Комитеты и комиссии совета федерации. Задача комиссии - разработать законодательные рекомендации по противодействию вмешательства во внутреннюю политику нашей страны

Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Вместе с тем, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за реализацией законодательства и дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Согласно своему Регламенту (ст. 15), Совет Федерации образует:*

Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

Комитет по вопросам экономической политики;

Комитет по делам Содружества НезависимыхГсударств;

Комитет по вопросам безопасности и обороны;

Комитет по вопросам социальной политики;

Комитет по аграрной политике;

Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комитет по делам Севера и малочисленных-народов.

Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель коми тета͵ его заместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета͵ его заместители не бывают представителями от одного субъекта Российской Федерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но не должна быть менее 10 членов палаты.

Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исключением Председателя палаты и его заместителœей. При этом член Совета Федерации должна быть членом не более одного комитета палаты.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определœенным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются постановлением палаты.

Согласно Регламенту Совета Федерации, для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий членов Совета Федерации, а также для осуществления контроля за соблюдением Регламента палаты образуется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Эта Комиссия является постоянно действующим органом Совета Федерации.

Своим постановлением от 5 ноября 1997 ᴦ. Совет Федерации образовал также Временную комиссию по энергетике, основными задачами которой являются осуществление мониторинга государственной политики в сфере регулирования тарифов и хозяйственных отошений в энергетике, проведения реструктуризации энергетического комплекса; подготовка в качестве законодательной инициативы законопроектов по вопросам государственного регулирования энергетики, а также выработка предложений по проведению разумной тарифной политики по определœению цен на энергоносители, направленной на подъем российской экономики и предотвращение срыва реализации социальных программ, по осуществлению приватизации в отраслях энергетического комплекса и реструктуризации энергетики с учетом интересов как энергодефицитных, так и энергоизбыточных регионов.

25 декабря 1997 ᴦ. Совет Федерации своим постановлением создал Временную комиссию по вопросу финансирования территориальных дорожных фондов, которой поручено разработать предложения по обеспечению целœевого использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации в виде субвенций и дотаций территориальным дорожным фондам.

Согласно своему Регламенту (ст. 20), Государственная Дума образует следующие комитеты:

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе;

Комитет по труду и социальной политике;

Комитет по делам ветеранов;

Комитет по охране здоровья;

Комитет по образованию и науке;

Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам;

Комитет по экономической политике;

Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;

Комитет по аграрным вопросам;

Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;

Комитет по природным ресурсам и природопользованию;

Комитет по экологии;

Комитет по обороне;

Комитет по безопасности;

Комитет по международным делам;

Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

Комитет по делам национальностей;

Комитет по делам Федерации и региональной политике;

Комитет по вопросам местного самоуправления;

Комитет по делам общественных объединœений и религиозных организаций;

Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет по информационной политике и связи;

Комитет по вопросам геополитики;

Комитет по конверсии и наукоемким технологиям;

Комитет по культуре;

Комитет по туризму и спорту;

Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.

В случае крайне важно сти могут создаваться и другие комитеты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определœенным сроком или конкретной задачей.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную; по этике; для проверки определœенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения о выдвижении обвинœения против Президента Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 93 Конституции Российской Федерации, а также другие.

Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением палаты.

Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Думы данного созыва и имеет статус комитета Государственной Думы.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на базе принципа пропорционального представительства депутатских объединœений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не должна быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Председатели и заместители председателœей комитетов и комиссий избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур.

Состав комитета͵ комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Изменения в составе комитета͵ комиссии производятся постановлением Государственной Думы. В состав комитетов не бывают избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Каждый депутат Государстненной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителœей, руководителœей депутатских объединœении, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы должна быть членом только одного ее комитета.

Заседание комитета͵ комиссии Совета Федерации, Государственной Думы правомочно, в случае если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета͵ комиссии. Заседание проводит председатель комитета͵ комиссии или его заместитель.

Заседания комитета Совета Федерации проводятся по мере крайне важно сти, но не реже одного раза в месяц, а комитета͵ комиссии Государственной Думы – не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание комитета͵ комиссии Совета Федерации созывается председателœем комитета как по своей инициативе, так и по требованию члена комитета и Председателя Совета Федерации, внеочередное заседание комитета͵ комиссии Государственной Думы созывает председатель комитета͵ комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета͵ комиссии.

О созыве заседания комитета͵ комиссии Государственной Думы председатель комитета͵ комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов своего комитета͵ комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. О заседании комитета Совета Федерации его председатель уведомляет членов комитета и других участников заседания за 72 часа.

