормам или к их си-стеме. Юридическая норма есть одно из её проявлений, один из носителей важнейшего свойства права. Поэтому когда речь заходит о непосредст-венной нормативной регуляции, то с ней должен ассоциироваться весь комплекс нормативных регулятивных средств - нормативных обобщений (принципов, целей, задач, дефиниций) и норм, выступающих внутренней формой выражения права как общей меры свободы и справедливости. Правовые обобщения осуществляют регулятивную функцию на самом высоком уровне абстракции, давая общие ориентиры (критерии правомерности) поведения. Задача норм обеспечить конкретизированное правовое регулирование. В этом проявляется взаимодополнительность нормативных обобщений и норм права. Только при этом условии возможно системное, концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Ориентация же на одни нормы, то есть на явления, наиболее подвергающиеся корректировкам, изменениям со стороны правотворческих субъектов, неизбежно приведет к неверному восприятию закрепленных в праве идей, ценностей, положений, дозволений и запретов, а значит, в итоге к неправильному, ошибочному решению, ограничивающему активность людей и часто делающему ее невозможной.

Сказанное, не снижает ценности нормы права, её места в системе правового регулирования. Любая концепция права ущербна, если она игнорирует роль нормы – самостоятельного, значимого, наиболее распространённого явления регулятора. Не менее ущербно как для обучения, так и для исследования и практической работы видеть в норме права чуть ли не единственный регулятор поведения.

Социальные нормы - это правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Виды социальных норм по механизмам регулирования:


-обычай
-мораль
-норма права
-нормы общественных организаций.Также социальные нормы можно поделить на:
правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

По строгости исполнения социальные нормы делят на:

  • обычаи (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство),
  • манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты),
  • этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах),
  • традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников),
  • привычки (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; может быть групповой, например, спать лёжа, и индивидуальной, например, пить кофе утром, Быть вредной, например, пьянство и курение и полезной (бегать по утрам)
  • нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин),
  • законы (о них позже)
  • табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, каннибализм).

Остановимся подробнее на некоторых из них:

Обычаи - унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов.

Этикет - принятая в особых кругах система правил поведения.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика - наука о морали)

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Признаки морали:

1. всеобщность
2. добровольность

Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:
моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
моральные ценности (ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.)

Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза - экономика
2. господство-политика
3. справедливость - социальная сфера
4. истина
5. красота
6. добро- духовная сфера
7. свобода - все сферы

Основные категории морали:

1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло.
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок.
1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) - поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Право, его признаки, функции

Право - это система общеобязательных, формально определённых, гарантированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные отношения.

Право - единственный государственный регулятор общественных отношений.
Право упорядочивает общественные отношения, устанавливая границы свободы и обязанности участников общественной жизни, запрещая определённые действия.
Право защищает (охраняет) существующие общественные отношения.
Право формирует у граждан уважительное отношение к законам, понимание необходимости их соблюдения.
Право устанавливает жёсткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности, а также меры юридической ответственности правонарушителей, механизм восстановления нарушенных прав.

Основные принципы права :

– справедливость;
– равенство всех граждан перед законом;
– гуманизм;
– законность.

Признаки права:
1.

Социальность - право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
2.
Нормативность (нормативный характер) Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несёт информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
3.
Общеобязательный характер Нормы права адресованы неопределённо большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
4.
Государственно-волевой характер - Право - это проявление воли государства, так как в нём определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоёв населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
5.
Системность - Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих её элементов
6.
Формальная определённость - Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные правовые акты, судебные решения ит.д.), выбор которой в итоге зависит от государства
7.
Обеспеченность государством - Государство как издаёт нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

Функции права

- регулятивная (способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений)
-
охранительная (способность охранять основы существующего строя при помощи различных средств)
-
гуманистическая (способность смягчать возникающие в обществе противоречия и конфликты, защищать права и свободы личности, ограждать её от давления государства и других лиц, создавать условия для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества)
-
идеологическая (способность права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения)
-
воспитательная (развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности)
-
культурно-историческая (вбирает в себя все духовные ценности и достижения народа, общества, передаёт их из одного поколения в другое)
-
социального контроля (определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения)

Источники права.

Формы (источники) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его деи

̆ ствие.

Основными источниками права являются:

правовои ̆ обычай ;
судебныи ̆ прецедент ;
нормативно-правовой акт ;
нормативно-правовои ̆ договор .

Также выделяется:
судебная практика (деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов)
правовая доктрина (изложение правовых принципов представителями власти, юридической науки и практики, которым придаётся общеобязательное значение)
священные книги (сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус (Коран, Библия)

Подробнее об источниках права:
Правовой обычай - Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой.

Юридический (судебный и административный) прецедент - решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при последующем рассмотрении аналогичных дел

Нормативный договор (соглашение, договорённость) - совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - официальныи ̆ письменный документ, в котором содержатся общеобязательные правовые нормы, установленные и обеспеченные государством.

Делится на:

  • Законы
  • Подзаконные акты
Закон – это нормативныи ̆ акт, принятыи ̆ в особом порядке органом законодательнои ̆ власти, обладающии ̆ высшеи ̆ юридическои ̆ силои ̆ и регулирующии ̆ наиболее важные общественные отношения.

