Все о прямоугольных треугольниках интересные факты. Шокирующие факты о бермудском треугольнике, которые вас точно испугают

Отчет по теме: « Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры »

Отечественными учеными (А.П.Матвеевым, В.И.Ляхом, Л.Б.Кофманом, B.C.Кузнецовым) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества. «Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать из ребёнка личность, развитую всесторонне и гармонично. Основными направлениями я выбрала следующие:

1.Укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

2.Повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;

3.Популяризация и агитация здорового образа жизни;

4.Стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта.

Существуют принципы здоровьесберегающих технологий, без соблюдения которых урок не будет нести в себе положительное содержание. Поэтому, методику своей работы выстраиваю по следующим принципам:

1Учет возрастных индивидуальных особенностей;

2.Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

3.Структурирование урока на 3 части в зависимости от уровня работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)

4.Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся».

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. Они должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. На основании этого, скоростные упражнения использую с учётом возрастных особенностей.

В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.

В старшем школьном возрасте использую комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 80-100 м.

Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени).

Обучение двигательным умениям и навыкам является важнейшей задачей урока по физическому воспитанию. На начальном этапе обучения (этап знаний и умений) технике бега на короткие дистанции, я применяю фронтальный метод. При обучении работе рук, я объясняю учащимся технику стартового положения и стартового разгона. Следующим этапом обучения является бег по дистанции и финишное ускорение. При обучении бегу по дистанции, я акцентирую внимание учащихся на прямолинейность движения (кратчайший путь), а также на правильную постановку стопы при беге и работу рук.

Одним из условий успешного обучения гимнастическим упражнениям является постоянное совершенствование физических качеств, поэтому я уделяю много внимания на уроках их развитию и совершенствованию, в том числе и на уроках обучения спортивной гимнастике. Это общеразвивающие упражнения с набивными мячами: например, поднимание набивного мяча 4–5 раз каждой рукой в отдельности вверх и опускание его.

Осенью и весной провожу мониторинг (зачет) по основам физической подготовки, в него входят:

1.Скоростные способности - бег 30м, с

2.Координационные способности – челночный бег 3х10м, с

3.Скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места, см

4.Выносливость – 6-ти минутный бег, м

5.Силовые – подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики), пресс, количество раз за 30с (девочки).

Одна из проблем – как строить работу с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес? Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь? Вот несколько конкретных примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы:

Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные, и худые, как и все ослабленные дети, не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся.

В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят.

Прыжки и метания организую по группам, формируемым согласно двигательной подготовленности учащихся. В прыжках в высоту нередко применяю наклонную веревочку. Тем, кому трудно, а это могут быть и полные, и чрезмерно худые, преодолевают веревочку с того конца, где она натянута ближе к земле. При метании всегда подчеркиваю физическую мощь полных ребят и неплохую координацию худеньких.

В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьирую в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.

В конце каждого урока или его части осуществляю рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

Важнейшим компонентом здоровье сберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться подвижные игры. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков.

Учёт возрастных особенностей учащихся важен при выборе игры на уроке. Я использую самые доступные игры: пионербол, перестрелку, народные подвижные игры. Их положительной стороной является: минимум затраченного времени на разучивание техники и максимум времени для самой игры. Такой подход дает реальную возможность выйти из тяжелейшей ситуации обездвиженности детей.

Вводная часть – 8-10 мин. Провожу методами фронтальным или круговой тренировки.

Основная часть – 20-25 мин. В ней решаем поставленные на урок образовательные задачи.

Игра – 10-12 мин. Для младших детей предлагаю игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Для среднего школьного возраста – подвижные и спортивные (пионербол, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Для старшего школьного возраста – в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол,футбол).

Заключительная часть – 1-2 мин. на подведение итогов урока, рефлексия.

В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшаются показатели физической подготовленности учеников. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

При проведении уроков в начальной школе использую однотипные для всех классов упражнения, но с различной сложностью и дозировкой их выполнения. При подготовке урока подбираю соответствующий программный материал и дифференцирую его по классам. Например, упражнения с мячом выполняем так:

ученики 2-го класса подбрасывают мяч и ловят его после хлопка в ладони за спиной 6-8 раз;ученики 3-4 классов подбрасывают и ловят мяч одной рукой либо подбрасывают мяч одной рукой и ловят его другой после удара мяча о пол 10 -18 раз.

Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любое из уже освоенных упражнений постепенно усложняю за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменения способа перемещений. Например, разрешаю 4-классникам передавать мяч партнерам только двумя руками или только одной рукой от плеча, в 5 классе – выполнять передачи с шагом, а затем проводить это упражнение с двумя мячами.

С помощью эстафет и подвижных игр типа «День и ночь», «Прыгуны», «Передал и садись», направленных на развитие определенного двигательного качества или на совершенствование одного двигательного навыка, регулирую длительность и интенсивность работы, продолжительность и характер отдыха.

При обучении школьников игре в баскетбол для развития скоростно-силовых способностей в подвижных играх использую набивные мячи, массой от одного килограмма в 4 классе и до 3-4 килограммов – в 8-9 классах. Суть здоровье сберегающей технологии заключается в том, что игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но видны уже первые признаки утомления. По моим наблюдениям, эти признаки проявляются в снижении заинтересованности играющих, появлении вялости в движениях, невнимательности, более частом нарушении правил, увеличении количества технических ошибок при бросках и передачах, а также в покраснении кожи, резком учащении дыхания, потоотделении и т.д.

Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры периодически делаю перерывы, заполняя их анализом технических или тактических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил, подсчетом очков или введением дополнительных препятствий и требований к играющим.

Окончание игры не должно быть для участников неожиданным, для этого предупреждаю играющих: «Играем ещё 1 мин», «Играем до забитого в корзину мяча», или при равном счете говорю: «Победила команда, которая раньше сделает два точных броска в корзину соперника».

В старших классах применяю дополнительные задания. Например, перед началом двусторонней игры ставлю условие, что те игроки, которые не успеют при результативном быстром прорыве соперников вернуться на свою половину площадки (или в область штрафного броска), обязаны сделать 5-10 прыжков на месте с подтягиванием коленей к груди или допрыгнуть на одной ноге до своего щита (лицевой линии) и лишь затем включиться в игру, а их партнеры тем временем организуют ответную атаку, находясь в численном меньшинстве.

В 9-10 классах с помощью баскетбола решаю различные задачи всесторонней физической подготовки учащихся. Так, предлагаю старшеклассникам игру с заданием все время прессинговать в защите и как можно стремительнее атаковать (для этого время владения мячом ограничиваю до 10 секунд). При этом каждый учащийся проводит на площадке 3-4 смены по 2 мин каждая, а в 4-5-минутных паузах занимается жонглированием и бросками. Эта задача способствует направленному воспитанию скоростных способностей старшеклассников.

Работа учителя физической культуры немыслима без осуществления внеурочной деятельности, которая способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся. В целях реализации школьной программы «Здоровый образ жизни», организую и провожу общешкольные спортивные праздники и соревнования: ежемесячные Дни Здоровья, «Спортивные игры», «Весёлые старты».

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся позволяет создать ситуацию успеха для ребят с разными физическими возможностями.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Средства здоровьесберегающих технологий.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления, можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.).

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:

Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности;

с другой стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

    активного участия в этом процессе самих учащихся;

    создание здоровьесберегающей среды;

    высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

    планомерной работы с родителями;

    тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

  • Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинского работника, классных руководителей
  • Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
  • Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:

1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, рассказываю о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включаю родителей в процесс обсуждения проблем, привожу статистические данные.На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

2. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3.Комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываю последовательность действий. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Уверена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции семьи к данной проблеме. Именно поэтому я уделяю большое внимание на привлечение семей в различные мероприятия внеурочной деятельности. В нашей школе существуют уже традиционные мероприятия с участием родителей: “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Веселый муравейник”, “Богатырские игрища”, “Вместе с папой хорошо”.

Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности учащихся с целью:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Данный мониторинг провожу по такой схеме:

К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний, провожу их не два раза в год, а каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Результаты тестирования каждого класса заношу в “Паспорт здоровья”,а обучающиеся заполняют дневники самоконтроля, в которых очень наглядно видно: наблюдается ли положительная динамика или нет, и над чем стоит поработать особенно. Таким образом, многие учащиеся стараются улучшить свои результаты, а мне остается только подсказать, как это сделать.

Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, чтовнедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

1.Повысить успеваемость по предмету.

2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Тема урока: «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»

Методическая разработка
преподавателя физической культуры
первой квалификационной категории
Александровой Е.Л.

1. Актуальность проблемы
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами практически здоровыми считают не более 10% современных школьников. Наиболее часто встречающиеся патологии: нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Причинами нарушения здоровья учащихся являются:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии;
- интенсивность образовательного процесса;
- технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся, приводящие к стрессовым ситуациям;
- невозможность учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Главный принцип «не навреди»;
- забота о здоровье учащихся то есть положительное влияние как на здоровье в целом, так и на эмоциональную сферу детей;
- непрерывность и преемственность;
- включение вопросов здоровья в содержание программ;
- единство физического, психического и духовного здоровья;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за свое здоровье;
- контроль за результатами.
Решить проблему организации физической активности и профилактики гиподинамии мы можем на уроках физической культуры. Современные школьники часами просиживают над тетрадями и учебниками, нагрузки колоссальные плюс увлечение компьютерными играми, Интернетом. В результате на занятия физкультурой и спортом времени не остается. Это приводит к задержке роста и развития, снижается иммунитет.

Пути решения проблемы

  1. Не менее 3 уроков физической культуры в неделю
  2. Содержание уроков направлено на привитие детям интереса к физическим упражнениям, к движению.
  3. Обязательные паузы в течении учебного дня (физпаузы, физкультминутки).
  4. Занятия адаптивной физкультурой.
  5. Возможность заниматься во внеурочное время.
Существуют разные формы и методы работы. Среди здоровьесберегающих технологий выделяют:
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие.
Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть — температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические.
Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков. Информационно-обучающие технологии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

Важный элемент здоровьесберегающих технологий — обеспечение оптимальных условий в школе.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%. Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам

Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.
- Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.
- Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий.
- Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.
- Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.
- Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.
- Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.
- Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.
- На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
- В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
- В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.

Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам

Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
- Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша.
- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.
- Песок должен быть чистым.
- Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.

Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию

Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.
- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
- Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.
- Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.
- Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.
- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
- Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
- Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.
- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.

Требования к школьным образовательным технологиям

Здоровьесберегающими образовательные технологии оцениваются при следующих условиях:

Разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
- предупреждается переутомление;
- позитивные воздействия преобладают над негативом;
- показатель успешности используется для развития позитивных начал;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация урока

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут исключение ученики 1класса - 35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
- длительность каждого вида деятельности (минут);
- частота смены видов деятельности (минут);
- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
- места, длительность и условия применения ТСО;
- частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10 минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут — для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность школьников

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по — разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке. Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
  1. Занятия больших форм — уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
  2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).

Оценка динамики состояния здоровья учащихся

Методы диагностики здоровья учащихся (социально-психологические, психолого-педагогические)

Оценка состояния здоровья должна включать результаты:

  1. предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
  2. результаты, предоставляемые родителями;
  3. результаты, предоставляемые самими учащимися;
  4. результаты регулярных медицинских осмотров.

Тест-анкета для учителей

Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушения здоровья учащегося.

Учитель дает оценку сам. 0 — признак не выражен; 1 — слабо выражен; 2 — признак проявляется периодически или умеренно выражен; 3 — явно выражен.

  1. С детства проявлялось слабое здоровье.
  2. Ранее переносил тяжелые заболевание, травмы, операции.
  3. Растет в неблагополучной семье.
  4. У семьи материальные трудности.
  5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
  6. Ведет нездоровый образ жизни.
  7. Ведет малоподвижный образ жизни.
  8. Низкий интеллектуальный уровень.
  9. Низкий культурный уровень.
  10. Характерна несформированность гигиенических навыков.
  11. Беззаботен, безответственен.
  12. Слабоволен.
  13. Безынициативен.
  14. Не проявляет интереса к своему здоровью.
  15. Имеет повышенную возбудимость нервной системы.
  16. Плохой контакт с учителями.
  17. Повышенная утомляемость.
  18. Употребляет (употреблял) одурманивающие вещества.
  19. Курит.
  20. Часто жалуется на здоровье.
(20-25 баллов — благополучно, более 40 баллов — группа риска.)