Депутат обязан присутствовать на заседаниях комитета͵ комиссии, членом которых он является. На заседаниях комитета͵ комиссии Государственной Думы и Совета Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты (члены), не входящие в состав данных комитета͵ комиссии.

Решение комитета͵ комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета͵ комиссии, присутствующих на заседании, в случае если иное не установлено Регламентом палаты.

Комитеты, комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня заседания палаты. Представители комитета͵ комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий своей палаты с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого ими комитета͵ комиссии.

На заседании комитета͵ комиссии палаты вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации, приглашенные представители иных заинтересованных государственных, а также общественных органов и организаций. На заседании комитета͵ комиссии Государственной Думы вправе присутствовать, кроме того, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета͵ комиссии, а также статс-секретари – заместители руководителœей федеральных органов исполнительной власти.

Комитеты, комиссии палат вправе проводить совместные заседания, а комитеты Государственной Думы могут образовывать по основным направлениям своей деятельности подкомитеты.

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации парламентских слушаний комитет, комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этого комитета͵ комиссии, других депутатов (членов) палаты, представителœей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединœений, научных учреждений, а также специалистов. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов.

На заседание комиссии бывают приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединœений, средств массовой информации.

Комитеты и комиссии палат вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителœей государственных органов и иных организций.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 83, п. ʼʼмʼʼ), Президент Российской Федерации назначает и отзывает дипломатических представителœей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок таких консультаций с комитетами Государственной Думы. В соответствии с этим порядком в консультациях по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителœей в иностранных государствах и международных организациях участвуют Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией совместно с другими комитетами Государственной Думы по профилю их деятельности. Предложения о кандидатурах для назначения дипломатических представителœей оформляются решением Министерства иностранных дел Российской Федерации или иного министерства и представляются вместе с документами, характеризующими каждого кандидата. Аналогичные документы представляются на кандидатов для отзыва дипломатических представителœей. Предложение о назначении или отзыве дипломатических представителœей должно быть мотивировано.

Комитет Государственной Думы может затребовать представление дополнительных данных о кандидатах и мотивировки назначения либо отзыва дипломатического представителя.

Соответствующий комитет Государственной Думы на своем заседании в присутствии кандидата на назначение дипломатическим представителœем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также соответствующих должностных лиц Министерства иностранных дел проводит обсуждение и по его итогам выносит мотивированное заключение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ официально направляется на имя Президента Российской Федерации.

Аналогичную деятельность осуществляют Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам в соответствии с Регламентом Совета Федерации проводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя, заместителœей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителœей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств, для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора и заместителœей Генерального прокурора Российской Федерации.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии Государственной Думы могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, ʼʼкруглые столыʼʼ, семинары и принимать участие в их работе.

Решение о проведении мероприятия в Государственной Думе принимается Председателœем Государственной Думы или по его поручению Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы, а в исключительных случаях Советом Государственной Думы.

Заявка на проведение мероприятия в Государственной Думе подается в Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Для обеспечения деятельности комитетов и комиссий палат создаются рабочие аппараты комитетов, действующие на постоянной основе. Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.

Рабочий аппарат комитета палаты осуществляет правовое, организационное, информационное, документационное и другое обеспечение деятельности соответствующего комитета палаты, проводимых им парламентских слушаний. Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решений комитета и экспертных заключений по законам, подлежащим рассмотрению комитета͵ в пределах своих полномочий ведет делопроизводство комитета͵ готовит и рассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечивает техническую обработку его документов.

Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ" 2017, 2018.

Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты -- постоянно действующие органы палаты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, другими правовыми актами.

Комитеты призваны решать следующие задачи:

  • - осуществлять подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;
  • - разрабатывать и предварительно рассматривать законопроекты и проекты иных правовых актов;
  • - организовывать проведение парламентских слушаний;
  • - решать вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;
  • - рассматривать в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации.

Комитеты образуются из числа членов палаты. Это означает, что все члены Совета Федерации входят в состав комитетов Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Комитеты избирают председателя и заместителей председателя. Председатель комитета утверждается Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Комитетам Совета Федерации предоставлено право по основным направлениям своей деятельности в случаях необходимости образовывать подкомитеты.

Совет Федерации вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов.

В соответствии с Постановлением Совета Федерации «Об образовании комитетов и комиссии Совета Федерации» от 24 января 1996 г. в Совете Федерации второго созыва были образованы одиннадцать комитетов и одна комиссия.

Основные сферы деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы закреплены в Регламенте Совета Федерации.

Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются постановлением Совета Федерации.