По юридическои

̆ силе законы разделяются на:

1) Конституция – основнои

̆ закон государства, закрепляющии ̆ конституционныи ̆ строи ̆ , права и свободы человека и гражданина, определяющии ̆ форму правления и государ- ственного устрои ̆ ства.
2) Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, связанным с Конституциеи
̆ (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебнои ̆ системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
3) Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные раз- личным сторонам социально-экономическои
̆ , политическои ̆ и духовнои ̆ жизни общества (например, Гражданскии ̆ кодекс РФ, Уголовныи ̆ кодекс РФ, Семеи ̆ ныи ̆ кодекс РФ и пр.).
4) Законы субъектов Федерации – издаются представительными органами и распро- страняются только на соответствующую территорию (например, закон Калининградскои
̆ области о муниципальнои ̆ службе в Калининградскои ̆ области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты – это основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты.
Подзаконные акты обладают меньшеи

̆ юридическои ̆ силои ̆ , чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) Указы и распоряжения Президента РФ . Они обязательны для исполнения на всеи

̆ территории России ̆ скои ̆ Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главои ̆ государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ . Акты, имеющие особое значение, издаются в форме постановлении
̆ . Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжении ̆ . Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения в России ̆ скои ̆ Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов России ̆ скои ̆ Федерации, а также указов Президента России ̆ скои ̆ Федерации.
3) Приказы, инструкции, положения министерств . Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами России
̆ скои ̆ Федерации, указами и распоряжениями Президента России ̆ скои ̆ Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России ̆ скои ̆ Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции даннои ̆ исполнительнои ̆ структуры.

4) Решения и постановления местных органов государственнои

̆ власти .
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления .

Правоотношения, субъекты, объекты, содержание.

Правоотношение – отношения, урегулированные нормами права.
Структура правоотношения:
1) субъект
2) объект
3) содержание.
Субъекты правоотношения – это индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство.
Объектами правоотношений являются различные социальные блага (материальные, интеллектуальные, экономические и др.).
Содержание правоотношения составляют субъективные права (меры возможного поведения) и юридические обязанности (меры должного поведения субъекта правоотношения), объем, и пределы которых определяются нормои ̆ права.

Для возникновения правоотношения необходимо не только наличие нормы права, но и наступление определенных

юридических фактов.

Юридическии ̆ факт – это жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношении ̆ .

Делятся на:
  • События – это юридические факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения (например, рождение, смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).
  • Дей ствия – это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

Право в системе социальных норм.

Отличия правовых норм от других видов социальных норм.

1) Нормы права устанавливаются и охраняются от нарушений только государством, а другие виды норм могут создаваться социальными группами или организациями (например, корпоративные нормы), обществом в целом (например, моральные, эстетические нормы).
2) Нормы права закрепляются в официальных документах государства, а другие виды норм могут существовать только в сознании людей (например, моральные или эстетические нормы). Правовые нормы также являются наиболее конкретными, детализированными правилами поведения.
Норма права - общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах.

Взаимодействие социальных норм и права.

  1. Обычаи. Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
  2. Мораль. Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
  3. Религия . В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на неё никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
  4. Нормы общественных организаций: фондов, политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и др. (корпоративные нормы). По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые текстуально закреплены в уставах или других документах, принимаются по определённой процедуре (на общих собраниях, конференциях, съездах), систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предмет регулирования норм общественных организаций - отношения, не урегулированные юридически

Правосознание и правовая культура.

Правосознание – это совокупность взглядов на деи ̆ ствующее право, на существующие правовые нормы.

Виды правосознания:
– общественное (массовое);
– групповое;
– индивидуальное;
– профессиональное.

Функции правосознания:
– познавательная;
– оценочная;
– регулятивная.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также деи ̆ ствия в соответствии с ним.

Структура правовои

̆ культуры:
– деи ̆ ствующее законодательство;
– источники права;
– правооотношения;
– законность и правопорядок;
– реализация права;
– государственныи
̆ аппарат;
– правосознание.

Виды правовой

культуры:
– обыденная;
– профессионально-юридическая;
– доктринальная – научная.

Функции правовой

культуры:
– познавательно-преобразовательная;
– праворегулятивная;
– ценностно-нормативная;
– правосоциализаторскую;
– коммуникативная;
– прогностическая.

Правовая культура личности тесно связана с правосознанием , опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

1)Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. 2)Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

3)Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества.

4)Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить.

5)Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

6)Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Право в системе социальных норм

Социальные нормы – это правила поведения которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями).

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны).

Виды социальных норм:

Нормы права

устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали

складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, например врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи

складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета

складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций

складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Нормы ритуалов

могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы

устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятсятехнико-юридическими.

показать содержание

Право и мораль.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Мораль - это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания.

Общие черты : 1) право и мораль представляют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей; 3) право и мораль основываются на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

Различия: 1) по времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права и в определённом смысле является его прародителем. 2) По способу образования. Мораль формируется в недрах общества, основывается на его культурном уровне. Право же помимо этих установлений привлекает ещё и данные наук (например, экономики) и формулируется государством. 3) По степени детализации. Мораль по-прежнему является конкретной, носит казуальный характер, питается из конкретных примеров. Праву же свойственна, с одной стороны, абстракция, а с другой – чёткая квалификация конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков деяний. 4) по форме выражения. Право формализовано, строго документировано, носит системный характер. Мораль не имеет чёткой формы и является частью общественного сознания, мировоззрения. 5) По способу охраны от нарушений. Право охраняется государством, которое вправе применять за нарушение соразмерную санкцию, носящую характер ограничения или лишения определённых прав и свобод, а также возмещения причинённого ущерба. Мораль же ограничивается общественным осуждением, которое, несмотря на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

Право и мораль

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Взаимодействие права и морали

1. Общее в праве и морали:

1. относятся к надстройке над экономическим базисом общества, они меняются в связи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения.

2. Различия права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3. мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4. нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг, например, считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, например, организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.