Что собой представляет профессиональное обучение. Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования? Смотреть что такое "профессиональн

Вопросы и ответы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании - дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513"Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством , или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Существуют различные подходы к определению профессионального образования. Под профессиональным образованием понимают: 1) целенаправленный педагогический процесс профессионального обучения и воспитания; 2) целенаправленный, осуществляемый государством и обществом процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; 3) систему профессионального образования, сеть профессиональных учебных заведений – от элементарных курсовых форм до высшего и послевузовского образования; 4) профессиональную подготовку и наличный уровень компетентного владения той или иной программой профессионального образования.

В узком смысле к профессиональному образованию относится профессиональная подготовка в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в широком смысле – допрофессионапьное образование, профессиональная подготовка, профессиональное усовершенствование квалификации, профессиональная переподготовка.

Задача допрофессионального образования- познакомить учащихся с понятиями «профессия», «труд», «специальность» и «специализация»; оказать им помощь в профориентации.

Задача профессиональной подготовки – обучить специальности, соответствующей государственному стандарту.

Задача профессионального усовершенствования квалификации -
расширить полученную квалификацию, адаптировать ее к изменяющемуся содержанию профессии; обеспечить профессиональный рост специалистов.

Задача профессиональной переподготовки – помочь освоить другую профессиональную деятельность специалисту с приобретенным профессиональным образованием, так как имеющаяся профессиональная квалификация не соответствует рыночным условиям труда, наносит физический или моральный вред.

Согласно современной трактовке, профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Профессиональное образование создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества.



Право на профессиональное образование – одно из фундаментальных прав личности (закреплено в Декларации прав человека), обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни.

В России профессиональное образование базируется на принципах демократизма, непрерывности и преемственности, общедоступности, светскости, поликультурности, рационального соотношения государственного и общественного начал в подготовке специалистов и др.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 22, 23, 24, 25, 26) указываются основные положения о получении профессионального образования на всех уровнях (начальное, среднее и высшее). Определены также различные отраслевые и межотраслевые виды профессионального образования: университетское, педагогическое, техническое, военное, ветеринарное и др.

В Российской Федерации содержание профессионального образования зафиксировано в таких документах, как государственный образовательный стандарт, профессионально-квалификационные характеристики (или профиль подготовки специалиста), учебные планы и программы.

Содержание образования для каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой. Но по существу силу нормативного документа в образовательной практике учреждений начального профессионального образования (НПО), среднего специального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) имеет государственный образовательный стандарт (ГОС). Порядок разработок утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ.

Содержание профессионального образования структурировано
не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами. Для системы НПО это Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования; для системы СПО – Классификатор специальностей среднего профессионального образования; для системы ВПО – Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В Перечне профессий и специальностей начального профессионального образования профессии распределены по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования. По каждой профессии определен минимальный срок обучения.

Классификатор специальностей среднего профессионального образования систематизирует специальности подготовки по группам родственных специальностей.

Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования включает две части: перечень направлений
подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей.

Структура ВПО сегодня состоит из двух самостоятельных элементов:

· профессионально ориентированного высшего образования, содержание которого дифференцировано по специальностям (его можно отнести к традиционному моноступенчатому варианту подготовки специалиста по конкретной специальности);

· наукоориентированного высшего образования, включающего ступени бакалавриата и магистратуры.

Бакалавриат и магистратура – это многоступенчатые системы подготовки специалистов широкого профиля. Данные ступени не предполагают узкую профессиональную подготовку, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Одной из актуальных проблем содержания начального профессионального образования является проблема унификация программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов.

Специфика профессионального образования заключается в большом разнообразии профессий и специальностей. Проблема преемственности всех этапов обучения на уровне государства разрешается за счет группировки профессий на базе объединения специальностей. Существующий сегодня Перечень профессий содержит не 200 разделов Единой тарифной квалификационной сетки, как это было ранее, а 42 крупных отраслевых комплекса, что значительно упрощает вопросы интеграции профессиональной подготовки, управления профессиональным обучением и распределением рабочих кадров. В основе Перечня лежит двухступенчатая иерархия профессионального разделения труда: наряду с общепринятым понятием «профессия» введено новое понятие «специальность». Специальность в данном случае – это конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии.