В Совете Федерации второго созыва образована одна постоянная комиссия -- Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Как и комитеты, она является постоянно действующим органом палаты. Основное назначение комиссиисостоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации. В числе других ее полномочий -- анализ и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, поступающих от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консультации членов Совета Федерации, руководителей структурных подразделений, должностных лиц по практическому применению конкретных положений Регламента; проведение аналитической работы по проблемам совершенствования парламентских процедур и т.п.

К числу временных комиссий относятся: Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту, образуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например, Комиссия по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству, Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.

К временно функционирующим органам следует отнести рабочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разрешения определенных вопросов, организации парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются представители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.

Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право создавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, назначать независимую экспертизу законопроектов.

В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе обращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой документации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.

В обязанности комитетов и комиссий входит представление отчетов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать председатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совместные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.

Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и т.д.

Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

органы СФ с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее членов.

СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию: по вопросам социальной политики: по вопросам экономической политики: по международным делам: по делам СНГ: по аграрной политике; по науке, культуре, образованию,

здравоохранению и экологии: по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов Севера. Кроме того, СФ образовал в качестве постоянно действующих 2 комиссии: мандатную, а также комиссию по регламенту и парламентским процедурам.

В СФ нет депутатских фракций и групп. Поэтому формирование комитетов и комиссий осуществляется только по личностному признаку. Численный состав определяется СФ, причем в состав комитета СФ должны входить не менее 10 членов палаты. Все члены СФ входят в состав комитетов, кроме Председателя палаты и его заместителей. Член СФ может быть членом только одного комитета. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов СФ. Председатель. заместители председателя комитета избираются на его заседании и не могут быть представителями от одного субъекта РФ. Председатель утверждается СФ большинством голосов от общего числа членов палаты.

Комитеты: осуществляют подготовку заключений по проектам ФКЗ, одобренным ГД. по ФЗ, принятым ГД и переданным на рассмотрение СФ: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов: организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты: рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению СФ.

К. и к. СФ имеют право вносить предложения по повестке дня заседания СФ. Представители комитета, комиссии вправе выступать на заседаниях палаты либо на заседаниях других комитетов с докладами и содокладами.

Заседания К. и к. СФ проводятся по мере необходимости, но не реже раза в месяц. В заседаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса также члены СФ, не входящие в состав данного комитета, представитель Президента РФ, представитель Правительства РФ. члены Правительства. председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель СФ первого созыва, а также с согласия председателя комитета представители органов государственной власти и общественных объединений.

Комитет, комиссия в соответствии с направлением своей деятельности организуют парламентские слушания, на которые могут приглашаться члены СФ, депутаты ГД, должностные лица, эксперты. представители государственных и общественных органов и организаций,научных учреждений.

СФ заслушивает отчеты комитетов, комиссий по вопросам их ведения.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

    КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации (СФ) образует комитеты и комиссии. Как и у Думы, комитеты и комиссии органы палаты с подготовительно вспомогательными и контрольными задачами, образуемые из числа членов палаты. В… …

    Органы ГД с подготовительно вспомогательными функциями, образуемые из числа ее депутатов. : ГД. избранная 17 декабря 1995г.. образовала в январе 1996 г. 28 комитетов: по законодательству и судебно правовой реформе:по труду и социальной политике:… … Энциклопедия юриста

    КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - органы с подготовительно вспомогательными и контрольными задачами, образуемые в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ из числа депутатов Государственной Думы (ГД). ГД нынешнего созыва; избранная 17 декабря 1995 г., образовала в январе 1996 г … Энциклопедический словарь конституционного права

    Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации … Википедия

    ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ - образованные в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3. ст. 101) Советом Федерации и Государственной Думой комитеты и комиссии. Парламентские комитеты действуют только на постоянной основе. Срок полномочий этих органов ограничивается сроком… …

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, руководящее работой Совета Федерации (СФ). Согласно Регламенту СФ, П. СФ и его заместители не могут избираться из числа лиц от одного и того же субъекта РФ. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. П. СФ… … Энциклопедический словарь конституционного права

    КОМИТЕТЫ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - постоянные органы палаты, создаваемые ею из числа депутатов, входящих в состав палаты, для подготовки и рассмотрения вопросов, относящихся к ведению палаты, и действующие в течение всего срока ее полномочий. Комитеты представляют собой… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    - (полн. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации), законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

    Малая эмблема Счётной палаты Финансовый контроль … Википедия

    Данная статья о современной Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная Дума Федеральное… … Википедия

Задача комиссии - разработать законодательные рекомендации по противодействию вмешательства во внутреннюю политику нашей страны

На пленарном заседании Совета Федерации сегодня, 14 июня, было принято решение о создании временной комиссии, которая займётся вопросами противостояния попыткам иностранного вмешательства в политику нашей страны. Комиссию возглавил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.

Противодействовать вмешательству во внутренние дела

Временная комиссия палаты регионов по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России создана по итогам парламентских слушаний, прошедших в Совете Федерации 7 июня. Тогда было высказано множество предложений и идей, как усилить законодательство для защиты суверенитета России в условиях нарастающего давления на нашу страну.

«Цель вмешательства в дела суверенных государств всегда одна - расшатывание ситуации в той или иной стране и смена неугодных кому-то режимов. Подобные попытки не позволительны ни для кого», - считает Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что конгресс США создал целый комитет по невмешательству в дела их страны.

«Каждое государство, в том числе и Россия, обязаны выработать механизмы для защиты своего суверенитета. Именно поэтому мы решили создать комиссию, которая будет мониторить ситуацию в целом и готовить предложения, в чём надо уточнить наше законодательство», - заключила Валентина Матвиенко.

По словам спикера палаты регионов, сенаторы будут открыто обсуждать все вопросы в диалоге с обществом, НКО, учёными и политологами.

Председателем Временной комиссии Совета Федерации назначен заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Андрей Климов, его заместителем — заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Борис Невзоров. В Комиссию также вошли сенаторы — Людмила Бокова, Виталий Богданов, Алексей Кондратьев, Олег Морозов, Владимир Полетаев, Ольга Тимофеева, Ольга Ковитиди и Игорь Чернышенко. В своей работе зампредседателя Комитета по международным делам планирует использовать методы парламентской демократии и обещает не вмешиваться в дела политических партий.

Комиссия возникла исключительно как ответ на ту деятельность, которая осуществляется на системной основе в отношении нашей страны на продолжение многих лет.

«Временная комиссия - коллегиальный орган, одна из главных её задач - выработка рекомендации по противодействию вмешательства во внутреннюю политику нашей страны», - подчеркнул Климов на пресс-подходе по итогам пленарного заседания Совета Федерации.

Срок полномочий не обозначен

Обычно временные комиссии создаются сроком на три года. Но в регламенте рабочей группы по защите госсуверенитета срок окончания полномочий не обозначен. Как предполагает глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, деятельность комиссии утратит свою актуальность, когда изменится отношение к России со стороны наших геополитических соперников.

«Комиссия возникла исключительно как ответ на ту деятельность, которая осуществляется на системной основе в отношении нашей страны на продолжение многих лет и по большинству параметров не снижается, а наоборот, усиливается», - не питает иллюзий председатель Комитета палаты регионов по международным делам.

Как предполагает Косачев, соответствующая активность будет нарастать и в этот раз, особенно перед президентскими выборами. При этом, основная угроза исходит, как и много лет подряд, - из Вашингтона.

«Мир откровенно устал от последовательной линии нескольких подряд американских администраций на максимальное усложнение отношений с нашей страной. Были определённые надежды на администрацию Трампа, но пока они не оправдываются. Шанс окончательно не упущен, но стремительно теряет в пространстве и во времени», - резюмировал Косачев во время пресс-подхода по итогам пленарного заседания в Совете Федерации.

По словам сенатора, Россия избрана в качестве повода, чтобы предъявлять претензии к Трампу и в конце концов создать юридические предпосылки для возможной процедуры импичмента.

Первое заседание временной комиссии назначено на 27 июня - вторник, предшествующий пленарному заседанию в палате регионов. По мнению Косачева, оно будет носить временно-установочный характер. А на втором, которое назначено в конце весенней сессии - члены Временной комиссии перейдут к содержательной работе. Планируется, что к обсуждению повестки дня будут привлечены эксперты.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ

Комитеты и комиссии – постоянно действующие органы палат.

Комитеты СФ ФС РФ :

Осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов,

Организуют парламентские слушания и их подготовку

Решают вопросы организации своей деятельности и др.

Осуществляют подготовку заключений по принятым ГД ФЗ (это КОМИТЕТЫ СФ)

Вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию и календарь рассмотрения вопросов на месяц (КОМИТЕТЫ ГД).

КОМИТЕТЫ СФ.

Комитеты и комиссии Совета Федерации:

    Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

    Комитет по вопросам безопасности и обороны;

    Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, ва­лютному и таможенному регулированию, банковской деятель­ности;

    Комитет по вопросам социальной политики;

    Комитет по вопросам экономической политики;

    Комитет по международным делам;

    Комитет по делам Содружества Независимых Государств;

    Комитет по аграрной политике;

    Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

    Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и реги­ональной политике;

    Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

Состав: утверждается самим СФ большинством голосов из членов СФ. Председатель комитета и замы председателя избираются уже на заседании комитета большинством от его числа, а утверждается председатель большинством от общего числа членов палаты. Всего в составе комитета – НЕ МЕНЕЕ 8 ЧЕЛОВЕК. Все члены СФ должны быть в комитетах, кроме председателя СФ. И только в одном комитете.

КОМИССИИ СФ.

Могут быть постоянные и временные. Деятельность временных ограничена решением одной определенной задачи. Задачи, полномочия, срок действия, состав комиссии определяются постановлением СФ.

Есть Комиссия по регламенту и парламентским процедурам – ПОСТОЯННАЯ. Она:

Готовит заключения по думским ФЗ о статусе члена СФ, и по другим НПА о деятельности СФ;

Анализирует предложения от комитетов и членов СФ, вырабатывает рекомендации, предложения об изменении Регламента СФ.

Консультирует руководство СФ, комитетов и комиссий, членов СФ, и др. по положениям Регламента.

Проверяет положения о полномочиях членов СФ на соответствие ФЗ-у «О порядке формирования СФ ФС РФ».

Готовит и вносит на заседание СФ проекты постановлений СФ о прекращении/подтверждении полномочий членов СФ.

По представлению генпрокурора готовит заключение о лишении члена СФ неприкосновенности.

Анализирует проблемы парламентских процедур в СФ.

Есть Временная комиссия по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жиль я, ее срок – 3 года.

В 2004 создана Временная комиссия СФ по анализу ситуации на СевКав . Создана на 1 год.

Заседания проводятся по необходимости, но не реже 1 раза в месяц .

Комитеты ГД ФС РФ :

Рассматривают и исполняют поручения Совета ГД;

Дают заключения и предложения по соотв разделам проекта бюджета;

Проводят анализ практики принятия законодательства;

Решают вопросы своей деятельности;

КОМИТЕТЫ ГД.

По гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по бюджету и налогам, по обороне, по международным делам, по охране здоровья, по аграрным вопросам, по делам женщин, семьи и молодежи и другие. Могут создаваться при необходимости новые комитеты.

Образуются НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ДУМЫ данного созыва. Бывают и такие, которые создаются только для определенной задачи – но срок все равно не больше срока полномочий ГД.

Есть КОМИССИИ – например, по мандатным вопросам и вопросам этики (со статусом комитета).

Состав: определяется ГД, от 12 до 35 человек. Председатели и замы избираются думским большинством по представлению фракции или единым списком. Состав утверждается большинством голосов от общего числа депутатов. Изменения в составе – постановлением ГД. Председатель и замы в состав комитетов не входят. Все остальные обязаны состоять в одном и только одном комитете.

Заседании комитета правомочно, если присутствуют больше половины от общего состава. То же с комиссиями. Заседание проводит председатель или заместитель.

Заседания проводятся не реже 2 раз в месяц .

Депутаты обязаны присутствовать на заседаниях своих комитетов и комиссий, имеют право посещать и другие комитеты.

Имеют право присутствовать полномочный представитель Президента, Правительства, представители других государственных и общественных организаций, представители субъектов права законодательной инициативы, чьи законопроекты рассматриваются, а также – заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Комитеты и комиссии могут проводить совместные заседания; комитеты могут образовать подкомитеты.

Для подготовки рассматриваемых вопросов создаются рабочие группы из членов комитета, комиссии, или других депутатов, или вообще кого-то умного из других организаций (эксперты и т.п.)…

Президент консультируется с соответствии с комитетами и комиссиями о назначении или отзыве диппредставителя.

В комитетах и комиссиях ГД могут проводиться парламентские слушания, круглые столы, конференции и пр.

Создаются РАБОЧИЕ АППАРАТЫ КОМИТЕТОВ, действуют на постоянной основе. Формируют их сами комитеты (они ведут делопроизводство, рассылают материалы, справки и пр.)

В случаях, установленных федеральными законами, могут быть образованы комиссии Федерального Собрания Российской Федерации .

Сопредседатель комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и ее члены от Совета Федерации образуют депутацию от Совета Федерации в комиссии Федерального Собрания Российской Федерации.

Члены Совета Федерации по решению палаты могут участвовать в качестве представителей Совета Федерации в работе согласительных, специальных, наблюдательных и иных комиссий, образуемых органами государственной власти Российской Федерации. Решение Совета Федерации о направлении членов Совета Федерации в указанные комиссии принимается в порядке, установленном статьей 112 настоящего Регламента.