Основной единицей Перечня являются профессии, которые объединяют специальности, родственные по общности технико-технологических параметров, производства или трудовых функций. Подобное объединение позволяет расширить профиль подготовки, унифицировать учебно-программную документацию, обеспечить социальную защищенность работников в современных социально-экономических условиях.

Для разработки учебно-программной документации сегодня используются профессионально-квалификационные характеристики, которые разрабатываются на основе тарифно-квалификационных справочников. Однако данная категория документов не учитывает перспективы развития предприятий, а лишь отражает знания, умения, навыки, необходимые рабочему в настоящее время. В связи с этим актуальной становится прогностическая модель рабочего широкого профиля как эталон системы подготовки и повышения квалификации рабочего. Основой такой модели является изучение труда рабочих, структуры их профессиональной и познавательной деятельности, определение степени выраженности профессионально значимых качеств личности. Используя данные педагогических исследований, сопоставляя идеальную модель с существующей фактически, можно определить содержание профессионального обучения и воспитания.

Профессиональная характеристика квалифицированного рабочего является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования. Это многофункциональный документ, ориентированный на работодателей, учебные заведения, научно-методические организации системы образования, службу занятости и т. д.

13.3. Начальное профессиональное образование
как социально-педагогическая система

Система начального профессионального образования России построена по отраслевому принципу. До 2000 г. подготовка велась по 1500 специальностям, сегодня их количество составляет около 900 (для сравнения: в Германии подготовка ведется по 300 специальностям).

Принципами построения системы НПО являются:

· взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки;

· единство теоретического и практического обучения;

· принцип ведущей роли производственного обучения как системообразующего фактора обучения и воспитания.

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного общего образования (по отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) образовании).

В настоящее время выпускники системы НПО чрезвычайно востребованы рынком труда. По данным исследований И. П. Смирнова и Е. в. Ткаченко, 90% вакансий современного рынка труда приходится на квалифицированных рабочих и только 10% – на специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Современный работодатель заинтересован в качественно подготовленном рабочем. Сегодня вводится понятие «рабочий широкого профиля». Существующая система НПО должна обеспечить запросы рынка и восполнить недостаток квалифицированных рабочих. Одним из путей решения этой проблемы является реализация нового качества политехнической подготовки учащихся – формирование системы знаний об общих научных основах производства, соответствующих умений и навыков на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла. Базовое образование является первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.

С одной стороны, общеобразовательные предметы, являясь базой для изучения специальных предметов, способствуют повышению качества профессиональной подготовки учащихся, а с другой стороны, освоение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но и дополнить эти знания при изучении техники, организации и экономики производства. Необходим синтез знаний, умений и навыков в общеобразовательной и профессионально-технической сферах. При разработке основных направлений взаимосвязи общеобразовательной и основной подготовки следует существенно перестроить методы и средства обучения, организовать учебно-воспитательный процесс в системе НПО по-новому.

Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы. И бывают ситуации, когда это важно – разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

  • квалифицированного рабочего или служащего;
  • специалиста среднего звена.

По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

– программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

– программа переподготовки служащих и рабочих;

– программа повышения квалификации служащих и рабочих.

На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение – это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий, и стимулирование постоянного самообразования.

Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

Следует различать три вида обучения.

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

  • 1) Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
  • 2) Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
  • 3) Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Таким образом, предметом обучения являются:

  • -Знания - теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
  • -Умения - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;
  • -Навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;
  • -Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Объектом профессионального обучения является сотрудник.

Обучение -- двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Функции профессионального обучения

Образовательная Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

Воспитательная Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.

Развивающая Психическое развитие личности учащихся - сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста.